Программа по "Арт-терапии для детей с ОВЗ"
Оценка 4.8

Программа по "Арт-терапии для детей с ОВЗ"

Оценка 4.8
Документация
doc
психологическая работа +2
1 кл—5 кл
24.03.2017
Программа по "Арт-терапии для детей с ОВЗ"
Программа рассчитана на коррекцию и развитие детей с ОВЗ школьного возраста (8 вида обучения).Занятия для дополнительного образования.Возраст: 7-12 лет. Благодаря этой программе снимается напряжение у детей,корректируется : внимание,память; развивается мелкая моторика рук, происходит концентрация внимания. Рассчитана программа,как на учителей, психологов,дефектологов,так и на родителей.
арт-терапия нечушкина 2016.doc

 

Трудности и социально-экономические проблемы современного мира привели к явной невротизации населения. Возросло число детей невротиков. Каждого третьего ребёнка можно отнести к категории детей с нарушениями психоэмоционального состояния. Неустойчивость настроения, раздражительность, возбудимость, неумение «держать себя в руках», приводят этих детей в группу риска. Нарушается их социальная адаптация, возникают страхи, чувство одиночества и беспомощности, нерешительность в общении, скованность.

Арт-терапия в состоянии взять на себя задачу психокоррекции, так как изобразительная деятельность играет решающую роль в восстановлении эмоционального равновесия психики ребёнка благодаря индивидуальному и групповому выражению себя в изотворчестве.

  • Процесс создания творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия, символизация. Символическая функция, абстрагируя ту или иную функцию предмета или явления, позволяет ребёнку увидеть его благодаря символическому выражению в новом ракурсе, в новых отношениях с миром, то есть установить новое его значение и сделать шаг в направлении разрешения психотравмирующей ситуации. практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
  • арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
  • изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
  • продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
  • арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
  • арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
  • арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.

При использовании арт-терапии предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека. Спонтанный характер творческой деятельности на арт-терапевтических занятиях в отличие от процесса обучения изобразительному искусству. Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой.

 

 

Цель: самоадаптация и самовыражение, саморегуляция детей в продуктах творчества.

Задачи и функции:

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

А так же способствует:

    -   формированию духовности и культуры

  • эмфатическому принятию детей
  • созданию психологической атмосферы личностной безопасности
  • эмоциональной поддержке
  • стратегии и вербализации чувств и переживаний, актуализируемых в процессе творчества
  • формированию толерантности, способности к успешной социализации и адаптации в обществе

Адресность программы:

Программа по арт-терапии адресована детям с ОВЗ, их родителям, а так же специалистам, осуществляющим педагогическое сопровождение данной категории детей.

Данная программа отличается от общеобразовательных тем, что в рисунках детей могут преобладать различные типы изображения, отражающие возрастную динамику и индивидуальные особенности личностных переживаний.

Программа рассчитана на детей в возрасте 8-10 лет.

Программа реализуется в течение 1 учебного года.

Продолжительность занятий от 40 до 60 минут 3 раза в неделю, индивидуальная и групповая формы работы.

Плюсы работы в группе:
* тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз);
* демократизм отношений;
* чувство значимости – повышение самооценки;
* чувство коллективизма;
* высокая степень активизации самостоятельной работы каждого члена группы (даже робкие включаются в работу);
* дифференцированный подход;
* комфортный психологический климат (доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого);
* творческий подход
* рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
* умение слушать и принимать чужую точку зрения;
* умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
* развитие речи и коммуникативных навыков;
* умение четко и ёмко излагать свои мысли.

Ожидаемые результаты:

Применение арт-терапевтических приёмов в психокоррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:

  • обеспечивает эффективность эмоционального реагирования, придаёт ему даже в случаях агрессивных проявлений социально-приемлемые допустимые формы, при этом открываются возможности преобразования негативных эмоций в позитивные
  • облегчает процесс коммуникации для стеснительных и слабо ориентированных на сверстников детей
  • оказывает влияние на осознание ребёнком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, существенно повышает личностную идейность и развивает самооценку.

При проведении занятий соблюдаются следующие правила:

  • не использовать принуждение, указания, требования
  • ребёнок имеет право работать в собственном темпе
  • ребёнок имеет право отказаться от выполнения задания и может наблюдать за деятельностью других детей
  • введение запрета на сравнительные оценочные суждения, отметки, критику.

Арт-занятия предоставляют каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды, от сравнения с более успешными детьми, продвигаться в развитии соответственно своей природе.

Формы подведения итогов:

Выставки, совместные плакаты, семинары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

 

Наименование темы

Всего  часов

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие

6

1

5

2

«Штриховка и каракули»

6

1

5

3

«Рисуем чувство»

12

2

10

4

«Лепим свой страх»

12

1

11

5

«Истории в картинках»

7

1

6

6

«Монотипия»

7

1

6

7

«Здравствуй, песок»

12

1

11

8

«Волшебные превращения»

10

1

9

9

«Я рисую музыку без кисти»

11

1

10

10

Коллаж «Сказочная птица»

12

2

10

11

«Волшебные зеркала»

12

2

10

12

Заключительное, итоговое занятие.

1

-

1

 

Всего

108

14

94

 

Структура занятия:

 

Организация рабочего места

 5 мин.

1

Ритуал приветствия, способствует групповому сплочению, создает атмосферу доверия и принятия

 5 мин.

2

Разминка – антистрессовая гимнастика, снимает накопившееся напряжение;

 10 мин.

3

Основное содержание занятия, применение методов арт-терапии, техники релаксации, визуализации.

 30 мин.

4

Заключительный этап, подводится рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания, подведение итогов занятия.

 10 мин.

Итого:

 1 час

 

 

 

 

3.                 СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ)     ПРОГРАММЫ

1.     Вводное занятие.

Знакомство с правилами группы. Установление межличностных контактов в группе. Знакомство с изобразительной техникой марания.

Цель: Знакомство участников группы между собой и с тренером, создание благоприятной атмосферы в классе. Знакомство с методами арттерапии.

Материалы: бумага разного формата; краски, губки, кисточки, клубок ниток, одноразовые тарелочки;

1.      Ритуал начала занятия «Клубок»

Дети сидят на стульях по кругу. Тренер передает клубок ниток ребенку. ребенок при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику. Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

2.      Упражнения для первичного знакомства «Снежный ком».

Все играющие усаживаются в круг. Ведущий объясняет условия игры: он называет свое имя, следующий игрок называет имя предыдущего игрока, а затем свое, следующий игрок называет имена двух предыдущих игроков и свое, и т.д.

3.      «Мое настроение» техника марания.

В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-сессии, речь идет о спонтанных рисунках школьников, выполненных в абстрактной манере. Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен.

Беседа на тему «Какое мое настроение сегодня?». От чего может манятся настроение?

Затем дети на листах бумаги с помощью кисточек, губок, пальцев изображают свое настроение. Затем идет обсуждение. Какие эмоции и чувства вызывает рисунок?

4.      Ритуал прощания «Солнечные лучики»

Все стоят в кругу, протягивают руки вперед в центр круга. Все должны почувствовать себя теплым солнечным лучиком и взяться за руки.

 

2 Занятие «Штриховка и каракули»


Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр.

Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.

Штриховки и каракули могут иметь различное воплощение:

заполнение пространства (тонирование, создание фона, закрашивание штрихами выделенной поверхности) ;

рисование отдельных линий или их сочетаний (передача «характера» и взаимоотношений линий, например, грустной, испугавшейся линии, ссоры; так же появляются волны, лучи солнца, ветер, языки огня, взрывы, препятствия) ;

изображение объектов и символов в ритмической манере.

Графические линии могут быть прямыми, изогнутыми, ломаными, закругленными, спиралеобразными, иметь вид галочек, пунктира.

Чиркать можно, используя технику «фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт. Наверняка каждый пробовал так «проявить» монетку!

Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия.

Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.

 

 

 

3 Занятие «Рисуем чувство».

 


С помощью красок детям предлагается изобразить состояние человека, незаслуженно обидевшего кого-либо. По окончании рисования дети обсуждают цветовую гамму, которую они использовали в своих рисунках.

Взрослый знакомит детей с рядом советов, которые могут пригодиться в тех случаях, когда нам бывает трудно и мы не можем честно и открыто сказать о своих чувствах.

Советы
- Если ты чувствуешь, что совершил что-то нехорошее и не можешь сразу честно об этом сказать, то вырази свои чувства в своем дневнике, в котором ты можешь записывать самые сокровенные мысли (срабатывает эффект исповеди, когда, раскаиваясь, человек получает физическое и эмоциональное облегчение и воссоздает полную картину того, что произошло, многое для себя проясняя).
- Умей признать свою вину или ошибку и постарайся ее исправить: извинись за совершенное необдуманное действие, утешь обиженного.

- Если ты разгневан, то лучше ударь по подушке или боксерской груше, и ты почувствуешь облегчение.

- Чтобы почувствовать себя лучше, нужно заняться своим любимым делом (хобби).

 

 

 

 

 

4 Занятие «Лепим свой страх»

1.  Разминка "Тренируем эмоции".
Попросите ребенка нахмуриться как:
осенняя тучка;
рассерженный человек;
злой человек.
Попросите ребенка улыбнуться, как:
кот на солнце;
само солнце;
как Буратино;
как хитрая лиса;
как довольный ребенок.
Попросите ребенка показать как злится:
ребенок, у которого отняли конфету;
два барана на мосту;
человек, которого ударили.
Попросите ребенка показать как испугался:
ребенок, потерявшийся в лесу;
заяц, увидевший волка;
котенок, на которого лает собака.
Попросите ребенка показать, как устал:
папа после работы;
человек, поднявший тяжелый груз;
муравей, притащивший большую муху.
Попросите ребенка показать, как выглядит:
турист, снявший тяжелый рюкзак;
ребенок, который много потрудился, но помог маме;
уставший воин после победы.

2.Мой страх

Снятие тревожности, повышение эмоционального положительного отношения к ситуации.

3."Скульптура гнева" – учит распознавать и изображать в скульптуре "гнев"; способствует элиминации гнева, активизирует ассоциации детей

Создание доверительной обстановки: упражнения "Перо феи", "Гусеница".

Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений. Упражнения "Танцы-противоположности", "Передай настроение движением", этюды "Я сердит…", "Гнев".

Индивидуальная работа: лепка (соленое тесто).

Этап вербализации: метод вербальной и невербальной коммуникации, преобразования гнева, создание волшебства.
Ритуал окончания занятия – рассказ о своих ощущениях

Путешествие вволшебный мир

"Рисуем волшебный мир" – учит осознанию своего самочувствия, способствует снижению эмоционального напряжения, уменьшению тревожности, развитию творческой личности

Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия в кругу).
Релаксация: "Мы волшебники".

Актуализация визуальных, аудиальных ощущений. Методы активного воображения: "Воображаемое путешествие", "Заколдуй и расколдуй".

Индивидуальная работа: создание волшебного мира.

Этап вербализации: сказка о моем волшебном мире.

Ритуал окончания занятия – рассказ о своих ощущениях

 

5 Занятие « Истории в картинках»


"Цветочный волшебный мир" – помогает в раскрытии внутреннего мира, снятии эмоционального напряжения, развитии творческой личности

Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия в кругу).

Релаксация: "Самое лучшее место".

Актуализация визуальных, аудиальных ощущений. Методы активного воображения: "Воображаемое путешествие", "Волшебные краски".

Индивидуальная работа: создание цветочного волшебного мира.

Этап вербализации: сказка о цветочном волшебном мире.

Ритуал окончания занятия – рассказ о своих ощущениях.

 

6 Занятие «Монотипия»

На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.

Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» – «один», так как отпечаток в этой технике получается только один. Если хочется что-то изменить или улучшить, нужно изготовить новый «оригинал», то есть нарисовать все заново.

Традиционная техника печатного художественного изображения в арт-работе с дошкольниками и младшими школьниками может быть модифицирована.

На одном и том же листе можно делать несколько оттисков. Если после получения отпечатка ребенок продолжит рисовать на той же основе и повторно приложит лист с оттиском, рисунок изменится, вдохновляя автора на новое творчество. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата.

При желании возможно «прописать» готовый отпечаток – дорисовать или приклеить сверху нужные элементы для завершения образа.

7 Занятие «Здравствуй,  песок»

"Здравствуй, песок" – снижает психофизическое напряжение, развивает моторику пальцев

Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия: прикоснись ладошкой; погладь по плечу; поздоровайся улыбкой; скажи приятные слова всем детям; воздушный поцелуй и др.) "От чистого сердца, с любовью – здравствуйте!".
Создание доверительной обстановки. Упражнение "Знакомство". Правило: подружись с песком.

Актуализация визуальных, кинестетических ощущений. Упражнения "Здравствуй, песок", "Песочный дождик", "Песочный ветер".

Индивидуальная работа с песком и мелкими игрушками.

Этап вербализации: "Сказка о том, как мы подружились…".

Ритуал окончания занятия – "Похвали себя за работу"

"Необыкновенные следы" – развивает тактильную чувствительность, воображение

Ритуал начала занятия (улыбнись всем ребятам, пожелай хорошего настроения).

Создание доверительной обстановки. Упражнение "пальчиковая гимнастика".

Актуализация визуальных, кинестетических ощущений. Упражнения "Здравствуй, песок", "Необыкновенные следы", "Узоры на песке".

Индивидуальная работа с песком и "бросовым" материалом (пуговицы, бусинки, трафареты и др.).

Этап вербализации: "Песочный круг" (использование техники активного воображения).

Ритуал окончания занятия – рефлексия

"Царство песчаных человечков" – снимает эмоциональное напряжение, развивает тактильную чувствительность, образное мышление

Ритуал начала занятия. "Здороваемся пальчиками, локтями, спинками".

Создание доверительной обстановки: Упражнение "Кричалки", "Песочный дождик".

Актуализация визуальных, кинестетических ощущений. Приход песчаного человечка, "Здравствуй, песок", "Игры волшебника", "Секретное задание кротов".

Индивидуальная работа с песком и мелкими игрушками: "Песочные прятки", "Кто спрятался".

Этап вербализации: "Сказка о песчаных человечках".

Ритуал окончания занятия – рефлексия. "Выставка песчаных человечков"

"Радость" – работа с цветной манкой; развивает эмоции, коммуникативные навыки, творческое воображение

Ритуал начала занятия "Круг".

Создание доверительной обстановки: Упражнение "Знакомство" (о чем расскажет цвет?).

Актуализация визуальных, кинестетических ощущений. Упражнения "Игры волшебника", "Краски моего настроения", проговаривание своих чувств.

Индивидуальная работа с цветной манкой.

Этап вербализации: "Моя радость!".

Ритуал окончания занятия – "Радуемся вместе!"

8 Занятие «Волшебные превращения»

"Волшебные превращения" – монотипия – помогает в развитии умения передавать эмоциональное состояние через художественный образ, снижении психоэмоционального напряжения, повышении уверенности в себе, развитии творческой личности

Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия).

Актуализация визуальных, аудиальных, ощущений.

Создание монотипии: игры с красками, волшебные заклинания.

Конкретизация увиденного образа, придумывание названия.

Этап вербализации: использование техники активного воображения, метода личностной перспективы, вербальной и невербальной коммуникации.

Рефлексивный анализ: рассказ об ощущениях, оформление работ для выставки.

Ритуал окончания занятия

 

 9 Занятие «Я рисую музыку без кисти»

– учит распознавать чувства и эмоции; стимулирует их проявление; развивает наблюдательность и активность

Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия).

Создание доверительной обстановки:

 упражнения "Передай настроение", "Веселые и грустные гномики".

Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений. Упражнения "Волшебные капельки", "Краски музыки", "Краски грусти".


 

 

10 Занятие Коллаж «Сказочная птица»


Коллаж "Сказочная птица" – способствует расслаблению, снятию мышечного напряжения, развитию креативности, способности к абстрактному мышлению детей

Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия).

Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.

Создание фона для коллажа.

Свободное творчество.

Этап вербализации (вербальные и невербальные коммуникации).

Рефлексивный анализ.

Ритуал окончания занятия

 

11. Занятие «Волшебные зеркала»


"Волшебные зеркала" – формирует положительную "Я-концепцию", самопринятие, уверенность в себе, снижает тревожность, выявляет положительные черты личности

Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия).

Создание доверительной обстановки: упражнения "Волшебная палочка", "Кричалки".

Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.

Упражнения "Волшебные очки", "Превращения", "Шляпа героя ".

Индивидуальная работа: "Я в волшебном зеркале".

Этап вербализации: метод личностной перспективы, рассказ о себе.

Ритуал окончания занятия – рефлексия.

 

12.Занятие.«Заключительное,итоговое».

Занятие может проводиться вместе с родителями.

Подводятся итоги работы за год.

Обмениваются впечатлениями и наблюдениями педагог и родители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

4.     МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

         

Арт-терапия - это лечение изобразительным искусством. Опыт многолетней работы с детьми младшего школьного возраста

(с ОВЗ , в том числе)позволяет сформулировать условия, соблюдение которых делает арт-терапию более успешной.

Преимущества арт-терапии перед другими формами работы

- в работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков;

- арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, что делает ее особенно ценной в работе с детьми младшего школьного возраста;

- изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей;

- она позволяет использовать работы ребенка для оценки его состояния;
является средством свободного самовыражения;

- вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию;

- основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.     МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Оборудование кабинета:

1.                 Комплект навесного оборудования .

2.                 Столы с подсветкой и песком (манкой).

3.                 Краски : гуашь, темперы, акварельные.

4.                 Сухие листья, газеты.

5.                 Записи музыкальных классических произведений, а также музыки для детей из мультфильмов .

6.                 Набор шумовых инструментов.

7.                 Пластилин, доски для лепки.

8.                 Ватман.

9.                 Аптечка.

10.            Клубок красных ниток..

11.            Мука, соль.

12.            Просты карандаши или фломастеры.

13.            Столы, стулья ( по количеству детей).

Мультимедийное оборудование:

1. Компьютер.

2. Мультимедийный компьютер.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Рабочая программа.

2. Разработки занятий.

 

 

 

 

 

 

6.     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

 



1.Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003.

2.Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.

3."Арт-терапия: Диалог: Россия-Великобритания" Сборник статей. Островитянин, 2008.

4."Арт-терапия".ред.-сост. А.И.Копытин. СПБ., 2001.

5.Бетенски М. "Что ты видишь? Новые методы арт-терапии". М., 2002.

6.Богданович В. "Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы". Золотое Сечение, 2008.

7.Будза А. "Арт-терапия: Йога внутреннего художника". Феникс, 2006.

8.Будза А. "Эзотерическая фотография. Дзэн и фото-арт-терапия". Феникс, 2007.

9.Бурно М.Е. "Терапия творческим самовыражением". М., 1989.

10.ВальдесОдриосола М. - "Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности." Методическое пособие. Владос, 2005.

11.Вачков И.В. "Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку". М.,2001.

12.Ганим Барбара. "Исцеление через искусство". Минск, 2005.

13.Дженингс С., Минде А. "Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии". М., 2003.

14."Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала" ред. А.И.Копытина. СПб., 2002.

15.Дрешер Ю.Н. "Библиотерапия, теория и практика: учебное пособие". Профессия, 2007.

16.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т.М. "Практикум по креативной терапии". М.: ТЦ Сфера, 2003.

17.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.

18.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. "Психотерапия зависимостей: Метод арт-терапии". СПб.: Речь 2002.

19.Остер, Дж., Гоулд П. "Рисунок в психотерапии". М., 2000.

20.Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.

21.Кожохина С.К. "Растём и развиваемся с помощью искусства". СПб.: Речь, 2006.

22.Кокоренко В.Л. "Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий". СПб.: Речь, 2005.

23.Колошина Т., Тимошенко Г. "Марионетки в психотерапии". М., 2001.

24.Копытин А.И., Корт Б. "Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия". СПб.: Речь, 2007.

25.Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". СПб., 2002.

26.Копытин А.И. "Тест "Нарисуй историю". СПб.: Речь, 2003.

27.Копытин А.И. "Системная арт-терапия". СПб.: Питер, 2001.

28.Копытин А.И., Свистовская Е.Е. "Арт - терапия детей и подростков". М.: Когито - Центр, 2007.

29.Королева З. "Говорящий рисунок" (100 графических тестов). 2006.

30.Короп Илья. "Законы Радости. Исцеление словом и музыкой" (+ CD). Открытый Мир, 2008.

31.Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.

32.Красный Ю.Е. "Арт - всегда терапия". 2006.

 

 

 


Трудности и социально-экономические проблемы современного мира привели к явной невротизации населения

Трудности и социально-экономические проблемы современного мира привели к явной невротизации населения

Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов; продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать…

Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов; продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать…

Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой

Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой

Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха

Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха

Адресность программы: Программа по арт-терапии адресована детям с

Адресность программы: Программа по арт-терапии адресована детям с

Ожидаемые результаты: Применение арт-терапевтических приёмов в психокоррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты: обеспечивает эффективность эмоционального реагирования, придаёт ему даже в случаях агрессивных проявлений социально-приемлемые…

Ожидаемые результаты: Применение арт-терапевтических приёмов в психокоррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты: обеспечивает эффективность эмоционального реагирования, придаёт ему даже в случаях агрессивных проявлений социально-приемлемые…

Арт-занятия предоставляют каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды, от сравнения с более успешными детьми, продвигаться в развитии соответственно своей природе

Арт-занятия предоставляют каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды, от сравнения с более успешными детьми, продвигаться в развитии соответственно своей природе

Наименование темы Всего часов

Наименование темы Всего часов

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ)

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ)

Беседа на тему «Какое мое настроение сегодня?»

Беседа на тему «Какое мое настроение сегодня?»

Графические линии могут быть прямыми, изогнутыми, ломаными, закругленными, спиралеобразными, иметь вид галочек, пунктира

Графические линии могут быть прямыми, изогнутыми, ломаными, закругленными, спиралеобразными, иметь вид галочек, пунктира

С помощью красок детям предлагается изобразить состояние человека, незаслуженно обидевшего кого-либо

С помощью красок детям предлагается изобразить состояние человека, незаслуженно обидевшего кого-либо

Разминка "Тренируем эмоции".

Разминка "Тренируем эмоции".

Снятие тревожности, повышение эмоционального положительного отношения к ситуации

Снятие тревожности, повышение эмоционального положительного отношения к ситуации

Актуализация визуальных, аудиальных ощущений

Актуализация визуальных, аудиальных ощущений

Ритуал окончания занятия – рассказ о своих ощущениях

Ритуал окончания занятия – рассказ о своих ощущениях

Занятие «Здравствуй, песок» "Здравствуй, песок" – снижает психофизическое напряжение, развивает моторику пальцев

Занятие «Здравствуй, песок» "Здравствуй, песок" – снижает психофизическое напряжение, развивает моторику пальцев

Актуализация визуальных, кинестетических ощущений

Актуализация визуальных, кинестетических ощущений

Ритуал окончания занятия – рефлексия

Ритуал окончания занятия – рефлексия

Актуализация визуальных, аудиальных, ощущений

Актуализация визуальных, аудиальных, ощущений

Занятие Коллаж «Сказочная птица»

Занятие Коллаж «Сказочная птица»

Создание доверительной обстановки: упражнения "Волшебная палочка", "Кричалки"

Создание доверительной обстановки: упражнения "Волшебная палочка", "Кричалки"

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УСЛОВИЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УСЛОВИЕ

- основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

- основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

Дрешер Ю.Н. "Библиотерапия, теория и практика: учебное пособие"

Дрешер Ю.Н. "Библиотерапия, теория и практика: учебное пособие"

СПб.: Речь -2001. 32.Красный

СПб.: Речь -2001. 32.Красный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017