Программа по биологии 5 класс
Оценка 5

Программа по биологии 5 класс

Оценка 5
Особые потребности
docx
биология
5 кл
17.03.2019
Программа по биологии 5 класс
Рабочая программа учебного предмета «БИОЛОГИЯ» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с учётом примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15), программы по учебному предмету «Биология»для5 классов под редакцией А.А. Плешакова. Программа предназначена для учащихся 5 класса с использованием учебника, вошедшего в федеральный перечень учебников. Название учебника: «Биология. Бактерии, грибы, растения.5 кл.» Автор: В.В Пасечник.-4-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2015.
5 класс готовая.docx
Пояснительная записка          Рабочая программа учебного предмета «БИОЛОГИЯ» для 5 класса составлена в  соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего  образования (далее – ФГОС ООО), утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с учётом примерной основной образовательной  программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно­методическим  объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15), программы  по учебному предмету «Биология»для5 классов под редакцией А.А. Плешакова. Программа  предназначена для учащихся 5 класса с использованием учебника, вошедшего в федеральный  перечень учебников. Название учебника: «Биология. Бактерии, грибы, растения.5 кл.»  Автор: В.В Пасечник.­4­е изд.,стереотип.­М.:Дрофа,2015.     Реализация Программы обеспечивает выполнение требований ФГОС ООО и достижение  следующих основных целей ООО, в том числе с учётом специфики предмета: 1) для всех учебных предметов: ­ обеспечение достижения учащимися уровня функциональной грамотности, необходимой в  современном обществе; ­ подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и  профессионального пути; ­ обеспечение сформированности у учащихся способностей самостоятельно ставить цели и  определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в  реальной жизни, за рамками учебного процесса; ­ обеспечение овладения учащимися общими умениями, навыками, способами познавательной,  информационно­коммуникативной, рефлексивной деятельности как существенными  элементами культуры, необходимым условием развития и социализации школьников; 2) с учётом специфики учебного предмета «Биология»: 1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития  исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате  деятельности человека, для развития современных естественно­научных представлений о  картине мира; 2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических  объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об  экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о  наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; 3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных  биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения  экологического мониторинга в окружающей среде; 4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия  деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать  целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой  природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению  биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; 5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем  необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях  быстрого изменения экологического качества окружающей среды; 6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,  выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. 1 Общая характеристика предмета «Биология»          Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование  биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных  особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном  существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой. Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного  мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,  моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на  межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика»,  «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык»,  «Литература» и др. Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане          На изучение учебного предмета «Биология» в учебном плане основного общего  образования отведено в 5 классе отведено 34 часа (1 час в неделю). РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС»   изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие  Личностными результатами   умения: Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и  объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках  самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения  здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки  других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия  людей на Земле. Метапредметными результатами   универсальных учебных действий (УУД).   изучения курса «Биология» является формирование  Регулятивные УУД:  Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель  учебной деятельности, выбирать тему проекта.  Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из  предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.  Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения  проекта).  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять  ошибки самостоятельно.  В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии  оценки. 2  Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога  на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных  достижений (учебных успехов). 3 Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и  критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе  дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать  информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск  информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,  распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).   изучения предмета «Биология» являются следующие умения: Предметными результатами   1. ­ осознание роли жизни: – определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. 2. – рассмотрение биологических процессов в развитии: – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с  предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. 3. – использование биологических знаний в быту: – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. 4. –  объяснять мир с точки зрения биологии: – перечислять отличительные свойства живого; – различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны,  папоротники, голосеменные и цветковые); – определять основные органы растений (части клетки); – объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии,  грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); 5. – понимать смысл биологических терминов; – характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,  измерение) и их роль в познании живой природы; – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться  увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения  препаратов. 6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни: – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; – различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности. 4 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» В результате изучения курса биологии в 5 классе: Ученик научится:     проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать  биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические  эксперименты и интерпретировать их результаты. овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами,  теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение;  освоит общие приемы оказания первой помощи; рациональной организации труда и  отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. приобретет навыки использования справочных материалов (на бумажных и электронных  носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач. Ученик получит возможность научиться:                осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению  к живой природе, здоровью своему и окружающих; ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию  биологического содержания в средствах массовой информации и Интернет­ресурсах; создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и  процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление  презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников. выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных  для живых организмов; аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений,  животных, грибов и бактерий; аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и  бактерий; осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий,  грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической  группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных  организмов в жизни человека; объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и  животных на примерах сопоставления биологических объектов; выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде  обитания; сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы  жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и  тканей, органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические  объекты и процессы, знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; 5         знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно­популярной  литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и  оценивать ее, переводить из одной формы в другую; основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов  различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее. использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,  ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;  размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам  живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,  экологическое сознание, эмоционально­ценностное отношение к объектам живой  природы); осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных,  бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать  выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с  изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и  бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и  адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. Содержание учебного предмета «Биология» Введение Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий,  грибов, растений и животных. Отличительные признаки живогоинеживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на  живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Лабораторные и практические работы Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Раздел 1. Клеточное строение организмов Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение:  оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление  веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторные и практические работы Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание подмикроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. 6 Приготовление препарата и рассматривание подмикроскопом движения цитоплазмы в клетках  листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. Раздел 2.  Царство Бактерии Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе  и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.Строение и  жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни  человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы.  Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика  отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы­паразиты. Роль грибов в природе и  жизни человека. Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Лабораторные и практические работы Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение  дрожжей. Раздел 3. Царство Грибы Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы.  Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика  отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы­паразиты. Роль грибов в природе и  жизни человека.ДемонстрацияМуляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты  (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Лабораторные и практические работы Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей. Раздел 4. Царство Растения Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика  растительного царства. Многообразие растений, ихсвязь со средой обитания. Роль в биосфере.  Охранарастений. Основные группы растений (водоросли,мхи, хвощи, плауны, папоротники,  голосеменные,цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей.  Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослейв природе и жизни  человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи.Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их  значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в  природеи жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания.  Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые  растения, их строениеи многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни  человека. Происхождениерастений. Основные этапы развития растительногомира. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений. Лабораторные и практические работы Строение зеленых водорослей. 7 Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). Итоговое повторение Формы организации образовательного процесса Основная форма организации учебного процесса – урок. В планировании учебного материала, а также в зависимости от цели урока используются  следующие   формы проведения урока: уроки с групповыми формами работы уроки­зачеты урок изучения нового материала урок закрепления знаний, умений и навыков комбинированный урок  урок­беседа повторительно­обобщающий урок Урок ­ лабораторная работа Тематическое планирование Тема  Основные виды учебной деятельности № 1 Биология — наука о живой природе. Входной контроль по теме: «Биология –это  наука» 2 Методы исследования в биологии.  Лабораторная работа №1 «Фенологические  наблюдения за сезонными изменениями в  природе. Ведение дневника наблюдений» 3 Царства бактерий, грибов, растений и  животных. Отличительные признаки живого и неживого. 4 5 6 Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние  деятельности человека на природу, ее охрана. Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» 8 знакомство с учебником и его  методическим аппаратом, работа с  текстом и иллюстрациями учебника,  сотрудничество одноклассниками при  обсуждении. работа с текстом и иллюстрациями учебника,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. работа с текстом и иллюстрациями учебника,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. работа с текстом и иллюстрациями учебника,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении работа с видеофильмом, текстом и  иллюстрациями учебника,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении работа в группах по изучению разнообразия живых  организмов и осенних явлений в жизни  растений и животных, сотрудничество  с одноклассниками в группе при 7 Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) Лабораторная работа №2 «Устройство  лупы и светового микроскопа. Правила  работы с ними». 8 Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) Лабораторная работа №3«Изучение клеток  растения с помощью лупы» 9 Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма,  ядро, вакуоли. Лабораторная работа  №4 «Приготовление  и рассматривание препарата кожицы чешуи  лука под микроскопом». 1 0 1 1 Клетка и ее строение: пластиды. Лабораторная работа №5 «Приготовление  препаратов и рассматривание под  микроскопом пластид в клетках листа  элодеи, плодов томатов, рябины,  шиповника» Химический состав клетки: неорганические и органические вещества обсуждении результатов наблюдений и  составлении отчета по экскурсии знакомство с увеличительными  приборами,  работа с текстом и иллюстрациями учебника,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении Рассматривание клеточного строения  организмов с помощью лупы, работа с текстом и иллюстрациями учебника,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении Приготовление микропрепарата и  изучение его под микроскопом,  схематическое изображение строения  клетки в тетради, обсуждение результатов работы,  выполнение лабораторной работы по  инструктивной карточке Приготовление микропрепаратов и  изучение их под микроскопом,  схематическое изображение строения  клеток в тетради, работа с текстом и иллюстрациями  учебника, сотрудничество с  одноклассниками при обсуждении результатов Знакомство с химическим составом  клетки и его сравнение с бъетом  неживой природы, наблюдение за  опытами, демонстрируемыми  учителем, и обсуждение их результатов; работа с текстом и  иллюстрациями учебника, сотрудничество с  одноклассниками при обсуждении 1 2 Химический состав клетки: неорганические и органические вещества 1 Жизнедеятельность клетки: поступление  проведение биологических  9 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 веществ в клетку. Лабораторная работа  №5 «Приготовление  препарата и рассматривание под  микроскопом движения цитоплазмы в  клетках листа элодеи» Жизнедеятельность клетки: рост, развитие и  деление клетки. Промежуточный контроль по теме: «Клетка» Понятие «ткань» Лабораторная работа  №6  «Рассматривание под микроскопом готовых  микропрепаратов различных растительных  тканей» Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» Строение и жизнедеятельность бактерий.  Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в  природе. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Роль грибов в  природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые  грибы. Лабораторная работа  №7 «Строение  плодовых тел шляпочных грибов» Дрожжи, плесневые грибы. Лабораторная работа  №8  «Строение  плесневого гриба мухомора. Строение дрожжей» Грибы­паразиты. Обобщающий урок по теме «Царство  Бактерии. Царство Грибы» 10 экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке и  объяснение их результатов, наблюдение за движением цитоплазмы в клетке, фиксация, анализ и обсуждение результатов наблюдений работа с текстом и иллюстрациями учебника работа с текстом и иллюстрациями учебника,  выполнение лабораторной работы по  инструктивной карточке, работа с текстом и иллюстрациями учебника;  формирование представления о  единстве живого на основе совместного обсуждения усвоенных знаний Работа с текстом и иллюстрациями учебника,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении Работа с текстом и иллюстрациями учебника,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении Работа с текстом и иллюстрациями учебника,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении работа с текстом и иллюстрациями учебника,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении, выполнение лабораторной  работы по инструктивной карточке работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение  лабораторной работы по  инструктивной карточке,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении работа с текстом и иллюстрациями учебника,  сотрудничество с учащимися класса  при обсуждении обсуждение сообщений учащихся  «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека», 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 Растения. Ботаника – наука о растениях.  Методы изучения растений. Общая  характеристика растительного царства. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Лабораторная работа  №9 «Строение  зеленых водорослей» Лишайники, их строение, разнообразие, среда  обитания. Значение в природе и жизни  человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания.  Строение мхов, их значение. Лабораторная работа №10 «Строение мха» Папоротники, хвощи, плауны, их строение,  многообразие, среда обитания, роль в природе  и жизни человека, охрана. Лабораторная работа №11 «Строение  спороносящего хвоща и спороносящего  папоротника» Голосеменные, их строение и разнообразие.  Среда обитания. Распространение  голосеменных. Лабораторная работа  №12 «Строение хвои  и шишек хвойных» 3 Цветковые растения, их строение и  11 сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса о практической  значимости знаний о бактериях и  грибах Работа с текстом и иллюстрациями учебника,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении Выполнение лабораторной работы,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов  лабораторной работы, работа с текстом и иллюстрациями учебника. работа с текстом и иллюстрациями учебника, изучение  лишайников в природе работа с текстом и иллюстрациями учебника,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в  строении высших споровых растений  по сравнению с низшими, выполнение  лабораторной работы, сотрудничество  с одноклассниками при обсуждении результатов  лабораторной работы работа с текстом и иллюстрациями учебника,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в  строении высших споровых растений  по сравнению с низшими, выполнение  лабораторной работы, сотрудничество  с одноклассниками при обсуждении результатов  лабораторной работы работа с текстом и иллюстрациями учебника,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в  строении семенных растений по  сравнению с высшими споровыми растениями,  выполнение лабораторной работы,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов  лабораторной работы работа с текстом и 0 многообразие. Среда обитания. Значение  цветковых в природе и жизни человека. 3 1 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Обобщающий урок по теме: «Царство  Растения» Годовая контрольная . Заключительный урок по курсу «Биология. 5 класс». Летние задания Игра «Посвящение в ботаники» 3 2 3 3 3 4 иллюстрациями учебника,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной  работы и вопроса об усложнении в строении покрытосеменных растений  по сравнению с голосеменными растениями работа с текстом и иллюстрациями учебника,   сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении покрытосеменных растений  по сравнению с голосеменными растениями Обсуждение сообщений учащихся  «Многообразие растений и их значение в природе и жизни человека»,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса о практической  значимости знаний о растениях работа с текстом и иллюстрациями учебника,   сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопросов урока работа с текстом и иллюстрациями учебника,   сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопросов урока Учебно­тематический план Общее  количество  часов 6 10 Наименование  разделов  Введение.  Биология как  наука. Глава 1. Клетка ­  основа строения и  жизнедеятельности организмов Из них на выполнение следующих видов  работ: контрольных практических  (лабораторных) 1 1 экскурсии 1 5 12 Глава 2. Царство бактерий. Глава3. Царство грибы. Глава4. Царство растения. Итоговое  повторение. 2 5 9 2 Итого. 34 1 1 3 1 2 4 13 1 13 Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательной деятельности. УМК учащихся: 1. «Биология. Бактерии, грибы, растения.5 кл.» В.В Пасечник.­4­е  изд.,стереотип.­М.:Дрофа,2015. УМК учителя:1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5— 6 классы (учебник), М. «Просвещение», 2015 2. В. В. Пасечник   и  др.   Биология.   Поурочные  разработки. 5—6 классы (пособие для  учителя), М. «Просвещение. 3. В. В. Пасечник   и  др.   Биология.   Рабочие программы. Предметная линия учебников  «Линия жизни» 5­9 классы, М. «Просвещение», 2015 Материально­техническое обеспечение Печатные пособия 1.Биология 6 класс. Растения, грибы, лишайники  14 таблиц 2.Вещества растений. Клеточное строение 12 таб. 3.Общее знакомство с цветковыми растениями 6 таблиц 4.Растение ­ живой организм 4 таблицы 5.Растения и окружающая среда 7 таблиц 6.«Ботаника 1»  (12 таблиц) 7.Портреты ученых биологов 8.Строение, размножение и разнообразие растений 9.Схема строения  клеток живых организмов 10.Уровни организации живой природы 11.Растения. Грибы. Лишайники УЧЕБНО­ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО­ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Комплект микропрепаратов «Ботаника 1» Комплект микропрепаратов «Ботаника2» Микроскоп школьный Комплект оборудования для комнатных растений Лупа ручная Лупа штативная МОДЕЛИ Размножение различных групп растений (набор) Строение клеток растений и животных Муляжи Плодовые тела шляпочных грибов НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ Коллекция « Палеонтологическая (форма сохранности ископ. раст. и живот.) Коллекция «Голосеменные растения Гербарий «Основные группы растений» Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений,  экологические особенности разных групп Набор микропрепаратов по ботанике Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники» (базовый 14 Ископаемые растения и животные. Календарно тематическое планирование по биологии, 5 класс (34 ч., 1 ч. в неделю) Тема урока Дата Примечание № 1 Биология — наука о живой природе. Входной контроль по теме: «Биология –это наука» 2 Методы исследования в биологии. Лабораторная работа  №1 «Фенологические наблюдения за сезонными  изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» 3 Царства бактерий, грибов, растений и животных. 4 5 6 Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности  человека на природу, ее охрана. Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» 7 Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) Лабораторная работа №2 «Устройство лупы и  светового микроскопа. Правила работы с ними». 8 Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) Лабораторная работа №3«Изучение клеток растения с  помощью лупы» 9 Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Лабораторная работа  №4 «Приготовление и  рассматривание препарата кожицы чешуи лука  подмикроскопом». Клетка и ее строение: пластиды. Лабораторная работа №5 «Приготовление препаратов и  рассматривание подмикроскопом пластид в клетках  листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника» 1 0 15 1 1 Химический состав клетки: неорганические и органические вещества 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 Химический состав клетки: неорганические и органические вещества Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку. Лабораторная работа  №5 «Приготовление препарата и  рассматривание под микроскопом движения  цитоплазмы в клетках листа элодеи» Жизнедеятельность клетки: рост, развитие и деление  клетки. Промежуточный контроль по теме: «Клетка» Понятие «ткань» Лабораторная работа  №6 «Рассматривание под  микроскопом готовых микропрепаратов различных  растительных тканей» Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение  бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека.  Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и  жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Лабораторная работа  №7 «Строение плодовых тел  шляпочных грибов» 16 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 Дрожжи, плесневые грибы. Лабораторная работа  №8  «Строение плесневого гриба  мукора. Строение дрожжей» Грибы­паразиты. Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии. Царство  Грибы» Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения  растений. Общая характеристика растительного царства. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Лабораторная работа  №9 «Строение зеленых  водорослей» Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания.  Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов,  их значение. Лабораторная работа №10 «Строение мха» Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие,  среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторная работа №11 «Строение спороносящего  хвоща и спороносящего папоротника» Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных. Лабораторная работа  №12 «Строение хвои и шишек хвойных» Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда  обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Обобщающий урок по теме: «Царство Растения» Годовая контрольная. Заключительный урок по курсу «Биология. 5 класс». Летние задания 17 Игра «Посвящение в ботаники» 3 4 18

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс

Программа по биологии 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2019