Рабочая программа учебного предмета «БИОЛОГИЯ» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с учётом примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15), программы по учебному предмету «Биология»для5 классов под редакцией А.А. Плешакова. Программа предназначена для учащихся 5 класса с использованием учебника, вошедшего в федеральный перечень учебников.
Название учебника: «Биология. Бактерии, грибы, растения.5 кл.»
Автор: В.В Пасечник.-4-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2015.
5 класс готовая.docx
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «БИОЛОГИЯ» для 5 класса составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (далее – ФГОС ООО), утверждённым приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с учётом примерной основной образовательной
программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебнометодическим
объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15), программы
по учебному предмету «Биология»для5 классов под редакцией А.А. Плешакова. Программа
предназначена для учащихся 5 класса с использованием учебника, вошедшего в федеральный
перечень учебников.
Название учебника: «Биология. Бактерии, грибы, растения.5 кл.»
Автор: В.В Пасечник.4е изд.,стереотип.М.:Дрофа,2015.
Реализация Программы обеспечивает выполнение требований ФГОС ООО и достижение
следующих основных целей ООО, в том числе с учётом специфики предмета:
1) для всех учебных предметов:
обеспечение достижения учащимися уровня функциональной грамотности, необходимой в
современном обществе;
подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и
профессионального пути;
обеспечение сформированности у учащихся способностей самостоятельно ставить цели и
определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в
реальной жизни, за рамками учебного процесса;
обеспечение овладения учащимися общими умениями, навыками, способами познавательной,
информационнокоммуникативной, рефлексивной деятельности как существенными
элементами культуры, необходимым условием развития и социализации школьников;
2) с учётом специфики учебного предмета «Биология»:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития
исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате
деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о
картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о
наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных
биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения
экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению
биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем
необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях
быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
1 Общая характеристика предмета «Биология»
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование
биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных
особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном
существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на
межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика»,
«Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык»,
«Литература» и др.
Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане
На изучение учебного предмета «Биология» в учебном плане основного общего
образования отведено в 5 классе отведено 34 часа (1 час в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС»
изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие
Личностными результатами
умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки
других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия
людей на Земле.
Метапредметными результатами
универсальных учебных действий (УУД).
изучения курса «Биология» является формирование
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
2 Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
3 Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины
и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Предметными результатами
1. осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с
предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные:
грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны,
папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии,
грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,
измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться
увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения
препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
4 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
В результате изучения курса биологии в 5 классе:
Ученик научится:
проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать
биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические
эксперименты и интерпретировать их результаты.
овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами,
теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение;
освоит общие приемы оказания первой помощи; рациональной организации труда и
отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы
в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
приобретет навыки использования справочных материалов (на бумажных и электронных
носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Ученик получит возможность научиться:
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового
образа жизни в быту;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению
к живой природе, здоровью своему и окружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию
биологического содержания в средствах массовой информации и Интернетресурсах;
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и
процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных
для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений,
животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и
бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий,
грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической
группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных
организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и
животных на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде
обитания;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы
жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы, знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
5
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научнопопулярной
литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и
оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов
различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять
работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;
размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,
экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой
природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые
и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных,
бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и
бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и
адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного предмета «Биология»
Введение
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий,
грибов, растений и животных. Отличительные признаки живогоинеживого. Связь организмов со
средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на
живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение:
оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление
веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Изучение клеток растения с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание подмикроскопом пластид в клетках листа элодеи,
плодов томатов, рябины, шиповника.
6 Приготовление препарата и рассматривание подмикроскопом движения цитоплазмы в клетках
листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2. Царство Бактерии
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе
и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.Строение и
жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни
человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы.
Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика
отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибыпаразиты. Роль грибов в природе и
жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня,
спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение
дрожжей.
Раздел 3. Царство Грибы
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы.
Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика
отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибыпаразиты. Роль грибов в природе и
жизни человека.ДемонстрацияМуляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты
(трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей.
Раздел 4. Царство Растения
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика
растительного царства. Многообразие растений, ихсвязь со средой обитания. Роль в биосфере.
Охранарастений. Основные группы растений (водоросли,мхи, хвощи, плауны, папоротники,
голосеменные,цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей.
Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослейв природе и жизни
человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение
в природе и жизни человека. Мхи.Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их
значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в
природеи жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания.
Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые
растения, их строениеи многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни
человека. Происхождениерастений. Основные этапы развития растительногомира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей.
7 Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща.
Строение спороносящего папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Итоговое повторение
Формы организации образовательного процесса
Основная форма организации учебного процесса – урок.
В планировании учебного материала, а также в зависимости от цели урока используются
следующие формы проведения урока:
уроки с групповыми формами работы
урокизачеты
урок изучения нового материала
урок закрепления знаний, умений и навыков
комбинированный урок
урокбеседа
повторительнообобщающий урок
Урок лабораторная работа
Тематическое планирование
Тема
Основные виды учебной деятельности
№
1
Биология — наука о живой природе.
Входной контроль по теме: «Биология –это
наука»
2 Методы исследования в биологии.
Лабораторная работа №1 «Фенологические
наблюдения за сезонными изменениями в
природе. Ведение дневника наблюдений»
3 Царства бактерий, грибов, растений и
животных.
Отличительные признаки живого
и неживого.
4
5
6
Связь организмов со средой
обитания. Взаимосвязь организмов
в природе.
Экологические факторы
и их влияние на живые организмы. Влияние
деятельности человека на природу, ее охрана.
Экскурсия №1 «Многообразие живых
организмов. Осенние явления
в жизни растений и животных»
8
знакомство с учебником и его
методическим аппаратом, работа с
текстом и иллюстрациями учебника,
сотрудничество одноклассниками при
обсуждении.
работа с текстом и
иллюстрациями учебника,
сотрудничество с одноклассниками при
обсуждении.
работа с текстом и
иллюстрациями учебника,
сотрудничество с одноклассниками при
обсуждении.
работа с текстом и
иллюстрациями учебника,
сотрудничество с одноклассниками при
обсуждении
работа с видеофильмом, текстом и
иллюстрациями учебника,
сотрудничество с одноклассниками при
обсуждении
работа в группах по
изучению разнообразия живых
организмов и осенних явлений в жизни
растений и животных, сотрудничество
с одноклассниками в группе при 7 Устройство увеличительных
приборов (лупа, микроскоп)
Лабораторная работа №2 «Устройство
лупы и светового микроскопа. Правила
работы с ними».
8 Устройство увеличительных
приборов (лупа, микроскоп)
Лабораторная работа №3«Изучение клеток
растения с помощью лупы»
9 Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма,
ядро, вакуоли.
Лабораторная работа №4 «Приготовление
и рассматривание препарата кожицы чешуи
лука под микроскопом».
1
0
1
1
Клетка и ее строение: пластиды.
Лабораторная работа №5 «Приготовление
препаратов и рассматривание под
микроскопом пластид в клетках листа
элодеи, плодов томатов, рябины,
шиповника»
Химический состав клетки:
неорганические и органические
вещества
обсуждении результатов наблюдений и
составлении отчета
по экскурсии
знакомство с увеличительными
приборами, работа с
текстом и иллюстрациями учебника,
сотрудничество с одноклассниками при
обсуждении
Рассматривание клеточного строения
организмов с помощью лупы, работа с
текстом и иллюстрациями учебника,
сотрудничество с одноклассниками при
обсуждении
Приготовление микропрепарата и
изучение его под микроскопом,
схематическое изображение строения
клетки в тетради,
обсуждение результатов работы,
выполнение лабораторной работы по
инструктивной карточке
Приготовление микропрепаратов и
изучение их под микроскопом,
схематическое изображение строения
клеток в тетради,
работа с текстом и иллюстрациями
учебника, сотрудничество с
одноклассниками при обсуждении
результатов
Знакомство с химическим составом
клетки и его сравнение с бъетом
неживой природы, наблюдение за
опытами, демонстрируемыми
учителем, и обсуждение их
результатов; работа с текстом и
иллюстрациями
учебника, сотрудничество с
одноклассниками при обсуждении
1
2
Химический состав клетки:
неорганические и органические
вещества
1 Жизнедеятельность клетки: поступление
проведение биологических
9 3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
веществ в клетку.
Лабораторная работа №5 «Приготовление
препарата и рассматривание под
микроскопом движения цитоплазмы в
клетках листа элодеи»
Жизнедеятельность клетки: рост, развитие и
деление клетки.
Промежуточный контроль по теме: «Клетка»
Понятие «ткань»
Лабораторная работа №6
«Рассматривание под микроскопом готовых
микропрепаратов различных растительных
тканей»
Обобщающий урок
по теме «Клеточное строение
организмов»
Строение и жизнедеятельность бактерий.
Размножение бактерий.
Бактерии, их роль в природе и жизни человека.
Разнообразие бактерий, их распространение в
природе.
Общая характеристика грибов, их
строение и жизнедеятельность. Роль грибов в
природе и жизни человека.
Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые
грибы.
Лабораторная работа №7 «Строение
плодовых тел шляпочных грибов»
Дрожжи, плесневые грибы.
Лабораторная работа №8 «Строение
плесневого гриба мухомора.
Строение дрожжей»
Грибыпаразиты.
Обобщающий урок по теме «Царство
Бактерии. Царство Грибы»
10
экспериментов по изучению процессов
жизнедеятельности в клетке и
объяснение их результатов, наблюдение
за движением цитоплазмы в
клетке, фиксация, анализ и обсуждение
результатов
наблюдений
работа с текстом
и иллюстрациями учебника
работа с текстом
и иллюстрациями учебника,
выполнение лабораторной работы по
инструктивной карточке,
работа с текстом и
иллюстрациями учебника;
формирование представления о
единстве живого на основе совместного
обсуждения усвоенных знаний
Работа с текстом и
иллюстрациями учебника,
сотрудничество с одноклассниками при
обсуждении
Работа с текстом и
иллюстрациями учебника,
сотрудничество с одноклассниками при
обсуждении
Работа с текстом и
иллюстрациями учебника,
сотрудничество с одноклассниками при
обсуждении
работа с текстом и
иллюстрациями учебника,
сотрудничество с одноклассниками при
обсуждении, выполнение лабораторной
работы по инструктивной карточке
работа с текстом и
иллюстрациями учебника, выполнение
лабораторной работы по
инструктивной карточке,
сотрудничество с одноклассниками при
обсуждении
работа с текстом и
иллюстрациями учебника,
сотрудничество с учащимися класса
при обсуждении
обсуждение сообщений учащихся
«Многообразие грибов и их значение
в природе и жизни человека», 2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
Растения. Ботаника – наука о растениях.
Методы изучения растений. Общая
характеристика растительного царства.
Водоросли. Многообразие
водорослей. Среда обитания
водорослей. Строение
одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Лабораторная работа №9 «Строение
зеленых водорослей»
Лишайники, их строение, разнообразие, среда
обитания. Значение в природе и жизни
человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания.
Строение мхов, их значение.
Лабораторная работа №10 «Строение мха»
Папоротники, хвощи, плауны, их строение,
многообразие, среда обитания, роль в природе
и жизни человека, охрана.
Лабораторная работа №11 «Строение
спороносящего хвоща и спороносящего
папоротника»
Голосеменные, их строение и разнообразие.
Среда обитания. Распространение
голосеменных.
Лабораторная работа №12 «Строение хвои
и шишек
хвойных»
3 Цветковые растения, их строение и
11
сотрудничество с одноклассниками при
обсуждении вопроса о практической
значимости знаний о бактериях и
грибах
Работа с текстом и
иллюстрациями учебника,
сотрудничество с одноклассниками при
обсуждении
Выполнение лабораторной работы,
сотрудничество с одноклассниками
при обсуждении результатов
лабораторной работы, работа с текстом
и
иллюстрациями учебника.
работа с текстом и
иллюстрациями учебника, изучение
лишайников
в природе
работа с текстом и
иллюстрациями учебника,
сотрудничество с одноклассниками при
обсуждении вопроса об усложнении в
строении высших споровых растений
по сравнению с низшими, выполнение
лабораторной работы, сотрудничество
с одноклассниками
при обсуждении результатов
лабораторной работы
работа с текстом и
иллюстрациями учебника,
сотрудничество с одноклассниками при
обсуждении вопроса об усложнении в
строении высших споровых растений
по сравнению с низшими, выполнение
лабораторной работы, сотрудничество
с одноклассниками
при обсуждении результатов
лабораторной работы
работа с текстом и
иллюстрациями учебника,
сотрудничество с одноклассниками при
обсуждении вопроса об усложнении в
строении семенных растений по
сравнению
с высшими споровыми растениями,
выполнение лабораторной работы,
сотрудничество с одноклассниками
при обсуждении результатов
лабораторной работы
работа с текстом и 0
многообразие. Среда обитания. Значение
цветковых в природе и жизни человека.
3
1
Происхождение растений. Основные
этапы развития растительного мира.
Обобщающий урок по теме: «Царство
Растения»
Годовая контрольная .
Заключительный урок по курсу
«Биология. 5 класс». Летние задания
Игра «Посвящение в ботаники»
3
2
3
3
3
4
иллюстрациями учебника,
сотрудничество с одноклассниками при
обсуждении результатов лабораторной
работы и вопроса об усложнении в
строении покрытосеменных растений
по сравнению
с голосеменными растениями
работа с текстом и
иллюстрациями учебника,
сотрудничество с одноклассниками при
обсуждении
вопроса об усложнении в
строении покрытосеменных растений
по сравнению
с голосеменными растениями
Обсуждение сообщений учащихся
«Многообразие растений и их значение
в природе и жизни человека»,
сотрудничество с одноклассниками при
обсуждении вопроса о практической
значимости знаний о растениях
работа с текстом и
иллюстрациями учебника,
сотрудничество с одноклассниками при
обсуждении
вопросов урока
работа с текстом и
иллюстрациями учебника,
сотрудничество с одноклассниками при
обсуждении
вопросов урока
Учебнотематический план
Общее
количество
часов
6
10
Наименование
разделов
Введение.
Биология как
наука.
Глава 1. Клетка
основа строения и
жизнедеятельности
организмов
Из них на выполнение следующих видов
работ:
контрольных практических
(лабораторных)
1
1
экскурсии
1
5
12 Глава 2.
Царство бактерий.
Глава3.
Царство грибы.
Глава4.
Царство растения.
Итоговое
повторение.
2
5
9
2
Итого.
34
1
1
3
1
2
4
13
1
13 Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
образовательной деятельности.
УМК учащихся: 1. «Биология. Бактерии, грибы, растения.5 кл.» В.В Пасечник.4е
изд.,стереотип.М.:Дрофа,2015.
УМК учителя:1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—
6 классы (учебник), М. «Просвещение», 2015
2. В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для
учителя), М. «Просвещение.
3. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников
«Линия жизни» 59 классы, М. «Просвещение», 2015
Материальнотехническое обеспечение
Печатные пособия
1.Биология 6 класс. Растения, грибы, лишайники 14 таблиц
2.Вещества растений. Клеточное строение 12 таб.
3.Общее знакомство с цветковыми растениями 6 таблиц
4.Растение живой организм 4 таблицы
5.Растения и окружающая среда 7 таблиц
6.«Ботаника 1» (12 таблиц)
7.Портреты ученых биологов
8.Строение, размножение и разнообразие растений
9.Схема строения клеток живых организмов
10.Уровни организации живой природы
11.Растения. Грибы. Лишайники
УЧЕБНОПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНОЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Комплект микропрепаратов «Ботаника 1»
Комплект микропрепаратов «Ботаника2»
Микроскоп школьный
Комплект оборудования для комнатных растений
Лупа ручная
Лупа штативная
МОДЕЛИ
Размножение различных групп растений (набор)
Строение клеток растений и животных
Муляжи
Плодовые тела шляпочных грибов
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Коллекция « Палеонтологическая (форма сохранности ископ. раст. и живот.)
Коллекция «Голосеменные растения
Гербарий «Основные группы растений»
Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений,
экологические особенности разных групп
Набор микропрепаратов по ботанике
Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники» (базовый
14 Ископаемые растения и животные.
Календарно тематическое планирование по биологии, 5 класс
(34 ч., 1 ч. в неделю)
Тема урока
Дата
Примечание
№
1
Биология — наука о живой природе.
Входной контроль по теме: «Биология –это наука»
2 Методы исследования в биологии. Лабораторная работа
№1 «Фенологические наблюдения за сезонными
изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»
3 Царства бактерий, грибов, растений и животных.
4
5
6
Отличительные признаки живого
и неживого.
Связь организмов со средой
обитания. Взаимосвязь организмов
в природе.
Экологические факторы
и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности
человека на природу, ее охрана.
Экскурсия №1 «Многообразие живых
организмов. Осенние явления
в жизни растений и животных»
7 Устройство увеличительных
приборов (лупа, микроскоп)
Лабораторная работа №2 «Устройство лупы и
светового микроскопа. Правила работы с ними».
8 Устройство увеличительных
приборов (лупа, микроскоп)
Лабораторная работа №3«Изучение клеток растения с
помощью лупы»
9 Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли.
Лабораторная работа №4 «Приготовление и
рассматривание препарата кожицы чешуи лука
подмикроскопом».
Клетка и ее строение: пластиды.
Лабораторная работа №5 «Приготовление препаратов и
рассматривание подмикроскопом пластид в клетках
листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»
1
0
15 1
1
Химический состав клетки:
неорганические и органические
вещества
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
Химический состав
клетки:
неорганические и органические
вещества
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку.
Лабораторная работа №5 «Приготовление препарата и
рассматривание под микроскопом движения
цитоплазмы в клетках листа элодеи»
Жизнедеятельность клетки: рост, развитие и деление
клетки.
Промежуточный контроль по теме: «Клетка»
Понятие «ткань»
Лабораторная работа №6 «Рассматривание под
микроскопом готовых микропрепаратов различных
растительных тканей»
Обобщающий урок
по теме «Клеточное строение
организмов»
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение
бактерий.
Бактерии, их роль в природе и жизни человека.
Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Общая характеристика грибов, их
строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и
жизни человека.
Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.
Лабораторная работа №7 «Строение плодовых тел
шляпочных грибов»
16 2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
Дрожжи, плесневые грибы.
Лабораторная работа №8 «Строение плесневого гриба
мукора.
Строение дрожжей»
Грибыпаразиты.
Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии. Царство
Грибы»
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения
растений. Общая характеристика растительного царства.
Водоросли. Многообразие
водорослей. Среда обитания
водорослей. Строение
одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Лабораторная работа №9 «Строение зеленых
водорослей»
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания.
Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов,
их значение.
Лабораторная работа №10 «Строение мха»
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие,
среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Лабораторная работа №11 «Строение спороносящего
хвоща и спороносящего папоротника»
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания.
Распространение голосеменных.
Лабораторная работа №12 «Строение хвои и шишек
хвойных»
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда
обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные
этапы развития растительного мира.
Обобщающий урок по теме: «Царство Растения»
Годовая контрольная.
Заключительный урок по курсу
«Биология. 5 класс». Летние задания
17 Игра «Посвящение в ботаники»
3
4
18
Программа по биологии 5 класс
Программа по биологии 5 класс
Программа по биологии 5 класс
Программа по биологии 5 класс
Программа по биологии 5 класс
Программа по биологии 5 класс
Программа по биологии 5 класс
Программа по биологии 5 класс
Программа по биологии 5 класс
Программа по биологии 5 класс
Программа по биологии 5 класс
Программа по биологии 5 класс
Программа по биологии 5 класс
Программа по биологии 5 класс
Программа по биологии 5 класс
Программа по биологии 5 класс
Программа по биологии 5 класс
Программа по биологии 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.