Рабочая программа по черчению для 8- 9 классов создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, В.Д. Виноградов, И.С. Вышнепольский. М.: Просвещение и учебника по черчению-авторы А.Д.Ботвинников,В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский. Программа рассчитана на 67 учебных часов (34 часа в 8 классе и 33 часа в 9 классе по 1 часу в неделю).Программа по ЧЕРЧЕНИЮ 8-9 класс
Черчение ПРОГРАММА.doc
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Аксентисская основная школа»
РАССМОТРЕНО
На заседании М/О
Протокол №___от «____»__________2017г.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель.директора по УВР Директор МБОУ «Аксентисская ОШ»
__________ А.Н.Копаёва ______________Т.А.Губанихина
«____»______________2017г. «____»______________2017 г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета «Черчение»
Класс 89
Учитель Полетуева Светлана Борисовна
п. Аксентис 2017 год
Рабочая программа по черчению для 8 9 классов создана на основе программы
общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, В.Д. Виноградов, И.С.
Вышнепольский.
черчениюавторы
А.Д.Ботвинников,В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский. Программа рассчитана на 67 учебных
часов (34 часа в 8 классе и 33 часа в 9 классе по 1 часу в неделю).
Просвещение
учебника
М.:
и
по
1. Пояснительная записка
Основные задачи курса.
Изменения, происходящие в обществе, влияют на графическую подготовку школьников, что
вызывает необходимость переосмысления целей, задач, содержания, а также форм и методов
обучения черчению.
Содержание дисциплины предлагает рассмотрение её с точки зрения основ графического
отображения информации, получаемой в процессе изучения трёхмерных объектов, созданных
человеком. В связи с этим «Черчение» понимается как учебная дисциплина, изучающая
графический язык общечеловеческого общения, основанный на системе методов и способов
графического
отображения, передачи хранения геометрической, технической и другой
информации об объектах, и правила выполнения, чтения некоторых видов графической
документации.
Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре
совокупности достижений человечества в областмации освоения графических способов передачи
информации.
Цель обучения черчению конкретизируется в основных задачах:
Изучение графического языка общения, передачи и хранения информации о предметном
мире с помощью различных методов, способов отображения её на плоскости и правил
считывания
Освоение правил и приёмов выполнения и чтения чертежей различного назначения
форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве
Содержание курса составляют:
Развитие логического и пространтвенного мышления представления
Развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразовывать
Когнитивный компонент, раскрывающий основные понятия. относящиеся к области
изучения форм и геометрических способов формоообразования предметов, методов
и способов графического отображения информации о трёхмерных объектах, а также
правил чтения и выполнения графических изображений
Деятельный компонент, в котором представлены умения, формируемые в процессе
обучения черчению
Творческий компонент, обеспечивающий развитие логического и пространственного
мышления, пространственных представлений, творческих способностей, а также
приобретение некоторого опыта в решении задач с элементами преобразования и
конструирования формы предметов
эмоциональночувственный компонент. направленный на создание положительной
мотивации к изучению курса черчения, активизации познавательного интереса
школьников.
Рекомендации к методике преподавания.
Для эффективной организации учебновоспитательного процесса необходимо добиваться
оптимального сочетания классических и нетрадиционных методов и приёмов обучения .
выбираемых с учётом развития пространственных представлений, способностей к аналитико
синтетической деятельности и других индивидуальнопсихологических особенностей школьников.
При подготовке к урокам следует обратить внимание на методические особенности изложения
учебного материала в 89 классах.
В 8 классе ученики знакомятся с историей возникновения и развития чертежа, инструментами,
материалами и принадлежностями, необходимыми для уроков черчения; правилами ГОСТов и
ЕСКД, позволяющие выполнять и читать графические изображения.
Изучению материала о методах и способах изображения предметов на плоскостях проекций
должны предшествовать уроки, направленные на систематизацию представлений о форме
предметов и их положении в пространстве.
Закрепление материала по теме «Проецирование на одну плоскость проекций» желательно
проводить, используя «плоские» детали разнообразной формы, отображение которых требует
знаний геометрических построений: деления окружности на равные части, сопряжения.
Изучение тем, посвящённых проецированию на две и три плоскости проекций, следует
проводить на примере геометрических тел и несложных деталей. Учащиеся знакомятся с понятием
«виды». Особое внимание необходимо уделить формированию умений анализировать форму
детали на основе мысленного расчленения её на геометрические тела, выявлению конструктивных
элементов формы и их взаимного положения, практическим навыкам и умениям в отображении
детали на плоскостях проекций.
Объяснение учебного материала о конструктивных элементах деталей, их функциональном
назначении целесообразно проводить на примере различных изделий, применяемых в
машиностроении, лёгкой промышленности и т.д., применяя различные приёмы сравнения, анализа и
обобщения.
В 9 классе учащиеся повторяют материал о проецировании, видах чертежа и знакомятся с
понятиями «разрезы», «сечения». Необходимо добиваться того, чтобы учащиеся понимали
проекционную сущность использования видов, сечений и разрезов, а также обусловленность выбора
наиболее информативных изображений формой изделия. Условности и упрощения чертежа следует
рассматривать как частичное сокращение изображений при сохранении объёма информации об
изделии.
Объектами изучения в 9 классе являются широко используемые в различных областях
деятельности человека несложные сборочные единицы, состоящие из пяти – девяти деталей.
Усложнение объектов изучения предполагает формирование новых понятий: «виды информации об
изделии» (геометрическая, техническая, технологическая и другие), «конструкторская
документация» на изделие ( графическая, текстовая).
При изучении чертежей общего вида рекомендуется вырабатывать определённую
последовательность считывания с изображений информации об изделии, помогать целенаправленно
выбирать необходимую информацию о составе, геометрической форме изделия и отдельных его
деталей, относительном положении их между собой, способах соединения деталей, а также других
технических и технологических характеристиках изделия.
На протяжении всего курса черчения следует предусматривать решение задач на
преобразование формы посредством использования элементарных операций, применяемых в
конструировании: «объединения» (приращения), «удаления» (вычитания), «симметрирования»,
«перемещения» (переноса), «чередования» и других. Рекомендуется дать общее представление о
конструкторской деятельности.
Изучение теоретического материала необходимо сочетать с выполнением графических и
практических работ. Их содержание должно быть направлено на отработку методов, способов и
приёмов выполнения чертежей различного назначения; на развитие умений осуществлять преобразование простой геометрической формы, изменять положение объектов в пространстве,
отображать перечисленные преобразования на чертеже; на формирование умений читать
графическую документацию.
Для развития пространственных представлений учащихся необходимо стремиться к тому. чтобы
отбор объектов (изделий) отличался разнообразием форм и их функциональных назначений.
Оценка успеваемости учеников осуществляется на основе наблюдений за текущей работой,
результатов устного и письменного опроса, результатов проверки обязательных графических,
практических и контрольных работ.
На уроках черчения желательно кА можно шире использовать технические средства обучения, в
том числе ПВЭМ. Преподавание курса «Черчение» может быть без машинным (без компьютерной
поддержки), машинным ( с использованием компьютеров).
При планирование уроков рекомендуется учитывать примерное распределение времени на
изучение тем курса «Черчение», однако за учителем остаётся право его перераспределения в
зависимости от методики преподавания и особенностей класса. Что позволит осуществить
графическую подготовку школьников с учётом их индивидуальных особенностей.
2. Основное содержание с примерным распределением учебных часов по
основным разделам.
8 класс
Техника выполнения чертежей и правила их оформления (7ч).
История и развитие методов графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для
выполнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация рабочего места. История и развитие
методов графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей.
Приемы работы с инструментами и организация рабочего места. Основные правила оформления чертежей.
Понятие о стандартах ЕСКД. Масштабы, линии чертежа, рамки и основные надписи на чертежах. .Шрифты
чертежные. Разметка букв, цифр и знаков чертежного шрифта. Основные приемы выполнения надписей
чертежным шрифтом.
Основные правила, приемы и методы нанесения размеров. Выносные и размерные линии. Стрелки, знаки радиуса,
диаметры, конусности. Правила постановки размерных цифр.
Способы проецирования. (10ч).
Общие сведения о проецировании. Различные методы проецирования (центральный, параллельный,
прямоугольный).Получение изображения на плоскости различными методами проецирования. Проецирование
детали на одну, две, три плоскости проекции методом прямоугольного проецирования. Определение вида,
правила расположения видов на чертеже, названия видов. Аксонометрические проекции. Косоугольная,
фронтальная, диметрическая проекция. Прямоугольная изометрическая проекция. Направление осей.
Показатели искажения. Нанесение размеров. Построение аксонометрических проекций плоских геометрических
фигур. Аксонометрические проекции окружностей. Способы построение овала. Построение аксонометрических
предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок.
Чтение и выполнение чертежей. (8 ч).
Анализ геометрических форм предметов на основе характерных признаков. Проекции геометрических тел.
Особенности проецирования правильных пирамид. Особенности проецирования цилиндра и конуса. Проекции
группы геометрических тел. Взаимное расположение геометрических тел относительно плоскостей проекции.
Проекции вершин, ребер и граней предмета. Построение третьего вида. Построение третьего вида по двум
данным.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов.
Использование знака квадрата. (9 ч).
Дополнительные сведения о нанесении размеров с учетом формы предмета. Развертки поверхностей некоторых
тел. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений. Деление окружности на
равные части. Сопряжения. Сопряжение двух прямых дугой заданного радиуса. Сопряжение окружности и
прямой дугой заданного радиуса. Геометрические построения для чертежей и разметки деталей. Взаимная связь изменения формы предмета. Взаимное положение его частей и пространственного положения
самого предмета, отображение этих предметов на чертеже. Конструирование по изображениям. Порядок чтения
чертежей деталей. Эскизы деталей с натуры.
Обязательный минимум графических и практических работ в 8 классе
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4,
упражнения в тетрадях.)
1.Линии чертежа.
2.Чертеж «плоской» детали.
3. Моделирование по чертежу
4. Чертежи и аксонометрические проекции предметов.
5. Построение третьей проекции по двум данным.
6. Чертёж детали (с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений)
7. Устное чтение чертежей.
8.Чертёж предмета в трёх видах с преобразованием его формы.
9. Выполнение эскиза и технического рисунка детали
10. Эскизы деталей с включением элементов конструирования (с преобразованием формы
предмета)
11. Выполнение чертежа предмета.
9 класс
Повторение сведений проецирования.
Сечения, разрезы, виды. (15 ч).
Общие сведения о способах проецирования. (1 ч).
Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений.
Правила графического обозначения материалов на сечениях..
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные,
фронтальные и профильные). Обозначение разрезов. Соединение части вида с частью
разреза. Местный разрез. Особые случаи разрезов. Тонкие стенки и спицы на разрезе.
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Выбор необходимого и достаточного количества изображений на чертежах и главного вида.Условности и
упрощения на чертежах. Чтение и выполнение чертежей, содержащих изученные условности. Практическая
работа на закрепление изученного материала, а также навыков рационального выбора количества изображений с
использованием условностей и простановки размеров.
Сборочные чертежи. (14ч).
Чертежи типовых соединений деталей
Сборочные чертежи изделий
Разъемные соединения деталей (болтовые, шпилечные, шпоночные и штифтовые). Неразъемные соединения
(сварные, паяные, клеевые и заклепочные). Резьбовые соединения. Изображение резьбы на стержне и в отверстии.
Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чертежи болтовых
соединений.
Упрощенное изображение резьбовых соединений. Стандарты и справочный материал. Чертежи штифтовых
соединений. Чтение чертежей, содержащих изображения изученных соединений деталей. Чертежи шпоночных и
штифтовых соединений. Сборочные чертежи (спецификация, номера позиций и др.). Основные требования к
разделам на сборочных чертежах. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Особенности простановки размеров на сборочных чертежах. Практическая работа. Чтение сборочных чертежей.
Понятие о деталировании. Выполнение чертежей деталей сборочной единицы. Решение задач с элементами
конструирования.
Назначение и особенности архитектуроностроительных чертежей: фасады, планы, разрезы, масштабы. Размеры
на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарнотехнического
оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Чтение строительных чертежей. (3ч).
Обязательный минимум графических и практических работ в 9 классе
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения в тетрадях.)
1. Эскизы деталей с выполнением сечений.
2. Эскиз детали с выполнением необходимого разреза.
3.Выполнение чертежа детали с разрезом
4. Устное чтение чертежей.
5. Эскиз с натуры. Чертежи типовых деталей и их соединений.
6. Чертеж резьбового соединения.
7.Чтение сборочных чертежей
8. Деталирование.
. 9. Решение творческих задач с элементами конструирования
10. Чтение строительных чертежей с использованием справочных материалов.
11. Выполнение чертежа детали по сборочному чертежу
3. Требования к уровню подготовки выпускника.
8 класс
Учащиеся должны знать:
приемы работы с чертежными инструментами;
простейшие геометрические построения;
приемы построения сопряжений;
основные сведения о шрифте;
правила выполнения чертежей;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные
плоскости проекций;
принципы построения наглядных изображений.
Учащиеся должны уметь:
анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим
разверткам;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения
предметов и их частей;
читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
анализировать графический состав изображений;
выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе)
отдельного предмета;
читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические
рисунки и наброски;
проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических
работ;
приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной
деятельности человека.
9 класс
Учащиеся должны знать:
основные правила построения линий пересечения простейших геометрических образов;
основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на
комплексных чертежах;
условные обозначения материалов на чертежах;
основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);
условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;
особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных; условности и способы
упрощения на чертежах общего вида и сборочных;
особенности выполнения архитектурностроительных чертежей;
место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на пути «от идеи – до
изделия»).
Учащиеся должны уметь:
правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы
изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной
единицы;
выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных
моделей и деталей;
деталей;
выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;
читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех – шести
ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других
объектов;
читать несложные архитектурностроительные чертежи;
пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями,
справочной литературой;
элементами конструирования).
выражать средствами графики идеи, намерения, проекты;
применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с
Программа по ЧЕРЧЕНИЮ 8-9 класс
Программа по ЧЕРЧЕНИЮ 8-9 класс
Программа по ЧЕРЧЕНИЮ 8-9 класс
Программа по ЧЕРЧЕНИЮ 8-9 класс
Программа по ЧЕРЧЕНИЮ 8-9 класс
Программа по ЧЕРЧЕНИЮ 8-9 класс
Программа по ЧЕРЧЕНИЮ 8-9 класс
Программа по ЧЕРЧЕНИЮ 8-9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.