Управление образования и молодежной политики Администрации города Смоленска муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр
«Смоленский зоопарк» города Смоленска
Программа досуговой площадки
МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк»
«АРХИТЕКТУРА ПРИРОДЫ»
Возраст обучающихся: 7-17 лет
Срок реализации: 14 дней
Авторы-составители: Зазыкин Алексей Иванович, директор,
Любимова Елена Александровна, педагог-организатор,
Куреленкова Маргарита Анатольевна, педагог дополнительного образования
г. Смоленск
2021
Пояснительная записка
Каникулы – это и время отдыха, и период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации, её осмысления, формирования новых умений и способностей, жизненного самоопределения и нравственной направленности личности. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.
МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк» не первый год занимается разработкой и реализацией разнообразных форм летнего отдыха – это и программы летних экологических сборов, и реализация летних краткосрочных программ.
Наиболее распространённой формой организации отдыха детей остаются летние досуговые площадки, создаваемые при образовательном учреждении (проводятся ежегодно).
Программа досуговой площадки МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк» на 2021 г. (далее – Программа), реализуемая в рамках экологического просвещения, воспитания и образования подрастающего поколения в период организации отдыха и занятости детей в летнее каникулярное время, направлена на всестороннее развитие подрастающего поколения в сфере экологического образования посредством:
- расширения представлений учащихся об окружающем мире;
- формирования умения ценить природу и правильно относиться к окружающей
среде;
- освоения доступных способов изучения природы;
- формирования художественного вкуса, способности видеть и чувствовать гармонию в природе;
- стимулирования творческой и познавательной активности.
Актуальность программы определяется её направленностью на решение задачи организации досуга в летний период в сфере экологического просвещения, воспитания и образования, который будет способствовать развитию экологически грамотной личности.
Воспитание у детей ответственного отношения к природе – многогранный и длительный процесс. Первоначальные элементы экологической воспитанности складываются на основе взаимодействия детей с предметно-природным миром: растениями, животными, их средой обитания, предметами и т.д. В силу этого возникает необходимость в разработке специальных программ для детей, которые позволят им познакомиться с обитателями природы и узнать о них что-то новое.
Стоит также отметить, что сегодня экологическая культура и грамотность становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости личности, что ведет к необходимости разработки программы, направленной на формирование экологической культуры подрастающего поколения через различные виды практической проектной деятельности.
Учитывая все изложенные факторы, как никогда актуальной становится разработка комплексной программы, которая бы смогла соединить в себе все составляющие и дать возможность детям не только реально познакомиться с миром природы, но и творчески самореализовать себя через проектную значимую деятельность.
Новизна программы заключается в том, что при организации отдыха детей упор ставится на получение новых знаний в увлекательной для ребят форме. В программе реализуется сразу несколько модулей, которые сменяя друг друга вносят разнообразие в деятельность обучающихся, формируют в дальнейшем у них целостное представление о природе своей малой родины и создают условия для вовлечения в практическую проектную деятельность. Первый модуль «Исследователи тайн природы», при реализации которого в качестве наглядных пособий используется экспозиция МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк», позволяющая обучающимся реально познакомиться с живыми экспонатами. Коллекция животных предназначена для расширения круга знаний у обучающихся об окружающем мире, предоставляет возможность обучающимся познакомиться и изучить тех представителей фауны, которых они не могут содержать в домашних условиях. Второй модуль «Занимательное проектирование», в процессе реализации которого дети переключаются на изучение основ флористики и ландшафтного дизайна, проектирование с учетом экологических особенностей и правил, собственных проектов по благоустройству ближайших территорий.
Таким образом, программа всесторонне развивает эстетическое восприятие природного мира и формирует полезные практические навыки.
Основные принципы программы:
• Принцип информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимых мероприятий (в зависимости от его целевой установки) сведений и фактов с целью расширения диапазона экологической культуры.
• Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих.
• Принцип дифференциации воспитания. Дифференциация в рамках летней досуговой площадки предполагает:
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой; - активное участие детей и подростков во всех видах деятельности.
• Принцип творческой индивидуальности (создание творческих работ и проектов, через которые ребенок реализует, развивает свой творческий потенциал).
• Принцип уважения и доверия предполагает:
- добровольное включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- в учёте интересов обучающихся, их индивидуальных вкусов.
Педагогическая целесообразность Программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – обучении, развитии и воспитании. Летние каникулы – долгожданные, весёлые, жаркие и самые продолжительные в году. И перед многими родителями встаёт вопрос: как правильно организовать полноценный отдых своего ребёнка? Реализация программы помогает решить этот вопрос, создавая специфическую познавательную среду, для которой характерна вариативность предоставляемых образовательных и воспитательных услуг. Программа разработана с учетом способностей и интересов ребят и обеспечивает условия для творческого развития личности ребенка, профилактику безнадзорности детей и подростков, формирование детского коллектива и социализацию детей и подростков.
Цель: организация досуга в летний период в сфере экологического образования, просвещения и воспитания с целью воспитания экологически грамотной личности.
Задачи программы:
• развивать познавательный интерес и эмоциональную сферу обучающихся;
• освоить доступные способы изучения природы;
• расширить представления обучающихся об окружающем мире;
• сформировать у обучающихся художественный вкус, способность видеть и чувствовать гармонию в природе;
• сформировать бережное отношение к животным и природе;
• вовлечь детей и подростков в активный летний отдых;
• стимулировать творческую и познавательную активность;
• внедрить эффективные формы профилактической, оздоровительной и экологопросветительской работы.
Адресат программы – обучающиеся от 7 до 17 лет, а именно:
- обучающиеся объединений социально-гуманитарной и естественнонаучной направленностей учреждения;
- активные участники городских массовых мероприятий, организованных Смоленским зоопарком в 2020-2021 учебном году;
- участники досуговых площадок иных образовательных учреждений;
- обучающиеся общеобразовательных учреждений города Смоленска, проявивших особый интерес к изучению естественных наук и природы родного края, практической природоохранной деятельности;
- дети и подростки в возрасте от 7 до 17 лет не относящиеся к вышеперечисленным группам детей.
Модуль «Исследователи тайн природы» предназначен для реализации для детей и подростков от 7 до 17 лет.
Модуль «Занимательное проектирование» - для детей от 12 до 17 лет.
Этапы реализации программы:
Организационный этап: 1 сентября 2020 года – 14 июня 2021 года;
Этап реализации: 15 июня - 01 июля 2021 года; Завершающий этап: 02 июля – 31 августа 2021 года.
Формы организации:
• теоретические и практические занятия;
• эколого-просветительские мероприятия (викторины, загадки, ребусы, виртуальные экскурсии т.д.).
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Для реализации программы досуговой площадки МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк» используются различные методические приёмы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
1. наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ
(исполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
2. практический (практические работы и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей и подростков:
1. объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
2. частично-поисковый - участие детей и подростков в поиске решения поставленной задачи самостоятельно;
3. исследовательский - самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся занятия:
индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Также в работе досуговой площадки будут использоваться следующие формы и методы работы по программе:
- познавательные игры и викторины;
- игровые тестирования, викторины;
- мультимедийные презентации на экологическую темы; - онлайн-экскурсии и др.
Ожидаемые результаты:
• повышение у обучающихся мотивации к активной познавательной деятельности; • приобретение и расширение знаний о природе и животных, их видовом составе, особенностях поведения;
• приобретение положительного отношения к окружающему миру;
• развитие у обучающихся самостоятельности и организованности;
• умение выражать свое отношение к животным и природе с помощью различных художественных средств (рисунок, художественное слово и т.д.);
• формирование навыков проектной деятельности;
• отсутствие правонарушений среди детей в летний период. Дети и подростки по итогам участия в программе получают: знания:
• об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязи;
• различий между зоопарками и национальными парками и заповедниками;
• о необычных обитателях и местах планеты;
• разнообразие и условия жизни обитателей водоемов;
• о необычных явлениях, происходящих на нашей планете;
• об обитателях экспозиции МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк»;
• о биологических особенностях основных видов декоративных растений, применяемых для аранжировки;
• основных инструментов и приспособлений, применяемых флористами;
• об основах технологических процессов изготовления флористических работ;
• o современной флористике, как области сервиса;
• о биологических и декоративных особенностях древесных и травянистых растений, используемых в озеленении;
• об основных композиционных элементах ландшафтного дизайна;
• закона гармоничного сочетания цветов и воздушной перспективы;
• критериев подбора растений для озеленения определенного участка;
• правил составления проектов.
умения:
• изготавливать флористические работы, подбирая необходимый природный материал, и сопутствующие приспособления и оборудование;
• применять различные приемы исполнительского мастерства;
• анализировать собственные творческие работы;
• составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их биологии и декоративности, а также природно-климатических условий района;
• создавать проекты озеленения территории с использованием специальных обозначений;
• применять экологические знания, соблюдая правила поведения в природе.
Критерии оценки результатов программы:
• устойчивый интерес ребят к творческой деятельности;
• интерес к дальнейшему изучению программ о природе, животных;
• заинтересованность родителей в посещении детьми и подростковыми летней досуговой площадки;
• сформированные представления у обучающихся о разнообразии окружающего мира;
• сформированные представления и навыки об основах флористической деятельности и ландшафтного дизайна;
• усвоение правил и навыков проектной деятельности;
• результативность участия проектов и творческих работ обучающихся в конкурсах на различном уровне.
Условия реализации Программы:
Место проведения: МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк», МБОУ СШ № 3, 12, 22, 33, МБОУ «Гимназия № 4».
Срок проведения: 15 июня 2021 года – 01 июля 2021 года (14 дней).
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
• простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, акварельные краски;
• аудио- и видеозаписи;
• тетрадь, альбом;
• таблицы, плакаты;
• видеофильмы;
• разработки занятий;
• банк презентаций для проведения занятий;
• сборник игр и упражнений для проведения тренингов;
• флористический инвентарь;
• чертежные листы;
• садовый инвентарь;
• натуральные объекты: гербарии, растения и т.д.
При проведении занятий также широко используется экспозиция МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк» в качестве наглядного пособия и важного условия непосредственного знакомства обучающихся с животными.
ПЛАН досуговой площадки
МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк» на 2021 г.
«АРХИТЕКТУРА ПРИРОДЫ»
№ п/п |
Дата |
Время |
Форма проведения |
Тема мероприятия |
Место |
1 |
15.06.2021 |
10.00-11.00 |
Театрализованная игровая программа |
Театрализованная игровая программа «Лето в зоопарке» в рамках открытия досуговой площадки учреждения |
МБУК «Центр культуры» |
12.00-12.45 12.55-13.40 |
Лекция, конкурс |
Модуль 1. Исследователи тайн природы |
|
||
Такая разная природа |
|||||
13.50-14.35 14.45-15.30 |
Лекция |
Модуль 2. Занимательное проектирование |
|||
Фитодизайн: что это такое? |
|||||
2 |
16.06.2021 |
12.00-12.45 12.55-13.40 |
Игра-КВН |
Модуль 1. Исследователи тайн природы |
|
Игра-КВН «Живая и неживая природа» |
|||||
13.50-14.35 14.45-15.30 |
Лекция |
Модуль 2. Занимательное проектирование |
|||
Фитодизайн: флористические работы |
|||||
3 |
17.06.2021 |
12.00-12.45 12.55-13.40 |
Виртуальная экскурсия |
Модуль 1. Исследователи тайн природы |
|
Роль зоопарков, заповедников, национальных парков в сохранении видов |
|||||
13.50-14.35 14.45-15.30 |
Практическая работа |
Модуль 2. Занимательное проектирование |
|||
Фитодизайн: флористические работы |
|||||
4 |
18.06.2021 |
12.00-12.45 12.55-13.40 |
Лекция |
Модуль 1. Исследователи тайн природы |
|
Удивительные уголки планеты
|
|
|
13.50-14.35 14.45-15.30 |
Проект |
Модуль 2. Занимательное проектирование |
|
Флорариум: маленькая домашняя оранжерея |
|||||
5 |
21.06.2021 |
12.00-12.45 12.55-13.40 |
Лекция |
Модуль 1. Исследователи тайн природы |
|
Удивительные обитатели планеты |
|||||
13.50-14.35 14.45-15.30 |
Проект |
Модуль 2. Занимательное проектирование |
|||
Проект «Начинающий флорист» |
|||||
6 |
22.06.2021 |
12.00-12.45 12.55-13.40 |
Киномарафон |
Модуль 1. Исследователи тайн природы |
|
Удивительный мир природы |
|||||
13.50-14.35 14.45-15.30 |
Лекция |
Модуль 2. Занимательное проектирование |
|||
Ландшафтный дизайн: история, принципы, стили |
|||||
7 |
23.06.2021 |
12.00-12.45 12.55-13.40 |
Конкурс рисунков |
Модуль 1. Исследователи тайн природы |
|
Удивительный мир природы |
|||||
13.50-14.35 14.45-15.30 |
Лекция |
Модуль 2. Занимательное проектирование |
|||
Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях |
|||||
8 |
24.06.2021 |
12.00-12.45 12.55-13.40 |
Лекция |
Модуль 1. Исследователи тайн природы |
|
Этот поразительный подводный мир |
|||||
13.50-14.35 14.45-15.30 |
Проект |
Модуль 2. Занимательное проектирование |
|||
Проектирование цветочного оформления газона |
|||||
9 |
25.06.2021 |
12.00-12.45 12.55-13.40 |
Киномарафон |
Модуль 1. Исследователи тайн природы |
|
Большое путешествие вглубь океанов |
|||||
13.50-14.35 14.45-15.30 |
Проект |
Модуль 2. Занимательное проектирование |
|||
Проектирование цветочного оформления газона
|
|||||
10 |
28.06.2021 |
12.00-12.45 12.55-13.40 |
Викторина |
Модуль 1. Исследователи тайн природы |
|
Разнообразие живых обитателей водоемов |
|||||
13.50-14.35 14.45-15.30 |
Лекция |
Модуль 2. Занимательное проектирование |
|||
Технология выращивания цветковых растений (агротехника) |
|||||
11 |
29.06.2021 |
12.00-12.45 12.55-13.40 |
Лекция |
Модуль 1. Исследователи тайн природы |
|
Невероятные явления, происходящие на нашей планете |
|||||
13.50-14.35 14.45-15.30 |
Лекция |
Модуль 2. Занимательное проектирование |
|||
Дополнительные материалы, используемые в ландшафтном дизайне |
|||||
12 |
30.06.2021 |
12.00-12.45 12.55-13.40 |
Конкурс рисунков |
Модуль 1. Исследователи тайн природы |
|
Невероятные явления, происходящие на нашей планете |
|||||
13.50-14.35 14.45-15.30 |
Проект |
Модуль 2. Занимательное проектирование |
|||
Проект «Мой двор» |
|||||
13 |
31.06.2021 |
12.00-12.45 12.55-13.40 |
Экскурсия |
Модуль 1. Исследователи тайн природы |
|
Удивительные обитатели Смоленского зоопарка |
|||||
13.50-14.35 14.45-15.30 |
Проект |
Модуль 2. Занимательное проектирование |
|||
Проект «Мой двор» |
|||||
14 |
01.07.2021 |
12.00-12.45 12.55-13.40 |
Викторина |
Модуль 1. Исследователи тайн природы |
|
Тайны природы |
|||||
13.50-14.35 14.45-15.30 |
Проект |
Модуль 2. Занимательное проектирование |
|||
Проект «Мой двор» |
Открытие летней досуговой площадки
Театрализованная игровая программа «Лето в зоопарке» в рамках открытия досуговой площадки учреждения (1 ч)
Театрализованная игровая программа для обучающихся, подготовленная совместно с МБУК «Центр культуры» в рамках договора сетевого взаимодействия.
Содержание модуля
«Исследователи тайн природы»
(14 занятий, 28 часов)
Такая разная природа (2 ч)
Теория: Что такое живая природа? Объекты живой природы. Что такое неживая природа? Объекты неживой природы. Отличия неживой природы от живой. Связь живой и неживой природы. Живая и неживая природа в искусстве.
Практика: Конкурс «Живая и неживая природа».
Игра-КВН «Живая и неживая природа» (2 ч)
Практика: Игра-КВН «Живая и неживая природа».
Роль зоопарков, заповедников, национальных парков в сохранении видов (2 ч) Теория: Различия между зоопарками и национальными парками и заповедниками. Роль зоопарков, заповедников, национальных парков в сохранении видов.
Практика: Виртуальная экскурсия в Зоопарк Сан-Диего – Сан-Диего, США (https://kids.sandiegozoo.org/videos) и Аквариум Монтерей-Бей – Монтерей, США (https://www.montereybayaquarium.org/animals/live-cams).
Удивительные уголки планеты (2 ч)
Теория: Разноцветные скалы в Китае. Тепуи – земли, не тронутые человеком. Водопад Баатара. Каменный лес Шилинь. Ледниковые пещеры Менденхолла. Сокотра – Ноев ковчег древней флоры и фауны. Вулканический кратер Даллол. Большая голубая дыра. Пещеры светлячков Вайтомо. Огненный водопад «Лошадиный хвост». Колодец Тора. Вулкан Келимуту (3 озера разного цвета). Озеро Хиллиер. Плайя-дель-Амор или скрытый пляж. Салар де Уюни.
Удивительные обитатели планеты (2 ч)
Теория: Осьминог Думбо. Нетопырь Дарвина. Китайский водяной олень.
Звездонос. Ай-ай, или «руконожка». «Живой камень», или Pyura Chilensis. Рыба паку. Рыба-капля. Восточная длинношеяя черепаха. Суринамская пипа. Птица Бородач. Щучья морская собачка. Украшенный древесный змей. Североамериканский какомицли. Полосатый тенрек. Розовый морской огурец. Ринопитеки. Рак-богомол. Панда-муравей. Листохвостый геккон. Геренук. Сайгак. Китайская гигантская саламандра. Ангорский кролик. Акула-гоблин, или акула-домовой. Снежная коза. Рыба-мышь. Голубой дракон. Венесуэльский рогатый мотылек. Колючая кустарниковая гадюка. Синяя рыба-попугай.
Окапи. Нарвал. Молох. Аксолотль.
Удивительный мир природы (2 ч)
Практика: просмотр фильма «Земля: один потрясающий день»
(https://www.ivi.ru/watch/208505).
Удивительный мир природы (2 ч)
Практика: Конкурс рисунков «Удивительный мир природы».
Этот поразительный подводный мир (2 ч)
Теория: Поразительный подводный мир и его обитатели. Обитатели подводных глубин. Разнообразие и условия жизни. Растительный мир подводных глубин. Самые фантастичные обитатели подводных глубин.
Большое путешествие вглубь океанов (2 ч)
Практика: просмотр фильма «Большое путешествие вглубь океанов»
(https://youtu.be/6q9GGK7V3RE).
Разнообразие живых обитателей водоемов (2 ч)
Практика: Викторина «Знатоки подводного мира».
Невероятные явления, происходящие на нашей планете (2 ч)
Теория: Скользящие, или ползущие камни. Лентикулярные (линзовидные) облака. Миграция красных крабов. Круги под водой. «Черное солнце Дании». Деревья-Коконы. Огненная радуга. Радужный эвкалипт. «Кровавые» дожди. Марокканские козы, пасущиеся на деревьях. Зеленый луч на Южном полюсе. Вечный шторм. Подводный водопад. «Кровавый водопад» в Сухой долине. Вулканические молнии. Паровые башни в Исландии. Сферические валуны Новой Зеландии. Волна Поророка. Базальтовые колонны.
Пятнистое озеро Канады. Кипящая река.
Невероятные явления, происходящие на нашей планете (2 ч)
Практика: Конкурс рисунков «Невероятные явления, происходящие на нашей планете».
Удивительные обитатели Смоленского зоопарка (2 ч)
Практика: Экскурсия на экспозицию МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк».
Тайны природы (2 ч)
Практика: Викторина «Тайны природы».
Содержание модуля
«Занимательное проектирование»
(14 занятий, 28 часов)
Раздел 1. Основы фитодизайна (5 занятий, 10 часов)
Фитодизайн: что это такое? (2 ч)
Теория: Понятия фитодизайна, флористики, аранжировки. Значение цветов в жизни человека. Краткая история аранжировки цветов. Основные направления цветочной аранжировки в России и в мире. Искусство мастеров аранжировки. Общие положения теории аранжировки. Материалы и оборудование. Инструменты и аксессуары. Технологии флористической работы (втыкание, связывание, тейпирование, ваттирование, нанизывание, склеивание, плетение, обвивание, пришпиливание). Способы крепления растительного материала.
Фитодизайн: флористические работы (2 ч)
Теория: Основные стили во флористике. История букета. Цветочный этикет. Язык цветов. Основные группы растительного материала. Классификация букетов. Формы букетов. Техника сборки букета (по спирали, правило трех треугольников, свободная постановка, постановка на портбукетнице). Цветочный ассортимент. Совместимость цветов. Технология сохранения срезанных цветов. Технология выгонки луковичных цветов. Календарь цветения некоторых растений.
Фитодизайн: флористические работы (2 ч)
Практика: Практическая работа «Составление мини-энциклопедии растений, использующихся при составлении букетов».
Флорариум: маленькая домашняя оранжерея (2 ч) Теория: Что такое флорариум? Разновидности и особенности.
Практика: Проект «Начинающий флорист».
Проект «Начинающий флорист» (2 ч)
Практика: Проект «Начинающий флорист».
Раздел 2. Основы ландшафтного дизайна (8 занятий, 16 часов)
Ландшафтный дизайн: история, принципы, стили (2 ч)
Теория: История ландшафтного дизайна: Ассиро-Вавилония, Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Парковый дизайн в Средневековье и эпоху Возрождения. Новое время в ландшафтном дизайне. Основные принципы и составляющие ландшафтного дизайна. Стили ландшафтного дизайна.
Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях (2 ч)
Теория: Биологические и декоративные особенности растений, используемых в озеленении и благоустройстве. Газоны. Типы газонов. Семена газонов. Устройство. Рулонные газоны. Кустарники и бонсаи. Клумбы. Рабатки. Бордюры. Миксбордеры. Вазоны. Розарии. Деревья-крупномеры. Солитеры. Ручьи. Болота. Водопады и каскады. Фонтаны. Садовые пруды. Подпорные стенки и мостики. Беседки, перголы, павильоны, арки. Альпийские горки (альпинарии) и рокарии. Садовые дорожки, патио.
Проектирование цветочного оформления газона (2 ч)
Практика: Проект «Проектирование цветочного оформления газона».
Проектирование цветочного оформления газона (2 ч)
Практика: Проект «Альпийская горка».
Технология выращивания цветковых растений (агротехника) (2 ч)
Теория: Условия выращивания цветковых растений. Вредители цветковых растений и меры борьбы с ними. Основные болезни цветковых растений. Правила подбора и высадки посадочного материала. Обработка почвы. Высадка посадочного материала.
Дополнительные материалы, используемые в ландшафтном дизайне (2 ч)
Теория: Свет в ландшафтном дизайне Системы полива и дренажа. Камни. Зимние сады, оранжереи, террасы, флорариумы.
Проект «Мой двор» (2 ч)
Практика: Проект «Проектирование оформления дворового участка».
Проект «Мой двор» (2 ч)
Практика: Проект «Проектирование оформления дворового участка».
Проект «Мой двор» (2 ч)
Практика: Защита проекта.
Методическое обеспечение
Модуль «Исследователи тайн природы»
Игры и упражнения
Конкурс «Живая и неживая природа»
Цель: Формировать умение различать объекты живой и неживой природы.
Развивать умение объединять предметы по общему признаку.
Игровые действия:
Дети делятся на команды. Каждая команда получает набор одинаковых предметов и картинок, которые разложены на столах. Ребятам необходимо разделить предметы живой и неживой природы. Оценивается правильность ответа и быстрота.
Предметы и картинки: песок, цветок, вода, камень, грибы, заяц, глина, птица, дерево, солнце и т.д.
Ответы:
1. Живая природа: цветок, грибы, заяц, птица, дерево.
2. Неживая природа: песок, вода, камень, глина, солнце.
Игра-КВН «Живая и неживая природа» Цель:
- обобщение и закрепление знаний по теме «Живая и неживая природа»;
- развитие памяти, речи, логического мышления, воображения; - расширение кругозора учащихся.
Игровые действия:
1. Сегодня ребята объединения «Младшие друзья природы» покажут игру-КВН.
Встречаем участников игры.
2. Звучит музыка (фонограмма 1). Команды занимают свои игровые места.
3. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое, Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг – … (природа).
- Что это, ребята? Ну, конечно, это ПРИРОДА. И сегодня мы подведем итог в виде игры в КВН по теме «Живая и неживая природа». Играют две команды.
Нам необходимо выбрать жюри (идет выбор жюри). Поприветствуем уважаемое жюри. А командам пожелаем удачи!
Приветствие команд.
Первая команда «Апельсин» - Мы как дольки апельсина – мы дружны и неделимы.
Вторая команда «Одуванчики» – Держаться вместе, чтоб не сдуло.
Первый конкурс «Разминка»
Для жюри: за каждый правильный ответ 1 балл.
Каждая игра-КВН начинается с разминки. Я буду задавать вопросы командам по очереди. На обдумывание каждой команде дается 5 секунд. Если одна команда не сможет ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда.
- Вспомните, что такое природа? (Все, что нас окружает и не создано руками человека).
- Какая бывает природа? (Живая и неживая природа)
- Приведите примеры живой и неживой природы (живая – растения, человек, животные; неживая – воздух, солнце и вода).
- Что необходимо растениям и животным для жизни? (Воздух, вода, пища, тепло, свет).
- Что такое явления природы? Приведите примеры (Все изменения, происходящие в природе).
- Сколько вы знаете времен года? (Четыре – весна, зима, лето, осень)
- Какую погоду называют ясной? (Когда нет облаков, небо чистое, солнечное)
- Чем ель отличается от остальных деревьев? (У ели иголки вместо листьев)
- Что отличает птиц от всех остальных животных? (Тело покрыто перьями, две ноги, два крыла)
- Кого называют лесным доктором? (дятла)
- Самое большое животное, обитающее в воде (кит)
- Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (голод)
Второй конкурс «Что лишнее»
Для жюри: за каждый правильный ответ 1 балл.
Я раздам вам карточки, а вы должны определить, какое слово «лишнее».
Карточка № 1 медведь, заяц, корова, белка, лось (корова – домашнее животное) Карточка № 2 осина, дуб, рябина, ель, черемуха (ель – хвойное дерево)
Третий конкурс «Наборщик»
На доске вывешивается (пишется) слово «Лиственница», так же это слово дается командам на листочке. Нужно, как можно больше придумать коротких слов (лист, лиса, лес, вена, лисица, винт, сила, вес, лев, свита, цена, слив, ласт, Нина, виселица, Твен, весна, наст).
За каждое составленное слово – 1 балл.
Четвёртый конкурс «Почтовый ящик»
Ребята, госпожа Природа отправила нам по почте письма-описания. И просит, чтобы Вы отгадали о ком в этом письме идет речь. Если команда отвечает неправильно, слово передается другой команде. За ответ - 1 балл.
Письмо-описание № 1
«Я – небольшой зверёк с большим пушистым хвостом, на зиму надеваю шубку. Гнездо строю в развилках веток или дуплах деревьев, стенки гнезда выстилаю мхом. К зиме делаю припасы, питаюсь орехами, грибами, которые насушила летом и осенью.
Догадались, кто я?» (Белка)
Письмо-описание № 2
«У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка яркожелтая, будто в жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?» (Синица)
Физминутка
Мы входим в лес, сколько здесь кругом чудес. Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти согнули – ветер сбивает росу. В сторону руки – плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад. Наклонились и присели, заниматься снова сели.
Пятый конкурс «Угадай звуки природы»
Звучит фонограмма голосов животных. Пока звучит фонограмма, команды записывают названия животных. Затем капитаны зачитывают списки. За правильный ответ – 1 балл.
Ответы: ветер, волк, ветер, дельфины, кот, соловей, утки, чайки (фонограмма 2).
Шестой конкурс «Загадочное животное»
Ребята, сейчас один человек из команды должен выбрать конверт с заданием. Вам нужно собрать рассыпавшиеся буквы в слова и назвать их. За правильный ответ – 1 балл.
1. шакок шаугкял росока кошка лягушка сорока 2. язац ёсло цакури заяц осёл курица Седьмой конкурс «Угадай загадки»
Сейчас я вам загадаю загадки, а вам нужно будет назвать правильный ответ. Если команда отвечает неправильно, слово переходит к другой команде. За правильный ответ
– 1 балл.
1. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет (Солнце)
2. Украшал ночную синь Серебристый апельсин.
А прошла неделька только -
От него осталась долька (Луна)
3. Приказало солнце: "Стой! Семицветный мост крутой!"
Тучи скрыли солнца свет -
Рухнул мост, а щепок нет (Радуга)
4. Пушистая вата Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе (Туча)
5. Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь (Снег)
6. Без досок и топоров
Через речку мост готов.
Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло (Лед)
7. Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет наш огород (Дождь)
8. Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут,
Я все терплю
И всем добром плачу (Земля)
9. Что на свете всех жирнее? (Земля)
10. Дышит, растет,
А ходить не может (Растение)
11. Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью умирает.
Весной оживает (Лес)
12. Летом вырастают,
А осенью опадают (Листья)
13. Зимой и летом
Одним цветом (Ель, сосна)
На этом наш конкурс подошел к концу. Пока жюри подводит итоги, ____________ расскажет стих.
Ребенок (заранее подготовленный):
Почему люблю природу?
Потому что год от года
Она силы мне дает
И смятения берет.
Можно к сосенке прижаться, Ее силой заряжаться.
У березы красоты
Попросить не бойся ты.
У травинок и цветов
О здоровье просят вновь.
На здоровье и удачу,
Погадать можно в придачу.
Все мы вышли из природы.
И в любое время года
Нам помощница она,
Силой мощною полна.
Берегите, ребята, природу,
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду,
Ведь природа – надежный наш друг!
Подведение итогов. Теперь слово жюри.
В этой интересной и познавательной игре обе команды показали себя истинными знатоками природы.
На этом наша игра закончилась. Спасибо всем за работу. Спасибо жюри и ребятам
Викторина «Знатоки подводного мира»
Блок 1
1. Какие морские обитатели способны менять цвет кожи под цвет окружающей обстановки?
Ответ: камбала, морские раки-вибриусы
2. Какое самое крупное из живущих на планете животных?
Ответ: это синий кит, вес его рекордный – около 150 тонн
3. Какие морские обитатели не воспитывают детей?
Ответ: рыбы
4. Название этой морской рыбы совпадает с названием тонкого острого предмета, используемого для шитья?
Ответ: рыба-игла
5. Поют ли киты?
Ответ: да, очень громко
6. О каком морском обитателе писал Плутарх, живший в I и II веках нашей эры: «Он меняет свою окраску частью для того, чтобы укрыться от врагов, а частью, чтобы обмануть бдительность своей добычи. Пользуясь такой военной хитростью, он достигает того, что подстерегаемая им добыча не замечает его, а враги, которых он желает избежать, проходят мимо»?
Ответ: об осьминоге
7. Отгадайте, что это за рыба? Голова, как у игрушечного конька, с трубкообразным рылом и гребнем-гривой на затылке. Тело покрыто щитками с длинными выростами – ниточками и заканчивается хвостом, способным закручиваться.
Ответ: морской конёк
8. Спят ли дельфины?
Ответ: считается, что дельфины не спят. Когда одни отделы мозга у него работают, другие в это время отдыхают
9. Эта рыба хоть и не интересуется тряпками, но её название – тряпичник. Как вы думаете почему?
Ответ: Тело тряпичника сплошь покрыто выростами типа каких-то ленточек, крупных ниточек, полосок
10. Как называются рыбы, которые умеют вырабатывать электрический ток в своём теле?
Ответ: Это рыбы – настоящие живые электростанции: электрические угри, скаты, сомы
11. Какое морское животное имеет тонкое тело, напоминающее шнур?
Ответ: линеус
12. Как называются самые крупные рыбы, обитающие на планете?
Ответ: акулы
13. Какие морские обитатели самые прожорливые?
Ответ: сомы, белуги.
14. Какой вид рыбы питается своими сородичами?
Ответ: нередко щуки глотают друг друга
15. Какая рыба приспособилась выращивать свою икру на поверхности тела?
Ответ: аспредо (мелкие сомовые)
Блок 2
1. Каждый получает разделенные на две части поговорки и пословицы. За определенное время необходимо их собрать.
Без труда не вытащить и рыбки из пруда.
Бьется как рыбина об лед.
Дешева рыбка на чужом блюде.
На то и щука в море, чтобы карась не дремал.
Рыба – вода, репа – земля, а ягода – трава.
Чтобы рыбку есть, надо в воду лезть.
3. Рыбак рыбака видит издалека.
Нем, как безголосая рыба.
Поешь рыбки — будут ноги прытки.
2. Простой вопрос – быстрый ответ:
Какие моря и океаны вы знаете?
Чем дышат рыбы? (жабрами)
Что находится на морском дне? (песок, камешки, ракушки, водоросли и т. д.)
На чем можно путешествовать по морю? (корабль, яхта, лодка)
С помощью чего можно опуститься на морское дно? (подводная лодка, нырнуть с аквалангом)
У каких морских животных есть электрические органы? (скаты, рыбы – звездочеты, электрический угорь, африканский речной сом)
Какое морское животное в случае опасности может отбрасывать часть своего тела?
(морская звезда – из любой части тела вырастает новое животное)
Что помогает человеку дышать под водой? (акваланг)
3. Угадай загадки.
Пронеслась о нем молва:
Восемь ног да голова.
Чтобы всем страшнее было,
Выпускает он чернила (осьминог)
В рот ей палец не клади,
За борт к ней не упади,
Ведь она в один присест
Жертву любопытства съест (акула)
Через море океан
Плывет огромный великан
И с судна видит капитан
На великане бьет фонтан (кит)
Глубоко на дне она
Словно на небе видна
Но не светит и не греет
Потому что не умеет (морская звезда)
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки
Конь не сеет и не пашет
Под водой с рыбешкой пляшет (морской конек)
Все движутся вперед
А он наоборот
Он может два часа подряд
Все время пятиться назад (рак)
Блок 3
1. На слайде представлены предметы, необходимо прослушать вопрос и выбрать ответ на него.
1. Чем питается карп?
2. Чем питается щука?
3. Где живет акула?
4. Где откладывает икру сом?
5. Где откладывает икру лещ?
6. Где живет сом?
2. Конкурс «Составь рассказ описание». Из предложенных картинок нужно выбрать одну и составить рассказ согласно плану:
1. Как называются рыбки?
2. Где они живут?
3. Как они выглядят?
4. Как и чем питаются?
5. Как выводят потомство?
6. Какие подстерегают их опасности?
7. Что Вы знаете о этой рыбе?
Викторина «Тайны природы»
Блок 1
1. Живая и неживая природа:
а) всегда связаны друг с другом
б) иногда связаны друг с другом
в) не связаны друг с другом
2. Найди группу, в которой указаны правильные признаки живых существ:
а) дышат, питаются, двигаются
б) дышат, растут, общаются друг с другом
в) растут, приносят потомство, умирают
3. Выбери картину, где изображены только объекты неживой природы.
а) вариант 1:
б) вариант 2:
в) вариант 3:
4. Что сделано руками человека?
а) облака
б) космический корабль
в) стол
г) трава
д) воробей
е) Солнце
5. Какой из объектов не относится к живой природе:
а) минералы
б) бактерии
в) вирусы
6. Какая наука изучает живую природу?
а) экология
б) биология
в) география
7. Почему люди охраняют чистоту воздуха?
а) чтобы природа была красивой
б) так как сквозь грязный воздух плохо видно окружающие предметы
в) так как грязный воздух вреден для здоровья живых организмов
8. Какое вещество на нашей планете существует в трех состояниях?
_______________________________________________________________
Ответ: вода
9. Какой рыбы не существует?
а) рыба-пила
б) рыба-молот
в) рыба-плоскогубцы
г) рыба-игла
10. Как называются самые крупные рыбы на планете?
а) киты
б) дельфины
в) акулы
г) моржи
11. Как называют животных, которые сами добывают себе пищу, сами устраивают жильё:
а) самостоятельные
б) дикие
в) лесные
12. К диким животным относится:
а) корова
б) зебра
в) коза
13. Какое дикое животное способно жить в водоеме:
а) енот
б) бобер
в) кабан
14. Какое описание не подходит для растительноядного дикого животного:
а) хорошо развитые челюсти
б) выносливость
в) острые зубы
15. Благодаря чему животные Арктики способны переносить низкие температуры:
а) густой мех и толстый слой жира
б) хорошее обоняние
в) быстрый бег
Блок 2
Задание 1. «Тайное послание»
В конвертах есть буквы, из них нужно составить 5 названий хладнокровных животных и записать их.
Ответ: я.щ.е.р.и.ц.а., ж.а.б.а., з.м.е.я., к.р.о.к.о.д.и.л., ч.е.р.е.п.а.х.а.
Задание 2. «Назови»
Рассмотри рисунок и назови всех животных, которых на ней видишь.
Ответ: ящерица, лягушка, черепаха, змея, крокодил
Задание 3. «Соедини точки»
Соедини точки, чтобы закончить рисунок.
Вариант 1
Вариант 2
Задание 4. «Ребусы»
Реши ребус и запиши ответ.
Ответ: тритон
Ответ: лягушка
Ответ: крокодил
Блок 3 Задание 1. Загадки о животных-героях сказок
Отгадай загадки и запиши ответ.
Я умею чисто мыться Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
Ответ: кот
Кто так заливисто поет
О том, что солнышко встает.
Ответ: петух
Рыжая, с пушистым хвостом, Живет в лесу под кустом.
Ответ: лиса
Быстрый маленький зверек Под деревьями скок-скок. Кто грибы на сучьях сушит, Чтоб зимой не голодать? В погребок пойдет покушать И в гнездо скорее спать.
Ответ: белка
Хоть и круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой горстью не возьмешь,
Потому что это …
Ответ: еж.
Задание 2. Загадки о птицах
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет, Крохи собирает. Ответ: воробей
Особа всем известная,
Она крикунья местная, Увидит тучку темную –
Взлетит на ель зеленую И смотрит, словно с трона.
Кто это?
Ответ: ворона
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней?
Кто же это?
Ответ: соловей
На вербе с треском рвутся почки.
На речке лед трещит в ночи.
И гнезда вьют без проволочки
На ветках первые…
Ответ: грачи
Он по-рабочему одет – Удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет И пестрая спецовка.
Ответ: дятел
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок.
Ответ: жаворонок
Вертится, стрекочет, Весь день хлопочет.
Ответ: сорока
На шесте – дворец, Во дворце – певец.
А зовут его…
Ответ: скворец
Задание № 4. Нарисуй
Задание 5. Назови
Задание 6. Кроссворд Реши кроссворд.
Экскурсия по теме «Удивительные обитатели Смоленского зоопарка».
Цель: укрепить знания детей об обитателях нашей планеты.
Задачи:
1. обобщить знания детей о животных;
2. рассмотреть взаимосвязь в природе;
3. показать значение окружающей природы для человека.
Место проведения: МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк».
Ход экскурсии:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Изучение нового материала |
Мы с вами находимся в Смоленском зоопарке, и наша задача быть очень внимательными и понаблюдать за обитателями нашей планеты, которые тут представлены. Оглянитесь вокруг, посмотрите на животных. Что вы видите? Да, все это природа и ее обитатели. Ее многообразие поражает и восхищает людей. Я сейчас буду загадывать загадки, а вы, отгадав ее, говорите, что это за животное. Назовите царство животных. Мы можем сказать, что в природе все взаимосвязано, а как расскажите мне. Да совершенно верно, таким образом, живая природа взаимодействует с неживой природой. Какое значение природа играет для людей? |
Живые существа в отличии от неживой природы дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются, умирают. Природа многообразна, в ней все взаимосвязано. Живая природа не может существовать без неживой природы, они взаимосвязаны. Природа имеет большое значение для человека. |
Творческие задания как форма проведения текущего контроля Критерии оценки творческих работ (рисунки и плакаты)
1.Техника выполнения работы.
2. Композиция.
3. Полнота освещения темы и образность.
4. Грамотность рисунка или плаката.
5. Цветовое решение работы.
6. Оригинальность.
7. Качество оформления.
Баллы:
0 – творческая работа не удовлетворяет данному критерию
1 – творческая работа частично удовлетворяет данному критерию
2 – творческая работа в полной мере удовлетворяет данному критерию
Критерии оценки защиты творческих работ (рисунки и плакаты)
1. Точное следование регламенту (2-3 мин.).
2. Полнота освещения темы.
3. Языковая правильность речи (грамматическая, лексическая, фонетическая).
4. Степень владения материалом.
5. Умение привлечь внимание аудитории (вступление, концовка).
Критерий |
Баллы |
||
0 |
1 |
2 |
|
Точное следование регламенту (2-3 мин.) |
Выступление не удовлетворяет данному критерию |
Выступление частично удовлетворяет данному критерию |
Выступление в полной мере удовлетворяет данному критерию |
Полнота освещения темы |
Тема не раскрыта |
Тема раскрыта частично |
Тема раскрыта полностью |
Языковая правильность речи (грамматическая, лексическая, фонетическая) |
Речь безграмотна |
В речи встречаются грамматические, лексические и фонетические ошибки |
Речь выступающего с языковой точки зрения плавильная |
Степень владения материалом |
Несвободное – с опорой |
Выступающий при защите наряду со свободным владением материалом, |
Свободное - без опоры |
|
|
прибегает к опоре. |
|
Умение привлечь внимание аудитории (вступление, концовка) |
Внимание аудитории не привлечено в ходе выступления |
Внимание аудитории привлечено во вступлении, или концовке выступления. |
Выступающий смог привлечь внимание аудитории во время своего выступления полностью. |
Критерии оценивания результативности работы – уровни (высокий, средний, низкий).
Выполнение работы |
Уровень результатов |
9 - 10 баллов |
высокий |
5 – 8 баллов
|
средний |
<5 баллов |
низкий |
Модуль «Занимательное проектирование»
Методика учебной работы
В содержании данной программы включены темы не только теоретического характера, но и практического (проектные работы).
Для большей оптимизации и эффективности учебно-воспитательного процесса осуществляется личностно-ориентированный подход, который теснейшим образом связан с технологией сотрудничества, основными положениями которого являются: взаимоуважение, взаимопонимание и взаимоподдержка, идея трудной цели и опора на самодеятельность, самоанализ и самооценку, личностный подход и высокий эмоциональный фон коллектива.
Используемые методы технологии сотрудничества:
Обучение в малых группах или командах (одно задание на группу, но каждый выполняет свою роль или несколько заданий на группу, работающих на одну цель).
Успешно используется модель групповой творческой деятельности и учебного исследования – синектика, фундаментом которой является метод так называемого «мозгового штурма», в результате которого анализируется проблема, выявляются пути решения этой проблемы, выдвигаются образные аналогии (личностные – отождествление ребенка с данным явлением или объектом). Могут быть аналогии символические или фантастические. Подобная визуализация благотворно воздействует не только на интеллект, но и на эмоциональную сферу. Таким образом, в основе синектики лежит творческая деятельность, в которой субъектом познания выступает не столько каждый из обучающихся порознь, сколько вся группа в целом.
При проведении ряда теоретических занятий используется метод «пилы», предложенный Э. Аронсоном. Группы по 6-7 человек работают над учебным материалом, разбитым на смысловые фрагменты. 1 этап – каждый находит информацию на свои вопросы в общем тексте. 2 этап – группы обсуждают результаты первого этапа, для чего собирается совет экспертов.
Интересным методом в технологии сотрудничества является метод «учимся вместе», предложенный Р. Джонсоном. Каждая микрогруппа выполняет свое задание, затем обучают друг друга (обмен опытом полученных знаний, умений и навыков).
Использование теоретических методов, таких как анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез, моделирование, являющихся неотъемлемой частью познавательного процесса, позволяет сделать отчет о проделанной практической работе правильно, что возможно только, в полной мере овладев данными методами.
Проектная деятельность
Проектные работы представляют собой один из способов контроля обучающихся, которому придается огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:
• успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
• знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
• выявляется уровень личностного отношения обучающихся к учебному труду;
• проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
• детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.
Практическая работа «Составление мини-энциклопедии растений, использующихся при составлении букетов»
1. Подбор литературы и материалов для составления мини-энциклопедии.
2. Изучение подобранных материалов, отбор необходимых сведений.
3. Оформление мини-энциклопедии растений, использующихся при составлении букетов.
Проект «Начинающий флорист»
1. Выбор вида флористической работы (букет, композиция, флорариум и т.д.).
2. Подбор материалов для изготовления.
3. Создание флористической работы.
4. Презентация работы на занятии.
Проект «Проектирование цветочного оформления газона»
1. Выбор участка газона, для которого будет сделан проект.
2. Подбор материалов (растения, цветы, дополнительные материалы).
3. Составление эскиза.
4. Оформление проекта.
5. Презентация проекта на занятии.
Проект «Альпийская горка»
1. Выбор участка, для которого будет сделан проект.
2. Подбор материалов (растения, цветы, дополнительные материалы).
3. Составление эскиза.
4. Оформление проекта.
5. Презентация проекта на занятии.
Проект «Мой двор»
1. Выбор участка, для которого будет сделан проект.
2. Подбор материалов (растения, цветы, дополнительные материалы).
3. Составление эскиза.
4. Оформление проекта.
5. Презентация проекта на занятии.
Памятка начинающего флориста
Инструменты
Главные инструменты флориста – это его руки, чувство стиля и знания. Если у вас все это есть, дополните собственный флористический «набор» такими универсальными приспособлениями:
• канцелярский нож;
• секатор;
• степлер;
• кусачки;
• шило;
• скотч;
• клеевой пистолет;
• материал для декора: сетка, декоративный спрей, фольга, бусины, стразы, ленты, проволока и др. (зависит от рода деятельности).
Уход за цветами
Живые растения – это дорогостоящий материал, а также быстро портящийся, поэтому необходимо знать основные правила обращения с ними:
• работать очень аккуратно, вытягивать цветок из вазонов с водой нужно только за стебель (не за бутон, листок);
• формирование букета необходимо делать достаточно быстро, чтобы максимально сохранить его свежесть;
• подрезать стебель нужно под углом, держа его под водой;
• ниже уровня воды должен находиться только стебель, все остальное нужно обрезать;
• флористическая пена и другие средства помогут поддерживать растения свежими долгое время.
Чтобы цветы дольше радовали вас, следуйте простым правилам:
• Найдите для цветов чистую вазу или другой сосуд. Желательно ополоснуть ее с чистящим средством – чем меньше на стенках останется бактерий, тем дольше цветы сохранят свежесть.
• Налейте в вазу прохладную воду (горячую и холодную воду цветы не любят).
• Подрежьте цветы секатором или острым ножом под углом 45°C и тут же поставьте в воду.
• Цветы не любят жару, сквозняк или холод, а также прямого солнца. Не ставьте букет у батареи, под кондиционером или на подоконнике.
• Раз в день подливайте в вазу свежей воды, а лучше полностью менять воду.
• Чтобы цветы дольше простояли, ежедневно подрезайте стебли цветов. Также многие растения имеют на одном стебле несколько соцветий. Не забывайте удалять те из них, которые завяли, сберегая силы растения на новое цветение.
Словарь профессиональных терминов ландшафтного дизайна Аллея — пешеходная коммуникация, ограниченная с двух сторон деревьями, кустарниками, вьющимися растениями.
Альпинарий — композиция из высокогорных растений, культивируемая в условиях, приближенных к природным. Альпинарии впервые появились в английских пейзажных садах в XVIII в.
Арабеска — одноименный цветник или составная часть его, выполненная на основе геометрических узоров, используемых в партерах и клумбах.
Аранжировка — расположение цветов и листьев в букете, в вазах, корзинах, гирляндах, венках.
Арборетум — дендрологический сад, который предназначен для акклиматизации растений из различных климатических зон.
Ассортимент — подбор различных видов деревьев, кустарников и цветов, применяемых для озеленения данной местности или данного объекта.
Бонсай — искусство выращивания карликовых деревьев, из которых японцы создавали миниатюрные сады.
Берсо, биндаж — сводчатая аллея, образованная с помощью полукруглых вязаных каркасов, на которых смыкались кроны деревьев (липа, граб); участок сада, окруженный сводчатыми аллеями. Применялся в садах и парках эпохи барокко.
Боскет — небольшие пространства правильной геометрической формы, ограниченные экранами стриженой живой изгороди. В парках эпохи барокко они назывались кабинетами или зелеными залам.
Букетные посадки — прием формирования ландшафтных фрагментов с помощью посадки нескольких саженцев в одно гнездо. Букетную группу также можно образовать посадкой на пень молодого дерева, чтобы создать условия для развития боковым побегам.
Бульвар — широкая озелененная полоса, выделяемая по обеим или одной стороне улицы, набережной и предназначенная для пешеходного движения и кратковременного отдыха. Бульварами сначала назывались валы крепостных укреплений. Затем так были названы места для прогулок горожан, созданные на месте бывших укреплений.
Вертикальное озеленение — озеленение фасадов зданий, парковых сооружений и специальных устройств (куполы, трельяжи) древовидными лианами и другими вьющимися растениями.
Виридарий — озелененный дворик, небольшой сад в перистильном дворе монастыря или жилого дома. Обычно имел геометрическую планировку с небольшим фонтаном или бассейном в центре и клумбами цветов. Стены дома, окружавшего садик, покрывались фресками, на которых были изображены перспективы фантастических садов.
Газон — искусственный дерновой покров из многолетних злаков. В зависимости от назначения газоны подразделяются на спортивные, специального назначения и декоративные (партерные, обыкновенные и луговые).
Газон мавританский — пестроцветный газон. Образуется из цветочных растений или их смеси с многолетними травами.
Гирлянды — украшения из цветов, листьев или ветвей, связанных в виде длинных лент. Обычай украшать гирляндами был известен еще в Древнем Египте, затем применялся в Древней Элладе и в эпоху барокко и роккоко.
Группа — важнейший элемент живописного паркового пейзажа. Обычно это сочетание из нечетного (до 11 шт.) количества древесных, кустарниковых или цветочных растений.
Дендрарий — зеленый массив различных видов деревьев и кустарников. Обычно служит для проведения научных работ по акклиматизации и интродукции древесных растений.
Дерновая скамья — устройство из дерна в виде выступа вдоль ограды. Широко распространенный элемент средневекового сада.
Загущенные посадки — прием формирования ландшафтного пейзажа с помощью посадки деревьев на расстоянии друг от друга 1—1,5 м с целью быстрейшего создания (через два-три года) компактных насаждений. Такие насаждения в стадии формирования стволов более устойчивы и хорошо развиваются. В последующем проводится прореживание.
Икебана — в переводе с японского языка означает «сохранение цветов во второй жизни» и является древним оригинальным искусством цветочной аранжировки в Японии.
Кабинет — элемент внутренней пространственной садовопарковой композиции боскета, образованный стриженными стенами из липы или граба. Во французских садах и парках XVII—XVIII вв. большинство кабинетов было украшено партерами, бассейнами, скульптурами и даже садово-парковыми сооружениями.
Кашпо — декоративное устройство из керамики, пластмассы, дерева, лозы для размещения цветов в интерьере и на открытом воздухе.
Клумба — группа деревьев и кустарников на открытой поляне в пейзажном парке, сформированная в виде круга или овала: с середины XIX в. клумбой называют цветник с геометрической формой плана, расположенный на пересечении дорожек, перед главным входом в здание, у пьедестала статуи. Клумба имеет значительно меньшую площадь, чем партер. Создают их из однолетних и двулетних цветочных растений.
Кулиса — группа деревьев или кустарников, ограничивающая вид на открытое пространство ландшафтного объекта или окружающая ландшафт.
Куртина — ландшафтное пространство, ограниченное дорожками.
Малый сад — это ограниченное пространство, расположенное возле общественного, жилого или промышленного здания и сформированное с использованием средств ландшафтного дизайна. Он может занимать территорию в среднем от 0,2 до 5—6 га (иногда до 10 га).
Модульный сад — цветочная композиция, состоящая из элементов геометрически правильной конфигурации.
Моносад — это сад одного вида растений. К моносаду относятся розарии, тюльпанарии, георгинарии и др.
Одерновка — способ устройства газонов на откосах и насыпях с крутизной склона более 30° с целью их укрепления и улучшения декоративных качеств.
Партер — открытая часть пространства, расположенная на плоском рельефе, имеющая геометрически правильную форму с соотношением 1:3 или 1:7. Существуют три типа партеров: газонный, цветочный и смешанный. В XVII— XVIII вв. партер был неотъемлемой частью дворцовых ансамблей.
Патио — внутренний двор жилого дома, обязательно оформленный зелеными насаждениями.
Поляна — свободный от древесно-кустарниковой растительности участок ландшафта.
Почвопокровные — растения, которые по своим декоративным свойствам и особенностям произрастания используются в озеленении для образования дерна на бедных, сухих почвах, на склонах, на затененных участках, насыпях, а также в различных композициях из цветов и камней.
Рабатка — представляет собой узкую полосу из цветов в партерах, вдоль дорожек и аллей длинной от 1 м до 7—9 м. Ширина рабатки зависит от используемых растений и колеблется от 0,5 до 2 м.
Розариум — часть парка, сада или отдельный участок, предназначенный для посадки различных видов и сортов роз.
Рокарий — ландшафтная композиция, где декоративные растения сочетаются с камнями.
Силуэт — контурное очертание декоративных растительных группировок или отдельных растений на фоне неба или городской застройки, воспринимаемое с отдаленного расстояния.
Сквер — небольшой озелененный участок среди городской застройки (до 1 га), предназначенный для кратковременного отдыха и декоративного оформления отдельных архитектурных комплексов и городской среды.
Солитер — одиночный экземпляр растения, размещаемый на открытом участке газона, выделяющийся своей фактурой, кроной и т. п.
Солнечные часы — устройство из растений (цветов) для определения времени с помощью тени от штыря, падающей на плоскость.
Топиарное искусство — искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников.
Фитонцидность — способность растений выделять летучие защитные вещества, которые губительно действуют на микробы.
Фитоценоз — совокупность растений, занимающих однородный участок земной поверхности и находящихся в тесном взаимоотношении между собой и с условиями окружающей среды.
Цветочница — представляет собой емкость, в которую помещены композиции из растений.
Цветочная группировка — это композиция, состоящая из декоративных растений одного сорта, образующая правильные круги, квадраты, прямоугольники, а также неправильные геометрические фигуры.
Шпалера — ряд густо посаженных деревьев, образующих зеленый экран с помощью стрижки; деревянная решетка (трельяж) с вертикальной растительностью.
Эдификаторы — растения, характерные для данного биоценоза.
Экзот — древесное или кустарниковое растение, не встречающееся в составе местных естественных зеленых насаждений, но имеющее ценные декоративные свойства.
Экология растений — наука о взаимозависимостях и взаимодействиях между растениями и средой их обитания.
Список литературы
Список основной литературы для педагога
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от
04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) // Министерство образования и науки Российской Федерации, письмо от 18 ноября 2015 г. № 09-324.
3. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы / Сост. А.В. Енин. – М.: ВАКО, 2015. – 288 с.
4. Современное образование. Формирование нового педагогического мышления: сборник материалов Международной межшкольной научно-практической конференции, 23 марта 2018 года / МБОУ «СШ № 17» г. Смоленска; [науч.ред.: В.Д. Балыкина, Н.А. Демидова]. – Смоленск: Маджента, 2018.- 332 с.
5. Сохранение культурного наследия в современном образовательном пространстве: сборник материалов научно-практической конференции с международным участием, 21 марта 2019 года / МБОУ «СШ № 17 им. Героя Российской Федерации А.Б. Буханова» г. Смоленска; [науч. ред.: В.Д. Балыкина, С.В. Асриева]. – Смоленск:
Маджента, 2019.- 278 с.
Список дополнительной литературы для педагога
1. Александров А., Башакина Т. Праздники в Московском зоопарке: Сборник сценариев к 150-летию зоопарка. М.: ГБУ «Московский зоопарк»/ А.Александров, Т. Башакина, Т. Веселова, А. Гаврон, К.Федишина, М. Андреев, Д. Варкентин. - Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2012. - 240 с.
2. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Краткий курс общей экологии. Часть I: Экология видов и популяций: Учебник. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. – 206 с.
3. Сборник познавательно-занимательных занятий с обучающимися. Составитель:
Журавлёва М.А.. – методист СОГБОУ ДОД «Станция юннатов», Смоленск, 2012.
4. 1001 идея нестандартного занятия с детьми. Москва, 2011. – 100 с.
5. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Краткий курс общей экологии. Часть I: Экология видов и популяций: Учебник. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. – 206 с.
6. Сборник познавательно-занимательных занятий с обучающимися. Составитель:
Журавлёва М.А.. – методист СОГБОУ ДОД «Станция юннатов», Смоленск, 2012.
7. Асманн П. Современная флористика / Пер. с нем. Е. Я. Юдаевой. – М.: Культура и традиции, 2003. – 224 с.
8. Бриджуотер А., Бриджуотер Д. Ландшафтный дизайн. – Изд-во: Клуб семейного досуга, 2010. –112 с.
9. Локрина Т. Композииии на оазисе. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2004. –
96 с.
10. Ипполитова Н.Я. Планировка и цветочный дизайн участка. – М.: ЗАО «Фитон+», 2003.
– 192 с.
11. Искусство составления букетов: Великолепные букеты из цветов. Аранжировка, флористика, икебана. / Сост. М.Э. Витвицкая, - М.: ЛАДА: РИПОЛ классик, 2004. – 400 с.
12. Информационные технологии в работе с одаренной молодежью: сборник статей [Электронный ресурс] / под ред. М. И. Бальзанникова, С.А. Пиявского, В.В. Козлова. – Самара: СГАСУ. 2015.
13. Клумбы и живые изгороди / Авт.-сост. О.Б. Бондарева. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007. – 156 с.
14. Маркова А.П. Ландшафтный дизайн на подоконнике. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
–160 с.
15. Модная квартира: Праздничный интерьер из цветов и растений своими руками. – М.:
Эксмо, 2006. – 160 с.
16. Орлов А.С. Ландшафтный дизайн на компьютере. – Изд.: Питер, 2008г. – 300 с.
17. Озеленение и декоративное оформление жилой застройки / авт.-сост. Л.Г. Полозун,
М.Л. Мысак. – М.: ACT; Донецк: Сталкер, 2005. – 159 с.
18. Сапелин А.Ю. Садовые композиции. Урок садового дизайна. – М.: ЗАО «Фитон+»,
2008. – 80 с.
19. Титова Н. Сады на крышах. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002. – 112 с.
20. Ньюбери Т. Все о планировке сада. – Издательство: Москва, Кладезь-Букс, 2003. – 252 с.
21. Журнал непрерывного экологического образования «Библиотека НЭО», № 5/08.
22. Научно-методический журнал «Наука и практика воспитания и дополнительного образования» / № 1, 2013.
23. Научно-методический журнал «Наука и практика воспитания и дополнительного образования» / № 2, 2013.
24. Устелимова С.В. Ландшафтный дизайн. – М.: Вече, 2003. – 86 с.
Список основной литературы для обучающихся
1. Сладков Н. Бюро лесных услуг. С вопросами и ответами для почемучек. ООО «Издательство АСТ», 2016.
2. Иллюстрированная книга занимательных наук / Я.И. Перельман. – М.: Издательство АСТ, 2015. – 320 с.
3. Воронова, О.В. Ландшафтный дизайн для стандартных участков /
О.В. Воронова. - М.: Эксмо, 2017. - 352 c.
4. Воронова, О.В. Сам себе ландшафтный дизайнер / О.В. Воронова. - М.: Эксмо, 2015. – 184 c.
5. Воронова, О.В. Сам себе ландшафтный дизайнер (новое оформление) /
О.В. Воронова. - М.: Эксмо, 2015. - 184 c.
6. Кизима, Г.А. Азбука садового участка. Ландшафтный дизайн для начинающих /
Г.А. Кизима. - М.: Эксмо, 2015. - 64 c.
7. Кизима, Г.А. Азбука садового участка. Ландшафтный дизайн для начинающих /
Г.А. Кизима. - М.: Эксмо, 2015. - 256 c.
8. Максименко, А.П. Ландшафтный дизайн: Учебное пособие / А.П. Максименко,
Д.В. Максимцов. - СПб.: Лань, 2019. - 160 c.
9. Потаев, Г.А. Архитектурно-ландшафтный дизайн: теория и практика: Учебное пособие / Г.А. Потаев, Г.А. Потаев, А.В. Мазаник и др. - М.: Форум, 2015. - 176 c.
10. Шиканян, Т.Д. Ландшафтный дизайн / Т.Д. Шиканян. - М.: АСТ, 2017. - 192 c.
11. Шиканян, Т.Д. Ландшафтный дизайн. Своими руками - от проекта до воплощения / Т.Д. Шиканян. - М.: Эксмо, 2015. - 384 c.
12. Шиканян, Т.Д. Ландшафтный дизайн. Своими руками - от проекта до воплощения / Т.Д. Шиканян. - М.: Эксмо, 2017. - 352 c.
13. Шиканян, Т.Д. Ландшафтный дизайн / Т.Д. Шиканян. - М.: АСТ, 2016. - 158 c.
Список дополнительной литературы для обучающихся
1. Богданов Е.В. Прописаны в Поозерье. – Смоленск: Маджента, 2013. – 512 с.
2. Гурнакова Е.Н. 1000 чудес со всего света. М.: АСТ, 2010. – 780 с.
3. Тихонов А.В. Животные России. Красная книга. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2012. – 240 с. – (Красная книга).
4. Правила составления и решения ребусов // allforchildren.ru: Сайт «Все для детей!»/ 2006 URL: http://allforchildren.ru/rebus/rebus0.php (дата обращения: 14.01.2017).
5. Асманн П. Современная флористика / Пер. с нем. Е. Я. Юдаевой. – М.: Культура и традиции, 2003. – 224 с.
6. Бриджуотер А., Бриджуотер Д. Ландшафтный дизайн. – Изд-во: Клуб семейного досуга, 2010. – 112 с.
7. Локрина Т. Композииии на оазисе. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век»,
2004. – 96 с.
8. Ипполитова Н.Я. Планировка и цветочный дизайн участка. – М.: ЗАО «Фитон+», 2003. – 192 с.
9. Искусство составления букетов: Великолепные букеты из цветов. Аранжировка, флористика, икебана. / Сост. М.Э. Витвицкая, - М.: ЛАДА: РИПОЛ классик, 2004. – 400 с.
10. Клумбы и живые изгороди / Авт.-сост. О.Б. Бондарева. – М.: АСТ; Донецк:
Сталкер, 2007. – 156 с.
11. Маркова А.П. Ландшафтный дизайн на подоконнике. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2005. –160 с.
12. Модная квартира: Праздничный интерьер из цветов и растений своими руками.
– М.: Эксмо, 2006. – 160 с.
13. Орлов А.С. Ландшафтный дизайн на компьютере. – Изд.: Питер, 2008г. – 300 с.
14. Озеленение и декоративное оформление жилой застройки / авт.-сост. Л.Г. Полозун, М.Л. Мысак. – М.: ACT; Донецк: Сталкер, 2005. – 159 с.
15. Сапелин А.Ю. Садовые композиции. Урок садового дизайна. – М.: ЗАО «Фитон+», 2008. – 80 с.
16. Титова Н. Сады на крышах. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002. – 112 с.
17. Ньюбери Т. Все о планировке сада. – Издательство: Москва, Кладезь-Букс, 2003. – 252 с.
18. Устелимова С.В. Ландшафтный дизайн. – М.: Вече, 2003. – 86 с.
Интернет-ресурсы
1. ru.wikipedia.org›wiki/Биоразнообразие — биологическое разнообразие России.
2. wwf.org — Всемирный фонд дикой природы WWF.
3. edu.seu.ru - интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»/Самкова
В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
4. forest.ru— интернет-портал Forest.RU - Всё о российских лесах
5. zmmu.msu.ru— кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
6. ecosystema.ru- экологическое образование детей и изучение природы
России.
7. etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этно-экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Forest.RU.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.