Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательное проектирование»
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательное проектирование»

Оценка 4.6
Образовательные программы
pdf
Междисциплинарный 7
5 кл—11 кл
24.06.2022
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательное проектирование»
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа естественнонаучной направленности «Занимательное проектирование» построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, направлена на адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку талантливых детей. Программа включает практическую деятельность, направленную на экологическое благоустройство ближайших к учреждению экосистем. Форма организации образовательного процесса представляет систему знаний, умений, навыков в сочетании с творческим развитием личности. Учебные занятия на каждом этапе организованы 2 раза в неделю группами (беседы, лекции), которые в зависимости от формы занятия могут делиться на подгруппы по 3-4 человека. Практикуется индивидуальная работа (индивидуальные проектные и творческие задания). Программой предусмотрено 14 занятий, которые проводятся два раза в неделю по 1,5 академических часа (21 час).
Программа Занимательное проектирование.pdf

Управление образования и молодежной политики Администрации города Смоленска муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр

«Смоленский зоопарк»

города Смоленска

            

            

            

            

            

            

            

            

            

            

            

            

            

            

            

            

            

            

           

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Занимательное проектирование»

для объединения «Начинающий эколог»

 

 

 

Возраст обучающихся: 11-17 лет Срок реализации: 7 недель

 

 

 

Автор-составитель:

Любимова Елена Александровна, педагог-организатор

 

 

 

 

 

г. Смоленск, 

2021

Пояснительная записка

 

Обоснование актуальности программы

В условиях укоренившегося в сознании людей потребительского отношения к природе, бедственного и кризисного состояния природной среды, отсутствия действенного природоохранного законодательства, экологическое образование и воспитание подрастающего поколения становится особенно актуальным и важным звеном современного образования. От того, насколько грамотными будут наши дети в экологических вопросах, во многом будет зависеть будущее новых поколений.

Стоит отметить, что сегодня экологическая культура и грамотность становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости личности, что ведет к необходимости разработки программы, направленной на формирование экологической культуры подрастающего поколения через различные виды деятельности: познавательной, ценностноориентированной, эстетической, природоохранной и др. 

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа естественнонаучной направленности «Занимательное проектирование» построена с учетом  возрастных и индивидуальных особенностей детей, направлена на адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку талантливых детей.

Программа включает практическую деятельность, направленную на экологическое благоустройство ближайших к учреждению экосистем. Форма организации образовательного процесса представляет систему знаний, умений, навыков в сочетании с творческим развитием личности. Учебные занятия на каждом этапе организованы 2 раза в неделю группами (беседы, лекции), которые в зависимости от формы занятия могут делиться на подгруппы по 3-4 человека. Практикуется индивидуальная работа (индивидуальные проектные и творческие задания).

 

Новизна программы

Содержание Программы отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы. 

Данная программа имеет оригинальный подход к реализации экологического воспитания через систему проектной деятельности. Творческая учебная деятельность обучающихся направлена на решение реальных задач и выражается в выполнении проектов, содержание которых носит экологический и социально-значимый характер.

 

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, изучение данной программы создаёт условия для формирования ценностного отношения обучающихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. Деятельностный подход предполагает самостоятельную работу обучающихся в процессе социально-значимой проектной деятельности.

Учебный материал программы способствует не только формированию системы предметных знаний и технологических навыков, но и создает условия для развития творческих способностей обучающихся через постижение тонкостей проектирования ландшафтных проектов, позволяет раскрыть эстетические, ценностные, мировоззренческие особенности данного вида деятельности.

 

Адресат программы

В реализации данной дополнительной общеобразовательной программы участвуют дети и подростки 5-11 классов, в том числе одаренные. Учебные группы и подгруппы могут формироваться разновозрастные, но в пределах одного возрастного интервала (5-6 классы, 7-8 классы, 9-10 классы). Целесообразность такой организации учебного процесса заключается в том, что учитываются психолого-педагогические аспекты усвоения знаний, их доступность для обучающихся, соответствие уровню подготовленности по различным дисциплинам. Это, в свою очередь, отвечает принципам метапредметности и учета возрастных особенностей обучающихся. Группы  должны быть не менее 6 человек и не более 15. 

 

 

Организация образовательного процесса

Программа имеет «базовый уровень». В ее содержание включены темы не только теоретического  характера, но и практического, то есть проектная деятельность. Кроме этого большое внимание  при составлении проектов уделяется  творческой деятельности.

Программой предусмотрено 14 занятий, которые проводятся два раза в неделю по 1,5 академических часа (21 час).

Срок обучения – 7 учебных недель, форма обучения – очная.

Формы занятий подобраны таким образом, чтобы максимально эффективно осуществлялся процесс усвоения знаний и формирование личности (беседы, практические работы, проектные работы).

 

Цели и задачи программы

Цель   программы: формирование экологической культуры личности посредством активного включения обучающихся в социально-значимую проектную работу.

 

Задачи программы:

             освоение        обучающимися         базовых          знаний            ландшафтного         дизайна,         значения

распространенных понятий и терминов;

             расширение представлений учащихся об окружающем мире;

             формирование у них художественного вкуса, способности видеть и чувствовать гармонию в природе;

             формирование коммуникативных навыков, внимательного и уважительного отношения к людям, стремления к взаимопомощи;

             воспитание бережного отношения к природе;

             формирование у воспитанника способности к самореализации;

             стимулирование творческой и познавательной активности;

             выработка у ребенка умения анализировать результаты своей работы, давать им оценку;

             формирование сознательного отношения к вопросам охраны природы и экологическим

проблемам.

 

Ожидаемые результаты освоения программы

Показателями успешного освоения программы являются не только приобретенные знания, умения и навыки, но и личностные качества обучающихся.

Обучающиеся должны знать:

             биологические особенности основных видов декоративных растений, применяемых для аранжировки;

             основные инструменты и приспособления, применяемые флористами;

             основы технологических процессов изготовления флористических работ;

             иметь представление o современной флористике, как области сервиса;

             историю развития садово-паркового искусства

             биологические и декоративные особенности древесных и травянистых растений, используемых в озеленении;

             основные композиционные элементы ландшафтного дизайна;

             закон гармоничного сочетания цветов и воздушной перспективы; критерии подбора растений для озеленения определенного участка;

             правила составления проектов.

 

Обучающиеся должны уметь:

             понимать специальные тексты c применением терминологии;

             самостоятельно составлять эскизы, используя основы цветовосприятия, моделирования и дизайна;

             изготавливать флористические работы, подбирая необходимый природный материал, и сопутствующие приспособления и оборудование;

             применять различные приемы исполнительского мастерства;

             анализировать собственные творческие работы;

             составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их биологии и декоративности, а также природно-климатических условий района;

             создавать проекты озеленения территории с использованием специальных обозначений;

             рассчитывать экономическую эффективность проекта с учетом стоимости производимых работ в ходе его реализации;

             представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т.д. применять экологические знания, соблюдая правила поведения в природе.

 

Обучающиеся должны обладать:

             интересом к изучению природы и стремлением к правильному поведению в ее пределах;

             стремлением охранять природу родного края;

             убежденностью в необходимости бережного отношения к природе и природным ресурсам;

             стремлением к экологически правильному благоустройству окружающей среды и охране природы родного края;

             чувством оптимизма и уверенностью в положительных результатах природоохранной деятельности; 

             высоким уровнем экологической ответственности и экологической культуры как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой.

 

 

Основные принципы содержания программы В основу программы положены следующие принципы обучения

– деятельностный: ориентирован на личность ребенка, его активное творческое начало;

доступность: учет индивидуальных, возрастных психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся; 

наглядность: использование широкого спектра средств визуализации, средств мультимедиа; 

социализации и личной значимости: создание необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе;

- метапредметности и учета возрастных особенностей обучающихся: учитываются психолого-педагогические аспекты усвоения знаний, их доступность для обучающихся, соответствие уровню подготовленности по различным предметам;

                                           

Условия реализации программы Средства обучения:

  печатные (учебники и учебные пособия, атласы, раздаточный материал)

  электронные       образовательные      ресурсы          (сетевые         образовательные       ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)

  аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях)

  наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные) демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные) Материально-техническое обеспечение:

  натуральные объекты: гербарии, растения и т.д.;

  схемы, таблицы, рисунки; 

  садовый инвентарь;

  флористический инвентарь; карандаши, ручки, линейки;

  чертежные листы.

 

Участие в реализации природоохранных, социально-значимых проектов и экологических инициатив, является основным условием, где предоставляется возможность учащимся применить и закрепить приобретенные практические умения и навыки.

Выбор средств наглядности и оборудования осуществляется в зависимости от тематики занятий, материально-технического обеспечения кабинета и природного окружения с учетом поставленной цели и соответствующих ей задач.

 

Формы аттестации и контроля

Основными способами проверки ожидаемых результатов является защита проектных работ.

Для текущего и тематического контроля уровня достижений учащихся использованы такие способы, как:

         наблюдение активности на занятии;

         беседа с обучающимися; анализ творческих работ.

Для проверки глубины экологических знаний разработаны творческие задания, требующие

не только теоретических знаний, практических умений, но и творческой деятельности.

 

Критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора, осмысленность и свобода использования специальной терминологии.

Критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям: свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практических работ, развитость специальных способностей.

Критерии уровня развития и воспитанности: культура организации практической деятельностью, культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 

естественнонаучной  направленности «Занимательное проектирование»  для объединения  «Начинающий эколог»  

 (14 занятий, 21 час)

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1. Основы фитодизайна (5 занятий, 7,5 часов)

7,5

3,5

4

Защита проекта

2

Раздел 2. Основы ландшафтного дизайна (8 занятий, 12 часов)

12

6

6

Защита проекта

3

Раздел 3. Обобщение (1 занятие, 1,5 часа)

1,5

0,5

1

Защита проекта

Итого: 

21

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы  естественнонаучной  направленности  «Занимательное проектирование»   для объединения  «Начинающий эколог»   (14 занятий, 21 час)

 

Раздел 1. Основы фитодизайна (5 занятий, 7,5 часов)

Фитодизайн: что это такое? (1,5 ч)

Теория: Понятия фитодизайна, флористики, аранжировки. Значение цветов в жизни человека. Краткая история аранжировки цветов. Основные направления цветочной аранжировки в России и в мире. Искусство мастеров аранжировки. Общие положения теории аранжировки. Материалы и оборудование. Инструменты и аксессуары. Технологии флористической работы (втыкание, связывание, тейпирование, ваттирование, нанизывание, склеивание, плетение, обвивание, пришпиливание). Способы крепления растительного материала.

 

Фитодизайн: флористические работы (1,5 ч)

Теория: Основные стили во флористике. История букета. Цветочный этикет. Язык цветов. Основные группы растительного материала. Классификация букетов. Формы букетов. Техника сборки букета (по спирали, правило трех треугольников, свободная постановка, постановка на портбукетнице). Цветочный ассортимент. Совместимость цветов. Технология сохранения срезанных цветов. Технология выгонки луковичных цветов. Календарь цветения некоторых растений.

 

Фитодизайн: флористические работы (1,5 ч)

Практика: Практическая работа «Составление мини-энциклопедии растений, использующихся при составлении букетов».

 

Флорариум: маленькая домашняя оранжерея (1,5 ч) Теория: Что такое флорариум? Разновидности и особенности. Практика: Проект «Начинающий флорист».

 

Проект «Начинающий флорист» (1,5 ч) Практика: Проект «Начинающий флорист».

 

Раздел 2. Основы ландшафтного дизайна (8 занятий, 12 часов)

Ландшафтный дизайн: история, принципы, стили (1,5 ч)

Теория: История ландшафтного дизайна: Ассиро-Вавилония, Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Парковый дизайн в Средневековье и эпоху Возрождения. Новое время в ландшафтном дизайне. Основные принципы и составляющие ландшафтного дизайна. Стили ландшафтного дизайна.

 

Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях

(1,5 ч)

Теория: Биологические и декоративные особенности растений, используемых в озеленении и благоустройстве. Газоны. Типы газонов. Семена газонов. Устройство. Рулонные газоны. Кустарники и бонсаи. Клумбы. Рабатки. Бордюры. Миксбордеры. Вазоны. Розарии. Деревьякрупномеры. Солитеры. Ручьи. Болота. Водопады и каскады. Фонтаны. Садовые пруды. Подпорные стенки и мостики. Беседки, перголы, павильоны, арки. Альпийские горки (альпинарии) и рокарии. Садовые дорожки, патио.

 

Проектирование цветочного оформления газона (1,5 ч)

Практика: Проект «Проектирование цветочного оформления газона».

 

Проектирование цветочного оформления газона (1,5 ч) Практика: Проект «Альпийская горка».

Технология выращивания цветковых растений (агротехника) (1,5 ч)

Теория: Условия выращивания цветковых растений. Вредители цветковых растений и меры борьбы с ними. Основные болезни цветковых растений. Правила подбора и высадки посадочного материала. Обработка почвы. Высадка посадочного материала.

 

Дополнительные материалы, используемые в ландшафтном дизайне (1,5 ч)

Теория: Свет в ландшафтном дизайне Системы полива и дренажа. Камни. Зимние сады, оранжереи, террасы, флорариумы.

 

Проект «Мой двор» (1,5 ч) Практика: Проект «Проектирование оформления дворового участка».

 

Проект «Мой двор» (1,5 ч)

Практика: Проект «Проектирование оформления дворового участка».

 

Раздел 3. Обобщение (1 занятие, 1,5 часа)

Основы фитодизайна и ландшафтного дизайна: обобщающее занятие (1,5 ч) Теория: Обобщение по программе. Практика: Защита проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной  направленности

«Занимательное проектирование» для объединения  «Начинающий эколог»  на 2020-2021 учебный год

(14 занятий, 21 час)

                         

п/п

Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Колво часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

 

 

Беседа

1,5

Фитодизайн: что это такое?

 

 

2.

 

 

 

Беседа

1,5

Фитодизайн: флористические работы

 

3.

 

 

 

П.З.

1,5

Фитодизайн: флористические работы

Практическая работа

4.

 

 

 

Беседа, П.З.

 

Флорариум:   маленькая      домашняя оранжерея

Проект

5.

 

 

 

П.З.

 

Проект «Начинающий флорист»

Проект

6.

 

 

 

Беседа

1,5

Ландшафтный          дизайн:           история,

принципы, стили

 

7.

 

 

 

Беседа

1,5

Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их

использование в насаждениях

 

8.

 

 

П.З.

1,5

Проектирование цветочного оформления газона

Проект

9.

 

 

П.З.

1,5

Проектирование цветочного оформления газона

Проект

10.

 

 

Беседа

1,5

Технология     выращивания      цветковых

растений (агротехника)

 

11.

 

 

 

Беседа

1,5

Дополнительные                         материалы,

используемые в ландшафтном дизайне

 

12.

 

 

 

П.З.

1,5

Проект «Мой двор»

Проект

13.

 

 

 

П.З.

1,5

Проект «Мой двор»

Проект

14

 

 

Беседа, П.З.

1,5

Основы фитодизайна и ландшафтного дизайна: обобщающее занятие

Защита проекта

 

 

*Даты и время проведения занятий будут проставлены после утверждения расписания занятий директором учреждения.


Методическое обеспечение программы

 

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Задачи экологического образования представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Состоянием экологии нашей планеты должен интересоваться каждый человек, и не просто интересоваться, а пытаться, если не решать экологические проблемы, то хоть не усугублять и так непростую ситуацию.

В парках, садах и лесопарках мы видим прежде всего существенное звено в системе связей человека с природным окружением. Город будущего, основы которого закладываются сейчас, должен быть не противопоставлен природной среде, а органично слит с нею. Сами границы между городом и его окружением теряют свою жесткость и однозначность, взаимопроникновение застройки и открытых озелененных пространств становится постепенно одним из важнейших принципов развития городов и систем расселения. Крупнейшие города включают в свой состав большие лесные массивы, обширные водоемы, парки размером в сотни гектаров. В них необходимо сохранить, а где нужно, и воссоздать все богатство естественного ландшафта. Жителю города, чтобы удовлетворить свое стремление к природе, не обязательно покидать пределы города, важно обеспечить возможности для отдыха в естественной обстановке на лоне природы вблизи жилья, мест работы и учебы.

Однако условия развития городов, их ландшафтные характеристики, а также потребности различных групп городского населения в местах и видах отдыха чрезвычайно разнообразны. Не одинаковы они и в системах расселения, расположенных в тех или иных природно-климатических условиях. 

Главной целью ландшафтного проектирования является создание благоприятной для человека пространственной среды, обладающей всеми необходимыми функциональными, эстетическими и экологическими свойствами. В его основе лежит целенаправленное преобразование тех или иных природных ландшафтов. Поэтому вопросы их определения, классификации, структуры имеют не только теоретическое, но и важное практическое значение.

 

Программа включает практическую природоохранную деятельность, направленную на экологическое благоустройство ближайших к учреждению экосистем. Форма организации образовательного процесса представляет систему знаний, умений, навыков в сочетании с творческим развитием личности. Учебные занятия на каждом этапе организованы 2 раза в неделю группами (беседы, лекции), которые в зависимости от формы занятия могут делиться на подгруппы по 3-4 человека. Практикуется индивидуальная работа (индивидуальные проектные и творческие задания).

Учебные группы и подгруппы формируются разновозрастные, но в пределах одного возрастного интервала (5-6 классы, 7-8 классы, 9-10 классы). Целесообразность такой организации учебного процесса заключается в том, что учитываются психолого-педагогические аспекты усвоения знаний, их доступность для обучающихся, соответствие уровню подготовленности по различным предметам. Это, в свою очередь, отвечает принципам метапредметности и учета возрастных особенностей обучающихся.

Принцип индивидуальности предполагает максимальный учет особенностей подготовленности и характеров обучающихся, чему способствуют индивидуальные задания.

При организации работы подгруппами чаще всего дети делятся по принципу случайности, если создалась ситуация неравности сил, более сильная подгруппа ставится в более сложные условия. В каждой подгруппе обязательно должен быть назначен ответственный за работу, что способствует большей эффективности и результативности этой работы.

 

Методика учебной работы

В содержании данной образовательной программы включены темы не только теоретического характера, но и практического (проектные работы).

Программа носит практический характер. В связи с этим разработано много проектных работ. 

Для большей оптимизации и эффективности учебно-воспитательного процесса осуществляется личностно-ориентированный подход, который теснейшим образом связан с технологией сотрудничества, основными положениями которого являются: взаимоуважение, взаимопонимание и взаимоподдержка, идея трудной цели и опора на самодеятельность, самоанализ и самооценку, личностный подход и высокий эмоциональный фон коллектива. С этой целью успешно используются различные организационные приемы сотрудничества, такие как экологические проекты, творческие задания и т.д.

Используемые методы технологии сотрудничества:

Обучение в малых группах или командах (одно задание на группу, но каждый выполняет свою роль или несколько заданий на группу, работающих на одну цель).

Успешно используется модель групповой творческой деятельности и учебного исследования – синектика, фундаментом которой является метод так называемого «мозгового штурма», в результате которого анализируется проблема, выявляются пути решения этой проблемы, выдвигаются образные аналогии (личностные – отождествление ребенка с данным явлением или объектом). Могут быть аналогии символические или фантастические. Подобная визуализация благотворно воздействует не только на интеллект, но и на эмоциональную сферу. Таким образом, в основе синектики лежит творческая деятельность, в которой субъектом познания выступает не столько каждый из обучающихся порознь, сколько вся группа в целом.

При проведении ряда теоретических занятий  используется метод «пилы», предложенный Э. Аронсоном. Группы по 6-7 человек работают над учебным материалом, разбитым на смысловые фрагменты. 1 этап – каждый находит информацию на свои вопросы в общем тексте. 2 этап – группы обсуждают результаты первого этапа, для чего собирается совет экспертов.

Интересным методом в технологии сотрудничества является метод «учимся вместе», предложенный Р. Джонсоном. Каждая микрогруппа выполняет свое задание, затем обучают друг друга (обмен опытом полученных знаний, умений и навыков).

Использование теоретических методов, таких как анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез, моделирование, являющихся неотъемлемой частью познавательного процесса, позволяет сделать отчет о проделанной практической работе правильно, что возможно только, в полной мере овладев данными методами.

 

Проектная деятельность

Проектные работы представляют собой один из способов контроля обучающихся, которому придается огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:

  успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;

  знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;

  выявляется уровень личностного отношения обучающихся к учебному труду;

  проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;

  детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление

как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

 

Практическая работа «Составление мини-энциклопедии растений, использующихся при составлении букетов»

1.                      Подбор литературы и материалов для составления мини-энциклопедии.

2.                      Изучение подобранных материалов, отбор необходимых сведений. 3. Оформление мини-энциклопедии растений, использующихся при составлении букетов.

 

Проект «Начинающий флорист»

1.                      Выбор вида флористической работы (букет, композиция, флорариум и т.д.).

2.                      Подбор материалов для изготовления.

3.                      Создание флористической работы. 4. Презентация работы на занятии.

 

 

 

Проект «Проектирование цветочного оформления газона» 1. Выбор участка газона, для которого будет сделан проект.

2.      Подбор материалов (растения, цветы, дополнительные материалы).

3.      Составление эскиза.

4.      Оформление проекта.

5.      Презентация проекта на занятии.

 

Проект «Альпийская горка»

1.        Выбор участка, для которого будет сделан проект.

2.        Подбор материалов (растения, цветы, дополнительные материалы).

3.        Составление эскиза.

4.        Оформление проекта.

5.        Презентация проекта на занятии.

 

Проект «Мой двор»

1.        Выбор участка, для которого будет сделан проект.

2.        Подбор материалов (растения, цветы, дополнительные материалы).

3.        Составление эскиза.

4.        Оформление проекта.

5.        Презентация проекта на занятии.

 

Памятка начинающего флориста Инструменты

Главные инструменты флориста – это его руки, чувство стиля и знания. Если у вас все это есть, дополните собственный флористический «набор» такими универсальными приспособлениями:

       канцелярский нож;

       секатор;

       степлер;

       кусачки;

       шило;

       скотч;

       клеевой пистолет;

       материал для декора: сетка, декоративный спрей, фольга, бусины, стразы, ленты, проволока и др. (зависит от рода деятельности).

 

Уход за цветами

Живые растения – это дорогостоящий материал, а также быстро портящийся, поэтому необходимо знать основные правила обращения с ними:

  работать очень аккуратно, вытягивать цветок из вазонов с водой нужно только за стебель (не за бутон, листок);

  формирование букета необходимо делать достаточно быстро, чтобы максимально сохранить его свежесть;

  подрезать стебель нужно под углом, держа его под водой;

  ниже уровня воды должен находиться только стебель, все остальное нужно обрезать;

  флористическая пена и другие средства помогут поддерживать растения свежими долгое время.

Чтобы цветы дольше радовали вас, следуйте простым правилам:

  Найдите для цветов чистую вазу или другой сосуд. Желательно ополоснуть ее с чистящим средством – чем меньше на стенках останется бактерий, тем дольше цветы сохранят свежесть.

  Налейте в вазу прохладную воду (горячую и холодную воду цветы не любят).

  Подрежьте цветы сикатором или острым ножом под углом 45°C и тут же поставьте в воду.

  Цветы не любят жару, сквозняк или холод, а также прямого солнца. Не ставьте букет у батареи, под кондиционером или на подоконнике.

  Раз в день подливайте в вазу свежей воды, а лучше полностью менять воду.

  Чтобы цветы дольше простояли, ежедневно подрезайте стебли цветов. Также многие растения имеют на одном стебле несколько соцветий. Не забывайте удалять те из них, которые завяли, сберегая силы растения на новое цветение.

 

Словарь профессиональных терминов ландшафтного дизайна

Аллея — пешеходная коммуникация, ограниченная с двух сторон деревьями, кустарниками, вьющимися растениями.

Альпинарий — композиция из высокогорных растений, культивируемая в условиях, приближенных к природным. Альпинарии впервые появились в английских пейзажных садах в XVIII в.

Арабеска — одноименный цветник или составная часть его, выполненная на основе геометрических узоров, используемых в партерах и клумбах.

Аранжировка — расположение цветов и листьев в букете, в вазах, корзинах, гирляндах, венках.

Арборетум — дендрологический сад, который предназначен для акклиматизации растений из различных климатических зон.

Ассортимент — подбор различных видов деревьев, кустарников и цветов, применяемых для озеленения данной местности или данного объекта.

Бонсай — искусство выращивания карликовых деревьев, из которых японцы создавали миниатюрные сады.

Берсо, биндаж — сводчатая аллея, образованная с помощью полукруглых вязаных каркасов, на которых смыкались кроны деревьев (липа, граб); участок сада, окруженный сводчатыми аллеями. Применялся в садах и парках эпохи барокко.

Боскет — небольшие пространства правильной геометрической формы, ограниченные экранами стриженой живой изгороди. В парках эпохи барокко они назывались кабинетами или зелеными залам.

Букетные посадки — прием формирования ландшафтных фрагментов с помощью посадки нескольких саженцев в одно гнездо. Букетную группу также можно образовать посадкой на пень молодого дерева, чтобы создать условия для развития боковым побегам.

Бульвар — широкая озелененная полоса, выделяемая по обеим или одной стороне улицы, набережной и предназначенная для пешеходного движения и кратковременного отдыха. Бульварами сначала назывались валы крепостных укреплений. Затем так были названы места для прогулок горожан, созданные на месте бывших укреплений.

Вертикальное озеленение — озеленение фасадов зданий, парковых сооружений и специальных устройств (куполы, трельяжи) древовидными лианами и другими вьющимися растениями.

Виридарий — озелененный дворик, небольшой сад в перистильном дворе монастыря или жилого дома. Обычно имел геометрическую планировку с небольшим фонтаном или бассейном в центре и клумбами цветов. Стены дома, окружавшего садик, покрывались фресками, на которых были изображены перспективы фантастических садов.

Газон — искусственный дерновой покров из многолетних злаков. В зависимости от назначения газоны подразделяются на спортивные, специального назначения и декоративные (партерные, обыкновенные и луговые).

Газон мавританский — пестроцветный газон. Образуется из цветочных растений или их смеси с многолетними травами.

Гирлянды — украшения из цветов, листьев или ветвей, связанных в виде длинных лент. Обычай украшать гирляндами был известен еще в Древнем Египте, затем применялся в Древней Элладе и в эпоху барокко и роккоко.

Группа — важнейший элемент живописного паркового пейзажа. Обычно это сочетание из нечетного (до 11 шт.) количества древесных, кустарниковых или цветочных растений.

Дендрарий — зеленый массив различных видов деревьев и кустарников. Обычно служит для проведения научных работ по акклиматизации и интродукции древесных растений.

Дерновая скамья — устройство из дерна в виде выступа вдоль ограды. Широко распространенный элемент средневекового сада.

Загущенные посадки — прием формирования ландшафтного пейзажа с помощью посадки деревьев на расстоянии друг от друга 1—1,5 м с целью быстрейшего создания (через два-три года) компактных насаждений. Такие насаждения в стадии формирования стволов более устойчивы и хорошо развиваются. В последующем проводится прореживание.

Икебана — в переводе с японского языка означает «сохранение цветов во второй жизни» и является древним оригинальным искусством цветочной аранжировки в Японии.

Кабинет — элемент внутренней пространственной садовопарковой композиции боскета, образованный стриженными стенами из липы или граба. Во французских садах и парках XVII— XVIII вв. большинство кабинетов было украшено партерами, бассейнами, скульптурами и даже садово-парковыми сооружениями.

Кашпо — декоративное устройство из керамики, пластмассы, дерева, лозы для размещения цветов в интерьере и на открытом воздухе.

Клумба — группа деревьев и кустарников на открытой поляне в пейзажном парке, сформированная в виде круга или овала: с середины XIX в. клумбой называют цветник с геометрической формой плана, расположенный на пересечении дорожек, перед главным входом в здание, у пьедестала статуи. Клумба имеет значительно меньшую площадь, чем партер. Создают их из однолетних и двулетних цветочных растений.

Кулиса — группа деревьев или кустарников, ограничивающая вид на открытое пространство ландшафтного объекта или окружающая ландшафт.

Куртина — ландшафтное пространство, ограниченное дорожками.

Малый сад — это ограниченное пространство, расположенное возле общественного, жилого или промышленного здания и сформированное с использованием средств ландшафтного дизайна. Он может занимать территорию в среднем от 0,2 до 5—6 га (иногда до 10 га).

Модульный сад — цветочная композиция, состоящая из элементов геометрически правильной конфигурации.

Моносад — это сад одного вида растений. К моносаду относятся розарии, тюльпанарии, георгинарии и др.

Одерновка — способ устройства газонов на откосах и насыпях с крутизной склона более 30° с целью их укрепления и улучшения декоративных качеств.

Партер — открытая часть пространства, расположенная на плоском рельефе, имеющая геометрически правильную форму с соотношением 1:3 или 1:7. Существуют три типа партеров: газонный, цветочный и смешанный. В XVII— XVIII вв. партер был неотъемлемой частью дворцовых ансамблей.

Патио — внутренний двор жилого дома, обязательно оформленный зелеными насаждениями.

Поляна — свободный от древесно-кустарниковой растительности участок ландшафта.

Почвопокровные — растения, которые по своим декоративным свойствам и особенностям произрастания используются в озеленении для образования дерна на бедных, сухих почвах, на склонах, на затененных участках, насыпях, а также в различных композициях из цветов и камней.

Рабатка — представляет собой узкую полосу из цветов в партерах, вдоль дорожек и аллей длинной от 1 м до 7—9 м. Ширина рабатки зависит от используемых растений и колеблется от 0,5 до 2 м.

Розариум — часть парка, сада или отдельный участок, предназначенный для посадки различных видов и сортов роз.

Рокарий — ландшафтная композиция, где декоративные растения сочетаются с камнями.

Силуэт — контурное очертание декоративных растительных группировок или отдельных растений на фоне неба или городской застройки, воспринимаемое с отдаленного расстояния.

Сквер — небольшой озелененный участок среди городской застройки (до 1 га), предназначенный для кратковременного отдыха и декоративного оформления отдельных архитектурных комплексов и городской среды.

Солитер — одиночный экземпляр растения, размещаемый на открытом участке газона, выделяющийся своей фактурой, кроной и т. п.

Солнечные часы — устройство из растений (цветов) для определения времени с помощью тени от штыря, падающей на плоскость.

Топиарное искусство — искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников.

Фитонцидность — способность растений выделять летучие защитные вещества, которые губительно действуют на микробы.

Фитоценоз — совокупность растений, занимающих однородный участок земной поверхности и находящихся в тесном взаимоотношении между собой и с условиями окружающей среды.

Цветочница — представляет собой емкость, в которую помещены композиции из растений.

Цветочная группировка — это композиция, состоящая из декоративных растений одного сорта, образующая правильные круги, квадраты, прямоугольники, а также неправильные геометрические фигуры.

Шпалера — ряд густо посаженных деревьев, образующих зеленый экран с помощью стрижки; деревянная решетка (трельяж) с вертикальной растительностью.

Эдификаторы — растения, характерные для данного биоценоза.

Экзот — древесное или кустарниковое растение, не встречающееся в составе местных естественных зеленых насаждений, но имеющее ценные декоративные свойства.

Экология растений — наука о взаимозависимостях и взаимодействиях между растениями и

средой их обитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Список литературы для педагога

Основной список литературы

1.                       Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» 

2.                       Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413

3.                       Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы),//Министерство образования и науки Российской федерации,  письмо от 18 ноября 2015 г. № 09-3242

4.                       Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании в рамках

реализации ФГОС. Корнев Д.В. Учебно-методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 124 

 

Дополнительный список литературы

1.                       Асманн П. Современная флористика / Пер. с нем. Е. Я. Юдаевой. – М.: Культура и традиции, 2003. – 224 с.

2.                       Бриджуотер А., Бриджуотер Д. Ландшафтный дизайн. – Изд-во: Клуб семейного досуга, 2010. –112 с.

3.                       Локрина Т. Композииии на оазисе. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2004. – 96 с.

4.                       Ипполитова Н.Я. Планировка и цветочный дизайн участка. – М.: ЗАО «Фитон+», 2003. – 192 с.

5.                       Искусство составления букетов: Великолепные букеты из цветов. Аранжировка, флористика, икебана. / Сост. М.Э. Витвицкая, - М.: ЛАДА: РИПОЛ классик, 2004. – 400 с.

6.                       Информационные технологии в работе с одаренной молодежью: сборник статей [Электронный ресурс] / под ред. М. И. Бальзанникова, С.А. Пиявского, В.В. Козлова. – Самара: СГАСУ. 2015.

7.                       Клумбы и живые изгороди / Авт.-сост. О.Б. Бондарева. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007. – 156 с.

8.                       Маркова А.П. Ландшафтный дизайн на подоконнике. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. –

160 с.

9.    Модная квартира: Праздничный интерьер из цветов и растений своими руками. – М.: Эксмо, 2006. – 160 с.

10.                        Орлов А.С. Ландшафтный дизайн на компьютере. – Изд.: Питер, 2008г. – 300 с.

11.                        Озеленение и декоративное оформление жилой застройки / авт.-сост. Л.Г. Полозун,

М.Л. Мысак. – М.: ACT; Донецк: Сталкер, 2005. – 159 с. 12. Сапелин А.Ю. Садовые композиции. Урок садового дизайна. – М.: ЗАО «Фитон+», 2008.

– 80 с.

13.                        Титова Н. Сады на крышах. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002. – 112 с.

14.                        Ньюбери Т. Все о планировке сада. – Издательство: Москва, Кладезь-Букс, 2003. – 252 с.

15.                        Журнал непрерывного экологического образования «Библиотека НЭО», № 5/08.

16.                        Научно-методический журнал «Наука и практика воспитания и дополнительного образования» / № 1, 2013.

17.                        Научно-методический журнал «Наука и практика воспитания и дополнительного образования» / № 2, 2013. 18. Устелимова С.В. Ландшафтный дизайн. – М.: Вече, 2003. – 86 с.

 

Список литературы для обучающихся

Основной список литературы

1.                       Воронова, О.В. Ландшафтный дизайн для стандартных участков / О.В. Воронова. - М.: Эксмо, 2017. - 352 c.

2.                       Воронова, О.В. Сам себе ландшафтный дизайнер / О.В. Воронова. - М.: Эксмо, 2015. – 184 c.

3.                       Воронова, О.В. Сам себе ландшафтный дизайнер (новое оформление) / О.В. Воронова. - М.: Эксмо, 2015. - 184 c.

4.                       Кизима, Г.А. Азбука садового участка. Ландшафтный дизайн для начинающих /

Г.А. Кизима. - М.: Эксмо, 2015. - 64 c.

5.                       Кизима, Г.А. Азбука садового участка. Ландшафтный дизайн для начинающих /

Г.А. Кизима. - М.: Эксмо, 2015. - 256 c. 6. Максименко, А.П. Ландшафтный дизайн: Учебное пособие / А.П. Максименко,

Д.В. Максимцов. - СПб.: Лань, 2019. - 160 c. 7. Потаев, Г.А. Архитектурно-ландшафтный дизайн: теория и практика: Учебное пособие / Г.А. Потаев, Г.А. Потаев, А.В. Мазаник и др. - М.: Форум, 2015. - 176 c.

8.    Шиканян, Т.Д. Ландшафтный дизайн / Т.Д. Шиканян. - М.: АСТ, 2017. - 192 c.

9.    Шиканян, Т.Д. Ландшафтный дизайн. Своими руками - от проекта до воплощения /

Т.Д. Шиканян. - М.: Эксмо, 2015. - 384 c.

10.                        Шиканян, Т.Д. Ландшафтный дизайн. Своими руками - от проекта до воплощения / Т.Д. Шиканян. - М.: Эксмо, 2017. - 352 c.

11.                        Шиканян, Т.Д. Ландшафтный дизайн / Т.Д. Шиканян. - М.: АСТ, 2016. - 158 c.

 

Дополнительный список литературы

1.                       Асманн П. Современная флористика / Пер. с нем. Е. Я. Юдаевой. – М.: Культура и традиции, 2003. – 224 с.

2.                       Бриджуотер А., Бриджуотер Д. Ландшафтный дизайн. – Изд-во: Клуб семейного досуга, 2010. – 112 с.

3.                       Локрина Т. Композииии на оазисе. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2004. – 96 с.

4.                       Ипполитова Н.Я. Планировка и цветочный дизайн участка. – М.: ЗАО «Фитон+», 2003. – 192 с.

5.                       Искусство составления букетов: Великолепные букеты из цветов. Аранжировка, флористика, икебана. / Сост. М.Э. Витвицкая, - М.: ЛАДА: РИПОЛ классик, 2004. – 400 с.

6.                       Клумбы и живые изгороди / Авт.-сост. О.Б. Бондарева. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007. – 156 с.

7.                       Маркова А.П. Ландшафтный дизайн на подоконнике. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. –

160 с.

8.              Модная квартира: Праздничный интерьер из цветов и растений своими руками. – М.: Эксмо, 2006. – 160 с.

9.              Орлов А.С. Ландшафтный дизайн на компьютере. – Изд.: Питер, 2008г. – 300 с.

10.          Озеленение и декоративное оформление жилой застройки / авт.-сост. Л.Г. Полозун, М.Л. Мысак. – М.: ACT; Донецк: Сталкер, 2005. – 159 с.

11.          Сапелин А.Ю. Садовые композиции. Урок садового дизайна. – М.: ЗАО «Фитон+», 2008.

– 80 с.

12.    Титова Н. Сады на крышах. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002. – 112 с.

13.    Ньюбери Т. Все о планировке сада. – Издательство: Москва, Кладезь-Букс, 2003. – 252 с.

14.    Устелимова С.В. Ландшафтный дизайн. – М.: Вече, 2003. – 86 с.

15.    Национальная электронная детская библиотека (НЭДБ) arch.rgdb.ru   

Управление образования и молодежной политики

Управление образования и молодежной политики

Смоленск, 2021 Пояснительная записка

Смоленск, 2021 Пояснительная записка

Адресат программы В реализации данной дополнительной общеобразовательной программы участвуют дети и подростки 5-11 классов, в том числе одаренные

Адресат программы В реализации данной дополнительной общеобразовательной программы участвуют дети и подростки 5-11 классов, в том числе одаренные

Ожидаемые результаты освоения программы

Ожидаемые результаты освоения программы

Основные принципы содержания программы

Основные принципы содержания программы

Критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора, осмысленность и свобода использования специальной терминологии

Критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора, осмысленность и свобода использования специальной терминологии

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Занимательное проектирование» для объединения «Начинающий эколог» (14 занятий, 21 час)

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Занимательное проектирование» для объединения «Начинающий эколог» (14 занятий, 21 час)

Технология выгонки луковичных цветов

Технология выгонки луковичных цветов

Практика: Проект «Проектирование оформления дворового участка»

Практика: Проект «Проектирование оформления дворового участка»

Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Занимательное проектирование» для объединения «Начинающий эколог» на 2020-2021 учебный год (14 занятий, 21 час) № п/п

Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Занимательное проектирование» для объединения «Начинающий эколог» на 2020-2021 учебный год (14 занятий, 21 час) № п/п

П.З. 1,5 Проект «Мой двор»

П.З. 1,5 Проект «Мой двор»

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы

Методика учебной работы В содержании данной образовательной программы включены темы не только теоретического характера, но и практического (проектные работы)

Методика учебной работы В содержании данной образовательной программы включены темы не только теоретического характера, но и практического (проектные работы)

Практическая работа «Составление мини-энциклопедии растений, использующихся при составлении букетов» 1

Практическая работа «Составление мини-энциклопедии растений, использующихся при составлении букетов» 1

Уход за цветами Живые растения – это дорогостоящий материал, а также быстро портящийся, поэтому необходимо знать основные правила обращения с ними: • работать очень аккуратно,…

Уход за цветами Живые растения – это дорогостоящий материал, а также быстро портящийся, поэтому необходимо знать основные правила обращения с ними: • работать очень аккуратно,…

Бульвар — широкая озелененная полоса, выделяемая по обеим или одной стороне улицы, набережной и предназначенная для пешеходного движения и кратковременного отдыха

Бульвар — широкая озелененная полоса, выделяемая по обеим или одной стороне улицы, набережной и предназначенная для пешеходного движения и кратковременного отдыха

Моносад — это сад одного вида растений

Моносад — это сад одного вида растений

Список литературы Список литературы для педагога

Список литературы Список литературы для педагога

Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации

Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации

Воронова, О.В. Сам себе ландшафтный дизайнер (новое оформление) /

Воронова, О.В. Сам себе ландшафтный дизайнер (новое оформление) /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2022