МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА» г. СОЧИ
354200, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Вокзальная, 2.
тел./факс: (862) 270-38-33/270-38-96
www.sochi-schools.ru/raduga, e-mail: lcdod@edu.sochi.ru
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЧЕРЧЕНИЕ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 72 ч.
Возрастная категория: от 12 до 18 лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
Автор-составитель:
Кудрявцева Ольга Магомедовна, педагог дополнительного образования
г. Сочи, 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»………………….............................. |
3 |
Пояснительная записка…………………......................................................... |
3 |
Направленность программы…………………………………............ |
4 |
Новизна программы………………………………………………….. |
4 |
Актуальность…………………………………………………………. |
4 |
Педагогическая целесообразность………………………………….. |
5 |
Отличительные особенности………………………………………... |
5 |
Адресат программы………………………………………………….. |
6 |
Формы обучения и режим занятий…………………………………... |
6 |
Особенности организации образовательного процесса……………. |
6 |
Цель и задачи программы……………………………………............. |
7 |
Содержание программы……………………………………………………… |
8 |
Учебный план…………………………………………………............ |
8 |
Содержание учебного плана……………………………………........ |
12 |
Планируемые результаты…………………………………………………..... |
18 |
2. Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий, включающий формы аттестации……………………………………………. |
20 |
Календарный учебный график ……………................................................... |
20 |
Условия реализации программы…………………………………………...... |
25 |
Формы и методы аттестации…………………………………………………. |
25 |
Материально – техническое обеспечение занятий…………......................... |
25 |
Кадровое обеспечение………………………………………………………… |
25 |
Методические материалы……………………………………………............. |
28 |
Список литературы……………………………………………………………. |
29 |
Раздел
1 «Комплекс основных
характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»:
Пояснительная записка
Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Формирование графической культуры обучающихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Формирование графической культуры неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений обучающихся.
Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным. Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала обучающихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности обучающихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом такой творческой работы является рост интеллектуальной активности обучающихся, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности.
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденным 07.12.2018;
3. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
4. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р (далее – Концепция);
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
9. Краевыми методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ;
10. Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образовния «Радуга» г. Сочи.
Направленность программы – техническая. Так как программа направлена на формирование у учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений.
Новизна данной программы заключается в том, что подобная программа по предмету «Черчение» впервые реализуется в ЦДО.
Изучаемый материал позволяет подготовить детей к осознанному профориентационному выбору, продемонстрировать спектр требований и уровень навыков при обучении профессиям и специальностям технической и строительной направленности.
Актуальность предлагаемой образовательной программы базируется на анализе педагогического опыта и спроса со стороны учащихся старших классов и профильных колледжей, а также потенциале образовательной организации. Изучение графической грамоты необходимо, т.к. требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в колледжах и ВУЗах для освоения графических дисциплин, которых должна предшествовать первоначальная подготовка в школах. И тот факт, что не во всех школах района присутствует предмет «Черчение», делает его изучение на базе ЦДО актуальным и востребованным.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью раскрытия у обучающихся технических и творческих навыков; созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Целый ряд специальных заданий предоставляют возможность осваивать самостоятельно учебные материалы, выбирать правильное решение, используя изученную информацию. Программа направлена на практическое применение полученных знаний и умений.
Кроме того, занятия чертежной графикой оказывают большое влияние на воспитание у обучающихся самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Отличительные особенности.
Отличительными особенностями данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ в том, что занятия проходят вне школьных стен в доверительной атмосфере сотворчества с педагогом и одногруппниками-единомышленниками.
Деятельность педагога привлекает внимание ребят. Педагог по ходу работы занятия озвучивает всё, что делает, обсуждает процесс действий обучающихся, вызывая у них интерес общения. Такое общение является побудительным мотивом включения в совместное творчество.
Достоинство программы в гибкости и возможности адаптации к конкретному ребёнку или конкретной группе детей, таким образом, даже в разновозрастной группе подростков от 12 лет и старше педагог может заинтересовать каждого обучающегося, имея возможность индивидуального подхода.
Адресат программы.
Программа предназначена для подростков, юношей и девушек от 12 до 18 лет в количестве до 15 человек в группе, вне зависимости от группы здоровья. Допускается уменьшение количественного состава группы до 12 учащихся (так как программа ориентирована на индивидуальный подход и направленность на результат).
Так как именно в указанном возрасте дети еще не осознанно выбирают профессию, очень важно помочь им сориентироваться в огромном количестве разнообразных творческих профессий и выбрать наиболее подходящую под их способности. Так же очень важно поддержать интерес к выбранной профессии у студентов профильных колледжей, которые так же могут обучаться по программе.
В программе приветствуется участие детей с особыми образовательными потребностями: детей с ограниченными возможностями здоровья (с сохранным интеллектом, без медицинских противопоказаний), а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это позволит им раскрыть свои творческие способности и почувствовать свою уникальность.
По данной программе могут заниматься подростки, юноши и девушки с ОВЗ и ребята, которые находятся в сложной жизненной ситуации. Для таких групп очень важно пройти адаптацию в группе для дальнейшей социализации в обществе.
Дети с ОВЗ принимаются только после собеседования родителей (законных представителей) с педагогом. Собеседование поможет выявить уровень трудностей у ребенка и выстраивания индивидуального образовательного маршрута или рекомендации родителям обучаться по более подходящей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе или в другой образовательной организации с более подходящими условиями для данной нозологии и уровня трудностей у ребенка.
Уровень программы, объем и сроки.
Уровень программы – ознакомительный. Программа составлена на 72 часа в год. Срок реализации программы – 1 год.
Форма обучения – очная.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 2
учебных часа, 1 занятие - 45 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение в объединении групповое с выраженным индивидуальным подходом.
Формы проведения занятий:
- объяснение
- беседа
- лекция
- выполнение графических работ
- практическое занятие
- самостоятельная работа
Обучение по программе подразумевает групповое обучение, что позволяет в кратчайшие сроки обучить всю группу. При этом в одной группе могут заниматься подростки, юноши и девушки разного возраста.
Программа строится на следующих принципах:
- создание атмосферы сотрудничества и интеллектуальной свободы на занятии;
- участие обучающихся во всех жизненных процессах, интеграция процессов овладения и применения знаний во всех сферах жизнедеятельности;
- создание психологической обстановки для естественного самовыражения обучающегося;
- становление нравственно-эстетической культуры ребенка;
- выбора индивидуальной образовательной траектории;
- диалог в сотворчестве; равенство всех участников;
- «благоустройство» пространства;
- право на ошибку;
- использование ИКТ;
- образовательной рефлексии.
Программа может реализовываться как в очной форме, так и в формате дистанционных занятий. При этом контакт педагога и учащихся не утрачивает свою силу. Дети выполняют задания, получая от педагога качественную информацию в форме видеосюжетов и видеосвязи с дальнейшей обратной связью.
Так же данные методы позволяю педагогу объединить возможности традиционного процесса обучения и преимущества образовательных ИКТ.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://р23.навигатор.дети/. А так же при наличии заявлений о приеме от родителей (законных представителей), договора с родителями (законными представителями), медицинской справки об отсутствии противопоказаний к занятиям по данному виду деятельности.
Цель программы в приобщении обучающихся к графической культуре – совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации.
Задачи программы:
· Предметные:
- познакомить с объектами и явлениями науки и техники, с классификацией изученных объектов и явлений науки и техники;
- развивать восприятие смысла (концепции, специфики) графических изображений (чертежей), понимание условности языка графических изображений (чертежей);
- помочь усвоить особенности языка разных видов графики и технических средств изображения, а так же структурировать изученный материал, информацию, полученную из различных источников и различать изученные виды графических изображений, определять их взаимосвязь;
- формировать коммуникативную, информационную компетентности, умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- научить описанию графических изображений с использованием специальной терминологии, высказыванию собственного мнения о правильности графических изображений, владению графической грамотностью;
- способствовать реализации творческого потенциала;
· Личностные:
- формировать мировоззрение, целостное представление о мире и формах технического творчества, творческое отношение к проблемам;
- развивать умения и навыки познания и самопознания, образного мышления и освоение способов творческого самовыражения личности;
- способствовать накоплению опыта графической деятельности;
- гармонизировать интеллектуальное и эмоциональное развитие личности;
- подготовить обучающихся к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
- способствовать осознанию ценности и места технического творчества и инженерной графики в развитии общества, проявлению устойчивого интереса к освоению новых технических средств и технологий;
- формировать уважение и осознание ценности технической культуры других народов, освоение их технических достижений.
· Метапредметные:
- формировать ключевые компетенции в процессе технического творчества, а так же исследовательские, коммуникативные и информационные умения;
- научить выявлению причинно-следственных связей, поиску аналогов в науке и технике;
- развивать критическое мышление, способности аргументировать свою точку зрения;
- научить использованию анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, определению целей и задач учебной деятельности, выбору средств реализации целей и задач и их применение на практике;
-формировать умение самостоятельно оценивать достигнутые результаты.
Содержание программы.
Учебный план.
№ п/п |
Название раздела, темы. |
Количество часов |
теория |
практика |
Формы контроля |
1. |
Раздел 1. Техника выполнения чертежей и правила их оформления |
6 |
1,5 |
4.5 |
|
1.1. |
Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места. Правила оформления чертежей (стандарты ЕСКД и форматы). |
2 |
0,5 |
1,5 |
проверка практического задания |
1.2. |
Типы линий и их назначение. Шрифты чертежные. |
2 |
0,5 |
1,5 |
устный опрос, проверка практического задания |
1.3. |
Размеры на чертежах. Правила нанесения размеров. Масштабы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
проверка домашнего задания |
2. |
Раздел 2. Чертежи в системе прямоугольных проекций |
5 |
2 |
3 |
|
2.1. |
Общие сведения о проецировании. Центральное и параллельное проецирование. |
1 |
0,5 |
0,5 |
устный опрос, проверка практического задания |
2.2. |
Прямоугольное проецирование на одну и несколько плоскостей проекций. |
1 |
0,5 |
0,5 |
устный опрос, проверка практического задания |
2.3. |
Расположение видов на чертеже. Местные виды. |
2 |
0,5 |
1,5 |
устный опрос, проверка практического задания |
2.4. |
Моделирование по чертежу. |
1 |
0,5 |
0,5 |
устный опрос, проверка практического задания |
3. |
Раздел 3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок. |
9 |
3 |
6 |
|
3.1. |
Получение и построение аксонометрических проекций. |
1 |
0,5 |
0,5 |
проверка рабочих тетрадей и конспектов |
3.2. |
Аксонометрические проекции плоских фигур. |
1 |
0,5 |
0,5 |
устный опрос, проверка практического задания |
3.3. |
Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
устный опрос, проверка практического задания |
3.4. |
Фронтальные диметрические проекции окружностей. |
2 |
0,5 |
1,5 |
устный опрос, проверка практического задания |
3.5. |
Изометрические проекции окружностей. |
2 |
0,5 |
1,5 |
устный опрос, проверка практического задания |
3.6. |
Технический рисунок. |
2 |
0,5 |
1,5 |
проверка рабочих тетрадей и конспектов |
4. |
Раздел 4. Чтение и выполнение чертежей. |
30 |
7 |
23 |
|
4.1. |
Анализ геометрической формы предмета. |
2 |
0,5 |
1,5 |
устный опрос, проверка практического задания |
4.2. |
Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. |
4 |
1 |
3 |
устный опрос, проверка практического задания |
4.3. |
Проекции вершин, рёбер и граней предмета. |
4 |
1 |
3 |
проверка рабочих тетрадей и конспектов |
4.4. |
Построение проекций точек на поверхности предмета. |
4 |
1 |
3 |
проверка практического задания |
4.5. |
Чертежи и аксонометрические проекции предметов. Графическая работа № 4. |
2 |
- |
2 |
проверка практического задания |
4.6. |
Способ построения изображений на основе анализа формы предмета. |
1 |
0.5 |
0,5 |
устный опрос, проверка практического задания |
4.7. |
Последовательность построения видов на чертеже детали. |
1 |
0.5 |
0,5 |
проверка практического задания |
4.8. |
Построение вырезов на геометрических телах. |
2 |
0,5 |
1,5 |
устный опрос, проверка практического задания |
4.9. |
Построение третьего вида. |
4 |
1 |
3 |
устный опрос, проверка практического задания |
4.10. |
Практическая работа по карточкам. |
2 |
- |
2 |
проверка рабочих тетрадей и конспектов |
4.11. |
Нанесение размеров с учётом формы предмета. |
4 |
1 |
3 |
проверка практического задания |
5. |
Раздел 5. Геометрические построения, необходимые для выполнения чертежей. |
10 |
2,5 |
7,5 |
|
5.1. |
Анализ графического состава изображения. |
2 |
0,5 |
1,5 |
проверка практического задания |
5.2. |
Деление окружности на равные части. |
2 |
0,5 |
1,5 |
проверка рабочих тетрадей и конспектов |
5.3. |
Сопряжения. |
2 |
0,5 |
1,5 |
проверка практического задания |
5.4. |
Применение геометрических построений на практике. |
4 |
1 |
3 |
проверка практического задания |
6. |
Раздел 6. Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. |
4 |
2 |
2 |
|
6.1 |
Чертежи развёрток поверхностей призм и цилиндров. |
2 |
1 |
1 |
проверка практического задания |
6.2 |
Чертежи развёрток поверхностей конуса и пирамиды. |
2 |
1 |
1 |
проверка графических работ |
7. |
Раздел 7. Порядок чтения чертежей деталей. |
8 |
1 |
7 |
|
7.1. |
Порядок чтения чертежей деталей. |
4 |
1 |
3 |
проверка практического задания |
7.2. |
Итоговая графическая работа № 8. |
2 |
- |
2 |
проверка практического задания |
7.3. |
Итоговое тестирование. |
2 |
- |
2 |
проверка тестов |
Итого: |
72 |
19 |
53 |
|
Содержание учебного плана
Раздел 1. Техника выполнения чертежей и правила их оформления знакомит обучающихся с тем набором инструментов и материалов, которые понадобятся для работы на занятиях, а так же с тем, как организовать рабочее пространство. Обучающиеся получают информацию о стандартах ЕСКД и их назначением, а также о форматах бумаги, на которых выполняются чертежи и другие конструкторские документы промышленности и строительства. У обучающихся отрабатывается навык оформления основной надписи чертежа, линий построения, шрифтов. Обучающиеся знакомятся с правилами нанесения размеров, а так же с масштабированием
Тема 1.1. Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места. Правила оформления чертежей (стандарты ЕСКД и форматы).
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 1 пункт 1-6, параграф 2 пункт 1 и 2).
Практика: 1. Конспект изученного параграфа.
2. Учебник
Задание под знаком «!» стр. 15.
3. Практическое задание: Рабочая тетрадь
Стр. 6 упр. 4.
Домашнее задание: Учебник стр. 15 вопросы 1-4, стр. 18 вопросы 1-3. Подготовиться к устному ответу.
Тема 1.2. Типы линий и их назначение. Шрифты чертежные.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 2 пункт 3, 4).
Практика: 1. Графическая работа № 1: Рабочая тетрадь стр. 5 или Учебник
стр.21 Графическая работа № 1.
2. Практическое задание: Вычертить в тетради буквы и цифры (образец в учебнике на стр. 23).
3. Учебник
стр.25 Задание под знаком «!» № 4
Домашнее задание: Учебник стр. 20 вопросы 1-5. Письменно. Рабочая тетрадь стр. 4 упр.2 Учебник стр. 25 вопросы 1-3 (Письменно).
Тема 1.3. Размеры на чертежах. Правила нанесения размеров. Масштабы.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 2 пункт 5, 6).
Практика: 1. Конспект изученного параграфа.
2. Практическое задание:
Рабочая тетрадь стр. 6, 7-9 или Учебник стр.29 № 5, стр.30-31 Графическая работа № 1.
Домашнее задание: Учебник стр. 20 вопросы 1-5. Письменно. Рабочая тетрадь стр. 4 упр.2 Учебник стр. 25 вопросы 1-3. Письменно.
2. Чертежи в системе прямоугольных проекций знакомит с видами и способами проецирования на одну и несколько плоскостей проекций, с правилами расположения видов на чертеже, в том числе с местными видами. Обучающиеся научатся моделировать по чертежу.
Тема 2.1. Общие сведения о проецировании. Центральное и параллельное проецирование.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 3 пункт 1, 2).
Практика: 1. Конспект изученного параграфа.
2. Вычерчивание разных видов проекций (учебник: рис. 37, 38, 40, 41, 42.
Домашнее задание: Учебник стр. 33 вопросы 1, 2; стр. 35 вопросы 1,2.. Подготовиться к устному ответу.
Тема 2.2. Прямоугольное проецирование на одну и несколько плоскостей проекций.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 4 пункт 1, 2).
Практика: 1. Конспект изученного параграфа.
2. Вычерчивание разных видов проекцирований (учебник: рис. 43б, 47 и 50. 3. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 10 упр. 7. Или Учебник стр.40 Задание под знаком «!» № 7
4. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 10 упр. 8. Или Учебник стр. 44 Задание под знаком «!» № 8
Домашнее задание: Учебник стр. 40 вопросы 1-3. Подготовиться к устному ответу.
Тема 2.3. Расположение видов на чертеже. Местные виды.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 5 пункт 1, 2).
Практика: 1. Конспект изученного параграфа.
2. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 11 упр. 9. или Учебник
стр. 44 Задание под знаком «!» № 9.
Домашнее задание: Учебник стр. 42 вопросы 1-3. Подготовиться к устному ответу.
Тема 2.4. Моделирование по чертежу.
Теория: Презентация теоретического материала по теме урока «Моделирование».
Практика: Практическая работа № 3: Учебник стр. 44-45 Практическая работа № 3.
3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок знакомит обучающихся с получением аксонометрических проекций (фронтальной диметрической и изометрической), с расположением осей и способами их построения, со способами построения аксонометрических проекций плоских фигур и плоскогранных предметов, а так же предметов, имеющих круглые поверхности. Обучающиеся сформируют представление о техническом рисунке и его назначении.
Тема 3.1. Получение и построение аксонометрических проекций.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 6 и 7 пункт 1).
Практика: 1. Конспект изученного параграфа. 2. Вычерчивание осей аксонометрических проекций (учебник рис. 60 и 61).
Домашнее задание: Учебник стр. 48 вопросы 1, 2; стр. 49 задание под знаком «?». Подготовиться к устному ответу.
Тема 3.2. Аксонометрические проекции плоских фигур.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 7 пункт 2).
Практика: 1. Конспект изученного параграфа.
2. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 11 упр. 10. Или Учебник стр. 52 Задание под знаком «!» № 10
Домашнее задание: Учебник стр. 52 вопросы 1-3. Подготовиться к устному ответу.
Тема 3.3. Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 7 пункт 3).
Практика: 1. Конспект изученного параграфа.
2. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 12 упр. 11. Или Учебник
стр. 52 Задание под знаком «!» № 11 и 12.
Домашнее задание: Учебник стр. 52 вопросы 1-3. Подготовиться к устному ответу.
Тема 3.4. Фронтальные диметрические проекции окружностей.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 8 пункт 1).
Практика: 1. Конспект изученного параграфа.
2. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 12 упр. 12. Или Учебник стр. 53 Задание под знаком «!» № 13.
Тема 3.5. Изометрические проекции окружностей.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 8 пункт 2 и 3).
Практика: Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 12-13 упр. 13. Или Учебник стр. 56 Задание под знаком «!» № 14, 15, 16.
Домашнее задание: Учебник стр. 58 № 17, Рабочая тетрадь стр. 13 упр. 15, стр. 14 упр. 16 (1, 2).
Тема 3.6. Технический рисунок.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 9).
Практика: 1. Конспект изученного параграфа.
2. Практическое задание: Рабочая тетрадьстр. 14 упр. 17; стр. 15 упр.18. или
Учебник стр. 58 Задание под знаком «!» № 18, 19.
Домашнее задание: Учебник стр. 58 вопросы 1, 2. Подготовиться к устному ответу.
4. Чтение и выполнение чертежей знакомит обучающихся со способами анализа геометрической формы предмета, с построением чертежей и аксонометрических проекций геометрических тел (куба, прямоугольного параллелепипеда, призм, пирамиды, цилиндра, конуса и шара), а так же группы геометрических тел. Обучающиеся будут иметь представление о способах построения проекций вершин, рёбер и граней предмета, а так же проекций точек на поверхности предмета. У обучающихся сформируется представление о способах построения изображения на основе анализа формы предмета, последовательности построения видов на чертеже детали, вырезов на геометрических телах и построении третьего вида, а так же о способах нанесения размеров с учётом формы предмета.
Тема 4.1. Анализ геометрической формы предмета.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 10).
Практика: 1. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 15 упр. 19. Или Учебник стр. 62 Задание под знаком «!» № 20.
Домашнее задание: Учебник стр. 61-62 вопросы 1-4. Подготовиться к устному ответу.
Тема 4.2. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 11).
Практика: 1. Вычерчивание аксонометрических проекций разных геометрических тел (Учебник рис.76, 78, 79, 80, 82).
2. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 16 упр. 20. Или Учебник стр. 62
3. Решение задач: Рабочая тетрадь стр. 16. Или Учебник стр. 68-69.
Домашнее задание: Учебник стр. 68 . Подготовиться к устному ответу.
Тема 4.3. Проекции вершин, рёбер и граней предмета.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 12 пункт 1).
Практика: 1. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 16-17 упр. 21. Или Учебник стр. 72 Задание под знаком «!» № 22.
2. Рабочая тетрадь стр. 17 упр. 22. Или Учебник стр. 72 Задание под знаком «!» № 23.
3. Рабочая тетрадь стр. 18 упр. 23. Или Учебник стр. 73 Задание под знаком «!» № 24.
4. Рабочая тетрадь стр. 18-19 упр. 24. Или Учебник стр. 72 Задание под знаком «!» № 25.
5. Рабочая тетрадьстр. 19-20 упр. 25. Или Учебник стр. 72 Задание под знаком «!» № 26.
Домашнее задание: Учебник стр. 71 Вопросы 1-3 . Письменно.
Тема 4.4. Построение проекций точек на поверхности предмета.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 12 пункт 2).
Практика: 1. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 20-21 упр. 26. Или Учебник стр. 78 Задание под знаком «!» № 27.
2. Рабочая тетрадь стр. 21 упр. 27. Или Учебник стр. 78 Задание под знаком «!» № 28.
3. Рабочая тетрадь стр. 22 упр. 28. Или Учебник стр. 78 Задание под знаком «!» № 29.
4. Рабочая тетрадь стр. 22 упр. 29. Или Учебник стр. 79 Задание под знаком «!» № 30.
Тема 4.5. Чертежи и аксонометрические проекции предметов. Графическая работа № 4.
Практика: Рабочая тетрадь стр. 22-24 Графическая работа № 4. Или Учебник
стр. 79-80 Графическая работа № 4.
Домашнее задание: Учебник Повторение теоретического материала (параграф 12).
Тема 4.6. Способ построения изображений на основе анализа формы предмета.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 13 пункт 1).
Практика: 1. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 25 упр. 30. Или Учебник стр. 82 Задание под знаком «!» № 31.
Тема 4.7. Последовательность построения видов на чертеже детали.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 13 пункт 2).
Практика: 1. Конспект изученного параграфа.
2. Вычерчивание образца на листе для черчения формата А4 (Учебник рис. 103).
Домашнее задание: Учебник стр. 84 вопросы 1,2 . Подготовиться к устному ответу.
Тема 4.8. Построение вырезов на геометрических телах.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 13 пункт 3).
Практика: 1. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 25 упр. 31, 32. или
Учебник стр. 86 Задание под знаком «!» № 32, 33.
Тема 4.9. Построение третьего вида.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 13 пункт 4).
Практика: 1. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 26 упр. 33. Или Учебник стр. 88-90 Задание под знаком «!» № 34.
2. Рабочая тетрадь стр. 26-27 упр. 34. Или Учебник стр. 92 Задание под знаком «!» № 35.
3. Рабочая тетрадь стр. 27-28 упр. 35. Или Учебник стр. 90 Задание под знаком «!» № 35.
4. Графическая работа № 5: Рабочая тетрадь стр. 29 Графическая работа № 5.
Или Учебник стр. 92 рис. 115 Графическая работа № 5.
Тема 4.10. Практическая работа по карточкам.
Практика: 1. Практическое задание: Учебник стр. 92 № 36 рисунки 113 Рабочая тетрадь стр. 27-28 № 1-9, стр. 28 № 10-14
2. Графическая работа № 5
Рабочая тетрадь - стр. 29
Тема 4.11. Нанесение размеров с учётом формы предмета.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 14).
Обсуждение вопросов (учебник стр. 96 № 1-6).
Практика: 1. Практическое задание: Учебник стр. 96 № 37 (1-2 варианты) или
Рабочая тетрадь стр. 29-30 упр. 36
2. Практическая работа: Учебник стр. 96 № 38 (вариант а) или Рабочая тетрадь стр. 31 упр. 37
3. Практическая работа: Учебник стр. 96 № 39 или Рабочая тетрадь
стр. 32 упр. 38
4. Практическая работа: Учебник стр. 96 № 40 или Рабочая тетрадь стр. 32-33 упр. 39.
5. Геометрические построения, необходимые для выполнения чертежей знакомит со способами анализа графического состава изображения, деления окружности на равные части, а так же знакомит с понятием «сопряжение» и способами его построения на плоскости. У обучающихся сформируется понимание применения геометрических построений на практике.
Тема 5.1. Анализ графического состава изображения.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 15 пункт 1). Обсуждение вопросов (учебник стр. 100 № 1-3).
Практика: конспект изученного параграфа.
Тема 5.2. Деление окружности на равные части.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 15 пункт 2).
Практика: 1. Конспект изученного параграфа.
2. Вычерчивание по теме: деление окружности на 3; 4; 5; 6; 8 равные части на формате А4.
Домашнее задание: Рабочая тетрадь стр. 33 упр. 40.
Тема 5.3. Сопряжения.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 15 пункт 3).
Практика: 1. Конспект изученного параграфа.
2. Вычерчивание по теме: сопряжение двух прямых дугой заданного радиуса; сопряжение окружности и прямой дугой заданного радиуса на формате А4.
Тема 5.4. Применение геометрических построений на практике.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 15 пункт 4).
Практика: 1. Письменные ответы на вопросы: Учебник стр. 106 вопросы № 1-5
2. Практическая работа: Учебник стр. 107 № 42 или Рабочая тетрадь стр. 34 упр. 41
3. Графическая работа № 6: Учебник стр. 107 ГР № 6 или Рабочая тетрадь стр. 35
6. Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел знакомит со способами построения развёрток поверхностей геометрических тел (призмы, цилиндра, конуса, пирамиды.
Тема 6.1. Порядок чтения чертежей деталей.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 16 пункт 1).
Практика: 1. Письменные ответы на вопросы: Учебник стр. 111 вопросы № 1
2. Вычерчивание развёрток призмы и цилиндра на формате А4.
Тема 6.2. Чертежи развёрток поверхностей конуса и пирамиды.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 16 пункт 2).
Практика: 1. Конспект в тетрадь (учебник стр. 111 № 43)
2. Письменные ответы на вопросы: Учебник стр. 111 вопросы № 2
3. Вычерчивание развёрток конуса и пирамиды на формате А4.
7. Порядок чтения чертежей деталей
Тема 7.1. Порядок чтения чертежей деталей.
Теория: Презентация теоретического материала (параграф 17).
Практика: 1. Конспект изученного параграфа.
2. Практическая работа: Учебник стр. 114 № 44 или Рабочая тетрадь стр. 36 упр. 42
3. Практическая работа № 7: Учебник стр. 115 (1. Чтение чертежей) или Рабочая тетрадь стр. 36 Практическая работа № 7
Домашнее задание: Учебник стр. 117-118, Рабочая тетрадь стр. 38-40
Тема 7.2. Итоговая графическая работа № 8.
Практика: Учебник стр. 117-118 или Рабочая тетрадь стр. 38-40
Тема 7.3. Итоговое тестирование.
Практика: выполнение итогового тестирования.
Планируемые результаты:
· Предметные:
- обучающиеся знают основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и имеют понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- обучающимися изученны правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений;
- обучающимся понятен смысл технологических понятий: чертеж, технический рисунок, схема, виды графической документации, технологическая карта, стандартизация;
- обучающиеся имеют представление о профессиях, связанных с созданием и тиражированием графической документации;
- обучающиеся должны рационально использовать чертежные инструменты и материалы, анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам, а так же графический состав изображений;
- обучающиеся умеют: читать и выполнять чертежи и наглядные изображения несложных предметов; выбирать необходимое число видов на чертежах; осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей; применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием; выбирать способы графического отображения объекта или процесса, соблюдать требования к оформлению чертежей.
· Личностные:
- у обучающихся сформированы: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; представление о нравственных нормах;
- у обучающихся развито пространственное представление, сенсорные способности, способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией, а так же установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- у обучающихся присутствует мотивация к творческому труду, работе на результат.
· Метапредметные:
- у обучающихся развито: умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебныедействия и оценивать результат; умение определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения; умение использовать для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернетресурсы и другие базы данных; умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение, осуществлять совместную деятельность.
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий, включающий формы аттестации»
Является составной частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
и содержит в себе комплекс основных характеристик.
Даты начала и окончания учебных периодов/этапов - учебный год начинается с 10 сентября и заканчивается 31 мая.
Количество учебных недель или дней – программа предусматривает обучение в течение 36 недель.
Продолжительность каникул – в период осенних, зимних и весенних каникул занятия проходят по расписанию, проводятся мероприятия по плану воспитательной работы (Приложение № 2). В летний период организуется работа объединения по отдельной программе.
Календарный учебный график
п/п |
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Время проведения занятий |
Форма занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 блок |
|||||||
1 |
|
Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места. Правила оформления чертежей (стандарты ЕСКД и форматы). |
2 |
|
Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
проверка практического задания |
2 |
|
Типы линий и их назначение. Шрифты чертежные. |
2 |
|
Опрос Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
устный опрос, проверка практического задания |
3 |
|
Размеры на чертежах. Правила нанесения размеров. Масштабы. |
2 |
|
Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
Проверка домашнего задания |
4 |
|
Общие сведения о проецировании. Центральное и параллельное проецирование. |
1 |
|
Опрос Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
устный опрос, проверка практического задания |
5 |
|
Прямоугольное проецирование на одну и несколько плоскостей проекций. |
1 |
|
Опрос Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
устный опрос, проверка практического задания |
6 |
|
Расположение видов на чертеже. Местные виды. |
2 |
|
Опрос Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
устный опрос, проверка практического задания |
7 |
|
Моделирование по чертежу. |
1 |
|
Опрос Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
устный опрос, проверка практического задания |
8 |
|
Получение и построение аксонометрических проекций. |
1 |
|
Опрос Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
проверка рабочих тетрадей и конспектов |
9 |
|
Аксонометрические проекции плоских фигур. |
1 |
|
Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
устный опрос, проверка практического задания |
10 |
|
Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. |
1 |
|
Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
устный опрос, проверка практического задания |
11 |
|
Фронтальные диметрические проекции окружностей. |
2 |
|
Опрос Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
устный опрос, проверка практического задания |
12 |
|
Изометрические проекции окружностей. |
2 |
|
Опрос Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
устный опрос, проверка практического задания |
13 |
|
Технический рисунок. |
2 |
|
Опрос Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
проверка рабочих тетрадей и конспектов |
14 |
|
Анализ геометрической формы предмета. |
2 |
|
Опрос Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
устный опрос, проверка практического задания |
15 |
|
Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. |
2 |
|
Опрос Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
устный опрос, проверка практического задания |
16 |
|
Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. |
2 |
|
Опрос Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
устный опрос, проверка практического задания |
17 |
|
Проекции вершин, рёбер и граней предмета. |
2 |
|
Опрос Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
проверка рабочих тетрадей и конспектов |
18 |
|
Проекции вершин, рёбер и граней предмета. |
2 |
|
Опрос Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
проверка практического задания |
19 |
|
Построение проекций точек на поверхности предмета. |
2 |
|
Опрос Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
проверка практического задания |
Итого за 1 блок: |
32 |
|
|||||
2 Блок |
|||||||
1 |
|
Построение проекций точек на поверхности предмета. |
2 |
|
Опрос Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
проверка практического задания |
2 |
|
Чертежи и аксонометрические проекции предметов. Графическая работа № 4. |
2 |
|
Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
проверка практического задания |
3 |
|
Способ построения изображений на основе анализа формы предмета. |
1 |
|
Опрос Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
устный опрос, проверка практического задания |
4 |
|
Последовательность построения видов на чертеже детали. |
1 |
|
Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
проверка практического задания |
5 |
|
Построение вырезов на геометрических телах. |
2 |
|
Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
устный опрос, проверка практического задания |
6 |
|
Построение третьего вида. |
2 |
|
Опрос Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
устный опрос, проверка практического задания |
7 |
|
Построение третьего вида. |
2 |
|
Опрос Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
устный опрос, проверка практического задания |
8 |
|
Практическая работа по карточкам. |
2 |
|
Опрос Самостоятельная работа |
ЦДО 10 каб. |
проверка рабочих тетрадей и конспектов |
9 |
|
Нанесение размеров с учётом формы предмета. |
2 |
|
Опрос Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
проверка практического задания |
10 |
|
Нанесение размеров с учётом формы предмета. |
2 |
|
Опрос Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
проверка практического задания |
11 |
|
Анализ графического состава изображения. |
2 |
|
Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
проверка практического задания |
12 |
|
Деление окружности на равные части. |
2 |
|
Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
проверка рабочих тетрадей и конспектов |
13 |
|
Сопряжения. |
2 |
|
Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
проверка практического задания |
14 |
|
Применение геометрических построений на практике. |
2 |
|
Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
проверка практического задания |
15 |
|
Применение геометрических построений на практике. |
2 |
|
Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
проверка практического задания |
16 |
|
Чертежи развёрток поверхностей призм и цилиндров. |
2 |
|
Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
проверка практического задания |
17 |
|
Чертежи развёрток поверхностей конуса и пирамиды. |
2 |
|
Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
проверка графических работ |
18 |
|
Порядок чтения чертежей деталей. |
2 |
|
Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
проверка практического задания |
19 |
|
Порядок чтения чертежей деталей. |
2 |
|
Беседа Практическое занятие |
ЦДО 10 каб. |
проверка практического задания |
20 |
|
Итоговая графическая работа № 8. |
2 |
|
Самостоятельная работа |
ЦДО 10 каб. |
проверка практического задания |
21 |
|
Итоговое тестирование. |
2 |
|
Самостоятельная работа |
ЦДО 10 каб. |
проверка тестов |
Итого за 2 блок: |
40 |
|
|||||
Всего за год: |
72 |
|
Условия реализации программы.
- Материально – техническое обеспечение занятий:
1. Помещения: кабинет с посадочными местами на 15 человек (площадь кабинета, его освещение должны соответствовать количеству занимающихся в них детей в соответствии с санитарно-медицинскими нормативами СанПин).
2. Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, учебная доска.
3. Материалы и инструменты: линейка деревянная или металлическая 30 см, готовальня (циркуль), линейки (рейсшина, треугольные линейки), транспортир, карандаши (ТМ, Т, М), ластик, бумага для черчения формат А4, тетерадь для записей, ручка.
4. Раздаточный инвентарь – технологические карты, схемы, рабочие тетеради.
- Кадровое обеспечение:
Образовательный процесс по данной программе обеспечивается педагогическими кадрами, соответствующими требованиям профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Минтруда РФ от 05.05.2018 № 298Н), в том числе имеющими: высшее или средне - специальное образование, соответствующее профилю программы; знающий специфику ОДО; опыт организации деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы; опыт разработки дополнительных общеобразовательных программ.
Желательно наличие у педагога высшей или первой квалификационной категории.
Формы аттестации.
Основными формами контроля знаний учащихся являются графические, практические и контрольные работы, которые являются проверочными после изучения основного материала в разделах. Кроме того, контроль предусматривает опрос учащихся по изученной теме, закрепление пройденного материала, самостоятельные и проверочные работы, работы по карточкам.
Общие критерии оценки знаний и умений по черчению.
1. Овладение программным материалом.
2. Уровень умения читать и выполнять чертежи.
3. Развитие пространственных представлений.
4. Умение пользоваться справочным материалом.
5. Отношение к выполнению обязательных графических и практических работ.
6. Ошибки, допускаемые в процессе графической деятельности.
Критерии оценка знаний и умений учащихся по черчению.
1. Устная проверка знаний.
«отлично» - ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает изученные правила и условности изображений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
«хорошо» - ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого ещё пространственного представления; правила изображения и условия обозначения знает;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.
«удовлетворительно» - ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условных изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, нетвёрдо, но большинство изученных условных изображений и обозначений усвоил;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
«не удовлетворительно» - ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей, или наиболее важной части учебного материала;
б) ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Графические и практические работы.
«отлично» - ставится, если ученик: а) вполне самостоятельно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт рабочую тетрадь.
Чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочными материалами; в) ошибок в изображении не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
«хорошо» - ставится, если ученик:
а) чертежи читает и выполняет самостоятельно, но с небольшими затруднениями и сравнительно аккуратно ведёт рабочую тетрадь;
б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;
в) при выполнении чертежей и практиче6ских работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно, без дополнительных пояснений.
«удовлетворительно» - ставится, если ученик:
а) чертежи читает и выполняет неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает;
б) Обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно. Рабочую тетрадь ведёт небрежно.
в) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.
«не удовлетворительно» - ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Графические работы оцениваются двумя оценками:
1) За фактические знания ученика по изученному материалу.
2) За качество графического оформления чертежей.
Программой предусмотрена итоговая и промежуточная аттестация обучающихся: на занятии 4.10 в разделе «Чтение и выполнение чертежей» запланировано проведение промежуточной практической работы по карточкам (по вариантам), на занятиях 7.2 и 7.3 в разделе «Порядок чтения чертежей деталей» предусмотрено проведение итоговой графической работы и итогового тестирования.
Оценочные материалы.
В объединении принята следующая система отражения уровней развития обучающихся по программе, при обобщении результатов (Приложение 1).
Оценка образовательных результатов
____________________________________________________________
(Фамилия, имя обучающегося)
№ п/п |
Тема урока |
Работа на занятии (оценка и подпись педагога) |
Д/ з (оценка и подпись педагога) |
1.1. |
Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места. Правила оформления чертежей (стандарты ЕСКД и форматы). |
|
|
1.2. |
Типы линий и их назначение. Шрифты чертежные. |
|
|
1.3. |
Размеры на чертежах. Правила нанесения размеров. Масштабы. |
|
|
2.1. |
Общие сведения о проецировании. Центральное и параллельное проецирование. |
|
|
Данные суммируются и выводится средний балл. Мониторинг проводится в индивидуальном порядке. Результаты заносятся в итоговую таблицу.
Для проведения мониторинга определены три уровня развития определенных качеств: высокий, средний, низкий.
Высокому уровню (отлично) соответствуют: Высокое и четкое проявление параметра, хорошо сформированный навык, глубокое, устойчивое знание предмета;
Средний уровень развития (хорошо) характеризуется: Среднее проявление параметра, навык сформирован, присутствуют знания на среднем уровне, результат не стабильный;
Начальный уровень развития (удовлетворительно): Исследуемый параметр не развит, не выражен или проявляется на низком уровне, редко, навык не сформирован.
Методические материалы:
На занятиях используются такие методические материалы, как подготовленные по учебнику «Черчение» (автор и издание прописано в списке литературы) презентации педагога, учебник и рабочая тетрадь. Схемы и таблицы по предмету, а так же бланки итогового тестирования, подготовленные педагогом для занятий.
Формы организации учебного занятия:
Особенности взаимодействия участников учебного процесса: фронтальная работа - форма, при которой педагог работает одновременно со всеми обучающимися для решения однотипных учебных задач; индивидуальная работа - форма, при которой педагог работает индивидуально с каждым обучающимся, а обучающиеся выполняют задания индивидуально.
Внешние формы организации познавательной деятельности:
- беседа
- опрос
- практическое занятие
- самостоятельная работа
Внутренние формы организации познавательной деятельности:
По доминирующей цели обучения (вводное, практическое и комбинированное занятия): вводное занятие; занятие по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков; практическое занятие; занятие по обобщению и систематизации знаний; занятие по контролю знаний, умений и навыков; комбинированная форма организации занятий.
Работая по программе, педагог использует два алгоритма построения учебного занятия. Первый алгоритм включает компонент подачи теоретического материала и обсуждение предложенных образцов по изучаемым техникам (беседа, опрос). Второй алгоритм строится на практических формах (практическое занятие, самостоятельная работа).
1 Алгоритм учебного занятия:
- организационный момент;
- постановка задачи;
- активизация знаний обучающихся (беседа, опрос, повторение);
- объяснение нового материала;
- физ. минутка;
- практическая работа;
- подведение итогов, рефлексия выполненного задания.
2 Алгоритм учебного занятия:
- организационный момент;
- постановка задачи;
- практическая работа;
- физ. минутка;
- практическая работа;
- подведение итогов, просмотр работ.
Список литературы для педагога:
1. ПРОГРАММА по предмету «Черчение» основное общее образование (5-7 классы, 35 ч.) Приложение к основной образовательной программе основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» города Когалыма УТВЕРЖДЕНО приказом МАОУ «Средняя школа №6» от 31.08.2018 № 362 г. Когалым 2018 г.
2. Рабочая программа по черчению, ФГОС, 8 класс https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2018/10/21/rabochaya-programma-po-chercheniyu-fgos-8-klass
3. Рабочая программа ФГОС ООО по учебному предмету «Черчение» http://lyc-159.nios.ru/wp-content/uploads/2014/09/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1-%D0%9E%D0%9E%D0%9E-%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81-%D0%A7%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf
4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Занимательное черчение» базовый уровень. Автор-составитель педагог дополнительно образования Свиклан Алёна Ивановна г. Гурьевск 2019 занимательное черчение.pdf
5. Рабочая программа ФГОС ООО по учебному предмету «Черчение» ФГОС-ООО-курс-Черчение.pdf
6. Стукалиначерчение-модуль-1.pdf
7. Ботвинников, А. Д. Черчение: 9 класс: учебник/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский. - 7-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2021. - 239, [1] с.: ил.
Список литературы для учащихся:
1. Ботвинников, А. Д. Черчение: 9 класс: учебник/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский. - 7-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2021. - 239, [1] с.: ил.
2. Вышнепольский В. И. Рабочая тетрадь: к учебнику «Черчение. 9 класс» А. Д. Ботвинникова, В. Н. Виноградова, И. С. Вышнепольского: 9 класс/В. И. Вышнепольский. - 8-е изд., стер. - М.: Просвещение, 2022. - 79, [1] с.: ил.
Приложение 1
Оценка образовательных результатов
____________________________________________________________
(Фамилия, имя обучающегося)
№ п/п |
Тема урока |
Работа на занятии (оценка и подпись педагога) |
Д/ з (оценка и подпись педагога) |
1.1. |
Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места. Правила оформления чертежей (стандарты ЕСКД и форматы). |
|
|
1.2. |
Типы линий и их назначение. Шрифты чертежные. |
|
.
|
1.3. |
Размеры на чертежах. Правила нанесения размеров. Масштабы. |
|
|
2.1. |
Общие сведения о проецировании. Центральное и параллельное проецирование. |
|
|
2.2. |
Прямоугольное проецирование на одну и несколько плоскостей проекций |
|
|
2.3. |
Расположение видов на чертеже. Местные виды. |
|
|
2.4. |
Моделирование по чертежу. |
|
|
3.1. |
Получение и построение аксонометрических проекций. |
|
|
3.2. |
Аксонометрические проекции плоских фигур. |
|
|
3.3. |
Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. |
|
|
3.4. |
Фронтальные диметрические проекции окружностей. |
|
|
3.5. |
Изометрические проекции окружностей. |
|
|
3.6. |
Технический рисунок. |
|
|
4.1. |
Анализ геометрической формы предмета. |
|
|
4.2. |
Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. |
|
|
4.3. |
Проекции вершин, рёбер и граней предмета. |
|
|
4.4. |
Построение проекций точек на поверхности предмета. |
|
|
4.5. |
Чертежи и аксонометрические проекции предметов. Графическая работа № 4. |
|
|
4.6. |
Способ построения изображений на основе анализа формы предмета. |
|
|
4.7. |
Последовательность построения видов на чертеже детали. |
|
|
4.8. |
Построение вырезов на геометрических телах. |
|
|
4.9. |
Построение третьего вида. |
|
|
4.10. |
Практическая работа по карточкам |
|
|
4.11. |
Нанесение размеров с учётом формы предмета. |
|
|
5.1. |
Анализ графического состава изображения. |
|
|
5.2. |
Деление окружности на равные части. |
|
|
5.3. |
Сопряжения. |
|
|
5.4. |
Применение геометрических построений на практике. |
|
|
6.1. |
Чертежи развёрток поверхностей призм и цилиндров. |
|
|
6.2. |
Чертежи развёрток поверхностей конуса и пирамиды. |
|
|
7.1. |
Порядок чтения чертежей деталей. |
|
|
7.2. |
Итоговая графическая работа № 8. |
|
|
7.3. |
Итоговое тестирование. |
|
|
Приложение 2
План воспитательной работы
на 2022-2023 учебный год
Направление воспитательной работы |
Форма проведения |
Задачи |
Дата проведения |
Приобщение детей к культурному наследию |
Эстетическая беседа «Великая сила пейзажа» |
Обеспечение условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету; создание условий для проявления обучающимися в объединениях инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеурочной деятельности.
|
сентябрь 2022г. (в начале учебного года) |
Экологическое воспитание |
Интерактивный классный час «День Черного моря» |
Способствование воспитанию бережного отношения к окружающей природе; углубление знаний, умений воспитанников в области экологии, через конкурсно-игровую программу; воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине. |
октябрь 2022г. (приурочено к праздничной дате) |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству |
Субботник «Организация чистоты рабочего места» |
Организация ситуаций, акцентирующих формирование сознательной дисциплины при работе по уборки своего рабочего места; формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства. |
октябрь 2022г. (в дни осенних каникул) |
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей |
Беседа на тему «День матери в России». Конкурс рисунков «Моя мама - ласка и тепло» |
Обеспечение высокой творческой активность при выполнении творческого задания; формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни; обучение обучающихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. |
ноябрь 2022г. (приурочено к праздничной дате) |
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности |
Занятие памяти «День Героев Отечества» (9 декабря) |
Формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества. |
январь 2023г. (приурочено к памятной дате, в дни зимних каникул) |
Популяризация научных знаний среди детей |
Тематический вечер «День космонавтики» |
Способствование формированию научного мировоззрения на примере изучения темы «Космос»; оказание помощи учащимся в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни. |
апрель 2023г. (приурочено к памятной дате) |
Трудовое воспитания и профессиональное самоопределение |
Презентация на тему «Творческие профессии» |
Создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к будущей профессии; обеспечение условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии |
май 2023г. (в конце учебного года) |
План работы с родителями
на 2022-2003 учебный год
Форма проведения |
Задачи |
Дата проведения |
Родительское собрание «Как мы учим? Чему мы учим? Зачем мы учим?» |
Создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепления партнёрских отношений педагогов, родителей и детей, мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды; знакомство родителей с направлением объединения, тонкостями обучения по программам, правилами поведения детей на занятии и на перемене. |
сентябрь (в начале учебного года) |
Экспресс-опрос «Изучение удовлетворённости родителей состоянием образовательного процесса» |
Определение уровня удовлетворённости образовательным процессом; выяснение запросов родителей, касающихся работы педагога, объединения и ЦДО в целом. |
январь |
Творческая мастерская «В мире творчества» |
Знакомство родителей с разнообразием нетрадициооных техник рисования; создание условий для творческой самореализации родителей. |
март |
Родительское собрание по итогам учебного года |
Знакомство родителей с достижениями детей по итогам года обучения (с диагностиками и картами личного роста); определение дальнейшего маршрута обучения. |
май (в конце учебного года) |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.