Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Черчение"
Оценка 4.7

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Черчение"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
черчение
Взрослым
09.10.2022
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Черчение"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности по предмету "Черчение"
программа Черчение Кудрявцева Ольга Магомедовна.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА» г. СОЧИ

BD21315_

354200, Россия,  Краснодарский край, г. Сочи, ул. Вокзальная, 2.

тел./факс: (862) 270-38-33/270-38-96

www.sochi-schools.ru/raduga, e-mail: lcdod@edu.sochi.ru

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

ТЕХНИЧЕСКОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

 

«ЧЕРЧЕНИЕ»

 

Уровень программы: ознакомительный

Срок реализации программы: 1 год: 72 ч.

Возрастная категория: от 12 до 18 лет

Форма обучения: очная

Вид программы: модифицированная

Программа реализуется на бюджетной основе

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Кудрявцева Ольга Магомедовна, педагог дополнительного образования

 

г. Сочи, 2022

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»…………………..............................

3

Пояснительная записка………………….........................................................

3

            Направленность программы…………………………………............

4

            Новизна программы…………………………………………………..

4

            Актуальность………………………………………………………….

4

            Педагогическая целесообразность…………………………………..

5

            Отличительные особенности………………………………………...

5

            Адресат программы…………………………………………………..

6

            Формы обучения и режим занятий…………………………………...

6

            Особенности организации образовательного процесса…………….

6

            Цель и задачи программы…………………………………….............

7

Содержание программы………………………………………………………

8

            Учебный план…………………………………………………............

8

            Содержание учебного плана……………………………………........

12

Планируемые результаты………………………………………………….....

18

2. Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий, включающий формы аттестации…………………………………………….

20

             Календарный учебный график ……………...................................................

20

Условия реализации программы…………………………………………......

25

Формы и методы аттестации………………………………………………….

25

Материально – техническое обеспечение занятий………….........................

25

Кадровое обеспечение…………………………………………………………

25

Методические материалы…………………………………………….............

28

Список литературы…………………………………………………………….

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»:

 

         Пояснительная записка

Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Формирование графической культуры обучающихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Формирование графической культуры неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения  формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений обучающихся.

Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным. Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала обучающихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности обучающихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом такой творческой работы является рост интеллектуальной активности обучающихся, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности.

Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

1.                 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.                 Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденным 07.12.2018;

3.                 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

4.                 Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р (далее – Концепция);

5.                 Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

6.                 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

7.                 Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

8.                 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

9.                 Краевыми методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ;

10.            Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образовния «Радуга» г. Сочи.

Направленность программы техническая. Так как программа направлена на формирование у учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений.

 Новизна данной программы заключается в том, что подобная программа по предмету «Черчение» впервые реализуется в ЦДО.

Изучаемый материал позволяет подготовить детей к осознанному профориентационному выбору, продемонстрировать спектр требований и уровень навыков при обучении профессиям и специальностям технической и строительной направленности.

Актуальность предлагаемой образовательной программы базируется на анализе педагогического опыта и спроса со стороны учащихся старших классов и профильных колледжей, а также потенциале образовательной организации. Изучение графической грамоты необходимо, т.к. требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в колледжах и ВУЗах для освоения графических дисциплин, которых должна предшествовать первоначальная подготовка в школах. И тот факт, что не во всех школах района присутствует предмет «Черчение», делает его изучение на базе ЦДО актуальным и востребованным.

Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью раскрытия у обучающихся технических и творческих навыков; созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Целый ряд специальных заданий предоставляют возможность осваивать самостоятельно учебные материалы, выбирать правильное решение, используя изученную информацию. Программа направлена на практическое применение полученных знаний и умений.

Кроме того, занятия чертежной графикой оказывают большое влияние на воспитание у обучающихся самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Отличительные особенности.

Отличительными особенностями данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ в том, что занятия проходят вне школьных стен в доверительной атмосфере сотворчества с педагогом и одногруппниками-единомышленниками.

     Деятельность педагога привлекает внимание ребят. Педагог по ходу работы занятия озвучивает всё, что делает, обсуждает процесс действий обучающихся, вызывая у них интерес общения. Такое общение является побудительным мотивом включения в совместное творчество.

Достоинство программы в гибкости и возможности адаптации к конкретному ребёнку или конкретной группе детей, таким образом, даже в разновозрастной группе подростков от 12 лет и старше педагог может заинтересовать каждого обучающегося, имея возможность индивидуального подхода.

Адресат программы.

Программа предназначена для подростков, юношей и девушек от 12 до 18 лет в количестве  до 15 человек в группе, вне зависимости от группы здоровья. Допускается уменьшение количественного состава группы до 12 учащихся (так как программа ориентирована на индивидуальный подход и направленность на результат).

Так как именно в указанном возрасте дети еще не осознанно выбирают профессию, очень важно помочь им сориентироваться в огромном количестве разнообразных творческих профессий и выбрать наиболее подходящую под их способности. Так же очень важно поддержать интерес к выбранной профессии у студентов профильных колледжей, которые так же могут обучаться по программе.

В программе приветствуется участие детей с особыми образовательными потребностями: детей с ограниченными возможностями здоровья (с сохранным интеллектом, без медицинских противопоказаний), а также детей,  находящихся  в  трудной жизненной ситуации. Это позволит им раскрыть свои творческие способности и почувствовать свою уникальность.

По данной программе могут заниматься подростки, юноши и девушки с ОВЗ и ребята, которые находятся в сложной жизненной ситуации. Для таких групп очень важно пройти адаптацию в группе для дальнейшей социализации в обществе.

Дети  с  ОВЗ  принимаются только после  собеседования родителей  (законных представителей) с педагогом.  Собеседование  поможет выявить уровень  трудностей  у  ребенка  и  выстраивания  индивидуального образовательного маршрута или рекомендации родителям обучаться по более подходящей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе или в другой образовательной организации с более подходящими условиями для данной нозологии и уровня трудностей у ребенка.

Уровень программы, объем и сроки.

Уровень программы – ознакомительный. Программа составлена на 72 часа в год. Срок реализации программы – 1 год.

Форма обучения – очная.

Режим занятий 1 раз в неделю по 2 учебных часа, 1 занятие - 45 минут.
         Особенности организации образовательного процесса.

Обучение в объединении групповое с выраженным индивидуальным подходом.

Формы проведения занятий:

- объяснение

- беседа

- лекция

- выполнение графических работ

- практическое занятие

- самостоятельная работа

Обучение по программе подразумевает групповое обучение, что позволяет в кратчайшие сроки обучить всю группу. При этом в одной группе могут заниматься подростки, юноши и девушки разного возраста.

Программа строится на следующих принципах:

- создание атмосферы сотрудничества и интеллектуальной свободы на занятии;

- участие обучающихся во всех жизненных процессах, интеграция процессов овладения и применения знаний во всех сферах жизнедеятельности;

- создание психологической обстановки для естественного самовыражения обучающегося;

- становление нравственно-эстетической культуры ребенка;

- выбора индивидуальной образовательной траектории;

- диалог в сотворчестве; равенство всех участников;

- «благоустройство» пространства;

- право на ошибку;

- использование ИКТ;

- образовательной рефлексии.

Программа может реализовываться как в очной форме, так и в формате дистанционных занятий. При этом контакт педагога и учащихся не утрачивает свою силу. Дети выполняют задания, получая от педагога качественную информацию в форме видеосюжетов и видеосвязи с дальнейшей обратной связью.

Так же данные методы позволяю педагогу объединить возможности традиционного процесса обучения и преимущества образовательных ИКТ.

Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://р23.навигатор.дети/. А так же при наличии заявлений о приеме от родителей (законных представителей), договора с родителями (законными представителями), медицинской справки об отсутствии противопоказаний к занятиям по данному виду деятельности.

Цель программы в  приобщении обучающихся к графической культуре – совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации.

Задачи программы:

·       Предметные:

-  познакомить с объектами и явлениями науки и техники, с классификацией изученных объектов и явлений науки и техники;

- развивать восприятие смысла (концепции, специфики) графических изображений (чертежей), понимание условности языка графических изображений (чертежей);

-  помочь усвоить особенности языка разных видов графики и технических средств изображения, а так же структурировать изученный материал, информацию, полученную из различных источников и различать изученные виды графических изображений, определять их взаимосвязь;

- формировать коммуникативную, информационную компетентности, умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

- научить описанию графических изображений с использованием специальной терминологии, высказыванию собственного мнения о правильности графических изображений, владению графической грамотностью;

- способствовать реализации творческого потенциала;

·       Личностные:

-  формировать мировоззрение, целостное представление о мире и формах технического творчества, творческое отношение к проблемам;

-  развивать умения и навыки познания и самопознания, образного мышления и освоение способов творческого самовыражения личности;

-  способствовать накоплению опыта графической деятельности;

- гармонизировать интеллектуальное и эмоциональное развитие личности;

- подготовить обучающихся к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;

- способствовать осознанию ценности и места технического творчества и инженерной графики в развитии общества, проявлению устойчивого интереса к освоению новых технических средств и технологий;

- формировать уважение и осознание ценности технической культуры других народов, освоение их технических достижений.

·       Метапредметные:

- формировать ключевые компетенции в процессе технического творчества, а так же  исследовательские, коммуникативные и информационные умения;

- научить выявлению причинно-следственных связей, поиску аналогов в науке и технике;

- развивать критическое мышление, способности аргументировать свою точку зрения;

- научить использованию анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, определению целей и задач учебной деятельности, выбору средств реализации целей и задач и их применение на практике;

-формировать умение самостоятельно оценивать достигнутые результаты.

 

Содержание программы.

Учебный план.

п/п

Название раздела, темы.

Количество часов

теория

практика

Формы контроля

1.

Раздел 1. Техника выполнения чертежей и правила их оформления

6

1,5

4.5

 

1.1.

Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места. Правила оформления чертежей (стандарты ЕСКД и форматы).

2

0,5

1,5

проверка практического задания

1.2.

Типы линий и их назначение. Шрифты чертежные.

2

0,5

1,5

устный опрос,

проверка практического задания

1.3.

Размеры на чертежах. Правила нанесения размеров. Масштабы.

2

0,5

1,5

проверка домашнего задания

2.

Раздел 2. Чертежи в системе прямоугольных проекций

5

2

3

 

2.1.

Общие сведения о проецировании. Центральное и параллельное проецирование.

1

0,5

0,5

устный опрос, проверка практического задания

2.2.

Прямоугольное проецирование на одну и несколько плоскостей проекций.

1

0,5

0,5

устный опрос, проверка практического задания

2.3.

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

2

0,5

1,5

устный опрос, проверка практического задания

2.4.

Моделирование по чертежу.

1

0,5

0,5

устный опрос, проверка практического задания

3.

Раздел 3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок.

9

3

6

 

3.1.

Получение и построение аксонометрических проекций.

1

0,5

0,5

проверка рабочих тетрадей и конспектов

3.2.

Аксонометрические проекции плоских фигур.

1

0,5

0,5

устный опрос, проверка практического задания

3.3.

Аксонометрические проекции плоскогранных  предметов.

1

0,5

0,5

устный опрос, проверка практического задания

3.4.

Фронтальные диметрические проекции окружностей.

2

0,5

1,5

устный опрос, проверка практического задания

3.5.

Изометрические проекции окружностей.

2

0,5

1,5

устный опрос, проверка практического задания

3.6.

Технический рисунок.

2

0,5

1,5

проверка рабочих тетрадей и конспектов

4.

Раздел 4. Чтение и выполнение чертежей.

30

7

23

 

4.1.

Анализ геометрической формы предмета.

2

0,5

1,5

устный опрос, проверка практического задания

4.2.

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

4

1

3

устный опрос, проверка практического задания

4.3.

Проекции вершин, рёбер и граней предмета.

4

1

3

проверка рабочих тетрадей и конспектов

4.4.

Построение проекций точек на поверхности предмета.

4

1

3

проверка практического задания

4.5.

Чертежи и аксонометрические проекции предметов. Графическая работа № 4.

2

-

2

проверка практического задания

4.6.

Способ построения изображений на основе анализа формы предмета.

1

0.5

0,5

устный опрос, проверка практического задания

4.7.

Последовательность построения видов на чертеже детали.

1

0.5

0,5

проверка практического задания

4.8.

Построение вырезов на геометрических телах.

2

0,5

1,5

устный опрос, проверка практического задания

4.9.

Построение третьего вида.

4

1

3

устный опрос, проверка практического задания

4.10.

Практическая работа по карточкам.

2

-

2

проверка рабочих тетрадей и конспектов

4.11.

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

4

1

3

проверка практического задания

5.

Раздел 5. Геометрические построения, необходимые для выполнения чертежей.

10

2,5

7,5

 

5.1.

Анализ графического состава изображения.

2

0,5

1,5

проверка практического задания

5.2.

Деление окружности на равные части.

2

0,5

1,5

проверка рабочих тетрадей и конспектов

5.3.

Сопряжения.

2

0,5

1,5

проверка практического задания

5.4.

Применение геометрических построений на практике.

4

1

3

проверка практического задания

6.

Раздел 6. Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

4

2

2

 

6.1

Чертежи развёрток поверхностей призм и цилиндров.

2

1

1

проверка практического задания

6.2

Чертежи развёрток поверхностей конуса и пирамиды.

2

1

1

проверка графических работ

7.

Раздел 7. Порядок чтения чертежей деталей.

8

1

7

 

7.1.

Порядок чтения чертежей деталей.

4

1

3

проверка практического задания

7.2.

Итоговая графическая работа № 8.

2

-

2

проверка практического задания

7.3.

Итоговое тестирование.

2

-

2

проверка тестов

Итого:

72

19

53

 

 

Содержание учебного плана

Раздел 1. Техника выполнения чертежей и правила их оформления знакомит обучающихся с тем набором инструментов и материалов, которые понадобятся для работы на занятиях, а так же с тем, как организовать рабочее пространство. Обучающиеся получают информацию о стандартах ЕСКД и их назначением, а также о форматах бумаги, на которых выполняются чертежи и другие конструкторские документы промышленности и строительства. У обучающихся отрабатывается навык оформления основной надписи чертежа, линий построения, шрифтов. Обучающиеся знакомятся с правилами нанесения размеров, а так же с масштабированием

Тема 1.1. Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места. Правила оформления чертежей (стандарты ЕСКД и форматы).

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 1 пункт 1-6, параграф 2 пункт 1 и 2).

Практика: 1. Конспект изученного параграфа.

2. Учебник

Задание под знаком «!»  стр. 15.

 3. Практическое задание: Рабочая тетрадь

Стр. 6 упр. 4.

Домашнее задание: Учебник  стр. 15 вопросы 1-4, стр. 18 вопросы 1-3. Подготовиться к устному ответу.

Тема 1.2. Типы линий и их назначение. Шрифты чертежные.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 2 пункт 3, 4).

Практика: 1. Графическая работа № 1: Рабочая тетрадь стр. 5 или Учебник

стр.21 Графическая работа № 1.

 2. Практическое задание: Вычертить в тетради буквы и цифры (образец в учебнике на стр. 23).

3. Учебник

стр.25 Задание под знаком «!»  № 4

Домашнее задание: Учебник  стр. 20 вопросы 1-5. Письменно. Рабочая тетрадь стр. 4 упр.2 Учебник  стр. 25 вопросы 1-3 (Письменно).

Тема 1.3. Размеры на чертежах. Правила нанесения размеров. Масштабы.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 2 пункт 5, 6).

Практика: 1. Конспект изученного параграфа.

 2. Практическое задание:

Рабочая тетрадь стр. 6, 7-9 или Учебник стр.29 № 5,   стр.30-31 Графическая работа № 1.

Домашнее задание: Учебник  стр. 20 вопросы 1-5. Письменно. Рабочая тетрадь стр. 4 упр.2  Учебник стр. 25 вопросы 1-3. Письменно.

2. Чертежи в системе прямоугольных проекций знакомит с видами и способами проецирования на одну и несколько плоскостей проекций, с правилами расположения видов на чертеже, в том числе с местными видами. Обучающиеся научатся моделировать по чертежу.

Тема 2.1. Общие сведения о проецировании. Центральное и параллельное проецирование.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 3 пункт 1, 2).

Практика: 1. Конспект изученного параграфа.

2. Вычерчивание разных видов проекций (учебник: рис. 37, 38, 40, 41, 42.

Домашнее задание: Учебник стр. 33 вопросы 1, 2; стр. 35 вопросы 1,2.. Подготовиться к устному ответу.

Тема 2.2. Прямоугольное проецирование на одну и несколько плоскостей проекций.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 4 пункт 1, 2).

Практика: 1. Конспект изученного параграфа.

2. Вычерчивание разных видов проекцирований (учебник: рис. 43б, 47 и 50. 3. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 10 упр. 7. Или Учебник стр.40 Задание под знаком «!»  № 7

4. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 10 упр. 8. Или Учебник стр. 44 Задание под знаком «!»  № 8

Домашнее задание: Учебник стр. 40 вопросы 1-3. Подготовиться к устному ответу.

Тема 2.3. Расположение видов на чертеже. Местные виды.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 5 пункт 1, 2).

Практика: 1. Конспект изученного параграфа.

2. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 11 упр. 9. или Учебник

стр. 44 Задание под знаком «!»  № 9.

Домашнее задание: Учебник стр. 42 вопросы 1-3. Подготовиться к устному ответу.

Тема 2.4. Моделирование по чертежу.

Теория: Презентация теоретического материала по теме урока «Моделирование».

Практика: Практическая работа № 3: Учебник стр. 44-45 Практическая работа № 3.

3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок знакомит обучающихся с получением аксонометрических проекций (фронтальной  диметрической и изометрической), с расположением осей и способами их построения, со способами построения аксонометрических проекций плоских фигур и плоскогранных предметов, а так же предметов, имеющих круглые поверхности. Обучающиеся сформируют представление о техническом рисунке и его назначении.

Тема 3.1. Получение и построение аксонометрических проекций.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 6 и 7 пункт 1).

Практика: 1. Конспект изученного параграфа. 2. Вычерчивание осей аксонометрических проекций (учебник рис. 60 и 61).

Домашнее задание: Учебник стр. 48 вопросы 1, 2; стр. 49 задание под знаком «?».  Подготовиться к устному ответу.

Тема 3.2. Аксонометрические проекции плоских фигур.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 7 пункт 2).

Практика: 1. Конспект изученного параграфа.

2. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 11 упр. 10. Или Учебник стр. 52 Задание под знаком «!»  № 10

Домашнее задание: Учебник  стр. 52 вопросы 1-3. Подготовиться к устному ответу.

Тема 3.3. Аксонометрические проекции плоскогранных  предметов.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 7 пункт 3).

Практика: 1. Конспект изученного параграфа.

2. Практическое задание:  Рабочая тетрадь стр. 12 упр. 11. Или Учебник

стр. 52 Задание под знаком «!»  № 11 и 12.

Домашнее задание: Учебник  стр. 52 вопросы 1-3. Подготовиться к устному ответу.

Тема 3.4. Фронтальные диметрические проекции окружностей.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 8 пункт 1).

Практика: 1. Конспект изученного параграфа.

2. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 12 упр. 12. Или Учебник стр. 53 Задание под знаком «!»  № 13.

Тема 3.5. Изометрические проекции окружностей.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 8 пункт 2 и 3).

Практика: Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 12-13 упр. 13. Или Учебник стр. 56 Задание под знаком «!»  № 14, 15, 16.

Домашнее задание: Учебник стр. 58 № 17, Рабочая тетрадь стр. 13 упр. 15, стр. 14 упр. 16 (1, 2).

Тема 3.6. Технический рисунок.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 9).

Практика: 1. Конспект изученного параграфа.

2. Практическое задание: Рабочая тетрадьстр. 14 упр. 17; стр. 15 упр.18. или

Учебник стр. 58 Задание под знаком «!»  № 18, 19.

Домашнее задание: Учебник  стр. 58 вопросы 1, 2. Подготовиться к устному ответу.

4. Чтение и выполнение чертежей знакомит обучающихся со способами анализа геометрической формы предмета, с построением чертежей и аксонометрических проекций геометрических тел (куба, прямоугольного параллелепипеда, призм, пирамиды, цилиндра, конуса и шара), а так же группы геометрических тел. Обучающиеся будут иметь представление о способах построения проекций вершин, рёбер и граней предмета, а так же проекций точек на поверхности предмета. У обучающихся сформируется представление о способах построения изображения на основе анализа формы предмета, последовательности построения видов на чертеже детали, вырезов на геометрических телах и построении третьего вида, а так же о способах нанесения размеров с учётом формы предмета.

Тема 4.1.  Анализ геометрической формы предмета.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 10).

Практика: 1. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 15 упр. 19. Или Учебник стр. 62 Задание под знаком «!»  №  20.

Домашнее задание: Учебник стр. 61-62 вопросы 1-4. Подготовиться к устному ответу.

Тема 4.2. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 11).

Практика: 1. Вычерчивание аксонометрических проекций разных геометрических тел (Учебник рис.76, 78, 79, 80, 82).

2. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 16 упр. 20. Или Учебник стр. 62

3. Решение задач: Рабочая тетрадь стр. 16. Или Учебник стр. 68-69.

Домашнее задание: Учебник стр. 68 . Подготовиться к устному ответу.

Тема 4.3. Проекции вершин, рёбер и граней предмета.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 12 пункт 1).

Практика: 1. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 16-17 упр. 21. Или Учебник стр. 72 Задание под знаком «!»  №  22.

2. Рабочая тетрадь стр. 17 упр. 22. Или Учебник стр. 72 Задание под знаком «!»  №  23.

3. Рабочая тетрадь стр. 18 упр. 23. Или Учебник стр. 73 Задание под знаком «!»  №  24.

4. Рабочая тетрадь стр. 18-19 упр. 24. Или Учебник стр. 72 Задание под знаком «!»  №  25.

5. Рабочая тетрадьстр. 19-20 упр. 25. Или Учебник стр. 72 Задание под знаком «!»  №  26.

Домашнее задание: Учебник  стр. 71 Вопросы 1-3 . Письменно.

Тема 4.4. Построение проекций точек на поверхности предмета.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 12 пункт 2).

Практика: 1. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 20-21 упр. 26. Или Учебник стр. 78 Задание под знаком «!»  №  27.

2. Рабочая тетрадь стр. 21 упр. 27. Или Учебник стр. 78 Задание под знаком «!»  №  28.

3. Рабочая тетрадь стр. 22 упр. 28. Или Учебник стр. 78 Задание под знаком «!»  №  29.

4. Рабочая тетрадь стр. 22 упр. 29. Или Учебник стр. 79 Задание под знаком «!»  №  30.

Тема 4.5. Чертежи и аксонометрические проекции предметов. Графическая работа № 4.

Практика: Рабочая тетрадь стр. 22-24 Графическая работа № 4. Или Учебник

стр. 79-80 Графическая работа № 4.

Домашнее задание: Учебник Повторение теоретического материала (параграф 12).

Тема 4.6. Способ построения изображений на основе анализа формы предмета.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 13 пункт 1).

Практика: 1. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 25 упр. 30. Или Учебник стр. 82 Задание под знаком «!»  №  31.

Тема 4.7. Последовательность построения видов на чертеже детали.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 13 пункт 2).

Практика: 1. Конспект изученного параграфа.

2. Вычерчивание образца на листе для черчения формата А4 (Учебник рис. 103).

Домашнее задание: Учебник стр. 84 вопросы 1,2 . Подготовиться к устному ответу.

Тема 4.8. Построение вырезов на геометрических телах.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 13 пункт 3).

Практика: 1. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 25 упр. 31, 32. или

Учебник стр. 86 Задание под знаком «!»  №  32, 33.

Тема 4.9. Построение третьего вида.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 13 пункт 4).

Практика: 1. Практическое задание: Рабочая тетрадь стр. 26 упр. 33. Или Учебник стр. 88-90 Задание под знаком «!»  №  34.

2. Рабочая тетрадь стр. 26-27 упр. 34. Или Учебник стр. 92 Задание под знаком «!»  №  35.

3. Рабочая тетрадь стр. 27-28 упр. 35. Или Учебник стр. 90 Задание под знаком «!»  №  35.

4. Графическая работа № 5: Рабочая тетрадь стр. 29 Графическая работа № 5.

Или  Учебник стр. 92 рис. 115 Графическая работа № 5.

Тема 4.10. Практическая работа по карточкам.

Практика: 1. Практическое задание: Учебник стр. 92 № 36 рисунки 113 Рабочая тетрадь стр. 27-28 № 1-9, стр. 28 № 10-14

2. Графическая работа № 5

Рабочая тетрадь - стр. 29

              Тема 4.11. Нанесение размеров с учётом формы предмета.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 14).

Обсуждение вопросов (учебник стр. 96 № 1-6).

Практика: 1. Практическое задание: Учебник стр. 96 № 37 (1-2 варианты) или

Рабочая тетрадь стр. 29-30 упр. 36

2. Практическая работа: Учебник стр. 96 № 38 (вариант а) или Рабочая тетрадь стр. 31 упр. 37

3. Практическая работа: Учебник стр. 96 № 39 или Рабочая тетрадь

стр. 32 упр. 38

4. Практическая работа: Учебник стр. 96 № 40 или Рабочая тетрадь стр. 32-33 упр. 39.

5. Геометрические построения, необходимые для выполнения чертежей знакомит со способами анализа графического состава изображения, деления окружности на равные части, а так же знакомит с понятием «сопряжение» и способами его построения на плоскости. У обучающихся сформируется понимание применения геометрических построений на практике.

Тема 5.1. Анализ графического состава изображения.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 15 пункт 1). Обсуждение вопросов (учебник стр. 100 № 1-3).

Практика: конспект изученного параграфа.

Тема 5.2. Деление окружности на равные части.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 15 пункт 2).

Практика: 1. Конспект изученного параграфа.

2. Вычерчивание по теме: деление окружности на 3; 4; 5; 6; 8 равные части на формате А4.

Домашнее задание: Рабочая тетрадь стр. 33 упр. 40.

Тема 5.3. Сопряжения.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 15 пункт 3).

Практика: 1. Конспект изученного параграфа.

2. Вычерчивание по теме: сопряжение двух прямых дугой заданного радиуса; сопряжение окружности и прямой дугой заданного радиуса на формате А4.

Тема 5.4. Применение геометрических построений на практике.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 15 пункт 4).

Практика: 1. Письменные ответы на вопросы: Учебник стр. 106 вопросы № 1-5

2. Практическая работа: Учебник стр. 107 № 42 или Рабочая тетрадь стр. 34 упр. 41

3. Графическая работа № 6: Учебник  стр. 107 ГР № 6 или Рабочая тетрадь стр. 35

6. Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел знакомит со способами построения развёрток поверхностей геометрических тел (призмы, цилиндра, конуса, пирамиды.

Тема 6.1. Порядок чтения чертежей деталей.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 16 пункт 1).

Практика: 1. Письменные ответы на вопросы: Учебник стр. 111 вопросы № 1

2. Вычерчивание развёрток призмы и цилиндра на формате А4.

Тема 6.2. Чертежи развёрток поверхностей конуса и пирамиды.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 16 пункт 2).

Практика: 1. Конспект в тетрадь (учебник стр. 111 № 43)

2. Письменные ответы на вопросы: Учебник стр. 111 вопросы № 2

3. Вычерчивание развёрток конуса и пирамиды на формате А4.

7. Порядок чтения чертежей деталей

Тема 7.1. Порядок чтения чертежей деталей.

Теория: Презентация теоретического материала (параграф 17).

Практика: 1. Конспект изученного параграфа.

2. Практическая работа: Учебник стр. 114 № 44 или Рабочая тетрадь стр. 36 упр. 42

3. Практическая работа № 7: Учебник стр. 115 (1. Чтение чертежей) или Рабочая тетрадь стр. 36 Практическая работа № 7

Домашнее задание: Учебник стр. 117-118, Рабочая тетрадь стр. 38-40

Тема 7.2. Итоговая графическая работа № 8.

Практика: Учебник стр. 117-118 или Рабочая тетрадь стр. 38-40

Тема 7.3. Итоговое тестирование.

Практика: выполнение итогового тестирования.

 

Планируемые результаты:

· Предметные:

- обучающиеся знают основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и имеют понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

- обучающимися изученны правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений;

 - обучающимся понятен смысл технологических понятий: чертеж, технический рисунок, схема, виды графической документации, технологическая карта, стандартизация;

- обучающиеся имеют представление о профессиях, связанных с созданием и тиражированием графической документации;

- обучающиеся должны рационально использовать чертежные инструменты и материалы, анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам, а так же графический состав изображений;

- обучающиеся умеют: читать и выполнять чертежи и наглядные изображения несложных предметов; выбирать необходимое число видов на чертежах; осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей; применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием; выбирать способы графического отображения объекта или процесса, соблюдать требования к оформлению чертежей.

· Личностные:

- у обучающихся сформированы: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;  представление о нравственных нормах;

 - у обучающихся развито пространственное представление, сенсорные способности, способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией, а так же установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- у обучающихся присутствует мотивация к творческому труду, работе на результат.

· Метапредметные:

- у обучающихся развито: умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебныедействия и оценивать результат; умение определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения; умение использовать для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернетресурсы и другие базы данных; умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение, осуществлять совместную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 


Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий, включающий формы аттестации»

Является  составной частью  дополнительной  общеобразовательной  общеразвивающей  программы

и  содержит  в  себе  комплекс  основных характеристик.

Даты  начала и  окончания учебных  периодов/этапов  -  учебный год начинается с 10 сентября и заканчивается 31 мая.

Количество  учебных недель или  дней –  программа  предусматривает обучение в течение 36 недель.

Продолжительность каникул –  в период осенних, зимних и весенних каникул  занятия проходят по расписанию, проводятся мероприятия по плану воспитательной работы (Приложение № 2). В летний период организуется работа объединения по отдельной программе.

 

Календарный учебный график

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Время проведения занятий

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1 блок

1

 

Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места. Правила оформления чертежей (стандарты ЕСКД и форматы).

2

 

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

проверка практического задания

2

 

Типы линий и их назначение. Шрифты чертежные.

2

 

Опрос

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

устный опрос,

проверка практического задания

3

 

Размеры на чертежах. Правила нанесения размеров. Масштабы.

2

 

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

Проверка домашнего задания

4

 

Общие сведения о проецировании. Центральное и параллельное проецирование.

1

 

Опрос

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

устный опрос, проверка практического задания

5

 

Прямоугольное проецирование на одну и несколько плоскостей проекций.

1

 

Опрос

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

устный опрос, проверка практического задания

6

 

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

2

 

Опрос

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

устный опрос, проверка практического задания

7

 

Моделирование по чертежу.

1

 

Опрос

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

устный опрос, проверка практического задания

8

 

Получение и построение аксонометрических проекций.

1

 

Опрос

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

проверка рабочих тетрадей и конспектов

9

 

Аксонометрические проекции плоских фигур.

1

 

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

устный опрос, проверка практического задания

10

 

Аксонометрические проекции плоскогранных  предметов.

1

 

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

устный опрос, проверка практического задания

11

 

Фронтальные диметрические проекции окружностей.

2

 

Опрос

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

устный опрос, проверка практического задания

12

 

Изометрические проекции окружностей.

2

 

Опрос

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

устный опрос, проверка практического задания

13

 

Технический рисунок.

2

 

Опрос

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

проверка рабочих тетрадей и конспектов

14

 

Анализ геометрической формы предмета.

2

 

Опрос

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

устный опрос, проверка практического задания

15

 

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

2

 

Опрос

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

устный опрос, проверка практического задания

16

 

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

2

 

Опрос

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

устный опрос, проверка практического задания

17

 

Проекции вершин, рёбер и граней предмета.

2

 

Опрос

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

проверка рабочих тетрадей и конспектов

18

 

Проекции вершин, рёбер и граней предмета.

2

 

Опрос

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

проверка практического задания

19

 

Построение проекций точек на поверхности предмета.

2

 

Опрос

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

проверка практического задания

Итого за 1 блок:

32

 

2 Блок

1

 

Построение проекций точек на поверхности предмета.

2

 

Опрос

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

проверка практического задания

2

 

Чертежи и аксонометрические проекции предметов. Графическая работа № 4.

2

 

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

проверка практического задания

3

 

Способ построения изображений на основе анализа формы предмета.

1

 

Опрос

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

устный опрос, проверка практического задания

4

 

Последовательность построения видов на чертеже детали.

1

 

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

проверка практического задания

5

 

Построение вырезов на геометрических телах.

2

 

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

устный опрос, проверка практического задания

6

 

Построение третьего вида.

2

 

Опрос

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

устный опрос, проверка практического задания

7

 

Построение третьего вида.

2

 

Опрос

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

устный опрос, проверка практического задания

8

 

Практическая работа по карточкам.

2

 

Опрос

Самостоятельная работа

ЦДО

10 каб.

проверка рабочих тетрадей и конспектов

9

 

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

2

 

Опрос

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

проверка практического задания

10

 

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

2

 

Опрос

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

проверка практического задания

11

 

Анализ графического состава изображения.

2

 

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

проверка практического задания

12

 

Деление окружности на равные части.

2

 

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

проверка рабочих тетрадей и конспектов

13

 

Сопряжения.

2

 

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

проверка практического задания

14

 

Применение геометрических построений на практике.

2

 

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

проверка практического задания

15

 

Применение геометрических построений на практике.

2

 

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

проверка практического задания

16

 

Чертежи развёрток поверхностей призм и цилиндров.

2

 

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

проверка практического задания

17

 

Чертежи развёрток поверхностей конуса и пирамиды.

2

 

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

проверка графических работ

18

 

Порядок чтения чертежей деталей.

2

 

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

проверка практического задания

19

 

Порядок чтения чертежей деталей.

2

 

Беседа

Практическое занятие

ЦДО

10 каб.

проверка практического задания

20

 

Итоговая графическая работа № 8.

2

 

Самостоятельная работа

ЦДО

10 каб.

проверка практического задания

21

 

Итоговое тестирование.

2

 

Самостоятельная работа

ЦДО

10 каб.

проверка тестов

Итого за 2 блок:

40

 

Всего за год:

72

 

 


Условия реализации программы.

- Материально – техническое обеспечение занятий:

1.  Помещения:  кабинет с посадочными местами на 15 человек  (площадь  кабинета,  его  освещение должны  соответствовать  количеству  занимающихся  в  них  детей  в соответствии  с  санитарно-медицинскими  нормативами  СанПин).

2.  Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, учебная доска.

3.  Материалы и инструменты: линейка деревянная или металлическая 30 см, готовальня (циркуль), линейки (рейсшина, треугольные линейки), транспортир, карандаши (ТМ, Т, М), ластик, бумага для черчения формат А4, тетерадь для записей, ручка.

4.  Раздаточный инвентарь – технологические карты, схемы, рабочие тетеради.

- Кадровое обеспечение:

Образовательный  процесс  по  данной  программе   обеспечивается педагогическими кадрами, соответствующими требованиям профессионального стандарта   «Педагог  дополнительного  образования  детей  и  взрослых» (приказ Минтруда  РФ  от  05.05.2018  №  298Н),  в  том  числе  имеющими:  высшее  или  средне - специальное  образование,  соответствующее  профилю программы; знающий специфику ОДО; опыт  организации  деятельности  учащихся,  направленной  на освоение дополнительной общеобразовательной программы;  опыт разработки  дополнительных  общеобразовательных  программ.

Желательно  наличие  у  педагога  высшей  или  первой  квалификационной категории.

Формы аттестации.

Основными формами контроля знаний учащихся являются графические, практические и контрольные работы, которые являются проверочными после изучения основного материала в разделах. Кроме того, контроль предусматривает опрос учащихся по изученной теме, закрепление пройденного материала, самостоятельные и проверочные работы, работы по карточкам.

Общие критерии оценки знаний и умений по черчению.

 1. Овладение программным материалом.

 2. Уровень умения читать и выполнять чертежи.

3. Развитие пространственных представлений.

 4. Умение пользоваться справочным материалом.

5. Отношение к выполнению обязательных графических и практических работ.

 6. Ошибки, допускаемые в процессе графической деятельности.

Критерии оценка знаний и умений учащихся по черчению.

1. Устная проверка знаний.

 «отлично» - ставится, если ученик:

 а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает изученные правила и условности изображений;

б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

 «хорошо» - ставится, если ученик:

а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого ещё пространственного представления; правила изображения и условия обозначения знает;

 б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

 в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.

 «удовлетворительно» - ставится, если ученик:

 а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условных изображений и обозначений усвоил;

б) ответ даёт неполный, нетвёрдо, но большинство изученных условных изображений и обозначений усвоил;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

 «не удовлетворительно» - ставится, если ученик:

а) обнаруживает незнание или непонимание большей, или наиболее важной части учебного материала;

б) ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

Графические и практические работы.

«отлично» - ставится, если ученик: а) вполне самостоятельно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт рабочую тетрадь.

Чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочными материалами; в) ошибок в изображении не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

«хорошо» - ставится, если ученик:

а) чертежи читает и выполняет самостоятельно, но с небольшими затруднениями и сравнительно аккуратно ведёт рабочую тетрадь;

 б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;

 в) при выполнении чертежей и практиче6ских работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно, без дополнительных пояснений.

 «удовлетворительно» - ставится, если ученик:

 а) чертежи читает и выполняет неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает;

б) Обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно. Рабочую тетрадь ведёт небрежно.

 в) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.

 «не удовлетворительно» - ставится, если ученик:

 а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;

б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

 Графические работы оцениваются двумя оценками:

1) За фактические знания ученика по изученному материалу.

2) За качество графического оформления чертежей.

Программой предусмотрена итоговая и промежуточная аттестация обучающихся: на занятии 4.10 в разделе «Чтение и выполнение чертежей» запланировано проведение промежуточной практической работы по карточкам (по вариантам), на занятиях 7.2 и 7.3 в разделе «Порядок чтения чертежей деталей» предусмотрено проведение итоговой графической работы и итогового тестирования.

Оценочные материалы.

В объединении  принята следующая система отражения уровней развития обучающихся по программе, при обобщении результатов (Приложение 1).

Оценка образовательных результатов

 

____________________________________________________________

(Фамилия, имя обучающегося)

 

№  п/п

 

Тема урока

Работа на занятии

(оценка и подпись педагога)

Д/ з

(оценка и подпись педагога)

1.1.

Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места. Правила оформления чертежей (стандарты ЕСКД и форматы).

 

 

1.2.

Типы линий и их назначение. Шрифты чертежные.

 

 

 

1.3.

Размеры на чертежах. Правила нанесения размеров. Масштабы.

 

 

2.1.

Общие сведения о проецировании. Центральное и параллельное проецирование.

 

 

 

Данные суммируются и выводится средний балл. Мониторинг проводится в индивидуальном порядке. Результаты заносятся в итоговую таблицу.

Для проведения мониторинга определены три уровня развития определенных качеств: высокий, средний, низкий.

Высокому уровню (отлично) соответствуют: Высокое и четкое проявление параметра, хорошо сформированный навык, глубокое, устойчивое знание предмета;

Средний уровень развития (хорошо) характеризуется: Среднее проявление параметра, навык сформирован, присутствуют знания на среднем уровне, результат не стабильный;

Начальный уровень развития (удовлетворительно): Исследуемый параметр не развит, не выражен или проявляется на низком уровне, редко, навык не сформирован.

 

Методические материалы:

На занятиях используются такие методические материалы, как подготовленные по учебнику «Черчение» (автор и издание прописано в списке литературы) презентации педагога, учебник и рабочая тетрадь. Схемы и таблицы по предмету, а так же бланки итогового тестирования, подготовленные педагогом для занятий.

Формы организации учебного занятия:

Особенности взаимодействия участников учебного процесса: фронтальная работа - форма, при которой педагог работает одновременно со всеми обучающимися для решения однотипных учебных задач; индивидуальная работа - форма, при которой педагог работает индивидуально с каждым обучающимся, а обучающиеся выполняют задания индивидуально.

Внешние формы организации познавательной деятельности:

- беседа

- опрос

- практическое занятие

- самостоятельная работа

Внутренние формы организации познавательной деятельности:

По доминирующей цели обучения (вводное, практическое и комбинированное занятия): вводное занятие; занятие по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков; практическое занятие; занятие по обобщению и систематизации знаний; занятие по контролю знаний, умений и навыков; комбинированная форма организации занятий.

Работая по программе, педагог использует два алгоритма построения учебного занятия. Первый алгоритм включает компонент подачи теоретического материала и обсуждение предложенных образцов по изучаемым техникам (беседа, опрос). Второй алгоритм строится на практических формах (практическое занятие, самостоятельная работа).

         1 Алгоритм учебного занятия:

- организационный момент;

- постановка задачи;

- активизация знаний обучающихся (беседа, опрос, повторение);

- объяснение нового материала;

- физ. минутка;

- практическая работа;

- подведение итогов, рефлексия выполненного задания.

2 Алгоритм учебного занятия:

- организационный момент;

- постановка задачи;

- практическая работа;

- физ. минутка;

- практическая работа;

- подведение итогов, просмотр работ.

 

Список литературы для педагога:

1. ПРОГРАММА по предмету  «Черчение» основное  общее  образование (5-7 классы, 35 ч.) Приложение к основной образовательной программе основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» города Когалыма  УТВЕРЖДЕНО приказом МАОУ «Средняя школа №6»  от 31.08.2018  № 362 г. Когалым 2018 г.

2. Рабочая программа по черчению, ФГОС, 8 класс    https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2018/10/21/rabochaya-programma-po-chercheniyu-fgos-8-klass

3. Рабочая программа ФГОС ООО по учебному предмету «Черчение» http://lyc-159.nios.ru/wp-content/uploads/2014/09/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1-%D0%9E%D0%9E%D0%9E-%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81-%D0%A7%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf

4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Занимательное черчение» базовый уровень. Автор-составитель педагог дополнительно образования Свиклан Алёна Ивановна г. Гурьевск 2019 занимательное черчение.pdf

5. Рабочая программа ФГОС ООО по учебному предмету «Черчение» ФГОС-ООО-курс-Черчение.pdf

6. Стукалиначерчение-модуль-1.pdf

7. Ботвинников, А. Д. Черчение: 9 класс: учебник/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский. - 7-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2021. - 239, [1] с.: ил.

 

Список литературы для учащихся:

1. Ботвинников, А. Д. Черчение: 9 класс: учебник/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский. - 7-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2021. - 239, [1] с.: ил.

2. Вышнепольский В. И.  Рабочая тетрадь: к учебнику «Черчение. 9 класс» А. Д. Ботвинникова, В. Н. Виноградова, И. С. Вышнепольского: 9 класс/В. И. Вышнепольский. - 8-е изд., стер. - М.: Просвещение, 2022. - 79, [1] с.: ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Оценка образовательных результатов

 

____________________________________________________________

(Фамилия, имя обучающегося)

 

№  п/п

 

Тема урока

Работа на занятии

(оценка и подпись педагога)

Д/ з

(оценка и подпись педагога)

1.1.

Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места. Правила оформления чертежей (стандарты ЕСКД и форматы).

 

 

1.2.

Типы линий и их назначение. Шрифты чертежные.

 

.

 

1.3.

Размеры на чертежах. Правила нанесения размеров. Масштабы.

 

 

2.1.

Общие сведения о проецировании. Центральное и параллельное проецирование.

 

 

2.2.

Прямоугольное проецирование на одну и несколько плоскостей проекций

 

 

2.3.

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

 

 

2.4.

Моделирование по чертежу.

 

 

3.1.

Получение и построение аксонометрических проекций.

 

 

3.2.

Аксонометрические проекции плоских фигур.

 

 

3.3.

Аксонометрические проекции плоскогранных  предметов.

 

 

3.4.

Фронтальные диметрические проекции окружностей.

 

 

3.5.

Изометрические проекции окружностей.

 

 

3.6.

Технический рисунок.

 

 

4.1.

Анализ геометрической формы предмета.

 

 

4.2.

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

 

 

4.3.

Проекции вершин, рёбер и граней предмета.

 

 

4.4.

Построение проекций точек на поверхности предмета.

 

 

4.5.

Чертежи и аксонометрические проекции предметов. Графическая работа № 4.

 

 

4.6.

Способ построения изображений на основе анализа формы предмета.

 

 

4.7.

Последовательность построения видов на чертеже детали.

 

 

4.8.

Построение вырезов на геометрических телах.

 

 

4.9.

Построение третьего вида.

 

 

4.10.

Практическая работа по карточкам

 

 

4.11.

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

 

 

5.1.

Анализ графического состава изображения.

 

 

5.2.

Деление окружности на равные части.

 

 

5.3.

Сопряжения.

 

 

5.4.

Применение геометрических построений на практике.

 

 

6.1.

Чертежи развёрток поверхностей призм и цилиндров.

 

 

6.2.

Чертежи развёрток поверхностей конуса и пирамиды.

 

 

7.1.

Порядок чтения чертежей деталей.

 

 

7.2.

Итоговая графическая работа № 8.

 

 

7.3.

Итоговое тестирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

План воспитательной работы

на 2022-2023 учебный год

Направление воспитательной работы

Форма проведения

Задачи

Дата проведения

Приобщение детей к культурному наследию

Эстетическая беседа «Великая сила пейзажа»

Обеспечение условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

создание условий для проявления обучающимися в объединениях инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеурочной деятельности.

 

сентябрь 2022г.

(в начале учебного года)

Экологическое воспитание

Интерактивный классный час «День Черного моря»

Способствование воспитанию бережного отношения к окружающей природе;

углубление знаний, умений воспитанников в области экологии, через конкурсно-игровую программу;

воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

 

октябрь 2022г.

(приурочено к праздничной дате)

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Субботник «Организация чистоты рабочего места»

Организация ситуаций, акцентирующих формирование сознательной дисциплины при работе по уборки своего рабочего места;

формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства.

 

октябрь 2022г.

(в дни осенних каникул)

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

Беседа на тему «День матери в России».

Конкурс рисунков «Моя мама - ласка и тепло»

Обеспечение высокой творческой активность при выполнении творческого задания;

формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни; обучение обучающихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

 

ноябрь 2022г. (приурочено к праздничной дате)

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

Занятие памяти «День Героев Отечества» (9 декабря)

Формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества.

 

январь 2023г. (приурочено к памятной дате, в дни зимних каникул)

Популяризация научных знаний среди детей

Тематический вечер «День космонавтики»

Способствование формированию научного мировоззрения на примере изучения темы «Космос»;

оказание помощи учащимся в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

 

апрель 2023г. (приурочено к памятной дате)

Трудовое воспитания и профессиональное самоопределение

Презентация на тему «Творческие профессии»

Создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к будущей профессии;

обеспечение условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии

 

май 2023г.

 (в конце учебного года)

 

План работы с родителями

на 2022-2003 учебный год

Форма проведения

Задачи

Дата проведения

Родительское собрание «Как мы учим? Чему мы учим? Зачем мы учим?»

Создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепления партнёрских отношений педагогов, родителей и детей, мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды;

знакомство родителей с направлением объединения, тонкостями обучения по программам, правилами поведения детей на занятии  и на перемене.

сентябрь

(в начале учебного года)

Экспресс-опрос «Изучение удовлетворённости родителей состоянием образовательного процесса»

Определение уровня удовлетворённости образовательным процессом;

выяснение запросов родителей, касающихся работы педагога, объединения и ЦДО в целом.

 

январь

Творческая мастерская «В мире творчества»

Знакомство родителей с разнообразием нетрадициооных техник рисования;

создание условий для творческой самореализации родителей.

 

март

Родительское собрание по итогам учебного года

Знакомство родителей с достижениями детей по итогам года обучения (с диагностиками и картами личного роста);

определение дальнейшего маршрута обучения.

 

май (в конце учебного года)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»…………………

ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»…………………

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»:

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»:

Об утверждении Стратегии развития воспитания в

Об утверждении Стратегии развития воспитания в

И тот факт, что не во всех школах района присутствует предмет «Черчение», делает его изучение на базе

И тот факт, что не во всех школах района присутствует предмет «Черчение», делает его изучение на базе

В программе приветствуется участие детей с особыми образовательными потребностями: детей с ограниченными возможностями здоровья (с сохранным интеллектом, без медицинских противопоказаний), а также детей, находящихся в…

В программе приветствуется участие детей с особыми образовательными потребностями: детей с ограниченными возможностями здоровья (с сохранным интеллектом, без медицинских противопоказаний), а также детей, находящихся в…

ИКТ; - образовательной рефлексии

ИКТ; - образовательной рефлексии

Метапредметные: - формировать ключевые компетенции в процессе технического творчества, а так же исследовательские, коммуникативные и информационные умения; - научить выявлению причинно-следственных связей, поиску аналогов в…

Метапредметные: - формировать ключевые компетенции в процессе технического творчества, а так же исследовательские, коммуникативные и информационные умения; - научить выявлению причинно-следственных связей, поиску аналогов в…

Размеры на чертежах. Правила нанесения размеров

Размеры на чертежах. Правила нанесения размеров

Фронтальные диметрические проекции окружностей

Фронтальные диметрические проекции окружностей

Построение вырезов на геометрических телах

Построение вырезов на геометрических телах

Чертежи развёрток поверхностей конуса и пирамиды

Чертежи развёрток поверхностей конуса и пирамиды

Учебник стр.25 Задание под знаком «!» № 4

Учебник стр.25 Задание под знаком «!» № 4

Практика: Практическая работа № 3:

Практика: Практическая работа № 3:

Домашнее задание: Учебник стр

Домашнее задание: Учебник стр

Рабочая тетрадь стр. 21 упр. 27

Рабочая тетрадь стр. 21 упр. 27

Обсуждение вопросов (учебник стр

Обсуждение вопросов (учебник стр

Вычерчивание развёрток призмы и цилиндра на формате

Вычерчивание развёрток призмы и цилиндра на формате

Метапредметные: - у обучающихся развито: умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебныедействия и оценивать…

Метапредметные: - у обучающихся развито: умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебныедействия и оценивать…

Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий, включающий формы аттестации»

Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий, включающий формы аттестации»

Расположение видов на чертеже.

Расположение видов на чертеже.

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел

Последовательность построения видов на чертеже детали

Последовательность построения видов на чертеже детали

Сопряжения. 2

Сопряжения. 2

Условия реализации программы. -

Условия реализации программы. -

Графические и практические работы

Графические и практические работы

Обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно

Обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно

Размеры на чертежах. Правила нанесения размеров

Размеры на чертежах. Правила нанесения размеров

Второй алгоритм строится на практических формах (практическое занятие, самостоятельная работа)

Второй алгоритм строится на практических формах (практическое занятие, самостоятельная работа)

Список литературы для учащихся: 1

Список литературы для учащихся: 1

Приложение 1 Оценка образовательных результатов ____________________________________________________________ (Фамилия, имя обучающегося) № п/п

Приложение 1 Оценка образовательных результатов ____________________________________________________________ (Фамилия, имя обучающегося) № п/п

Чертежи развёрток поверхностей призм и цилиндров

Чертежи развёрток поверхностей призм и цилиндров

Приложение 2 План воспитательной работы на 2022-2023 учебный год

Приложение 2 План воспитательной работы на 2022-2023 учебный год

Трудовое воспитания и профессиональное самоопределение

Трудовое воспитания и профессиональное самоопределение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2022