Программа по дополнительному образованию "Татарский язык"
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
13.02.2017
Данная программа рассчитана на три года.Возраст детей 7-13 лет.
В группе не менее 10-12 человек разного возраста.
Основанием для набора учащихся является наличие интереса к своему родному языку, традициям татарского народа.Обучение русскоязычных учащихся татарскому языку включает в себя овладение главными видами речевой деятельности на изучаемом языке: аудированием, rоворением, чтением и письмом.Данная программа рассчитана на три года
программа по тат. яз..docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕБЮТ»
ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Утверждаю
Директор Центра детского творчества
Орджоникидзевского района ГО г.Уфа
________________Ю.Г.Ларина
«______» _____________20__г.
Приказ № от 20 г.
Утверждено методическим советом
Протокол № ___от ________ 20 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК»
возраст обучающихся: 713 лет
срок реализации: 3 года
Авторсоставитель:
Фаткуллина Лилия Раисовна
педагог дополнительного образования
г.Уфа 2015
Пояснительная записка
Программа объединения «Татарский язык» имеет культорологическую
направленность и призвана обеспечить усвоение обучающимися базовых основ
татарского языка, а также ознакомление с культурой, традициями и обычаями
татарского народа
Актуальность программы. В настоящее время возросла актуальность
обучающих программ дополнительного образования, направленных на
изучение родного языка, народных традиций, истории и культуры.
Современное общество развивается быстрыми темпами, но попутно теряет ту
связующую нить с прошлым, с культурным наследием своей страны, без
которой человек не может считать себя полноценным гражданином и
патриотом своей страны.
Многие дети проявляют искренний и неподдельный интерес к своим
корням, прошлому своего народа, Чтобы более полно постичь его,
почувствовать родство с другими людьми, человек должен знать и любить
свой родной язык тот, на котором говорили его прадеды и отцы, на котором
сохранялась информация о прошлом, культурные сокровища и опыт
поколений.
Кто не знает татарского языка, его сначала необходимо научить слушать и
понимать татарскую речь и говорить потатарски. Основная задача обучения
русскоязычных детей татарскому языку научить их практически пользоваться
татарским языком как средством общения в пределах установленного
программой словарного и грамматического минимумов, а также указанных в
ней сфер общения.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она
способствует преодолению психологического барьера и в использовании
татарского языка, даёт использовать возможность проговорить наиболее
употребляемые в разговорной речи лексические единицы и грамматические
структуры.
занятий в предметном объединении
обучающиеся закрепляют и совершенствуют умения и навыки, полученные на
занятиях по татарскому языку, и, прежде всего, грамматические навыки,
получают хорошую подготовку и могут ориентироваться в потоке научной
информации.
За время
Новизна данной программы состоит в том, дети интересуются своими
корнями, историей, обычиями своего народа и планируют более углубленно
изучить свой родной язык. Усвоение языка проходит через общение. В первую очередь ознакомление с татарским языком начинается со слов, часто
применяемыми в повседневной жизни. Говоря: «Здравствуйте!», «До
свидания!», «Доброе утро!», «Спасибо!», «Как здоровье?», общаясь между
собой, дети обучаются повседневной разговорной речи. Именно разговорная
речь, помогает
при закреплении грамматики, лексики, лексико–
грамматических конструкций, конкретных тем. В этих случаях трудный
материал легче воспринимается детьми.
Вид программы – Модифицированная разработана и составлена на
основе «Программы по татарскому языку и литературе для русских школ», 1
11 классы. Казань. Магариф. 2011 г.
Предлагаемая программа по татарскому языку составлена на основе
нормативноправовых актов в сфере образования Российской Федерации и
Республики Татарстан и Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования. Программа разработана с учетом
основных идей и положений программы развития и формирования
универсальных учебных действий для основного общего образования и с
соблюдением преемственности с примерными программами начального
общего образования. Программа предусматривает также дальнейшее развитие
сформированных в начальной школе навыков и учитывает необходимое
предметное содержание системы общего среднего образования,
психологические и возрастные особенности обучаемых.
Цели и задачи программы
Цель формирование и развитие навыков устной татарской речи, изучение
родной культуры, истории татарского народа; развитие личности ребенка, его
речевых способностей;
формирование познавательных процессов
деятельности – восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления;
освоение знаний о татарском языке, его особенностей, обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие коммуникативных
умений и навыков, обеспечивающих использование татарского языка в
различных сферах общения.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
Обучающие:
знать алфавит, правильно произносить буквы, звуки.
научить детей элементарной диалогической и монологической речи;
практически пользоваться татарским языком как средством общения в
пределах установленной программой словарного и грамматического
минимума.
Развивающие:
развить навыки речи, дикцию,
развить понимание художественно –выразительных особенностей родного
языка, его красоты, формировать мотивацию к познанию и творчеству.
Воспитательные:
ознакомить с культурой, традициями и обычаями татарского народа;
воспитать интерес к изучению татарского языка;
формировать сознательные отношения к татарскому языку как духовной и
культурной ценности народа.
Отличительные особенности программы:
Занятия состоят из теоретической и практической частей.
4. Особенности возрастной группы детей
Возраст детей 713 лет.
В группе не менее 1012 человек разного возраста.
Основанием для набора учащихся является наличие интереса к своему
родному языку, традициям татарского народа.
5. Режим занятий.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Общее количество часов в год: 1
год обучения72 часа, 2 год обучения 144 ч.
Нагрузка учащихся – первый год обучения 2 часа в неделю, второй год
обучения4 ч.
Обучение русскоязычных учащихся татарскому языку включает в себя
овладение главными видами речевой деятельности на изучаемом языке:
аудированием, rоворением, чтением и письмом.
Оценка достижений планируемых результатов освоения
рабочей программы
Результатами освоения программы по татарскому языку являются
умения различать языковые единицы, понимать и анализировать их,
развитие культуры речи, умение работать с текстами разных типов и
жанров, умение правильно воспроизводить информацию в различных
речевых ситуациях, освоение знаний о литературных нормах и культуре
речи татарского языка.
В результате изучения курса «Татарский язык» у обучающихся
будут сформированы:
понимание татарского языка как одной из основных национально
культурных ценностей татарского народа, определяющей роли родного языка
в развитии интеллектуальных, творческих способностей и морально
нравственных качеств личности;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него,
стремление к речевому
потребность сохранить его чистоту,
самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных
грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения;
умение строить связанное речевое высказывание в зависимости от
типа коммуникации и ситуации;
способность наблюдения за своей и чужой речью; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью; способность
самоисправления, участия в обсуждении какойлибо темы, умение выразить
свое мнение и обосновать его;
владение всеми видами речевой деятельности (аудирование, понимание,
чтение, письмо): адекватное понимание информации устного и письменного
сообщения, темы текста, основной и дополнительной информации; владение
разными видами чтения текстов разных видов и жанров, их адекватное
восприятие; способность извлекать информацию из различных источников,
свободно пользоваться словарями и электронными ресурсами;
умение воспроизводить письменно или устно прослушанное или прочитанное
литературное произведение в форме плана, пересказа, конспекта, резюме,
сохраняя логическую последовательность;
понимание связи языка с культурой; приобщение к красоте и
богатству родного языка, воспитание эстетического вкуса;
воспитание уважения к общим нравственным ориентирам татарского
толерантности к представителям других
и русского народов,
национальностей; понимание взаимосвязи языков и образование как следствие
этой связи общих понятий и языковых единиц;
объяснение связей татарского языка с русским и иностранными
языками и литературой; определение выраженных в языке национально
культурных особенностей, умение объяснять на основе этих знаний различные
языковые явления.
Способы определения результативности:
Для контроля знаний учащихся и проверки результативности обучения
предусмотрены следующие мероприятия:
Участие в различных конкурсах;
проведение праздников;
проведение интеллектуальных игр;
проведение открытых уроков для родителей;
проведения конкурсов чтецов.
Виды контроля
Время проведения
Цель проведения
Формы контроля
Начальный контроль В начале учебного
года
Определение уровня развития детей, их
творческих способностей.
Беседа.
Текущий контроль
В течение всего
учебного года
Определение степени усвоения учащимися
учебного материала. Определение готовности
детей к восприятию нового материала.
Повышение ответственности и
заинтересованности воспитанников в обучении.
Выявление детей, отстающих и опережающих
обучение. Подбор наиболее эффективных
методов и средств обучения.
Педагогическое
наблюдение, опрос,
контрольное
занятие,
самостоятельная
работа.
Промежуточный контроль
По окончании
изучения темы или
раздела. В конце
месяца, четверти.
Итоговый контроль
Определение степени усвоения учащимися
учебного материала. Определение результатов
обучения.
Опрос,
самостоятельная
работа.
В конце учебного
года
Определение изменения уровня развития детей,
их способностей. Определение результатов
обучения.
Открытое
мероприятие
Учебнотематический план
1 год обучения
№
1
2
3
4
5
6
7
Темы занятий
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
Развитие речи«Знакомство».
Общие сведения о языке.
Алфавит. Буквы и звуки.
Гласные звуки.
Согласные звуки. Звонкие и
глухие согласные.
Развитие речи «Моя семья»
Слог и ударение. Числа.
Закон сингорманизма. Работа
над упражнениями.
Семья . Развитие речи.
Работа над упражнениями.
Имена существительные.
Теория
1
Практика
Всего
1
1
2
1
1
2
1
1
1
2
1
2
2
3
2
3
1
4 Склонение имен
существительных.
Множественное число.
Категория принадлежности
имен существительных. Работа
над диалогами.
Дикие животные. Развитие речи.
Глагол. Настоящее время
глагола. Прошедшее время
глагола. Будущее время
глагола.
Овощи и фрукты.
Отрицательная форма глагола.
Мы играем . Игры.
Имена числительные.
Времена года.
Имена прилагательные.
Степени сравнения
прилагательных.
Профессии. Развитие речи.
Наречие. Виды наречий
Мой друг. Развитие речи.
Местоимения. Личные
местоимения.
Звукоподражательные слова.
Национальные праздники.
Еда. Продукты.
Послеслоги.
Мы идем в театр.
Союзы.
Одежда и обувь. Развитие речи.
Модальные частицы.
Мой город. Работа над
упражнениями.
Деревня. Лексика.Омонимы.
Антонимы. Синонимы.
Мой класс. Развитие речи.
Глагол.
Наша школа.
Виды предложений по цели
высказывания.
Цвета. Предложение.
Деревья. Лес.
Словообразующие суффиксы.
Повторение пройденного
материала. Работа над
1
2
1
2
1
2
1
1
2
1
1
1
3
2
3
1
3
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
1
3
2
2
2
3
3
3
4
2
2
2
4
2
3
2
3
5
2
5
3
4
3
5
4
4
6
3
3
3
7
4
6
3
6
5 упражнениями. Составления
диалогов.
Работа над переводами.
Развитие речи «Лето».
Экскурсия на природу.
Воспитательная работа.
26
27
28
итого
3
3
12
3
3
12
108
Обучаемые первого года обучения
По окончании курса обучения по программе
должны знать:
произношение татарских звуков и букв,
правила по грамматике;
множественное число существительных,
части речи;
должны уметь:
озаглавливать небольшие части текста, составлять простой план,
пересказывать прочитанное с опорой на план из картинок;
относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру:
рассказ, сказка, стихотворение;
отвечать на вопросы по содержанию текста (формулировать ответы,
подбирать наиболее подходящие слова);
составлять устные рассказы по картинкам;
заучивать наизусть небольшие стихотворения и выразительно их читать с
соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи;
приобрести навыки написания букв, слов, фраз и овладеть орфографией
слов активного словаря;
уметь соблюдать правила переноса при письме;
писать на слух отдельные слова, в которых произношение не расходится с
написанием;
должны понимать:
вопросы учителя в связи с речевой ситуацией, опираясь на наглядность;
понимать на слух основное содержание небольших текстов, построенных
на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность
слушать и понимать в предъявлении учителя и в звукозаписи небольшие
тексты; аналогичные изученным.
Учебнотематический план
2 год обучения
№
1
Темы занятий
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
Теория
1
Практика
Всего
1 2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Развитие речи«Здравствуй
школа».
Буквы и звуки.
Гласные и согласные звуки.
Развитие речи «Моя семья»
Слог и ударение.
Закон сингорманизма.
Составление диалога «Моя
мама»
Семья . Развитие речи.
Работа над упражнениями.
Имена существительные.
Множественное число.
Категория принадлежности
имен существительных. Работа
над диалогами «В книжном
магазине»
Дикие и домашние животные.
Развитие речи.
Глагол.
Овощи и фрукты.
Отрицательная форма глагола.
Настоящее время глагола.
Прошедшее время глагола.
Будущее время глагола.
Национальные праздники.Имена
числительные.
Времена года.
Имена прилагательные.
Степени сравнения
прилагательных.
Профессии. Развитие речи.
Наречие.
Развитие речи. «Кто мои
друзья»
Местоимения. Личные
местоимения.
Календарные праздники.
Развитие речи. Понятие о
лексикологии.
Продукты.
Послеслоги.
Мы идем в театр.
Союзы.
Одежда и обувь. Развитие речи.
Модальные частицы.
Мой город. Работа над
1
2
1
1
2
1
2
3
2
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
2
2
2
3
3
3
4
2
2
2
2
3
2
3
1
4
2
4
5
4
3
5
4
4
6
3
3
3 3
2
3
1
3
упражнениями.
Деревня. Лексика.Омонимы.
Антонимы. Синонимы.
Мой класс. Развитие речи.
Виды предложений по цели
высказывания.
Цвета. Предложение.
Деревья. Лес.
Словообразующие суффиксы.
Повторение пройденного
материала. Работа над
упражнениями. Составления
диалогов.
Работа над переводами.
Развитие речи «Лето».
Экскурсия на природу.
Воспитательная работа.
20
21
22
23
24
25
26
27
28
итого
4
2
3
2
3
4
1
2
12
7
4
6
3
6
4
1
2
12
108
По окончании курса обучения по программе
должны знать:
буквы татарского алфавита и уметь читать несложные тексты;
знать слова для активного усвоения( до 150 слов) и уметь составлять
предложения из 2 – 3 слов;
главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
Имена
существительные, имена прилагательные, глаголы и их основные
грамматические признаки: корень, приставку, суффикс, окончание;
Чередование согласных и беглые гласные; Разделительный твердый знак;
Сложные слова. Определять число, падеж имен существительных имен
прилагательных; определять число, время, лицо глаголов;
должны уметь:
рассказывать наизусть 4 – 6 стихотворения;
различать и сравнивать: главные и второстепенные члены предложения;
разделительные мягкий и твердый знаки;
должны понимать:
вопрос, рассказ педагога, отвечать на вопросы по изученным темам.
Учебнотематический план
3 год обучения Звуки и буквы. Школа(14)
Темы занятий
Теория
Практика
Всего
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1
2
3
4
5
Звуки и буквы. Развитие речи «Школа».
Согласные и гласные звуки. Развитие
речи «Мой класс».
Согласные и гласные звуки.
Разделительные ъ и ь знаки
Слоги, ударение. Составление
диалога « Школа».
Части речи. Осень. Национальные праздники.
(17 )
6
Имя существительное. Пришла осень.
Развитие речи. Праздник «Сомбеле»
Глагол. Виды глаголов. Осень . Развитие
монологической речи. Каз омесе.
Имя прилагательное.Составление
диалога «Мы в лесу». Нардуган.
Главные члены предложения. Развитие
речи «Дикие животные». Сабантуй.
Навруз.
Слово. Словообразование. Лес. (21 )
Понятие о слове.Развитие
речи « Мы в лесу»
Корень и окончание. Грибы.
Однокоренные слова. Животные.
Синонимы. Деревья.
Антонимы. Птицы.
Сложные слова. Дикие птицы.
Парные слова.Домашние птицы.
Заимствованные слова. Составление
диалога. «В лесу».
Повторение изученного
18
Склонение имен существительных( 30).Зима. В деревне. Моя семья.
3
19
20
21
22
23
24
Имя существительное. Пришла зима.
Развитие речи.
Форма един и множественного числа
сущного. Зимние игры.
Имя существительное собственное.
Составление диалога « Я лыжник»
Склонение имён существительных. В
деревне.
Падежи в татарском языке.Чтение
текста «Зимние птицы»
Изменения существительных по
падежам. Составление диалога «Мои
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
2
2
1
1
1
1
2
3
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
2
2
2
2
3
1
2
2
1
1
1
1
1
4
3
2
2
3
4
5
3
5
2
3
3
2
2
2
2
2
3
3
2
1
3
2
3 25
26
27
28
29
30
31
родные»
Повторение. Падежи в татарском
языке
Падежи в татарском языке.Б.к. «Моя
бабушка». Развитие речи.
Падежи в татарском языке.Т.к. «Моя
семья»
Падежи в татарском языке И.к.
Развитие речи «Наш дом»
Падежи в татарском языке. Ю.к «Моя
мама». Развитие речи
Падежи в татарском языке.Ч. к. « Мой
папа»
Падежи в татарском языке.У.в.к.
Повторение.
Орфограммы. В городе.Овощи. Фрукты.(18)
32
33
34
35
36
37
итого
Буквы и звуки х и һ. Повторение. В
городе. Развитие речи.
Буква Ә,ә,Ө,ө. Повторение. “В магазине”
Буква Җ,җ. Повторение. Овощи.
Буква Ү,ү.Повторение.Фрукты.
Буква ң. Повторение.
Воспитательная работа.
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1
1
1
2
1
2
2
3
2
2
8
3
2
2
2
2
3
2
3
3
5
4
3
8
108
По окончании курса обучения по программе
должны знать:
буквы татарского алфавита и уметь читать несложные тексты;
знать слова для активного усвоения( до 150 слов) и уметь составлять
предложения из 2 – 3 слов;
главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
Имена
существительные, имена прилагательные, глаголы и их основные
грамматические признаки: корень, приставку, суффикс, окончание;
Чередование согласных и беглые гласные; Разделительный твердый знак;
Сложные слова. Определять число, падеж имен существительных имен
прилагательных; определять число, время, лицо глаголов;
должны уметь:
рассказывать наизусть 4 – 6 стихотворения;
различать и сравнивать: главные и второстепенные члены предложения;
разделительные мягкий и твердый знаки;
должны понимать:
вопрос, рассказ педагога, отвечать на вопросы по изученным темам. Для реализации содержания программы используются следующие методы
Методическое обеспечение
и приѐмы работы.
Методы приемы :
1. Ознакомление с новой темой объяснение; слушание и запись;
самостоятельное чтение; работа со словарем;
2. Тренировка ответы на вопросы; поиск информации в тексте; чтение
и перевод текстов; ролевые игры; работа с карточками;
3.Практика: обсуждение изучаемой темы; работа в парах;
коллективная работа Теоретические сведения, представленные в программе,
подкрепляются практическими занятиями в форме тренингов, речевых
упражнений, ролевых игр. На занятиях используются иллюстративные
материалы: таблицы, картинки, аудиозаписи, видеозаписи, игрушки
Основное и ведущее мecтo занимает формирование и развитие навыков
устной речи, которые затем послужат учащимся фундаментом для
последующего овладения татарским языком.
Учебный процесс по обучению татарскому языку должен строиться на
коммуникативной основе с учетом принципов: практической направленности
обучения; активной речевой деятельности; учета возрастных особенностей
учащихся; учета специфики родного языка; устной основы обучения чтению и
письму.
Дети получают начальные знания, умения о языке, развивают свои творческие
и коммуникативные способности. Осваивают первичные навыки работы с
татарским текстом.
Разработка программы для первоначального этапа обучения татарскому
языку продиктована стремлением создать такие условия обучения, которые
позволили бы в сжатые сроки приобрести способность воспринимать и
понимать татарскую речь. Обучение татарскому языку будет успешным
только тогда, когда оно будет опираться на активизацию познавательных,
учащихся.
мыслительных
способностей
Большое внимание нужно уделять упражнениям по обучению
произношению. Упражнять детей в правильном произношении отдельных
ӷ
татарских звуков(а, ы, о,
, ч)и их сочетаний нужно на
каждом уроке. Нужно иметь в виду, что каждое татарское слово, содержащее
для учащихся трудный звук или сочетание звуков, необходимо неоднократно
произнести самому педагогу, чтобы ученик мог воспринять его на слух и
правильно воспроизвести.
, ө, һ, җ, ү, қ,
ə ӊ
, Для того чтобы пользоваться татарским языком как средством общения,
недостаточно накопить определённый словарный запас и научиться правильно
произносить слова. Активное овладение языком требует умения строить
предложения и словосочетания, а это означает необходимость овладения
грамматическим строем татарского языка. Поэтому, обучая татарскому
языку, педагог должен заботиться о том, чтобы дети овладели
грамматическими формами татарского языка,
научились строить
предложения и словосочетания по образцам, которые даёт педагог. Дети
учатся понимать и употреблять повествовательные, вопросительные,
восклицательные предложения. Программой предусмотрено понимание и
составление предложений типа:
Алма кызыл,
язалар.Ира китап укый. Мин кайтам. Ул кайта.Син кайтасы .ӊ
ə
т мле.Балалар
Китапны ал. Ишекне ач. Бабай авылда яши.Без Бурнакка барабыз. Минем
апам
нинди?
В развитии связной речи большую помощь окажет работа по картинкам
(составление рассказа под руководством педагога), диалогическая речь.
Велика
средств.
На занятиях татарского языка учащиеся должны научиться правильно
воспринимать речь на изучаемом языке, участвовать в разговоре
(диалогическая речь), рассказывать об увиденном и услышанном
(монологическая речь), читать и понимать татарские тексты, а также
приобрести навыки грамотного письма на татарском языке.
1) Бу укучы.
ӊ
нишлисе ?
мультимедийных
использования
роль
укыта.
Урман
Син
Этапы реализации программы:
1ый этап предполагает ознокамление с буквами татарского алфавита,
звуками, а также основными правилами татарского языка. Обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся умение вести
беседу в ситуациях учебного и семейнобытового общения (вести диалог
этикетного характера: знакомится, представлять друг друга, прощаться,
поздравлять, предлагать угощение, благодарить за угощение; вести диалог
побудительного характера: обращаться с просьбой, предлагать совместное
действие, просить о помощи, предлагать свою помощь; вести диалог, задавая
вопросы: кто? что? где? у кого? с кем? куда? почему? зачем? откуда? от
кого?; переспрашивать, уточнять); составляет рассказ (в письменной и
устной форме) по картинке, рисунку на заданную тему; кратко высказываться
о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называет возраст,
место жительства, описывает внешность, что умеет делать, любимое занятие и
выражает при этом свое отношение к предмету высказывания; уметь
пересказать содержание прочитанного текста с опорой на ключевые слова,
план, иллюстрации. 2ой этап предполагает умение контролировать и выполнять свои
действия по заданному образцу и правилу при выполнении упражнений и
составлении устных и письменных высказываний на татарском языке;
подбирает и конструирует языковые средства при создании собственных
высказываний в рамках тематики начальной ступени; применяет изученные
грамматические правила (в устной и письменной формах); оценивает
выполненную работу; приобретает навыки самостоятельной работы над
ошибками при выполнении грамматических заданий.
1. Умение образовывать мн. число имен существительных с помощью
окончаний лар. ләр; нар, нәр.
2. Умение отвечать на вопрос чей? с помощью аффиксов принадлежности
ныкы, неке.
3. Употребление в диалогах слов әйе. юк, бар, кирәк и отрицания при
именах түгел.
4. Умение использовать вопросительный аффикс мы, ме.
5. Усвоение на образцах порядка слов в простом предложении
(определение определяемое: матур кыз; дополнение глагол: китап
укый; подлежащее сказуемое: су ага).
6. Практическое усвоение местновременнoгo, направительного и
винительного падежа.
Умение отвечать на вопросы кем?нәрә? нuшлu? нинди? кайда?
кайчан? нuчек?
7. Правильное употребление в речи указательных местоимений бу, ул,
шул.
.
8. Активное усвоение числительных до 20 (количественные и порядковые
числительные; отрицание при числительных).
9. Умение употреблять личные местоимения мин, син, ул
и
вопросительные местоимения кем?нәрсә?
Условия реализации и материальнотехническое обеспечение
программы
Для занятий по программе необходимы следующие средства и
материалы: книги, учебная литература, аудио и видеозаписи, тексты
художественных произведений, словари, иллюстрации, музыкальные записи,
литературные произведения.
Обеспечение программы методическими видами продукции (игры,
беседы, конкурсы, экскурсии, праздники посвященные писателям,
национальные праздники).
Экскурсия в музеи
Экскурсия в Ботанический сад Поездка в кукольный театр, в театр «Нур».
Экскурсия в каникулярное время ( Экскурсии на природу, экскурсия в ДК
УМПО, в ДК Химик
Оснащение кабинета:
рабочие столы
стулья
меловая доска
Технические средства обучения:
аудиокассеты, магнитафон,
экран, компьютер, презентации
аудиозаписи с материалом для занятий по татарскому языку
Наглядный материал:
таблицы
схемы
картинки
словари
учебная литература
№ Раздел
Формы работы
1. Приветствие
2. Знакомство.
Школа.
Упражнения на
тренировку правильного
произношения и
интонирования.
Проговаривание
скороговорок.
Прослушивание песен
стихов и их заучивание.
Упражнения на
тренировку правильного
произношения и
интонирования.
Проговаривание
скороговорок.
Аудирование инструкций
учителя. Прослушивание
песен стихов и их
заучивание. Пропевание
попевок. Песни с
движениями.
Формы
подведения
итогов
Ролевые игры.
Подвижные
игры.
Дидактический
материал и оснащение
Аудиокассеты для
аудирования.
Аудиокассеты с
записями песен.
Лексические
игры.
Инсценировка
сюжетов
общения.
Составление
диалогов.
Аудиокассеты для
аудирования.
Аудиокассеты с
записями песен.
Демонстрационный
материал
Татарский алфавит.
3. Животные.
Птицы.
Упражнения на
тренировку правильного
произношения и
Лексические
игры.
Инсценировка
Аудиокассеты для
аудирования.
Аудиокассеты с 4. Национальные
праздники.
5. Счет. Игры.
Времена года.
6. Цвета. Друзья.
Профессия.
7. Семья. Части
тела.
интонирования.
Проговаривание
скороговорок.
Прослушивание песен
стихов и их заучивание.
Песни с движениями.
Упражнения на
тренировку правильного
произношения татарских
букв и звукв.
Проговаривание
скороговорок.
Монологическая
речь.Прослушивание песен
стихов и их заучивание..
Песни с движениями.
Проговаривание
скороговорок.
Прослушивание песен
стихов и их заучивание.
Диалогическая речь.
Описание цветовой гаммы
картинок. Упражнения на
тренировку правильного
произношения и
интонирования.
Проговаривание
скороговорок.
Прослушивание песен
стихов и их заучивание.
Составление диалога.
Перевод текста.
Упражнения на
тренировку правильного
произношения и
интонирования.
Проговаривание
скороговорок. Песни с
движениями.
сюжетов
общения.
Инсценировка
сказки.
записями песен.
Демонстрационный
материал.
Презентации.Рисунки.
Лексические
игры.
Инсценировка
сюжетов
общения.
Изготовление
поделек.
Подготовка и
проведение
национальных
праздников.
Творческая
работа. Выпуск
газет.
Лексические
игры.
Инсценировка
сюжетов
общения.
Лексические
игры.
Составление
диалога.
Слайды.
Аудиокассеты с
записями песен.
Презентации.
Аудиокассеты для
аудирования.
Аудиокассеты с
записями песен.
Презентации.
Аудиокассеты для
аудирования.
Картинки.
Лексические
игры
Перевод текста.
Аудиокассеты для
аудирования.
Аудиокассеты с
записями песен.
Плакат с изображением
человека.
8. Фрукты, овощи
и продукты.
Лес. Деревья.
Упражнения на
тренировку правильного
произношения и
Составление
диалога.
Лексические
Аудиокассеты для
аудирования.
Аудиокассеты с игры.
интонирования.
Проговаривание
скороговорок..
Прослушивание песен
стихов и их заучивание.
Пропевание попевок.
Ролевые сюжетные игры
записями песен.
Демонстрационный
материал
Картинки и макеты
фруктов, овощей
продуктов. Рецепт
фруктового салата.
Список литературы для обучающихся и родителей:
Татарча сөйләшәбез, Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г., Шарипова Л.А.
1.
2011г.
2.
3.
Мой первый татарский словарь,Казань
Уроки нравственности, Казань, Магариф, 2009.
4. Школьная сцена, Казань, Магариф, 2009.
5.
6.
Татарские народные загадки, Х. Махмутов, Казань, 2014г.
Базовый татарско русский словарь, Казань, 2008
Увлекательный татарский язык,Р. З. Хайдарова Казань, 2013г.
7.
8. Журнал «Аллюки», Уфа , под. Ред. «Кызыл тан».
9.
Л.А.Шарипова, Р.С.Исаева, Год выпуска: 2012.
Говорим потатарски. Рабочая тетрадь,З.М.Зарипова, Р.Г.Кидрячева,
Методические пособия для педагога
1.
Обучение татарскому языку в общеобразовательных организациях с
обучением русском языке, 14 кл. (Методическое пособие для учителей)
Литвинов И.Л., Садыкова Э.Р, Казань, 2014
2.
на русском языке 14 классы, Харисов Ф.Ф., Харисова Ч.М., Казань ,2015
3.
логопедов и учителей), Зиннурова Ф.М., Казань, 2014
4.
Юсупова А.Ш., Денмухаметова Э.Н., Казань, 2015.
5.
языку. Хайдарова Р.З., Казань, 2013г.
Учебное пособие. Обучение русскоязычных учащихся татарскому
Исправление дефектов речи у детей. (методическое пособие для
Обучение тат языку в общеобразовательных организациях с обучением
Давайте говорить потатарски. (Учебное пособие) Фатхуллова К.С.,
Татарский язык онлайн: http://edu.tatar.ru/, belem.ru, dvdt.slt@gmail.com
Интернет ресурсы: Татарскорусский и русскотатарский электронный машинный
переводчик«Divar», сайт www.tatar.com.ru/tatyaz.php, http://gabdullatukay.ru/
Мультимедийные приложения к учебникам
«Увлекательный татарский язык» Tatarschool
Электронная библиотека.htm
Татарча текстлар.htm
укытучылар форумы.htm
Шигърият_ру.htm
Татарская виртуальная гимназия - электронная библиотека учебных материалов.htm
Татарская Виртуальная Гимназия.htm
Ялкын.htm
Программа по дополнительному образованию "Татарский язык"
Программа по дополнительному образованию "Татарский язык"
Программа по дополнительному образованию "Татарский язык"
Программа по дополнительному образованию "Татарский язык"
Программа по дополнительному образованию "Татарский язык"
Программа по дополнительному образованию "Татарский язык"
Программа по дополнительному образованию "Татарский язык"
Программа по дополнительному образованию "Татарский язык"
Программа по дополнительному образованию "Татарский язык"
Программа по дополнительному образованию "Татарский язык"
Программа по дополнительному образованию "Татарский язык"
Программа по дополнительному образованию "Татарский язык"
Программа по дополнительному образованию "Татарский язык"
Программа по дополнительному образованию "Татарский язык"
Программа по дополнительному образованию "Татарский язык"
Программа по дополнительному образованию "Татарский язык"
Программа по дополнительному образованию "Татарский язык"
Программа по дополнительному образованию "Татарский язык"
Программа по дополнительному образованию "Татарский язык"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.