Программа по экологии курса внеурочной деятельности для учащихся 1-2 класса

  • Образовательные программы
  • doc
  • 18.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель программы Формирование экологической культуры, экологических знаний у учащихся, вовлечение их в природоохранную деятельность и создание системы взаимодействия учащихся 1 и 2 ступени обучения. Данная Программа разработана как дополнение к курсу предмета «Окружающий мир» в начальной школе и призвана полнее реализовать воспитывающий и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечить более надежные основы экологической культуры младших школьников.Программа по экологии курса внеурочной деятельности для учащихся 1-2 класса
Иконка файла материала Программа по экологии..Id_17032.doc
Программа по экологии Пояснительная записка Международной педагогической общественностью школа признана центральным звеном в системе непрерывного экологического образования.  Природа ­ первооснова красоты и величия. Мы ­ её часть, и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Состояние природы в будущем зависит от экологической воспитанности   людей.   Экологически   грамотный   человек   ­   это   человек,   компетентно   и ответственно относящийся к природной среде. Экология   для   ребёнка     ­   это   всё,   что   его   окружает.   И   дерево,   и   парк,   и   птицы, прилетающие кормушке, и, наконец, сам человек.  В   настоящее   время   большое   значение   приобретает   проблема   воспитания   здорового поколения. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от отрицательного влияния окружающей среды. Природа   сама   по   себе   лечебница.   Совокупность   природных   факторов   действует   на человека успокаивающе, благотворно. Богатство растительного мира природы даёт человеку возможность сохранить и укрепить своё здоровье.  Данная Программа разработана как дополнение к курсу предмета «Окружающий мир» в начальной   школе   и   призвана   полнее   реализовать   воспитывающий   и   развивающий   потенциал природоведческих   знаний,   обеспечить   более   надежные   основы   экологической   культуры младших школьников.  Направленность программы Программа   направлена   на   познание   окружающей   среды,   способствующего   успеху современного   человека.   Это   достигается   путем   наблюдения   за   природой   и   активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической   направленности   –   очистка   территории,   пропаганда   экологических   знаний   ­ листовки, спектакли.). видеоролики, блиц­опросы,     газеты,     Актуальность программы 1В   настоящее   время,   когда   развитие   человечества   стало   тесно   связано   не   только   с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе. Понять   проблемы   окружающей   среды   во   всей   их   сложности,   определить   пути   их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого потребуется новый этап образования – экологическое образование.  Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека как части окружающей среды. Цель программы Формирование экологической культуры, экологических знаний у учащихся, вовлечение их в природоохранную деятельность и создание системы взаимодействия учащихся 1 и 2 ступени обучения. Задачи программы 1. 2. Формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии; Развитие экологического мышления у детей. Формирование   у   учащихся   интереса   к   исследовательской   деятельности, 3. эффективному методу воспитания экологической культуры; Обеспечение   выработки   у   учащихся   приемов   и   навыков   самостоятельной   и 4. познавательной деятельности; 5. 6. 7. 8. Привитию интереса у учащихся к проблемам окружающей среды; Воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего города и страны; Повышение эрудиции учащихся по экологическим проблемам;  Вовлечение уч­ся в практическую деятельность по охране окружающей среды; Развитие   ответственности,   значимости   и   важности   в   экологическом   движении 9. школы, города, страны. Отличительные особенности программы Отбор содержания материала данной программы производился с учётом трёх основных положений: ­   междисциплинарного   характера   экологического   образования,   направленного   на интеграцию вопросов естествознания, обществознания, технологии и экономики; ­ связи федерального и регионального компонентов экологического образования; ­ региональных особенностей автономного округа. 2Программа   начальной   школы   даёт   возможность   осуществлять   связь   уроков природоведения,   изобразительного   искусства   и   музыки,   обогащая   содержания   и   методы преподавания каждого из них, так что воспитательное воздействие, осуществляемое на одном из уроков, может быть продолжено на следующих. Таким образом, взаимосвязь этих предметов позволяет   эффективно   осуществлять   воспитание   экологической   культуры   младших школьников. Структура программы Программа   представляет   собой   целостную   систему   экологических   знаний,   включает четыре   раздела,   проходящих   сквозной   линией   с   первого   по   четвёртый   класс,   углубляя   и расширяя содержание предлагаемого материала. 1 раздел «Где мы живём?» 2 раздел «Многообразие растительного и животного мира ХМАО» 3 раздел «Сезонные изменения в природе ХМАО» 4 раздел «Природа и человек в условиях ХМАО» Возраст детей Программа рассчитана на учащихся 7 – 11 лет при одногодичном цикле обучения. Сроки реализации программы для каждой параллели ­  1 год. Формы работы: В программе предлагаются следующие формы работы:    теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии. групповые практические занятия: индивидуальные  занятия (подготовка докладов,  индивидуальных  проектов, исследовательской деятельности);  общешкольные мероприятия по экологии; участие в природоохранных акциях.  Модель выпускника: В результате освоения программного материала по данной программе выпускник начальной школы должен: Знать/понимать: ­ особенности географического положения, природных условий и населения ХМАО; основные   типы   экосистем;   основные   виды   природопользования,   экологические проблемы региона и пути их решения; 3­   государственные   и   общественные   экологические   организации   округа; региональные   природоохранные   нормативные   акты,   регулирующие   правила природопользования; ­     обязанности   граждан:   по   сохранению   окружающей   природной   среды   от загрязнения; необходимости ресурсосберегающего потребления; сбережению особо охраняемых природных территорий, памятников природы, особо ценных объектов культурного наследия в Югорском крае. Уметь: ­  приводить   примеры:   сокращения   видового   разнообразия   в   регионе   и   его причины; ­ видов, занесённых в Красную книгу; ­ особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах автономного округа; ­ социальной адаптации человека к жизни в природных условиях Севера; ­ экологических традиций коренного населения Югорского края; ­   путей   решения   экологических   ситуаций   в   практике   природопользования   на территории округа; ­   узнавать  (определять)   основные   виды,   занесённые   в   Красную   книгу   ХМАО; наиболее распространенные растения, грибы, животных, горные породы и минералы; признаки опасных природных и экологических ситуаций; ­ описывать и анализировать  экологические проблемы, связанные с добычей и транспортировкой   нефти,   газа,   минеральных   ресурсов,   с   добычей   промысловых животных, рыбы, а также лесопользованием; экологические проблемы населённого пункта – места своего проживания; ­   применять   в   рамках   учебных   ситуаций   знания   по   составлению   простейших моделей решения экологических проблем своей местности (на локальном уровне). Использовать   приобретённые   знания   и   умения   в   практической деятельности и повседневной жизни: ­  определять  экологическое   качество   воды,   воздуха,   продуктов   питания   с использованием доступных бытовых приборов контроля окружающей среды; ­ оценивать влияние факторов окружающей среды на личное здоровье; ­    корректировать  образ   жизни,   способствующий   сохранению   и   укреплению здоровья; 4­  владеть  приёмами  оказания первой помощи при обморожениях и травмах; при отравлении газом, нефтью, продуктами их переработки и горения; ­   следовать  экологическим   нормам   поведения   в   окружающей   среде   и ресурсосберегающего потребления; ­ соблюдать правила безопасного поведения и жизнеобеспечения в характерных для региона опасных природных и экологических ситуациях. Ожидаемые результаты Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии   и   краеведения.   Они   активизируют   свою   интеллектуальную   и   познавательную деятельность,   а   также   научатся   самостоятельно   оценивать   экологическое   состояние окружающей   среды   округа,   в   котором   они   живут,   научатся   принимать   решения   и   не оставаться равнодушными  по устранению экологических  нарушений , любить,  ценить и оберегать окружающую их природу. Содержание работы по экологическому развитию учащихся. 1 класс Где мы живём? Тема 1. Местоположение города. Название   города,   где   живут   учащиеся.   Название   главного   водоёма,   на   котором располагается населённый пункт. Понятие экологии и экологической опасности. К концу 1 класса учащиеся должны знать: ­ название города, где проживают; ­ адрес; ­ название главного водоёма; ­ объекты промышленной части города; ­ объекты культурной части города; ­ виды экологической опасности. К концу 1 класса учащиеся должны уметь: ­ выделять основные признаки того населённого пункта, где они проживают; ­ ориентироваться в своём населённом пункте и видеть признаки той части населённого пункта, где они проживают. Тема 2. Представление о погоде и её сезонных изменениях. 5Понятие   «погода».   Изменчивость,   многообразие   погоды.   Явления   природы.   Сезонные изменения погоды своей местности. К концу 1 класса учащиеся должны знать: ­ что такое погода; ­ признаки времён года; ­ взаимосвязи в природе; ­ Что такое фенологические наблюдения. К концу 1 класса учащиеся должны уметь: ­ давать характеристику изменений погоды по временам года; ­ проводить систематические наблюдение, анализировать и делать выводы. Разнообразие   растительного   и   животного   мира   Ханты­Мансийского   автономного округа. Тема 1. Жизненные формы растений. Понятие жизненной формы. Основные сообщества: лес, луг, болото, водоём. Тема 2. Основные группы животных. Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Животные леса, луга, болота, водоёма. Тема 3. Простые связи в природе. Простые пищевые связи. Тема 4. О Красной книге. О Красной книге. Красная книга ХМАО. К концу 1 класса учащиеся должны знать: ­ некоторых представителей жизненных форм растений округа; ­ некоторых представителей основных групп животных региона; ­ основные сообщества региона; ­ что такое Красная книга. К концу 1 класса учащиеся должны уметь: ­ различать основные жизненные формы растений и основные группы животных; ­ показывать наличие простых связей между живыми организмами в природе на примере местных видов; ­ проводить наблюдения в природе. Сезонные изменения в природе ХМАО Тема 1. Сезонные изменения в жизни растений. 6Изменение   окраски   листьев,   листопад.   Особенности   зимовки   растений   под   снегом. Весенние явления в растительном мире. Тема 2. Сезонные изменения в жизни животных. Подготовка животных к зиме. Спячка животных. Возвращение перелётных птиц. Рождение и выкармливание птенцов. Появление потомства у животных. Тема 3. Взаимосвязи сезонных явлений в природе. Созревание шишек ели и сосны и выведение птенцов клестами. К концу 1 класса учащиеся должны иметь представление: ­   о   листопаде,   перелётах   птиц,   спячке   и   линьке   животных,   о   появлении   потомства   у животных региона. К концу 1 класса учащиеся должны знать: ­   названия   двух   травянистых   растений,   двух   деревьев,   двух   кустарников,   двух дикорастущих растений, пяти дикорастущих растений, пяти диких животных. 2 класс Где мы живём? Тема 1. Географическое положение района. Название района, в котором живут учащиеся. Районный центр. Водоёмы своего района. Понятия – «исток», «приток», «левый берег», «правый берег», «устье». К концу 2  класса учащиеся должны знать названия: ­ района; ­ районных центров; ­ районов, граничащих с районом места жительства; ­ основных водоёмов района и их частей. К концу 2  класса учащиеся должны уметь: ­   ориентироваться   на   карте   округа   и   находить   район,   районный   центр,   города   своего района, соседствующие районы; ­ пользоваться схемой водоёмов и находить на ней исток, приток, левый берег, правый берег, устье. Тема 1. Формирование понятия «погода». Наблюдение за погодой. Основные   учреждения,   занимающиеся   систематическими   наблюдениями   за   погодой. Профессии этой отрасли: синоптики,   метеорологи. Экологический риск, его отличие от экологической опасности. Природные и антропопогенные факторы экологического риска. К концу 2  класса учащиеся должны знать названия: 7­ основные параметры погоды; ­ факторы экологического риска. К концу 2  класса учащиеся должны уметь: ­ определить сезонные особенности погоды своего района; ­ вести дневник наблюдений за погодой; ­ сравнивать погодные условия разных времён года. Разнообразие   растительного   и   животного   мира   Ханты­Мансийского   автономного округа. Тема 1. Экология растений и животных. Понятие   экологического   фактора.   Особенности   строения   и   размеров   растений   ХМАО. Адаптивные признаки этих растений. Особенности строения животных округа. Адаптивные признаки животных к условиям местного климата. Адаптация к средам обитания. Тема 2. Размножение растений. Понятие   размножения.   Виды   размножения   растений.   Разнообразие   плодов   и   семян   и способы их распространения. Тема 3. Размножение животных. Особенности   размножения   животных.   Скорость   размножения,   плодовитость   как эволюционное приспособление к сохранению вида. К концу 2  класса учащиеся должны знать: ­ приспособительные особенности в строении растений и животных округа; ­ особенности размножения растений и животных в условиях нашего округа. К концу 2  класса учащиеся должны уметь: ­ распознавать основные органы растений, находить признаки приспособления к условиям окружающей среды; ­ различать основные части тела животных, объяснять их функции и особенности строения в разных условиях обитания региона; ­ объяснять особенности размножения растений и животных нашего региона; ­ проводить наблюдения в природе. Сезонные изменения в природе ХМАО Тема 1. Сезонные изменения в жизни растений. Сокодвижение у деревьев весной. Защитные приспособления проростков. Сезонные изменения в жизни животных. 8Нерестовые миграции у полупроходных рыб. Причины перелётов. Сезонная линька птиц. Нерест у местных рыб и осетровых. Непериодические миграции. К концу 2  класса учащиеся должны знать: ­   названия   трёх­четырёх   травянистых   растений,   двух­трёх   кустарников, трёх­четырёх дикорастущих растений, девяти­десяти диких животных;   деревьев,   двух­трёх ­ характерные признаки времён года; ­ об изменениях в жизни животных и птиц в разные времена года. К концу 2  класса учащиеся должны уметь различать: ­ наиболее часто распространённые в данной местности деревья, травы, кустарники; ­ часто встречающихся птиц и зверей. Природа и человек в условиях ХМАО Тема. Правила поведения человека в природе. Правила поведения в лесу, в поле, у реки, на болоте. Бережное отношение к растениям и животным. К концу 2  класса учащиеся должны знать: ­ как вести себя, чтобы не навредить природе. К концу 2  класса учащиеся должны уметь: ­ правильно вести себя в природе. 3  класс Где мы живём? Тема 1. Наш город, район, округ на карте России. Понятие округа. Площадь округа. Границы округа. Протяжённость границ округа. Крайние точки округа. Местоположение округа на карте России. К концу 3  класса учащиеся должны знать: ­ понятие территории, округа; ­ площадь и границы округа; ­ области и округа, граничащие с нашим округом; ­ протяжённость границ округа; ­ географическое положение округа.  К концу 3  класса учащиеся должны уметь: ­ находить на карте Тюменской области и на карте России свой округ, город; ­ работать с атласом, ориентироваться в нём. Тема 2. Представление о климате округа. 9Понятие   климата.   Разнообразие   климата.   Определение   климата   по   признакам. Антициклоны. Циклоны. Средняя температура воздуха. Ветер. Скорость ветра. Снежный покров. Вечная мерзлота. Экологическая катастрофа. К концу 3  класса учащиеся должны знать: ­ понятие климата; ­ различные виды климата; ­ среднегодовую температуру воздуха; ­ понятие воздушных масс; ­ понятие экологической катастрофы. К концу 3  класса учащиеся должны уметь: ­ работать с картой климата; ­ сравнивать климат своего округа с климатами других регионов; ­ делать выводы об особенностях климата, в котором они живут. Тема   3.   Разнообразие   форм   рельефа   округа.   Рельеф   окрестностей   населённого пункта. Понятие рельефа. Основные формы рельефа ХМАО. Изменения рельефа. К концу 3  класса учащиеся должны знать: ­ понятие рельефа; ­ формы рельефа; ­ основные формы рельефа нашего округа. К концу 3  класса учащиеся должны уметь: ­ находить на физической карте различные формы рельефа округа; ­ определять формы рельефа. Разнообразие   растительного   и   животного   мира   Ханты­Мансийского   автономного округа. Тема 1. Биоценоз. Состав (растения, животные, микроорганизмы) и понятие биоценозов. Тема 2. Разнообразие биоценозов, распространённых на территории округа. Особенности строения биоценозов. (хвойный лес, лиственный лес, луг, болото, водоём). Тема 3. Представление о трофических связях в биоценозе. Основные типы взаимоотношений в различных биоценозах. Тема 4. Красная книга. 10Исчезнувшие   виды;   виды,   находящиеся   под   угрозой   исчезновения;   редкие   и сокращающиеся виды растений и животных в Красной книге. К концу 3  класса учащиеся должны знать: ­ понятие биоценоза; ­ структуру и разнообразие основных биоценозов региона и их особенности; ­   трофические   связи   живых   организмов   в   биоценозах   кедрового   леса,   луга,   болота, водоёма; ­ некоторых представителей флоры и фауны ХМАО, занесённых в Красную книгу. К концу 3  класса учащиеся должны уметь: ­ различать типичные биоценозы региона; ­ называть компоненты биоценоза; ­ показывать разнообразие биоценозов округа; ­ составлять простые трофические связи в основных биоценозах региона: в кедровом лесу, на лугу, в болоте, водоёме; ­ узнавать редкие растения; ­ проводить наблюдения в природе. Сезонные изменения в природе ХМАО Тема. Сезонные изменения в различных биоценозах ХМАО. Сезонные изменения в хвойном лесу. Сезонные изменения в лиственном лесу. Сезонные изменения на лугах. Сезонные изменения на болотах. Сезонные изменения на водоёмах. Ледостав. Заморные явления. Ледоход. К концу 3  класса учащиеся должны иметь представление: ­ сезонные изменения в различных биоценозах региона. Природа и человек в условиях ХМАО Тема 1. Человек, помоги природе. Экофонд ХМАО. Понятие экопроекта. Разработка и воплощение экопроектов. Тема 2. Традиционное природопользование. Понятие «природопользование». Может ли человек прожить без ресурсов Земли. Почему нужно беречь ресурсы. Что такое традиционное природопользование. Охота, рыболовство, оленеводство – формы традиционного природопользования коренных народов Севера. К концу 3  класса учащиеся должны знать: ­ о традициях природопользования в нашем округе; 11­ о положительном опыте коренных жителей; ­ об умении жить в гармонии с природой. К концу 3  класса учащиеся должны уметь: ­ оказать помощь растению, животному доступными средствами. 4  класс Где мы живём? Тема 1. Особенности географического положения нашего округа. Особенности географического положения округа. К концу 4  класса учащиеся должны знать: ­ особенности географического положения округа. К концу 4  класса учащиеся должны уметь: ­  находить округ на карте области, России, карте полушарий, мира. Тема 2. Почвы округа. Понятие почвы. Разнообразие форм округа. Почвообразующие породы. Почворастительный покров. Специфическая черта почвы округа. Механический состав почвы. Эрозия почвы. К концу 4  класса учащиеся должны знать: ­ понятие почвы; ­ почвогрунты; ­ об эрозии почвы; ­ типы почв; ­ состав почв. К концу 4  класса учащиеся должны уметь: ­ определять факторы почв, состав почв; ­ проводить опыты с почвой. Тема 3. Полезные ископаемые. Понятие   полезных   ископаемых.   Разновидности   полезных   ископаемых   округа.   Рудные   и нерудные. Добыча полезных ископаемых. Отрасли полезных ископаемых. К концу 4  класса учащиеся должны знать: ­ понятие полезных ископаемых; ­ название полезных ископаемых, добываемых в регионе; ­ рудные и нерудные полезные ископаемые, способы их добычи; ­ отрасли добычи полезных ископаемых округа; ­ как используются полезные ископаемые; 12­ основные профессии округа. К концу 4  класса учащиеся должны уметь: ­ доказывать исчерпываемость природных ресурсов; ­ определять по карте основные месторождения полезных ископаемых; ­ определять профессии различных отраслей. Разнообразие   растительного   и   животного   мира   Ханты­Мансийского   автономного округа. Тема 1. Основные типы экосистем. Понятие экосистемы. Основные компоненты экосистем. Основные типы экосистем округа. Тема 2. Трофические цепочки и пирамиды в экосистеме. Понятие   пищевой   цепи,   её   компоненты.   Пищевые   сети.   Продуктивность   экосистем. Экологические пирамиды. Круговорот веществ в экосистеме. Тема 3. Устойчивость экосистем и нарушение их равновесия. Динамическое   равновесие   в   экосистемах   как   фактор   их   стабильности.   Нарушение устойчивости   в   природных   экосистемах   под   влиянием   культурно­хозяйственной деятельности человека. К концу 4  класса учащиеся должны знать: ­ понятие экосистемы, её компоненты, основные типы экосистем региона; Понятие пищевой цепи, сети; ­ трофические уровни, занимаемые живыми организмами в экосистеме; ­   понятие   об   экологической   пирамиде   и   круговороте   веществ   на   примере   экосистем региона; ­ понятие устойчивости экосистем. К концу 4  класса учащиеся должны уметь: ­ распознавать в природе различные экосистемы региона; ­ называть компоненты экосистем; ­ составлять простейшие пищевые цепочки; ­ строить элементарные экологические пирамиды; ­ вести наблюдения в природе. Сезонные изменения в природе ХМАО Тема 1. Сезонные изменения в природе и деятельности человека. Кольцевание и учёт численности птиц. Нерестовые миграции и оценка численности рыб. Тема 2. Охрана природы.  13Ограничение на вылов рыбы, весенний запрет. К концу 4  класса учащиеся должны иметь представление: ­ о мерах по ограничению вылова рыбы во время размножения. Природа и человек в условиях ХМАО Тема 1. Особо охраняемые территории. Понятие природного заповедника; памятника природы. Тема 2. Современное природопользование. Отличие   современного   природопользования   от   традиционного.   Рациональное   и нерациональное природопользование. Нефть и природный газ – главные ресурсы нашего региона. Ущерб окружающей природной среде в связи с добычей нефти и газа. Почему нужно беречь оленьи пастбища. Какую природу мы оставим будущим поколениям жителей нашего округа.  К концу 4  класса учащиеся должны знать: ­ понятие охраны природы, рационального, нерационального природопользования; ­ окружные заповедники. К концу 4  класса учащиеся должны уметь: ­ рассказывать (на конкретных примерах) об охране памятников природы, делать описание памятников природы. Программа составлена на основе:  ­   «Региональной   программы   по   экологическому   образованию   и   воспитанию   для образовательных учреждений ХМАО»  Авторы: Г.Н.Гребенюк, Н.А.Иванова, Е.С.Овечкина ­ Использованы материалы Регионального образовательного стандарта «Экология» ­ «Экология для младших школьников» ­ Направления реализации Указа Президента РФ по включению экологических знаний в Государственный стандарт общего среднего образования. ­ научно­методический журнал «Экологическое образование» №1­4 2009г. 14