Программа по элективному курсу для обучающихся 9 класса « Фабрика здоровья» на 2017 – 2018 учебный год
Оценка 4.8

Программа по элективному курсу для обучающихся 9 класса « Фабрика здоровья» на 2017 – 2018 учебный год

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
биология
9 кл
04.02.2018
Программа по элективному курсу для обучающихся 9 класса « Фабрика здоровья» на 2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка Программа элективного курса « Фабрика здоровья» разработана на основе авторской программы элективного курса В.Г.Кузьминой, учителя биологии МБОУ Сортовской ООШ. Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение здорового образа жизни Хорошее здоровье – это образ жизни. Это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия. Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе, отражается на состоянии его здоровья. Хорошее здоровье – это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс. Причем, оно на 50% зависит от социальных условий и образа жизни человека. Следовательно, каждый из нас сам ответственен за свое здоровье. Поэтому программа «Фабрика здоровья» позволяет углубить и расширить знания учащихся о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, привить интерес и желание больше узнать самого себя и живую природу, глубже познакомиться с причинами, нарушающими здоровье и факторами сохраняющими его. Программа способствует формированию здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека. Способствует профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практическими умениями и навыками. Программа «Фабрика здоровья» рассчитана на 34часа в 9 классе, как начальный курс серии элективных курсов по здоровьесберегающим технологиям. Основная цель курса – Формирование у учащихся правильного отношения к здоровому образу жизни и своему здоровью. ориентировать детей на здоровый образ жизни. Для решения данной цели поставлены задачи: • Информировать учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека, о реакции организма человека на действие этих факторов и способах поддерживания здоровья; • Способствовать формированию у учащихся целостного представления о здоровом образе жизни; • Сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни и необходимости ведения профилактической работы в современном обществе; • Воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью. • Оказать помощь в освоении широкого спектра теоретических представлений из таких областей научных знаний как биология, медицина, психофизиология, психология, социология; При изучении каждого раздела курса предусмотрены практические работы. Они ориентированы на формирование умений: оценивать прогнозировать, объяснять, описывать, определять влияние каких-либо факторов на здоровье человека. Система практических работ позволяет согласовывать, имеющиеся у ученика бытовые представления, и излагаемое ему научное содержание проблем. Тем самым практические работы программы ведут к достижению результатов обучения, каким и является привитие навыков сохранения и укрепление здоровья. Программу и справочный материал, приводимый в ней можно рекомендовать при подготовке к экзаменам и для формирования высокого образовательного уровня, необходимого при обучении в учебных заведениях биологических и медицинских профилей. Предметным комиссиям предоставляется право вносить предложения по изменению объема и порядка изложения отдельных тем. Реализация программы направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий, также связана с формированием представлений о негативном воздействии отрицательных факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие, Формы отчётности: 1. Тестовый контроль. 2. Презентации по здоровому образу жизни. 3. Рефераты по здоровому образу жизни. Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Требования к подготовке учащихся по курсу должны быть открытыми для учащихся и их родителей. Они будут озвучены учителем и вывешены в уголке «Основные требования к знаниям и умениям». Учащиеся и их родители могут ориентироваться на них в процессе подготовки домашнего задания. Учащиеся должны знать: - основные приемы по определению уровня здоровья; - основные факторы, влияющие на состояние здоровья; - основные способы сохранения и укрепления здоровья; - методы преодоления психологического дискомфорта. Учащиеся должны уметь: - применять усвоенные ранее знания в повседневной жизни, в новой ситуации; - объяснять действия факторов среды на человека; - обосновать вред курения, алкоголя и наркотических веществ; - уметь анализировать свой собственный валеологический взгляд на окружающую среду; - уметь находить выходы из различных жизненных ситуаций. Содержание изучаемого курса Введение Актуальность данного курса. Сроки проведение курсов. Формы работы. Основы проектной деятельности. Нацеливание учащихся на темы проектных работ. Выбор тем проектных работ. Практическая работа: Место человека в органическом мире Место человека в системе живой природы. Вопросы происхождения человека от животных, доказательства происхождения человека от обезьян. Факторы, влияющие на здоровье человека Биологические и социальные основы охраны здоровья человека. Ознакомление с понятийным аппаратом, понятие ЗОЖ, выделение факторов и их воздействия на организм человека, Практическая работа: Определение своего образа жизни Исследование мнений учащихся школы о понятии «здоровом образе жизни». Определение своего типа адаптации Встречают по одежке… Что надевать? – стили одежды, осознанность выбора стиля одежды в зависимости от ситуации; Из какого материала выбирать одежду? – виды тканей их свойства и особенности и назначение, гигиена одежды; Как выбирать одежду? – одежда для отдыха, учебы, занятия спортом, спец./работ, одежда для дома. Практическая работа: Изучение свойств волокон тканей. Исследование и анализ своей повседневной одежды. Правильное питание – залог хорошего здоровья! Для чего едим? – Пища и ее состав, и энергетическая ценность. Роль питательных веществ. Как едим? – вегетарианская пища, раздельное питание, смешанное питание, сыроедение их вред и польза; Сколько едим? – нормы питания; Когда едим? – режим питания; Практическая работа: составление режима и рациона питания и его оценка. Мой дом – моя крепость… Где строить? – выбор места для строительства с учетом природных и социальных факторов; Из чего строить? – строительные материалы их экологические характеристики; Как обустроить? – вопросы интерьера: внутреннего и внешнего. Практическая работа: Комплексная оценка своего жилья по данным параметрам. Комплексная оценка здания школы. Суд над вредными привычками – деловая игра. Вред наркотических веществ, алкоголя, никотина и др. Пропаганда ЗОЖ. Выяснение степени зависимости от вредных привычек. Познание самого себя… Мой внутренний мир – типы нервной деятельности, сопротивляемость организма различным заболеваниям в зависимости от типа темперамента. Мое общение с друзьями – степень коммуникативности; взаимодействие людей с разными типами темперамента, понятие - верные друзья, социометрия; Мои способности – память, внимание, мышление и т.д. Практическая работа: Определение типа темперамента, видов памяти, внимания, мышления. Человек и природа Экологические факторы и их влияние на здоровье организма – абиотические, биотические и антропогенные. Возможные пути решения некоторых экологических проблем. Практическая работа: Определение экологических проблем своей местности, причины их возникновения и возможные пути решения. Хочешь хорошо работать – хорошо отдыхай! Гигиена труда и отдыха. Режимы дня в будничные и выходные дни. Положительные и отрицательные влияния абиотических факторов среды. Первая помощь при переломах, кровотечениях. Первая помощь при перегревах и переохлаждениях. Практическая работа: Составление режима дня – выходного и будничного. Оказание первой доврачебной помощи. Итоговое занятие. Исследование «Оценка состояния моего здоровья». Защита проектных работ. Учебно-тематический план элективного курса «Фабрика здоровья» № занятия Тема занятия Кол-во час. Знания. Умения. Навыки Практическая работа Методы Образовательный продукт 1. Введение 1 Актуальность курса. Сроки проведения курсов. Формы проведения. Задачи и цели курса Беседа Количество детей, заинтересованных данным курсом 2 Место человека в органическом мире 1 Место человека в животном мире - систематическое положение человека. Вопросы происхождения человека от животных Беседа, дискуссия Схема «Место человека в природе» 3 -4. Факторы, влияющие на здоровье человека 2 Определение и характеристика факторов, влияющих на здоровье человека Дискуссия 5 - 8 ЗОЖ 3 Понятие ЗОЖ, определения своего образа жизни, исследование мнений учащихся о ЗОЖ Определение своего образа жизни, биологического возраста. Исследование мнений учащихся школы о понятии «здоровом образе жизни». Объяснение, практическая работа Сан. бюллетень, плакат, пропагандирующие ЗОЖ 9 - 10 Химические загрязнения и здоровье человека 2 Понятие химических загрязнений; реакция организма на химические загрязнения, возможнее пути избегания влияния хим. веществ. Объяснение, беседа, дискуссия 11 - 12 Биологические загрязнения и здоровье человека 2 Понятие биологического загрязнения; реакция человека на биологические загрязнители; меры профилактики Объяснение, беседа, дискуссия 13 - 14 Физические факторы среды и самочувствие человека 2 Понятие физических факторов, биоритмы, суточные ритмы, погодные явления и реакция организма на изменение физических факторов Объяснение, беседа, дискуссия Сан. бюллетень «Осторожно – солнечная, магнитная бури» 15 - 16 Ландшафт как фактор здоровья 2 Влияние ландшафта на самочувствие человека: влияние сельской и городской местности Объяснение, беседа, дискуссия Сочинение – эссе «Я и природа» 17 Проблемы адаптации человека 1 Понятие адаптации человека, типы людей по способности к адаптации Определение своего типа адаптации Объяснение, беседа, дискуссия Планшет «Как помочь себе в экстремальных ситуациях» 18 - 19 Встречают по одежке 2 Экология одежды - что надевать, как выбрать ткань, форму одежды Анализ своей повседневной одежды Объяснение, беседа, дискуссия, практическая работа Буклеты с гигиеническими рекомендациями к одежде 20 - 21 Правильное питание - залог здоровья 2 Пища, состав пищи, вегетарианство, раздельное питание, смешанной питание, сыроедение, нормы питания, режим питания Составление рациона и режима питания Объяснение, беседа, дискуссия, практическая работа Суточный рацион школьника 22 -24 Мой дом - моя крепость 3 Выбор места для строительства с учетом природных и социальных факторов, строительные материалы, интерьер дома Комплексная оценка своего жилища Комплексная оценка школьного здания Объяснение, беседа, дискуссия, практическая работа Таблица «Оценка экологического состояния моего жилья». 25 - 27 Суд над вредными привычками 3 Вред алкоголя, наркотиков, табака Деловая игра для учащихся школы Объяснение, беседа, дискуссия, практическая работа Сан. бюллетень, плакат, пропагандирующие ЗОЖ 28 - 30 Познай самого себя 3 Внутренний мир человека - типы нервной системы, общения с друзьями, способности памяти, внимания, мышления, характер и темперамент Определение типа темперамента, видом памяти, внимания, мышления Объяснение, беседа, дискуссия, практическая работа Листок психологической самооценки 31 Природа и человек 2 Экологические проблемы и их влияние на человека. Возможные пути решения проблем Оценка условия своей местности Объяснение, беседа, дискуссия, практическая работа Сан. бюллетень, плакат. 32 - 33 Хочешь хорошо работать - хорошо отдыхай 2 Гигиена труда и отдыха. Режимы дня в будни и выходные. Правила купания, загорания, первая помощь при тепловом ударе, солнечном ударе, переохлаждении Составление режимов дня. Методы оказания первой помощи. Объяснение, беседа, дискуссия, практическая работа Режим дня на будни и выходные 34 Итоговое занятие 1 Проекты по ЗОЖ Основные критерии оценки образовательного продукта: № Объект оценивания 40-50 баллов 30-39 баллов 20-29 баллов 0 – 10 баллов 1. Владение понятийным аппаратом свободно Без затруднений Испытывает затруднения Не владеет 2. Умение отстаивать свою точку зрения Творчески, аргументировано Убедительно Не достаточно убедительно Не убедительно 3. Логичность суждений Логически четко построенное суждение Нет четкости в суждениях Не достаточно логичное суждение Нет логики суждения 4. Коммуникативность Обладает навыком работы в группах и парах Работает в группах с желанием Затрудняется в выполнении групповых работ Не умеет работать в группах и парах 5. Речь Речь свободная, грамотная, большой словарный запас. Речь грамотная, но сжатая. Бедный словарный запас Труднопони-маемая речь 6. Творческий подход Высокий Средний Ниже среднего Низкий 7. Оформление работ В соответствии с нормами оформления, эстетично. Допущены неточности в оформлении, но эстетично. Допущены ошибки в оформлении, недостаточно эстетично. Не соответству-ют нормати-вам, нет эстетичности.   Учебно-тематический план № п/п Содержание учебных разделов (тем) Общее кол - во часов в том числе Форма контроля теория практика Тема 1. Введение (1 ч) 1. ЗОЖ, его составляющие. 1 1 Тема 2. Причины нарушения здоровья (9 ч) 2. Окружающая среда и здоровье человека. 1 1 реферат 3. Курение, мы и наше потомство. 1 1 рефераты, тест 4. Правда, об алкоголе. 1 1 дискуссия, тест 5. Наркотики, зависимость и последствия 1 1 сообщения, тест 6. Вирусы - внутриклеточные паразиты. 1 1 творческое задание 7. Неправильное питание - результат болезней 1 1 сообщения 8. Компьютер и здоровье человека. 1 1 рефераты 9. Составление презентаций по причинам, нарушающим здоровье 1 1 презентации 10. Защита презентаций. 1 1 защита презентаций Тема 3. Сохранение здоровья (5 ч) 11. Закаливание организма 1 1 сообщения 12. Культура питания 1 1 рефераты 13. Витамины - круглый год. 1 1 презентация 14. Режим дня - залог здоровья. 1 1 собственный режим дня 15. Биологические ритмы, их влияние на здоровье. 1 1 тест Тема 4. Исследовательская работа (1 ч) 16. Исследовательская работа по теме "Определение витамина С в продуктах". 1 1 Отчёт по исследовательской работе Заключение (1 ч) 17. Итоговое тестирование. 1 1 тест Рекомендуемая литература (для учителя) 1. Чумаков Б. Н. «Основы здорового образа жизни». Москва «Педагогическое общество России», 2004г. 2. Новиков «Природа и человек». Москва «Просвещение», 2000г. 3. Гурски С.А. «Внимание наркомания». Москва «Медицина»,1999г. 4. Казьмин В.Д «Курение, мы и наше потомство». Москва «Советская Россия» 1989г. 5. Копыт Н. Я , Скворцова Е.С. «Алкоголь и подросток. Москва «Медицина». 1994г. 6. Запороженко В. Г. «Образ жизни и вредные привычки». Москва «Медицина», 1994г. 7. Донецкая Э. Г, Лунёв И. О., Паноморёва Л. А «Актуальные проблемы биологии». Саратов «Лицёй», 2005г. 8. Бунин К. В. «Инфекционные болезни». Москва «Медицина», 2000г. 9. Маюров А.Н. «Табачный туман обмана».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г. 10. Маюров А.Н. «Алкоголь – шаг в пропасть».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г. 11. Ресурсы Интернет. Рекомендуемая литература (для учащихся) 1. Петров Н. Н. «Человек в чрезвычайных ситуациях». Челябинск «Урал книга», 2004г. 2. Артюхова Ю. А. «Как закаливать свой организм». Минск «Харвест» 1999г. 3. Ягодинский В.Н «Школьнику о вреде алкоголя и никотина». Москва «Просвещение», 1996г. 4. Гиляров М. С. Биологический энциклопедический словарь. Москва «Советская энциклопедия», 1994г 5. Маюров А.Н. «Табачный туман обмана».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г. 6. Маюров А.Н. «Алкоголь – шаг в пропасть».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г. 7. Ресурсы Интернет.УРОК ХИМИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРОК ХИМИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Физические свойства металлов и их роль в народном хозяйстве в организме человека ТЕМА: Металлы- простые вещества и их роль в организации человека. ЦЕЛЬ: Расширить и углубить знания о роли металлов в организации человека, показать разнообразие их свойств и значение в жизнедеятельности человека; прививать навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои мысли максимально использовать знания полученные на других предметах. Формирование знаний о физических свойствах металлов. УЧИТЕЛЬ: В природе отдельных атомов не существует они связываются друг с другом и образуют простые вещества-металлы, которые и использует человек в своей повседневной жизни. Через века и тысячелетия человек пронес уважение к металлу и его мастерам, добывающих и обрабатывающих его. Старинная легенда повествует о таком случае. Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой грандиозной стройке. Собравшиеся гости приготовились было отведать угощения, как вдруг царь спросил: - Ну, а кто же из строителей самый главный? Кто, больше всех сделал для создания этого чуда-храма? Поднялся каменщик 1 ученик Разумеется, храм- это наших рук дело, и двух мнений тут быть не может. Мы- каменщики, выложили его кирпич к кирпичу. Взгляните, какие прочные стены, арки, своды. Века простоит он во славу царя Соломона. 2 ученик Спору нет, основа храма каменная, -вмешался плотник- но судите сами, гости дорогие, хорош бы был этот храм, если бы я и мои товарищи не потрудились в поте лица. Приятно было бы вам смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? А наш паркет из лучших пород самшит - как радует он взор ! Мы- плотники, по праву можем считать себя подлинными создателями этого сказочного дворца. 3 ученик Смотри в корень,- прервал его земляк. Хотел бы я знать, как эти хвастуны ( он кивнул в сторону каменщика и плотника) возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента! Да стены вместе с его отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра , как картонный домик. УЧИТЕЛЬ: Но царь Соломон недаром слыл мудрым. Подозвав к себе каменщика , он спросил: - Кто сделал твой инструмент? 1 уч. – Конечно кузнец, ответил удивленный каменщик. УЧИТЕЛЬ: А твой? – обратился царь к плотнику 2 уч. Кто же, как не кузнец, - не раздумывая сказал тот. Учитель Ну, а твои лопату и кирку? – поинтересовался Соломон у землекопа 3 уч: Ты же сам знаешь, царь, что их мог сделать только кузнец,- был его ответ. УЧИТЕЛЬ: Тогда царь Соломон встал, подошел к человеку, скромно стоящему в углу. Это был кузнец. Царь вывел его на середину зала. – Вот кто главный строитель храма,- воскликнул мудрейший из царей. С этими словами он усадил рядом с собой на парчовые подушки и поднес ему чашу, полную вина. Такова легенда , насчитывающая уже около трех тысячелетий. Мы не можем ручаться за достоверность описанных событий, как бы ни было, в легенде отразилось огромное уважение, которым издревле пользовались мастера, покоряющие металл, заставляющие его служить людям. ЦЕЛЬ УРОКА: Почему же металлы так важны для человека, какими свойствами они обладают, давайте сейчас выясним. Посмотрите, на столе у вас находятся образцы металлов. Рассмотрим их, заполним табличку на листе с записью лабораторная работа « Физические свойства металлов» Работа осуществляется фронтально. Учитель зачитывает инструктивную карточку, а учащиеся по одному диктуют, как заполняют таблицу. Учащиеся заполняют таблицу « Физические свойства металлов» Работают по инструктивной карточке. ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА Рассмотрите выданные вам образцы металлов и заполните 1, 2, 3, в колонки таблицы. 1 Возьмите в руки кусочек алюминия. Посмотрите сквозь него, можно что-то увидеть? Прозрачен! Поставьте в таблице в первую колонку «+» или «-» 2 Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте значок в таблице во вторую колонку «+» или «-» 3 Попробуйте разломить. Поставьте значок в третью колонку «+» или «-» 4 Сомните кусочек фольги. Поставьте значок в таблице в шестую колонку «+» или «-» 5 Проделайте то же самое с цинком, медью, железом. Далее ребята работают, комментируя свои действия по одному. Объясняют : какой значок следует поставить в таблицу. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА « Физические свойства металлов» УЧИТЕЛЬ: У нас с вами остались две колонки в таблице не заполненными: электропроводность и теплопроводность. Убедимся, что металлы действительно обладают такими свойствами. ДЕМОНСТРАЦИЯ: ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ МЕТАЛЛОВ. Алюминиевую (и другие проволоки) проволоку с прикрепленным пластилином к ней кнопками нагревают с одного конца. Кнопки отпадают поочередно. Сделаем вывод: металлы проводят тепло. Можно отметить разную способность к теплопроводности. ЗАПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ( колонка «Теплопроводность») ДЕМОНСТРАЦИЯ: ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ МЕТАЛЛОВ. Замыкается электрическая цепь ( одновременно несколько цепей, в которые включены названные металлы -прижать Климами кусочки металлов) с лампочкой. Лампочка загорается значит, металлические провода проводят электрический ток. металл прозрачность блеск прочность электропроводность теплопроводность Пластичность Аl ---- + + + Zn ---- + + - Си ----- + + - Fe ----- + + - Сделаем вывод: металлы проводят электрический ток. ЗАПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТАБЛИЦЫ (колонка « Электропроводность») УЧИТЕЛЬ: Давайте сделаем вывод о том, какими общими свойствами обладают металлы. ЗАПИСЬ УЧАЩИХСЯ В ТЕТРАДЬ ВЫВОД: Все металлы не прозрачны, блестящие, твердые, проводят электрический ток, тепло, пластичность. 2. Раскрытие зависимости физических свойств металлов от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения. Где располагаются металлы ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ АТОМОВ МЕТАЛЛОВ УЧИТЕЛЬ: Как определяется число электронов последнего энергетического уровня у металлов. Металлы способны к отдаче электронов последнего уровня. Na° -1ē→ Na+ Al° -3ē→ Al+³ Mg° -2ē→ Mg+² атомы ионы УЧАЩИЕСЯ АНОЛОГИЧНО ЗАПИСЫВАЮТ В ТЕТРАДЬ УЧИТЕЛЬ: Рассказ по таблице « Кристаллическое решетка металлов» УЧАЩИЕСЯ ЗАРИСОВЫВАЮТ СХЕМУ КРИСТАЛЛИЧЕСКОЙ РЕШЕТКИ В ТЕТРАДЬ, ПОДПИСЫВАЮТ НАЗВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ. Кристаллические решетки, в узлах которых находятся положительные ионы и некоторое число нейтральных атомов, между которыми передвигаются относительно свободные электроны, называются металлическими. Связь которую осуществляют эти относительно свободные электроны между ионами металлов, образующих кристаллическую решетку, называется металлической. Также свойства металлов, как электропроводность и теплопроводность возможны благодаря подвижности электронов. Свободные электроны отражают дневной свет, поэтому металлы блестят и не прозрачны. Благодаря свободным электронам возможно смещение одного слоя кристаллической решетки относительно другого, поэтому металлы пластичны. Значение металлов в народном хозяйстве. Обобщение по таблице. Общая характеристика металлов. УЧИТЕЛЬ: Я прочитаю вам стихи, а вы ответите: о каких свойствах металлов идет речь. Век железа был давно в зените, Но уже у химиков в руках Засверкал как драгоценность алюминий Этот легкий сказочный металл. УЧАЩИЕСЯ: металлический блеск. УЧИТЕЛЬ: Титан- химический реактор И очень прочная броня, Компрессор, рельсы, элеватор, Конструкций легких кружева. УЧАЩИЕСЯ: Прочность, пластичность УЧИТЕЛЬ: Упругие свойства сталям Ванадий в добавках придал, А Фордом когда-то он назван « Автомобильный металл» УЧАЩИЕСЯ: Прочность, пластичность, упругость. Учитель: Громоподобные раскаты И в небе раскаленный след На землю огненный камень падал И ужаснулся человек Но редким был подарок с неба Им лишь счастливец обладал; Топор был выкован железный, Сверкает лезвием кинжал. УЧАЩИЕСЯ: Прочность, металлический блеск. УЧИТЕЛЬ: Посмотри! Блестящий чайник И пузатый самовар Тонким слоем покрывает Никель- сказочный металл. УЧАЩИЕСЯ: Металлический блеск. УЧИТЕЛЬ: Без медной электропроводки Нам свет в квартире не включить И трансформатор без обмотки Не мог бы технике служить. УЧАЩИЕСЯ: Электропроводность УЧИТЕЛЬ: « Аргентум» - по латыни светлый, Но темных дел не мало есть за ним Чтоб скрыть подпольный двор монетный Демидов погубил три сотни крепостных. УЧАЩИЕСЯ: Металлический блеск УЧИТЕЛЬ: Мы видим олово повсюду Консервных банок блеск Металлу памятником будет Еще наверно, сотни лет. УЧАЩИЕСЯ: Металлический блеск УЧИТЕЛЬ: Все знают, что в лампе обычной Вольфрам- раскаленная нить Но вы металлурга спросите Легко ли его получить. УЧАЩИЕСЯ: Теплопроводность УЧИТЕЛЬ: Слез и крови пролито не мало С незапамятных времен до наших дней За тебя- великий царь металлов Царь металлов и металл царей В россыпях сверкая, в рудных жилах В неприступных скалах и тайге Путеводную звездою золото служило Алчностью сжигаемых людей. УЧАЩИЕСЯ: Металлический блеск. УЧИТЕЛЬ: А теперь найдите на своих столах карточки-задания и заполните их. Атом _____, имеет заряд ядра ___,____ электронных уровней, ______ электронов на последнем уровне. Пустое вещество _______ обладает следующими свойствами ________ В организме человека 81 химический элемент из 92 встречающихся в природе. Человеческий организм- сложная химическая лаборатория. Трудно себе представить, но ежедневно наше самочувствие, настроение и даже аппетит могут зависеть от минеральных веществ. Без них бесполезными оказываются витамины, невозможны синтез и распад белков, жиров и углеводов. Рассмотрим биологическую роль некоторых металлов в организме человека. 1 ЗОЛОТО 2 МЕДЬ 3 АЛЮМИНИЙ Демонстрация лежащих на столе муляжом фруктов и овощей. Эти плоды связаны с темой урока- в них есть металлы. Например, чеснок- единственный продукт питания, содержащий германий, от которого зависит крепость кровеносных сосудов. Кукуруза содержит золото, обеспечивающее работу нервной системы. Какой элемент содержится в яблоках? (железо) Какова его биологическая роль? (В организме содержится 3 г железа, из них 2х- в крови. Железо входит в состав гемоглобина. Недостаточное содержание железа приводит к головной боли, быстрой утомляемости). ЖЕЛЕЗО СЕРЕБРО ЗАКРЕПЛЕНИЕ Работа с таблицей, в которой отражена биологическая роль металлов и их токсическое действие. К чему может привести избыток ионов Na, солей магния? В Интернете в 1995 г. появилось сообщение, что у студентки Пекинского университета внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях, в ступнях. Затем у нее прядями стали выпадать волосы. Родители срочно отправили ее в больницу, но девушка погрузилась в кому. По мнению врачей, головокружения и боли в ладонях и ступнях, а также в суставах указывали на серьезное неврологическое расстройство. Однако пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Анализы на отравление мышьяком и свинцом также оказались отрицательными. Действие какого металла на организм человека связано с выпадение волос? (Таллий) Что произойдет с организмом при действии на него цинка? Какие последствия для человеческого организма может иметь удаление из него всех металлов? ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ ЦЕЛЬ: экспериментально доказать действие солей некоторых металлов на белок. Смешивают белок с растворами щелочи и медного купороса и наблюдают выпадение фиолетового осадка. Делают вывод о разрушении белка. Мы часто говорим об охране растений, животных. А надо ли охранять человека? Человек -он ведь тоже природа. Он ведь тоже закат и восход И четыре в нем времени года И особый в нем музыки ход И особое таинство цвета, То с жестоким, то с добрым огнем Человек -он зима. Или лето Или осень. С грозой и дождем Все вместил в себя- версты и время И от атомных бурь он ослеп Человек – он и почва и семя И сорняк среди поля. И хлеб И какая в нем брезжит погода? Сколько в нем одиночества? Встреч? Человек – он ведь тоже природа, Так давайте природу беречь! Вывод: Металлы имеют огромную роль в организме человека и природе. Выполнение теста 1 вариант Металлические свойства в ряду элементов Be, Mg, Ca, Sr, Ba а) не изменяются б) ослабевают в) усиливаются г) изменяются периодически 2 В самородном состоянии встречаются в природе. а) алюминий б) медь в) хром г) магний 3 Сталь – это сплав а) марганца с хлором б) никель с кремнем в) фосфора с серой г) железо с углеродом 4 Реагирует с водой при комнатной температуре а) железо б) цинк в) медь г) кальций 5 Регулирует белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и распространений ионов. а) железо б) магний в) метил г) калий 1в 2б 3г 4г 5г 2 вариант Металлические свойства в ряду элементов Si, Al, Mg, Nа а) не изменяются б) ослабевают в) усиливаются г) изменяются периодически 2 Широко используются в электротехнике а) железо б) медь в) литий г) кальций 3 Не реагирует с водой даже при нагревании а) магний б) цинк в) железо г) медь 4 Бронза – это сплав а) цинка с оловом б) алюминий с марганцем в) железо с фосфором г) медь с оловом 5 Проявляются антисептическое и сосудорасширяющее действие в организме человека, понижают артериальное давление соли а) кальция б) стронция в) магния г) алюминия 1в 2б 3г 4г 5в Оценки за урок
УРОК ХИМИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ.doc
УРОК ХИМИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ                                                    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                               Физические свойства металлов и их роль в народном хозяйстве                                               в организме человека         ТЕМА: Металлы­ простые вещества и их роль в организации человека.        ЦЕЛЬ:  Расширить и углубить знания о роли металлов в организации человека,  показать разнообразие их свойств и значение в жизнедеятельности человека; прививать  навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои мысли  максимально использовать знания полученные на других предметах.                            Формирование знаний о физических свойствах металлов. УЧИТЕЛЬ: В природе отдельных атомов не существует они связываются друг с другом и  образуют простые вещества­металлы, которые и использует человек в своей повседневной  жизни.   Через века и тысячелетия человек пронес уважение к металлу и его мастерам,  добывающих и обрабатывающих его. Старинная легенда повествует о таком случае. Когда  закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на  которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой грандиозной стройке.  Собравшиеся гости приготовились было отведать угощения, как вдруг царь спросил: ­ Ну, а кто же из строителей самый главный? Кто, больше всех сделал для создания этого  чуда­храма?      Поднялся каменщик 1 ученик Разумеется, храм­ это наших рук дело, и двух мнений тут быть не может. Мы­  каменщики, выложили его кирпич к кирпичу. Взгляните, какие прочные стены, арки, своды. Века простоит он во славу царя Соломона.   2 ученик Спору нет, основа храма каменная, ­вмешался плотник­ но судите сами, гости  дорогие, хорош бы был этот храм, если бы я и мои товарищи не потрудились в поте лица.  Приятно было бы вам смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да  ливанским кедром? А наш паркет из лучших пород  самшит ­ как радует он взор !  Мы­  плотники, по праву можем считать себя подлинными создателями этого сказочного дворца. 3 ученик Смотри в корень,­ прервал его земляк. Хотел бы я знать, как эти хвастуны ( он  кивнул в сторону каменщика и плотника) возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента! Да стены вместе с его отделкой рассыпались бы от первого порыва  ветра , как картонный домик. УЧИТЕЛЬ: Но царь Соломон недаром слыл мудрым. Подозвав к себе каменщика , он  спросил:  ­ Кто сделал твой инструмент? 1 уч. – Конечно кузнец, ответил удивленный каменщик. УЧИТЕЛЬ: А твой? – обратился царь к плотнику 2 уч. Кто же, как не кузнец, ­ не раздумывая сказал тот. Учитель Ну, а твои лопату и кирку? – поинтересовался Соломон у землекопа 3 уч: Ты же сам знаешь, царь, что их мог сделать только кузнец,­ был его ответ. УЧИТЕЛЬ: Тогда царь Соломон встал, подошел к человеку, скромно стоящему в углу. Это был кузнец. Царь вывел его на середину зала. – Вот кто главный строитель храма,­  воскликнул мудрейший из царей. С этими словами он усадил рядом с собой на парчовые  подушки и поднес ему чашу, полную вина. Такова легенда , насчитывающая уже около трех тысячелетий. Мы не можем ручаться за  достоверность описанных событий, как бы ни было, в легенде отразилось огромное  уважение,  которым издревле пользовались мастера, покоряющие металл, заставляющие его служить людям. ЦЕЛЬ УРОКА: Почему же металлы так важны для человека, какими свойствами они  обладают, давайте сейчас выясним.    Посмотрите, на столе у вас находятся образцы металлов. Рассмотрим их, заполним  табличку на листе с записью лабораторная работа « Физические свойства металлов»            Работа осуществляется фронтально. Учитель зачитывает инструктивную карточку, а учащиеся по одному диктуют, как заполняют таблицу.     Учащиеся заполняют таблицу « Физические свойства металлов» Работают по  инструктивной карточке.     ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА Рассмотрите выданные вам образцы металлов и  заполните 1, 2, 3, в колонки таблицы. 1 Возьмите в руки кусочек алюминия. Посмотрите сквозь него, можно что­то увидеть?  Прозрачен! Поставьте в таблице в первую колонку «+» или «­» 2 Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте значок в таблице во вторую колонку  «+» или «­» 3 Попробуйте разломить. Поставьте значок в третью колонку «+» или «­» 4 Сомните кусочек фольги. Поставьте значок в таблице в шестую колонку «+» или «­» 5 Проделайте то же самое с цинком, медью, железом.     Далее ребята работают, комментируя свои действия по одному.     Объясняют : какой значок следует поставить в таблицу.                                           ЛАБОРАТОРНАЯ    РАБОТА                                        « Физические свойства металлов» УЧИТЕЛЬ: У нас с вами остались две колонки в таблице не заполненными:  электропроводность и теплопроводность. Убедимся, что металлы действительно обладают  такими свойствами. ДЕМОНСТРАЦИЯ: ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ МЕТАЛЛОВ. Алюминиевую (и другие проволоки) проволоку с прикрепленным пластилином к ней  кнопками нагревают с одного конца. Кнопки отпадают поочередно. Сделаем вывод: металлы проводят тепло. Можно отметить разную способность к  теплопроводности. ЗАПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ( колонка «Теплопроводность») ДЕМОНСТРАЦИЯ: ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ МЕТАЛЛОВ. Замыкается электрическая цепь ( одновременно несколько цепей, в которые включены  названные металлы ­прижать Климами кусочки металлов) с лампочкой. Лампочка  загорается значит, металлические провода проводят электрический ток. прочность электропроводность теплопроводность Пластичность прозрачность блес к + + + + метал л Аl Zn Си Fe   Сделаем вывод: металлы проводят электрический ток. ЗАПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТАБЛИЦЫ (колонка « Электропроводность»)  ­­­­ ­­­­ ­­­­­ ­­­­­ + + + + + ­ ­ ­ УЧИТЕЛЬ: Давайте сделаем вывод о том, какими общими свойствами обладают металлы. ЗАПИСЬ УЧАЩИХСЯ В ТЕТРАДЬ ВЫВОД: Все металлы не прозрачны, блестящие, твердые, проводят электрический ток,  тепло, пластичность. 2. Раскрытие зависимости физических свойств металлов от наличия в них металлической  связи и особенностей кристаллического строения.                                   Где располагаются металлы                          ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ АТОМОВ МЕТАЛЛОВ УЧИТЕЛЬ: Как определяется число электронов последнего энергетического уровня у  металлов. Металлы способны к отдаче электронов последнего уровня.    Na° ­1ē  → Na+    Al° ­3ē  → Al+³    Mg° ­2ē  → Mg+²    атомы ионы УЧАЩИЕСЯ АНОЛОГИЧНО ЗАПИСЫВАЮТ В ТЕТРАДЬ УЧИТЕЛЬ: Рассказ по таблице « Кристаллическое решетка металлов» УЧАЩИЕСЯ ЗАРИСОВЫВАЮТ СХЕМУ КРИСТАЛЛИЧЕСКОЙ РЕШЕТКИ В  ТЕТРАДЬ, ПОДПИСЫВАЮТ НАЗВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ.                                                        Кристаллические решетки, в узлах которых находятся                                                         положительные ионы и некоторое число нейтральных                                                        атомов, между которыми передвигаются относительно                                                        свободные электроны, называются металлическими. Связь которую осуществляют эти относительно свободные электроны между ионами  металлов, образующих кристаллическую решетку, называется металлической. Также свойства металлов, как электропроводность и теплопроводность возможны  благодаря подвижности электронов. Свободные электроны отражают дневной свет,  поэтому металлы блестят и не прозрачны. Благодаря свободным электронам возможно  смещение одного слоя кристаллической решетки относительно другого, поэтому металлы  пластичны.                                     Значение металлов в народном хозяйстве.      Обобщение по таблице. Общая характеристика металлов. УЧИТЕЛЬ: Я прочитаю вам стихи, а вы ответите: о каких свойствах металлов идет речь.                                                                              Век железа был давно в зените,                                    Но уже у химиков в руках                                    Засверкал как драгоценность алюминий                                    Этот легкий сказочный металл. УЧАЩИЕСЯ: металлический блеск. УЧИТЕЛЬ:               Титан­ химический реактор                                    И очень прочная броня,                                    Компрессор, рельсы, элеватор,                                    Конструкций легких кружева. УЧАЩИЕСЯ: Прочность, пластичность УЧИТЕЛЬ:               Упругие свойства сталям                                    Ванадий в добавках придал,                                    А Фордом когда­то он назван                                    « Автомобильный металл» УЧАЩИЕСЯ: Прочность, пластичность, упругость. Учитель:                   Громоподобные раскаты                                   И в небе раскаленный след                                   На землю огненный камень падал                                   И ужаснулся человек                                   Но редким был подарок с неба                                   Им лишь счастливец обладал;                                   Топор был выкован железный,                                   Сверкает лезвием кинжал. УЧАЩИЕСЯ: Прочность, металлический блеск. УЧИТЕЛЬ:                Посмотри! Блестящий чайник                                    И пузатый самовар                                    Тонким слоем покрывает                                     Никель­ сказочный металл. УЧАЩИЕСЯ: Металлический блеск. УЧИТЕЛЬ:                Без медной электропроводки                                    Нам свет в квартире не включить                                    И трансформатор без обмотки                                    Не мог бы технике служить. УЧАЩИЕСЯ: Электропроводность УЧИТЕЛЬ:                « Аргентум» ­ по латыни светлый,                                     Но темных дел не мало есть за ним                                     Чтоб скрыть подпольный двор монетный                                     Демидов погубил три сотни крепостных. УЧАЩИЕСЯ: Металлический блеск УЧИТЕЛЬ:                 Мы видим олово повсюду                                     Консервных банок блеск                                     Металлу памятником будет                                     Еще наверно, сотни лет. УЧАЩИЕСЯ: Металлический блеск УЧИТЕЛЬ:                 Все знают, что в лампе обычной                                     Вольфрам­ раскаленная нить                                     Но вы металлурга спросите                                     Легко ли его получить. УЧАЩИЕСЯ: Теплопроводность УЧИТЕЛЬ:                 Слез и крови пролито не мало                                     С незапамятных времен до наших дней                                     За тебя­ великий царь металлов                                     Царь металлов и металл царей                                     В россыпях сверкая, в рудных жилах                                     В неприступных скалах и тайге                                     Путеводную звездою золото служило                                     Алчностью сжигаемых людей. УЧАЩИЕСЯ: Металлический блеск. УЧИТЕЛЬ:  А теперь найдите на своих столах карточки­задания и заполните их.        Атом _____, имеет заряд ядра ___,____ электронных уровней, ______ электронов на  последнем уровне. Пустое вещество _______ обладает следующими свойствами ________    В организме человека 81 химический элемент из 92 встречающихся в природе.  Человеческий организм­ сложная химическая лаборатория. Трудно себе представить, но ежедневно наше самочувствие, настроение и даже аппетит могут зависеть от минеральных  веществ. Без них бесполезными оказываются  витамины, невозможны синтез и распад  белков, жиров и углеводов. Рассмотрим биологическую роль некоторых металлов в организме человека. 1 ЗОЛОТО 2 МЕДЬ 3 АЛЮМИНИЙ        Демонстрация лежащих на столе муляжом фруктов и овощей. Эти плоды связаны с темой урока­ в них есть металлы. Например, чеснок­ единственный  продукт питания, содержащий германий, от которого зависит крепость кровеносных  сосудов. Кукуруза содержит золото, обеспечивающее работу нервной системы. Какой элемент содержится в яблоках? (железо) Какова его биологическая роль? (В организме содержится 3 г железа, из них 2х­ в крови.  Железо входит в состав гемоглобина. Недостаточное содержание железа приводит к  головной боли, быстрой утомляемости).  ЖЕЛЕЗО СЕРЕБРО ЗАКРЕПЛЕНИЕ Работа с таблицей, в которой отражена биологическая роль металлов и их токсическое  действие. К чему может привести избыток ионов Na, солей магния?  В Интернете в 1995 г. появилось сообщение, что у студентки Пекинского университета  внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях, в  ступнях. Затем у нее прядями стали выпадать волосы. Родители срочно отправили ее в  больницу, но девушка погрузилась в кому. По мнению врачей, головокружения и боли в  ладонях и ступнях, а также в суставах указывали на серьезное неврологическое  расстройство. Однако пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Анализы на  отравление мышьяком и свинцом также оказались отрицательными. Действие какого  металла на организм человека связано с выпадение волос? (Таллий)  Что произойдет с организмом при действии на него цинка? Какие последствия для человеческого организма может иметь удаление из него всех  металлов?                                        ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ ЦЕЛЬ: экспериментально доказать действие солей некоторых металлов на белок.             Смешивают белок с растворами щелочи и медного купороса и наблюдают выпадение фиолетового осадка. Делают вывод о разрушении белка.            Мы часто говорим об охране растений, животных. А надо ли охранять человека?                                     Человек ­он ведь тоже природа.                                     Он ведь тоже закат и восход                                     И четыре в нем времени года                                     И особый в нем музыки ход                                     И особое таинство цвета,                                     То с жестоким, то с добрым огнем                                     Человек ­он зима. Или лето                                     Или осень. С грозой и дождем Все вместил в себя­ версты и время                                     И от атомных бурь он ослеп                                     Человек – он и почва и семя                                     И сорняк среди поля. И хлеб                                     И какая в нем брезжит погода?                                      Сколько в нем одиночества? Встреч?                                     Человек – он ведь тоже природа,                                     Так давайте природу беречь! Вывод:   Металлы имеют огромную роль в организме человека и природе.                            Выполнение теста                            1 вариант Металлические свойства в ряду элементов                     Be, Mg, Ca, Sr, Ba                               а) не изменяются                               б) ослабевают                               в) усиливаются                               г) изменяются периодически 2  В самородном состоянии встречаются в природе.                              а) алюминий                              б) медь                              в) хром                              г) магний 3  Сталь – это сплав                             а) марганца с хлором                             б) никель с кремнем                             в) фосфора с серой                             г) железо с углеродом 4 Реагирует с водой при комнатной температуре                             а) железо                             б) цинк                             в) медь                             г) кальций 5 Регулирует белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и  распространений ионов.                              а) железо                              б) магний                              в) метил                              г) калий                                                                                                               1в 2б 3г 4г 5г 2 вариант Металлические свойства в ряду элементов                    Si, Al, Mg, Nа                             а) не изменяются                             б) ослабевают                             в) усиливаются                             г) изменяются периодически 2 Широко используются в электротехнике                             а) железо                             б) медь в) литий                              г) кальций 3 Не реагирует с водой даже при нагревании                            а) магний                            б) цинк                            в) железо                            г) медь 4 Бронза – это сплав                            а) цинка с оловом                           б) алюминий с марганцем                           в) железо с фосфором                           г) медь с оловом 5 Проявляются антисептическое и сосудорасширяющее действие в организме человека,  понижают артериальное давление соли                           а) кальция                           б) стронция                           в) магния                          г) алюминия                                                                                                            1в 2б 3г 4г 5в  Оценки за урок

Программа по элективному курсу для обучающихся 9 класса « Фабрика здоровья» на 2017 – 2018 учебный год

Программа по элективному курсу для обучающихся 9 класса « Фабрика здоровья» на 2017 – 2018 учебный год

Программа по элективному курсу для обучающихся 9 класса « Фабрика здоровья» на 2017 – 2018 учебный год

Программа по элективному курсу для обучающихся 9 класса « Фабрика здоровья» на 2017 – 2018 учебный год

Программа по элективному курсу для обучающихся 9 класса « Фабрика здоровья» на 2017 – 2018 учебный год

Программа по элективному курсу для обучающихся 9 класса « Фабрика здоровья» на 2017 – 2018 учебный год

Программа по элективному курсу для обучающихся 9 класса « Фабрика здоровья» на 2017 – 2018 учебный год

Программа по элективному курсу для обучающихся 9 класса « Фабрика здоровья» на 2017 – 2018 учебный год

Программа по элективному курсу для обучающихся 9 класса « Фабрика здоровья» на 2017 – 2018 учебный год

Программа по элективному курсу для обучающихся 9 класса « Фабрика здоровья» на 2017 – 2018 учебный год

Программа по элективному курсу для обучающихся 9 класса « Фабрика здоровья» на 2017 – 2018 учебный год

Программа по элективному курсу для обучающихся 9 класса « Фабрика здоровья» на 2017 – 2018 учебный год

Программа по элективному курсу для обучающихся 9 класса « Фабрика здоровья» на 2017 – 2018 учебный год

Программа по элективному курсу для обучающихся 9 класса « Фабрика здоровья» на 2017 – 2018 учебный год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2018