Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место занимает генетика человека. Ведь за последние годы количество известных наследственных заболеваний увеличилось и составляет более 4000 наименований. Многие из них (около 500) ученые научились «исправлять» или вести профилактику путем диетоферментогормонотерапии с последующей генетической консультацией вступающих в брак. Но эти знания еще не дошли до каждого человека. А ведь помочь себе можешь только ты сам.курс для работы в классе
Программа элективного курса ВСЁ В КОРНЯХ НАШИХ педагог Гурьева Т.В. СОШ №19.doc
Управление народного образования
администрации города Мичуринска Тамбовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Программа элективного курса
биологической направленности
«Всё в корнях наших»
Возраст обучающихся: 1416 лет
Разработчик:
учитель биологии
МБОУ СОШ №19
Гурьева Татьяна Валерьевна, Мичуринск 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по биологии «Все в корнях наших» для
обучающихся
9 класса МБОУ СОШ № 19 составлена на основе: программы элективного курса
«Генетика человека» Ю.В. Филичевой, допущенной Министерством образования и
науки Российской Федерации, 2005 // Программа элективных курсов. Биология. 1011
классы. Профильное обучение / Авт.сост. В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник. – М.:
Дрофа, 2005. , разработанной в соответствии с требованиями обязательного минимума
содержания федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)
общего образования и Примерной программы основного общего образования по
биологии в соответствии с федеральным базисным учебным планом для
образовательных учреждений РФ на изучение которого в 9 классе отводится 17 часов.
Рабочая программа предусматривает обучение экологии в объёме 0,5 часа в неделю в
течение 1 учебного года
Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является
генетика. Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место
занимает генетика человека. Ведь за последние годы количество известных
наследственных заболеваний увеличилось и составляет более 4000 наименований.
Многие из них (около 500) ученые научились «исправлять» или вести профилактику
путем диетоферментогормонотерапии с последующей генетической консультацией
вступающих в брак. Но эти знания еще не дошли до каждого человека. А ведь помочь
себе можешь только ты сам.
Перед лицом глобальных проблем, порожденных развитием человеческой
цивилизации, известный призыв древних: «Познай себя», звучит сегодня как никогда
актуально. Элективный курс «Все в корнях наших» составлен для учащихся 9х
классов. Курс направлен на развитие у школьников интереса к биологии, к
собственному репродуктивному здоровью и вопросам планирования здоровой и
полноценной семьи, выработку генетической грамотности, на знакомство с
профессиями, связанными с основами генетики.
Актуальность программы заключается в том, что под воздействием
НТР
увеличивается уровень наследственных заболеваний. В последние десятилетия
человечество тесно соприкасается с чуждыми для него химическими веществами,
излучениями бытовой техники, радиацией. Кроме того поможет в правильном выборе
профиля обучения для старшеклассников. В курсе обучения предусматривается
освоение основных методов генетики и формирования умений и их использования в практике решения задач. Курс имеет важное значение для воспитания здорового
образа жизни и формирования экологической культуры обучающихся.
Цель курса:
изучение проблем генетики человека на основе молекулярной генетики, показать,
как знание генетики помогает выяснить причины целого ряда наследственных
заболеваний, своевременно ставить диагноз и в целом ряде случаев находить меры
лечения.
Задачи курса:
показать ряд проблем, на которые нет однозначных ответов в самой науке:
а) зачем изучают геном человека?
б) каково влияние окружающей среды на наследственность человека?
в) какова вероятность передачи наследственных заболеваний?
научить школьников определять факторы среды, которые могут влиять на те или
иные признаки организма и обосновать последствия этого воздействия;
расширить представление о СПИДе, мерах профилактики;
формировать познавательный интерес школьников к биологии;
развивать умения и навыки решения генетических задач;
определиться с выбором профессии, связанной с какойлибо отраслью
биологической науки (медицина, фармакология, экология и др.)
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный план образовательного учреждения МБОУ СОШ №19 отводит 17
учебных часов на изучение элективного курса биологии 9 класса «Все в
корнях наших», посвященному изучению генетики человека.
Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и
практических знаний раздела «Генетика», активизировать познавательную
деятельность обучающихся. Особенность занятий – их проблематичный
дискуссионный характер, включение в их содержание вопросов, которые
имеют большое практическое значение для каждого человека.
Содержание программы курса выделяем две части:
теоретическая;
практическая.
В теоретической части раскрываем особенности строения гена и генома,
хромосомные и генные мутации вызывающие наследственные заболевания, их
профилактика и лечение; иммунитет, его молекулярные механизмы, болезни иммунитета и качество среды обитания (раскрываем основы генетики человека и
медицинской генетики).
В практической части предполагается выполнение исследовательских работ,
рефератов, решение генетических задач.
Элективный курс предусматривает классноурочную систему, лекционно
практическую, личностноориентированную педагогические технологии.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия
отходов химического производства. Органическая химия. Строение и функции
органических молекул (ДНК, РНК). Физика. Рентгеновское излучение. Понятие о
дозе излучения и биологической защите.
Программа предусматривает использование типового оборудования кабинета
школы.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
УЧАЩИХСЯ
В результате изучения элективного курса учащиеся должны приобрести новые
знания и умения.
Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике
человека, в медицинской и эволюционной генетике, научиться их грамотно
применять.
Приобрести знания:
• об особенностях человека, как объекта генетических исследований, об основных
методах изучения генетики человека;
• об особенностях организации наследственного аппарата соматических и
генеративных клеток человека;
• о геноме человека;
• о различных механизмах наследования признаков у человека;
• о генетических основах онтогенеза человека;
• о мутагенах, в том числе и антропогенного происхождения; о типах мутаций,
встречающихся в клетках человека;
• об основных видах наследственных и врожденных заболеваний и о заболеваниях
с наследственной предрасположенностью;
• об особенностях генетической структуры популяций человека и о
распространении в них некоторых признаков; • о модификационной изменчивости в популяциях человека;
• о генетических основах антропогенеза и о перспективах эволюции человека как
биологического вида с точки зрения генетики.
Приобрести и отработать умения:
• применять знание генетических закономерностей при рассмотрении вопросов
происхождения и эволюционирования вида Homo saрiens;
• давать аргументированное объяснение распространению тех или иных
признаков в популяциях человека;
• решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;
• составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним
характер наследования того или иного признака в ряду поколений;
• изготовлять микропрепараты и работать с микроскопом;
• осуществляя реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет;
работать с учебной и научнопопулярной литературой, с периодическими
изданиями;
• работая над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты
Формы контроля
1. Внешний контроль, взаимоконтроль
2. Индивидуальный, фронтальный
3. Тестовые задания, презентации, защита рефератов, проектов, исследовательских
работ
Содержание программы
Занятие 1. Современное представление о гене
Что представляет собой ген?
Строение гена. Организация генома. Генотип эукариотических клеток. Развитие
представлений о гене. Характеристика генов – особенности псевдогенов,
уникальные гены, повторяющиеся гены, рекомбинирующие (прыгающие) гены,
транспозоны.
Демонстрации: таблицы, схемы строения гена эукариот, рисунки, модель ДНК,
портреты ученых Г. Мендель. Занятие 2. Тайны генома
Геном человека. Наследственность и изменчивость организмов. Хромосомный набор
организма человека. Комплексные исследования генома человека. Методы
современного молекулярногенетического анализа. Геномная дактилоскопия.
Этические и прикладные аспекты некоторых исследований связанных с геномом
человека. Генная терапия. Перспективные открытия в области исследований
генома человека.
Демонстрации: таблицы, схемы, фото хромосомного набора человека.
Занятие 3. Основы современной генетики человека
Особенности генетики человека. История возникновения и развития. Методы
изучения
онтогенетический,
генетики человека:
генеалогический,
цитогенетический, близнецовый, дерматоглифики, электрофизиологические,
иммунологический, популяционный.
Особенности строения кариотипа человека.
Демонстрации: таблицы, рисунки, фото кариотипа человека, близнецов, графики,
диаграммы родословных великих людей, слайды «Наследование признаков у
человека».
Занятие 4,5. Гены и здоровье
Генетические факторы развития заболеваний. Наследственные заболевания
связанные с мутациями (фенилкетонурия, галактоземия, ахандроплазия).
Наследственные заболевания вызванные изменением числа хромосом (синдром
Дауна, Патау, Эдвадса). Наследования сцепленные с полом (у женщин – синдром
ШерешевскогоТернера, у мужчин синдром Клайнфельшера). Наследование
сцепленное с Xхромосомой (гемофилия, дальтонизм). Проблемы онкологии.
Летальные и полулетальные гены. Генетика и медицина. Презентации учащихся.
Демонстрации: фото, рисунки, слайды «Наследственные болезни человека».
Занятие 6.7.Профилактика наследственных заболеваний Экологические факторы. Чистота окружающей среды, загрязнение среды
мутагенами и канцерогенами. Радиация и наследственность. Мутагены, человек и
биосфера. Мутагены среды и охрана наследственности человека. Влияние
никотина, алкоголя и наркотических веществ на потомство. Близкородственные
Медикогенетическое консультирование.
браки.
Дородовая диагностика
наследственных заболеваний. Генетический скрининг. Евгеника. Размышление о
клонировании людей.
Демонстрации: таблицы, рисунки, плакаты, кинофильм «Влияние никотина,
алкоголя и наркотиков на здоровье человека».
Занятие 8.9. Наследственность и группы крови человека
Наследование групп крови у человека (система АВО) по типу серии множественных
аллей. Действие трех аллей одного гена. Доминантные и рецессивные гены.
Соотношение генотипов (гомозиготных и гетерозиготных) и групп крови.
Принцип переливания крови. Частота встречаемости универсального донора и
универсального реципиента (по двум параметрам: группа крови по системе АВО и
резусфактор). Наследование групп крови и медикоюридическое применение
(установление отцовства).
Демонстрации: таблицы, схемы, портреты ученых К. Ландштейнер.
Занятие 10,11. Иммунитет, его молекулярные механизмы
Иммунитет, его сущность и роль в жизнедеятельности организмов. Защитные
функции крови. Вичинфекция и СПИД: признаки заболевания. Механизм
проникновения вируса СПИДа в клетки и их заражения. Возможные пути
профилактики и лечения СПИДа. Помощь организму.
Демонстрации: таблицы, схемы, портреты ученых И.И. Мечников, кинофильм.
Часть 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Занятие 12,13. Исследовательская работа Составление и анализ генеалогического древа. Проявление признаков у человека
при аутосомном доминировании и рецессивном типе наследования.
Демонстрации: родословные великих людей А. Пушкина, С. Ковалевской и др.
Занятие 14. Решение генетических задач
Наследование групп крови по системе АВО у человека. Определение
принадлежности детей их родителям, возможность переливания крови от
родителей детям, определение потомства по генотипу отца и матери и т.д.
Занятие 15. Решение генетических задач
Наследование сцепленное c полом,
Xхромосомой (гемофилия, дальтонизм),
наследование связанное с Ухромосомой (гипертрихоз). Доминирование генов и
неполное доминирование (анофтальмия). Хромосомные болезни человека
связанные с нарушением половых хромосом, синдромы ШерешевскогоТернера и
Клайнфельтера, Дигибридное и полигибридное скрещивание.
Занятие 1617. Зачет
1. Защита рефератов и проектов.
2. Защита исследовательских работ:
«Генеалогическое древо моей семьи»;
«Близнецы нашей школы»;
«Наследственные заболевания моей семьи».
ТЕМАТИКА ПРОЕКТОВ И РЕФЕРАТОВ
1. История открытия и изучения генов.
2. Геномные исследования и болезни человека.
3. Проблема расшифровки генотипа.
4. Международный проект «Геном человека».
5. Хромосомные болезни человека.
6. Генетика и медицина.
7. Гены и поведение человека.
8. А. Пушкин и его родословная с позиций медицинской генетики.
9. Наследственность и экология.
10. Генетические последствия Чернобыля. Учебно – тематический план
Название темы
Количество
Всего
Часов
лекций
Практик
а
Образовательный продукт
1. Современное представление
о гене
2. Тайны генома
3.Основы современной генетики
человека
4.Гены и здоровье
5.Профилактика
наследственных заболеваний
6. Наследственность и группы
крови человека
7. Иммунитет, его
молекулярные механизмы
8.Исследовательская работа
9.Решение генетических задач
10.Защита проектов,
исследовательских работ и
рефератов по курсу «Все в
корнях наших»
ИТОГО:
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
2
1
2
План конспект лекции
конспект
Конспект, презентация
презентации
Конспект,
обучающихся
Тест, конспект
Конспект, решение задач
конспект
Составление и анализ
генеалогического древа
Решение задач
Защита
проектов,
исследовательских работ,
рефератов.
1
1
2
2
2
17
9
8
Список используемой литературы:
1.Афонькин С.Ю. Поиграем в генетиков. Журнал «Биология в школе», №2, 2001.
2.Асланян М.М. От гена к геномике. Журнал «Биология в школе», №6,2003.
3.Ауэрбах Ш. Генетика. – М.: Атомиздат, 2008.
4. Беркинблинт М.Б. и др. Почти 200 задач по генетике. – М.: Мирос, 2002.
5. Бочков Н.П. и др. Медицинская генетика. М.: Медицина, 2004
6. Глейзер С. Наследственность и наследство. – Газета «Биология», №11, 2003
7. Дубинин Н.П. Горизонты генетики. Пособие для учителей. – М.: Просвещение,
2000.
8.Западный В.А., Медведева А.А. Краткая характеристика наиболее часто
встречающихся болезней человека. – Газета «Биология», №37 39, 2002.
9. Киселева З.С., Мягкова А.Н. Методика преподавания факультативного курса по
генетике. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2009.
Общая биология: Учебник для 1011 кл. шк. с углубленным изучением биологии
(под 10. редакцией Рувинского). – М.: Просвещение, 2003
11 .Биологический энциклопедический словарь. / Под ред. М.С. Гилярова. – М.:
Сов. 12. Энциклопедия, 2009 Биология для поступающих в вузы (способы решения
задач по генетике). / Составитель Н.М. Киреева. – Волгоград: «Издательство
«Учитель», Петросова Р.А. Основы генетики. – М.: Дрофа, 2004.2002. 13. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Издательство «Первое сентября»,
2002
Элективный курс "Всё в корнях"
Элективный курс "Всё в корнях"
Элективный курс "Всё в корнях"
Элективный курс "Всё в корнях"
Элективный курс "Всё в корнях"
Элективный курс "Всё в корнях"
Элективный курс "Всё в корнях"
Элективный курс "Всё в корнях"
Элективный курс "Всё в корнях"
Элективный курс "Всё в корнях"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.