Занятие проводится (2ч *3 раза в неделю), рассчитана на 210 часов, наполняемость учебной группы по 12-15 детей. Возрастная категория 11-15 лет, срок реализации 1 год.
Цель программы – гармоничное физическое развитие, эстетическое и музыкально-ритмическое воспитание подрастающего поколения, формирование у детей устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, творческом использовании средств физической культуры и организации здорового образа жизни.Занятие проводится (2ч *3 раза в неделю), рассчитана на 210 часов, наполняемость учебной группы по 12-15 детей. Возрастная категория 11-15 лет, срок реализации 1 год.
программа по эстетической гимнастике.docx
Пояснительная записка
Здоровье – главная ценность жизни. Без него нет преуспевающего, активного и
жизнерадостного человека. Здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во
все виды деятельности, предлагаемые школой. Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в
общении со сверстниками и педагогами, учится продуктивно и с удовольствием.
Стандарты второго поколения предусматривают создание условий
здоровьесбережения. В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом программа начального общего образования реализуется образовательным
учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
В этих целях актуальным является формирование культуры здоровья и безопасного
образа жизни. Для реализации задач физкультурнооздоровительного направления в
разработана и реализуется программа «ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА».
Эстетическая гимнастика – новое направление гимнастики. Это очень молодой вид спорта,
который за короткий промежуток времени уже отстоял свое право на существование. В
нашей школе программа по эстетической гимнастике переработана под классноурочную
систему.
В современном виде эстетическая гимнастика это – набор спортивных элементов,
объединенных в хореографическую композицию, похожую на танец. Этот вид
музыкальноритмического воспитания включает гармонические, ритмические и
динамические элементы, выполняемые с естественной грацией и силой.
Гимнастические упражнения эстетической гимнастики – очень действенное средство
развития физических качеств, воспитания решительности и смелости. Различные движения
и положения тела улучшают ориентировку в пространстве, оказывают специфическое
воздействие на внутренние органы, повышая их функциональную устойчивость.
Упражнения очень многообразны по форме, по степени сложности, по характеру
воздействия на организм. Они оказывают значительную нагрузку на опорнодвигательный
аппарат, приводят к существенному развитию мускулатуры.
Эстетическая гимнастика пользуется популярностью в мире, поскольку является
командным видом спорта – все движения выполняются синхронно, плавно и естественно. В
результате тренировок оттачивается исполнение каждого элемента, достигается
абсолютное единение с музыкой.
Каждая программа – маленький спектакль, соединяющий в себе спорт, пластику, грацию,
современную хореографию, командный дух и экспрессию.
Эстетическая гимнастика – вид спорта, основанный на стилизованных, естественных
движениях всего тела. Существует непрерывный поток от одного движения к другому, как
если бы каждое новое движение происходило от предыдущего. Все движения выполняются
плавно, значительно изменяясь и в динамике и в скорости. Композиции содержат
универсальные и разнообразные движения тела, как, например, тело волнами и качели,
прыжки и подскоки, спиральные повороты и танцевальные шаги. Для этого необходимы
гибкость, скорость, сила, координация и способность двигаться без усилий. Допускаются и
приветствуются различные варианты поддержек и взаимодействий гимнасток. Гимнастика
эстетическая не зря получила такое название. В ней действительно чувствуется настоящая
эстетика и изящество!
Слово ЭСТЕТИКА – означает «наука о красоте». В данном случае речь идет о физической красоте:
Физическое развитие (антропометрические данные – вес, рост и их соотношение)
Физическая подготовка (скорость, сила, гибкость, выносливость, ловкость –
морфофункциональная система организма)
Культура поведения.
Основополагающие принципы: доступности, наглядности, прочности, систематичность и
последовательность, целостный и расчлененный.
Новизна программы заключается в том, что она разработана для детей в соответствии с
требованиями учебной программы. Программа основана на постепенном и
последовательном прохождении всех стадий обучения с освоением всего огромного
арсенала техники эстетической гимнастики в доступных формах.
Актуальность программы заключается в том, что объём социального заказа на обучение
детей гимнастикой резко увеличился и продолжает увеличиваться. Сегодня гимнастика
играет отнюдь не второстепенную роль в физическом развитии современных детей.
Простота, доступность и при этом высокая эффективность упражнений делают
эстетическую гимнастику основным средством физического воспитания детей.
Многообразие гимнастических упражнений позволяет наиболее успешно решать задачи
физического воспитания, когда закладывается основа для развития двигательных
способностей и всех систем организма детей. В образовательном учреждении имеются
условия для проведения учебных занятий по гимнастике. Педагогическая целесообразность
программы заключается в воспитании высоких моральных качеств, преданности России,
чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в
нравственном воспитании спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность,
которая предоставляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.
Центральной фигурой во всей воспитательной работе является педагог, который не
ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведения спортсмена во
время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания юных спортсменов
во многом определяется способностью педагога повседневно сочетать задачи спортивной
подготовки и нравственного воспитания.
Цель программы – гармоничное физическое развитие, эстетическое и музыкально
ритмическое воспитание подрастающего поколения, формирование у детей устойчивых
мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, творческом
использовании средств физической культуры и организации здорового образа жизни.
Задачи: формирование знаний о современных формах физкультурной деятельности;
формирование навыков и умений в коллективном выполнении гимнастических
упражнений под музыкальное сопровождение; профилактика и укрепление здоровья,
коррекция телосложения, формирование правильной осанки; расширение функциональных
возможностей организм, повышение его адаптивных свойств за счет направленного
развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации
движений, гибкости. Занятие проводится (2ч *3 раза в неделю), рассчитана на 210 часов, наполняемость учебной
группы по 1215 детей. Возрастная категория 1115 лет, срок реализации 1 год.
Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики и
коррекции здоровья. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки,
воспитанию и развитию основных физических качеств в процессе освоения акробатических
упражнений. В подготовке спортсмена играет большую роль: Теоретической
подготовленностью и педагогическим мастерством педагога, его умением организовать
образовательный процесс, разнообразно и интересно проводить учебные занятия,
владением знаниями сенситивных периодов развития детей и подростков, способностью
находить взаимный контакт со спортсменами, добиваться выполнения поставленных задач,
повышать мотивацию действий занимающихся. Рациональным планированием
образовательного процесса, основанного на известных принципах построения спортивной
подготовки; Сознательным участием спортсменов в образовательном процессе;
Материальным обеспечением тренировочного процесса (условиями проведения занятий,
состоянием спортивной базы, наличием инвентаря, медицинским обеспечением и т.д.). В
основе принципов построения спортивной подготовки лежат педагогические принципы
воспитания и обучения. Главным принципом при планировании подготовки является
постепенность, обеспечивающая планомерную тренировку и единство трех тесно связанных
компонентов: технической, физической и психологической подготовки. При планировании
необходимо учитывать следующее: Строгую преемственность задач, средств и методов;
Выполнение нормативов общей и специальной физической подготовки; Непрерывное
совершенствование технического мастерства; Одновременное развитие физических
качеств. Преимущественной направленностью образовательного процесса в группах
начальной подготовки является выявление задатков и способностей детей.
Преобладающими методами учебных занятий должны быть игровой метод применительно к
задачам технической и физической подготовки. Методы используемые на тренировке:
Наглядный метод (использование учебных, наглядных пособий; демонстрация, живой
показ, пример); практический метод (метод упражнений, целостный и расчлененные
методы разучивания, соревновательный метод, игровой метод, метод круговой тренировки)
словесный метод (беседа рассказ, объяснение, разбор, указания, распоряжения, описания).
Сознательность и активность занимающихся могут быть достигнуты только в том случае,
если они будут видеть перспективу своего спортивного совершенствования и понимать
какими путями и средствами можно достигнуть поставленной цели. Чем обширнее и
прочнее знания, тем выше сознательность занимающихся. Отсюда в данной программе
перед педагогом ставится задача вооружить занимающегося необходимыми знаниями в
области физической культуры и спорта, теоретическими сведениями в гимнастике, ее
технике, тактике, правилах соревнований и пр. Сознательность и активность занимающихся
в значительной мере зависит от их заинтересованности. А чтобы заинтересовать
занимающихся, необходимо доступно и ярко объяснить цель каждого занятия, каждого
приема и упражнения и их значения для гимнаста. Для повышения сознательности и
активности занимающихся широко используются самостоятельные задания. Принцип
доступности требует так вести обучение, чтобы изучаемый материал был доступен
данному составу занимающихся. Доступными должны быть показ, объяснение, сложность техники, общая физическая нагрузка. В противном случае учебный материал не будет
усвоен. Преподаватель должен учитывать опыт занимающихся, усвоение ранее
приобретённых знаний и навыков, а также состояние их здоровья. Обучающиеся должны
усваивать в начале менее, а затем более трудные упражнения. Перед учащимися не следует
ставить задачу овладения одновременно многими трудными приемами и упражнениями. В
одном занятии предлагается ставить одну основную задачу и на ее решение мобилизовать
все средства. Принцип наглядности. Исходя из этого принципа, преподаватель должен
добиться, чтобы в процессе обучения занимающийся мог получить правильное, яркое
представление об изучаемых приемах и упражнениях. Зрительное восприятие движения
создает у занимающихся наиболее верное представление о нем. Для наглядного обучения
необходимо использовать фотоснимки, схемы, рисунки, а также правильный показ приемов
и упражнений, чтобы обучающиеся видели самое основное, существенное, то есть
движения, от которых зависит успех выполнения приема. Преподаватель должен выбрать
важную для показа стойку, свое положение по отношению к группе. Для лучшего
восприятия и осмысливания изучаемого движения, очень важно установить правильные
временные промежутки между отдельными элементами приема, показать его ритм. Показ
должен сопровождаться объяснениями. Принцип прочности требует такого построения
занятий, при которых изучаемый материал путем многократного повторения закрепляется
и одновременно совершенствуется до такой степени, что его применение становится
привычным и не требует больших усилий. Чем прочнее закреплены упражнения, тем выше
техническое совершенство гимнаста. Повторение упражнений должно проводиться на
соревнованиях (учебных, тренировочных и отборочных). Для того чтобы добиться
устойчивого навыка, упражнение должно совершенствоваться в различных условиях:
незнакомое гимнастическое оборудование, другое освещение, непривычный костюм и т.п.
Систематичность и последовательность один из важнейших принципов планирования
педагогического процесса. Он, прежде всего, требует регулярности занятий и
преемственности в их содержании. Это значит, что учебный материал должен быть
расположен в такой последовательности, которая помогает усваивать и совершенствовать
знания и умения на основе предыдущего опыта. При расположении материала надо
исходить из правила: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к
неизвестному. Сначала следует обучить основам техники простейшим упражнениям,
затем систематически повторять изученные приемы. Освоив типовую структуру
упражнений, нужно перейти к более сложным, к изучению гимнастических комбинаций.
Принцип последовательности и систематичности должен соблюдаться. В планировании
нагрузки повышаются не равномерно, а небольшими скачками. Обычно они
распределяются по недельным циклам тренировки. Следует учитывать, что физические
качества занимающихся развиваются относительно медленно, поэтому и нагрузку нужно
увеличивать постепенно, от недели к неделе. Кроме общей физической нагрузки, нужно
учитывать психологическую нагрузку, то есть нагрузку, предъявляемую к центральной
нервной системе. Психологическая нагрузка должна быть оптимальной. Это достигается
соответствующим подбором упражнений. Если, например, на занятии предполагается
изучить легкие по координации приемы, не требующие большого напряжения со стороны
нервной системы. Тогда в подготовительную часть занятия можно включить сложные
специальные и общеразвивающие упражнения, требующие повышенного внимания и напряжения. В ходе занятий надо регулировать трудность упражнений, чтобы они были
доступны обучающемуся, но вместе с тем требовали от него определенных усилий. Так,
например, если преподаватель видит, что занимающийся не может усвоить упражнение, то
нужно подобрать ему такого, с которым он сможет справиться. В других случаях,
подбирая упражнение, преподаватель должен усложнить выполнение этого упражнения для
тех гимнастов, которые готовы к закреплению и совершенствованию его. Задачи
преподавателя следить за тем, чтобы все изучаемые на занятиях упражнения были в
достаточной мере закреплены и могли затем применяться в гимнастических и
акробатических комбинациях на соревнованиях. Изученные упражнения также
закрепляются и совершенствуются в играх по заданию. Методы обучения технике
гимнастики. В практике обучения гимнастики пользуются несколькими методами.
Основными из них являются:
●
история, основы техники и тактики, самоконтроль и т.п.)
●
тренировок и т.п.
●
просмотрах кинофильмов, фото, схем и т.п.
●
соревнованиях, за выполнением упражнений другими занимающимися в группе.
●
гимнастики, совершенствование техники, тактики, физических и волевых качеств.
●
Рассказ или лекция. Применяется для изучения теории гимнастики (судейство, правила,
Беседа. Применяется при разборе соревнований, составлений индивидуальных планов
Показ. Применяются при демонстрации упражнений, в показательных выступлениях,
Наблюдения занимающихся за тренировками и выступлениями мастеровна
Самостоятельная работа занимающихся заключается в изучении и повторении теории
Упражнения (тренировки) применяются для закрепления знаний и навыков.
●
Соревнования. Применяются для проверки знаний и навыков спортсменов. Очевидно,
что главным в обучении техники гимнастики является формирование соответствующих
двигательных навыков занимающихся.
К концу реализации программы по гимнастике дети должны:
Уметь:
Уметь правильно выполнять акробатические упражнения;
Запомнить последовательность упражнений в акробатической комбинации;
Уметь владеть своим телом;
Уметь легко выполнять упражнения;
Научиться чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений.
Знать: Правила личной гигиены;
Значение упражнений на развитие гибкости;
Значение упражнений на развитие ловкости и координации;
Значение упражнений на формирование осанки.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Тема
№
п/п
Количество часов
всего
теория
1
2
3
4
5
6
11
12
Общие сведения о гимнастике
Упражнения на развитие гибкости
Упражнения на развитие ловкости и
координации
Акробатические упражнения
Упражнения на формирование осанки
Общая психологическая подготовка
Подготовка номеров
Зачеты
ИТОГО
2
56
18
40
30
16
40
8
210
2
4
2
6
6
2
5
2
26
практика
52
16
34
24
14
35
6
184
Содержание изучаемого курса
1.Общие сведения о гимнастике(2 часа). Краткий обзор развития гимнастики в России
Гимнастическая терминология. Меры предупреждения травм на занятии по гимнастике.
2.Упражнения на развитие гибкости.(56 часов) Комплексы упражнений на растягивание;
сгибание и прогибание туловища с возрастающей амплитудой движения; освоение
простейших способов тестирования гибкости и подвижности в суставах; комплексы ОРУ с
повышенной амплитудой для плачевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставов,
позвоночника; активные и пассивные упражнения на гибкость с дополнительными
отягощениями; упражнения на подвижность позвоночника; индивидуальные комплексы
упражнений избирательного воздействия.
3. Упражнения на развитие ловкости и координации(18 часов) «челночный бег» (3х10м;
4х5м; 2х15м); Преодоление специальных полос препятствий; Упражнения на усложненную
координацию движений; Равновесие на одной ноге с изменением данной позы; Метание малых мячей на точность; Подвижные игры; Прыжки по разметкам на точность
приземления; Прохождение усложненной полосы препятствий; Развитие чувства времени.
4.Акробатические упражнения(40 часов) кувырок вперед прыжком, кувырок назад,
стойка на лопатках, «мостик»; танцевальные упражнения: соединения элементов
акробатики с элементами хореографии; освоение техники правильного приземления;
стойка на голове и руках; различные соединения акробатических упражнений; колесо
вправо ( влево); стойка на руках (различные способы выхода в стойку); длинный кувырок,
кувырок из стойки на голове, счеткувырок; перекидка на одну, перекидка назад со сменой,
назад в равновесие; 14 колесо через одну руку; курбет: в равновесие, в шпагат; переворот
вперед, переворот на одну; парные упражнения: выходы на плечи; поддержки (под спину,
под живот, под бедро, в мосту); стойки; равновесия; сходы и движения партнеров.
5.Упражнения на формирование осанки(30 часов) Упражнения на проверку осанки;
Ходьба на носках; Ходьба с заданной осанкой; Ходьба под музыкальное сопровождение;
Танцевальные упражнения; Комплексы упражнений на контроль осанки в движении;
Упражнения для укрепления и коррекции мышечного корсета; Жонглирование на
ограниченной опоре; Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления
мышц отдельных участков тела.
6.Общая психологическая подготовка(16 часов) осуществляется в единстве с
физической, технической и тактической подготовкой на протяжении всего многолетнего
периода спортивной подготовки, в ее задачи входит: 1) воспитание высоконравственной
личности спортсмена; 2) развитие процессов восприятия; 3) развитие внимания: объема,
интенсивности, устойчивости, распределения и переключения; 4) развитие тактического
мышления, памяти, представления и воображения; 5) развитие способности управлять
своими эмоциями; 6) развитие волевых качеств.
8.Подготовка номеров(40 часов) комбинации различных гимнастических упражнений в
соединении с элементами акробатики и эстетической гимнастики;
совершенствование способностей, воспитание чувства ритма и красоты движений;
выработка умений вести такт, подсчет, разновидности передвижений и упражнений на ходу
и под музыку.
7.Зачеты(8 часов) Диагностическая часть. В начале и по окончанию обучения проводятся
контрольные упражнения.
ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.
(2 год обучения)
Физические упражнения
Мальчики
оценки
Девочки п
л
о
х
о
х
о
р
о
ш
о
о
т
л
и
ч
н
о
п
л
о
х
о
х
о
р
о
ш
о
о
т
л
и
ч
н
о
Отжимания в упоре лежа, колво раз
Подтягивание в висе на высокой перекладине,
колво раз
Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине,
колво раз
Прыжок в длину с места, см
Угол в упоре, с
9
5
150
15
20
7
180
20
25
9
190
25
7
15
20
15
145
10
20
170
15
25
185
20
Список литературы для педагога
1. В.В.Козлов «Физическое воспитание детей «Акробатика»», изд.М. ВЛАДОС, 2003 г.
2. В.П.Коркин «Акробатика», изд М. «Физкультура и спорт», 1990 г.
3. Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: ФиС, 2000. – С.
161
4. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ.
воспитания пед. интов/ Б. А. Ашмарин, М. Я. Виленский, К. Х. Гратынь и др.; Под ред. Б.
А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1979. – С.89.
5. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С., Теория и методика физического воспитания и спорта. –
2е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2002. – С. 121 – 122; 174 – 179; 187.
6. Матвеев А. П. Физическая культура: Программа общеобразовательных учреждений. –
М.: Просвещение, 2006. – С. 74 – 79. 27
Список литературы для детей
1. Виленский М.Я. и др. Физическая культура: учебник для обучающихся 57 класс М.:
Просвещение, 2006. – С. 156.
2. Лях В.И. Физическая культура: учебник для обучающихся 89 класс М.: Просвещение,
2006. – С. 207.
3. Матвеев А. П. Физическая культура: Академический школьный учебник. – М.:
Просвещение, 2011. – С. 112. 4. Штейнбах В.Л. Энциклопедия. Олимпийские чемпионы. М.:Эксмо 2008. С. 329
Программа по эстетической гимнастике
Программа по эстетической гимнастике
Программа по эстетической гимнастике
Программа по эстетической гимнастике
Программа по эстетической гимнастике
Программа по эстетической гимнастике
Программа по эстетической гимнастике
Программа по эстетической гимнастике
Программа по эстетической гимнастике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.