Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)
Оценка 4.8

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
5 кл—9 кл
31.03.2019
Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)
Актуальность проблемы повышения культуры здорового и безопасного образа жизни сегодня очевидна. В связи с этим становится понятной необходимость обучения людей, в особенности подрастающего поколения, культуре здорового и безопасного образа жизни в реальной окружающей среде. Предложенная программа поможет педагогам сформировать в детях ЗОЖ.
Программа по формированию здорового образа жизни (2).doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   здоровья      Неумение   обеспечить   безопасность   жизнедеятельности   в   реальной окружающей   среде   отрицательно   влияет   на   здоровье,   как   отдельного человека,   так   и   общества   в   целом.   Актуальность   проблемы   повышения культуры   здорового   и   безопасного   образа   жизни  сегодня   очевидна.   Ведь состояние   зависит   не   только   от   наследственной предрасположенности   к   развитию   тех   или   иных   заболеваний,   но   и   от духовного развития личности, её образа жизни, а также от благоприятного состояния окружающей среды.      В связи с этим становится понятной необходимость обучения людей, в особенности подрастающего поколения,  культуре здорового и безопасного образа жизни в реальной окружающей среде.  Выходом   из   создавшейся   ситуации   служит   реализация   программы   по     здоровому   образу   жизни.  Разделы   программы   связаны   с общеобразовательными   предметами   с   такими,   как   «Физическая   культура», «Окружающий мир», «Биология», «Экология», «Обществознание», «ОБЖ». Содержание   программы   обеспечивает   последовательное   формирование     у воспитанников   основных   понятий   о   здоровье   человека,   о   факторах, формирующих здоровье,  и  о факторах, здоровье разрушающих, о  значении рационального   питания,   режима   дня,   труда   и   отдыха,   двигательной активности,   физической   культуры   и   закаливания,   личной   и   общественной гигиены и т. д.  Цель программы: создание условий для  формирования культуры здорового и безопасного   образа   жизни у воспитанников   с  ОВЗ   и   нацелена   на   решение следующих задач:   •  помочь   детям   и   подросткам   познать   свой   организм   и   научиться поддерживать его в здоровом состоянии;   •  научить   воспитанников   валеологически   и   экологически   грамотно ориентироваться в окружающих природной среде и социальном пространстве;  • привить учащимся стремление соблюдать правила личной и общественной гигиены;   •  воспитывать у школьников сознательную потребность в здоровом образе жизни;  • пропагандировать физическую активность;   •  сформировать   мотивационные   основы   к   дальнейшему   сохранению собственного здоровья.  Программа состоит из трёх ступеней школьного образования: 1–4, 5–7 и 8–9 классы школы VII вида. Каждая ступень включает интегрированный курс, в рамках   которого   решаются   учебно­воспитательные   и   развивающие   задачи, обусловленные потребностями детей определённого возраста. ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ: 1 – 4 КЛАССЫ Задачи курса  1. Формирование у детей мотивационных основ познания самого себя, своего организма и окружающего пространства.  2. Привитие санитарно­гигиенических навыков.  3. Изучение основ безопасной жизнедеятельности.  4. Обеспечение эффективного физического и психического развития.  5. Формирование основ нравственно­психологического компонента здорового образа жизни.  6. Осуществление физического воспитания. Особенности курса   Изучение   материала   начинается   с   1   класса   на   доступном   младшим школьникам   уровне,   преимущественно   в   виде   учебных   игр   и   в   процессе творческой   деятельности.   Кроме   того,   каждый   отдельный   раздел   курса включает в себя дополнительные виды деятельности:  • чтение стихов, сказок, рассказов;  • постановка драматических сценок, спектаклей;  • прослушивание песен и стихов;  • разучивание и исполнение песен;  • организация подвижных игр;   •  выполнение   физических   упражнений,   упражнений   на   релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.       Организация часов здоровья предполагает, что любой час валеологии для детей   должен   стать   уроком   радости,   открывающий   каждому   ребёнку   его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Требования к уровню усвоения материала воспитанники должны:  уметь:  • выполнять санитарно­гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня. знать:  • факторы, влияющие на здоровье человека;  • причины наиболее распространённых болезней;  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи; •  виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 – 4 КЛАССЫ ТЕМА ЧАСЫ № 1 КЛАСС 1. 2. Какой я, какие другие?  Давайте познакомимся. Что такое здоровье? Что нужно делать, чтобы быть здоровым?  Маршрут тропы “Здоровья” (Заполнение карт  развития). 3. Мой режим дня. Составление режима дня на  4. 5. 6. 7. 8. 9. выходной день. Вода и мыло. Надо, надо умываться. Как я встречаю новый день? Составление  комплекса упражнений для утренней зарядки. Самые полезные продукты. Что надо есть, если  хочешь стать сильнее? Как правильно есть? “Если хочется пить …”. Прошлое: Я до школы. Мое будущее. Конкурс “Заявка на победу”. ВСЕГО: 2 КЛАСС 1. 2. 3. 4. 5. 6. Как я расту. Маршрут тропы “Здоровья” Организм.  Как устроен человек? Глаза – главные помощники человека. Забота о глазах. Самая быстрая улитка в мире (ухо). Уход за  ушами. Забота о коже. Уход за руками и ногами. Почему болят зубы? Чтобы зубы были здоровыми.                          7,8. Питание ­  необходимое условие для жизни  1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 2 человека. Здоровое меню. Белки, жиры и  углеводы. Меню из трех блюд. Злые продукты. Конкурс “Заявка на победу”. ВСЕГО: 9. 3 КЛАСС 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Как я расту. Маршрут тропы “Здоровья” Я продолжаю расти. Болезни. Почему мы болеем? Кто и как предохраняет нас от болезней? Кто нас лечит? Прививки от болезней.  Сон – лучшее лекарство. Как сделать сон  полезным. Делать добро спеши. Доброму все здорово Конкурс “Заявка на победу”. ВСЕГО: 4 КЛАСС 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Как я расту. Маршрут тропы “Здоровья” Как нужно одеваться? Если я заболел… Как помочь больным и беспомощным? Вредные привычки и твой организм. Вредные привычки. Не грызи ногти! Не ковыряй в  носу! Вредные привычки. Почему мы говорим неправду? Как сохранить свое здоровье? Конкурс “Заявка на победу”. ВСЕГО: 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 ВТОРАЯ СТУПЕНЬ: 5 – 7 КЛАССЫ Задачи курса  1. Обеспечение эффективного физического и психического развития.  2. Формирование мотивации здорового образа жизни.  3. Воспитание в подростках сознательной потребности в здоровье и в  здоровом образе жизни.  4. Обучение воспитанников методам самопознания, самоконтроля и  программирования собственной деятельности по укреплению здоровья.  5. Осуществление точечного профилактического массажа.  6. Формирование индивидуального способа физического  самосовершенствования, психорегуляции и полового поведения.  7. Изучение особенностей безопасной жизнедеятельности. Особенности курса В работе используется постановка доступных задач, проблемных вопросов,  максимально затрагивающих интересы ребёнка — с последующим выбором  альтернативных решений. Главная задача педагога — формирование субъектности позиции ребёнка:  создание в ГПД такой среды, в рамках которой становятся возможными  самопознание, самосовершенствование подростка и выработка им  индивидуального способа жизнедеятельности. Проблемный анализ предлагаемого учебного материала должен  сопровождаться сообщением научных фактов или официальных  статистических данных, ранее недоступных школьникам. Предполагается  систематическое использование на занятиях приёмов и средств народной  педагогики, цитирование суждений и высказываний учёных, заслуженных  спортсменов, выдающихся личностей. В процессе занятий приводятся не  только негативные примеры, но и, главным образом, позитивные. Требования к уровню усвоения материала  воспитанники должны:  уметь: • осмысливать предлагаемый к изучению теоретический материал и выражать  свои суждения по рассматриваемым проблемам;  • программировать собственную деятельность по укреплению здоровья;  • практически осуществлять здоровый образ жизни (утренняя гимнастика,  участие в спортивных секциях, физические упражнения и т.п.). знать:  • правила дыхания во время физкультурно­оздоровительных занятий;  • системы органов человека и их основные функции;  • основы функционирования нервной системы, причины нарушения  психологического равновесия и способы саморегуляции;  • питательные вещества, витамины и микроэлементы, необходимые для  осуществления жизнедеятельности;  основы здорового питания;  • вредные для организма вещества.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 – 7 КЛАССЫ № ТЕМА ЧАСЫ 5 КЛАСС 1. Человек как индивидуальность.  2. Особенности физического и психического развития человека  в подростковом возрасте. 3. Мое поведение и мое здоровье 4. Умение сдерживать себя. 5. Уход за зубами.  6. Как закаляться?  7. Что нас питает, как мы питаемся. 8. Лучшее лекарство – хороший сон. 9. Маршрут тропы “Здоровья”. Конкурс “Заявка на победу”.  ВСЕГО: 6 КЛАСС 1. Ваша сила в вас.  2. Обучение и здоровье.  3. Типы нервной системы 4. 5. Амины жизни. 6. Сегодняшние заботы медицины. 7. Как и чем мы дышим. 8. Ухо, горло, нос.  Зелёная аптека. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 2 1 1 1 9. Как я расту – Маршрут тропы “Здоровья”. Практикум:  «Состязание юных  валеологов». ВСЕГО: 16 главных точек моего здоровья.  Здоровье и спорт. Движение для здоровья. 7 КЛАСС 1. 2. Позвоночник и скелетная система. 3. Красивая осанка – залог моего здоровья. 4. 5. Сердце и кровеносная система. 6. Болезни нашего тела.  7. Факторы разрушающие здоровье. 8. Вредные привычки и способы их профилактики. 9. Как я расту. Маршрут тропы “Здоровья”. Проектная работа  «Храню себя сам». ВСЕГО: СОДЕРЖАНИЕ  5 КЛАСС 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 тема «Человек как индивидуальность»  Человек как индивидуальность. Твои возможности. Здоровье как состояние полного   благополучия.   Компоненты   здоровья.   Чем   чаще   всего   болеют подростки.   Валеологический   самоанализ   (анкеты   и   тесты   по   различным аспектам здоровья). Раздумья академика Н.М.Амосова о здоровье. (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 3 – 14;) 2 тема «Особенности физического и психического развития человека в  подростковом возрасте». Девочке: Ты становишься взрослой. Что такое менструация? Трудный возраст и твои проблемы. Ты заботишься о внешности. Мальчику: Трудные моменты твоего взросления. Твои физические  характеристики.  (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 215 ­ 237; ОБЖ 5 класс А.Г.Маслов стр. 128 – 130; ОБЖ 6 класс А.Г.Маслов стр. 143 – 149; ОБЖ 9 класс С.Н. Вангородский  стр.160; «Обществознание»7 класс А.И.Кравченко стр. 27) 3 тема «Мое поведение и мое здоровье» Психогигиена и воспитание. Вспыльчивость. Разочарование. Агрессивность.  Неуверенность. Нерешительность. Обида.  (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 247 – 259;ОБЖ 9 класс С.Н. Вангородский стр.163 – 170)   4 тема «Умение сдерживать себя» Отношения с окружающими. Отношения с родителями. Конфликт как  нераскрытая возможность. Сигналы конфликта. Как избежать вспышки.  Состязание по крику. Анкета для себя. (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 240 – 246; «Обществознание»8 класс А.И.Кравченко стр. 58)   5 тема «Уход за зубами» Зубы. Микробы и кариес зубов. Углеводы и кариес зубов. Зубной налёт и кариес. Как предупредить кариес. Причины болезней зубов. Дорог каждый зуб! Правила ухода за зубами и анализ собственного поведения, связанного с их соблюдением. (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 158 – 163; ОБЖ (справочник школьника) В.П.Ситников  стр. 335) 6 тема «Как закаляться?  Уход за телом. Виды закаливания. Закаливающие процедуры. Солнечные и  воздушные ванны. Обтирание и обливание. (использовать материал «ОБЖ 5 класс» А.Г.Маслов стр. 158 – 163;  «Основы гигиены и здоровья» Д.В.Колесов стр. 144) 7 тема «Что нас питает, как мы питаемся» Пищеварительная система. Как мы едим. Лаборатория тела. Что мы едим.  Правильное питание.  (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 19 –36; «Основы гигиены и здоровья» Д.В.Колесов стр.  114 – 134; ОБЖ 6 класс А.Г.Маслов стр.139 – 142) 8 тема «Лучшее лекарство – хороший сон» Отдых и сон. Что такое сон? Что необходимо для хорошего сна. Умеете ли вы засыпать? Книги у кровати. Методика релаксации. (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 75 –85) 9 тема «Конкурс “Заявка на победу”»  Я сам о себе и своем организме –  Маршрут тропы “Здоровья” Дети заполняют индивидуальный валеологический дневник, свои физические  данные (антропометрию): рост, вес, диаметр груди, диаметр плеч, мышечная  сила, жизненный объем лёгких (данные заполняются с помощью врача).  Анализируют, сравнивают, намечают индивидуальный план развития (работа  проводится с помощью педагога, родителей).  Конкурс «Весёлые старты» 6 КЛАСС 1 тема «Ваша сила в вас» Ваша сила внутри вас. Уважение и самоуважение. Ваши ошибки – это не вы.  Самообладание. Я несу ответственность за себя. Памятки. (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 260 – 270; «Обществознание»7 класс А.И.Кравченко стр. 7) 2 тема «Обучение и здоровье» Твоя память. Асимметрия полушарий мозга. Типы мышления. Леворукость.  Трудности обучения и склад ума. (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 99 – 104) 3 тема «Типы нервной системы». Типы нервной системы. Догадки Гиппократа. Задание – практикум. Задание  по самоанализу. Определение своего темперамента. (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 89 – 98; «Обществознание»7 класс А.И.Кравченко стр.  36) 4 тема «Зелёная аптека» Растения в твоей жизни. Деревья лечат? Лекарственные и ядовитые растения.  Кладовая жизни. Эти удивительные дикорастущие. (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 29 – 33, 37 – 44; ОБЖ 6 класс А.Г.Маслов стр.166 – 183) 5 тема «Витамины жизни»  Витаминология. Витамины поддержат иммунитет. Авитаминоз или весенняя  слабость.  (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 24 – 28; ОБЖ 6 класс А.Г.Маслов стр.133 – 138) 6 тема «Сегодняшние заботы медицины» Что нужно знать о лекарствах. Как избежать отравлений? Первая помощь при  отравлениях. 7 тема «Как и чем мы дышим» Органы дыхания. Как правильно дышать. Заболевания органов дыхания.  Дыхательная гимнастика. (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 118 – 124; «Основы гигиены и здоровья» Д.В.Колесов стр. 96 – 112;) 8 тема «Ухо, горло, нос» Путь для звуков. Воспаление среднего уха. Что надо знать об ангине. Что  надо знать о насморке. Физиотерапия на дому. (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 125 – 134;) 9 тема «Состязание юных  валеологов»  Как я расту –  Маршрут тропы “Здоровья” Дети заполняют индивидуальный валеологический дневник, свои физические  данные (антропометрию) за прошедший год: рост, вес, диаметр груди, диаметр плеч, мышечная сила, жизненный объем лёгких (данные заполняются с  помощью врача). Анализируют, сравнивают, намечают индивидуальный план  развития (работа проводится с помощью педагога, родителей).  Практикум: «Состязание юных  валеологов». 7 КЛАСС 1 тема «Здоровье и спорт» Движение для здоровья. Физическая активность и здоровье.  (использовать материал «Основы гигиены и здоровья» Д.В.Колесов стр. 24 – 44; ОБЖ 5 класс А.Г.Маслов; ОБЖ 8 класс А.Г.Маслов стр. 222 – 225;  ОБЖ 9 класс С.Н. Вангородский стр.200; «Обществознание»7 класс А. И.  Кравченко стр. 182) 2 тема «Позвоночник и скелетная система» Позвоночник и скелетная система. Строение позвоночника. Почему  позвоночник начинает укорачиваться. Позвоночник и нервная система. Состав костей. Связки и хрящи.  (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 109 – 113;) 3 тема «Красивая осанка – залог моего здоровья» Окинь себя безжалостным взглядом. Правильная осанка при ходьбе.   Растяжения. Как правильно сидеть. Упражнения для позвоночника. (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 113 – 117;) 4 тема «16 главных точек моего здоровья» Точечный массаж. Самомассаж. (использовать материал «Основы гигиены и здоровья» Д.В.Колесов стр. 75) 5 тема «Сердце и кровеносная система» Сердце и кровеносная система. Жизненный ток. Тест психологической  гибкости. Кто вы – оптимист или пессимист. (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 45 – 54;) 6 тема «Болезни нашего тела» Инфекционные заболевания. Грипп. Ветрянка. Кишечные заболевания. (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 277 ­ 278; «Основы гигиены и здоровья» Д.В.Колесов стр. 45 – 66; ОБЖ (справочник школьника) В.П.Ситников стр. 305 ­ 361) 7 тема «Факторы разрушающие здоровье» Курить или не курить? Немного истории. Почему люди курят. Ядовитый дым. Почему это опасно. Влияние табака на органы дыхания. Влияние табака на  органы пищеварения. (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 164 ­ 174; ОБЖ 9 класс С.Н. Вангородский стр.183 – 186) 8 тема «Вредные привычки и способы их профилактики» Алкоголь. Действие алкоголя на организм. Влияние алкоголя на  подрастающий организм. Алкоголизм – болезнь. (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 175 ­ 180; ОБЖ 9 класс С.Н. Вангородский стр.187 – 190; «Основы гигиены и здоровья» Д.В.Колесов стр. 171) 9 тема «Храню себя сам»   Как я расту. Маршрут тропы “Здоровья” Дети заполняют индивидуальный валеологический дневник, свои физические  данные (антропометрию) за прошедший год: рост, вес, диаметр груди, диаметр плеч, мышечная сила, жизненный объем лёгких (данные заполняются с  помощью врача). Анализируют, сравнивают, намечают индивидуальный план  развития (работа проводится с помощью педагога, родителей).  Проектная работа «Храню себя сам» ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ: 8 – 9 КЛАССЫ Задачи курса:  1. Формирование у воспитанников валеологически обоснованного, здорового  образа жизни.  2. Обучение юношей и девушек основным методам валеологических  исследований.  3. Помощь в овладении необходимыми знаниями по предупреждению и  способами лечения болезней, навыками доврачебной помощи.  4. Подготовка выпускников к семейной жизни и воспитанию детей.  5. Развитие нравственно­психологического компонента здорового образа  жизни.  6. Осуществление физического воспитания и самосовершенствования. Особенности курса Главная педагогическая задача на данном этапе валеологического  образования школьников состоит в том, чтобы помочь воспитанникам  старших классов познать самих себя, окружающий мир, понять, что  фундамент жизненного пути закладывается в юности, а поэтому —  задуматься об уважительном отношении к своей личности, своему организму  и своему здоровью. Воспитатель должен заложить валеологические основы  семейного воспитания, облегчить подготовку выпускников к самостоятельной жизни.  При проведении занятий рекомендуется использовать такие формы  фронтальной работы, как дискуссии, практические семинары, деловые игры.  Процесс физического совершенствования и развития на данном этапе  осуществляется средствами как общефизической подготовки, так и  спортивных упражнений.  Требования к уровню усвоения материала воспитанники должны  уметь:  • соблюдать правила безопасности в процессе учебной, бытовой  деятельности, а также при проведении физкультурно­оздоровительных  занятий;  • сознательно осуществлять здоровый образ жизни, грамотно управлять им, а  при необходимости — корректировать;  • адаптироваться к негативным факторам в непривычных жизненных  ситуациях;  • валеологически грамотно организовывать бытовую и семейную стороны  жизни; • регулировать своё поведение в области половых отношений. знать:  • механизмы влияния разнообразных факторов на укрепление здоровья и  развитие физических способностей человека;  • способы регулирования собственного здоровья;  • валеологические особенности семейных взаимоотношений;  • правила полового поведения и основы половой гигиены. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 – 9 КЛАССЫ ТЕМА ЧАСЫ № 8 КЛАСС 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Культура и здоровье. Индивидуальные особенности  здоровья, способы предупреждения возможных  заболеваний.  Эндокринная и мочеполовая система. Ваша кожа. Уход. Инфекционные заболевания кожи. Волосы и ногти.  Сауна. Водные процедуры до и после сауны. Окно в мир.  Травматическая «эпидемия».  Нервная система. Мозг. Сам себе помощник ВСЕГО: 9 КЛАСС 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Отношение человека к сексуальности  Нравственные отношения полов. Роль семьи в укреплении здоровья.  Вступление в брак. Половая система. Проблемы ранней беременности. Венерические болезни. Лечение и меры профилактики Воспитание детей. Противодействие  наркозависимости как условие  сохранения здоровья личности, общества, государства Моё физическое здоровье и  будущая профессия. ВСЕГО: СОДЕРЖАНИЕ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 8 КЛАСС 1 тема «Культура и здоровье».  Индивидуальные особенности здоровья, способы предупреждения возможных  заболеваний.  (использовать материал ОБЖ 8 класс С.Н. Вангородский стр.222) 2 тема «Эндокринная и мочеполовая система» Железы внутренней секреции. Гормоны. Связь эндокринной системы  с  другими системами организма. Болезни, связанные с ненормальным  функционированием желез внутренней секреции. Профилактика этих  болезней. Валеологический самоанализ: опрос родителей о «гормональных  проблемах» в семье с тем, чтобы составить для себя профилактическую  программу жизнедеятельности. Мочеполовая система.  (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 152 ­ 157) 3 тема «Кожа – зеркало здоровья» Кожа – орган защиты. Кожа лечит и очищает организм. Уход за кожей.  Инфекционные заболевания кожи. Микроспория. Заразные грибковые  заболевания стоп и кистей. Чесотка. (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 144 – 152; «Основы гигиены и здоровья» Д.В.Колесов стр. 136 – 142) 4 тема «Волосы и ногти» Строение и предназначение волос и ногтей. Почему выпадают волосы. Какие  неприятности случаются с ногтями. Уход за волосами и ногтями.  Валеологический самоанализ: опросник, позволяющий внести коррективы в  собственное поведение, связанное с уходом за волосами и ногтями 5 тема «Сауна. Водные процедуры до и после сауны» Виды закаливания. Баня. Сауна. Водные процедуры до и после сауны.  отравления угарным газом. Оказание помощи. (использовать материал «Массаж, баня и здоровье» Б.Ф.Аленькин стр.  133 – 159; «Основы гигиены и здоровья» Д.В.Колесов стр. 389) 6 тема «Окно в мир» И тебе глаза «скажут» спасибо. Близорукость. Средства укрепления, средство украшения. Программа сохранения зрения. (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 135 – 143) 7 тема «Травматическая «эпидемия» «Противоядие» против травм. Самая первая помощь. Правила оказания  помощи при занятиях спортом. Домашняя аптечка. (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 184 – 193) 8 тема «Нервная система. Мозг» Питание мозга. «Желудочки» в мозгу. Жизнь нерва. Мозг и тело, внутренние  сигналы.  Как мы истощаем наши резервуары нервной силы. (использовать материал «Валеология подростка 5 – 7 класс» Л. Г.  Татарникова стр. 55 – 65) 9 тема «Сам себе помощник»  Как я расту. Маршрут тропы “Здоровья” Дети заполняют индивидуальный валеологический дневник, свои физические  данные (антропометрию) за прошедший год: рост, вес, диаметр груди, диаметр плеч, мышечная сила, жизненный объем лёгких (данные заполняются с  помощью врача). Анализируют, сравнивают, намечают индивидуальный план  развития (работа проводится с помощью педагога, родителей).  Игра «Сам себе помощник» 9 КЛАСС 1 тема «Отношение человека к сексуальности» (краткий исторический  экскурс).  Понятие сексуальности.  Отличие челове­ ческой   сексуальности   от   полового   инстинкта   животного.   Преобладание инстинкта безопасности над половым инстинктом у первобытного человека. Особенности   половой   жизни   древних   греков   (культ   тела,   поощрение гомосексуальных   отношений   среди   мужского     развитие проституции,     неустойчивость   семейных     связей).   Характер     сексуальных отношений,     сложившихся   в     эпоху   мрачного   Средневековья   (аскетизм, запреты   на   проявление       сексуальности,       самобичевание).   Ослабление запретов  на проявление  сексуальности  в  эпоху Возрождения.  Пуританские взгляды     на   половую     жизнь     в   17­м   веке   (кальвинизм)   и   19­м   веке (викторианство).   Регулирование   семейных   отношений   в   России   на   основе царского законодательства. Сексуальные традиции на Востоке — даосизм и тантризм.     Научный   подход   к   половой   жизни   в   19­м   веке.   Появление сексологии как науки.  (использовать материал   населения,   2 тема «Нравственные отношения полов» Отклонения в половом  поведении   (сексуальные девиации);   трансвестизм, вуайеризм, эксгибиционизм, фроттеризм, гомосексуализм. Проблемы ранней беременности  Особенности   проявления   бесплодия     и       сексуальных   рас­ стройств у мужчин и женщин и основные причины этих заболеваний. Анкета, позволяющая подростку провести анализ собственного полового поведения и внести необходимые коррективы в свой образ жизни. (использовать материал ОБЖ 7 класс А.Г.Маслов стр. 196 – 198; ОБЖ 8  класс А.Г.Маслов стр. 235 – 240 3 тема «Роль семьи в укреплении здоровья» Субъективное   понимание семейного счастья. Три стадии семейной жизни: молодые,   cpeдние,   пожилые   браки.   Межличностная   (первичная)   адаптации супругов:   поведенческие   аспекты. Распределение обязанностей в семье. Формирование стиля межсупружеских отношений. Типология  семьи. Проектирование семейной жизни. (использовать материал «Я и семья» П.А.Астахов   познавательные,   эмоциональные, 4 тема «Вступление в брак»  Мотивы   создания   семьи.   Биологические,   психологические   и   социальные основания вступления в брак. Что надо знать друг о друге вступающим  в брак.   Физиологическая,   психологическая   и   социальная   совместимость вступающих в брак. Модели совместимости: характерологические, астрологи­ ческие и другие подходы. Здоровье вступающих в брак. Наследственность и болезни.   Образ   жизни   людей   с   наследственной   предрасположенностью   к заболеваниям.  (использовать материал «Обществознание» 6 класс А.И.Кравченко стр.  88, 159 – 166; «Обществознание» 8 класс А.И.Кравченко стр. 158  «Обществознание» 9 класс Л.Н.Боголюбова стр. 180 – 182) 5 тема «Половая система» Половые различия.  Биологические различия между мужчиной и женщиной. Строение половых органов мужчины и женщины. Мужские и женские половые клетки.   Оплодотворение.   Сексуальные   различия   между   мужчиной   и женщиной.   Маскулинизм,   женоподобность   (причины   образования   этих половых   качеств).   Как   развить   соответствующие   своему   полу   внешние   и внутренние качества.  Половое   развитие.  Признаки   полового   развития.   Половое   созревание. Созревание яйцеклетки и. менструация у девочек. Созревание сперматозои­ дов,   эякуляция,   поллюция   у   мальчиков.   Таблица   признаков   полового созревания, позволяющая подростку определить особенности своего полового развития. Анкета, позволяющая подростку оценить, хорошо ли он развивает соответствующие своему полу внешние и внутренние качества. (использовать материал ОБЖ 7 класс А.Г.Маслов стр. 193 – 195 6 тема «Венерические болезни. Лечение и меры профилактики»  (использовать материал «Основы гигиены и здоровья» Д.В.Колесов стр.  152 7 тема «Рождение и воспитание детей» Регуляция деторождения. Уход за новорожденным. Развитие детей в семье: физическое, умственное, психическое, сексуальное. Формирование мотивации — потребности в здоровом образе жизни. Формирование социальных навыков. Воспитание ответственности. Создание гигиенических условий для занятий и отдыха детей дома. (использовать материал 8 тема «Противодействие  наркозависимости как условие сохранения  здоровья личности, общества, государства» (использовать материал 9 тема «Моё физическое здоровье и будущая профессия» (использовать материал ЛИТЕРАТУРА Актуальные  проблемы   валеологии   в   образовании.   Материалы   первой Всероссийской научно­практической конференции. М. ­ 1997 .  Андреев Ю.А. Три кита здоровья. СПб.: "РЕСПЕКС", 1997. Андреев   Ю.А.   Секрет   «Черепахи»,   или   Этажи   нашего   Здоровья.   –   СПб.: Лениздат, 1996 . Амосов   Н.М.   Энциклопедия   Амосова.   Алгоритмы   здоровья.   ­   М.:   АСТ, Донецк: «Сталкер», 2002  Брехман В.В. Введение в валеологию – науку о здоровье.­ Л.: Наука, 1987 г. Зайцев   Г.К.   Школьная   валеология:   педагогические   основы   обеспечения здоровья уч­ся и учителей. ­ 2 изд., перер. и доп. СПБ: Акцидент, 1998 . Зайцев   Г.К.,   Колбанов   В.В.,   Колесникова   М.Г.   Педагогика   здоровья. Образовательные программы по валеологии. ­ СПб. 1994 . Закон  РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. в редакциях от 13 января, 1996 г. и 16 ноября 1997  г. Сб. нормативных документов. М.: Просвещение.  Здоровью надо учить!  (Валелогия через школьные предметы): Разработки уроков: Методическое пособие для учителей/ под. ред. Н.П. Абаскаловой. Новосибирск: ООО Издательская компания «Лада», 2000.  Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. – СПБ., 1992.  Колесов   Д.В.  Валеология   ­   новое   направление   в   педагогических   науках. "Биология в школе". 1998 г. N 2.  Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. Учебное пособие по валеологии для начальной школы. – СПб, Петроградский и К, 1998. Лисицын Ю.П. Сахно А.В. Здоровье человека ­ социальная ценность. М.: Мысль. 1989 .  Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1­4 класс. – М.: ВАКО, 2004. Практикум по валеологии/ Сост. Колесникова М.Г. – СПб.: СПбГУПМ, 2000  Предметные  недели   в   школе:   биология,   экология,   здоровый   образ   жизни /Сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003. Сыренский В.И., Колбанов В.В.  Валеологическая   поддержка   учащихся   и учителей. – СПб. 1999 . Татарникова   Л.Г.,   Поздеева   М.В.  Валеология   подростка   5   –   7   класс. Пособие к курсу «Валеология». PETROC, Санкт – Петербург, 1996 Фадееева   Г.А.  Экологические   сказки.   Пособие   для   учителей   1­6 классов./Сост. Г.А. Фадеева – Волгоград: Учитель, 2004. Формирование   здорового   образа   жизни   российских   подростков:   Для классных руководителей 5­9 кл.: Учебно.­метод.пособие /Под ред. Л.В.Баль. С.В.Барканова. – М., Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. Чуканова   З.И.  Валеологическое   образование.   Нравственные   аспекты здоровья. – Красноярск: КК ИПК РО, 2000 . Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в   образовательно­воспитательном   процессе.   –   М.:   Илекса,   Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003 ПРИЛОЖЕНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК 1. Фамилия ребенка ______________________________________________  имя ________________отчество ____________________________________   2. Дата рождения "_______" _____________________ 19         / 20         г.   3. Пол: муж., жен. (подчеркнуть) ________________________________   4. Место жительства: район ______________________________________   город, село _____________________ улица ______________________   кв. ___________ телефон ______________________________________ В дневнике отмечаются  физические данные (антропометрию) за прошедший год:   рост,   вес,   диаметр   груди,   диаметр   плеч,   мышечная   сила,   жизненный объем   лёгких   (данные   заполняются   с   помощью   врача).   Анализируют, сравнивают, намечают индивидуальный план развития (работа проводится с помощью педагога, родителей).

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)

Программа по формированию здорового образа жизни (для учащихся 5 - 9 классов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019