Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в объёме 34 учебных недели, соответствует федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения составлена на основании авторской программы Е.М. Домогацких. В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
рабоч прогр геогр 6 кл 2019.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Семлевская средняя общеобразовательная школа № 1
_____________Вяземского района Смоленской области________________
215131, Смоленская область, Вяземский район, с. Семлево, ул. Советская, д.1 тел.8(48131) 32668
Рассмотрено
Согласовано
Руководитель ШМО
___________ /Янченкова Н.Г./
Заместитель директора по УВР
__________ / Янченкова Н.Г. /
Протокол № ___
От «____» августа 2018 г
«____» августа 2018 г
Утверждено
Директор школы
__________/ Бардова И.А./
Приказ № _____
от «____» августа 2018 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
6 класс
Составитель программы
Бальчус И.М. Пояснительна
20182019 учебный год
я записка
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основании следующих нормативно
правовых документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273ФЗ;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО), утверждённого приказом Министерства образования науки РФ от 17.12.2010 г
№1897;
3. Учебного плана МБОУ Семлевской СОШ № 1 Вяземского района Смоленской области
4. Календарного учебного графика на текущий учебный год;
5. Основной образовательной программы ООО МБОУ Семлевской СОШ № 1
6. Положения о рабочей программе учителя;
7. Авторской программы по географии (Программа курса «География». 59 классы / авт. –сост.
Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник»,2012. – 88с. – (ФГОС, Инновационная
школа), предметная линия учебников под редакцией Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А.
Плешаков. / М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014, 59 классы
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание и тематическое
планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии
отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной
дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и де
ятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ
географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения
правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к
структуре национальнорегионального компонента по географии своего края, области, района, региона.
Включение этих рекомендаций в программу связано с тем, что изучение малой родины, ее
географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая де
ятельность обучающихся в окружающей среде являются необходимыми условиями изучения географии
своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет
организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды
на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответствен
ности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время формирует бережное отношение к
природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Рабочая программа по географии строится с учетом следующих содержательных линий:
• многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;
• социальная сущность человека;
• уровневая организация природы, населения и хозяйства.
В курсе географии 6 класса происходит знакомство обучающихся с основными понятиями и за
кономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы, происходящие в литосфере,
атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.
Материал курса сгруппирован в 7 разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и
содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся
путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор
истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах
рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения»
реализуются межпредметные связи с историей.
Материал первого раздела «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения
о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно,
показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал
данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.
Второй раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения
географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов
реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении
географических координат и масштаба.
Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической
оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой
информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными.
Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий
на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку
планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно
содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и
зоологии, которые изучаются в последующих классах.
Последний раздел «Почва и географическая оболочка» призван обобщить сведения, изложенные в
предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь
демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы
составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс
географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь
рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном
существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера, а
также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями
среды обитания в результате его же деятельности.
Цели и задачи курса:
знакомство учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;
формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего
карты;
получение знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на
разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Общее количество часов на изучение географии в 6 классе в учебном плане школы 34 ч ( из расчёта 1 ч в
неделю)
Место предмета в учебном плане
Планируемые результаты учебного предмета
Личностные результаты:
1. Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края,
общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию
современного мира;
3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному
построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных
интересов;
4. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков
самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и
техническими средствами информационных технологий;
5. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6. Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами
социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах;
формирование основ социальнокритического мышления; участие в школьном самоуправлении и в
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
8. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
9. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального
и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей;
10. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11. Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной де
ятельности, выбирать тему проекта;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и
искать самостоятельно средства достижения цели;
•
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
самостоятельно;
•
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
•
•
указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе
отрицания);
•
•
строить логические рассуждения, включающие установление причинноследственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информа
цию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
•
выделять все уровни текстовой информации;
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации,
анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распре
делять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Метапредметные результаты 1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и
средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач;
3. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения
понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение,
устанавливать причинноследственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать
выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе
проектные;
4. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения
самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано
обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои
возможности достижения цели определенной сложности;
5. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие
способы работы;
6. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области
использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и
познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать
широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
7. Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компактдиски учебного
назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе
и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8. Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения,
моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
9. Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации
различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера,
формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и
координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и
оценки альтернативных способов решения конфликтов;
10. Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни,
правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
Предметные:
Выпускник 6 класса научится:
1. использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и
извлечения информации, необходимой для решения учебных и практикоориентированных задач;
2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию
3. находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных)
зависимости и закономерности;
4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим
картам разного содержания;
5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации
содержащуюся в них противоречивую информацию;
6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных
источников географической информации;
7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения
учебных и практикоориентированных задач. 8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические
объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую
классификацию;
9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между
изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств,
условий протекания и географических различий;
10. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного
давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости
течения водных потоков;
11. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных
географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник 6 класса получит возможность научиться:
1. работать с различными источниками географической информации и приборами;
2. ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных
приборов;
3. читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
4. строить простые планы местности;
5. создавать простейшие географические карты различного содержания;
6. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
7. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно
популярной литературе и СМИ;
8. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на
основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
9. самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с
различными географическими объектами и населением Земли.
Раздел II.
Введение
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
География как наука.Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие
географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия.
Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские
кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.
Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.
Тема 1. Земля как планета
Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг
Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги.
Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли.
Тепловые пояса.
Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор,
полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические
координаты.
Практическая работа: Определение по карте географических координат различных
географических объектов. /обучающая/
Тема 2. Способы изображения земной поверхности Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений.
Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки:
значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение
рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по
масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление
простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб,
легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Практические работы:
№1. Определение направлений и расстояний по карте. Определение географических координат.
(итоговая, с оценками всего класса)
№2 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление
простейшего плана местности. (итоговая, с оценками всего класса)
Тема 3. Литосфера
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя
часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные
породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые,
основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды
движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.
Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы,
изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод,
ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.
Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные
памятники литосферы.
Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера,
горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические).
Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные
ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние
силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Практические работы *Определение по карте географического положения островов,
полуостровов, гор, равнин, низменностей (демонстрационная).
*Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности
человека (на примере своей местности). (демонстрационная)
№3 Составление схемы различий гор и равнин по высоте (итоговая, с оценками всего класса)
Тема 4. Атмосфера
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха.
Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты
солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность
воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты
местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
Основные понятия: атмосфера,тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые
пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода,
воздушные массы, климат.
Практические работы: * Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание
наблюдаемой погоды, обработка результатов. (обучающая)
№4 Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин
изменения погоды. (итоговая, с оценками всего класса)
Тема 5. Гидросфера Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его
части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в
океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение ,
условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел.
Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота,
ледники (горные и покровные).
Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные
моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и
бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Практические работы: * Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по
большому круговороту воды (демонстрационная). * Нанесение на контурную карту объектов
гидросферы.(обучающая) *Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей
(обучающая).
№5 Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и
характер ее течения, использование человеком. (итоговая, с оценками всего класса)
Тема 6. Биосфера
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. При
способление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых
организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Основные понятия: биосфера, Красная книга.
Практическая работа: Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными
своей местности.(демонстрационная, экскурсия)
Тема 7. Почва и геосфера
Почва как особое природное образование. Плодородие важнейшее свойство почвы. Условия
образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.
Территориальные комплексы: природные, природнохозяйственные. Взаимосвязь между всеми
элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон
географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая
оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Основные понятия:
почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно
хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Практические работы: * Изучение строения почвы на местности (обучающая).
* Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей
местности (демонстрационная)
* Описание природных зон Земли по географическим картам. (демонстрационная)
№
п/п
1
2
Раздел III Тематическое планирование
Наименование разделов
Всего часов
Практические
работы
Контроль знаний
Введение. Входной контроль
знаний в форме тестирования.
Земля как планета
Способы изображения земной
поверхности
2
5
4
1
0
0
1
2 3
4
5
6
7
Литосфера
Атмосфера
Гидросфера
Биосфера
Почва и геосфера. Промежуточная
аттестация в форме тестирования
6
7
4
2
4
2
1
1
1
2
Итого
34
10
1
1
1
0
1
5
Программа по географии 6 класс
Программа по географии 6 класс
Программа по географии 6 класс
Программа по географии 6 класс
Программа по географии 6 класс
Программа по географии 6 класс
Программа по географии 6 класс
Программа по географии 6 класс
Программа по географии 6 класс
Программа по географии 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.