Программа по краеведению родного города
Оценка 5

Программа по краеведению родного города

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
4 кл
04.03.2018
Программа по краеведению родного города
Данная программа составлена на основе документов и данных краеведов нашего города для 1-4 классов начальной школы. Программа предполагает изучение с детьми историю родного края, его исторические памятники, улицы, достопримечательности города. Начало с 1 класса и в 4 классе завершение программы.Программа по краеведению для начальной школы
программа по краеведению.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                              « Средняя  школа№1»  Утверждаю Руководитель   МБОУ «Средняя школа №1» Бобков Г. Л._________________ Приказ №      от  29   августа 2017 г.                             Программа внеурочной деятельности   краеведение для 1­4 классов  Составитель: Шабалкина Татьяна Геннадиевна,                                                          учитель начальных классов,                                                                     высшая квалификационная категория  2017­2018 учебный год Пояснительная записка                 Неоценимым   источником   развития   и   воспитания   личности   являются инновационные   формы   внеурочной   деятельности,   среди   которых   следует   особо выделить краеведение. Российский академик Д. С. Лихачёв писал: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры   всего   общества».   Воспитывать   настоящих   граждан   –   патриотов   своей Родины невозможно без изучения истории. Поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, его истории, культуры, традиций. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе.  Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и   таланты   молодых   россиян,   готовить   их   к   жизни   в   высокотехнологическом конкурентном мире. С возрастом у человека любовь к «малой родине» перерастает в любовь   к   «большой   Родине».   Таков   многоуровневый   характер   патриотического чувства.                  Данная учебная программа ориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе её освоения и применения.   Программа   обеспечивает   содержательную   преемственность краеведческой   деятельности   обучающихся   в   начальной   и   основной   школе.    Цели реализации программы:   формирование   у   младших   школьников   гражданско­патриотических   ценностей, бережного   отношения   к   историческому   и   культурному   наследию   своей   малой родины.    давать учащимся разносторонние знания о прошлом и настоящем родного края;      осмыслить роль малой родины на фоне исторического пути России. Содержание предлагает решение следующих задач: обучающие: ­ формировать у младших школьников представление об историческом прошлом и  настоящем нашего  города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории;  ­ о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие  города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа; ­ прививать младшим школьникам умение и навыки поисковой деятельности: учить  наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его,  осуществлять анализ и самоанализ; ­ расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру. развивающие: ­ развивать познавательную активность учащихся, творческое мышление и            наблюдательность, обобщать, делать выводы ­ развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать  в группах; ­ расширять исторический и экологический кругозор учащихся; ­ формировать учебную самостоятельность и деловые качества. воспитательные: ­ воспитывать уважение и любовь к родному краю; ­ воспитывать школьников на боевых, трудовых и интернациональных традициях,       формируя высокие нравственные качества; ­ воспитывать уважение к местной символике; Место «Краеведение» в учебном плане. Программа   «Краеведение»   создана   на   основе   федерального   компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя школа №1» в 1­4 классах на проведение внеурочной деятельности «Краеведение» отведено 33 часа в 1 классе, 35 часов  во 2­4 классах, 1час в неделю.           Добавленные часы рассчитаны на повторение и закрепление изученных тем в конце учебного года, что не отразится на изучении программного материала. Программа рассчитана на работу с учащимися в возрасте от 7 до 11 лет в течение четырёх лет. Предусмотренные программой занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при участии учащихся параллельного или шефствующего   класса,   социальных   партнёров,   родителей   учащихся.   На   изучение курса выделено 135 часов на четыре года обучения, каждый из которых предполагает реализацию   определённого   направления   историко­краеведческой   работы   и преемственности обучения.           Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном  взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами  социализации – партнёрами школы: районным краеведческим музеем,  детской  городской  библиотекой. Этапы реализации программы:  1 класс «Зарайск– моя Родина»  2 класс «История  жизни города»  3 класс «Достопримечательности  города Зарайска»  4 класс « « Зарайск – частичка России» Программное содержание этапов: 1 класс «Зарайск– моя Родина»  Создание рукописной книги (оформление)  Экскурсия «По улицам нашего города»  Внеклассное мероприятие «Что мы знаем о своём городе»   «Путешествие в уголки природы» (экскурсия в парк, на реку, к роднику, в поле,…)                           Тематика занятия Что такое краеведение? Знакомство с правилами работы на занятиях. Создание «Рукописной книги». Оформление  (формат, дизайн). Откуда пошла Зарайская земля. «Увлекательный мир музея»  Жизнь людей каменного века. Моя школа. История её рождения. Школьный музей.  Моя школа. Конкурс рисунков. «Увлекательный мир музея»  Легенды старого города.  Фотовыставка « Будни и праздники в школе» Наша дружная семья. Рассказы о семье. «Моя семья». Конкурс рисунков. «Увлекательный мир музея»  Музей «Зарайский Кремль». «По улицам нашего города». Экскурсия  Конкурс сочинений в картинках по итогам  экскурсии «По улицам нашего города» Святой покровитель города. Белый колодец. «Увлекательный мир музея»  Зарайская крепость. «Что мы знаем о своём  городе Зарайске?».  Классный час (родители, дети) « Уголки природы». Экскурсия  в  парк,  на реку, к роднику, в поле…)  Конкурс рисунков. «Мой родной край» «Увлекательный мир музея»  Путешествие в мир русской деревни. «Детские площадки отдыха и развлечений».  Экскурсия на детские площадки  Зарайска. Подготовка мини­проектов о родном крае. Конкурс стихов о родном крае «Увлекательный мир музея»  Дом А.С. Голубкиной.  №  п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22­ 23. 24. 25.          Количество часов Теоретические Практические 1 1 1 1 1 1 1 1 абонемент 1 1 абонемент 1 абонемент 1 абонемент 1 абонемент 1 абонемент 26. 27. 28. 29. 30­ 31. 32. 33. Герои Великой отечественной войны. Экскурсия  в школьный музей Боевой славы. Аллея героев. «Увлекательный мир музея»  Даровое – усадьба детства Ф.М. Достоевского. 1 абонемент Парки города. Защита мини­проектов. Мини­конференция. «Я и мой любимый город»».  Итоговое  праздничное занятие 1 2 класс «Странички жизни  города»  Углубление знаний об истории города, района (посещение  районного музея)  Экскурсии по памятным местам города Зарайска  Знакомство со знаменитыми людьми Зарайска  Экскурсии в краеведческий музей. №  п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13.                           Тематика занятия Организационное занятие. Создание газеты в  группе «Юные зарайцы» «К истокам рождения  Зарайска». Посещение  краеведческого  музея Периодическая печать  нашего района:                   « Сельский труженик». «Я приведу музей к тебе» Мир музеев. «Дворик». Создание макета Экскурсия к памятникам города. «Город,  в котором я живу». Конкурс рисунков «Зарайские  новости». Час интересных  сообщений «Я приведу музей к тебе» Музей «Зарайский Кремль». Объекты музея. Интервьюирование школьников «Почему у  города такое название?» «Что мне в имени моём…». Создание творческих работ: альбомов, презентаций «Тайны нашего  района  и города в книгах».  Экскурсия в школьную библиотеку – мини  лекторий. «Я приведу музей к тебе» Коллекции музея.          Количество часов Теоретические Практические 1 1 1 1 1 1 1 абонемент 1 1 абонемент 1 абонемент 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20­ 21. 22. 23. 24.­ 26. 27. 28. 29­ 32. 33­ 34. 35. «Природа нашего края». Экскурсия. «Помогите выжить!» Путешествие по страницам  Красной книги. Создание презентации «Семейные традиции». Встреча в кругу семьи «Отгадай­ка!». Интеллектуальная игра  «Я приведу музей к тебе» Памятные места нашего города. Конкурс рисунков. Памятные места города. Акция  «Подарки для музея!» Сбор информации, интересных находок Зарайцы ­ выдающиеся земляки. Дом А.С. Голубкиной ­ музей великого русского  скульптора. «Гордимся вашим подвигом!» Встреча с  ветеранами войны. Подготовка мини­проектов «Памятные места  нашего города» «Жизнь современного города». Фотовыставка  1 1 1 абонемент 1 1 1 1 Защита мини­проектов. Мини­конференция. Праздничное занятие – отчёт. 3 класс «Особенности города Зарайска»  Просмотр документальной хроники города Зарайска  Знакомство с достопримечательностями города.  Встреча с тружениками города разных профессий  Знакомство с культурной и духовной средой города (посещение музеев, выставок, концертов)                           Тематика занятия Организационное занятие. Распределение чётких  обязанностей в группе по интересам: художники­ оформители, корреспонденты­фотографы,  сценаристы­писатели, организаторы­затейники. Просмотр документальной хроники о городе. Зарайск на карте области. «История создания моей семьи». Семейный  архив. Презентация Создание календаря знаменательных дат Экскурсия по школьным музеям Зарайского  района. Расширение кругозора Работа в Интернете. Публикация материала по  краеведению «Это интересно!» на сайте школы. №  п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.          Количество часов Теоретические Практические 1 1 1 1 1 1 1 8­10. 11­ 12. 13­ 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24­ 26. 27. 28. 29­ 32. 33­ 34. 35. Зарайск торговый, Зарайск купеческий. «Улицы Зарайска». Экскурсия. абонемент 1 1 1 1 абонемент абонемент абонемент Встречи с интересными людьми. Экскурсия в городскую библиотеку «Учимся  работать с источниками» Растительность нашего района, города. Мини­ лекторий Животный мир нашего района, города. Мини­ лекторий Полезные ископаемые нашего района, посёлка.  Мини­лекторий Вечер литературной поэзии и собственного  авторства. Чтение произведений о Зарайске  местных поэтов и произведений собственного  сочинения. Водоёмы. Экскурсия Усадьба «Даровое» ­ уголок детства Ф.М.  Достоевского. Любимые книги детей Достоевских. Ф.М. Достоевский ­ детям. Подготовка мини­проектов. Анкетирование жителей  города  «Каким вы  видите наш город Зарайск в будущем?» Конкурс сочинений «Процветай наш край!»  Защита мини­проектов. Мини­конференция. Турпоход «По окраинам  города» 1 1 1 1 1 1  4 класс « «Зарайск – частичка России»  Экскурсии по жизненно­важным объектам (предприятиям , учреждениям)  Участие   в   школьных,   районных,   областных   мероприятиях   краеведческого     и экологического направления.  Изучение культурных национальных ценностей народов, населяющих город.  Проведение праздничной конференции­отчёта о проделанной работе (приглашаются уважаемые   гости,   принимавшие   активное   участие   в   поставленной   работе   на протяжении четырёх лет;   демонстрируются диафильмы, презентации, рукописная книга,   созданные   в   творческом   процессе     руками   детей   и   взрослых).   Проектно­ исследовательская деятельность. Защита проектов.          №                            Тематика занятия          Количество часов п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6­9. 10­ 13. 14­ 15. 16. 17. 18­ 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27­ 28. 29. 30. 31­ 32. 33. 34­ 35. Организационное занятие   Экономические ресурсы города. Погода и климат. Экология города, района. Природное наследие.   Строительство и архитектура. Памятники  истории культуры «Жизнь провинциального Зарайска в к. XIX –  нач. XX вв.» Дом А.С. Голубкиной ­ музей  великого русского скульптора. Промышленность. Экскурсии на предприятия  города.  Встреча с интересными людьми. Интеллектуальная игра «Отгадай­ка!». Проверка краеведческих знаний. Традиции. Обычаи. Празднично­концертная   программа. Духовная жизнь. Экскурсия в храмы района. Водонапорная башня. Экскурсия. Конкурс рисунков «Зарайск глазами детей» Экскурсия в спортивные клубы. Встреча с  известными спортсменами района, города. Книжная выставка «Великие люди о Зарайске!» Герои нашего города. Дважды герой Советского  Союза В.Н. Леонов. Герои нашего города. Мини­сообщения. Святой источник «Белый колодец». Легенда. Подготовка к защите проектов. Фотовыставка «Дорогами наших исследований» Зарайский фольклор. Защита мини­проектов. Публикация статьи по краеведению в местные  печатные издания. Конференция­отчёт о проделанной работе за 4  года. Теоретические Практические 1 1 1 1 абонемент 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1                      Ведётся рукописная книга «Летописи города Зарайска»   все 4 года обучения в начальной   школе,   куда   ежегодно   постоянно   дополняются   новые   сведения   о   городе: фотографии, рисунки, сочинения, мини­доклады, вырезки из газет, журналов.            Материал по краеведению содержит в себе ценностную информацию для детей и взрослых,  научен и доступен. должны знать: К концу  обучения учащиеся           историю родного края; о  народах, заселявших родной край; историю основания города Зарайска и первых её жителях; краткую историю близлежащих деревень; о традициях и обычаях народов, населяющих малую родину; о семейных традициях, о своей родословной; историю создания и развития школы; о развитии сельского хозяйства в районе; о растительном и животном мире степей; о земляках, участниках и тружениках тыла  Великой Отечественной войны. Должны уметь и овладеть:     основами исследовательской работы; навыками работы на персональном компьютере; бережно обращаться с музейными экспонатами; навыками интервьюирования. Средства, необходимые для реализации Программы:  Канцелярские принадлежности;  Фотоаппарат;  Видеокамера;  Магнитофон;  Компьютер;  Ксерокс.              Перечень учебно­методического и материально­технического обеспечения                                            Литература для педагога и учащихся: 1. В.И.Полянчев «Зарайская летопись», М.: Академия, 2001. 2. В.И.Полянчев «Зарайская Русь», М: Академия, 2004. 3.  В.И.Полянчев «Зарайская энциклопедия», М.: Академия, 1995. 4.  В.И.Полянчев «Атлас Зарайского района Московской области», М.: Академия,  2002.                                                     Цифровые образовательные ресурсы: http://www.zaraisk.net/zarayskaya­entsiklopediya  Зарайская энциклопедия http://www.zaraisk.net/zaraysk­­informaciya Информация о Зарайске http://www.zaraisk.net/zaraysk­arheologiya Археология в Зарайске http://www.zaraisk.net/atlas­zarayskiy­rayon Атлас Зарайского района http://www.zaraisk.net/zaraysk­istoriya История Зарайска http://www.zaraisk.net/legendi­zarayska Легенды Зарайска http://www.zaraisk.net/zaraysk­muzei  Музеи Зарайска http://www.zaraisk.net/zaraysk­pamyatniki  Памятники Зарайска http://www.zaraisk.net/zaraysk­arhitektura  Архитектура Зарайска http://www.zaraisk.net/zaraysk­foto Фото города Зарайска http://www.zaraisk.net/zaraysk­video  Видео о Зарайске

Программа по краеведению родного города

Программа по краеведению родного города

Программа по краеведению родного города

Программа по краеведению родного города

Программа по краеведению родного города

Программа по краеведению родного города

Программа по краеведению родного города

Программа по краеведению родного города

Программа по краеведению родного города

Программа по краеведению родного города

Программа по краеведению родного города

Программа по краеведению родного города

Программа по краеведению родного города

Программа по краеведению родного города

Программа по краеведению родного города

Программа по краеведению родного города

Программа по краеведению родного города

Программа по краеведению родного города

Программа по краеведению родного города

Программа по краеведению родного города
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018