Программа по литературе 5 кл
Оценка 4.9

Программа по литературе 5 кл

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русская литература
5 кл
09.10.2019
Программа по литературе 5 кл
Рабочая программа по литературе 5 класс. Календарно-тематическое планирование. Изучение литературы в 5м- классе направлено на достижение следующих целей: • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, т. е. их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; • поэтапное, последовательное формирование у учащихся комплекса читательских умений и навыков филологического анализа, учитывающего уровень развития современного отечественного и зарубежного литературоведения, но при этом соответствующего возрастным особенностям школьников и задачам средней общеобразовательной школы.
5 кл лит-ра.docx
Пояснительная записка            Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы МБОУ «Школа 75» Программы по литературе для 5­9 классов (базовый уровень): В.Ф.Чертов, М.: «Просвещение 1. Введение.  Данная   рабочая   программа   отражает   базовый   уровень   подготовки   школьников   по   разделам   программы.   Она   конкретизирует   содержание   тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. Программы выполняет две основные функции. Информационно­методическая  функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно­планирующая  функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.            Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам  основного  общего  образования,  представленного  в  Федеральном  государственном   образовательном  стандарте.  В  ней   учтены  основные положения   Программы   развития   и   формирования   универсальных   учебных   действий   для   общего   образования   второго   поколения.   В   программе учитывается преемственная связь программы с начальным образованием. Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – метапредметном, личностном и предметном. Задачи обучения: ∙  приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; ∙ овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; ∙ устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; ∙ научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; ∙ отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; ∙ освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций. Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы   отбора   содержания   связаны   с   преемственностью   целей   образования   на   различных   ступенях   и   уровнях   обучения,   логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. 2. Общая характеристика учебного предмета. и     учебником   исследованием, художественным человековедением,       Литература как искусство словесного образа — это особый способ познания жизни, представление художественной модели мира, которая обладает таким важным преимуществом перед собственно научной картиной бытия, как высокая степень эмоционального воздействия. При этом художественная картина   жизни   человека,   нарисованная   в   литературном   произведении   при   помощи   слов,   осваивается   нами   не   только   в   чувственном   восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют жизни.       Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе предоставляет огромные возможности для формирования духовно   богатой,   разносторонне   развитой   личности,   в   жизни   которой   особое   значение   имеют   культурные   традиции,   подлинные   нравственные   и эстетические   ценности,   нашедшие   отражение,   в   частности,   в   лучших   произведениях   отечественной   и   мировой   литературы.   Приобщение   к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально   развитого,   способного   конструктивно   и   вместе   с   тем   критически   относиться   к   себе   и   к   окружающему   миру.       Как   часть   образовательной   области   «Филология»,   учебный   предмет   «Литература»   способствует   развитию   мышления   и   речи   школьников, формированию комплекса коммуникативных  умений, без которых невозможна социализация личности, раскрытие ее потенциальных возможностей. Уместно   вспомнить   известные   слова   Н. М. Карамзина:   «Авторы   помогают   согражданам   лучше   мыслить   и   говорить».       Предлагаемая  Программа  литературного   образования  разработана  на  основе требований  федерального  компонента  Государственного  стандарта общего образования и может использоваться как в обычных общеобразовательных учреждениях, так и в классах с углубленным изучением литературы, гимназиях профиля.       В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в учебной деятельности и в различных сферах коммуникации и ситуациях общения. При этом сохраняется достаточно традиционный перечень литературных произведений, без изучения которых невозможно приобщение школьников к подлинным ценностям отечественной и зарубежной литературы, духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе   как   художественном   явлении,   вписанном   в   историю   мировой   культуры   и   обладающем   несомненной   национальной   самобытностью.       Основная цель предлагаемого курса литературы — постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, т. е. их чтение   и   анализ,   основанный   на   понимании   образной   природы   искусства   слова,   опирающийся   на   принципы   единства   художественной   формы   и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование у учащихся комплекса читательских умений и навыков филологического   анализа,   учитывающего   уровень   развития   современного   отечественного   и   зарубежного   литературоведения,   но   при   этом соответствующего   школы.             Структура курса литературы определяется его целями и задачами, а также логикой освоения литературного материала и последовательностью формирования произведения.       Курс   литературы   в   5—7   классах   строится   на   основе   сочетании   концентрического,   историко­хронологического   и   проблемно­тематического принципов, в 8—11 классах допускается возможность изучения линейного курса на историко­литературной основе, дополненного обзорами историко­ литературного,         Для  каждого   класса   формулируются   ключевые   теоретико­литературные   проблемы,   задающие   основные   направления   работы   с   художественным текстом, диктующие выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы: проблемно­тематического теоретико­литературного, особенностям   школьников общеобразовательной   и   задачам   гуманитарного   возрастным   литературного и   навыков читательских анализа     умений   средней     характера. лицеях                     5 класс — художественный образ в литературе;       6 класс — образ человека в литературе; 7 класс — сюжет как метафора жизни;       8 класс — художественный мир; направление; литературные жанры;       9 класс — художественный мир; направление; композиция;       10 класс — литературный процесс; литературное произведение в историко­культурном контексте;       11 класс — литературный процесс; традиции и новаторство; интертекстуальные связи литературного произведения.                  В   5   классе  осуществляется   переход   от   начального   литературного   образования   (уроков   литературного   чтения   в   начальной   школе)   к   систематическому курсу литературы. Пятиклассники уже имеют определенный запас читательских впечатлений, они читали и обсуждали фольклорные и литературные   произведения.   Представления   о  литературе   как  искусстве   словесного   образа,  средствах   создания   образа  в   фольклоре   и   литературе формируются у учащихся и на новом для них литературном материале, и на основе предшествующего читательского опыта. Пятиклассники знакомятся с произведениями   самых   разных   жанров,   эпических,   лирических   и   драматических   (в   программе   5   класса,   как   и   в   программах   начальной   школы, преобладают   народные   и   литературные   сказки,   небольшие   рассказы,   басни   и   лирические   стихотворения),   а   также   с   их   историей,   отдельными формальными признаками. Подробно рассматриваются жанры басни и литературной сказки. Основное внимание уделяется специфическим признакам художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания.             Основные виды деятельности —  работа над техникой чтения и его выразительностью, составление плана, аннотации, отзыва о литературном произведении, пересказы разного типа, устные и письменные ответы на вопросы, связанные с анализом произведения в заданном аспекте, а также с художественными   образами   и   в   других   видах   искусства   и   с   использованием   словесных   образов   в   разных   ситуациях   общения.       Помимо   традиционных   (монографических)   тем,   составляющих   ядро   программы   и   реализующих   задачи   изучения   литературы   на   базовом   и профильном   уровнях,  для   каждого   класса   выделены   специальные  уроки­обзоры.  Эти   уроки   предоставляют   учителю   и   учащимся   свободу   выбора произведений   для   чтения   и   анализа,   предполагают   знакомство   школьников   с   произведениями   определенного   жанра,   сходными   по   тематике, проблематике, образной системе, времени создания и т. д. В основной школе уроки­обзоры направлены прежде всего на расширение круга чтения школьников, их знакомство с памятниками мировой и отечественной литературы.  Для уроков­обзоров отбирались, как правило, небольшие по объему произведения, способные вызвать у школьников интерес близкой им тематикой, острыми проблемами, динамичным сюжетом, необычной художественной формой.       Особое   место   в   учебном   курсе   отводится  урокам­практикумам,   включенным   в   программу   в   системной   последовательности   и   посвященным освоению и закреплению наиболее важных читательских умений и навыков: выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста, филологического   анализа   литературного   произведения   (целостного   и   в   заданном   аспекте),   построения   самостоятельных   устных   и   письменных высказываний,   работы   со   справочной   и   критической   литературой,   применения   полученных   знаний   и   умений   в   различных   сферах   деятельности   и ситуациях   общения.   Указанные   уроки   обладают   относительной   самостоятельностью,   не   связаны   жестко   с   изучением   конкретных   литературных произведений, поэтому привлекаемый для них материал может варьироваться.       В рубрике  «Теория   литературы»  указаны   основные   теоретические   понятия,   которые   практически   осваиваются   (формируются,   обогащаются, обобщаются) при изучении конкретной темы.         Рубрика «Развитие речи» представляет примерный перечень основных видов работы по развитию устной и письменной речи, а также возможных форм текущего и итогового контроля.        В рубрике «Связь с другими видами искусства» рекомендуются произведения живописи, графики, архитектуры, скульптуры, музыки, театральные спектакли   и   кинофильмы,   которые   могут   быть   использованы   на   уроках   литературы   и   во   внеурочной   работе   с   учащимися. Показателем результативности проведенной на уроках литературы работы является перенос полученных знаний, а также аналитических умений и навыков   в   самостоятельную   читательскую   практику.   Специальная   рубрика  «Внеклассное   чтение»  поможет   учителю   организовать   работу   по закреплению   сформированных   на   уроке   умений   и   навыков,   подготовке   учащихся   к   урокам­обзорам   и   урокам­практикумам,   осуществлять индивидуальный подход в обучении. В 5—7 классах обозначенные в данной рубрике литературные произведения включаются в книгу для внеклассного чтения, а в 8—11 классах некоторые из них входят в хрестоматию.  3. Главными целями изучения предмета «Литература» являются: •   формирование   духовно   развитой   личности,   обладающей   гуманистическим   мировоззрением,   национальным   самосознанием   и   общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);             •   использование   опыта   общения   с   произведениями   художественной   литературы   в   повседневной   жизни   и   учебной   деятельности,   речевом самосовершенствовании. 4. Место курса «Литература» в базисном учебном плане Федеральный   базисный   учебный   образовательный   план   для     общеобразовательных   учреждений   Российской   Федерации   предусматривает обязательное изучение литературы  на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе — 102 ч, в 6 классе — 102 ч, в 7 классе — 68 ч., в 8 классе – 68 часов, в 9 классе – 102 часов. 5. Результаты изучения предмета «Литература»   бережно относиться ко   всему   живому; чувствовать красоту Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:    эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство   прекрасного   –   умение воспринимать красоту   природы, художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.       Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения. Метапредметными результатами изучения курса «Литературы» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:     самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:         вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно­следственные связи; строить рассуждения; Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД:   оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно   использовать речевые   средства   для   решения   различных   коммуникативных   задач;   владеть   монологической   и   диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.     Предметными результатами изучения курса «Литературы» является сформированность следующих умений:    воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;             самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый   текст   (чтение   про   себя,   задавание   вопросов   автору   по   ходу   чтения,   прогнозирование   ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста; составлять простой и сложный план текста; писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать иопределять свои эмоции; понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма; иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы; относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам; видеть языковые средства, использованные автором. 6. Содержание учебного предмета «Литература. 5 класс». ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРЕ       Виды деятельности:       а) чтение       • Чтение литературных произведений, включенных в программу.       • Выразительное чтение (в том числе наизусть) басен, фрагментов лирических и эпических произведений.       • Внеклассное чтение произведений на сходную тему.       б) анализ       • Объяснение метафорической природы художественного образа, его обобщающего значения и наличия оценочного значения в словесном образе.       • Выявление в тексте разных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события,  образ предмета).       • Выделение в сюжете литературного произведения отдельных эпизодов.       • Определение темы и идеи литературного или фольклорного произведения.       • Выявление признаков отдельных жанров (литературной сказки, басни, рассказа) в литературном произведении.       • Объяснение художественной функции отдельных изобразительно­выразительных средств.       • Наблюдения над особенностями ритма и рифмы в стихотворном произведении, определение двусложных (ямб, хорей) и трехсложных (дактиль,  амфибрахий, анапест) стихотворных размеров. в) развитие устной и письменной речи       • Разные виды пересказа (подробный, сжатый, выборочный) эпического произведения.       • Устный и письменный ответ на вопрос о главном герое прочитанного произведения.       • Составление плана небольшого эпического произведения (сказки фольклорной и литературной, рассказа), в том числе цитатного плана.       • Отзыв о самостоятельно прочитанном прозаическом произведении.       • Составление краткой аннотации к литературному произведению.       • Рекомендация одноклассникам литературного произведения на сходную тему.       • Составление вопросов, связанных с анализом художественного образа, и развернутые ответы на эти вопросы.         Термины:        • Литература как искусство слова.       • Художественный образ.       • Миф и сказка.       • Фольклор и литература.       • Сказка фольклорная и сказка литературная.       • Фольклорные жанры (сказка, песня, загадка, пословица, поговорка).       • Литературные жанры (рассказ, повесть, роман, литературная сказка, басня).       • Драматическое произведение. Монолог. Диалог.       • Тема произведения.       • Идея произведения (мораль в басне).       • Сюжет. Эпизоды. Пейзаж.       • Литературный герой. Персонаж. Лирический герой.       • Художественные средства (метафора, олицетворение, эпитет, постоянный эпитет, символ, сравнение, гипербола, звукопись, аллегория).       • Фантастика.       • Юмор.       • Ритм, рифма. Способы рифмовки.       • Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Вольный стих (в басне). ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (вводный урок)       Художественный образ как особый способ познания мира. Специфика образа в литературе как искусстве слова. Признаки художественного образа:  обобщенность, метафоричность, выражение эмоционального отношения. Художественный вымысел, фантазия, другие средства создания образа в литературе. Словесный образ как «загадка», «намек» и как одно из средств коммуникации. МИФОЛОГИЯ       «Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве».       Мифы как своеобразное отражение жизни. Мифы о происхождении искусства. Художественные образы в мифологии и средства их создания.       Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Метафора, сравнение, эпитет, гипербола, аллегория.       Развитие речи. Устное или письменное изложение мифа. Постановка вопроса и развернутый ответ на вопрос.       Связь с другими видами искусства. Мифы в различных видах искусства.       Внеклассное чтение. Мифы о Нарциссе, Фаэтоне, состязании Пана с Аполлоном. А. С. Кайсаров. «Славянская и российская мифология»  (фрагменты). РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР       Пословицы. Поговорки. Загадки.       Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц.  Поговорка как образное выражение. Сравнения и гиперболы в поговорках. Загадка как метафора, вид словесной игры.       Сказки «Царевна­лягушка», «Жена­доказчица», «Лиса и журавль».       Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок. Противопоставление мечты и действительности,  добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи­животные, чудесные предметы в сказках. Простота сказочного сюжета.  Повторы, традиционные зачины и концовки в народной сказке. Основные темы и образы русского фольклора.       Теория литературы. Фольклор. Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, загадки). Народные сказки (волшебные, бытовые, о животных).  Основные темы русского фольклора. Постоянный эпитет. Повтор.       Связь с другими видами искусства. Сказочные образы в изобразительном искусстве.       Развитие речи. Использование пословиц и поговорок в устной и письменной речи. Сочинение загадок. Пересказ самостоятельно прочитанной сказки. ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА (обзор)       Ш. Перро       «Золушка».       Х.­К. Андерсен       «Снежная королева».       А. Погорельский       «Черная курица, или Подземные жители».       В. Ф. Одоевский       «Городок в табакерке».       В. М. Гаршин        «Attalea Princeps». Р. Киплинг       «Маугли».       Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке.  Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.       Теория литературы. Литературная сказка, ее отличие от фольклорной сказки.       Развитие речи. Сочинение сказки. Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке.       Знакомство с аннотациями к отдельным литературным произведениям и сборникам, антологиям. Примерный план аннотации. Возможность оценки  произведения в аннотации. Самостоятельная работа над созданием аннотации к литературной сказке или сборнику литературных сказок. (практикум) «НАПИСАНИЕ АННОТАЦИИ»  ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА       «Повесть временных лет» (фрагменты «Основание Киева», «Сказание о Кожемяке»).       Предание о летописце Несторе. Исторические события и их отражение в летописи. Роль устных преданий в «Повести временных лет». Образы  русских князей. Нравственные проблемы в «Повести временных лет». Поучительный характер древнерусской литературы.       Теория литературы. Летопись. Повесть. Древнерусская повесть. Сказание.       Развитие речи. Письменная работа о летописце и его труде.       Связь с другими видами искусства. Древнерусская миниатюра «Летописец Сильвестр». «Нестор­летописец» В. М. Васнецова. Образы героев  Древней Руси в изобразительном искусстве.       Внеклассное чтение. «Сказание о Белгородском киселе» (из «Повести временных лет»). «Повесть о разорении Рязани Батыем». «ЖАНР БАСНИ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (обзор)       Эзоп       «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей».       Федр       «Лисица и Ворон», «Лисица и Аист».       Ж. Лафонтен       «Желудь и Тыква».       Г. Э. Лессинг       «Свинья и Дуб», «Ворон и Лиса».       А. П. Сумароков       «Ворона и Лиса».       И. И. Дмитриев «Дуб и Трость».       Сюжеты античных басен и их обработка в литературе XVII—XVIII веков. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных  свойств человека при помощи образов животных и предметов. Традиционный круг басенных сюжетов и образов. Нравственные проблемы в баснях.  Поучительный характер басен, формы выражения в них основной идеи (морали).       Теория литературы. Басня прозаическая и стихотворная. Аллегория. Идея (мораль) басни.       Развитие речи. Выразительное чтение басни наизусть. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА И. А. КРЫЛОВ       Слово о баснописце.       Басни «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Свинья под Дубом».       Широко распространенные и оригинальные сюжеты в баснях Крылова. Связь басен с традицией русского устного народного творчества. Народные  сказки о животных и басни. Пословицы и басни. Изображение социальных отношений и человеческих поступков в баснях Крылова. Развернутое  сравнение как основной принцип построения басни. Национальное своеобразие басенных персонажей. Особая роль диалогов и разговорных интонаций в  баснях. Своеобразие языка. Рифма и ритм в стихотворных баснях.       Теория литературы. Аллегория. Идея (мораль) басни. Вольный стих.       Развитие речи. Выразительное чтение басни наизусть. Сопоставление басен И. А. Крылова с баснями других авторов со сходными сюжетами.  Сочинение­миниатюра на основе басенной морали (или сочинение собственной басни).       Внеклассное чтение. И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Дуб и Трость», «Мартышка и Очки», «Стрекоза и Муравей». А. С. ПУШКИН       Слово о поэте.       Стихотворения «Няне», «Зимний вечер», «Зимнее утро».       Реальная основа стихотворения и художественный образ няни. Обращения, эпитеты, гипербола, особая задушевная интонация и другие средства  создания образа, выражения эмоционального отношения поэта к няне. Образ человека и образ русской зимы в стихотворениях. Изображение природы и  настроения человека. Средства создания образа человека и образа природы.       Теория литературы. Гипербола. Сравнение. Эпитет. Метафора.       Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сочинение­миниатюра с использованием сравнений, эпитетов, метафор.       Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Няня».       «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».       Фольклорные традиции, черты волшебной сказки в произведении Пушкина. Традиционный сказочный сюжет. Добрые и злые персонажи. Образ  царевны и традиционные сказочные образы доброй, скромной, трудолюбивой девушки. Конечное торжество добра над злом в сказке. Отражение в сказке  народных представлений о подлинной красоте и нравственности. Поучительный характер сказки.       Теория литературы. Стихотворная литературная сказка. Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента сказки наизусть. Подготовка спектакля или киносценария. Рассказ об одном из образов и средствах  его создания.       Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде». «ПРОЗА И ПОЭЗИЯ КАК ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ»  (практикум)       Ритм в художественной прозе и поэзии. Сопоставление ритмической организации стихотворения И. А. Бунина «Слово» и стихотворения в прозе  И. С. Тургенева «Русский язык». Особенности стихотворной речи (ритм, метр). Двусложные (хорей, ямб) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест)  размеры стиха. Вольный стих. Рифма (точная, неточная). Белый стих. Способы рифмовки (перекрестная, парная, кольцевая). Определение стихотворного размера, способа рифмовки. Сочинение стихотворных загадок, моноримов, стихотворений с определенным стихотворным размером, способом рифмовки. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ       Слово о поэте.       Стихотворение «Бородино».       История создания стихотворения. Образы русских солдат («богатырей») и образ Бородинской битвы. Рассказ старого солдата как форма  изображения Бородинской битвы. Приемы создания образа боя. Основная идея стихотворения.       Теория литературы. Реальное историческое событие и его образ в литературе. Ритм, рифма. Звукопись.       Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента стихотворения наизусть.       Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Поле Бородина», «Два великана». Н. В. ГОГОЛЬ       Слово о писателе.       Повесть «Ночь перед Рождеством».       Смысл названия повести. Изображение народной жизни и народных характеров. Образы кузнеца Вакулы и его невесты Оксаны. Языческие и  христианские начала в повести. Фольклорные (сказочные) традиции. Элементы фантастики в сюжете и в образах. Силы зла и особенности их изображения в повести. Описание Петербурга. Своеобразие повествовательной манеры, языка произведения. Сочетание лиризма и юмора в повести.       Теория литературы. Жизнеподобие. Фантастика. Юмор. Образ рассказчика.       Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента повести. Составление цитатного плана повести. Пересказ наиболее понравившегося фрагмента  повести с кратким обоснованием его выбора и с использованием гоголевских сравнений, эпитетов и метафор.       Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Вечер накануне Ивана Купала». «ОБРАЗ ВРЕМЕНИ ГОДА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ» (обзор)       А. С. Пушкин «Унылая пора! очей очарованье!..» (отрывок из стихотворения «Осень»), «Вот север, тучи нагоняя...» (отрывок из романа «Евгений Онегин»).       Ф. И. Тютчев       «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злится...», «Чародейкою Зимою...», «Есть в осени первоначальной...».       А. А. Фет       «Чудная картина...», «Я пришел к тебе с приветом...».       А. К. Толстой       «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...».       И. А. Бунин       «Лес, точно терем расписной...» (отрывок из стихотворения «Листопад»).       Картины природы и отражение настроения человека в литературном произведении. Образ времени года и образ человека. Статическое и  динамическое изображение природы. Символический смысл картин природы. Средства создания образа времени года.       Теория литературы. Образ природы. Пейзаж. Символ. Лирический герой.       Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения или фрагмента наизусть. Описание любимого времени года с использованием цитат из  литературных произведений. Составление поэтической антологии об одном из времен года.  И. С. ТУРГЕНЕВ       Слово о писателе.       Повесть «Муму».       Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Характеристика образов Герасима и барыни. Особенности  повествования, авторское отношение к персонажам. Символическое значение выбора главного героя. Образ Муму, средства его создания. Смысл финала  повести.       Теория литературы. Авторская оценка. Портрет. Пейзаж. Образ животного.       Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об отношении учащегося к событию или герою.       Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Воробей».  Н. А. НЕКРАСОВ       Слово о поэте.       Стихотворение «Крестьянские дети».       Изображение жизни простого народа. Тема нелегкой крестьянской доли. Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Особенности  ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.       Теория литературы. Собирательный образ. Речевая характеристика. Диалог. Ритм.       Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента стихотворения наизусть. Устный ответ на вопрос с использованием цитаты из стихотворения.       Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».  Л. Н. ТОЛСТОЙ Слово о писателе.       Рассказ «Кавказский пленник».       Историческая основа и сюжет рассказа, его основные эпизоды. Главные и второстепенные персонажи. Жилин и Костылин как два разных характера.  Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия.  Поучительный характер рассказа.       Теория литературы. Сюжет. Эпизод.       Развитие речи. Составление цитатного плана рассказа. Подробный пересказ эпизода от лица одного из персонажей. Письменный ответ на вопрос об  одном из персонажей рассказа с использованием цитирования.  «ЗАГЛАВНЫЙ ОБРАЗ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И СРЕДСТВА ЕГО СОЗДАНИЯ»  (практикум)       Определение вида заглавного образа литературного произведения, его связи с другими образами, средства создания художественного образа.  Примерный план рассказа о заглавном образе произведения. Составление рассказа об одном из образов (на материале рассказа Л. Н. Толстого  «Кавказский пленник»).        Слово о писателе.       Рассказ «Мальчики».       Образы детей в рассказе. Проблемы взаимоотношений взрослых и детей. Мир детства в изображении Чехова. Серьезное и комическое в рассказе.       Теория литературы. Юмор.       Развитие речи. Написание рассказа, содержащего комические эпизоды, на основе личных впечатлений.       Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия».  А. П. ЧЕХОВ «ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»  (обзор)       В. Гюго       «Отверженные» («Козетта», «Гаврош»).       Ч. Диккенс       «Оливер Твист» (фрагменты).       М. Твен       «Приключения Тома Сойера».       О. Генри       «Вождь краснокожих».       Образы детей в произведениях для взрослых и для детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьезное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Ребенок в мире взрослых и среди сверстников.       Теория литературы. Образ персонажа и средства его создания (портрет, описание поступков, речь).       Развитие речи. Устный отзыв о понравившемся литературном произведении. Презентация книги, сборника, литературного журнала для школьников.  «ПИСЬМЕННЫЙ ОТЗЫВ О ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ» (практикум)       Примерный план письменного отзыва о литературном произведении. Чтение фрагментов отзывов, принадлежащих известным писателям, критикам и  посвященных знакомым пятиклассникам произведениям. Самостоятельная работа над отзывом о литературном произведении.  «ОБРАЗ РОДИНЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ»        (обзор)       И. С. Никитин       «Русь».       А. К. Толстой       «Край ты мой, родимый край...».       И. А. Бунин       «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...».       И. Северянин       «Запевка».       Н. М. Рубцов       «Родная деревня».       Картины родной природы, обращение к страницам русской истории, изображение жизни русских людей, национальных характеров, традиций.  Особенности художественного воплощения образа России в стихотворениях разных поэтов.       Теория литературы. Фольклорные традиции. Народная песня. Характер.       Развитие речи. Составление поэтической антологии.  РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА И. А. БУНИН       Слово о поэте.       Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...».       Особенности художественной картины, нарисованной в стихотворении. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое  значение природных образов.       Теория литературы. Сюжет в лирическом произведении. Символ. Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.       Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Солнечные часы».  С. А. ЕСЕНИН       Слово о поэте.       Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...», «Нивы сжаты, рощи голы...».       Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта. Фольклорные и христианские традиции. Своеобразие поэтического языка,  есенинских метафор, эпитетов, сравнений.       Теория литературы. Фольклорные образы. Метафора. Эпитет. Сравнение.       Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.       Внеклассное чтение. С. А. Есенин. «Песнь о собаке». П. П. БАЖОВ       Слово о писателе.       Сказ «Медной горы Хозяйка».       Особенности сказовой манеры повествования. Фольклорные (сказочные) традиции в произведении. Сочетание реального и фантастического. Образ  исторического времени. Средства создания образа народного умельца, мастера.       Теория литературы. Сказ. Сказовая манера повествования. Сказ и сказка.       Развитие речи. Пересказ фрагмента с сохранением сказовой манеры повествования.       Внеклассное чтение. П. П. Бажов. «Синюшкин колодец».       Слово о писателе.       Повесть «Алые паруса».       Мечта и реальная действительность в повести. Образы Ассоль и Грея. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические  образы моря, солнца, корабля, паруса. Смысл названия повести.       Теория литературы. Образы предметов. Символ.       Развитие речи. Описание одного из символических образов с использованием цитат.       Внеклассное чтение. А. С. Грин. «Зеленая лампа». А. С. ГРИН «ТЕМА И ИДЕЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ» (практикум)       Начальное представление о теме и идее литературного произведения. «Вечные» темы в литературе. Взаимодействие нескольких тем в одном  произведении. Идея произведения и возможные способы ее выражения. Краткая характеристика тематики и идейного содержания произведения (на материале басни И. А. Крылова «Свинья под Дубом», стихотворения С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...», повести А. С. Грина «Алые паруса»).       Слово о писателе.       Рассказ «Неизвестный цветок».       Основная тема и идейное содержание рассказа. Философская символика образа цветка. Особенности повествовательной манеры писателя.       Теория литературы. Обобщающее значение художественного образа. Символ. Язык произведения. Рассказ.       Развитие речи. Устные ответы на вопросы с использованием цитат из рассказа.       Внеклассное чтение. А. П. Платонов. «Цветок на земле». А. П. ПЛАТОНОВ       Слово о поэте.       Пьеса­сказка «Двенадцать месяцев».       Фольклорные (сказочные) традиции в пьесе­сказке. Поучительный смысл произведения. Особенности создания образа в драматическом произведении. Роль монологов и диалогов.       Теория литературы. Драматическое произведение. Пьеса­сказка. Монолог. Диалог.       Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов по ролям. С. Я. МАРШАК «МОНОЛОГ И ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА В ЭПИЧЕСКИХ, ДРАМАТИЧЕСКИХ И ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ» (практикум)       Начальное представление об эпосе, драме и лирике как литературных родах. Определение места и художественной функции монологов и диалогов в  ранее изученных эпических, драматических и лирических произведениях. Начальное представление о речевой характеристике персонажа. «ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ВОЕННОЙ ПОЭЗИИ И ПРОЗЕ»  (обзор)       А. Т. Твардовский       «Рассказ танкиста».       В. П. Катаев       «Сын полка».       Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Дети и взрослые в условиях военного времени. Проблема детского героизма.  Гуманистический характер военной поэзии и прозы.       Развитие речи. Устный рассказ о наиболее запомнившемся эпизоде. Сбор воспоминаний о событиях военного времени, об участниках Великой Отечественной войны.       Слово о писателе.       Рассказ «Васюткино озеро».       Изображение становления характера главного героя рассказа. Мастерство писателя в изображении родной природы.       Теория литературы. Пейзаж.       Развитие речи. Краткий пересказ фрагмента рассказа с использованием цитирования.       Внеклассное чтение. В. П. Астафьев. «Удар сокола». В. П. АСТАФЬЕВ «ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ» (обзор)       Дж. Лондон       «Белый клык».       Э. Сетон­Томпсон       «Королевская аналостанка».       Ю. П. Казаков       «Арктур — гончий пес».       В. П. Астафьев       «Жизнь Трезора».       Животные в жизни человека. Судьбы животных. Изображение красоты и благородства животных. Способы выражения авторского отношения в  произведениях о животных.       Развитие речи. Написание отзыва об одном из произведений о животных или письменный ответ на вопрос об одном из образов животных с  использованием цитат. «ЖАНР РАССКАЗА В ЛИТЕРАТУРЕ»  (обзор)       А. П. Чехов       «Хирургия».       А. Конан Дойл       «Камень Мазарини».       М. М. Зощенко       «Галоша».       Р. Брэдбери «Все лето в один день».       Жанровые признаки рассказа как малого эпического жанра. Особая роль события рассказывания в рассказе. Отдельные жанровые разновидности  рассказа: юмористический, научно­фантастический, детективный.       Развитие речи. Устные отзывы о прочитанных рассказах. Взаимные рекомендации юмористических, фантастических и детективных рассказов для  самостоятельного чтения. 7. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся. При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:     знание текста и понимание идейно­художественного содержания изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев; понимание роли художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания изученного произведения; знание теоретико­литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных 1.Оценка устных ответов. самостоятельно;   умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи; уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст. При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии: Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер   и   поступки   героев,   роль   художественных   средств   в   раскрытии   идейно­эстетического   содержания   произведения;   привлекать   текст   для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью. Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2­3 неточности в ответе. Отметка   «3»:  оценивается   ответ,   свидетельствующий   в   основном   знание   и   понимание   текста   изучаемого   произведения,   умение   объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно­художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при   анализе   произведения.   Допускается   несколько   ошибок   в   содержании   ответа,   недостаточно   свободное   владение   монологической   речью,   ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса. Отметка   «2»:  ответ   обнаруживает   незнание   существенных   вопросов   содержания   произведения;   неумение   объяснить   поведение   и   характеры основных   героев   и   роль   важнейших   художественных   средств   в   раскрытии   идейно­эстетического   содержания   произведения,   слабое   владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются: 2. Оценка сочинений. а) умение раскрыть тему; б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; в) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.  Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:  соответствие работы ученика теме и основной мысли;  полнота раскрытия темы;  правильность фактического материала;  последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений учитывается:  разнообразие словаря и грамматического строя речи;  стилевое единство и выразительность речи;  число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Отметка «5» «4» «3» Основные критерии отметки Содержание и речь 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. 4.  Содержание излагается последовательно. Работа   отличается   богатством   словаря,   разнообразием   используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1­2 речевых недочетов. 1. Содержание   работы   в   основном   соответствует   теме   (имеются   незначительные отклонения от темы). 2. Содержание   в   основном   достоверно,   но   имеются   единичные   фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью. Грамотность Допускается: 1 орфографическая, или 1   пунктуационная,   или   1   грамматическая ошибка.   ошибки, Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные   или   1 орфографическая   и   3   пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии   орфографических   ошибок,   а также 2 грамматические ошибки. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3­4 речевых недочетов. 1. 2. В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа   достоверна   в   главном,   но   в   ней   имеются   отдельные   фактические Допускаются: 4 орфографические и 4   или   3   ошибки, пунктуационные неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден   словарь   и   однообразны   употребляемые   синтаксические   конструкции, встречается неправильное словоупотребление. «2» 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Работа не соответствует теме. 1. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена   последовательность   изложения   мыслей   во   всех   частях   работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. ошибки   5 орфографические   или   7 пунктуационных   ошибок, пунктуационных отсутствии   орфографических   ошибок,   а   также   4 грамматические ошибки. и   при     Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных   ошибок,   или   6 орфографических   и   8   пунктуационных ошибок,   5   орфографических   и   9 пунктуационных 8 орфографических   и   6   пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. ошибок,     Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл. 2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. 3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях. 3. Оценка тестовых работ. При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие: «5» ­ 90 – 100 %; «4» ­ 78 – 89 %; «3» ­ 52 – 77 %; «2»­ менее 51 %. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов и тем Максима льная Теория  ч. нагрузка учащего ся, ч. Из них Практическая часть Контр. раб. Вн./ч Р/Р К.соч. Д. соч ИКТ Зауч. наизусть Тесты Литература   как   искусство слова Мифология Фольклор Литературная сказка Практикум. Аннотация. Древнерусская литература Жанр   басни   в   мировой литературе Русская литература XIX века И.А.Крылов  А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов Практикум. Проза и поэзия как формы художественной речи Н.В.Гоголь 1 3 4 5 1 2 3 35 3 6 3 1 4 Образ   времени   года   в 2 2 2 1 1 1 1 12 1 2 1 1 1 1 1 1 5 1 2 1 6 1 1 1 1 2 1 1 8 1 2 1 1 1 1 2 2 2 2 3 22 2 4 2 4 2 3 1 1 8 1 2 1 1 № п/п 1. 2. 3 4 5 6 7 8 8.1. 8.2. 8.3. 8.4. 8.5. 8.6. 8.7. 8.8. 8.9. литературном произведении И.С.Тургенев Н.А.Некрасов Практикум.   Заглавный   образ   в литературном произведении 8.10. Л.Н.Толстой 8.11. Образ   Родины   в   русской литературе Русская литература XX века И.А.Бунин С.А.Есенин П.П.Бажов Образы   детей   в   мировой литературе Практикум.   литературном произведении. А.С.Грин   Отзыв о А.П.Платонов Практикум. Проза и поэзия как формы художественной речи С.Я.Маршак 9. 9.1. 9.2. 9.3. 9.4. 9.5. 9.6. 9.7. 9.8. 9.9. 9.10. Практикум.   Монолог   и   диалог как средства создания образа 9.11. Образы детей в поэзии и прозе ВОВ В.П.Астафьев 9.12. 9.13. Образы   животных   в   мировой литературе 9.14. Практикум.   Тема   и   идея литературного произведения 2 1 1 1 12 1 1 1 3 1 1 1 1 2 5 2 2 4 3 48 2 3 3 5 2 5 2 1 2 2 5 4 5 2 1 1 1 1 10 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 8 2 1 1 2 1 1 1 3 1 2 1 2 3 1 1 1 3 2 3 3 29 2 3 2 3 3 2 2 3 3 3 1 1 4 1 1 1 1 9.15. Жанр   рассказа   в   мировой литературе Итого  5 102 32 22 1 15 5 7 12 7 3 63 Календарно–тематическое планирование по литературе в 5б классе № п/п Дата Пла н  Фак т Тема/тип урока Цели и задачи  урока Личностные Познавательные Коммуникативные Регулятивные УУД Виды контроля I. ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час) Литература как искусство слова. Знать: роль  литературы в  духовной жизни  России, место  книги в жизни  человека. владеть для Уметь:  навыками литературного чтения, использовать приобретённые знания создания творческих работ.   к Положительно относится   учению, познавательной деятельности; желает приобретать   новые знания,   умения, совершенствовать имеющиеся. Осознает познавательную задачу,   читает   и слушает, извлекает нужную информацию, также самостоятельно находит   ее   в материалах учебника,   рабочих тетрадях. а     Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы   других; формулирует собственные   мысли, высказывает и обосновывает   свою точку зрения.         и Принимает сохраняет учебную   задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует плану   по 1.Вопросы   задания (стр. 6) и 2.Индивидуальные задания из рубрики «Опыт исследования» Мифы   об Знать:  мифы Осознает   себя Выполняет учебно­ Строит   небольшие Принимает   и Развитие   речи. II. МИФОЛОГИЯ (3 часа) 1. 2 искусстве «Аполлон   и музы», «Дедал   и Икар», «Кипарис», «Орфей   в подземном царстве» Вн.чт. Художестве нный   образ в   мифе.  Мифы   о Нарциссе, Фаэтоне, состязании Пана Аполлоном с   Вн.чт. Славянска я и российская мифология   Мордовск ая мифолог ия 3 4.     связь разных   народов, разнообразие тематики   мифов, их с историей   народа, религией, жизненным циклом человека, календарем, как он связан   с   историей народа. Уметь:  отличать миф   от   сказки, легенды и былины.         Теория литературы. Мифы.   Античная мифология. Метафора, сравнение,   эпитет, гипербола, аллегория. Понятие   легенды. Истоки   появления мифов   древних славян, особенности композиции языка произведений. Отличительные особенности мифов   древних славян. Боги как носители доброго   и   злого начал.   Духи   и и   гражданином своего   Отечества, проявляет   интерес и   уважение   к другим   народам; признает общепринятые морально­ этические нормы. себя Осознает   гражданином своего   Отечества, проявляет   интерес и   уважение   к другим   народам; признает общепринятые морально­ этические нормы. монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и   рабочих   группах   с учетам   конкретных учебно­ познавательных задач. Строит   небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и   рабочих   группах   с учетам   конкретных учебно­ познавательных задач. познавательные действия; осуществляет   для решения   учебных задач   операции анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно­ следственные связи, обобщения, выводы делает   Выполняет учебно­ познавательные действия; осуществляет   для решения   учебных задач   операции анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно­ следственные связи, обобщения, выводы делает       сохраняет учебную   задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует плану   по       и Принимает сохраняет учебную   задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует плану   по или Устное   письменное изложение   мифа. Постановка вопроса и развернутый   ответ на вопрос.   1.Вопросы задания (стр. 19)   и 1.Индивидуальные задания   из   рубрик «Поиск информации», «Вместе   товарищами» с нечистая   сила. Причины   суеверий и верований народа. Познакомить   с особенностями мордовской мифологии их малые Знать:  фольклорные жанры,   отличительные особенности, причины возникновения     и цель создания малых   жанров фольклора.   Уметь: воспринимать   и анализировать поэтику   детского фольклора.       Теория литературы. Фольклор.   Малые жанры   фольклора (пословицы, поговорки, загадки). Сказка выражение народной мудрости как и     5 6. Фольклор   и народная словесность Русские пословицы из   собрания В. И. Даля. Русская народная сказка «Царевна­ III. ФОЛЬКЛОР (4 часа) к Испытывает положительное отношение   учению, познавательной деятельности, желание приобретать   новые знания,   умения, совершенствовать имеющиеся. Осознает  познавательную  задачу, читает и  слушает, извлекает нужную  информацию а  также  самостоятельно  находит ее в  материалах  учебника, рабочих  тетрадях. Строит   небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и   рабочих   группах   с учетам   конкретных учебно­ познавательных задач. Испытывает желание   осваивать новые виды деятельности,   Понимает  информацию,  представленную в  изобразительной,  Строит   небольшие монологические высказывания, осуществляет       и Принимает сохраняет учебную   задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует плану    по   и Принимает сохраняет учебную   задачу; планирует (в   1.  Индивидуальные задания   из   рубрик «Опыт творчества», «Сочинение». 2.   Вопросы   и задания   (стр.   26­ 27) 1.  Индивидуальные задания из рубрики «Творческое прочтение». Виды нравственных представлений народа. сказок. Противопоставлен ие   мечты   и действительности, добра   и   зла   в сказках. Положительный герой   и   его противники. Персонажи­ животные, чудесные предметы в сказках.   Простота сказочного сюжета.   Повторы, традиционные зачины и концовки в народной сказке. Основные   темы   и образы   русского фольклора.     в участвовать творческом созидательном процессе;   осознает себя как индивидуальность и   одновременно как член общества.     Осваивает   новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе;   осознает себя как индивидуальность и   одновременно как член общества.   схематичной,  модельной форме,  использует  знаково­ символические  средства для  решения  различных  учебных задач. Понимает  информацию,  представленную в  изобразительной,  схематичной,  модельной форме,  использует  знаково­ символические  средства для  решения  различных  учебных задач. совместную деятельность в парах и   рабочих   группах   с учетом   конкретных учебно­ познавательных задач.     небольшие Строит   монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и   рабочих   группах   с учетом   конкретных учебно­ познавательных задач.   сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует плану   по       и Принимает сохраняет учебную   задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует плану    по   о       Теория литературы. Народные   сказки (волшебные, бытовые, животных). Постоянный эпитет. Повтор. Знать:   основные нормы   русского литературного языка Уметь:   создавать Испытывает положительное отношение   учению, познавательной деятельности, к Осознает  познавательную  задачу, читает и  слушает, извлекает нужную  информацию а  Строит   небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах   и Принимает сохраняет учебную   задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и     лягушка» Русские народные сказки «Жена­ доказчица» «Лиса   и журавль». ПРОЕКТ Электронны й   альбом «Художник и – иллюстрато ры сказок»   Р/Р №1 Творческая работа   с использован ием пословиц, 7 8   Вопросы   и 2. задания (стр. 40) 1.  Индивидуальные задания   из   рубрик «Опыт творчества», «Публичное выступление», «Связь с другими видами искусства». 2.   Вопросы   и задания   (стр.   42, 45) 3.Защита проектов. Задание из рубрики «Сочинение». поговорок или загадок. Русская литературн ая   сказка. Сказка А. Погорель ского «Черная курица,   или Подземные жители». Авторская позиция   в сказке А. Погорел ьского «Черная курица, или Подземные жители». Сказка Х. К. Андер сена «Снежная королева». 9 10 11   Знать: сведения о и жизни творчестве   А. Погорельского (кратко);   сюжет   и содержание сказки   Уметь: развернутые высказывания; прослеживать изменения в характере   героя; выяснять   значение незнакомых слов.  строить   Теория литературы. Литературная сказка, ее отличие от   фольклорной сказки. Знать: своеобразие Андерсена­ сказочника,   уметь и владеть навыком создания     IV. свои Осознает трудности и стремится   к   их преодолению, проявляет способность к самооценке   своих действий, поступков.       свои Осознает трудности и стремится   к   их преодолению, проявляет способность к   желание приобретать   новые знания,   умения, совершенствовать имеющиеся. также  самостоятельно  находит ее в  материалах  учебника, рабочих  тетрадях. и   рабочих   группах   с учетам   конкретных учебно­ познавательных задач. одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует плану    по и письменные высказывания, осуществлять выбор   использование выразительных средств   языка   в соответствии   с коммуникативной задачей. ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА (5 часов) Выполняет учебно­ познавательные;  осуществляет  операции анализа,  синтеза,  сравнения,  классификации,  устанавливает  причинно­ следственные  связи, делает  выводы. Строит   небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и   рабочих   группах   с учетом   конкретных учебно­ познавательных задач. Выполняет учебно­ познавательные;  осуществляет  операции анализа,  синтеза,  сравнения,  Строит   небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и   рабочих   группах   с       и Принимает сохраняет учебную   задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует плану   по   и Принимает сохраняет учебную   задачу; планирует (в сотрудничестве с и учителем     1.  Индивидуальные задания из рубрики «Точка зрения» 2.   Вопросы   и задания   1­6   (стр. 65) 1.  Индивидуальные задания из рубрики «Сочинение» 2.   Вопросы   и задания   7­11   (стр. 65) 1.  Индивидуальные задания из рубрики «Творческое прочтение», «Опыт исследования» 12 13 Силы   добра и   зла   в сказке Х. К. Андер сена «Снежная королева». Вн.чт. В   мире литературн ых сказок. классификации,  устанавливает  причинно­ следственные  связи, делает  выводы. учетом   конкретных учебно­ познавательных задач. одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует плану   по Выполняет учебно­ познавательные;  осуществляет  операции анализа,  синтеза,  сравнения,  классификации,  устанавливает  причинно­ следственные  связи, делает  выводы. Строит   небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и   рабочих   группах   с учетом   конкретных учебно­ познавательных задач.       и Принимает сохраняет учебную   задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует плану   по 2.   Вопросы   и задания   1­7   (стр. 100) 1.  Индивидуальные задания из рубрики «Точка   зрения», «Публичное выступление» 2.   Вопросы   и задания   8­16   (стр. 100­101) 1.Составление кроссворда «Литературная сказка»   (задание   6 на стр. 101) 2.Словесный портрет   литературной сказки. героя и самооценке   своих действий, поступков. портретной   сравнительной характеристики героев; жанровые композиционные особенности сказки.    знать и       свои Осознает трудности и стремится   к   их преодолению, проявляет способность к самооценке   своих действий, поступков.     Уметь: сравнивать   сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок   способны на подвиг. Знать: отличительные особенности литературной сказки, композиционной структуры и сюжетной   линии литературной сказки.   Уметь: и владеть навыком   создания портретной   и сравнительной характеристики героев; жанровые композиционные особенности сказки. знать   и

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл

Программа по литературе 5 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2019