Рабочая программа по литературе 5 класс
Оценка 5

Рабочая программа по литературе 5 класс

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература
5 кл
15.03.2018
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе рассчитана на 70 часов в год (2 урока в неделю). В рабочей программе содержатся разделы: пояснительная записка, описание изучаемых разделов, методическое обеспечение, календарно-тематическое планирование. Особенно выделены уроки развития речи, уроки внеклассного чтения, уроки - контроля, система оценивания учащихся.
Рабочая программа по литературе 5 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Злынковская основная общеобразовательная школа №2 «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» на заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ Злынковской ООШ №2 Протокол № ______ по УВР _________ _____________________ от «__» __________ 2016 года Третьякова С.С Родионова Е.И. Руководитель методического от «___» _________ 2016 года Приказ _____________ объединения: ___________ от «___» ____ 2016 Рабочая программа учебного курса по литературе для 5 класса 2 часа в неделю 70 часов в год Рабочую программу разработала: Попелыш Наталья Алексеевна учитель первой категории   Пояснительная записка Материалы для рабочей программы составлены на основе: 1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273­ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации» 2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской  Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10  «Санитарно –  эпидемологические требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 3. Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013г. № 1015 «Об утверждении порядка орагнизации и осуществления образовательной деятельности по основным  общеобразовательным программ – образовательным программам начального  общего,основного общего и среднего общего образования». 4. Приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644,от 31 декабря 2015  года №1577 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 17 декабря  2010 г. №1897 «Об утверждении федерального  государственного  образовательного стандарта основного общего образования» 5. Приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования». 6. Приказа Минобрнауки России от 07 августа 2015 года №08 – 1228 «О  направлении методических рекомендаций по запросам введения ФГОС ООО» 7. Приказ Департамента образования и науки Брянской области от 13 апреля 2016  г . №2610­04­О «О примерном учебном плане 5­9 классов общеобразовательных  организаций Брянской области на 2016­2017 учебный год» 8. Федерального перечня учебников,рекомендованных Министерством  образовании Российской Федерации к использованию в образовательном  учреждении на 2016­2017 уч.год 9. Примерной программы по биологии основного общего образовании для 6 класса. 10. Учебного плана МБОУ Злынковской ООШ №2 на 2016­2017 уч.год. Настоящая   программа   по   литературе   для   V   класса   создана   на   основе   программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7­е издание, М.:   Просвещение,2012год.   Программа   детализирует   и   раскрывает   содержание   стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Цели и задачи рабочей программы: Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова   и   историко­культурными   фактами,   необходимыми   для   понимания   включенных   в программу произведений.     воспитание  духовно­развитой   личности,   осознающей   свою   принадлежность   к   родной культуре,   обладающей   гуманистическим   мировоззрением,   общероссийским   гражданским сознанием,   чувством   патриотизма;   воспитание   любви   к   русской   литературе   и   культуре, уважения   к   литературам   и   культурам   других   народов;   обогащение   духовного   мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной   речи   учащихся;   формирование   читательской   культуры,   представления   о специфике   литературы   в   ряду   других   искусств,   потребности   в   самостоятельном   чтении художественной   литературы,   эстетического   вкуса   на   основе   освоения   художественных текстов;  освоение знаний о русской литературе, ее духовно­нравственном и эстетическом значении; о выдающихся   произведениях   русских   писателей,   их   жизни   и   творчестве,   об   отдельных произведениях зарубежной классики; овладение   умениями  творческого   чтения   и   анализа   художественных   произведений   с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них   конкретно­историческое   и   общечеловеческое   содержание,   правильно   пользоваться русским языком.   Общая характеристика учебного предмета         Литература   как   искусство   словесного   образа   —   особый   способ   познания   жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины   бытия,   как   высокая   степень   эмоционального   воздействия,   метафоричность, многозначность,   ассоциативность,   незавершённость,   предполагающие   активное   сотворчество воспринимающего . Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует   формированию   разносторонне   развитой,   гармоничной   личности,   воспитанию гражданина,   патриота.   Приобщение   к   гуманистическим   ценностям   культуры   и   развитие творческих   способностей   —   необходимое   условие   становления   человека,   эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение   школьника   с   произведениями   искусства   слова   на   уроках   литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям   бытия,   а   также   к   духовному   опыту   русского   народа,   нашедшему   отражение   в фольклоре   и   русской   классической   литературе   как   художественном   явлении,   вписанном   в истрию   мировой   литературы   и   обладающем   несомненной   самобытностью.   Знакомство   с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией,   называют   «художественным   исследованием»,   психологией, «человековедением», «учебником жизни».   историей, Место и роль учебного курса «Литература»   Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5­9 класс и 10­11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5­6 класс, 7­8 класс и 9 класс.  Первая   группа   активно   воспринимает   прочитанный   текст,   но   недостаточно   владеет собственно   техникой   чтения,   именно   поэтому   на   уроках   с   первой   группой   важно   уделять внимание   чтению   вслух,   развивать   и   укреплять   стремление   к   чтению   художественной литературы. Курс   литературы   строится   с   опорой   на   текстуальное   изучение   художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная   идея   программы   по   литературе   –   изучение   литературы   от   фольклора   к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5­6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок,   стихотворных   и   прозаических   произведение   писателей,   знакомство   с   отдельными сведениями   по   истории   создания   произведений,   отдельных   фактов   биографии   писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс. Одним   из   признаков   правильного   понимания   текста   является   выразительность   чтения учащимися.   Именно   формированию   навыков   выразительного   чтения   способствует   изучение литературы в 5­6 классах. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:         1) совершенствование духовно­нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;          2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.     Личностные   результаты   освоения   основной   образовательной   программы   основного общего образования: 1)   воспитание   российской   гражданской   идентичности:   патриотизма,   уважения   к Отечеству,   прошлое   и   настоящее   многонационального   народа   России;   осознание   своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного   наследия   народов   России   и   человечества;   усвоение   гуманистических, демократических   и   традиционных   ценностей   многонационального   российского   общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и   способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки   в   мире   профессий   и   профессиональных   предпочтений,   с   учётом   устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;  3) формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню развития   науки   и   общественной   практики,   учитывающего   социальное,   культурное,   языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;  5) освоение   социальных   норм,   правил   поведения,   ролей   и   форм   социальной   жизни   в группах   и   сообществах,   включая   взрослые   и   социальные   сообщества;   участие   в   школьном самоуправлении   и   общественной   жизни   в   пределах   возрастных   компетенций   с   учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие  морального  сознания и  компетентности  в решении  моральных  проблем  на основе  личностного выбора, формирование  нравственных  чувств  и нравственного  поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  7) формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование   ценности   здорового   и   безопасного   образа   жизни;   усвоение   правил индивидуального   и   коллективного   безопасного   поведения   в   чрезвычайных   ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического   мышления,   развитие   опыта   экологически   ориентированной   рефлексивно­ оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования: 1)   умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  2) умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе альтернативные,   осознанно   выбирать   наиболее   эффективные   способы   решения   учебных   и познавательных задач; 3) умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами,   осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения; 5) владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  6) умение   определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать   аналогии, классифицировать,    самостоятельно   выбирать   основания   и   критерии   для   классификации, устанавливать причинно­следственные связи, строить   логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение;  9) умение  организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с учителем и сверстниками;     работать  индивидуально и в группе:  находить общее решение и разрешать   конфликты   на   основе   согласования   позиций   и   учёта   интересов;   формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  10) умение   осознанно   использовать   речевые   средства   в   соответствии   с   задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;  11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно­ коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 12)   формирование   и   развитие   экологического   мышления,   умение   применять   его   в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные   результаты   освоения   основной   образовательной   программы   основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих   в   состав   предметных   областей,   должны   обеспечивать   успешное   обучение   на следующей ступени общего образования. Литература: 1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;  2) понимание   литературы   как   одной   из   основных   национально­культурных   ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение   культурной   самоидентификации,   осознание   коммуникативно­ эстетических   возможностей   родного   языка   на   основе   изучения   выдающихся   произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;  4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях   разных   жанров,   создавать   развёрнутые   высказывания   аналитического   и интерпретирующего   характера,   участвовать   в   обсуждении   прочитанного,   сознательно планировать своё досуговое чтение; 5) развитие   способности   понимать   литературные   художественные   произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение   процедурами   смыслового   и   эстетического   анализа   текста   на   основе понимания   принципиальных   отличий   литературного   художественного   текста   от   научного, делового,   публицистического   и   т.   п.,   формирование   умений   воспринимать,   анализировать, критически  оценивать   и  интерпретировать   прочитанное,  осознавать  художественную   картину жизни,   отражённую   в   литературном   произведении,   на   уровне   не   только   эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления. Формы организации образовательного процесса: - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; - выразительное чтение художественного текста; - различные  виды   пересказа  (подробный,   краткий,   выборочный,   с   элементами комментария, с творческим заданием); - ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; - заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; - анализ и интерпретация произведения; - составление планов и написание отзывов о произведениях; - написание сочинений  по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; - целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Название учебно – методического комплекта:                                                                            Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник­хрестоматия:  в 2­х частях. М.: Просвещение, 2014. 1. Литература. Поурочное разработки под редакцией  В.Я. Коровиной 5 кл. – М: Дрофа,    2011г Материально­техническое обеспечение кабинета литературы: В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по   литературе   настоящие   требования   ориентированы   не   только   на   обеспечение   наглядности процесса   обучения,   но   и,   прежде   всего,   на   создание   необходимых   условий   для   реализации требований   к   уровню   подготовки   выпускников.   Государственный   стандарт   по   литературе предполагает   приоритет   деятельностного   подхода   к   процессу   обучения,   формирование   у учащихся   читательской   компетенции,   потребности   в   чтении   художественной   литературы, широкого   культурного   кругозора,   а   также   общих   учебных   умений,   навыков   и   обобщенных способов   деятельности,   развитие   познавательной,   информационной,   коммуникативной компетенции.   Материально­техническое   обеспечение   учебного   процесса   должно   быть достаточным для эффективного решения этих и других задач. Поэтому требования включают не только продукцию, выпускаемую в настоящее время, но и ориентируют на перспективу.  В   перечнях   объектов   и   средств   материально­технического   обеспечения,   вошедших   в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка промышленного   сектора,   обеспечивающего   материальные   потребности   школы,   существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных   материалов,   в   том   числе   справочно­энциклопедическая   литература,   комплекты иллюстраций, таблицы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях.   Появляется   возможность   их   сетевого   распространения   и   формирования   на   базе учебного   кабинета   собственной   электронной   библиотеки.   Кроме   того,   многие   средства   и объекты материально­технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.  Таким   образом,   настоящие   рекомендации   выполняют   функцию   ориентира   в   создании целостной предметно­развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки   выпускников   на   каждой   ступени   общего   образования.   Они   исходят   из   задач комплексного   использования   материально­технических   средств   обучения,   перехода   от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково­исследовательским видам   работы,   переноса   акцента   на   аналитический   компонент   учебной   деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников. Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно   к   специфике   конкретных   образовательных   учреждений,   условиям   их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы   материально­технических   средств   обучения   (в   том   числе   в   виде   мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.). Специфика подходов к отбору объектов и средств материально­технического обеспечения Помещение   кабинета   литературы   должно   быть   оснащено   книгопечатной   продукцией, демонстрационными   пособиями   на   бумажном   и   электронном   носителях,   экранно­звуковыми пособиями,   техническими   средствами   обучения,   создающими   дополнительные   условия   для повышения качества подготовки учащихся.  Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных   и   информационно­коммуникативных   средств   обучения   (в   том   числе   для передачи,   обработки,   организации   хранения   и   накопления   данных,   сетевого   обмена информацией,   использования   различных   форм   презентации   результатов   познавательной деятельности). Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования; учет внутрипредметных и межпредметных связей Учебная техника и наглядные средства обучения помогают реализовать  межпредметные связи   литературы   с   другими   дисциплинами.   Интерпретация   литературного   произведения   в других видах искусств (в иллюстрациях художников, в музыке, в киноверсии) позволяет выйти за   рамки   художественного   произведения,   найти   общие   точки   соприкосновения   между литературой, живописью, графикой, архитектурой, музыкой, формирует культурный кругозор и содействует     произведения.   Видеофильмы, рассказывающие   о   жизни   и   творчестве   писателей,   представляющих   литературные   экскурсии, передают   атмосферу   жизни   того   или   иного   художника   слова,   формируют   у     ученика представления об историческом контексте творчества писателя.    глубокому   пониманию   литературного   Наглядные средства обучения способствуют не только более глубокому постижению знаний и приобретению необходимых умений, но и содействуют решению задач дифференцированного образования     (в   первую   очередь   реализации   этих   задач   помогает   раздаточный   материал, ориентированный   на   самостоятельную   работу   учащихся).   Видео­фильмы   на   мультимедийной основе   и   учебные   CD­ROM   по   литературе   позволяют   познакомить   учащихся   с   широкой, разнообразной,   полной   информацией   по   тому   или   иному   вопросу   и   дать   им   возможность самостоятельно   выбрать   степень   глубины   этого   знакомства.   Звуковые   пособия   являются наиболее органичными средствами обучения на уроках литературы, поскольку выразительное чтение, работа над интонационно­смысловой структурой текста ­ важнейшие приемы в методике изучения литературы Содержание рабочей программы. Введение. Писатели   о   роли   книги   в   жизни   человека.   Книга   как   духовное   завещание   одного поколения   другому.   Структурные   элементы   книги   (обложка.,   титул,   форзац,   сноски, оглавление);   создатели   книги   (автор,   художник,   редактор,   корректор,   наборщик).   Учебник литературы и работа с ним. Устное народное творчество. Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе   народных   идеалов.   Вариативная   природа   фольклора.   Исполнители   фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество. Русские народные сказки. Сказки   как   вид   народной   прозы.   Сказки   о   животных,   волшебные,   бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна­лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты­ волшебницы..   Иван­царевич   –   победитель   житейских   невзгод.   Животные­помощники.   Особая роль чудесных противников – Бабы­яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. «Иван ­ крестьянский сын и чудо­юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.   Тема   мирного   труда   и   защиты   родной   земли.   Иван   –   крестьянский   сын   как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение. Из древнерусской литературы. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока­киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись. Из литературы XVIII века. Михаил   Васильевич   Ломоносов.  Краткий   рассказ   о   жизни   писателя.   ломоносов   – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» ­ научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. Из литературы XIX века. Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Иван   Андреевич   Крылов.  Краткий   рассказ   о   баснописце.  «Ворона   и   Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» ­ отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение  «Няне»  ­   поэтизация   образа   няни;   мотивы   одиночества   и   грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…».  Пролог к поэме «Руслан и Людмила» ­ собирательная картина   сюжетов,   образов   и   событий   народных   сказок,   мотивы   и   сюжеты   пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» ­ её истоки (сопоставление с русским народными   сказками,   сказкой   Жуковского   «Спящая   царевна»,   со   сказками   братьев   Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица.   Помощники   царевны.   Елисей   и   богатыри.   Соколко.   Сходство   и   различие литературной   пушкинской   сказки   и   сказки   народной.   Народная   мораль,   нравственность   – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки. Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе. «Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.  «Бородино»  ­   отклик   на   25­летнюю   годовщину   Бородинского   сражения   (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника   сражения.   Мастерство   Лермонтова   в   создании   батальных   сцен.   Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация. Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.  «Заколдованное   место»  ­   повесть   из   книги   «Вечера   на   хуторе   близ   Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика. Юмор. Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.  «Мороз, Красный нос»(отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Стихотворение  «Крестьянские дети».  Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы,   приобщение   к   труду   взрослых.   Мир   детства   –   короткая   пора   в   жизни   крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет. Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму»  ­ повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой. Афанасий   Афанасьевич   Фет.  Краткий   рассказ   о   поэте.   Стихотворения   «Чудная картина»,  «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»»  ­ радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение. Сюжет. Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» ­ осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор. Поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф.И.   Тютчев   «Зима   недаром   злится»,   «Весенние   воды»;   А.Н.   Плещеев   «Весна»,   И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;А.Н. Майков «Ласточки»; И.С.   Никитин   «Зимняя   ночь   в   деревне»   (отрывок);   И.З.Суриков   «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений. Теория   литературы.   Стихотворный   ритм   как   средство   передачи   эмоционального состояния, настроения. Из литературы XX века. Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы».  Восприятие   прекрасного.   Эстетическое   и   этическое   в   рассказе.   Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В   дурном   обществе».  Жизнь   детей   из   благополучной   и   обездоленной   семей.   Их общение.   Доброта   и   сострадание   героев   повести.   Образ   серого   сонного  города.   Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения. Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…»  ­ поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики. Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной   горы   Хозяйка».  Реальность   и   фантастика.   Честность,   добросоветсность, трудолюбие   и   талант   главного   героя.   Стремление   к   совершенному   мастерству.   Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное). Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы».  Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев»  ­ пьеса­сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра   над   злом   –   традиция   русских   народных   сказок.   художественные   особенности   пьесы­ сказки. Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса­сказка. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита».  Быль   и   фантастика.   Главный   герой   рассказа,   единство   героя   с   природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино   озеро».  Бесстрашие,   терпение,   любовь   к   природе   и   ее   понимание, находчивость   в   экстремальных   обстоятельствах.   Поведение   героя   в   лесу.   основные   черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения. Поэты о Великой Отечественной войне (1941 ­ 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой   Отечественной   войны.   К.М.   Симонов   «Майор   привез   мальчишку   на   лафете»;   А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.  Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. И.Бунин   «Помню   ­   долгий   зимний   вечер…»;   А.   Прокофьев   «Аленушка»;   Д.Кедрин «Аленушка»;   Н.   Рубцов   «Родная   деревня»;   Дон­Аминадо   «Города   и   годы».   Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России. Саша   Черный.  «Кавказский   пленник»,   «Игорь­Робинзон».   Образы   и   сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор. Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе. «Рыба – кит». Стихотворение­шутка. Теория литературы. Стихотворения­песни. Песни­шутки. Песни­фантазии. Из зарубежной литературы. Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада. Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон   Крузо»(отрывок).  Жизнь   и   необычайные   приключения   Робинзона   Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.  Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера»(отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость,   предприимчивость.   Черты   характера   Тома,   раскрывающиеся   в   отношениях   с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише»  ­ сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться   о   старших.   Уважение   взрослых.   Характер   мальчика   –   смелость,   мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.   Произведения для заучивания наизусть. Пословицы и поговорки. В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок). И.А. Крылов. Басни. А.С. Пушкин. «У лукоморья…».Няне. Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения  «Крестьянские дети» («Однажды в студёную, зимнюю пору…»)  А.А. Фет. Весенний дождь. М.Ю. Лермонтов. Бородино. С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор). По теме «Великая Отечественная война» 1­2 стихотворения  (по выбору учащихся). По теме «О Родине и родной природе» 1­2 стихотворения (по выбору учащихся). Список литературы для самостоятельного чтения. Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе. Из древнерусской литературы А. Никитин. Из «Хождений за три моря». Из русской литературы 18 века А.Д.Кантемир. Верблюд и лисица.                                                                                                          М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…»                                                                     Басни В. Тридиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор) Из русской литературы 19 века И.А. Крылов (3 ­ 4 басни на выбор)                                                                                                        К.Ф. Рылеев. Иван Сусанин.                                                                                                                    А.А. Дельвиг. Русская песня. Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...». А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ. М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик­Кериб (сказка). А. В. Кольцов. Осень. Урожай. Н. В. Гоголь. Страшная месть. Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника. Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы. В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе. А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др. И. С. Никитин. Утро. Пахарь. Я. П. Полонский. Утро. А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат....... Ф. И. Тютчев. Утро в горах. Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний. Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор). А. Н. Островский. Снегурочка. А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор. Из русской литературы XX века М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии». А. И. Куприн. Чудесный доктор. И.   А.   Бунин.  «Шире,   грудь,   распахнись...».   Деревенский   нищий.   Затишье.   «Высоко   полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...». А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...». С. А. Есенин. Песнь о собаке. Дон Аминадо. Колыбельная. И. С. Соколов­Микитов. Зима. П. П. Бажов. Каменный цветок. М. М. Пришвин. Моя родина. С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев. А. Т. Твардовский. Лес осенью. Е. И. Носов. Варька. В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка. Из зарубежной литературы     Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга   (на выбор).                                                                                 Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо. М. Твен. Приключения Тома Сойера.   Описание  материально­технического обеспечения. Для учащихся: 1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. ­ М.: Дрофа, 2007. 2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник­хрестоматия для 5 класса: В 2ч. ­ М.: Просвещение, 2009. 3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5  класс. ­ М.: Просвещение, 2006. 4. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD­PОМ / Сост.  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. ­ М.: Просвещение, 2008. 5. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5­9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.:  Дрофа, 1995. Для учителя: 1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. ­ М.: ВАКО, 2002. 2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­ хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. ­ М.: Вербум ­ М., 2004. 3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5­9 классы. ­ М.:  Дрофа, 2006. 4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебни­ ку­хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. ­ М.: Изд­во «Экза­ мен», 2006. 5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. ­  Изд. 3­е, исправл. и дополн. ­ М: ВАКО, 2005. 6. Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. ­ М.: Просвещение, 2006. 7. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. ­ М.: Просвещение, 2005. 8. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. ­ М.: Просвещение,  2006.  9. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5  класс». ­ М.: Издательство «Экзамен», 2006.  10. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5­7 классы. — М.: Дрофа, 2007. Материальная база кабинета:       компьютер; проектор;  экран;  видеоплеер; телевизор; 2) Комплекты:     видеофильмов, аудиокассет;  портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;  программные иллюстрации. 3) Программное обеспечение:  операционная система Windows 98/Me (2000/XP);  текстовый редактор MS Word; 4) Интернет­ресурсы: Библиотеки:   http://www.bibliogid.ru http://www.bibliotekar.ru Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории,   мифологии,   религии,   искусству,   прикладным   наукам,   художественные   галереи   и коллекции.  http://www.drevne.ru Образовательный портал «Древнерусская литература».   http://www.gramma.ru    http://www.gumer.info Библиотека Гумер­гуманитарные науки (например, литературоведение).  http://www.encyclopedia.ru Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.   http://www.krugosvet.ru http://www.Lib.ru Библиотека Максима Мошкова.  http://www.litera.ru  Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал "Словесность".  http://litera.edu.ru Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.  http://www.litwomen.ru Сайт мировых новостей о литературе.  http://magazines.russ.ru Электронная библиотека современных литературных журналов России.  http://www.russianplanet.ru Сайт имеет следующие рубрики: библиотека детской русской и зарубежной литературы, история, филолог, вокруг света, мир знаний, Пушкин, шахматы, музеи , новости.  http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/index.htm Сайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре.  http://www.pushkinskijdom.ru Сайт   института   русской   литературы   (Пушкинский   дом)   Российской   Академии   наук (статус государственного учреждения).  http://www.vavilon.ru Сайт посвящен современной русской литературе.  http   ://   feb   –  web   .  ru Сайт Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина   http://www.prlib.ru/Pages/Default.aspx  Электронные наглядные пособия: Библиотекарь. РУ   http://www.bibliotekar.ru/index.htm  Русская литература 18­20 вв.   http://www.a4format.ru/  Большая художественная галерея   http://gallerix.ru/  Экранно­звуковые пособия: Золотой стихофон    http://gold.stihophone.ru/  Русская классическая литература   http://ayguo.com/  Всероссийская   инновационная   программа   Аудиохрестоматия.   Мировая   литература голосами мастеров сцены.   http   ://   аудиохрестоматия. рф   Театр:  http://www.theatre.ru Сайт   объединяет   информацию   о   театрах   России   (ссылки),   персональных   страничках актеров, о премиях и фестивалях театрального искусства и т.д. Музеи:  http://www.borodino.ru Государственный Бородинский военно­исторический музей.  http://www.kreml.ru Музей­заповедник «Московский Кремль».  http://www.hermitage.ru Государственный Эрмитаж.  http://www.museum.ru Портал «Музеи России».  http://www.museum.ru/gmii/ Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.  http://www.museum.ru/M654 Новгородский государственный объединенный музей­заповедник.  http://www.museumpushkin.ru Всероссийский музей А.С.Пушкина.  http://www.peterhof.ru Музей­заповедник «Петергоф»   http://www.rusmuseum.ru Государственный Русский музей.  http://www.shm.ru Государственный исторический музей.  http://www.tretyakovgallery.ru Государственная Третьяковская галерея. Календарно­тематическое планирование ­ о р п а т а Д план факт № п/п Глава, .раздел Тема урока Кол­во часов Тип урока Домашнее задание Книга и ее роль в духовной  жизни человека и общества Введение Устное  народное  творчество Русский фольклор. Малые  жанры фольклора. Детский фольклор Русские  народные  сказки Сказка как особый жанр  фольклора 1   1 1 1 Вводный урок Подготовить пересказ  учебной статьи по плану (с. 3­  4). Найти в сборниках  пословицы и поговорки об  учении, выписать 2 – 3  пословицы в тетрадь. Урок чтения и обсуждения произведений Урок чтения и обсуждения  произведений Урок знакомства с  теоретическими понятиями Подобрать пословицы и  поговорки, сгруппировать их  тематически, нарисовать  иллюстрации к известным  загадкам Выполнить письменно  задание 1 рубрики «Обо­ гащаем устную речь»                 (с. 8  учебника); конспект  статьи учебника            (с. 7­8). Подготовить по плану  пересказ статьи учебника (с. 8 – 10);  конспект статьи  учебника            (с. 12).     Подготовить   пересказ сказки «Царевна­лягушка».  Подготовить ответы на 2­3­й  вопросы учебника          (с.  26). «Царевна­лягушка» ­  Урок чтения и изучения

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2018