Программа по Лёгкой атлетике.

  • Образовательные программы
  • docx
  • 22.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В программе нашли отражение построение учебного процесса в группах начальной подготовки, группы спортивного совершенствования и группы спортивного мастерства. Основные задачи на различных этапах годичного цикла уроков физической культуры, распределение объемов основных средств и интенсивности урочных нагрузок в недельных циклах, ранжирование соревнований по значимости, их календарный план. Особенностью планирования программного материала является сведение максимально возможных параметров нагрузок, средств, методов контроля в одну принципиальную схему годичного цикла учебного процесса. Основная цель уроков физической культуры по программе лёгкая атлетика – воспитание учащихся высокой квалификации, потенциального резерва сборной команды школы, активных строителей и защитников нашей Родины.
Иконка файла материала Программа по Лёгкой атлетике.docx
Пояснительная записка.                     Учебная программа для общеобразовательных  школ  по лёгкой атлетике (бегу  на короткие и длинные дистанции составлена на основе действующей учебной программы,  нормативных документов Государственного комитета РФ по физической культуре и  спорту, обобщения передового опыта работы тренеров с юными  легкоатлетами и других  научных исследований).                               В программе нашли отражение построение учебного процесса в группах начальной   подготовки,   группы   спортивного   совершенствования   и   группы   спортивного мастерства.                       Основные задачи на различных этапах годичного цикла уроков физической культуры, распределение объемов основных средств и интенсивности урочных нагрузок в недельных   циклах,   ранжирование   соревнований   по   значимости,   их   календарный   план. Особенностью   планирования   программного   материала   является   сведение   максимально возможных     параметров   нагрузок,   средств,   методов   контроля   в   одну   принципиальную схему годичного цикла учебного процесса.                     Основная цель уроков физической культуры по программе лёгкая атлетика – воспитание учащихся высокой квалификации, потенциального резерва сборной команды школы, активных строителей и защитников нашей Родины.                            В процессе многолетней   подготовки учащихся на уроках по физической культуре по всему программному материалу должны решаться следующие задачи: 1. Гармоничное   физическое   развитие   учащихся   общеобразовательной   школы, разносторонняя подготовка, укрепление здоровья. 2. Подготовка   легкоатлетов   и     резервов   для   сборной   команды   школы,   класса, возрастной подгруппы. 3. Подготовка инструкторов – общественников  и судей по легкой атлетике. 4. Теоретическая   подготовка   с   основами   педагогики,   биомеханики,   биохимии, физиологии, лечебной физической культуры.                                         Важным   условием   выполнения   постановленных   задач   является систематическое   проведение   практических   и   теоретических   занятий,   контрольных упражнений,   восстановительных   мероприятий,   регулярное   участие   в   соревнованиях   и посещение уроков физической культуры.                    Учебная программа рассчитана на период обучения в школе, состоящий из двух лет   обучения   в   группах   начальной   подготовки   и   из   пяти   лет   –   в   учебных   группах совершенствования. Спортивно­оздоровительный этап предусматривает обучение детей в возрасте 9­17 лет.                    Процессы роста  не синхронизированы у мальчиков и девочек. У мальчиков скорость роста достигает своего пика примерно на 2 года раньше, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков этот пик выражен ярче и продолжается более длительное время. Однако наибольший прирост ростовесовых показателей у детей прослеживается в год полового созревания. Известно, что у девочек половое созревание начинается на 1­2 года раньше, чем у мальчиков.  С 12 до 15 лет начинается период бурного роста этих показателей,  как у девочек,   так   и   у   мальчиков.   К   16   годам   организм   с   точки   зрения   костного   скелета считается   сформированным.   При   этом   слишком   высокие   нагрузки   уменьшают   рост трубчатых костей.   Сила. Рост силы мышц относительно незначителен до 11 лет, но с 12 до 14 лет темпы её роста заметно увеличиваются, наиболее интенсивное развитие силы имеет место в 14­17 лет.Быстрота.  Развитие быстроты наблюдается с 7 до 20 лет, однако   интенсивное развитие этого качества происходит с 9 до 11 лет и в момент полового созревания,  начиная с 11­12 до 14­15 лет, но у мальчиков рост этого качества продолжается и позже.     Скоростно­силовые качества начинают расти с 7­8 лет.  Наибольший прирост приходится на возраст с 10­12 до 13­14 лет.  После этого возраста рост продолжается, но в основном под влиянием тренировки.  Выносливость.  Аэробная мощность характеризуется абсолютным МПК (максимальным потреблением   кислорода),   увеличивающимся   с   возрастом   у   мальчиков   и   девочек.   В пубертатном периоде этот показатель имеет тенденцию к росту у детей, занимающихся спортом. Наиболее   интенсивно   растет   аэробная   мощность   в   период   полового   созревания     и замедляется только после 18 лет. При этом относительное МПК в мл/мин/кг почти не изменяется в возрасте от 10 до 17 лет.  Анаэробная выносливость. Большинство ученых соглашаются с утверждением, что дети гораздо легче переносят соревнования в беге на 3000 м., нежели на 200­800 м. Это связано с тем, что незначительный рост анаэробной выносливости наблюдается до 12­ 13 лет, а более значительный — после 16 лет, т. е. в период достижения биологической зрелости. Гибкость.  Широко   распространено   мнение,   что   дети   являются   более   гибкими,   чем взрослые. Рост этого качества увеличивается с 6 до 10 лет, и в возрасте 10 лет происходит большой скачок в его развитии. Сенситивные периоды у детей имеют значительные индивидуальные колебания,  связанные с наступлением биологической зрелости, методами оценки физических качеств и другими факторами.   Всё   это   требует   большой   осторожности   при   выборе   системы   проведения уроков   физической   культуры..   Наибольший   прирост   все   физические   качества   имеют   в период «ростового спурта», т. е. 12—15 лет (пубертатный период). Процесс многолетнего проведения уроков физической культуры должен осуществляться на основе следующих основных методических положений: 1) Преемственность задач, средств и методов обучения детей, подростков, юношей (девушек),  спортсменов. 2) Постепенный рост объёма средств общей и специальной физической подготовки, соотношение   между   которыми   постепенно   изменяется:   с   ростом   спортивного мастерства   в   тренировочном   процессе   увеличивается   доля   средств   специальной подготовки за счёт сокращения ОФП. 3) Непрерывное совершенствование в спортивной технике. 4) Правильное   планирование     уроков   физической   культуры   и   учебных   нагрузок нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться на более высоком   уровне   учебных     нагрузок,   чем   соответствующий   период   предыдущего годичного цикла. 5) Строгое   соблюдение   принципа   постепенности   возрастания   учебных   нагрузок   в процессе многолетней подготовки учащихся. 6) Одновременное   развитие   физических   качеств   у   учащихся   на   всех   этапах образовательного   процесса   и   преимущественное   развитие   отдельных   качеств   в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого (В.П. Филин, 1987).                         Одним   из   необходимых   условий   роста   спортивного   мастерства   является многолетнее,   планомерное   занятие   на   уроках   по   физической   культуре   и   внеклассных кружковых секциях по видам спорта, особенно по лёгкой атлетике. Причем в процессе этой подготовки следует,  строго и последовательно ставить задачи, выбирать средства и методы обучения двигательным действиям в соответствии с возрастными особенностями и уровнем подготовленности учащихся.Учебный план по легкой атлетике на  учебный год. № п/п Разделы подготовки Спорт­ оздор. этап Часы по классам Дополнитель ные занятия 3 ­ 4 класс 5 – 7 класс 8 – 9 класс 10 – 11 класс 5­6­7 8­9­ 10­11 1. 2.  3.  4. 5. 6.  7. 8.  9.    физическая Теоретическая подготовка Общая физическая подготовка Специальная подготовка Контрольно­переводные испытания Участи в соревнованиях Инструкторская   и   судейская практика Восстановительные мероприятия Медицинское обследование Общее количество часов 102 102 102 102 102 102 Содержание.                     Ознакомление с техникой бега на короткие дистанции.                      ­ Рассказ, анализ кинограмм, показ, просмотр кинокольцовок лучших бегунов.                      ­  Обучение технике бегового шага.                       ­ Пробегание отрезков 20­30­40 м с высокого старта в среднем и быстром темпе,   акцентируя   постановку   стопы   с   передней   части,   сохраняя   правильный   наклон туловища, положение головы и сочетая ритм     движения ног   с работой рук. То же в игровой обстановке (эстафеты линейные и встречные).                     ­  Обучение технике бега с низкого старта и стартовому разгону.                                             ­ Овладение положениями «на старт», «внимание», «марш» и правильной установкой стартовых колодок.                      ­ Выход со старта под команду и самостоятельно с пробеганием отрезков 20­ 30­40 м.                                         ­ Пробегание отрезков 20­40 м. с низкого старта на время. Обучение финишированию.                      ­ Набегание на финишную ленточку с 20­30 м. со средней и большой скоростью, акцентируя ускорение на последних шагах.                       ­ Обучение технике низкого старта при входе в поворот.­ Повторение входа в поворот с высокого старта.                      ­ Овладение расстановкой стартовых колодок на вираже.                      ­ Вход в поворот с низкого старта по команде и самостоятельно с пробеганием 20­40 м. с последующим выключением и бегом по инерции.                                    ­ Обучение  технике бега  на короткие дистанции в целом.                          ­ Пробегание дистанций 60­80­100 и 200 м. в среднем и быстром темпе без времени (повторно) и на время, участие в курсовках (прикидках)  и на соревнованиях.  Специальные упражнения.                       Выпады вперед и в стороны с различной работой и положением рук.                       Ходьба выпадами, с высоким подниманием бедра и скрестно при различном положении рук.                      Ходьба  перекатом с пятки на носок с высоким подниманием бедра и широкой работой руками.                       То же, с небольшим подскоком, акцентируя продвижение вперед.                                    Бег с высоким подниманием бедра и с забрасыванием голени назад.                       Бег скрестными шагами вперед и боком.                        Бег прыжками по прямой линии и по разметке.                       Пружинистые прыжки, проталкиваясь стопой, акцентируя проталкивание вперед. Прыжки в шаге (с ноги на ногу).                      Беговые     и прыжковые упражнения с небольшими отягощениями (набивной мяч 1­2 кг, гантели 500­800­г).                      Махи ногами в различном направлении с поддержкой за какой­либо предмет и без поддержки.                                           Упражнения с отягощениями (набивные мячи, мешочки с песком) и на гимнастических снарядах (стенка, скамейка и др.).                      Бег в упоре на гимнастическую стенку и другие предметы. Имитация работы рук в основной стойке. Имитация работы ног лежа на спине, в   висе на гимнастической стенке и в стойке на лопатках и др.                       Подготовка юных бегунов на коротки дистанции ставит   перед учителем сложные задачи. Многолетний  опыт свидетельствует о том, что среди физических качеств скоростные   труднее   всего   поддаются   развитию.   Узкий   круг   применяемых   специальных скоростных упражнений приводит сначала к быстрому росту спортивных результатов, а затем к стабилизации скоростных возможностей спортсмена.                      Передовой спортивный опыт и научные исследования  показывают, что для достижения   гармоничного   физического   развития   и   избежания   преждевременной стабилизации скоростных качеств необходимо использовать широкий комплекс средств и методов. Особое место в системе подготовки юного спринтера должны занять наряду со скоростными   силовые   и   скоростно­силовые   упражнения   специального   и общеразвивающего   характера.   А   также   скоростные   упражнения   в   затрудненных   и облегченных   условиях.   Для   юных   спортсменов,   занимающихся   в   группах   начальной подготовки. Основными задачами станут:  укрепление здоровья,  улучшение физического развития,     выполнения   упражнений,   разносторонняя физическая подготовленность, выявление задатков и способностей, привитие интереса к тренировочным занятиям, воспитание черт характера.     овладение   основами   техники   Методические рекомендации.В процессе многолетней тренировки чрезвычайно важна рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок. Она строится на основе следующих методических положений: 1) Ориентация уровней нагрузок юных спортсменов на соответствующие показатели, достигнутые сильнейшими взрослыми спортсменами; 2) Увеличение темпов роста нагрузок от этапа начальной учебной специализации на последующих этапах; 3) Соответствие   уровня   тренировочных   и   соревновательных   нагрузок   возрастным 4) особенностям и уровню подготовленности юных спортсменов;     Учет   закономерностей   развития   и   взаимосвязи   различных   систем   растущего организма юного спортсмена.                     На этапе начальной подготовки основное внимание спортсмена и тренера нацелено на создание фундамента общей физической подготовки. Поэтому тренировочные занятия   строятся   с   акцентом   на   развитие   физических   качеств,   таких,     как   быстрота, гибкость,   ловкость,   скоростно­силовые   качества,   выносливость.   Параллельно   с   этим проводится   обучение   основам   техники   видов   легкой   атлетики   и   других   видов   спорта. Соотношение ОФП и СФП находится в пределах 80­90/10­20 % на первом году обучения и 80­85/15­20 % ­ на втором.                      На этапах начальной учебной специализации и углубленном   в избранном виде   спорта   соотношение   парциальных   объемов   тренировочной   работы   и   акцент   на преимущественном использовании тех или иных нагрузок находятся в прямой зависимости от факторов, определяющих общую и специальную подготовленность юных спортсменов. Общая   физическая   подготовка   в   первые   два   ода   обучения   в   учебно­тренировочных группах   занимает   60­80%   и   направлена   на   развитие   основных   физических   качеств   и формирования разнообразных двигательных умений и навыков. В 3­й и 4­й годы обучения в   учебно­тренировочных   группах   содержание   ОФП   в   большей   мере   приближается   по своему   воздействию   к   избранному   виду   спорта   и   составляет   30­40%,   в   тоже   время происходит   увеличение   до   40­60%   доли   специальной   физической   подготовки,   которая направлена на развитее специальных физических качеств и совершенствование спортивной техники.                     Наряду с общей специальной физической подготовкой учебный план для спортивных школ должен предусматривать и такие важные разделы как теоретическая подготовка, контрольно­переводные испытания, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, восстановительные мероприятия, медицинское обследование.  Примерный   учебный   план   по   разделам   подготовки   рассчитан   на   52   недели,   в   нем предусмотрено 46 учебных недель и 6 недель – спортивно­оздоровительный лагерь.  План­схема годичного цикла.                    Рациональная подготовка юных бегунов на короткие дистанции строится с учетом следующего: 1) Традиционной периодизации подготовки юных легкоатлетов; 2) Правильной   постановки   очередных   тренировочных   задач.   Исходя   из преемственности в многолетнем плане в годичных циклах; 3) Соответствия основных средств и методов подготовки задачам текущего года; 4) Динамики физической подготовленности; 5) Основных принципов распределения тренировочных нагрузок в годичном цикле.                      Этап предварительной подготовки, состоящий из 2 лет обучения в группах начальной подготовки, строится следующим образом. Годичный цикл тренировки имеет одноцикловое   планирование.   Начиная   с   сентября   и   по   апрель   продолжается подготовительный период, затем 6 недель – соревновательный период, в заключение  6 недель – спортивный лагерь, а затем наступает переходный период.На первом и втором году обучения в группах начальной подготовки основное   внимание   уделяется   общей   физической   подготовке.   Тренировка   строится традиционно:   разминка   в   виде   медленного   бега,   гимнастических   упражнений   на растягивание   мышечного   аппарата   ,   3­5   ускорений.   В   зависимости   от   задачи   занятия, которую ставит тренер, спортсмены выполняют ту или иную работу.                       Половина занятий приходится на подвижные игры, игровые задания, спортивные игры.                       В процессе тренировки спортсмены близко знакомятся с технической стороной   видов   легкой   атлетики.   С   началом   соревновательного   периода   проводятся соревнования на дистанции 30,60,100 м.,  прыжки в длину и высоту, сдаются контрольные и переводные нормативы по программе общей физической подготовки.                                          Следующим этапом в подготовке юных спортсменов является этап начальной   спортивной   специализации.   Спортсмены   обучаются   в   учебно­тренировочных группах.                        Годичный цикл подготовки юных бегунов на короткие дистанции состоит из   2  полуциклов,   каждый  из  которых   включает   подготовительный  и   соревновательный периоды.     Для   достижения   наивысшей   специальной   работоспособности   к   основным соревнованиям года целесообразна следующая периодизация годичного цикла тренировки. Первый   подготовительный   период   разбивается   на   2   этапа   –общеподготовительный (базовый)   продолжительностью   6   недель   и   специально­подготовительный   (4  недели).   В первый   соревновательный   период   (7   недель)   юные   бегуны   принимают   участие   в   4­6 соревнованиях.                                       Второй   подготовительный   период   также   делится   на  2   этапа   ­ общеподготовительный   (6   недель)   и   специально­подготовительный   (4   недели).   Второй, более продолжительный соревновательный период (22 недели), следует разбить на 3 этапа: ранний   соревновательный   (9   недель).   Специализированной   подготовки   (4   недели), основной соревновательный (9 недель).                    Для юных бегунов на короткие дистанции 1­го и 2­го года в обучения в группах   начальной   подготовки     такая   периодизация   годичного   цикла   носит   несколько условный характер. Для юных бегунов, обучающихся в группах начальной подготовки. Подготовительный период начинается с сентября в соответствии с началом учебного года в общеобразовательной школе, летний соревновательный период заканчивается в середине июля и затем – 6 недель оздоровительно­спортивный лагерь.  Спортсмены, обучающиеся в группах спортивного совершенствования, как правило,   до конца сентября соревнуются, затем переходный период (3 недели), и начало подготовительного периода приходится на конец октября.  Общие черты структуры тренировочного урока.                          Правильно выбранная структура урока является важнейшим условием качественной   реализации   программы   двигательной   и   спортивной   подготовки   юных спортсменов.                         Все элементы  содержания урока составляют единое целое. Однако теория тренировочного урока является недостаточно  разработанной в педагогической науке. Ещё недостаточно   раскрыта   в   исследованиях   структура   тренировочного   урока,   динамика отдельных частей занятий. Поэтому сейчас открывается возможность подойти к проблеме урока с совершенно новых позиций на основе использования стандартных тренировочных заданий.                          Если учитывать. Что тренировочное задание является исходным элементом структуры тренировки, то можно полагать, что эффективность тренировочного процесса в большей степени зависит от выбора и построения наиболее оптимальных упражнений и тренировочных заданий, которые бы решали конкретные педагогические задачи.Разработанная педагогической наукой типовая схема урока физической культуры   приемлема   и   для   учебно­тренировочного   урока   легкой   атлетики.     Однако преподаватель   должен   творчески   подходить   к   проведению   каждого   занятия,   пользуясь принятой схемой как ориентиром  с учетом конкретных условий организации занятий.                           Тренировочный урок имеет основную. Подготовительную и заключительную части. Они взаимосвязаны , но в то же время решают самостоятельные задачи. Задачи подготовительной части урока: 1) Организация группы (привлечение внимания занимающихся к предстоящей работе), 2) Повышение работоспособности организма спортсменов, эмоциональный настрой  на предстоящую работу, 3) Предварительное разогревание, растягивание и увеличение эластичности мышц.  Средствами решения этих задач могут быть: a) Различные подготовительные упражнения общего характера; b) Игровые упражнения и подвижные игры. Методы выполнения упражнений: a) Равномерный, b) Повторный, c) Игровой, d) Круговой.                     Подготовительная часть состоит из двух частей. Основная задача первой части – поднять общую работоспособность организма за счет воздействия главным образом на вегетативные функции; второй – настроить на предстоящую работу, применяя в основном специально­подготовительные   упражнения.   Обычно   рекомендуется   сначала   выполнять упражнения для рук, плечевого пояса, затем туловища, тазовой области и ног.                      На подготовительную часть отводится около 10­20% общего времени урока, однако   продолжительность   разминки,   подбор   упражнений       и   их   соотношение   могут колебаться   в   значительных   пределах.   Это   зависит   от   индивидуальных   особенностей спортсмена, характера предстоящей работы, условий внешней среды.                      Основная часть должна соответствовать подготовленности занимающихся. Возрасту   и   полу,   периоду   и   этапу   подготовки,   избранной   специализации   и   другим факторам.  1. Ознакомление,   детализирование,   разучивание   или   совершенствование   техники Задачи основной части: 2. специальных упражнений и видов легкой атлетики.  Направленное воздействие на развитие физических качеств (например, воспитание выносливости или нескольких физических качеств). 3. Общее и специальное воспитание моральных, волевых и интеллектуальных качеств в плане комплексного подхода к воспитанию. В качестве учебного материала здесь используются  основные   и  вспомогательные   упражнения.  Наиболее   целесообразна следующая последовательность упражнений, или «блоков» тренировочных заданий: a) Для овладения и совершенствования техники, b) Развития быстроты и ловкости,  c) Развития силы, d) Развития выносливости. Тактические задачи решаются параллельно в процессе занятий. Методы выполнения упражнений: a) Равномерный, b) Повторный,c) Переменный, d) Интервальный, e) Игровой, f) Круговой, g) Контрольный.                     В отличие от подготовительной части характер упражнений в основной части сравнительно   однообразен.   Поэтому   последовательность   различных   упражнений необходимо   варьировать   так,   чтобы   занимающиеся   смогли   проявить   большую работоспособность  независимо от состояния организма.  На основную часть занятия отводится 70­85% общего времени урока. Заключительная часть.         Чтобы создать условия для перехода занимающихся к другому виду деятельности, организм необходимо привести в более спокойное состояние. Как правило, если нагрузка снижается постепенно, то отрицательной реакции не возникнет. Задачи заключительной части: 1. Направленное   постепенное   снижение   функциональной   активности   организма занимающихся. 2. Подведение итогов проведенного занятия и выдача задания на дом. Средствами для решения этих задач являются: a) Легкодозируемые упражнения, b) Умеренный бег, c) Ходьба, d) Относительно спокойные игры. Методы выполнения упражнений: a) Равномерный, b) Повторный, c) Игровой. На заключительную часть отводится 10­15% общего времени урока.  Объем и интенсивность физической нагрузки на занятиях.                   В спорте под объемом тренировочной нагрузки понимают сумму работы  ,  проделанной за занятия или какой­либо тренировочный цикл. Физическая нагрузка  определяется дозировкой упражнений или тренировочных заданий, их повторяемостью ,  длительностью. А также условиями выполнения. Физическая нагрузка во время тренировки регулируется: a) Изменением  количества упражнений и тренировочных заданий, b) Количеством повторений, c) Уменьшением или увеличением времени на выполнение задания, d) Увеличением или уменьшением темпа исполнения и амплитуды движений, e) Усложнением или упрощением выполнения упражнений, f) Использованием тренажеров и тренировочных устройств.                   Регулировать нагрузку во время тренировочного занятия – значит, обеспечить её оптимальный   объем   и   интенсивность.   Большое   значение   в   процессе   занятий   имеет рациональное   обеспечение   общей   плотности   тренировочного   урока.   К   оправданным относятся   следующие   затраты   времени:   демонстрация,   указания   преподавателя, выполнение   физических   упражнений   и   необходимый   отдых   перестроения,   установка снарядов и т.п. К неоправданным затратам урочного времени относятся его потери в связи с   организационными   или   другими   неполадками(«простой»   между   подходами   из­за недостатка оборудования, нарушения дисциплины и т.п.). Оптимальной плотности занятий способствует   сокращение   времени   на   перестроение   и   перерывы   между   упражнениями,применение   поточного   выполнения   упражнения,   заблаговременная   подготовка   мест занятий и инвентаря, включение дополнительных упражнений.                      Объем и интенсивность занятий можно также повысить за счет увеличения скорости   выполнения   упражнения,   дистанции,   веса   снарядов,   продолжительности выполнения упражнений   или тренировочных заданий; замены легких упражнений более сложными. Увеличения числа повторений.                    В каждом занятии есть своя мера предельно допустимых нагрузок. Но любая нагрузка   должна   определяться   и   зависеть   от   возраста,   пола,   подготовленности занимающегося.   Величину   тренировочной   нагрузки   можно   условно   разделить       на облегченную (малую), оптимальную (среднюю), жесткую (большую). Облегченные методы (компоненты нагрузок и отдыха) позволяют быстро восстановить 95% работоспособности организма,   Оптимальные методы тренировки характеризуются относительно медленным восстановлением работоспособности организма спортсмена, Жесткие методы тренировки являются очень тяжелыми и требуют много времени на восстановление организма.   Бег на короткие дистанции. Дальнейшее   изучение   и   совершенствование   техники   бега   по   прямой,   с   низкого старта и на вираже. Бег с ускорением по прямой на отрезках 40­80 м. с высокого и низкого старта. Вход в поворот с высокого и низкого старта, пробегая 60­100 м. Выход с поворота с ускорением на прямую с последующим выключением и бегом по инерции на отрезках от 50­60 м. до 100­120 м. Пробегание виража и прямой в различном темпе: спокойно, средне и быстро. Бег по прямой  с переключениями (20­30м. быстро, 20 м. по инерции, повторяя 2­3 раза). Участие в курсовках и соревнованиях на 60, 100, 200 и 400 м. Специальные упражнения. Частично использовать упражнения, рекомендованные для предыдущей возрастной группы.   Бег   в   упоре   на   гимнастическую   стенку   или   на   другой   предмет   на   частоту   с сохранением правильной осанки и техники движения ног. Бег с резиновым амортизатором, закрепленным  за гимнастическую  стенку,  на частоту и  на  технику  движений  руками  и ногами.  Бег  с   преодолением  сопротивления  партнера   спереди  и  сзади.  Бег  в  упоре   на движущийся предмет (конь, козел и пр.). Бег с забрасыванием голени назад и с высоким подниманием бедра на частоту при высоком положении ОЦТ. Пружинистые прыжки за счет   проталкивания   стопой.   Бег   прыжками   с   усилением   последующих   отталкиваний   с переходом на свободный бег по прямой. Чередование бега с высоким подниманием бедра, захлестом голени назад, семенящего бега и прыжков в шаге сериями на отрезках 100­150 м. Прыжки в шаге, пружинистый и семенящий бег с отягощениями (набивные мячи, гантели) и др.    Учебный план­график  на  учебный год.   Лёгкая атлетика. Знать ­ пробовать  этап начальной подготовки 2­3­4 класс 24 часа. № п/п 1 2 Содержание занятия Теория ОФП Итого часов6 5 3 4 СФП Контрольно­ переводные испытания Участие в  соревнованиях Инструкторская и  судейская практика Восстановительные мероприятия  8 Медицинское обследование Итого часов: 7   102 Учебный план­график на  учебный год.   Лёгкая атлетика. Уметь ­ использовать Этап начальной подготовки  5­6­7 класс ­ 24 часа. Содержание занятия 1 13 2 14 3 15 4 16 5 17 6 18 7 19 8 20 9 21 10 22 11 23 12 Итого часов 24 102 Учебный план­график на  учебный год.   Лёгкая атлетика. № п/ п 1 2 3 4 6 5 Теория ОФП СФП Контрольно­ переводные испытания Участие в  соревнования х Инструкторс кая и  судейская  практика Восстановите льные мероприятия  8 Медицинское обследование Итого часов: 7Навыки – развивать. Учебно­развивающий  этап 8­9 класс ­ 24 часа. Содержание занятия 2 1 5 13 14 15 16 17 3 4 6 18 8 7 19 20 21 22 23 24 10 11 12 Итого часов 9 102 № п/п 1 2 3 4 5 Теория ОФП СФП Контрольно­ переводные испытания Участие в  соревнованиях Инструкторская и  судейская практика Восстановительные мероприятия  8 Медицинское обследование Итого часов: 6 7   № п/п 1 2 3 4 5 Теория ОФП СФП Контрольно­ переводные испытания Участие в  соревнованиях Инструкторская и  судейская практика Восстановительные мероприятия  8 Медицинское обследование Итого часов: 6 7       Учебный план­график на учебный год Лёгкая атлетика. Знания, умения, навыки – совершенствовать. Этап совершенства 10­11 класс – 24 часа. Содержание занятия 1 13 2 3 14 15 4 16 5 17 6 18 7 19 8 9 20 21 10 22 11 12 итого часов 23 24 102Список литературы. 1. Алабин А.Г.  Организационно­методические основы многолетней тренировки юных легкоатлетов: Учебное пособие. Челябинск, 1977.  2. Вацула И. и др.  Азбука тренировки легкоатлета. Минск: Полымя, 1986.  3. Годик   М.А.  Контроль   тренировочных   и   соревновательных   нагрузок.  М.: Физкультура и спорт, 1980. 4. Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П.  Легкая атлетика: критерии отбора. М.: Терра­спорт, 2000.  5. Легкая атлетика (бег на короткие дистанции): Программа для детско­юношеских спортивных   школ,   специализированных   детско­юношеских   спортивных   школ олимпийского резерва (нормативная часть). М.: Советский спорт, 1989. 6. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции (100,200,400 м): Поурочная программа для детско­юношеских спортивных школ и специализированных детско­юношеских спортивных школ олимпийского резерва. М., 1985. 7. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977. 8. Озолин Э.С. Спринтерский бег. М.: Физкультура и спорт, 1986. 9. Основы управления  подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я. Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 1982. 10. Филин   В.П.  Теория   и   методика   юношеского   спорта:   Учебное   пособие   для институтов и техникумов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1987.