Программа по нравственно-эстетическому просвещению "На встречу друг к другу"
Оценка 4.7
Работа в классе
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
13.06.2017
Подготовка молодёжи к жизни в современных социально – экономических условиях занимает особое место среди множества актуальных проблем. К их числу относится определение молодёжи своей социальной и личной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений, построении долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной. Социально – психологическая практика показывает, что проблемы нарушенного межличностного взаимодействия со сверстниками противоположного пола занимает одно из первых мест. В подростковом и юношеском возрасте этот вопрос рассматривается на ряду других, связанных с самоопределением личности на пороге взросления.
В условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов в образовании создаётся возможность расширить внеурочную деятельность обучающихся, благодаря разработке новых программ нравственно – этической направленности для формирования личности осознающей и принимающей ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающей ценность труда, науки и творчества; соизмеряющей свои поступки с нравственными ценностями, осознающей свои обязанности перед семьёй, обществом и страной; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
В современных образовательных учреждениях вопрос нравственно – эстетического и нравственно - полового воспитания остаётся наиболее проблематичным.
Программ по работе с подрастающим поколениям по данным направлениям разработано мало. Эффективного воздействия по проблемам межличностных отношений также недостаточно из – за нехватки узких специалистов (психологов, социальных педагогов). Поэтому возникла необходимость разработки программы по нравственно – эстетическому просвещению обучающихся и родителей 8-9 классов.
Социально – педагогическая программа «На встречу друг к другу» модифицированная, тип программы этико – семейного просвещения. Направлена программа на развитие у подростков 14 – 15 лет жизненных приоритетов, ценностей и компетентностей, необходимых для успешного будущего и формирование позитивного отношения сверстников к друг другу, противоположному полу, окружающим людям.Социально – педагогическая программа «На встречу друг к другу» модифицированная, тип программы этико – семейного просвещения. Направлена программа на развитие у подростков 14 – 15 лет жизненных приоритетов, ценностей и компетентностей, необходимых для успешного будущего и формирование позитивного отношения сверстников к друг другу, противоположному полу, окружающим людям.
программа на встречу к друг к другу.doc
Государственное бюджетное образовательное учреждение Краснодарского
края специальная (коррекционная) школа №9 г. Краснодара
Программа по нравственноэстетическому просвещению
«На встречу друг к другу».
Подготовила:
Воспитатель: Брит М.П.
1 г. Краснодар
1. Пояснительная записка
Подготовка молодёжи к жизни в современных социально –
экономических условиях занимает особое место среди множества
актуальных проблем. К их числу относится определение молодёжи
своей социальной и личной позиции взрослого человека в системе
межличностных отношений, построении долговременной перспективы
жизни – профессиональной, гражданской, семейной. Социально –
психологическая практика показывает, что проблемы нарушенного
межличностного взаимодействия со сверстниками противоположного
пола занимает одно из первых мест. В подростковом и юношеском
возрасте этот вопрос рассматривается на ряду других, связанных с
самоопределением личности на пороге взросления.
В условиях внедрения новых федеральных государственных
стандартов в образовании создаётся возможность расширить
внеурочную деятельность обучающихся, благодаря разработке новых
программ нравственно – этической направленности для
формирования личности осознающей и принимающей ценности
человеческой жизни,
гражданского общества,
семьи,
многонационального российского народа, человечества; активно и
заинтересованно познающий мир, осознающей ценность труда, науки и
творчества;
соизмеряющей свои поступки с нравственными
ценностями, осознающей свои обязанности перед семьёй, обществом и
страной; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный
2 диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения
общих результатов;
В современных образовательных учреждениях вопрос
нравственно – эстетического и нравственно полового воспитания
остаётся наиболее проблематичным.
Программ по работе с подрастающим поколениям по данным
направлениям разработано мало. Эффективного воздействия по
проблемам межличностных отношений также недостаточно из – за
нехватки узких специалистов (психологов, социальных педагогов).
Поэтому возникла необходимость разработки программы по
нравственно – эстетическому просвещению обучающихся и родителей
89 классов.
Социально – педагогическая программа «На встречу друг к
другу» модифицированная, тип программы этико – семейного
просвещения. Направлена программа на развитие у подростков 14 –
15 лет жизненных приоритетов, ценностей и компетентностей,
необходимых для успешного будущего и формирование позитивного
отношения сверстников к друг другу, противоположному полу,
окружающим людям.
Набор в группу происходит по заявлению родителей и
заключенным двухсторонним договорам на оказание данного вида
услуги. Оптимальное число обучающихся в группе 20 – 25 человек.
Для решения поставленных задач в программе используются
следующие методы:
Анкетирование, опрос.
Игровые методы (развивающие,
взаимодействие и сотрудничество)
ролевые,
игры на
Упражнения (закрепляющие, систематизирующие)
3 Занятия с элементами тренинга (развивающие и формирующие)
Цель программы: поддержание и расширение нравственных и
позитивных взглядов,
позиций и установок в проблемах
межличностного взаимодействия со сверстниками и окружающими.
Задачи программы:
1.Создать условия для эффективного взаимодействия обучающихся.
2.Провести анализ проблем межличностных отношений учащихся и
степень формирования нравственно – эстетических установок.
3.Сформировать представление у учащихся о позитивном
взаимодействии со сверстниками и окружающими людьми.
4.Развить у учащихся точность межличностного восприятия
сверстников противоположного пола.
5.Способствовать навыку рефлексии, самоанализа и анализу внешней
информации.
6.Информировать родителей о возрастных изменениях подростков и
методах и формах нравственно эстетического воспитания.
Сроки и этапы реализации программы.
Срок реализации программы 3 месяца с периодичностью
занятий 1 раз в неделю. Общее количество часов 12: из них 2 часа
работа с родителями и 10 часов с обучающимися.
Программа « Навстречу к друг другу» состоит из 3х блоков
направленных на поэтапное информирование подростков о
нравственно эстетических нормах, формирование толерантного
отношения друг к другу, к сверстникам и окружающим.
Форма работы с обучающимися групповая и индивидуальная.
Критерии ограничения и противопоказания на участие в
программе.
4 Участие в данной программе предусматривает принципы
добровольности, целесообразности и необходимости. В программе не
могут принимать участие обучающиеся без разрешения родителей и
законных представителей и не изъявившие желание пройти обучение
по данной программе.
Ожидаемые результаты:
Проинформированные учащиеся и родители 8 – 9 классов о
позитивных методах общения и взаимодействия.
Развит навык социально поддерживающего и развивающего
поведения в семье и во взаимоотношении с друг другом и
противоположным полом.
Сформировано представление о перспективах своего будущего.
развит навык рефлексивного анализа, самоанализа.
Созданы информационные буклеты о правилах и нормах
поведения по взаимоотношениям между людьми.
Критерии оценки планируемых результатов:
количество информированных учащихся и родителей;
анкетирование учащихся по результатам проведённой программы;
наличие стендов и буклетов;
5 2. Содержание программы.
Программа « На встречу к друг другу» состоит из 3х блоков.
I блок «Твой круг общения»
Предварительный
анализ
проблем межличностного
взаимодействия подростков данной аудитории с целью выработки
плана мероприятий по рассмотрению выявленных вопросов.
Знакомство учащихся с нравственно эстетическими нормами
поведения в обществе, выработка навыка позитивного общения,
расширение понятий о межличностном взаимодействии подростков.
II блок « На пороге взросления»
Информирование учащихся и их родителей о возрастных
изменения подросткового и юношеского периодов, занятия по
отражение чувств к противоположному полу, выстраивание модели
поведения с окружающими и противоположным полом.
III блок «Мы и будущее»
Представление подростков о дальнейшей жизни, планирование
на будущее: семьи, карьеры; видении и выстраивание перспектив на
дальнейшее саморазвитие, образование и самореализацию. Итоговый
анализ изменений в позициях и установках нравственной
воспитанности.
6 7 I блок «Твой круг общения»
Цель
Задачи
Методы
Время
Название
мероприятий
1.Диагностика
нравственной
воспитанности
2.Занятие с
элементами
тренинга
«Я в мире
людей»
Диагностика
проблем в
общении
подростков.
Формировани
е навыков
уверенного
поведения,
бесконфликт
ного
общения.
Провести
анкетирование.
Проанализировать
полученные
данные.
Ознакомить с
результатами
диагностирования.
Сформировать
общий подход к
толерантному,
бесконфликтному
отношению с
окружающими.
Анкеты
30мин
1 час
Разбор
ситуаций,
игра
«Трёхглавый
змей»,
анализ
притчи.
Разобрать понятия
культуры и
поведения.
Проанализировать
поведение в разных
ситуациях.
Разбор
понятий,
ситуаций,
решение
нравственных
задач.
1 час
Провести анализ
понимания
терминов
уважение,
толерантность.
Проработать
ситуации общения
с разной
категорией людей
в разные
жизненные
моменты.
Ситуации,
игры:
«Письмо»,
«Телефонный
разговор»,
формулировк
а выводов об
общении,
терпимости и
взаимоуваже
ния.
1 час
3. Занятие
«Поведение и
культура»
Формирова
ние понятий
поведения и
культуры.
Формирова
ние понятий
общение и
уважение.
4. Занятие с
практикумом
«Общение и
уважение.
Общение с
разными
людьми»
Время, затраченное в данном блоке: 3,5 часа
Тематическое планирование
8 Название
мероприятий
1.Диагностика
этики
поведения.
II блок « На пороге взросления»
Цель
Задачи
Методы
Изучить
степень
этических
норм у
учащихся.
Провести
анкетирование.
Проанализировать
полученные
результаты
Анкета
2.Родительское
собрание
«Как услышать
подростка»
Осознание
родителями
своего стиля
поведения в
воспитании.
Информировать
родителей об
особенностях
подросткового
возраста
2 .Занятие с
элементами
тренинга
«Подросток –
это ты»
3. Дискуссия
«Возраст
первой любви».
4 Занятие
«Что каждый
молодой
человек
должен знать о
свидании».
Упорядочить
знания
подростков об
их изменениях
в
подростковом
возрасте
Выяснить
позицию
подростков во
взаимоотноше
ниях к
противополож
ному полу.
Формирова
ние
представления
о меж
личностных
отношениях
сверстников
противо
положного
пола
Определить
уровень знаний
подростков.
Сформировать
представление об
основных
изменениях в
данном возрасте.
Обсудить понятия
«любовь»,
«дружба».
Объяснить
правильные
манеры поведения
со сверстниками.
9
Разбор
ситуаций,
работа с
информацией,
анкета
Опрос, игра
«Кто Я?»,
игра
«Расскажи о
себе», анализ
изменений в
подростковом
возрасте.
Опрос
учащихся,
выработка
списка
параметров
привлекатель
ности.
Опрос мнений,
правила
поведения,
обсуждение
ценностей и
предпочтений
во взаимо
отношениях
юношей и
девушек.
Время
30 мин
1час
1,5час
1час
1час Время, затраченное в данном блоке: 4,5 часа
Название
мероприятий
1.Диагностика
отношений к
жизненным
ценностям.
2.Родительское
собрание
«Детям
до16...»
3. Занятие с
элементами
тренинга
«Моя будущая
семья»
4. Занятия –
дискуссия
«Мои
жизненные
перспективы»
III блок «Мы и будущее»
Цель
Задачи
Методы
Время
Изучение
заинтересован
ности
учащихся в
осознании
жизненных
приоритетов
Развитие
представлений
у родителей о
нравственно
половом
воспитании
подростков.
Создание
представлений
у учащихся о
будущей семье.
Выявить
уровень
сформирован
ности
представлений
о своём
будущем
подростков.
Опрос
учащихся об
отношении к
программе.
Анкета
30 мин
Провести
анкетирование.
Проанализировать
ответы
Анкета,
работа в
группах
1час
Игры и
упражнения
1 час
Рисуночный
тест,
лестница
приоритетов,
анкета
1час
Проанализировать
приёмы и методы
нравственно –
полового
воспитания
гендерного
подхода.
Проиграть
возможные
варианты будущих
отношений
подростков в
семейной жизни.
Провести анализ
представлений о
своём будущем
учащихся.
Провести анализ
проведённых
мероприятий.
Провести
анкетирование по
диагностике
воспитанности.
10 Время, затраченное в данном блоке: 4 часа
3. Диагностическая часть.
диагностика
уровня
Педагогическая
нравственной
воспитанности взята из литературных изданий по сопровождению
детей с отклоняющимся поведением. Некоторые анкеты разработаны
автором программы.
В программе в начале и в конце изучается уровень нравственной
воспитанности обучающихся по четырём методикам:
диагностика нравственной самооценки (приложение№1);
диагностика этики поведения (приложение№2);
диагностика отношения к жизненным ценностям (приложение№3);
диагностика нравственной мотивации(приложение№4);
Кроме этого в программе предусмотрена промежуточная
педагогическая диагностика для выявления отношения к
окружающим, отношения к себе (анкеты и опросники, незаконченные
предложения).
11 4. Ресурсы, необходимы для эффективной реализации
программы.
Данная программа может быть полностью реализована при
воздействии следующих факторов:
1. Научно – теоретического обеспечения;
2. Организационно – методического обеспечения;
3. Материально – технического обеспечения.
При реализации программы учитываются следующие принципы:
1. Добровольности: принцип предполагает работать в рамках данной
программы подросткам по собственному желанию без
принуждения.
2. Гуманизма: принцип предполагает реальную оценку возможностей
личности, оказание ей содействия в становлении, самореализации.
3. Деятельного подхода:
принцип предполагает развитие
целенаправленной активности, реализуется через активные формы
обучающей, развивающей, творческой деятельности.
12 5.Тезаурус
Нравственность совокупность норм, определяющих
поведение человека.
Нравственное воспитание одна из форм воспроизводства,
наследования нравственности в обществе.
Этика философская наука, объектом изучения которой
является мораль, нравственность как форма общественного сознания,
как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека,
специфическое явление общественноисторической жизни.
Мораль
нравственность, один из основных способов
нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма
общественного сознания и вид общественных отношений (моральные
отношения); предмет специального изучения этики.
Эстетика
философская наука,
изучающая сферу
эстетического как специфического проявления ценностного
отношения между человеком и миром, и область художественной
деятельности людей.
Толерантность социологический термин, обозначающий
терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и
13 вероисповеданию,
толерантность
обычаям,
заключается в осознании и предоставлении другим их права жить в
национальности,
соответствии с собственным мировоззрением и служить ценностям их
самобытной культуры.
Чувство эмоциональный процесс человека, отражающий
субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным
объектам.
Эмоции субъективные реакции человека на воздействие
внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде
удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.
6. Список литературы.
1. Черникова Т. В., Камышанова И. В. Возраст первой любви.
Воспитание чувств: классные часы и клубные занятия для
старшеклассников. – М.: Глобус, 2006
2. Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной
мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.:
ВАКО, 2004
3. Фалькович Т.А., Толстоухова Н. С., Высоцкая Н. В. Подростки
XXI века психолого – педагогическая работа в кризисных
ситуациях: 8 – 911 классы. – М., ВАКО, 2007
4. Чеснакова Г.С., Зякина А.В., Чикалова Е.В. Воспитание лидера.
Секреты эффективной педагогики. – Волгоград издательство
«Учитель», 2008.
Интернетресурсы.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/
http://ayp.ru/library
http://razvitoy.ru/podrostkovayalyubov/
14 http://tolerantnost.narod.ru/practic.html
http://pedsovet.org/
15
Программа по нравственно-эстетическому просвещению "На встречу друг к другу"
Программа по нравственно-эстетическому просвещению "На встречу друг к другу"
Программа по нравственно-эстетическому просвещению "На встречу друг к другу"
Программа по нравственно-эстетическому просвещению "На встречу друг к другу"
Программа по нравственно-эстетическому просвещению "На встречу друг к другу"
Программа по нравственно-эстетическому просвещению "На встречу друг к другу"
Программа по нравственно-эстетическому просвещению "На встречу друг к другу"
Программа по нравственно-эстетическому просвещению "На встречу друг к другу"
Программа по нравственно-эстетическому просвещению "На встречу друг к другу"
Программа по нравственно-эстетическому просвещению "На встречу друг к другу"
Программа по нравственно-эстетическому просвещению "На встречу друг к другу"
Программа по нравственно-эстетическому просвещению "На встречу друг к другу"
Программа по нравственно-эстетическому просвещению "На встречу друг к другу"
Программа по нравственно-эстетическому просвещению "На встречу друг к другу"
Программа по нравственно-эстетическому просвещению "На встречу друг к другу"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.