Программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики», автор: А. Я. Данилюк. Включает календарно - тематическое планирование.
программа орксэ 4 класс 2016-2017.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов
01.06.2016 г.
Протокол № 11
Руководитель МО учителей начальных классов
Чирко Е.И.
Рабочая программа курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
4 класс
на 2016 – 2017 учебный год
Основа составления рабочей программы
Учебник
Программа разработана на основе Концепции духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, авторы: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков и
авторской учебной программы «Основы религиозных культур и
светской этики», автор: А. Я. Данилюк.
Р.Б. Амиров, О.В. Воскресенский, Т.М. Горбачева, Б.У. Китинов, Б.А.
Малышев, Н.Г. Пропирный, К.В. Савченко, К.Т. Сергазина. Т.Д. Шапошникова
«Основы мировых религиозных культур», Т.А. Костюкова. О.В. Воскресенский.
К.В. Савченко, Т.Д. Шапошникова «Основы православной культуры», А.А.
Шемшурин, Н.М. Брунчукова, Р.Н. Демин, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошникова
«Основы светской этики». Москва «Дрофа» 2013 г, стр 197, Рекомендовано
Министерством образования и науки Российской Федерации
Ф.И.О. педагога (педагогов), разработавшего (их) рабочую программу Чирко Е.И.
Ф.И.О. педагога (педагогов), реализующего (их) рабочую программу
Чирко Е.И.
1 ч.
Количество часов в неделю
34ч.
Количество часов в год
0 ч. стартовый контроль
В том числе часов на проведение промежуточной аттестации
0 ч. – промежуточный контроль
0 ч. – итоговый контроль
0 ч. – тематический контроль
г. Нижневартовск
2016 г. 1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета ««ОРКСЭ»
Содержание
2. Содержание учебного предмета ««ОРКСЭ»
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6.
Основы светской этики.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Характеристика универсальных учебных действий
Предметные:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций
многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные,
познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и
других материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебнонаучного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология
продуктивного чтения, работа в малых группах.
Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и
культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных
форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:
о мировых религиях;
об основателях религий мира,
о священных книгах религий мира;
о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,
об искусстве в религиозной культуре;
узнают:
названия мировых религий,
имена основателей религий мира,
названия основных праздников религий мира,
особенности священных зданий каждой из традиционных религий;
научатся:
воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
работать с различными источниками информации;
осуществлять творческую деятельность;
овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОРКСЭ
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их
понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Содержание учебника построено с учетом:
мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала учащихся и т. д.;
возрастных особенностей обучающихся;
новизны и особенностей содержания курса;
культурологической направленности курса;
направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников;
имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников;
возможностей нового предмета для развития не только духовнонравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с
другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и
воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и
30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в
жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из
учебных модулей.
Учебный модуль «Основы светской этики»
1.Основное содержание курса (34 часа)
2. Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
3. Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.
4. Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
5. Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
6. Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
7. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
8. Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.
9. Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.
10. Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.
11. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
12. Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
13. Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.
14. Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть
справедливым.
15. Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».
16. Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
17. Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»
18. Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.
19. Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.
20. Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше
время?
21. Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило
нравственности в жизни.
22. Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.
23. Что такое честь. Что такое достоинство.
24. Что такое совесть.
25. Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».
26. Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.
27. Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.
28. Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства. 29. Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.
30.Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.
31. Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его
выбирать.
32. Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
33. Любовь и уважение к Отечеству.
34. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
1. Знакомство с новым предметом
Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих
Россию.
Религиозные разногласия и войны. Позиция религиозных лидеров в современном мире. Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане.
2. Верования разных народов
Изучение культуры прошлого научными методами. Археология и археологические находки.
Мифология и литературные источники. Географические и природные особенности Австралии.
Быт австралийских аборигенов. Представления о мире и человеке у австралийских аборигенов. Легенда о бумеранге. Географические и природные
особенности Северной и Южной Америки. Коренное население Америки. Цивилизации майя, ацтеков, инков. Особенности мифологии майя. Священные
сооружения древних цивилизаций Северной и Южной Америки. Легенда о Солнце. Географические и природные особенности Японии. Традиции и
современность.
Отношение к природе в японской культуре. Синтоизм. Особенности культа и синтоистские храмы.
Культ природы в верованиях древних славян, объекты почитания: деревья, вода, солнце, огонь. Образ идеального царства и образ дикого леса. Леший и
водяной. Почитаемые славянами
животные и птицы. Славянские капища и идолы.
3. Иудаизм
Вера в единого Бога. Запрет на произнесение имени Бога и изображение Бога.
Представления о Боге в иудаизме. Представления о сотворении мира и человека в иудаизме.
Шаббат. Тора как еврейский религиозный закон. Пятикнижие и его содержание. Правило Гилеля. Еврейские мудрецы о сути иудаизма. Смысл заповеди о
любви к ближнему.
Обряды жизненного циклав иудаизме: бритмила, бармицва и батмицва, свадьба.
4. Христианство
Христианство и его распространение в мире .Основные направления христианства:
православие, католицизм, протестантизм. Первые люди Адам и Ева.
Христианские представления о грехе. Иисус Христос — Спаситель. Книги Библии.
Переводы Библии на языки мира. Роль Библии в развитии письменности. Происхождение славянской письменности, Кирилл и Мефодий. Государство Ватикан
и Папа Римский. Католические священно и церковнослужители. Происхождение
протестантизма. Значение Священного Писания в протестантизме. Проповедническая и миссионерская деятельность протестантских пасторов.
5. Ислам
Мусульмане. Распространение ислама в мире. Представления о Боге в исламе.
Запрет на изображение Бога. Первые люди Адам и Хава. Пророки в исламе.
Пророк Мухаммад — «печать пророков». Коран — священная книга мусульман.
Сунна — предание о жизни пророка Мухаммада. Значение Корана и Сунны в религиозной
и повседневной жизни мусульман. Пять столпов ислама. Шахада. Мекка, мечеть АльХарам,
Кааба. Черный камень и легенды о его происхождении.
6. Буддизм
Буддизм — старейшая мировая религия. Рождение, детство и юность Сиддхартхи.
Четыре встречи. Испытания Сиддхартхи в джунглях. Решение о выборе срединного пути.
Просветление. Представление о круге перевоплощений в буддизме. Четыре благородные
истины буддизма. Восьмеричный путь избавления от страданий. Распространение буддизма.
Ламы и их роль в религиозной и повседневной жизни буддистов. Буддийские храмы.
Трипитака. Языки священных буддийских текстов. Санскрит.
7. Подведение итогов
Общие гуманистические основы религиозных культур. Общечеловеческие ценности.
Ценности, объединяющие различные религиозные культуры. Красота.
Защита индивидуальных проектов.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
1. Понятие «священный» в отношении к родной истории и культуре. Священное
значение Государственных символов России (Государственных Гимна, Герба, Флага). Любовь к Родине. Особая роль
православия в истории и становлении духовности и культуры России.
2. Священные страницы истории Отечества. Дни Победы в Российском историческом календаре. Память о народном и
воинском подвиге в отечественной истории и культуре.
3. Всемирно известные памятники православной культуры России — храмы, иконы, книги, монастыри.
4. Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культуре. Выдающиеся герои, святые люди России и
подвижники веры и благочестия.
5. Православные традиции патриотического и социального служения в современной России.
6. Семейные ценности в российской истории, отечественной культуре и современной жизни.
7. Возрождение православной культуры России в конце XX – начале XXI века.
8. Нравственные основы православной культуры России: доброведение и доброделание. 9.Азбука духовно_нравственной жизни:
благодарность,
дружба,
ответственность,
честность,
осторожность,
трудолюбие, милосердие.
Учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодѐжи, о возрождении именно этих качеств надо прежде всего
заботиться как родителям, так и школьным педагогам.
Тематическое планирование курса «Основы мировых религиозных культур 4 класс»
Тема урока
Содержание
Планируемый результат
№ Учебная
неделя
Тема
раздела
Колво
часов
раздела
1
1
2
3
2
3
4
1 неделя
2 неделя
Знакомство
с новым
предметом
3 часа
3 неделя
5
6
1 четверть – 9 часов
Россия – наша Родина Знакомство с новым
Духовные ценности
человека. Культура и
религия
предметом
Россия как государство.
Россия как часть планеты
Земля. Культура и
духовные ценности
человечества. Общие
духовные ценности
народов, населяющих
Россию.
Религиозные
разногласия и войны.
Позиция религиозных
7
Предметные:
знание, понимание и принятие
обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, как основы культурных
традиций многонационального народа
России; знакомство с основами светской и
религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных
отношений в обществе;
Не совсем обычный
урок. Съезд в Астане.
«Мы желаем
каждому человеку
мира»
Промежут
очная
аттестаци
я
8 лидеров
в
современном мире.
лидеров
Съезд
мировых
и
традиционных
религий в Астане
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели
урока после предварительного
обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и
формулировать учебную задачу
(проблему).
Совместно с учителем составлять план
решения задачи.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая
информация понадобится для решения
учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения
учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей,
энциклопедий, справочников и других
материалов.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей:
оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных
и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей:
высказывать свою точку зрения и
обосновывать её, приводя аргументы.
4
4 неделя Веровани
5 часов
Древние верования и Изучение культуры
Предметные: я разных
в мифах,
легендах
и
сказаниях
5
6
7
8
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
религиозные культы
Рассказ Сэнди о
верованиях
коренного населения
Австралии
Рассказ Алекса о
верованиях
коренного населения
Америки
Акико рассказывает
о мифологии и
культуре Японии
Саша рассказывает о
верованиях древних
славян
прошлого научными
методами. Археология и
археологические находки.
Мифология и
литературные источники.
Географические и
природные особенности
Австралии.
Быт австралийских
аборигенов. Представления
о мире и человеке у
австралийских аборигенов.
Легенда о бумеранге.
Географические и
природные особенности
Северной и Южной
Америки. Коренное
население Америки.
Цивилизации майя,
ацтеков, инков.
Особенности мифологии
майя. Священные
сооружения древних
цивилизаций Северной и
Южной Америки. Легенда
о Солнце. Географические
и природные особенности
Японии. Традиции и
современность.
Отношение к природе в
японской культуре.
Синтоизм. Особенности
культа и синтоистские
храмы.
Культ природы в
формирование первоначальных
представлений о верованиях разных
народов, осознание ценности
нравственности и духовности в
человеческой жизни.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели
урока после предварительного
обсуждения.
В диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и оценивать свою работу
и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая
информация понадобится для решения
учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения
учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей,
энциклопедий, справочников и других
материалов.
Добывать новые знания: извлекать
информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, рисунок и
др.).
Коммуникативные УУД: 9
9 неделя Иудаизм
5 часа
Представления
Боге в иудаизме
о
Слушать других людей, рассматривать их
точки зрения, относиться к ним с
уважением, быть готовым изменить свою
точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников
и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить
вопросы к тексту и искать ответы;
проверять себя); отделять новое от
известного; выделять главное.
Предметные:
знание, понимание и принятие
обучающимися ценностей, нравственность,
долг, как основы культурных традиций
осознание ценности нравственности и
духовности в человеческой жизни
верованиях древних славян,
объекты почитания:
деревья, вода, солнце,
огонь. Образ идеального
царства и образ дикого
леса. Леший и водяной
почитаемые славянами
животные и птицы.
Славянские капища и
идолы.
Вера в единого Бога.
Запрет на произнесение
имени Бога и изображение
Бога.
Представления о Боге в
иудаизме. Представления о
сотворении мира и
человека в иудаизме.
Шаббат. Тора как
еврейский религиозный
закон. Пятикнижие и его
содержание. Правило
Гилеля. Еврейские мудрецы
о сути иудаизма. Смысл
заповеди о любви к
ближнему.
Обряды жизненного цикла
в иудаизме: бритмила, бар
мицва и батмицва, свадьба.
10
10
неделя
Мир и человек в
иудаизме
2 четверть – 7 часов
Отношения детей и
родителей в традиционной
Метапредметные:
Регулятивные УУД: 11
12
13
11
неделя
12
неделя
13
неделя
Тора и заповеди
О чём говорит
иудейский Закон
Религиозные обряды
и ритуалы в иудаизме
еврейской семье.
Обязанности членов семьи.
Правило Гигеля. Еврейские
мудрецы о сути иудаизма.
Смысл заповеди о любви к
ближнему. Вера в приход
Мессии и Царство
справедливости. Значение и
смысл благотворительности
в иудейской традиции.
Изучение Торы и
отношение к учению и
знаниям в иудейской
традиции. Отношение к
природе и живым
существам в иудаизме.
Самостоятельно формулировать цели
урока после предварительного
обсуждения.
Работая по плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости исправлять
ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и оценивать свою работу
и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая
информация понадобится для решения
учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения
учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей,
энциклопедий, справочников и других
материалов.
Перерабатывать полученную информацию:
делать выводы на основе обобщения
знаний.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей:
оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных
и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей:
высказывать свою точку зрения и
обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их
точки зрения, относиться к ним с
уважением, быть готовым изменить свою
точку зрения. 14
15
16
14
неделя
15
неделя
16
неделя
Христиан
ство
6 часов
Представление о
Боге и мире в
христианстве
Представление о
человеке в
христианстве. Тест
Библия – священная
книга христиан
Предметные:
знание, понимание и принятие
обучающимися ценностей: нравственность,
долг, милосердие, формирование
первоначальных представлений обоге,
религиозной культуре и их роли в истории
и современности России;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели
урока после предварительного
обсуждения.
В диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и оценивать свою работу
и работу других учащихся.
Христианство и его
распространение в мире.
Основные направления
христианства:
православие, католицизм,
протестантизм. Первые
люди Адам и Ева.
Христианские
представления о грехе.
Иисус Христос —
Спаситель. Книги Библии.
Переводы Библии на языки
мира. Роль Библии в
развитии письменности.
Происхождение славянской
письменности, Кирилл и
Мефодий. Государство
Ватикан
и Папа Римский.
Католические священно и
церковнослужители.
Происхождение
протестантизма.
Значение Священного
Писания
в
протестантизме.
Проповедническая и
миссионерская
деятельность
протестантских
пасторов
3 четверть – 10 часов 17
18
19
17
неделя
18
неделя
19
неделя
Православие
Католицизм
Протестантизм
20
20
неделя
Ислам
5 часов
Представление о
Боге и мире в исламе
церковь.
Православная
Правила
жизни
православных верующих.
Православный
храм:
внешний вид и внутреннее
устройство. Православные
священно
и
церковнослужители.
иконы,
Православные
почитание
икон
верующими. Православные
праздники:
Рождество
Христово, Пасха.
Образ Девы Марии в
искусстве.
Католическое
искусство.
Особенности
католического
богослужения.
Архитектура католических
соборов, внешний вид и
внутреннее убранство.
Протестантские священные
сооружения, внешний вид и
внутреннее
убранство.
Особенности
протестантского
богослужения.
Многообразие
протестантских церквей,
основные различия между
ними.
Распространение
протестантизма в мире.
Мусульмане.
Распространение ислама в
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая
информация понадобится для решения
учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения
учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей,
энциклопедий, справочников и других
материалов.
Добывать новые знания: извлекать
информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, рисунок и
др.).
Перерабатывать полученную информацию:
сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений и
событий.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей:
оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных
и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей:
высказывать свою точку зрения и
обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их
точки зрения, относиться к ним с
уважением, быть готовым изменить свою
точку зрения.
Предметные: 21
22
23
24
21
неделя
22
неделя
23
неделя
24
неделя
Пророк Мухаммад
Коран и Сунна
Столпы ислама.
Праздники ислама
Священные города и
сооружения ислама
мире. Представления о
Боге в исламе.
Запрет на изображение
Бога. Первые люди Адам и
Хава. Пророки в исламе.
Пророк Мухаммад —
«печать пророков». Коран
— священная книга
мусульман.
Сунна — предание о жизни
пророка Мухаммада.
Значение Корана и Сунны в
религиозной
и повседневной жизни
мусульман. Пять столпов
ислама. Шахада. Мекка,
мечеть АльХарам,
Кааба. Черный камень и
легенды о его
происхождении.
Праздник
Ураза-
байрам. Закят, его
значение в жизни
мусульманской
общины.
традиции
паломничества
к
святыням ислама.
Праздник Курбан-
байрам.
Мечеть
Пророка,
могила
пророка Мухаммада.
Иерусалим,
мечеть
Хадж,
формирование первоначальных
представлений о культуре и веровании
ислама, их роль в истории и
современности России;
осознание ценности нравственности и
духовности в человеческой жизни.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Работая по плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости исправлять
ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и оценивать свою работу
и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию:
сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений и
событий.
Преобразовывать информацию из одной
формы в другую: составлять простой план
учебнонаучного текста,
представлять информацию в виде текста,
таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Слушать других людей, рассматривать их
точки зрения, относиться к ним с
уважением, быть готовым изменить свою 25
26
25
неделя
26
неделя
Буддизм
4 часа
Жизнь Будды
Учение Будды
27
28
27
неделя
28
неделя
Духовные наставники
и священные
сооружения буддизма
Священные тексты
буддизма
Аль-Акса.
Мечеть,
внешний вид и
внутреннее
убранство. Символы
ислама.
Правила
поведения в мечети.
Буддизм — старейшая
мировая религия.
Рождение, детство и
юность Сиддхартхи.
Четыре встречи.
Испытания Сиддхартхи в
джунглях. Решение о
выборе срединного пути.
Просветление.
Представление о круге
перевоплощений в
буддизме. Четыре
благородные
истины буддизма.
4 четверть 8 часов
Восьмеричный путь
избавления от страданий.
Распространение буддизма.
Ламы и их роль в
религиозной и
повседневной жизни
буддистов. Буддийские
храмы.
Трипитака. Языки
точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников
и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить
вопросы к тексту и искать ответы,
проверять себя. Договариваться с людьми:
сотрудничать в совместном решении
задачи, выполняя разные роли в группе.
Предметные:
формирование первоначальных
представлений о культуре и веровании
буддизма, их роль в истории и
современности России;
осознание ценности нравственности и
духовности в человеческой жизни
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели
урока после предварительного
обсуждения.
В диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и оценивать свою работу
и работу других учащихся.
Познавательные УУД: священных буддийских
текстов. Санскрит.
Буддийские
монастыри, внешний
вид и внутреннее
убранство.
Священные
буддийские
сооружения
территории России.
на
29
30
31
32
33
29
неделя
30
неделя
31
неделя
32
неделя
33
6 часов
Подведен
ие итогов.
Защита
проектов
«Золотое правило
нравственности»
Не совсем обычный
урок. Интересный
разговор
тест
Защита проектов
Защита проектов
Защита проектов
Общие гуманистические
основы религиозных
культур.
Общечеловеческие
ценности.
Ценности, объединяющие
различные религиозные
культуры. Красота.
Защита индивидуальных
проектов.
Ориентироваться в своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая
информация понадобится для решения
учебной задачи в один шаг.
Перерабатывать полученную информацию:
сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений и
событий.
Перерабатывать полученную информацию:
делать выводы на основе обобщения
знаний.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей:
высказывать свою точку зрения и
обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их
точки зрения, относиться к ним с
уважением, быть готовым изменить свою
точку зрения.
Договариваться с людьми: сотрудничать в
совместном решении задачи, выполняя
разные роли в группе.
Предметные:
понимание и принятие обучающимися
ценностей: Отечество, нравственность,
долг, милосердие, миролюбие, как основы
культурных традиций,
представление
проектов
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели 34
неделя
34
неделя
Защита проектов
урока после предварительного
обсуждения.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая
информация понадобится для решения
учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей:
высказывать свою точку зрения и
обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их
точки зрения, относиться к ним с
уважением, быть готовым изменить свою
точку зрения. Тематическое планирование курса «Основы светской этики 4 класс»
№ Учебная
неделя
Тема
раздела
1
1
2
2
3
1 неделя
2 неделя
Знакомство
с новым
предметом
Колво
часов
раздела
4
2 часа
Промежут
очная
аттестаци
я
8
Тема урока
Содержание
Планируемый результат
5
6
1 четверть – 9 часов
Россия – наша Родина Россия − наша Родина.
Духовные ценности
человека. Культура и
религия
Духовный мир человека.
Культурные традиции.
Светская этика и её
значение в жизни человека.
Мораль и нравственность
7
Предметные:
знание, понимание и принятие
обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, как основы культурных
традиций многонационального народа
России; знакомство с основами светской и
религиозной морали,
Метапредметные: Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели
урока после предварительного
обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и
формулировать учебную задачу
(проблему).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая
информация понадобится для решения
учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения
учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей,
энциклопедий, справочников и других
материалов.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей:
оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных
и жизненных речевых ситуаций.
3
4
3 неделя
4 неделя
Знакомств
о
с
основами
этики
2 часа
Не совсем обычный
урок. Диалог о
философии и этике
Не совсем обычный
урок. Продолжение
диалога об этике.
Мораль и
нравственность
Знакомство с понятием
философия,
этика.
Формирование
представления о великих
философах.
Знакомство с понятием
этика, мораль.
Предметные:
знакомство с основами светской и
религиозной морали,
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели Формирование
представления о великих
философах. Высшие
нравственные ценности,
идеалы, принципы
морали.
Особенности морали.
Правила морали. Кто
должен заботиться о
соблюдении моральных
норм в обществе
урока после предварительного
обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и
формулировать учебную задачу
(проблему).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая
информация понадобится для решения
учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения
учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей,
энциклопедий, справочников и других
материалов.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей:
оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных
и жизненных речевых ситуаций.
4 часа
Что такое
добродетель
Учение Аристотеля о
добродетелях
Нравственные
качества
Терпение и
терпимость
Добро и зло. Почему
нужно стремиться к
добру и избегать зла.
Как менялись
представления о добре и
зле в ходе истории.
Добродетель и порок.
Кто такой
добродетельный человек.
Как понимал
Предметные:
знакомство с основными нравственными
качествами, понятием добродетель
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели
урока после предварительного
обсуждения.
5
6
7
8
5 неделя Этические
учения о
добродете
лях
6 неделя
7 неделя
8 неделя добродетель
древнегреческий
философ Аристотель.
Какое чувство важно
сохранять при
стремлении к
добродетели. Анализ
притч, понятие терпимость,
нравственность, терпение
9
9 неделя Этика о
нравствен
ном
выборе
6 часов
Не совсем обычный
урок.
Суд над
Сократом.
Знакомство с биографией
Сократа
Совместно с учителем обнаруживать и
формулировать учебную задачу
(проблему).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая
информация понадобится для решения
учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения
учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей,
энциклопедий, справочников и других
материалов.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей:
оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных
и жизненных речевых ситуаций.
Предметные:
знание, понимание и принятие
обучающимися ценностей, нравственность,
долг, как основы культурных традиций
многонационального народа России;
знакомство с основами светской и
религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных
отношений в обществе;
10
10
Убеждения
Что такое свобода. Как Метапредметные:
2 четверть – 7 недель 11
12
13
14
неделя
11
неделя
12
неделя
13
неделя
14
неделя
Нравственный выбор
Совесть. Долг
Ответственность
Этика о воспитании
самого себя
связана свобода с
моральным выбором.
В каких ситуациях
морального выбора чаще
всего оказывается
человек.
Что такое
ответственность. При
каких условиях
возможно ответственное
поведение.
Высказывания
Д.Лихачёва, анализ и
чтение притч.
Знакомство
биографией
Фрагментом
«Маленький
Знакомство
биографией философов.
с
Эзопа.
сказки
принц».
с
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем составлять план
решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости исправлять
ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и оценивать свою работу
и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
Отбирать необходимые для решения
учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей,
энциклопедий, справочников и других
материалов.
Перерабатывать полученную информацию:
сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений и
событий.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей:
оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных
и жизненных речевых ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников
и при этом: вести «диалог с автором»,
проверять себя. Договариваться с людьми:
сотрудничать в совместном решении
задачи, выполняя разные роли в группе.
15
16
15
неделя
16
неделя
Этика о
добродете
ли
справедли
3 часа
Справедливость. Тест
Государство,
основанное на
Знакомство с китайскими
философами
понятие
справедливость
Знакомство с китайскими
Предметные:
знание, понимание и принятие
обучающимися ценностей справедливости, вости и
справедли
вом
государст
ве
справедливости
философами, взгляды на
государственное
устройство
светской этики, философскими понятиями
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Работая по плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости исправлять
ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и оценивать свою работу
и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая
информация понадобится для решения
учебной задачи в один шаг.
Преобразовывать информацию из одной
формы в другую: составлять простой план
учебнонаучного текста.
Коммуникативные УУД:
Слушать других людей, рассматривать их
точки зрения, относиться к ним с
уважением, быть готовым изменить свою
точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников
и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить
вопросы к тексту и искать ответы;
проверять себя); отделять новое от
известного; выделять главное; составлять
план. 17 17
неделя
18
19
20
21
18
неделя
19
неделя
20
неделя
21
неделя
Государство.
Светская этика
Нравствен
ный закон
человечес
кой жизни
4 часа
Нравственный закон.
Десять заповедей
Заповеди любви
Любовь основа
жизни
Прощение
3 четверть – 10 часов
государства,
Конституция
Символы
государственные
праздники,
РФ
Нравственные
Моисея, заповеди
Знакомство с Библией,
заповедями христиан
Понятие любовь, любовь в
семье
Понятие прощения
законы
Договариваться с людьми: сотрудничать в
совместном решении задачи, выполняя
разные роли в группе.
Предметные:
знание, понимание и принятие
обучающимися ценностей справедливости,
прощения, любви, 10 заповедей
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Работая по плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости исправлять
ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и оценивать свою работу
и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая
информация понадобится для решения
учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные УУД:
Слушать других людей, рассматривать их
точки зрения, относиться к ним с
уважением, быть готовым изменить свою
точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников
и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить 22
23
24
25
26
22
неделя
23
неделя
24
неделя
25
неделя
26
неделя
5 часов
Этика об
отношени
и людей
друг
к
другу
Древнегреческие
мыслители о дружбе
Этика об отношении
к другим людям и
самому себе
Мысли и поступки.
Слова и речь
Милосердие
Золотое правило
нравственности
милосердие,
Знакомство с заповедями
мусульман, кораном
Понятия мысль, поступки
Понятия
благотворительность
Знакомство с биографией
Сухомлинского,
понятие
нравственность
появилось
Почему
правило
золотое
нравственности.
Как
формулируется золотое
правило нравственности.
Как применять золотое
правило нравственности
в жизни
вопросы к тексту и искать ответы;
проверять себя).
Предметные:
формирование первоначальных
представлений о философских мыслях о
дружбе, слове, милосердии,
нравственности
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Работая по плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости исправлять
ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и оценивать свою работу
и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая
информация понадобится для решения
учебной задачи в один шаг.
Преобразовывать информацию из одной
формы в другую: составлять простой план
учебнонаучного текста.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей:
высказывать свою точку зрения и
обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их 4 четверть – 8 часов
Биография А. Швейцера
Басни Л.Толстого, Эзопа
Анализ статей Д. Лихачёва
4 часа
Как
сегодня
жить по
нравствен
ным
законам
27
28
29
30
27
неделя
28
неделя
29
неделя
30
неделя
Нравственные законы
в современном мире
Альберт Швейцер
Этическое учение
Л.Н. Толстого. Тест
Не совсем обычный
урок. «Идти дорогою
добра»
точки зрения, относиться к ним с
уважением, быть готовым изменить свою
точку зрения.
Договариваться с людьми: сотрудничать в
совместном решении задачи, выполняя
разные роли в группе.
Предметные:
понимание и принятие нравственных
законов современного мира, этических
учений
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели
урока после предварительного
обсуждения.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая
информация понадобится для решения
учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей:
высказывать свою точку зрения и
обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их
точки зрения, относиться к ним с
уважением, быть готовым изменить свою
точку зрения. 31
32
33
34
31
неделя
32
неделя
33
неделя
34
неделя
Защита
проектов
4 часа
Защита проектов
Защита проектов
Защита проектов
Защита проектов
Защита проектов
Защита проектов
Тематическое планирование курса «Основы православной культуры 1 класс»
№ Учебная
неделя
Тема
раздела
Колво
часов
раздела
Тема урока
Содержание
Планируемый результат
1
1
2
2
3
4
5
1 неделя
2 неделя
Знакомство
с новым
предметом
2 часа
Россия – наша Родина
Духовные ценности
человека. Культура и
религия
6
1 четверть – 9 часов
Восстановление целостного
представления о нашей
Родине России.
Формирование
представления о духовном
мире людей и культурных
традициях
7
Предметные:
знание, понимание и принятие
обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, как основы культурных
традиций многонационального народа
России; знакомство с основами светской и
религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных
отношений в обществе;
Промежут
очная
аттестаци
я
8 Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели
урока после предварительного
обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и
формулировать учебную задачу
(проблему).
Совместно с учителем составлять план
решения задачи.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая
информация понадобится для решения
учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения
учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей,
энциклопедий, справочников и других
материалов.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей:
оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных
и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей:
высказывать свою точку зрения и
обосновывать её, приводя аргументы.
3
3 неделя Введение
8 часов
Колокола
Колокольный звон – один
Предметные: в
православ
ную
культуру
4
5
6
7
8
9
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
Православный храм
Как христианство
пришло на Русь.
Православие
Жизнь Иисуса
Христа
Священное писание.
Святые
равнопостальные
Кирилл и Мефодий
Не совсем обычный
урок
О душе
из символов русской
культуры. Различные виды
колокольных звонов на
Руси. Значение
колокольных звонов в
русской истории. Место
колокольного звона в
русской классической
музыкальной культуре.
Храм – дом Божий.
Традиции строительства
храмов на Руси. Храмы как
произведения архитектуры
и искусства.
Принятие христианства на
Руси. Летописные
свидетельства о крещении
Руси. Представления о боге
в христианстве Иисус
Христос. Православие.
Распространение
православия в мире.
Православие как
традиционная религия
России.
Евангелие. События,
предшествующие рождению
Иисуса Христа.
Благовещение. События
жизни Иисуса Христа.
Библия как источник
знаний, мудрости и
нравственности
знание, понимание и принятие
православного писания, жизни Христа,
значение колокольного звона,
осознание ценности нравственности и
духовности в человеческой жизни.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем составлять план
решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости исправлять
ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и оценивать свою работу
и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
Отбирать необходимые для решения
учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей,
энциклопедий, справочников и других
материалов.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей:
оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных
и жизненных речевых ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников
и при этом: вести «диалог с автором» 7 часов
Храм –
дом
Божий на
земле
10
11
12
13
14
15
16
10
неделя
11
неделя
12
неделя
13
неделя
14
неделя
15
неделя
16
неделя
О душе
(продолжение)
Как вести себя в
православном храме
Не совсем обычный
урок. Внутреннее
строение и убранство
храма
Православная
молитва
Фреска и икона
Отличие иконы от
картины. Тест
Образ Христа в
искусстве
(прогнозировать будущее чтение; ставить
вопросы к тексту и искать ответы;
проверять себя); отделять новое от
известного; выделять главное; составлять
план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в
совместном решении задачи, выполняя
разные роли в группе.
Предметные:
знание, понимание и принятие
православного храма, молитвы, иконы,
осознание ценности нравственности и
духовности в человеческой жизни.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем составлять план
решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости исправлять
ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и оценивать свою работу
и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
Отбирать необходимые для решения
учебной задачи источники информации
строение
Храм
2 четверть – 7 часов
Значение храма в жизни
православных верующих.
Правила поведения в
храме.
как
культурноисторическое
наследие.
Внутреннее
храма.
Молитва и ее смысл для
верующих. Виды молитв,
Молитвыпросьбы. Правила
молитвы.
Значение
совместной молитвы в
храме для православных
верующих.
Молитва и ее смысл для
верующих. Виды молитв,
Молитвыпросьбы. Правила
молитвы.
Значение
совместной молитвы в
храме для православных
верующих.
Назначение
иконы. Реалистичное изображение
людей, природы на картине.
Особенное изображение на
иконе фигур и фона.
Образ Иисуса Христа в
русском и зарубежном
изобразительном искусстве,
музыке, литературе.
И. Крамской «Христос в
пустыне»,
В.Васнецов «Распятие
Христа»,
М.Нестеров «Воскресение
среди предложенных учителем словарей,
энциклопедий, справочников и других
материалов.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей:
оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных
и жизненных речевых ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников
и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить
вопросы к тексту и искать ответы;
проверять себя); отделять новое от
известного; выделять главное; составлять
план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в
совместном решении задачи, выполняя
разные роли в группе.
17
17
неделя
Православные
традиции и семейные
ценности. «Семья –
малая церковь»
3 четверть – 10 часов
Семья – малая церковь.
Основа семьи
в
православной традиции.
День семьи,
любви и
верности – светский и
церковный
праздник.
Служение в семье. Долг
членов семьи по отношению
друг к другу. Послушание и
смирение как христианские
добродетели.
Притча о
блудном сыне. 18
19
20
18
неделя
19
неделя
20
неделя
3 часа
Правосла
вные
праздники
Календарный год в
православии
Рождество. Крещение
Пасха
Духовные
ценности
православ
ия
21
22
21
неделя
22
неделя
4 часа
Чудо. Таинства
Христианские
заповеди. Совесть
календаря.
системы
История
Различные
летоисчисления.
Двунадесятые праздники
Русской
Православной
Церкви.
Рождества
Праздник
Евангельская
Христова.
история
Рождества.
Традиции празднования
Рождества в русской
православной культуре.
Пасха
главный
христианский праздник.
Великий пост.
Правила
великого поста.
Смысл
поста для православных
верующих.
–
Чудеса,
освещенные
Иисусом Христом согласно
Церковные
Евангелию.
таинства,
их смысл и
значение для верующих.
Таинство
крещения..
Предметные:
знание, понимание и принятие
православного православных праздников
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
В диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и оценивать свою работу
и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
Отбирать необходимые для решения
учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей,
энциклопедий, справочников и других
материалов.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей:
оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных
и жизненных речевых ситуаций.
Договариваться с людьми: сотрудничать в
совместном решении задачи, выполняя
разные роли в группе.
Предметные:
знание, понимание и принятие таинств
христианства, любовь к семье, родине
Метапредметные: 23
24
23
неделя
24
неделя
Любовь
Не совсем обычный
урок. Прощение
Жизнь по
заповедям
6 часов
25
26
25
неделя
26
неделя
Жизнь преподобного
Серафима
Саровского. Доброта
Житие святителя
Николая Чудотворца.
Милосердие.
покаяния.
Таинство
Таинство
причащения.
Происхождение и смысл
таинства
причащения.
Таинство брака.
Божественное
происхождение заповедей
согласно христианскому
учению. Значение
заповедей. Смысл
заповедей. Заповеди об
отношении к Богу. Любовь
в христианском понимании.
Многообразие проявления
любви.
Преподобный Серафим
Саровский.
Детство
Прохора Мошнина, чудо
спасения при падении с
колокольни и
чудо
Монашеская
исцеления.
Серафима.
жизнь
Отшельничество
и
столпничество.
Милосердие
как
нравственное качество и
христианская добродетель.
Николая
Житие
Регулятивные УУД:
В диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и оценивать свою работу
и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
Отбирать необходимые для решения
учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей,
энциклопедий, справочников и других
материалов.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей:
оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных
и жизненных речевых ситуаций.
Договариваться с людьми: сотрудничать в
совместном решении задачи, выполняя
разные роли в группе.
Предметные:
знание, понимание и принятие
православного монаха, жизни в монастыре,
заповеди монастырской жизни,
православной церкви
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем составлять план
решения задачи. Чудотворца.
Подвиги
любви к ближнему. Помощь
неимущим и спасение
погибающих. Предание о
Николае Чудотворце и
воре. Традиции почитания
Николая Чудотворца на
Руси
4 четверть – 8 часов
Детство Сергия.
М.
Нестеров «Видение отроку
Варфоломею».монашество
Сергия. Отшельничество и
жизнь в лесу. Внешний вид
православного монастыря,
стены и надвратная
церковь.
Монастыри в
истории Древней Руси.
Монашество как духовный
подвиг,
монашеский
постриг и монашеские
обеты правила монашеской
жизни,
монастырский
устав.
как
общность
православных
христиан.
Священнослужители
церковнослужители
Русской
Православной
Церкви и их обязанности.
Церковные службы.
Общие гуманистические
основы религиозных
культур.
Церковь
и
Работая по плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости исправлять
ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и оценивать свою работу
и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
Отбирать необходимые для решения
учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей,
энциклопедий, справочников и других
материалов.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей:
оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных
и жизненных речевых ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников
и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить
вопросы к тексту и искать ответы;
проверять себя); отделять новое от
известного; выделять главное; составлять
план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в
совместном решении задачи, выполняя
разные роли в группе.
Предметные:
понимание и принятие обучающимися
27
28
29
30
27
неделя
28
неделя
29
неделя
30
неделя
Жизненный подвиг
Сергия
Радонежского.
трудолюбие
Не совсем обычный
урок. Монастыри.
Жизнь по заповедям.
Не совсем обычный
урок. Монастыри.
Жизнь по заповедям.
Не совсем обычный
урок. Жизнь
современной
Православной
Церкви
31
32
31
неделя
32
Проекты
4 часа
Защита проектов
Защита проектов 33
34
неделя
33
неделя
34
неделя
Защита проектов
Защита проектов
Общечеловеческие
ценности.
Ценности, объединяющие
различные религиозные
культуры. Красота.
Защита индивидуальных
проектов.
ценностей: Отечество, нравственность,
долг, милосердие, миролюбие, как основы
культурных традиций,
представление
проектов
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели
урока после предварительного
обсуждения.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая
информация понадобится для решения
учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей:
высказывать свою точку зрения и
обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их
точки зрения, относиться к ним с
уважением, быть готовым изменить свою
точку зрения.
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа по ОРКСЭ 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.