Программа состоит из пояснительной записки и плана реализации. Цель данной программы - принятие эффективных профилактических мер по предотвращению суицидального риска среди детей и подростков. В программе подробно описана первичная, вторичная и третичная профилактика, принципы работы, формы и методы, ожидаемые результаты. Дан конкретный план мероприятий по предотвращению и профилактике суицида. А так же разработаны этапы работы включающие мероприятия и ответственных за исполнение этих мероприятий.
по профилактике суицида.docx
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ № 7 г.Читы
_____________Нефедов А.П.
Программа
По профилактике суицидального поведения
несовершеннолетних
Разработал:
педагогпсихолог
Найденова Н.П.
г.Чита 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. План реализации программы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самоубийства подростков – тема, которая в последние дни особенно
активно обсуждается в обществе и освещается в СМИ.
По данным ВОЗ около 20% самоубийств в мире приходится на
подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и
намерений гораздо больше.
Пока общество задается вопросом, зачем подростки лезут в петлю и
прыгают с крыши, психологи отмечают: главный вопрос – не зачем дети
сводят счеты с жизнью, а в чем причина таких действий? И почему им никто
вовремя не помог?
Самоубийство подростка – результат того, что крик о помощи не был
услышан вовремя. Но, кроме того, – это поступок, при помощи которого
юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание.
В одном исследовании было обнаружено, что 93% подростков
пытавшихся покончить с собой, оказались знакомы с кемто, кто уже
совершал попытку самоубийства. Чаще всего попытки тинейджеров
покончить с собой, оказываются неудачными пропорция здесь может быть
100:1. Это необычайно большое количество безуспешных попыток может
означать, что они действуют не столь решительно как люди постарше.
Некоторые из подростков действительно желают умереть, тогда, как многие
другие просто хотят дать понять другим, в какой отчаянной ситуации они
находятся, как им нужна помощь, или хотят преподать окружающим урок. В
целом, с 1955 года уровень самоубийства молодых людей возрос более чем
вдвое. Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности,
которое включает суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы,
суицидальные покушения и попытки.
Суицидальные мысли – мысли о смерти, суициде или серьезном
самоповреждении.
Суицидальные тенденции
включают суицидальные мысли,
суицидальные побуждения,
самоубийству.
когда человек испытывает позывы к
Суицидальные покушения – все суицидные акты, не завершившиеся
летальным исходом по причине, не зависящей от суицидника.
Суицидальные попытки – демостративноустановочные действия, при
которых суицидник чаще всего знает о безопасности применяемых им средств
самоубийства, что не снижает потенциальной опасности подобных действий.
Цель программы: принятие эффективных профилактических мер по
предотвращению суицидального риска среди детей и подростков.
Задачи программы:
1. Развитие умений и навыков, которые необходимы, чтобы строить свою
жизнь и справляться с кризисными ситуациями;
2. Диагностика ученического коллектива с выявлением группы лиц,
склонных к суициду (группа риска);
3. Выявление причины суицидального поведения учащихся группы риска;
4. Повышение уровня самооценки, уровня социально психологической
адаптации детей и подростков;
5. Повышение психологической компетентности родителей (законных
представителей) в области воспитания и взаимодействия с детьми;
6. Организация психологосоциальнопедагогического консультирования
учащихся, родителей (законных представителей), учителей.
Основные направления деятельности: Традиционно выделяют следующие виды профилактики суицида в
образовательном учреждении: первичная, вторичная и третичная, которые
имеют свою целевую аудиторию, цели и задачи.
I. Первичная профилактика суицидального поведения
Осуществляют: администрация УО, педагоги, педагогипсихологи.
Основные
направления
деятельности
администрации
образовательного учреждения:
– Организация обучения педагогов интерактивным методам
превентивной работы; обеспечение взаимодействия специалистов
учреждения образования (семинары, проблемные группы, мини
педсоветы, деловые игры).
– Обеспечение размещения информационных стендов (информация
о службах психологопедагогической и медикосоциальной
помощи, телефонах доверия и сопутствующей информации с
учетом требований к ее формам и содержанию).
– Информирование специалистов УО о правилах поведения в
кризисной /чрезвычайной ситуации.
Превентивное обучение. Роль педагога в превентивном обучении
независимо от формы его организации имеет ряд существенных особенностей,
отличающих превентивную педагогику от «классической». Поскольку
основной целью превентивного обучения является развитие личностного
потенциала ребенка, перед педагогом встают в первую очередь задачи
создания благоприятных условий для самораскрытия возможностей ребенка,
укрепления его веры в собственные силы, развития самоуважения и
уверенности в себе. Для решения этих задач педагог:
создает и поддерживает доверительную атмосферу на занятиях;
побуждает детей делиться своими знаниями и мнениями;
задает «открытые» вопросы (т.е. вопросы, предполагающие несколько
вариантов ответов) и признает за ребенком право на собственное
мнение;
ведет групповую дискуссию;
обобщает и комментирует высказывания детей.
В превентивном обучении необходимо помнить, что особенно важно не
только то, что говорит педагог, сколько то, как он поступает. Педагог
предоставляет детям определенную ролевую модель не только в отношении к
проблемам и кризисам, но и в отношении построения взаимоотношения с
окружающими (умение попросить о помощи и получать ее, открыто говорить
о том, что они думают и знают, выслушивать и быть услышанными,
реалистичное представление о себе, уважение своих прав и прав других людей
и т.д.).
Одним из важных направлений превентивной деятельности педагога
является работа с семьей. Можно выделить некоторые формы такой
тематические
деятельности, например, «Родительский лекторий» или
классные часы информирование родителей:
о возрастных психологопедагогических особенностях детей и подростков;
об особенностях адаптации детей и подростков в изменившихся условиях и
формах родительской помощи и поддержки;
о возможных причинах трудностей в обучении;
о роли семьи и межличностных отношений в формировании отклоняющегося
поведения и т.п.
Психокоррекционная работа. Формы проведения педагогами
психологами профилактических занятий:
индивидуальные (в форме индивидуальных консультаций или
коррекционных занятий с детьми из различных групп риска (неуспевающие, из семей групп риска и др.), имеющими
противопоказаний к участию в групповой работе);
групповые (занятия могут проводиться в обучающих группах).
Данная форма ведения профилактической работы в
образовательном учреждении имеет ряд преимуществ, так, в
отличие от терапевтических групп, в обучающих группах занятия
могут проводиться с достаточно большим количеством участников
(1520 человек). Вести обучающие группы могут не только
профессиональные психологи, но и учителя, социальные педагоги и
социальные
на
специализированных курсах повышения квалификации по
подготовку
работники,
прошедшие
направлению «профилактика отклоняющегося поведения».
Занятия в группах также могут проводиться по дополнительным
образовательным коррекционноразвивающим программам. Такие программы
специалист может разрабатывать самостоятельно, либо брать за основу и
адаптировать уже имеющиеся, например, «Полезные привычки, навыки,
выбор», «Я в ответе за свое здоровье» и др.
II. Вторичная профилактика
Осуществляют: классные руководители, школьные психологи, специалисты
ППМС центров.
Основной целью деятельности администрации
учреждения
образования на этапе вторичной профилактики является обеспечение условий
для осуществления взаимодействия специалистов учреждения образования
(например, в форме семинаров, проблемных групп, мини педсоветов, деловых
игр и др.).
Классные руководители в рамках вторичной профилактики проводят
информирование родителей о причинах,
особенностях
суицидального поведения подростков (родительский лекторий); заполняют
мотивах, анкеты «Факторы риска развития кризисного состояния» (2 р. в год – осенью
и весной).
Деятельность педагоговпсихологов. Проведение двухступенчатой
диагностики в период «осень, весна» с целью раннего выявления подростков
«группы риска» суицидального поведения (первичный опрос классных
руководителей и последующая психологическая диагностика выявленных
подростков). Показанием к индивидуальной профилактической работе
являются выраженные нарушения поведения, эмоциональные расстройства
или специфические проблемы, связанные с ближайшим окружением ребенка
(насилие в семье, потеря близкого человека), когда участие в групповой
работе противопоказано. Конкретное содержание этой работы зависит от
индивидуальных проблем ребенка, на разрешение которых она направлена. К
ведению этой работы привлекаются специалисты социальных служб,
оказывающих помощь разным категориям дисфункциональных семей.
Разработка и реализация программы индивидуального
психологического сопровождения:
установление контакта, оценка летальности (возможности
суицида), выявление проблемы, заключение «договора о ненанесении себе
ущерба и вреда здоровью» с подростком (при необходимости);
выявление
неадаптивных психологических установок,
блокирующих оптимальные способы разрешения кризиса, рассмотрение
неопробированных ранее способов разрешения проблемы, коррекция
неадаптивных психологических установок, укрепление личностных ресурсов;
тренинг неопробированных ранее способов проблемнорешающего
поведения, выработка навыков самоконтроля и самокоррекции в отношении
неадаптивных психологических установок, расширение сети социальной
поддержки путем привлечения к психокоррекционной работе значимых лиц из
его окружения (родители, учителя, сверстники, специалисты и т.д.). III. Третичная профилактика
В случае факта совершения суицида либо парасуицида помимо
названных к проводимой работе необходимо привлечь узких специалистов
(например, психотерапевта).
В учреждении образования необходимо выделить «группу риска». В эту
группу могут войти как родители и друзья суицидента, педагоги, так и те, кто
не контактировал с ним близко. Работа может осуществляться как в
групповой форме, так и в индивидуальной. Важно дать возможность
отреагировать возникшие чувства, обсудить ситуацию, но обсуждение
интимных причин и поводов следует проводить избирательно.
Принципы работы
Принцип сотрудничества;
Принцип гуманности;
Принцип доверия;
Принцип объективности;
Принцип доступности;
Принцип достоверности;
Принцип системности;
Принцип открытости;
Принцип последовательности;
Принцип теории с практикой.
Формы и методы работы
Групповая форма работы;
Индивидуальная форма работы
Методы: беседа, наблюдение, опрос, тестирование.
Возраст участников программы
Дети подросткового возраста (11 – 16 лет)
Ожидаемый результат Диагностика ученического коллектива с выявлением группы лиц,
склонных к суициду (группа риска);
Выявление причины суицидального поведения учащихся группы риска;
Составление психологического портрета молодого человека;
Повышение уровня самооценки, уровня социально психологической
адаптации детей и подростков;
Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного
посредством развития здоровьесберегающей и
образа жизни,
здоровьеразвивающей среды общеобразовательного учреждения;
Создание условий, благоприятных для укрепления нравственно
психического здоровья детей, обучающихся в общеобразовательном
учреждении;
Изучение особенностей психологопедагогического статуса каждого
учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного
решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении,
развитии и обучении;
Повышение психологической компетентности родителей в области
воспитания и взаимодействия с детьми;
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения,
формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в
социуме;
Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости
не только собственной личности, но и других людей;
Организация психологосоциальнопедагогического консультирования
учащихся, родителей, учителей;
Анализ результатов и выработка практических рекомендаций по
профилактике суицидального поведения. План мероприятий
Система мер по предотвращению и профилактике суицида среди детей
и подростков включает:
1. Изучение современной ситуации развития детей и подростков,
составление содержательной характеристики социальнопсихологических
проблем детства, определение комплекса задач профилактической
работы.
Профилактика суицида среди детей и подростков – это целостный
процесс по разрешению выделенной проблемы, который предполагает реализацию комплекса мер как организационнометодического, так и научно
исследовательского характера:
объединение усилий специалистов разного профиля по созданию
единой программы помощи детям;
разработка и внедрение форм и методов работы по преодолению
выявленных проблем в учреждениях разных типов и видов;
выработка рекомендаций по психологопедагогической поддержке
ребенка и оказанию помощи педагогам и родителям в решении социально
психологических проблем детства;
обобщение деятельности различных организаций и ведомств по
обучению основным приемам общения, развитию эмпатии, рефлексии, работе
по преодолению страхов и барьеров, развитию умения ориентироваться в
сложных ситуациях, анализировать мотивы поведения других людей в рамках
различных обучающих программ;
привлечение специалистов для организации помощи ребенку через
соответствующие Центры и органы образования;
широкое использование средств массовой информации и др.
2.
Создание и реализация в учреждениях Программы
профилактики суицида среди детей и подростков с обоснованием и
следующими разделами:
Развитие нормативноправовой базы:
анализ и приведение в соответствие с современными требованиями
нормативноправовой базы учреждения.
Кадровое обеспечение:
обеспечение кадрами, осуществляющими профилактическую работу;
повышение квалификации кадров по проблеме:
включение в повестку советов, совещаний, семинаров вопросов
совершенствования технологий сопровождения развития учащихся различных категорий на разных возрастных этапах, организации работы с
семьей;
разработка и реализация обучающих семинаров по вопросам
психологопедагогической
поддержки
несовершеннолетних,
формирования у них навыков здорового образа жизни и адаптивных
качеств личности, взаимодействия с семьей, организации работы с детьми
и подростками по месту жительства, взаимодействия с детьми,
оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и детьми с ограниченными
возможностями здоровья и т.д.;
разработка памяток и методических рекомендаций.
Информационное обеспечение:
создание в учреждении единого культурнообразовательного и
профилактического пространства;
оформление информационных стендов с адресами и телефонами
наркологической службы;
центров медицинской профилактики;
центров социальнопсихологической помощи и др.;
телефонов доверия;
выпуск печатной продукции, освещающей вопросы семейного
воспитания, содержащей советы для детей и родителей, формирующей
основы правовой культуры и здорового образа жизни.
Создание системы межведомственного взаимодействия:
осуществление сотрудничества с учреждений образования, социальной
защиты, медицинских учреждений, правоохранительных органов, ГИБДД,
УГПС, ГОЧС, службами спасения и т. д. в решении проблем воспитания
подрастающего поколения;
проведение конкурсов, фестивалей, направленных на развитие,
поддержку способных и одаренных детей, детей, имеющих ограниченные
возможности здоровья, детей «группы риска», детейсирот.
Совершенствование содержания и форм профилактики: совершенствование системы взаимодействия педагогов, психологов,
социальных педагогов,
медицинских работников по выявлению,
психологической реабилитации, социальной адаптации детей, имеющих
личностные проблемы, нарушения физического, психического здоровья,
отклонения в поведении;
диагностика суицидального суицидального риска с целью выявления
несовершеннолетних, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите;
внедрение в практику работы с несовершеннолетними современных
групповых (в т.ч. тренинговых) и индивидуальных профилактических
технологий; проведение систематических занятий, направленных на
формирование позитивного образа Я,
принятие уникальности и
неповторимости собственной личности и личности других людей, повышение
стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в
ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте существующих,
усвоение и принятие социально одобряемых норм поведения ценностных
ориентаций, развитие милосердия и т.д.
вовлечение учащихся в деятельность кружков, клубов, секций,
объединений системы дополнительного образования и по месту жительства;
организация взаимодействия с семьей: изучение запросов и
потребностей родителей, формирование родительского актива, привлечение
родителей к организации воспитательных и профилактических мероприятий и
др.;
организация работы с семьями, находящимися в трудной жизненной
ситуации.
Развитие детского движения, ученического самоуправления:
привлечение кадрового потенциала (педагогипсихологи, педагоги
дополнительного образования, социальные педагоги) к организации детского
движения, развитию самоуправления; разработка и использование различных моделей организации детского
движения, ученического самоуправления;
реализация лидерского и творческого потенциала детей и подростков
в организации социальнозначимой и досуговой деятельности;
разработка комплекса мер по созданию системы личностного роста и
стимулированию лидеров детского движения.
Обеспечение организации работы по месту жительства:
улучшение качества организации досуга детей и подростков по месту
жительства;
организация социально значимой деятельности;
интеграция семейного,
общественного и государственного
воспитания.
3. Организация помощи детям «группы риска»
Организация педагогической помощи:
создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках,
определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования;
создание положительной Яконцепции. Создание обстановки успеха,
одобрения, поддержки, доброжелательности. Анализ результата деятельности
учеников, их достижений. Поощрение положительных изменений. Переход от
авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества и заботы;
оказание педагогической помощи родителям.
Организация медицинской помощи:
проведение систематического диспансерного осмотра детскими
врачами школьников с целью диагностики отклонений от нормального
поведения, психофизиологического, неврогенного характера;
половое просвещение подростков, решение проблем половой
идентификации. Организация психологической помощи:
изучение психологического своеобразия подростков, особенностей их
жизни и воспитания, отношения к учению, профессиональной направленности,
особенностей эмоционального развития;
выявление проблем семейного воспитания, психологическое
консультирование с целью помочь ребенку разобраться в проблемах
сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью
предупреждения самоубийств, реализация индивидуальной и групповой
психологической коррекции;
анализ эффективности выбранных средств профилактики и
психокоррекции.
Организация занятости и творческого досуга:
изучение интересов и способностей детей, вовлечение в общественно
полезную деятельность, секции, кружки;
организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля со
стороны семьи, сезонных оздоровительнодосуговых школьных лагерей и
групп продленного дня. ЭТАПЫ РАБОТЫ
М е р о п р и я т и я
I Этап – ОРГАНИЗАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКИЙ
№
п/п
О т в е т с т в е н н ы е
Выявление, несовершеннолетних
находящихся в социально опасном
Соц.педагог, кл.
руководители
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
положении.
Проведение индивидуальных бесед с
законными представителями, педагогами по
безопасному поведению воспитанников.
зам. директора по УВР.,
социальный педагог, кл.
руководители
Изучение личных дел и медицинских карт
обучающихся, воспитанников.
Разработка памяток для педагогов и
законных представителей по распознанию
подростков склонных к суицидальным
действиям и мерам предотвращения.
медицинская сестра,
социальный педагог,
классные руководители
Педагогпсихолог
Наблюдение за состоянием психического и
физического здоровья обучающихся,
воспитанников.
классные руководители;
соц.педагог, психолог
Выявление детей группы «риска» и
социально – дезадаптированных подростков.
социальный педагог,
классные руководители
Оформление информации на стенде для
подростков о психологической поддержке,
защите прав и медицинской помощи,
оказываемой в учреждении
социальный педагог,
психолог
Подбор необходимой методической
библиотекарь
литературы, информирование педколлектива
по данной проблеме.
II Этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ
9.
Психологическое консультирование,
оказание психологической помощи,
воспитанникам, педагогам, законным
представителям в решении возникших
проблем.
Педагогпсихолог
10.
Работа с семьями несовершеннолетних,
склонных к суицидальному поведению.
Педагогпсихолог
Программа по профилактике суицидального поведения
Программа по профилактике суицидального поведения
Программа по профилактике суицидального поведения
Программа по профилактике суицидального поведения
Программа по профилактике суицидального поведения
Программа по профилактике суицидального поведения
Программа по профилактике суицидального поведения
Программа по профилактике суицидального поведения
Программа по профилактике суицидального поведения
Программа по профилактике суицидального поведения
Программа по профилактике суицидального поведения
Программа по профилактике суицидального поведения
Программа по профилактике суицидального поведения
Программа по профилактике суицидального поведения
Программа по профилактике суицидального поведения
Программа по профилактике суицидального поведения
Программа по профилактике суицидального поведения
Программа по профилактике суицидального поведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.