Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
Оценка 4.8
Разработки курсов
ppt
география +1
Взрослым
03.04.2018
Основная цель курса – создать у учащихся целостное представление о Челябинской области, как о географическом крае, раскрыть разнообразие её природы. Сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера.
Образовательная цель – раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем чтобы в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидеть единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.
ЗАДАЧИ:
Углубление знаний об окружающей среде на примере Челябинской области.
Развитие критического мышления
Обогащение социального опыта учащихся.
Оформление фенологического альбома с целью дальнейшего использования на урокаПрограмма по внеурочной деятельности
Внеурочка фенология.ppt
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
Программа по региональному компоненту
Программа по региональному компоненту
для детей средней школы
для детей средней школы
ЗАНИМАТЕЛЬНА
ЗАНИМАТЕЛЬНА
Я ФЕНОЛОГИЯ
Я ФЕНОЛОГИЯ
Автор-составитель
Автор-составитель
Булычева Г.И.,
Булычева Г.И.,
Учитель географии высшей категории
Учитель географии высшей категории
МОУ СОШ №30
МОУ СОШ №30
Озерского городского округа
Озерского городского округа
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФЕНОЛОГИЯ
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФЕНОЛОГИЯ
ВСТУПЛЕНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
Познание природы и родного края необходимо начинать с
Познание природы и родного края необходимо начинать с
детства, когда формируется человеческая личность. Мы
детства, когда формируется человеческая личность. Мы
живем на Урале - в одном из прекраснейших уголков
живем на Урале - в одном из прекраснейших уголков
России. Могучи и красивы его леса, прекрасны его озера и
России. Могучи и красивы его леса, прекрасны его озера и
реки, поражают своими просторами степи. Всем известно,
реки, поражают своими просторами степи. Всем известно,
что Урал – природная кладовая. Чего только нет у Хозяйки
что Урал – природная кладовая. Чего только нет у Хозяйки
Медной горы. Щедра она в Южноуралье.
Медной горы. Щедра она в Южноуралье.
Кому много дано, с того много и спрашивается. Чтобы быть
Кому много дано, с того много и спрашивается. Чтобы быть
хозяином, надо знать родной край. И не только его
хозяином, надо знать родной край. И не только его
историю, но и экологические проблемы. Во внеклассной
историю, но и экологические проблемы. Во внеклассной
краеведческой работе в последние десятилетия, взято
краеведческой работе в последние десятилетия, взято
направление, отвечающее требованиям охраны природы:
направление, отвечающее требованиям охраны природы:
как можно меньше собирать природных экспонатов, не
как можно меньше собирать природных экспонатов, не
увлекаться коллекционированием и как можно больше
увлекаться коллекционированием и как можно больше
наблюдать в природе – записывать, фотографировать,
наблюдать в природе – записывать, фотографировать,
зарисовывать, анализировать, делать выводы. Дети
зарисовывать, анализировать, делать выводы. Дети
средней школы с удовольствием занимаются
средней школы с удовольствием занимаются
познавательной деятельностью. И фенология в этом
познавательной деятельностью. И фенология в этом
отношении самая добрая и надежная помощница педагогу.
отношении самая добрая и надежная помощница педагогу.
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ::
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Основная цель курса – создать у учащихся целостное
Основная цель курса – создать у учащихся целостное
представление о Челябинской области, как о
представление о Челябинской области, как о
географическом крае, раскрыть разнообразие её природы.
географическом крае, раскрыть разнообразие её природы.
Сформировать необходимый минимум базовых знаний и
Сформировать необходимый минимум базовых знаний и
представлений страноведческого характера.
представлений страноведческого характера.
Образовательная цель – раскрыть закономерности
Образовательная цель – раскрыть закономерности
землеведческого характера, с тем чтобы в разнообразии
землеведческого характера, с тем чтобы в разнообразии
природы, населения и его хозяйственной деятельности
природы, населения и его хозяйственной деятельности
увидеть единство, определенный порядок, связь явлений,
увидеть единство, определенный порядок, связь явлений,
что будет воспитывать убеждение в необходимости
что будет воспитывать убеждение в необходимости
бережного отношения к природе, сотрудничества в
бережного отношения к природе, сотрудничества в
решении проблем окружающей среды на базе знаний о
решении проблем окружающей среды на базе знаний о
роли природных условий в жизни людей.
роли природных условий в жизни людей.
ЗАДАЧИ:
ЗАДАЧИ:
Углубление знаний об окружающей среде на примере
Углубление знаний об окружающей среде на примере
Челябинской области.
Челябинской области.
Развитие критического мышления
Развитие критического мышления
Обогащение социального опыта учащихся.
Обогащение социального опыта учащихся.
Оформление фенологического альбома с целью
Оформление фенологического альбома с целью
дальнейшего использования на уроках.
дальнейшего использования на уроках.
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие
конкретные умения:
конкретные умения:
наблюдать и описывать явления природы;
наблюдать и описывать явления природы;
выдвигать гипотезы и отстаивать их
выдвигать гипотезы и отстаивать их
представлять результаты в виде графиков, таблиц,
представлять результаты в виде графиков, таблиц,
диаграмм;
диаграмм;
интерпретировать результаты эксперимента;
интерпретировать результаты эксперимента;
делать выводы.
делать выводы.
Знания региональных фенологических особенностей помогут
Знания региональных фенологических особенностей помогут
выработать умения и навыки извлечения информации из
выработать умения и навыки извлечения информации из
различных источников: наблюдения, справочников,
различных источников: наблюдения, справочников,
энциклопедий, атласов, Интернета, журналов и т.п.
энциклопедий, атласов, Интернета, журналов и т.п.
В ходе и после изучения курса учащиеся могут выполнить
В ходе и после изучения курса учащиеся могут выполнить
индивидуальную (или группами) исследовательскую работу.
индивидуальную (или группами) исследовательскую работу.
По завершении курса могут быть проведены презентация и
По завершении курса могут быть проведены презентация и
защита проектов учащихся.
защита проектов учащихся.
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ПРОГРАММЫ
ПРОГРАММЫ
Тип программы:
Тип программы:
адаптированная
адаптированная
Образовательная область:
Образовательная область:
физическая география
физическая география
Направленность деятельности:
Направленность деятельности:
краеведческая
краеведческая
Способ освоения содержания образования:
Способ освоения содержания образования:
репродуктивный, исследовательский
репродуктивный, исследовательский
Уровень освоения содержания образования:
Уровень освоения содержания образования:
углубленный
углубленный
Уровень реализации программы:
Уровень реализации программы:
основной
основной
Форма реализации программы:
Форма реализации программы:
индивидуально - групповая
индивидуально - групповая
Продолжительность реализации программы: :
Продолжительность реализации программы
одногодичная
одногодичная
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебная нагрузка, часы
Учебная нагрузка, часы
ТЕМА
ТЕМА
ВСЕГО
ВСЕГО
ТЕОРИЯ
ТЕОРИЯ
1.Что изучает наука фенология?
1.Что изучает наука фенология?
Уральский фенолог В.А. Батманов
Уральский фенолог В.А. Батманов
2.Сезоны и календарь природы.
2.Сезоны и календарь природы.
3.Осенний комплекс наблюдений.
3.Осенний комплекс наблюдений.
Осень и её ступени.
Осень и её ступени.
4.Наблюдения над растениями
4.Наблюдения над растениями
5.Наблюдения за животными
5.Наблюдения за животными
6.Обработка полученных данных
6.Обработка полученных данных
7.Зимний комплекс наблюдений
7.Зимний комплекс наблюдений
Зима и её ступени.
Зима и её ступени.
11
11
11
44
44
11
11
11
11
11
11
11
ПРАКТИКА,
ПРАКТИКА,
ФОРМА КОНТРОЛЯ
ФОРМА КОНТРОЛЯ
Беседа
Беседа
Практическая
Практическая
работа
работа
Беседа
Беседа
Тестирование
Тестирование
Практическая
Практическая
работа
работа
Практическая
Практическая
работа
работа
Практическая
Практическая
работа
работа
Беседа
Беседа
Тестирование
Тестирование
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
ТЕМА
ТЕМА
ВСЕГО
ВСЕГО
ТЕОРИЯ
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА,
ПРАКТИКА,
8.Наблюдение над растениями
8.Наблюдение над растениями
9.Наблюдения за животными
9.Наблюдения за животными
10. Обработка полученных данных
10. Обработка полученных данных
11.Весенний комплекс наблюдений
11.Весенний комплекс наблюдений
Весна и её ступени
Весна и её ступени
12.Наблюдения за растениями
12.Наблюдения за растениями
13.Наблюдения за животными
13.Наблюдения за животными
14. Обработка полученных данных
14. Обработка полученных данных
15.Конференция.
15.Конференция.
Всего за год
Всего за год
44
44
11
11
44
44
11
22
3434
11
11
11
11
11
11
1111
ФОРМА КОНТРОЛЯ
ФОРМА КОНТРОЛЯ
Практическая
Практическая
работа
работа
Практическая
Практическая
работа
работа
Тестирование
Тестирование
Беседа
Беседа
Практическая
Практическая
работа
работа
Практическая
Практическая
работа
работа
Оформление
Оформление
альбома
альбома
Презентации
Презентации
2323
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1.Что изучает наука фенология. Уральский
Тема 1.Что изучает наука фенология. Уральский
фенолог В.А. Батманов.
фенолог В.А. Батманов.
Наблюдения за сезонными явлениями и процессами.
Наблюдения за сезонными явлениями и процессами.
Причины деления года на сезоны
Причины деления года на сезоны
Научное наследие В.А. Батманова.
Научное наследие В.А. Батманова.
Принимая во внимание краткосрочность элективного
Принимая во внимание краткосрочность элективного
курса, представляется целесообразным на первом занятии
курса, представляется целесообразным на первом занятии
познакомить учащихся с общей структурой курса, его
познакомить учащихся с общей структурой курса, его
примерным содержанием, с формами, видами и
примерным содержанием, с формами, видами и
планируемым объёмом самостоятельных и практических
планируемым объёмом самостоятельных и практических
работ, которые им предстоит выполнить за данное время.
работ, которые им предстоит выполнить за данное время.
Тема 2. Сезоны и календарь природы.
Тема 2. Сезоны и календарь природы.
О границах сезонов.
О границах сезонов.
Ступени сезонов.
Ступени сезонов.
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
Календарь природы.
Календарь природы.
Практикум (обработка наблюдений).
Практикум (обработка наблюдений).
Тема 3. Осенний комплекс наблюдений. Осень и её
Тема 3. Осенний комплекс наблюдений. Осень и её
ступени.
ступени.
Ступени осени.
Ступени осени.
Наблюдения за погодой.
Наблюдения за погодой.
Тема 4. Наблюдения над растениями.
Тема 4. Наблюдения над растениями.
Окрашивание листьев деревьев.
Окрашивание листьев деревьев.
Листопад и подготовка к зиме. Практикум.
Листопад и подготовка к зиме. Практикум.
Тема 5. Наблюдения за животными
Тема 5. Наблюдения за животными
Наблюдение за отлетом птиц
Наблюдение за отлетом птиц
Наблюдение за поведением животных осенью. Практикум
Наблюдение за поведением животных осенью. Практикум
Тема 6. Обработка полученных данных.
Тема 6. Обработка полученных данных.
Практикум. Тест.
Практикум. Тест.
Тема 7. Зимний комплекс наблюдений. Зима и её ступени.
Тема 7. Зимний комплекс наблюдений. Зима и её ступени.
Ступени зимы
Ступени зимы
Наблюдения за погодой. Практические работы со снегом.
Наблюдения за погодой. Практические работы со снегом.
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
Тема 8. Наблюдения над растениями.
Тема 8. Наблюдения над растениями.
Деревья и кустарники.
Деревья и кустарники.
Кустарнички и травянистые растения.
Кустарнички и травянистые растения.
Тема 9. Наблюдения за животными.
Тема 9. Наблюдения за животными.
Экскурсия по белой тропе.
Экскурсия по белой тропе.
Наблюдения за птицами.
Наблюдения за птицами.
Тема 10. Обработка полученных данных.
Тема 10. Обработка полученных данных.
Практикум: Измерение толщины льда.
Практикум: Измерение толщины льда.
Снегомерная съемка.
Снегомерная съемка.
ТестТест
Тема 11. Весенний комплекс наблюдений. Весна и её
Тема 11. Весенний комплекс наблюдений. Весна и её
ступени.
ступени.
Комплексные фенологические наблюдения весной.
Комплексные фенологические наблюдения весной.
Экскурсия.
Экскурсия.
Тема 12. Наблюдения над растениями.
Тема 12. Наблюдения над растениями.
Составление комплексной фенологической
Составление комплексной фенологической
характеристики.
характеристики.
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
Экометрическая съемка.
Экометрическая съемка.
Тема 13. Наблюдение за животными.
Тема 13. Наблюдение за животными.
Наблюдение за обитателями озера Иртяш.
Наблюдение за обитателями озера Иртяш.
Весенняя экскурсия по наблюдению за птицами.
Весенняя экскурсия по наблюдению за птицами.
Тема 14. Обработка полученных данных.
Тема 14. Обработка полученных данных.
Практикум.
Практикум.
Тест.
Тест.
Тема 15. Конференция.
Тема 15. Конференция.
Презентации.
Презентации.
Выбор тем для исследовательских работ.
Выбор тем для исследовательских работ.
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
Примеры теоретических и практических занятий.
Примеры теоретических и практических занятий.
ЧТО ИЗУЧАЕТ НАУКА ФЕНОЛОГИЯ
ЧТО ИЗУЧАЕТ НАУКА ФЕНОЛОГИЯ
Занятие №1
Занятие №1
Под фенологией в настоящее время понимают систему знаний о
Под фенологией в настоящее время понимают систему знаний о
сезонных явлениях природы. Термин «фенология» был предложен в
сезонных явлениях природы. Термин «фенология» был предложен в
середине XIXXIXв. Бельгийским ученым Ш. Морраном. Дословный перевод с
в. Бельгийским ученым Ш. Морраном. Дословный перевод с
середине
греческого: «феномен» - явление, «логос» - наука, т.е. фенология – наука
греческого: «феномен» - явление, «логос» - наука, т.е. фенология – наука
о явлениях.
о явлениях.
Создателем оригинального направления в фенологии на Урале был
Создателем оригинального направления в фенологии на Урале был
Владимир Алексеевич Батманов. Он родился 11 декабря 1900 г. в г.
Владимир Алексеевич Батманов. Он родился 11 декабря 1900 г. в г.
Екатеринбурге. Фенологические наблюдения В.А. Батманов начал вести
Екатеринбурге. Фенологические наблюдения В.А. Батманов начал вести
с 13 лет. Впоследствии Батманов создавал биоклиматические карты,
с 13 лет. Впоследствии Батманов создавал биоклиматические карты,
разработал новую систему фенологического картографирования.
разработал новую систему фенологического картографирования.
Научное наследие ученого составляют около сотни опубликованных
Научное наследие ученого составляют около сотни опубликованных
работ.
работ.
Новые понятия: фенология, энтомология, фенологическое
фенология, энтомология, фенологическое
Новые понятия:
картографирование.
картографирование.
Составление кроссворда..
Составление кроссворда
1.Что такое теоретическая фенология?
1.Что такое теоретическая фенология?
2.Что такое прикладная фенология?
2.Что такое прикладная фенология?
3. Роль В.А. Батманова в развитии фенологии.
3. Роль В.А. Батманова в развитии фенологии.
4. Что такое фенология?
4. Что такое фенология?
Вопросы:
Вопросы:
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
Задание: составить календарь природы. Отразить в нем сезонные
Задание: составить календарь природы. Отразить в нем сезонные
ПРАКТИКУМ (к занятию №2)
ПРАКТИКУМ (к занятию №2)
явления в природе.
явления в природе.
СТУПЕНИ
СТУПЕНИ
ВЕСНЫ
ВЕСНЫ
№№
НАЗВАНИЯ СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ
НАЗВАНИЯ СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ
11
22
33
11
22
33
44
55
66
7 7
88
99
1010
1111
1212
1313
1414
1515
1616
1717
18 18
Появление первых проталин
Появление первых проталин
Прилет грачей
Прилет грачей
Появление первых бабочеккрапивниц
Появление первых бабочеккрапивниц
Прилет первых скворцов
Прилет первых скворцов
Снег на открытых местах сошел почти полностью
Снег на открытых местах сошел почти полностью
Начало цветения мать – и мачехи
Начало цветения мать – и мачехи
Появление семиточечных божьих коровок
Появление семиточечных божьих коровок
Начало соко движения у берез
движения у берез
Начало соко
Конец ледостава на озере
Конец ледостава на озере
Зазеленели первые газоны
Зазеленели первые газоны
Начало цветения ольхи
Начало цветения ольхи
Снег в лесу почти полностью исчез
Снег в лесу почти полностью исчез
Озеро очистилось от льда полностью
Озеро очистилось от льда полностью
Начало цветения прострела
Начало цветения прострела
Проклюнулись почки у черемухи
Проклюнулись почки у черемухи
Начало цветения медуницы
Начало цветения медуницы
Проклюнулись почки у тополя
Проклюнулись почки у тополя
Проклюнулись почки у березы
Проклюнулись почки у березы
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
СТУПЕНИ
СТУПЕНИ
ВЕСНЫ
ВЕСНЫ
№№
НАЗВАНИЯ СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ
НАЗВАНИЯ СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ
44
55
1919
2020
2121
2222
2323
2424
2525
2626
2727
2828
2929
Начало зеленения первых черемух
Начало зеленения первых черемух
Начало цветения первых лиственниц
Начало цветения первых лиственниц
Первое кукование кукушки
Первое кукование кукушки
Начало зеленения тополей
Начало зеленения тополей
Начало зеленения берез
Начало зеленения берез
Начало цветения земляники
Начало цветения земляники
Начало цветения первых черемух
Начало цветения первых черемух
Начало цветения лип
Начало цветения лип
Начало цветения купавок
Начало цветения купавок
Начало цветения желтой акации
Начало цветения желтой акации
Начало цветения сирени обыкновенной
Начало цветения сирени обыкновенной
Данный перечень явлений содержит сведения о
Данный перечень явлений содержит сведения о
наиболее распространенных объектах.
наиболее распространенных объектах.
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
ЗИМА
ЗИМА
ВЕСНА
ВЕСНА
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
СНЕГОМЕРНАЯ СЪЕМКА
СНЕГОМЕРНАЯ СЪЕМКА
(к занятию №7)
(к занятию №7)
Это вид наблюдений за высотой снежного покрова более
Это вид наблюдений за высотой снежного покрова более
сложный, чем наблюдения за нарастанием снега по
сложный, чем наблюдения за нарастанием снега по
постоянной снегомерной рейке и проложении
постоянной снегомерной рейке и проложении
снегомерного профиля. С помощью сплошных
снегомерного профиля. С помощью сплошных
снегомерных съемок составляются карты распределения
снегомерных съемок составляются карты распределения
высот снежного покрова. Такие карты предназначены для
высот снежного покрова. Такие карты предназначены для
определения запасов снега и обеспечения почвы снеговой
определения запасов снега и обеспечения почвы снеговой
водой. По данным съемки, учащиеся могут установить
водой. По данным съемки, учащиеся могут установить
зависимость между микрорельефом, растительностью,
зависимость между микрорельефом, растительностью,
какими- то искусственными преградами, с одной стороны,
какими- то искусственными преградами, с одной стороны,
и высоты снега с другой.
и высоты снега с другой.
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
(Сплошная снегомерная съёмка в полевых условиях)
(Сплошная снегомерная съёмка в полевых условиях)
Школьники на лыжах выстраиваются по одной линии,
Школьники на лыжах выстраиваются по одной линии,
через3 метра друг от друга. У каждого снегомерная рейка
через3 метра друг от друга. У каждого снегомерная рейка
или палка с сантиметровыми делениями. Измеряется
или палка с сантиметровыми делениями. Измеряется
глубина снега возле 1 точки стояния и так дальше через
глубина снега возле 1 точки стояния и так дальше через
каждые 5 метров. Каждый промер записывается в журнал
каждые 5 метров. Каждый промер записывается в журнал
съемки.
съемки.
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
ЖУРНАЛ СЪЕМКИ
ЖУРНАЛ СЪЕМКИ
(пример изготовления карты)
(пример изготовления карты)
4040
5555
3535
4040
3030
4040
4949
3030
3232
2424
4040
4040
3232
4040
2525
3636
4444
5050
2424
3030
4646
4141
4646
2121
2424
кустарники
кустарники
невысокие сосны изолинии
невысокие сосны изолинии
Одинаковые замеры соединяются изолиниями. Изолиниями
Одинаковые замеры соединяются изолиниями. Изолиниями
территория разбивается на зоны с одинаковой глубиной
территория разбивается на зоны с одинаковой глубиной
снежного покрова.
снежного покрова.
Полученные зоны раскрашиваются определенным цветом в
Полученные зоны раскрашиваются определенным цветом в
соответствии со шкалой.
соответствии со шкалой.
Новые понятия: снегомерная съемка, изолинии.
снегомерная съемка, изолинии.
Новые понятия:
ВОПРОСЫ:
ВОПРОСЫ:
1.Как проводится снегомерная съемка?
1.Как проводится снегомерная съемка?
2.Для чего нужна карта высоты снежного покрова?
2.Для чего нужна карта высоты снежного покрова?
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
Татыш
Татыш
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
ИЗМЕРЕНИЕ ПЛОТНОСТИ СНЕГА
ИЗМЕРЕНИЕ ПЛОТНОСТИ СНЕГА
(к занятию №7)
(к занятию №7)
Плотность снега – очень важный показатель,
Плотность снега – очень важный показатель,
характеризующий его газо- и светопроницаемость, тепло-
характеризующий его газо- и светопроницаемость, тепло-
и электропроводность. Она представляет собой
и электропроводность. Она представляет собой
отношение объема воды, полученной из снега, к взятому
отношение объема воды, полученной из снега, к взятому
для этого объёму снега. Плотность – величина
для этого объёму снега. Плотность – величина
относительная , всегда меньше единицы .
относительная , всегда меньше единицы .
Оборудование: весовой снегомер.
весовой снегомер.
Оборудование:
Можно изготовить его самим. Для этого надо взять
Можно изготовить его самим. Для этого надо взять
сосуд, металлический полый цилиндр, известного объёма
сосуд, металлический полый цилиндр, известного объёма
и брать им снежные пробы. Сосуд аккуратно
и брать им снежные пробы. Сосуд аккуратно
погружается в снег и снизу фиксируется лопаткой. В
погружается в снег и снизу фиксируется лопаткой. В
помещении снег растапливается и определяется объем
помещении снег растапливается и определяется объем
полученной воды.
полученной воды.
Теперь определяем плотность снега : делим объем воды
Теперь определяем плотность снега : делим объем воды
на объем сосуда.
на объем сосуда.
Плотность снега колеблется от 0,01 до 0,7. Г.Д. Рихтер
Плотность снега колеблется от 0,01 до 0,7. Г.Д. Рихтер
дает следующую классификацию снега по его плотности:
дает следующую классификацию снега по его плотности:
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
СнегСнег
Очень рыхлый
Очень рыхлый
Рыхлый
Рыхлый
Средний
Средний
Плотный
Плотный
Очень плотный
Очень плотный
Плотность
Плотность
0,010,10
0,010,10
0,100,25
0,100,25
0,250,35
0,250,35
0,350,45
0,350,45
Более 0,45
Более 0,45
Пешеход без лыж не будет проваливаться при плотности
Пешеход без лыж не будет проваливаться при плотности
снега 0,32-0,35; снег с плотностью 0,40 выдерживает
снега 0,32-0,35; снег с плотностью 0,40 выдерживает
лошадь, а нога человека не оставляет следа. Тяжелые
лошадь, а нога человека не оставляет следа. Тяжелые
автомашины требуют плотности снега не менее 0,50.
автомашины требуют плотности снега не менее 0,50.
Самый плотный – свежевыпавший снег в Антарктиде: при
Самый плотный – свежевыпавший снег в Антарктиде: при
очень сильном ветре и очень низких температурах он
очень сильном ветре и очень низких температурах он
состоит из мельчайших снежинок, «упаковывающихся»в
состоит из мельчайших снежинок, «упаковывающихся»в
снежный покров очень тесно, не оставляя места воздуху. У
снежный покров очень тесно, не оставляя места воздуху. У
нас снег очень рыхлый. Но слежавшись, он уплотняется. За
нас снег очень рыхлый. Но слежавшись, он уплотняется. За
зиму плотность снега возрастает от 0,13-0,15 до 0,19-0,21.
зиму плотность снега возрастает от 0,13-0,15 до 0,19-0,21.
В предвесенний период плотность возрастает за счет
В предвесенний период плотность возрастает за счет
подтаивания и активизации ветра . Может возрасти до
подтаивания и активизации ветра . Может возрасти до
0,30-0,35.
0,30-0,35.
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
Сон трава
Сон трава
г.Озерск ,Челябинская область
г.Озерск ,Челябинская область
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
Геокомплекс
Геокомпоненты
Аспект (фенологический
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
Аспект (фенологический)-преобладающие краски в
)-преобладающие краски в
ландшафте.
ландшафте.
Весна - переходный для территории умеренного пояса
- переходный для территории умеренного пояса
Весна
сезон.
сезон.
Геокомплекс - территория, обладающая определенной
- территория, обладающая определенной
степенью однородности всех или некоторых
степенью однородности всех или некоторых
взаимосвязанных и взаимодействующих геокомпонентов.
взаимосвязанных и взаимодействующих геокомпонентов.
Геокомпоненты – слагаемые геокомплекса. К ним
– слагаемые геокомплекса. К ним
относятся: геологическое строение и рельеф, климат,
относятся: геологическое строение и рельеф, климат,
воды, почвы, растительность, животный мир.
воды, почвы, растительность, животный мир.
День весеннего равноденствия – 21 марта. В этот день
– 21 марта. В этот день
Солнце в зените на экваторе; по всей Земле день равен
Солнце в зените на экваторе; по всей Земле день равен
ночи.
ночи.
День зимнего солнцестояния -22 декабря. В этот день
-22 декабря. В этот день
Солнце в зените над южным тропиком.
Солнце в зените над южным тропиком.
День летнего солнцестояния – 22 июля. В этот день
– 22 июля. В этот день
Солнце в зените над северным тропиком.
Солнце в зените над северным тропиком.
День весеннего равноденствия
День зимнего солнцестояния
День летнего солнцестояния
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
Солнце в зените на экваторе.
Солнце в зените на экваторе.
Интегральные фенологические методы
Интегральный описательный метод
День осеннего равноденствия
день
день
Изофены
День осеннего равноденствия -23 сентября. В этот
-23 сентября. В этот
Изофены –линии на фенологической карте, соединяющие
–линии на фенологической карте, соединяющие
точки с одинаковой датой наступления сезонного явления.
точки с одинаковой датой наступления сезонного явления.
Интегральные фенологические методы – получение
– получение
суммированного отчета от определенного количества
суммированного отчета от определенного количества
учетных единиц.
учетных единиц.
Интегральный описательный метод – определение
– определение
процента учетных единиц, перешедших межу в данный
процента учетных единиц, перешедших межу в данный
день на конкретной территории.
день на конкретной территории.
Межа –момент сезонного развития учетной единицы.
–момент сезонного развития учетной единицы.
Межа
Обычный метод фенологических наблюдений – –
Обычный метод фенологических наблюдений
определение даты наступления сезонного явления.
определение даты наступления сезонного явления.
Объекты фенологических наблюдений – конкретные
– конкретные
виды растений, животных, элементов неживой природы, а
виды растений, животных, элементов неживой природы, а
также их комплексов подверженные в течение года
также их комплексов подверженные в течение года
циклическим изменениям.
циклическим изменениям.
Описательный первичный фенометод – метод, с
– метод, с
помощью которого в конкретный день на конкретной
помощью которого в конкретный день на конкретной
территории характеризуется фенологическое состояние
территории характеризуется фенологическое состояние
объекта.
объекта.
Объекты фенологических наблюдений
Описательный первичный фенометод
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
Плотность снега
полученной из снега, к взятому для этого объему снега.
полученной из снега, к взятому для этого объему снега.
Сезон
Плотность снега – отношение объема воды,
– отношение объема воды,
Сезон – часть года, характеризуемая определенным,
– часть года, характеризуемая определенным,
свойственным только ей состоянием живой и неживой
свойственным только ей состоянием живой и неживой
природы.
природы.
Сезонное явление – момент фенофазы.
– момент фенофазы.
Сезонное явление
Солярное снеготаяние – таяние снега от прямых солнечных
Солярное снеготаяние – таяние снега от прямых солнечных
лучей.
лучей.
Ступени сезона – части сезона, различающиеся своими
– части сезона, различающиеся своими
фенологическими особенностями.
фенологическими особенностями.
Сублимация – испарение снега.
– испарение снега.
Сублимация
Учетная единица – то, что подсчитывается при
Учетная единица – то, что подсчитывается при
наблюдениях.
наблюдениях.
Фация ландшафтная – низший ландшафтный
– низший ландшафтный
геокомплекс, характеризуемый полной однородностью
геокомплекс, характеризуемый полной однородностью
всех компонентов.
всех компонентов.
Феноиндикатор – легко наблюдаемое сезонное явление.
– легко наблюдаемое сезонное явление.
Феноиндикатор
Фенологическая шкала – нормальная
– нормальная
Фенологическая шкала
последовательность фенофаз и их подразделений для
последовательность фенофаз и их подразделений для
одного объекта.
одного объекта.
Ступени сезона
Фация ландшафтная
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
Фенология
Экометрические методы
Экометрическая маршрутная съемка
наблюдения?? за
за
Фенологические
сезонными явлениями и процессами природы.
сезонными явлениями и процессами природы.
Фенологическое
Фенологические наблюдения –
наблюдения – наблюдения
картографирование – составление
Фенологическое картографирование
– составление
карт различного масштаба и для разных территорий,
карт различного масштаба и для разных территорий,
показывающих сроки наступления сезонных процессов.
показывающих сроки наступления сезонных процессов.
Фенология – система знаний о сезонных явлениях и
– система знаний о сезонных явлениях и
процессах природы.
процессах природы.
Экометрические методы - фенологические методы, с
- фенологические методы, с
помощью которых территория разделяется на зоны с
помощью которых территория разделяется на зоны с
различным фенологическим состоянием объекта на одну
различным фенологическим состоянием объекта на одну
и ту же дату или за одинаковый промежуток времени.
и ту же дату или за одинаковый промежуток времени.
Экометрическая маршрутная съемка – проведение
– проведение
фенологических наблюдений по заранее выбранному
фенологических наблюдений по заранее выбранному
маршруту с целью составления крупномасштабной
маршруту с целью составления крупномасштабной
фенологической карты данной местности.
фенологической карты данной местности.
Элементы фенологического наблюдения – любое
– любое
фенологическое наблюдение можно разделить на 3
фенологическое наблюдение можно разделить на 3
составляющих элемента: 1) элемент времени, 2) элемент
составляющих элемента: 1) элемент времени, 2) элемент
места, 3) элемент фенологического состояния объекта.
места, 3) элемент фенологического состояния объекта.
Элементы фенологического наблюдения
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
ЗАНЯТИЕ В 5 В КЛАССЕ
ЗАНЯТИЕ В 5 В КЛАССЕ
Обработка полученных результатов
Обработка полученных результатов
Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология
ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА
Балбышев И.Н.
Батманов В.А.
Беляева Л.Т.
Куприянова М.К. , Новоженов Ю.И., Щенникова З.Г.
Балбышев И.Н. Времена года. Л., 1971
Времена года. Л., 1971
Батманов В.А. Фенологические наблюдения в походе. Свердловск, 1961.
Фенологические наблюдения в походе. Свердловск, 1961.
Беляева Л.Т. Экскурсии в природу. М.,2005.
Экскурсии в природу. М.,2005.
Куприянова М.К. , Новоженов Ю.И., Щенникова З.Г. Фенологические
Фенологические
наблюдения во внеклассной краеведческой работе. Екатеринбург. БКИ
наблюдения во внеклассной краеведческой работе. Екатеринбург. БКИ
2000.
2000.
Неклюкова Н.П. Общее землеведение. М.:
Общее землеведение. М.:
Просвещение, 1976
Просвещение, 1976
Петров В.В. Весна в жизни леса. М., 1999.
. Весна в жизни леса. М., 1999.
Попов Н.В. Фенологические наблюдения в школе. М., 1985.
Фенологические наблюдения в школе. М., 1985.
Неклюкова Н.П.
Петров В.В
Попов Н.В.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.