Программа по родной литературе
Оценка 4.6

Программа по родной литературе

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русская литература
5 кл—7 кл
22.09.2019
Программа по родной литературе
Рабочая программа учебного курса «Родная литература» для 5,7 классов разработана в соответствии требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897», с учетом положений Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г., № 637-р. Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
родная литерат 5-7 класс.docx
Пояснительная записка Рабочая  программа учебного курса «Родная литература» для 5,7 классов разработана в соответствии требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный   приказом   Минобрнауки   РФ   от   17.12.2010   №1897»,   с   учетом   положений Концепции   преподавания   русского   языка   и   литературы   в   Российской   Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г., № 637­р.  Цель   программы:   воспитание   уважительного   и   бережного   отношение   к   родной литературе   как   величайшей   духовной,   нравственной   и   культурной   ценности   русского народа.  Задачи:  ­ формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы; –   обогащение   духовного   мира   учащихся   путем   приобщения   их   к   нравственным ценностям   и   художественному   многообразию   родной   литературы,   к   отдельным   ее произведениям, к произведениям писателей и поэтов Белгородской области; ­ приобщение к литературному наследию своего народа; ­ формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; ­   формирование   умения   актуализировать   в   художественных   текстах   родной литературы   личностно   значимые   образы,   темы   и   проблемы,   учитывать   исторический, историко­культурный   контекст   и   контекст   творчества   писателя   в   процессе   анализа художественного литературного произведения.   Общая характеристика учебного курса ФГОС ООО признает приоритетной духовно­нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.  Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на   эстетические   чувства   воспитывает   в   человеке   патриотизм,   чувства   исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. Содержание   программы   каждого   класса   включает   в   себя   произведения   (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко­культурную и нравственно­ценностную роль. Критерии   отбора   художественных   произведений   для   изучения:   высокая художественная   ценность,   гуманистическая   направленность,   позитивное   влияние   на личность   ученика,   соответствие   задачам   его   развития   и   возрастным   особенностям, культурно­исторические традиции.         В программе представлены следующие разделы:  Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.  Русская литература первой половины XIX в.  Русская литература второй половины XIX в.  Русская литература первой половины XX в.  Русская литература второй половины XX в.   Творчество поэтов Свердловской области.  Контроль уровня литературного образования. Место учебного курса «Родная литература»  Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним   из   основных   источников   обогащения   речи   учащихся,   формирования   их   речевой культуры   и   коммуникативных   навыков.   Изучение   языка   художественных   произведений способствует   пониманию   учащимися   эстетической   функции   слова,   овладению   ими стилистически окрашенной родной речью. Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5­ 9 классах и рассчитана на 17 часов.  Класс 5 7 Количество   часов   в неделю Количество часов в год 0,5 0,5 17 17 В   данной   программе   предусмотрены   часы   на   выполнение   практической   части программы. Форма   организации   образовательного   процесса   ­   классно­урочная:   традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно­обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар.  Виды и формы контроля:    письменный ответ на вопрос; сочинение на литературоведческую тему; проект.   Планируемые результаты освоения учебного курса «Родная литература» Личностные результаты должны отражать: ­   формирование   общей   культуры   и   мировоззрения,   соответствующего   практике сегодняшнего дня; ­   осознание   себя   представителями   своего   народа   и   гражданами   Российского государства; ­ формирование чувства любви к Родине и патриотизма; ­ формирование основ коммуникативной компетентности в общении; ­ совершенствование духовно­нравственных качеств личности. Метапредметные результаты должны отражать: ­   умение   понимать   проблему,   выдвигать   гипотезу,   структурировать   материал, подбирать   аргументы   для   подтверждения   собственной   позиции,   выделять   причинно­ следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; ­ умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; ­ умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.  Предметные результаты должны отражать: ­   осознание   значимости   чтения   и   изучения   родной   литературы   для   своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания   мира   и   себя   в   этом   мире,   гармонизации   отношений   человека   и   общества, многоаспектного диалога; ­   понимание   родной   литературы   как   одной   из   основных   национально­культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; Рекомендации по выбору методов обучения При выработке стратегии освоения программы по родной литературе следует иметь в виду основной принцип: изучение родной литературы базируется на чтении. Все усилия учителя   должны   быть   направлены   прежде   всего   на   то,   чтобы   обучающийся   прочел произведение – вне чтения невозможны ни эмоциональные реакции на произведение, ни развитие интеллектуальных и творческих навыков. Второй базовый принцип – знание произведения важнее, чем знание того, что от него нужно получить. Урок литературы бессмыслен, если в процессе подготовки к нему или непосредственно на нем не происходит чтения, если он не сводит ученика и книгу. Отсюда главный методический ход для урока – медленное чтение. На уроке родной литературы особую роль играет учебная дискуссия. Литературное произведение   открыто   различным   интерпретациям.   Их   обсуждение   может   быть исключительно   продуктивным   для   формирования   диалоговой   культуры   учеников   и повышения   их   мотивации   к   чтению.   При   изучении   родной   литературы   исключительно важны проектные   и   учебно­исследовательские   методы работы.   Они   позволяют индивидуализировать обучение и интенсифицировать процесс обучения. Следует   помнить   о   роли   письменных   работ   при   изучении   родной   литературы. Систематический отчет в разных формах и жанрах о прочитанном и понятом способствуют формированию у учащихся культуры высказывания. Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Родная русская литература» К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках родной русской литературы, относятся DVD­плеер, компьютер, мультимедиа. При   использовании   компьютера   учащиеся   применяют   полученные   на   уроках информатики   инструментальные   знания   (например,   умения   работать   с   текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий. Содержание учебного предмета Введение (1) Слово как средство создания образа. 5 класс Русский фольклор (2) «Иван   —   крестьянский   сын   и   чудо­юдо».   Волшебная   богатырская   сказка героического   содержания.   Тема   мирного   труда   и   защиты   родной   земли.   Иван   — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора­народа. Особенности сюжета. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Древнерусская литература (1) Афанасий Никитин «Хождения за три моря». Из литературы XVIII века (1) Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…». Из литературы XIX века (3) Русские басни. Л.Н.   Толстой. Басни   «Два   товарища»,   «Лгун»,   «Отец   и   сыновья».   Сведения   о писателе.   Нравственная   проблематика   басен,   злободневность.   Пороки,   недостатки,   ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.  В.И.   Даль.   Сказка   «Что   значит   досуг?»   Сведения   о   писателе.   Богатство   и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен   для   каждого   героя,   проверка   на   трудолюбие.   Идейно­художественный   смысл сказки.   Индивидуальная   характеристика   героя   и   авторское   отношение.   Использование описательной речи автора и речи действующих лиц. Н.Г.   Гарин­Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально­нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к   событиям   и   героям.   Мир   глазами   ребёнка   (беда   и   радость;   злое   и   доброе   начало   в окружающем мире); своеобразие языка. Сочинение "Зло и добро в сказке". Поэзия ХIХ века о родной природе (1) П.А.   Вяземский.   Стихотворение   «Первый   снег».   Краткие   сведения   о   поэте. Радостные   впечатления,   труд,   быт,   волнения   сердца,   чистота   помыслов   и   стремлений лирического героя. Символы и метафоры, преобладание ярких зрительных образов.  Н.А.   Некрасов. Стихотворение   «Снежок».   Детские   впечатления   поэта.   Основная тема   и   способы   её   раскрытия.   Сравнения   и   олицетворения   в   стихотворении.   Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Единство человека и природы. Из литературы XX века (5) Е.А.   Пермяк. Сказка   «Березовая   роща».   Краткие   сведения   о   писателе.   Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки. В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала. Ю.Я.   Яковлев. Рассказ   «Цветок   хлеба».   Краткие   сведения   о   писателе.   Раннее взросление.   Забота   взрослых   о   ребенке.   Чувство   ответственности   за   родных.   Беда   и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка. А.И.   Приставкин. Рассказ   «Золотая   рыбка».   Краткие   сведения   о   писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость,   доброта).   Нравственно­эмоциональное   состояние   персонажей.   Выразительные средства   создания   образов.   Воспитание   чувства   милосердия,   сострадания,   заботы   о беззащитном. В.Я.   Ерошенко. Сказка   «Умирание   ивы».   Краткие   сведения   о   писателе­земляке. Тема   природы   и   приёмы   её   реализации;   второй   смысловой   план   в   сказке.   Цельность произведения,   взаимосвязанность   всех   элементов   повествования,   глубина   раскрытия образа. Особенности языка писателя. Родная природа в произведениях поэтов XX века (1) В.   Я.   Брюсов.   Стихотворение   «Весенний   дождь».   Краткие   сведения   о   поэте. Образная   система,   художественное   своеобразие   стихотворения.   Слияние   с   природой; нравственно­эмоциональное   состояние   лирического   героя.   Выразительные   средства создания образов. М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте.   Непревзойдённый   мастер   слова.   Чудесное   описание   природы.   Умение   видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы. Творчество поэтов Тамбовской области (1) По выбору учителя.  Р.Р. 1ч, . К.Р. – 1 ч. 7 класс Введение (1) Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе. Значение художественного произведения   в   культурном   наследии   России.   Роль   родного   слова   в   формировании личности человека. Из литературы XVIII века (1) И.   И.Дмитриев. Поэт   и   видный   государственный   чиновник.   Русская   басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях. Из литературы XIX века (3) Ф.Н.Глинка. Краткие   сведения   о   поэте­декабристе,   патриоте,   высоко   оценённом А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину» К.М.Станюкович. Рассказ   «Рождественская   ночь»:   проблематика   рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя. В.М.Гаршин. Психологизм   произведений   писателя.   Героизм   и   готовность   любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя). Из литературы XX – XXI века (9) А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко. Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя) В.О.Богомолов.   Краткие   сведения   о   писателе­фронтовике.   Рассказ   «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников. Ю.Я.Яковлев. Тема   памяти   и   связи   поколений.   Рассказ   –   притча   «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении. В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин». Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе." С.А.Баруздин. Нравственность   и   чувство   долга,   активный   и   пассивный   протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет». А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча». Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя. Е.А.Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности. Творчество поэтов Тамбовской  области (1)  По выбору учителя и учащихся. К.Р. – 1ч. . Календарно­тематическое планирование курса «Родная литература» Дата П         ф     № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 5 класс Тема. Круг рассматриваемых вопросов Введение. Слово   как   средство   создания образа. Русский фольклор (2) «Иван — крестьянский сын и чудо­ юдо». Волшебная   богатырская   сказка героического   содержания.   Тема   мирного труда   и   защиты   родной   земли.   Иван   — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного   героя.   Герои   сказки   в   оценке автора­народа. Особенности сюжета.  «Журавль   и   цапля»,   «Солдатская шинель» —   народные   представления   о справедливости,   добре   и   зле   в   сказках   о животных и бытовых сказках. Древнерусская литература (1) Афанасий   Никитин   «Хождения   за   три моря». Из литературы XVIII века (1) М. В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…». Из литературы XIX века  (3)   глупость,   хитрость, Русские басни. Л.Н.   Толстой. Басни   «Два   товарища», «Лгун»,   «Отец   и   сыновья».   Сведения   о писателе.   Нравственная   проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум,   невежество, самонадеянность.   Основные   темы   басен. Приёмы   создания   характеров   и   ситуаций. Мораль. В.И.   Даль.   Сказка «Что   значит   досуг?» Сведения   о   писателе.   Богатство   и выразительность   языка.   Тема   труда   в сказке.   Поручение   Георгия   Храброго   – своеобразный   экзамен   для   каждого   героя,   Идейно­ проверка   на   трудолюбие. художественный   сказки. Индивидуальная   характеристика   героя   и авторское   отношение.   Использование описательной   речи   автора   и   речи действующих лиц. Н.Г.   Гарин­Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы   и   сюжет   сказки.   Социально­ нравственная   проблематика   произведения.   смысл Кч 1 1 1 1 1 1 1 8. 9. 10. 11. 12. 13. Речь   персонажей   и   отражение   в   ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и   героям.   Мир   глазами   ребёнка   (беда   и радость;   злое   и   доброе   начало   в окружающем мире); своеобразие языка. Р.Р. Сочинение «Зло и добро в сказке». Поэзия ХIХ века о родной природе (1) П.А. Вяземский. Стихотворение «Первый снег». Краткие сведения о поэте. Радостные впечатления,   труд,   быт,   волнения   сердца, чистота   помыслов   и   стремлений лирического   героя.   Символы   и   метафоры, преобладание ярких зрительных образов. Н.А.   Некрасов. Стихотворение   «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и   способы   её   раскрытия.   Сравнения   и олицетворения   в   стихотворении.   Умение чувствовать   красоту   природы   и сопереживать   ей.   Единство   человека   и природы Из литературы XX века (5) Е.А.   Пермяк. Сказка   «Березовая   роща». Краткие   сведения   о   писателе.   Тема, особенности   создания   образов.   Решение серьезных философских проблем зависти и злобы,   добра   и   зла   языком   сказки. Аллегорический язык сказки. В.А. о материнской   любви».   Краткие   сведения   о писателе.   Материнская   любовь.   Сыновняя благодарность.   Особенности   жанра. Значение финала.   Сухомлинский. "Легенда   Ю.Я.   Яковлев. Рассказ   «Цветок хлеба».   Краткие   сведения   о   писателе. Раннее   взросление.   Забота   взрослых   о ребенке.   Чувство   ответственности   за родных.   Беда   и   радость;   злое   и   доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка. А.И.   «Золотая рыбка».   Краткие   сведения   о   писателе. Основная   тематика   и   нравственная проблематика   рассказа   (тяжёлое   детство; сострадание, доброта). чуткость, Нравственно­эмоциональное состояние персонажей.   Выразительные   средства создания   образов.   Воспитание   чувства   Приставкин. Рассказ       1 1 1 1 1 1 заботы   о   сострадания, милосердия, беззащитном. В.Я.   Ерошенко. Сказка   «Умирание   ивы». Краткие сведения о писателе­земляке. Тема природы   и   приёмы   её   реализации;   второй смысловой   план   в   сказке.   Цельность   взаимосвязанность   всех произведения, элементов   повествования, глубина раскрытия   образа.   Особенности   языка писателя. Родная природа в произведениях поэтов XX века (1) В.   Я.   Брюсов.   Стихотворение   «Весенний дождь».   Краткие   сведения   о   поэте. Образная     художественное своеобразие   стихотворения.   Слияние   с нравственно­эмоциональное природой; состояние героя. Выразительные средства создания образов. М.А.   Волошин.   Стихотворение   «Как   мне близок   и   понятен…»   Краткие   сведения   о поэте.   Непревзойдённый   мастер   слова. Чудесное   описание   природы.   Умение видеть природу,  наблюдать и  понимать её красоту. Единство человека и природы. Творчество   поэтов   Тамбовской   области (1)  По выбору учителя.  Контрольная работа система,     лирического   1 1 1 Календарно­тематическое планирование курса «Родная литература» Дата    п     ф         7 класс Тема. Круг рассматриваемых вопросов Введение. Своеобразие   курса   родной   русской   литературы   в   7   классе.   Значение художественного   произведения   в   культурном   наследии   России.   Роль   родного   слова   в формировании личности человека. Из литературы XVIII века И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях. Из литературы XIX века Ф.Н.Глинка. Краткие   сведения   о   поэте­декабристе,   патриоте,   высоко   оценённом А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину» К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя. В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». 14. 15. 16. 17. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Из литературы XX – XXI века А. Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко. Ю.М.   Нагибин. Основные   вехи   биографии   Ю.М.Нагибина.   Произведение   писателя   о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя) В.О. Богомолов. Краткие сведения о писателе­фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников. Ю.Я. Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении. В.Н.  Крупин. Краткие   сведения   о   писателе.   Тема   детского   сострадания   на   страницах произведения «Женя Касаткин». Р.Р. Сочинение «Уроки жалости и скорби в русской литературе» С.А. Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет». А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча». Е.А.   Евтушенко.   Краткая   биография.   Стихотворение   «Картинка   детства».   Взгляд   на вопросы нравственности. Творчество поэтов Тамбовской области (1)  По выбору учителя и учащихся Контрольная работа Резервный урок

Программа по родной литературе

Программа по родной литературе

Программа по родной литературе

Программа по родной литературе

Программа по родной литературе

Программа по родной литературе

Программа по родной литературе

Программа по родной литературе

Программа по родной литературе

Программа по родной литературе

Программа по родной литературе

Программа по родной литературе

Программа по родной литературе

Программа по родной литературе

Программа по родной литературе

Программа по родной литературе

Программа по родной литературе

Программа по родной литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2019