Рабочая программа разработана для учащихся 8 класса. Программа основана на федеральном государственном образовательном стандарте по русскому языку 2004 года, преподавание осуществляется по учебнику С. Г. Бархударова. Программа содержит все необходимые разделы: пояснительную записку, содержание материала, календарно-тематическое планирование, список литературы, требования к уровню усвоения материала учащимися.
Русский язык 8 класс 2017-2018.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Курьяновская основная общеобразовательная школа
Согласовано Утверждено
Заместитель директора Директор школы
_________ /Е.В.Викторова/ __________ /Н.А.Крылова/
Приказ № от
Рабочая программа
по русскому языку
для 8 класса
Составила
учитель русского языка и литературы
Обухова Оксана Владимировна
2017 – 2018 год Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе:
приказа Минобразования РФ от 19.05.1998 г. № 1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»;
приказа Минобразования России от 9 февраля 1998 г. № 322 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации»;
авторской программы для общеобразовательных школ «Русский язык». 59 классы (под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского)./ Просвещение, 2014;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2005 года № 302 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования».
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, отражает
обязательный минимум содержания образования по русскому языку.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебнотематический план; содержание тем
учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе; перечень учебнометодического обеспечения;
контрольноизмерительные материалы.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний,
частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, всех областях жизни, способствует его социальной
адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания
действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со
всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная,
языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в
жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к
анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученыхрусистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной специфики русского
языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в
разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных
условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на
развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной
форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная
переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических
единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в
процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит из трех тематических блоков. В первом
представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются
базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурноисторический компонент
курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и
овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном
языке как национальнокультурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения
оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностноориентированного, когнитивнокоммуникативного, деятельностного подходов к
обучению родному языку:
•
человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
•
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и
ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
•
русского литературного языка; о русском речевом этикете;
•
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательной изучение русского (родного) языка: в VIII классе – 102
часа.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе
школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой
деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
•
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно
важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
•
•
•
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения
каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений,
востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; Функции русского языка в современном мире (1 ч)
Повторение пройденного в VVII классах (6 ч+1 ч)
Содержание тем учебного курса
8 класс (102 ч)
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словосочетание (3 ч)
I. Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам
главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (3 ч+2 ч)
I. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения (6 ч+2 ч)
I. Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глаголсказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (8 ч+2 ч)
I. Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность
определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края. Простые односоставные предложения (10 ч+3 ч)
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенноличные, неопределенноличные, безличные) и подлежащим (назывные).
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Однородные члены предложения (10 ч+2 ч)
I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией.
Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных
членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обращения, вводные слова и междометия (12 ч+1 ч)
I. Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении.
Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи
синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественную тему.
Обособленные члены предложения (10 ч+2 ч)
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные
знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их
синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Прямая и косвенная речь (6 ч+4 ч)
I. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II.
слова
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
произношении
выделять
заменять
прямую
Умение
речь
Умение
автора.
в
косвенной. Повторение и систематизация пройденного в VIII классе (4 ч+2 ч)
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
\
Содержание
Русский язык в современном мире
Повторение изученного в V – VII классах
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словосочетание
Простое предложение
Двусоставные предложения
Второстепенные члены предложения
Односоставные предложения
Однородные члены предложения
Обращения, вводные слова, междометия
Обособленные члены предложения
Прямая и косвенная речь
Повторение и систематизация изученного в V VIII классах
Итого
Учебнотематический план 8 класс (102 ч)
Количество
часов
1
7
Развитие
речи
1
3
5
8
10
15
12
13
12
10
6
102
2
2
2
3
2
1
2
4
2
21
Контрольные работы
1
1
1
1
1
1
1
7 \
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VIII классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные
примеры.
II. К концу VIII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс VIII класса
производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в
предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и
косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставит тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в VIII классе
слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочиненияописания
(сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинениярассуждения на моральноэтические темы. Совершенствовать изложение
и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед
слушателями по общественно важным проблемам.
Учебное и учебнометодическое обеспечение
Для учащихся:
1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.8е изд., перераб. М.: Русский язык, 2012.
2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов. 10е изд. М.: Русский язык, 2005.
3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/М.Т.Баранов. 4е изд. М.: Русский язык, 2006.
4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык, 2005.
5. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред. Ф.П.Филина. 2е изд., дораб. М.: Русский язык, 1998.
6. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева. 2е изд. М.: Русское слово, 2006.
7. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред. В.В.Иванова. 8е изд. М.: Русский язык, 2006.
8. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка/М.: Русский язык, 1997.
9. Русский язык. 8 класс./Под ред. Л.А.Тростенцовой, Ладыженской Т.А. М.: Просвещение, 2013.
10.Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка/ А.А.Семенюк, М.А.Матюшина. 3е изд. М.: Русский язык, 2006.
11.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов. 2е изд., перераб. М.: Русский язык, 1991. Для учителя:
1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: М.: Просвещение, 2013.
2. Граник.Г.Г. Дидактические карточкизадания по русскому языку. 59 кл./М.: АСТ: Астрель, 2013.
3. Горашова Н.Г. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват.
учреждений»/Н.Г.Горашова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
4. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по русскомй языку и литературе: 511 классы/Волгоград: УчительАСТ, 2012.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 2003.
6. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 59 классы: Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. М.: Просвещение, 2011.
7. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/Челябинск: Юж.Урал.кн.изд., 1994.
8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка /4е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1985.
Тематическое планирование по русскому языку в 8 классе ( 102 часа)
№
п/п
Тема урока
Сроки
проведения
Требования к уровню подготовки
Элементы содержания
Контроль
Примечание
1
2
3
Функции русского языка в
современном мире.
1 неделя
сентября
Функции русского языка в современном мире1 час
Знать о роли русского языка как
национального языка русского народа, об
отражении в языке культуры и истории
народа; функции русского языка в
современном мире.
Уметь объяснять термины, называ
ющие функции языка; составлять опорные
конспекты и пересказывать тексты;
составлять сочинениеминиатюру «Что
значит любить русский язык?»
Знакомство с учебником, его
структурой, системой
условных обозначений,
приложениями; раскрытие
ценности русского языка и его
места среди языков народов
мира
Лекция, беседа,
работа с книгой
Повторение изученного в 57 классах – 6+1 час
Комплексное повторение (фонетика,
словообразование).
Комплексное повторение (лексика,
фразеология, орфография).
знать основные правила, определения;
знать и уметь выполнять все виды
разборов, изученные в 57 классах.
Знать основные нормы русского
литературного языка (грамматические и
орфографические); назначение знаков
препинания.
Язык как средство
коммуникации; нормы
русского речевого этикета,
его особенности
Трудности при выборе
слитного и раздельного
написания не с разными
частями речи
Работа
с книгой, упражнения Комплексное повторение (синтаксис,
пунктуация).
2 неделя
сентября
Уметь составлять вопросный план текста,
расставлять пропущенные
знаки препинания и графически обозначать
синтаксические конструкции,
Типы сложных предложений и
средства связи в них
Тест
КИМ «Русский язык»
8 класс
Москва «ВАКО» 2010
год стр.1819
Систематизация знаний, контроль
Правописание
н – нн в суффиксах
прилагательных, причастий и
наречий
4
5
6
7
8
9
Развитие речи №1 . Стили речи.
Строение текста.
Подготовка к контрольному
диктанту.
Контрольный диктант №1 по теме
«Повторение».
Анализ контрольных работ. Работа
над ошибками.
3 неделя
сентября
Словосочетания, их строение и
грамматическое значение.
Знать основные нормы
русского литературного
языка.
Уметь применять изученные
орфограммы; основные
правила орфографии
Контрольный диктант
/Сборник диктантов
Москва «ВАКО» 2014
год стр 206/
Словосочетание как единица
синтаксиса; грамматические
средства связи в
словосочетании; главное и
зависимое слово
в словосочетании; виды
словосочетаний
Беседа, проблемные
задания, «Репетитор
по русскому языку
Кирилла и Мефодия»
(CD)
Тест
КИМ «Русский язык»
8 класс
Москва «ВАКО» 2010
год стр.2425
Словосочетание 3 часа
Знать определение словосочетания;
основные виды словосочетаний, строение,
отношения между компонентами
словосочетания, способы выражения,
средства связи в словосочетании.
Уметь вычленять словосочетание из
предложения; определять вид
словосочетания по главному слову,
самостоятельно строить словосочетания,
обозначая в них средства связи; грамотно
употреблять в речи
10
11
Связь слов в словосочетании:
согласование, управление,
примыкание.
Виды словосочетаний по
морфологическим свойствам
главного слова.
4 неделя
сентября
Простое предложение – 3+2 часов 12
Строение и грамматическое значение
предложения.
13
14
15
16
Связь слов в предложении. Порядок
слов в предложении.
Интонация простого предложения.
Логическое ударение.
1 неделя
октября
Развитие речи №2. Описание
архитектурных памятников как вида
текста.
Развитие речи №3. Написание
сочетанияописания памятника
архитектуры.
2 неделя
октября
Знать основные единицы языка, их
признаки.
Уметь осознавать предложение как
основную единицу языка, средство
выражения мысли, чувств; употреблять в
речи предложения, разные
по цели высказывания; находить
предложения; двусоставные и
односоставные предложения в тексте;
работать с художественными текстами
изучаемых литературных произведений
Уметь с помощью логического ударения и
порядка слов выделять наиболее важное
слово в предложении; выразительно читать
текст; использовать поэтические тексты,
работать со стихотворениями
Знать признаки текста, особенности
сочиненияописания.
Уметь осуществлять выбор и организацию
языковых средств в соответствии с темой и
целями; правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста;
совершенствовать и редактировать
собственный текст
Беседа, проблемные
задания, работа
с текстами,
интонационный
диктант
Строение предложения, виды
по цели высказывания и
эмоциональной окраске. Виды
простого пред ложения
(двусоставные и
односоставные)
Прямой и обратный порядок
слов, логическое ударение
в предложении
Редактирование текста.
Определение темы, идеи
сочинения, составление плана,
написание сочинения
Работа с текстом,
творческая работа
сочинение
Двусоставные предложения
Главные члены предложения – 6+2 часов 17
Подлежащее.
18
Сказуемое. Простое глагольное
сказуемое.
19
20
21
Составное глагольное сказуемое.
Составное именное сказуемое.
Тире между подлежащим и
сказуемым.
3 неделя
октября
Знать основные единицы языка, их
признаки. Уметь находить подлежащее в
предложении, определять способ его
выражения; согласовывать подлежащее со
сказуемым; работать с текстами изучаемых
художественных произведений; выписывать
из них предложения с разными способами
выражения подлежащего
Знать основные способы выражения
сказуемого.
Уметь различать сказуемые по составу
слов, по способу выражения лексического
и грамматического значений; находить
сказуемое в тексте; грамотно
согласовывать сказуемое с подлежащим
Главные члены предложения.
Подлежащее и способы его
выражения
Беседа, проблемные
задания, работа
с текстами, опорные
схемы
Сказуемое, его основные типы
и способы выражения, связь
сказуемого с подлежащим.
Понятие простое глагольное
сказуемое. Трудные случаи
согласования сказуемого с
подлежащим
Понятие составное сказуемое.
Отличительные особенности
составного глагольного
сказуемого от составного
именного
Условия постановки тире
между подлежащим и
сказуемым
Беседа, проблемные
задания, работа с
текстами, таблица
Беседа, проблемные
задания, работа
с текстами, опорные
схемы, диктант 22
Развитие речи №4. Подготовка к
сочинению о памятнике культуры
4 неделя
октября
Знать основные нормы русского
литературного языка (орфографические
и пунктуационные).
Уметь находить подлежащее и сказуемое;
ставить знаки препинания между ними;
составлять предложения с грамматическим
заданием; писать сочиненияминиатюры с
использованием тире (на тему «Наши
великие соотечественники»)
Знать признаки текста, особенности
сочиненияописания.
Уметь осуществлять выбор и организацию
языковых средств в соответствии с темой и
целями; правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста;
совершенствовать и редактировать
собственный текст
Развитие речи №5. Написание
сочинения о памятнике культуры.
Синтаксические синонимы главных
членов предложения, их
текстообразующая роль.
Второстепенные члены предложения – 8+2 часов
Дополнение. Прямое и косвенное
дополнение.
1 неделя
ноября
23
24
25
26
Определение. Согласованное и
несогласованное определение.
Редактирование текста.
Определение темы, идеи
сочинения, составление плана,
написание сочинения
Работа с текстом,
творческая работа
сочинение
Уметь находить в тексте второстепенные
члены предложения, ставить вопросы,
определять роль дополнения в
предложении; завершать предложения
прямыми дополнениями, выраженными
словами или сочетаниями слов; находить
ошибки в употреблении существительных,
которыми выражены дополнения
Знать основные признаки согласованных и
несогласованных определений.
Уметь находить в тексте согласованные и
несогласованные определения; определять
способы их выражения; использовать в
Дополнение:
прямое и косвенное.
Смыслоразличительная роль
порядка слов
Беседа, проблемные
задания, работас
текстами, опорные
схемы, диктант
Согласованные и
несогласованные определения,
способы
их выражения
Беседа, работа с
книгой 27
Приложение. Знаки препинания при
приложении.
28
Виды обстоятельств по значению.
2 неделя
ноября
речи для характеристики предмета,
явления
Знать понятие приложение.
Уметь распознавать приложения среди
других членов предложения; использовать
приложение как средство выразительности
речи; правильно ставить знаки препинания
при приложениях; выполнять выборочную
работу с текстами художественных
произведений
Уметь находить в тексте второстепенные
члены предложения, ставить вопросы,
определять роль обстоятельства в
предложении; составлять предложения на
заданную тему, используя обстоятельства
места, времени, образа действия,
выраженные наречиями (р/р); определять, в
каких второстепенных членах могут
совмещаться разные значения (дополнения
и обстоятельства, определения и
дополнения)
Приложение как
разновидность определения
Понятие обстоятельства;
обстоятельства места,
времени, причины, цели,
условия, уступки, образа
действия
Тест
КИМ «Русский язык»
8 класс
Москва «ВАКО» 2010
год стр.2829
Беседа, проблемные
задания, работа с
текстами, опорные
схемы, диктант
29
30
31
32
Сравнительный оборот, знаки
препинания при нём.
Обобщение темы «Второстепенные
члены предложения».
Контрольный диктант №2 по теме
«Двусоставные члены предложения».
3 неделя
ноября
Знать основные нормы русского
литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы;
основные правила орфографии
Систематизация знаний,
контроль
Анализ контрольных работ. Работа
над ошибками.
Знать признаки текста, особенности
сочиненияописания.
Сам.работа
Контрольный диктант
КИМ «Русский язык»
8 класс
Москва «ВАКО» 2010
год стр.6970 33
Развитие речи №6. Ораторская речь,
её особенности.
34
Развитие речи №7. Публичное
выступление об истории своего края
4 неделя
ноября
35
Основные группы односоставных
предложений.
37
38
Предложения определённоличные.
Предложения неопределённоличные.
1 неделя
декабря
Уметь осуществлять выбор и организацию
языковых средств в соответствии с темой и
целями; правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста;
совершенствовать и редактировать
собственный текст
Редактирование текста.
Определение темы, идеи ,
составление плана
творческая работа
Диктант ,
беседа, проблемные
задания, работа
с книгой
Односоставные предложения – 10+3 часов
Знать особенности смысловых значений
односоставных предложений в
сопоставлении с двусоставными; признаки
назывных предложений.
Уметь проводить наблюдение над
стилистическими возможностями
односоставных предложений; находить
назывные предложения в текстах
художественных произведений; определять
роль назывных предложений в
художественной литературе, газетных и
журнальных очерках; пользоваться ими в
описании для обозначения места и времени
Особенности смысловых
значений односоставных
предложений в сопоставлении
с двусоставными; типы
односоставных предложений.
Назывные предложения
Особенности смысловых
значений односоставных
предложений в сопоставлении
с двусоставными; типы
односоставных предложений.
Определённоличные
предложения
Особенности смысловых
значений односоставных
предложений в сопоставлении
с двусоставными; типы
односоставных предложений.
Неопределённоличные
предложения 39
Безличные предложения.
Знакомство
с безличными предложениями; с общими и
отличительными признаками
двусоставных
и безличных предложений, синонимичных
по значению;
со способами
40
41
42
43
44
45
Развитие речи №8. Рассказ на
свободную тему.
Назывные предложения.
Синонимия односоставных и
двусоставных предложений, их
текстообразующая роль.
2 неделя
декабря
Обобщение по теме «Односоставные
предложения».
3 неделя
декабря
Знать отличие между типами
односоставных предложений, признаки
каждого из них.
Уметь определять тип односоставного
предложения, находить односоставные
предложения в тексте, составлять
предложения по схемам
Знать основные нормы русского
литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы;
основные правила орфографии
Контрольный диктант №3 по теме
«Односоставные предложения».
Анализ контрольных работ. Работа
над ошибками.
Знать различие между типами
односоставных предложений,
признаки безличного
предложения.
Уметь находить безличные
предложения в тексте по
значению и структурным
особенностям; употреблять
безличные предложения для
передачи состояния природы
и окружающей среды;
использовать синонимическую
замену безличных
предложений двусоставными;
писать сочинениеминиатюру
«Осенний дождь»
Систематизация знаний,
контроль
Систематизация знаний,
контроль
Упражнения, работа с
учебником, тренинг,
сочинениеминиатюра
«Осенний дождь»
рассказ
Тест
КИМ «Русский язык»
8 класс
Москва «ВАКО» 2010
год стр.3639
Контрольный диктант
КИМ «Русский язык»
8 класс
Москва «ВАКО» 2010
год стр.69 46
47
Развитие речи №9. Подготовка к
подробному изложению
Развитие речи №10. Написание
подробного изложения
4 неделя
декабря
Редактирование текста.
Определение темы, идеи ,
составление плана
Знать признаки текста, особенности
сочиненияописания.
Уметь осуществлять выбор и организацию
языковых средств в соответствии с темой и
целями; правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста;
совершенствовать и редактировать
собственный текст
Подробное изложение
КИМ «Русский язык»
8 класс
Москва «ВАКО» 2010
год стр.72
Неполные предложения 2 часа
48
Понятие о неполном предложении.
49
Неполные предложения в диалоге и в
сложном предложении.
Знать особенности и функции
неполных предложений.
Уметь находить неполные предло
жения в тексте; заменять неполные
предложения синонимичными
полными; различать неполные
двусоставные предложения и
односоставные назывные.
Интеграция с уроком литературы: уметь
проводить наблюдения (стилистические
возможности неполных предложений)
Особенности строения полных
и неполных предложений,
сфера их употребления, роль
неполных предложений
в текстах художественных
произведений
Работа с текстами
художественных
произведений,
упражнения,
проблемные задания
Однородные члены предложения – 10+2 часов
50
Понятие об однородных членах.
2 неделя
января
51
52
Однородные и неоднородные
определения.
Однородные члены предложения,
связанные союзами, и пунктуация при
них.
Уметь находить однородные члены
предложения в тексте; правильно
расставлять знаки препинания в
предложении; соблюдать
перечислительную интонацию и
графически обозначать её, уместно
использовать предложения с однородными
членами
Знать правило: постановка знаков
препинания при однородных определениях
и отсутствие знаков при неоднородных
определениях.
Уметь составлять схемы предложений с
однородными определениями; различать
однородные и неоднородные определения
Пунктуация
при однородных членах
предложения
Работа с текстами
художественных
произведений,
упражнения,
проблемные задания
Различие однородных и
неоднородных определений,
оформление их
пунктуационно
Работа с текстами
художественных
произведений,
упражнения 3 неделя
января
53
Разделительные знаки препинания
между однородными членами.
54
Обобщающие слова при однородных
членах.
55
56
57
Знаки препинания при обобщающих
словах.
Вариативность постановки знаков
препинания.
4 неделя
января
Развитие речи №11. Подготовка к
сочинениюрассуждению
58
Развитие речи №12. Написание
сочинениярассуждения на основе
литературного произведения.
Знать правила постановки знаков
препинания при однородных
членах, связанных сочинительными
союзами.
Уметь правильно ставить знаки препинания
при однородных членах, связанных
союзами; определять стилистическую
окраску союзов в предложении с
однородными членами
Знать правила постановки знаков
препинания при обобщающих словах с
однородными членами.
Уметь правильно ставить знаки
препинания; раскрывать содержание
обобщающих слов, подобрав к ним
однородные члены (составлять
предложения); конструировать схемы
предложений с обобщающими словами при
однородных членах; различать
предложения с обобщающими словами и
предложения с именным составным
сказуемым
Знать признаки текста, особенности
сочинениярассуждения.
Уметь осуществлять выбор и организацию
языковых средств в соответствии с темой и
целями; правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста;
совершенствовать и редактировать
собственный текст
Сочинительные союзы и знаки
препинания
при них. Отсутствие запятой
во фразеологических оборо
тах с повторяющимися
союзами и … и, ни … ни
Работа с текстами
художественных
произведений,
упражнения,
проблемные задания,
опорные схемы и
таблицы
Обобщающие слова при
однородных членах и знаки
препинания при них
Работа с текстами
художественных
произведений,
упражнения,
проблемные задания,
опорные схемы и
таблицы
Редактирование текста.
Определение темы, идеи ,
составление плана
Сочинение
рассуждение 1 неделя
февраля
Обобщающие по теме «Однородные
члены предложения».
Контрольный диктант №4 по теме
«Однородные члены предложения».
Анализ контрольных работ. Работа
над ошибками.
Знать основные нормы русского
литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы;
основные правила орфографии
Систематизация знаний,
контроль
Обращения, вводные слова и междометия – 12+1 часов
Контрольный диктант
КИМ «Русский язык»
8 класс
Москва «ВАКО» 2010
год стр.68
Упражнения, тренинг,
практикум
59
60
61
62
63
64
65
Обращение; знаки препинания при
нём.
2 неделя
февраля
Распространенное обращение.
Выделительные знаки препинания
при обращении.
Вводные слова. Знаки препинания
при вводных словах.
3 неделя
февраля
66
Вводные предложения; знаки
препинания при них.
Уметь находить обращения в тексте;
употреблять их с учётом речевой ситуации;
выразительно читать предложения с
обращением; правильно ставить знаки
препинания при обращении.
Интеграция с уроками
литературы: находить обращения в
художественных произведениях XIX–XX
вв., определять роль обращений
Сведения об обращении:
назначение обращений,
обращения распространённые
и нераспространённые,
выделительные знаки
препинания при обращении,
употребление обращений
Знать понятие вводные слова как средство
выражения субъективной оценки
высказывания.
Уметь выражать определённое
отношение к высказываниям с помощью
вводных слов и предложений; правильно
ставить знаки препинания при вводных
словах; находить
Вводные слова
и предложения как средство
выражения субъективной
оценки высказывания. Группы
вводных слов
Выборочная работа с
текстами
художественных
произведений,
проблемные задания,
упражнения 67
Вставные конструкции и.
Междометия в предложении.
68
Выделительные знаки препинания
при вводных словах и предложениях,
при междометиях.
69
Одиночные и парные знаки
препинания.
70
71
72
73
74
Закрепление по теме «Обращение,
вводные слова и предложения».
Контрольный диктант №5 по теме
«Обращение, вводные слова и
предложения».
4 неделя
февраля
Анализ контрольных работ. Работа
над ошибками.
1 неделя
марта
Развитие речи №13. Публичное
выступление на общественно
значимую тему.
Текстообразующая роль обращений,
вводных слов, междометий.
2 неделя
марта
в художественных произведениях,
изучаемых на уроках литературы,
предложения с вводными словами,
выписывать их; использовать в речи
вводные слова и предложения
с учётом содержания стиля высказывания
Знать выделительные знаки препинания при
вводных словах, вводных сочетаниях слов
и вводных предложениях.
Уметь находить вводные слова, вводные
сочетания слов и вводные предложения в
текстах художественных и
публицистических произведений; выражать
определённое отношение к высказываниям
с помощью вводных слов и вставных
конструкций; правильно ставить
выделительные знаки препинания при
вводных словах, вводных сочетаниях слов
и вводных предложениях
Междометия –
«эмоциональные сигналы».
Выделительные знаки
препинания при междометиях
Упражнения, тренинг,
практикум
Выделительные знаки
препинания при вводных
словах, вводных соче
таниях слов
и вводных
предложениях
Знать основные нормы русского
литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы;
основные правила орфографии
Систематизация знаний,
контроль
Систематизация знаний,
контроль
Контрольный диктант
КИМ «Русский язык»
8 класс
Москва «ВАКО» 2010
год стр.70
Уметь осуществлять выбор и организацию
языковых средств в соответствии с темой и
целями; правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста;
совершенствовать и редактировать
собственный текст
Определение темы, идеи ,
составление плана
Публичное
выступление Обособленные члены предложения – 10+2 час
75
76
77
78
79
80
81
82
Понятие об обособленных членах
предложения.
Обособленные определения и знаки
препинания при них.
Обособленные приложения и знаки
препинания при них.
3 неделя
марта
Обособленные обстоятельства и
знаки препинания при них.
Уточнение как вид обособленного
члена предложения
Развитие речи №14. Характеристика
человека как вид текста.
Развитие речи №15. Написание
сочинения характеристики
человека.
Выделительные знаки препинания
при обособленных второстепенных и
уточняющих членах предложения.
1 неделя
апреля
Знать, что такое обособление
(термин).
Уметь правильно выделять запятыми
обособленные члены предложения,
соблюдать правильную интонацию при
обособлении; заменять предложения с
обособленными членами синонимичными
простыми и сложными предложениями;
уместно использовать предложения с
обособленными членами в тексте
Знать правило обособления обстоятельств,
выраженных деепричастным оборотом и
деепричастием.
Уметь выявлять условия обособления
обстоятельств; определять границы
деепричастных оборотов; правильно
ставить знаки препинания при выделении
обособленных обстоятельств.
Интеграция с уроком литературы: уметь
выписывать из изучаемого
художественного произведения 10
предложений по теме
Уметь составлять
Характеристику , озаглавливать текст;
осуществлять выбор и организацию
языковых средств в соответствии
с темой, целями, стилем и жанром текста
собственного сочинения;
излагать свободно и правильно свои мысли
в письменной форме
Обособленные члены
предложения, их роль в речи.
Общие условия обособления
опреде
лений, приложений
Упражнения,
проблемные задания,
опорные схемы
и таблицы.
Условия обособления
деепричастий и дее
причастных
оборотов, уточнений
Тестирование по
теме, упражнения,
проблемные задания,
опорные схемы и
таблицы
характеристика
сочинение 83
84
85
86
Синтаксические синонимы
обособленных членов
предложения,их текстообразующая
роль.
Обобщающий урок по теме
«Обособленные члены предложения».
Контрольный диктант №6 по теме
«Обособленные члены предложения».
2 неделя
апреля
Анализ контрольных работ. Работа
над ошибками.
3 неделя
апреля
87
Предложения с прямой речью.
88
Знаки препинания при прямой речи.
89
90
Развитие речи №16. Подготовка к
сжатому изложению.
4 неделя
апреля
Развитие речи №17. Написание
сжатого изложения.
91
Предложения с косвенной речью.
Знать основные нормы русского
литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы;
основные правила орфографии
Систематизация знаний,
контроль
Систематизация знаний,
контроль
Прямая н косвенная речь 6+4 часов
тест
Контрольный диктант
КИМ «Русский язык»
8 класс
Москва «ВАКО» 2010
год стр.71
Выборочная работа с
текстами
художественных
произведений,
проблемные задания,
упражнения
Уметь находить предложения
с прямой речью в текстах изучаемых
произведений (интеграция с уроками
литературы); расставлять знаки
препинания в предложениях с прямой
речью, разорванной комментирующей
частью; выписывать предложения с
косвенной речью, соответствующие схемам
(из главы 7 повести А. С. Пушкина
«Капитанская дочка»); самостоятельно
строить схемы предложений с прямой
речью
Уметь осуществлять выбор и организацию
языковых средств в соответствии с темой и
целями; правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста;
совершенствовать и редактировать
собственный текст
Знать о способах передачи чужой
речи.
Отличие прямой речи
от косвенной
Знаки препинания в
предложениях с прямой речью
Определение темы, идеи ,
составление плана
Сжатое изложение
КИМ «Русский язык»
7 класс
Москва «ВАКО» 2010
год стр.73 92
93
94
95
96
Цитата. Знаки препинания при
цитировании.
Синтаксические синонимы
предложений с прямой речью, их
текстообразующая роль.
1 неделя
мая
Уметь составлять и записывать
предложения с цитатами; находить цитаты
в тексте; определять основную мысль
цитаты и вводить её
в текст двумя способами
Способы передачи чужой
речи. Цитата – дословная
выдержка из чужой речи
Выборочная работа с
текстами
художественных
произведений,
проблемные задания,
Обобщение темы «Прямая и
косвенная речь»
2 неделя
мая
Развитие речи №18 Сравнительная
характеристика двух знакомых лиц.
Развитие речи №19. Написание
сравнительной характеристики двух
лиц
Уметь составлять сравнительную
характеристику, используя данный план
(упр. 263), озаглавливать текст;
осуществлять выбор и организацию
языковых средств в соответствии
с темой, целями, стилем и жанром текста
собственного сочинения;
излагать свободно и правильно свои мысли
в письменной форме
Систематизация знаний,
контроль
Сравнительная
характеристика двух женщин
(чем различаются мать и дочь)
Тест
КИМ «Русский язык»
8 класс
Москва «ВАКО» 2010
год стр.5253
Сравн.характеристика
97
Синтаксис
и морфология
3 неделя
мая
98
Синтаксис
и пунктуация
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе 6 часов
Знать, какова первичная и вторичная
синтаксическая роль различных частей
речи.
Уметь составлять предложения с данными
словосочетаниями; определять в них роль
инфинитива; выполнять полный и
частичный разбор предложения;
графически указывать члены предложения
Знать изученные языковые явления;
условия постановки знаков
препинания.
Уметь пользоваться графическим
условным обозначением; выделять в тексте
абзацы, составлять план текста,
Первичная
и вторичная
синтаксическая роль
различных частей речи
Систематизация знаний об
изученных языковых явлениях
Выборочная работа с
текстами
художественных
произведений,
проблемные задания,
упражнения,
тестирование
тест
Беседа, упражнения,
самостоятельная
работа, творческая
работа 99
Синтаксис
и орфография
100
101
102
Развитие речи №20. Подготовка к
контрольному сочинению
повествовательного характера с
элементами описания
Развитие речи №21 . Написание
контрольного сочинения
повествовательного характера с
элементами описания
Итоговая
контрольная работа
4 неделя
мая
анализировать словосочетания и простые
предложения; пользоваться
Знать основные нормы русского
языка (грамматические, орфографические,
пунктуационные).
Уметь применять изученные правила и
приёмы; пользоваться определёнными
способами их применения; делать вывод о
связи синтаксиса и орфографии,
составлять взаимодиктант по теме
Связь синтаксиса и
орфографии
Кодированный
диктант, сводные
таблицы, упражнения
Определение темы, идеи ,
составление плана
Знать основные нормы русского
литературного языка (орфографические,
пунктуационные).
Уметь применять изученный материал при
решении грамматических задач,
осуществлять самоконтроль
Проверка,
оценка и кор
рекция знаний учащихся
Контр.сочинение
Тест
КИМ «Русский язык 8
класс
Москва «ВАКО» 2010
год стр.5461
Программа по русскому языку для 8 класса
Программа по русскому языку для 8 класса
Программа по русскому языку для 8 класса
Программа по русскому языку для 8 класса
Программа по русскому языку для 8 класса
Программа по русскому языку для 8 класса
Программа по русскому языку для 8 класса
Программа по русскому языку для 8 класса
Программа по русскому языку для 8 класса
Программа по русскому языку для 8 класса
Программа по русскому языку для 8 класса
Программа по русскому языку для 8 класса
Программа по русскому языку для 8 класса
Программа по русскому языку для 8 класса
Программа по русскому языку для 8 класса
Программа по русскому языку для 8 класса
Программа по русскому языку для 8 класса
Программа по русскому языку для 8 класса
Программа по русскому языку для 8 класса
Программа по русскому языку для 8 класса
Программа по русскому языку для 8 класса
Программа по русскому языку для 8 класса
Программа по русскому языку для 8 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.