Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений
Оценка 4.6

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Оценка 4.6
Научные работы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
02.11.2018
Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений
Данная образовательная программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в обществе актуальна тем, что, охватывая все основные направления воспитательной работы с детским коллективом, она стратегически подчинена одной цели – повышение социальной компетентности выпускников детского дома. Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни является задачей деятельности каждого учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Конечная цель деятельности и основной критерий ее эффективности – успешная интеграция выпускника в социум. Этим и объясняется актуальность разработки и реализации рабочей программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни является задачей деятельности каждого учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Конечная цель деятельности и основной критерий ее эффективности – успешная интеграция выпускника в социум. Этим и объясняется актуальность разработки и реализации рабочей программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.
Приложение №5.doc.docx
Приложение №5.doc Краевое государственное казенное учреждение для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 8» Срок реализации 2015­2018 годы Тимофеева Л.С., Воспитатель 1 кв.категории г. Комсомольск­на­Амуре СОДЕРЖАНИЕ Раздел I.     Основания разработки рабочей  программы.                      1. Миссия детского дома. «Рабочая образоват ельная программ а по социализа ции воспитан ников детских интернат ных учрежден ий» 2. Цель образовательной программы детского дома.                      3. Педагогические принципы.                      4. Уклад детского дома.                      5. Традиции, календарные дела детского дома. Раздел II.  Контингент воспитанников. Раздел III. Цели рабочей программы. Раздел IV. Задачи рабочей программы. Раздел V .  Направления и содержание деятельности. Раздел VI.  Пояснительная записка. Раздел VII. Список методической литературы. Миссия детского дома: «Создание благоприятных условий, приближенных к  домашним, способствующих умственному,  эмоциональному и физическому развитию личности.  Обеспечение социокультурного опыта освоения  общечеловеческих способов социального  взаимодействия в процессе выполнения различных  видов деятельности(игровой, учебной, трудовой),  общения , опосредованного целью совместной  деятельности и общения, опосредованно жизненным  ценностям (интимно­личностного общения), а также  освоение общечеловеческих способов выбора (в том  числе и профессионального), принятие на себя  ответственности и решения. Цель:  Обеспечить готовность воспитанников к самостоятельному  жизнеустройству, самореализации в профессиональной, семейной,  гражданской жизни, интеграции в общество и культуру, к укреплению  и сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни. Коллектив детского дома в своей деятельности решает следующие  задачи:  Создание   благоприятных   условий,   приближенных   к   домашним, способствующих   умственному,   эмоциональному   и   физическому развитию личности воспитанников;  Обеспечение социальной защиты, психолого ­медико­педагогической реабилитации и социально­бытовой адаптации воспитанников;  Обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников;  Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни;  Охрана прав и интересов воспитанников;  Восстановление   и   поддержание   родственных   отношений воспитанников,   работа   с   родителями   и   родственниками   по социальной реабилитации и возвращению детей в семью.              С целью реализации поставленных задач выделены основные  направления деятельности педагогического коллектива: Направления Цель Создание  благоприятных условий  проживания детей,  максимально  Обеспечить готовность  воспитанников к  самостоятельному  жизнеустройству. Задачи 1.Формирование  навыков  самообслуживания; 2. Формирования приближенных к  домашним Обеспечение социальной зашиты воспитанников,  охраны их законных  прав и интересов в  соответствии с  действующим  законодательством; Организация учебно –  воспитательного  процесса,  способствующего  умственному,  эмоциональному и  физическому развитию Обеспечить готовность  воспитанников к  самореализации в  профессиональной,  семейной, гражданской  жизни. навыков ведения  домашнего хозяйства; 3. Формирование  навыков  потребительской  культуры. Формирование умения  делать выбор,  принимать решения; Формирование навыков  действующим  законодательством; Организация учебно –  воспитательного  процесса,  способствующего  умственному,  эмоциональному и  физическому развитию  личности воспитанника; Обеспечение  педагогического  сопровождения выбора  профессии, построения  жизненных планов; Обеспечение  педагогического  сопровождения  взаимодействия  воспитанников с  родственниками в целях укрепления позитивных  родственных связей и  возможного  дальнейшего  совместного  проживания Создание условий для  Обеспечить готовность  Формирование: воспитанников к  интеграции в общество и культуру Коммуникативных  навыков; Умения выполнять  общепринятые в  социуме нормы  поведения в различных  жизненных ситуациях, Общекультурных  навыков, позволяющих  взаимодействовать в  обществе,  интегрироваться в  современную культуру; Навыков,  способствующих  творческому  самовыражению Формирование  представления о  здоровом образе жизни; Умения по укреплению  и сохранению своего  здоровья   Обеспечить готовность  воспитанников к  укреплению и  сохранению своего  здоровья. самореализации,  самовыражения и  проявления творческих  способностей  воспитанника; Обеспечение  педагогического  сопровождения в  получении  дополнительного  образования. Обеспечение охраны  жизни и укреплению  здоровья воспитанников, медико­психолого­ педагогической  реабилитации и  коррекции их здоровья; Организация учебно­ воспитательного  процесса,  способствующего  умственному и  физическому развитию  личности воспитанника Педагогические принципы.  Принцип ориентации на ценностные отношения и положительные  качества личности воспитанника;  Связи воспитания с жизнью;  Принятия воспитанника таким, каков он есть;  Воспитания в коллективе;   Единства, целостности и преемственности в воспитании. Уклад образовательного учреждения.                 С 2014 года воспитанники детского дома стали проживать в новых  условиях: созданны группы , воспитание в которых приближено к семейным.  В связи с преобразованием, у детей появились личные комнаты, в которых они проживают по одному человеку или вдвоем. В каждой комнате есть шкаф,  кровать и письменный стол. Дети самостоятельно занимаются оформлением  интерьера своих комнат, что способствует проявлению индивидуальности.  Также в группе появилась кухонная зона, на которой дети учатся  самостоятельно готовить. Столовая зона, где проходят все групповые  чаепития и собрания, отмечаются групповые праздники и дружеские вечера.  Уклад жизни, приближенный к семейному, играет важную роль в разрушении  у детей психологического стереотипа общежития, где все общее, «ничейное».  И это задает стиль, дух, атмосферу всей жизни детского дома.   Традиции, календарные дела детского дома.       В детском доме сложились определенные традиции: совместная  организация и празднование календарных праздников, отмечаются дни  рождения всех воспитанников и педагогов. Организуются совместные выезды  на природу, спортивные мероприятия, а также дети с большим удовольствием принимают участие в творческих конкурсах, олимпиадах различных уровней. Актуальность программы             Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни – важнейшее  направление образовательной деятельности детского дома. Причинами  социальной и психологической незащищенности воспитанников детского дома  является наличие в их социально­психологическом статусе таких внутренних  установок, как иждивенчество, низкий уровень практического интеллекта,  низкая трудовая мотивация, неумение планировать будущую жизнь, принимать  на себя ответственность за свои поступки.             Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни является задачей  деятельности каждого учреждения для детей­сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей. Конечная цель деятельности и основной критерий ее  эффективности – успешная интеграция выпускника в социум. Этим и  объясняется актуальность разработки и реализации рабочей программы  подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Для воспитанников  старшего школьного возраста формирование навыков самостоятельного  успешного взаимодействия в социуме имеет свои особенности, усвоение знаний и формирование умений на определенном, соответствующем возрасту и развитию, уровне. С учетом этих факторов и разработана рабочая программа.  Таким образом, данная образовательная программа подготовки воспитанников  к самостоятельной жизни в обществе актуальна тем, что, охватывая все  основные направления воспитательной работы с детским коллективом,  программа стратегически подчинена одной цели – повышение социальной  компетентности выпускников детского дома. Цели программы: Становление и развитие системы социальной идентичности, осознание своего  места в обществе, формирование «чувства взрослости». Основные задачи программы:  Формирование адекватного отношения к своему возрасту; , взрослости, самостоятельности;   Воспитание убежденности воспитанника в будущей его востребованности обществом, построение временной перспективы будущего;  Формирование основ деловитости профессиональной деятельности,  содействие в профессиональном ориентировании каждого воспитанника.  Формирование основ нравственно­правового поведения. Целевые установки воспитательной работы с подростками 15­17 лет.  Возраст подростка — это период завершения процесса восхождения к социальной зрелости, который характеризуется новой социальной ситуацией развития. Подросток стоит на пороге взрослой жизни, он обращен в будущее, и эта обращенность составляет «аффективный центр» всей его внутренней жизни. Он смотрит на взрослого и решает копировать его, быть похожим на него. Только эта похожесть лишь внешняя: что лежит внутри взрослого, ему еще   недоступно.   Поэтому   вслед   за   получившим   внутренний   импульс желанием   только   что   родившегося   «Я»   перевернуть   весь   мир   появляется неуверенность в собственных возможностях, силах, способностях. «Исчезает состояние душевного равновесия, душевного комфорта, рождается ощущение беспомощности.   Возникает   так   называемый   подростковый   кризис,   который нередко сопровождается состоянием агрессивности, злобы, жестокости или апатии и депрессии. Основными мотивами деятельности подростка являются желание занять свое   место   в   мире   взрослых,   утвердиться   в   компании   сверстников,   быть уверенным   в   своей   компании   и   т.п.   Ведущей   деятельностью   становится интимно­личное общение (общение с другом, с друзьями через позицию своих настроений   и   желаний);   учебно­профессиональная   деятельность   большой степени   ориентирована   на   помощь   подростку   в   его   профессиональном самоопределении. Большое   значение   для   этого   возраста   приобретает   молодежная культура, под которой подразумевается «торопливое» подражание подростка взрослому. Они мгновенно реагируют на все новое, но стремятся создать свое социальное пространство, в котором они будут самими собой. Пространство это очень разнородно, т.к. сами подростки тоже очень различны. Объединяет их лишь одно — ярко выраженное стремление к самостоятельности. Поэтому «жанр» каждодневной, ежечасной и ежеминутной опеки должен быть, по всей видимости,   сменен   принципиально   новой   стратегией:   оказание   помощи   в создании молодежью своей культуры. Становление   личности   подростка   сопряжено   с   проблемами   будущего,   его ролью во взрослом обществе. Именно поэтому работа по профессиональному самоопределению,   развитию   общечеловеческих   ценностей,   личного   счастья (любви,   здоровья,   семьи),   освоение   навыков   построения   перспектив становятся наиболее значимыми для подростка.    Учитывая депрессивные настроения   воспитанников, низкий уровень мотивационной   сферы,   инерционность   рефлексий   и   т.п.,   необходимо создавать псевдореальные проблемные ситуациями, в ходе решения которых подростки   будут   усваивать   социально   одобряемые   нормы   и   ценности,   и выстраивать   свою   систему   ценностей.   Монотонные   пересказывания   статей, скучные выступления подростков, примитивные операции с картинками и т.п. —   все   это   должно   уступить   место   диспутам,   работе   по   установлению причинно­следственных связей и отношений. Таким образом, к моменту выхода воспитанника из стен учреждения он должен овладеть следующими умениями:   заботиться о своем здоровье;  адекватно реагировать на собственные эмоции;  грамотно отстаивать свои права и интересы;  ориентироваться   в   мире   профессий   и   в   своих   профессиональных возможностях;  действовать в ситуации угрозы личной безопасности;  эффективно и безопасно пользоваться общественным транспортом;  ориентироваться в районе проживания, в своём городе, посёлке и т. д.;  руководствоваться правилами и нормами поведения в обществе;  заниматься   самотворчеством,   выражая   свои   личностные   интересы   и стремления (сфера досуга);  освоить бытовые навыки и умения, необходимые для обыденной жизни.  В своей деятельности КГКОУ Детский дом № 8 руководствуется: 1. Конституцией РФ 2. Конвенцией о правах ребенка 3. Законом РФ «Об образовании» 4. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка» 5. Федеральным законом № 120 «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 6. Типовым положением об образовательном учреждении для детей­сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 01.07.1995 г., № 676). Основные мероприятия Программы:  достижение высокого уровня системного взаимодействия в воспитании и социализации воспитанников;  содействие семейным формам воспитания;  обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде: безнадзорности, наркомании, алкоголизма и т.д.;  развитие   научно­исследовательской   и   опытно­экспериментальной деятельности;  внедрение   в   учебно­воспитательный   процесс   эффективных здоровьесберегающих воспитательных технологий; Реализация намеченных мероприятий Программы  позволит: существенно повысить уровень развития воспитания детей;  сократить количество правонарушений воспитанников;    повысить социальный статус воспитания;  Ожидаемый результат: 1. Рост  уровня общей социализированности воспитанников. 2. Адекватная полоролевая самоидентификация подростков, освоение ими социальных ролей в семье. 3. Развитие   гуманных   коллективистских   отношений   в   группе, приближенных к семейным.   4. Установление прочных дружеских отношений с членами своей группы. 5. Знание воспитанниками культуры российской семьи. 6. Преобладание личностной направленности воспитанников на здоровый образ жизни. 7. Готовность молодых людей к семейной жизнедеятельности. 8. Знание   детьми   и  подростками   норм   и   правил   семейного   общежития, общения и взаимодействия с соседями. 9. Повысится уровень знаний воспитанников о семейных ролях, функциях  семьи и ее ценностях, уровень информированности по вопросам  репродуктивного здоровья. 10.Произойдут позитивные изменения в отношении воспитанников к семье, улучшится морально­нравственный климат в семье и детском доме. 11.Сформируется умение управлять своим эмоциональным состоянием. Критерии оценки результативности программы С   целью   определения   результативности   программы   были   выделены следующие критерии: 1.   Уровень   готовности   к   самостоятельной   жизни   и   деятельности (измеряется при помощи метода экспертных оценок) 2. Уровень личностной готовности дополнительно измеряется при помощи следующих методик: Уровень   личностной   и   ситуативной   тревожности   (по   методике Спилберегера) Уровень самооценки (по методике Л.Д. Столяренко) Уровень агрессивности и враждебности (по методике А.Басса­А.Дарки) Социометрического статуса в коллективе (по методике Морено)  «Методика   диагностики   социально­психологической   адаптации   К.Роджерса   и      Р.Даймонда» Направления и содержание деятельности: № 1. Личностное развитие направление Содержание деятельности  Построение временной 2. Охрана здоровья и физическое  развитие 3. Основы профессионального  самоопределения и трудовое  воспитание 4. Основы гражданского самосознания 5. Эстетическое воспитание 6. Основы безопасности и  жизнеобеспечения перспективы будущего,  перспектив личности;  Формирование  стрессоустойчивого поведения;  Адекватное использование  способов самовыражения  Профилактика здорового образа  жизни;  Профилактика вредных  привычек;  Владение навыками интимной  гигиены  Помощь в профессиональном  самоопределении(формирование личностного отношения к  профессионально­трудовой  сфере и способа ее  самореализации), развитие  способности конструировать  возможные варианты будущего;  Закладывание основ  производственных отношений;  Осмысление необходимости  трудовой деятельности  Закладывание основ правового  воспитания, экономического  просвещения;  Ознакомление с истоками  национальной культуры;  Осмысление статуса гражданина  Эстетическое освоение  окружающего пространства;  Формирование эстетического  вкуса;  Развитие способности  ориентироваться в различных  направлениях искусства  Развитие умений: А) ориентироваться в  чрезвычайных ситуациях; Б) оценивать опасность вредных  привычек; 7. Межличностные отношения Пользоваться  доступными(разрешенными)  средствами самозащиты Развитие умений строить свои  отношения:  Со сверстниками  Со взрослыми  С незнакомыми людьми КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Направления работы: понедельник Личностное развитие вторник среда четверг пятница суббота Воскресенье Охрана здоровья. Физическое развитие. Основы профессионального самоопределения и экономического просвещения Трудовое воспитание, жизнеобеспечение Основы гражданского и патриотического воспитания Знакомство с истоками национальной культуры, семейные обычаи Эстетическое воспитание

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений

Программа по социализации воспитанников детских интернатных учреждений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2018