Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы общего образования МБОУ «Мглинская СОШ №1».на основе примерно. Программы основного общего образования под редакции, авторской программы 5-8 классы /А.Т. Тищенко, Н.В.Синица. -М.; Вентана-Граф,2015 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника.
1. Технология .Технология ведения дома : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) Н.В.Синица, В. Д. Симоненко М. : Вентана -Граф, 2013.-192с.ил. ISBN 978-5-360-03720-0
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю ),исходя из продолжительности учебного года 35 учебных недель).
I.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение в основной школе является второй ступенью технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате, обучающиеся должны научиться, самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
- проявления познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
-выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
- проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
- согласование и координация совместной познавательно -трудовой деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно –трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- диагностика результатов познавательно–трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно –трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- распознание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
- владения кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
- применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологического процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности.
В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов.
В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно–трудовой деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объектов труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
- оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
- публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.
В физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» 14 часа
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность 1 час
Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составление части готового проекта пятиклассников.
Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический (основной) этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчет затрат на изготовление. Аналитический (заключительный) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
Практические работы.
Творческий проект по разделу ««Технологии домашнего хозяйства».
Творческий проект по разделу «Кулинария».
Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».
Творческий проект по разделу «Художественные ремесла».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
Варианты творческих проектов: «Планирование кухни», «Моя комната», «Интерьер гостиной», «Подставка под горячее», «Кухонная доска», «Набор столовых салфеток», «Фартук для кулинарных работ», «Приготовление завтрака для всей семьи» и др.
Раздел « Технологии домашнего хозяйства» 4 ч
Тема 1. Интерьер жилого дома 2
Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.
Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону для приготовления пищи (рабочая зона) и зону приема пищи (зона столовой). Варианты планировки кухни: линейная, параллельная, угловая, П-образная. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Проектирование кухни на компьютере.
Декоративное оформление кухни изделиями собственного изготовления.
Тема практической работы
Планировка кухни.
Раздел «Электротехника» 2
Тема 1. Бытовые электроприборы на кухне
Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ).
Лабораторно-практическая работа. Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне.
Лакирование.
Раздел « Кулинария» 12 ч
Тема 1. Санитария и гигиена 2 ч
Теоретические сведения. Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качеств и предупреждения пищевых отравлений.Правила мытья посуды. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.
Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах и порезах.
Темы лабораторно-практических работ:
Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в помещении кабинета кулинарии.
Тема 2. Здоровое питание2 ч
Теоретические сведения. Понятие о здоровом питании, об усвояемости пищи; условия, способствующие лучшему пищеварению; общие сведения о питательных веществах. Пищевая пирамида. Режим питания. Правила хранения продуктов в холодильнике.
Темы лабораторно-практических работ:
Поиск рецептов блюд, соответствующих принципам рационального питания. Составление меню из малокалорийных продуктов.
Тема 3. Бутерброды и горячие напитки 2 ч
Теоретические сведения. Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Особенности технологии приготовления и украшения различных видов бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов, условия и сроки их хранения.
Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Правила хранения чая, кофе, какао. Сорта чая, их вкусовые достоинства и способы заваривания. Сорта кофе и какао. Устройство для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе и какао.
Требования к качеству готовых напитков.
Темы лабораторно-практических работ:
Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.
Тема 4. Блюда из овощей и фруктов 2 ч
Теоретические сведения. Виды овощей, используемых в кулинарии. Содержание в овощах полезных веществ, витаминов. Сохранность этих веществ в пищевых продуктах в процессе хранения и кулинарной обработки. Содержание влаги в продуктах. Влияние её на качество и сохранность продуктов. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Методы определения качества овощей и фруктов.
Назначение, правила и санитарные условия механической кулинарной обработки овощей. Причины потемнения картофеля и способы его предотвращения. Особенности механической кулинарной обработки листовых, луковых, пряных, тыквенных, томатных и капустных овощей. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей.
Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из сырых овощей. Оформление салатов.
Значение и виды тепловой кулинарной обработки продуктов. Преимущества и недостатки различных способов варки овощей. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в овощах в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
Темы лабораторно-практических работ:
Приготовление фруктового салата.
Приготовление винегрета.
Тема 5. Блюда из яиц 2 ч
Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Оформление готовых блюд.
Темы лабораторно-практических работ:
Приготовление блюда из яиц.
Тема 6. Сервировка стола к завтраку 2 ч
Теоретические сведения. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столовых приборов и посуды. Способы складывания салфеток. Правила пользования столовыми приборами.
Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом. Прием гостей и правила поведения в гостях. Время и продолжительность визита.
Приглашения и поздравительные открытки.
Темы лабораторно-практических работ:
Оформление стола к завтраку.
Раздел « Создание изделий из текстильных материалов» 32 ч
Тема 1. Свойства текстильных материалов 4 ч
Теоретические сведения. Современное прядильное производство, ткацкое производство. Пряжа (нити). Долевая нить (основа), поперечная нить (уток). Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое, атласное. Раппорт.
Отделочное производство. Отбеливание. Крашение: гладко-крашенная, набивная ткань.
Классификация текстильных волокон. Способы получения натуральных и искусственных волокон растительного происхождения. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства и ткач.
Лабораторно-практическая работа. Определение направления долевой нити в ткани. Изучение свойств тканей из хлопка и льна.
Тема 2. Конструирование швейных изделий 6 ч
Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок.
Особенности построения выкройки фартука. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы.
Практическая работа:
Определение размеров и снятие мерок. Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам.
Тема 3. Швейная машина 12 ч
Классификация машин швейного производства. Характеристика и области применения современных швейных и вышивальных машин с программным управлением. Бытовая швейная машина, её технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.
Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Челночное устройство универсальной швейной машины.
Темы лабораторно – практических работ:
Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Приемы работы на швейной машине. Устранение неполадок в работе швейной машины. Изготовление образцов машинных работ.
Тема 4. Технология изготовления швейных изделий 10 ч
Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.
Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятие о стежке, строчке, шве. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: портновскими булавками и мелом, прямыми стежками.
Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).
Требования к выполнению машинных работ. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами).
Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Правила безопасной работы утюгом.
Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов в подгибку с открытым срезом и шов в подгибку с открытым обмётанным срезом, шов в подгибку с закрытым срезом).
Темы лабораторно-практических работ: Раскрой швейного изделия. Изготовление образцов ручных работ. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Влажно-тепловая обработка изделия. Определение качества готового изделия.
Тема 5. Художественные ремёсла 8 ч
Декоративно-прикладное изделие для кухни
Творческий проект «Изделие в технике лоскутного шитья для кухни»
Основные теоретические сведения
Традиционные виды рукоделия и декоративно прикладного творчества. Применение лоскутной пластики в народном и современном костюме, интерьере. Знакомство с видами лоскутной пластики. Композиция, цвет в лоскутном шитье. Холодные, тёплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты. Подготовка доклада к защите проекта.
Практические работы
Зарисовка традиционных орнаментов лоскутной пластики, определение колорита и материалов для шитья изделия. Организация рабочего места. Выполнение эскизов прихватки. Выполнение раскроя по шаблонам. Технология изготовления прихватки из лоскутков. Материалы, инструменты, оборудование. Защита проекта.
IIIТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование раздела, темы. |
Количество часов |
Дата |
|||||
по плану |
фактически |
|||||||
I |
Технологии творческой и опытнической деятельности (4ч) |
|
|
|||||
1 |
Первичный инструктаж. Введение |
1 |
|
|
||||
2 |
Исследовательская и созидательная деятельность |
1 |
|
|
||||
3-4 |
Этапы выполнения проекта |
2 |
|
|
||||
I I |
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (2 ч) |
|
|
|||||
5-6 |
Интерьер жилого дома Практическая работа №1 «Планировка кухни» |
2 |
|
|
||||
I I I |
Раздел «Электротехника» (2 ч) |
|
|
|||||
7-8 |
Бытовые электроприборы на кухне. Лабораторно-практическая работа № 1. « Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне» |
2 |
|
|
||||
IV |
Раздел «Кулинария» (12 ч) |
|
|
|||||
9-10 |
Санитария и гигиена. Лабораторно-практическая работа № 2. «Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в помещении кабинета кулинарии» |
2 |
|
|
||||
11-12 |
Здоровое питание. Практическая работа № 2 «Составление меню из малокалорийных продуктов» |
2 |
|
|
||||
13-14 |
Бутерброды и горячие напитки . Лабораторно-практическая работа № 3. « Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку» |
2 |
|
|
||||
15-16 |
Блюда из овощей и фруктов. Лабораторно-практических работ №4 «Приготовление фруктового салата». «Приготовление винегрета». |
2 |
|
|
||||
17-18 |
Блюда из яиц. Лабораторно-практическая работа№5. «Приготовление блюда из яиц». |
2 |
|
|
||||
19-20 |
Сервировка стола к завтраку. Лабораторно-практическая работа № 6. «Оформление стола к завтраку». |
2 |
|
|
||||
V |
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» 2 часа |
|
|
|||||
21-22 |
Защита творческого проекта |
2 |
|
|
||||
VI |
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (32ч) |
|
|
|||||
|
Тема 1. Свойства текстильных материалов (4ч)
|
|
|
|||||
23-24 |
Технология изготовления ткани . Лабораторно-практическая работа № 7 . «Определение направления долевой нити в ткани». |
2 |
|
|
||||
25-26 |
Текстильные материалы и их свойства Лабораторно-практическая работа № 8. « Изучение свойств тканей из хлопка и льна» |
2 |
|
|
||||
|
Тема 2. «Конструирование швейных изделий» (6ч) |
|
|
|||||
27-28 |
Конструирование швейных изделий Практическая работа № 2. «Определение размеров и снятие мерок». |
2 |
|
|
||||
29-30 31-32 |
Изготовление выкройки выбранного изделия. Практическая работа №3. «Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4 величину по своим меркам или по заданным размерам»
|
4 |
|
|
||||
|
Тема 3. «Швейная машина» (12ч) |
|
|
|||||
33-34 |
Швейная машина. Лабораторно-практическая работа № 9. «Заправка верхней и нижней нитей». |
2 |
|
|
||||
35-36 37-38 |
Швейная машина Лабораторно-практическая работа № 10. «Приемы работы на швейной машине». |
4 |
|
|
||||
39-40 |
Неполадки в швейной машине Лабораторно-практическая работа № 11. «Устранение неполадок в работе швейной машины». |
2 |
|
|
||||
41-42 43-44 |
Машинные швы Лабораторно-практическая работа № 12-№13. «Изготовление образцов машинных работ». |
4 |
|
|
||||
|
Тема 4. Технология изготовления швейных изделий (10ч) |
|
|
|||||
45-46 |
Раскрой швейного изделия Лабораторно-практическая работа№14 «Раскрой швейного изделия» |
2 |
|
|
||||
47-48 |
Ручные швейные работы Лабораторно-практическая работа № 15. «Изготовление образцов ручных работ». |
2 |
|
|
||||
49-50 |
Последовательность изготовления изделия Лабораторно-практическая работа № 16. «Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя». |
2 |
|
|
||||
51-52 |
Окончательная отделка швейных изделий. ВТО. Лабораторно-практическая работа № 19. «Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Влажно-тепловая обработка изделия». |
2 |
|
|
||||
53-54 |
Защита творческого проекта |
2 |
|
|
||||
VII |
Тема 5. «Художественные ремесла» (8ч)
|
|
|
|||||
55-56 |
Декоративно-прикладное искусство. Лабораторно-практическая работа№20. «Технология изделий из лоскутков» |
1 |
|
|
||||
57-58 |
Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства. Лабораторно-практическая работа№21. «Создании предметов декоративно-прикладного искусства. |
1 |
|
|
||||
59-60 |
Орнамент. Цветовые сочетания в орнаменте. Лабораторно-практическая работа№22«Подбор лоскутков по цвету» |
2 |
|
|
||||
61-62 |
Лоскутное шитьё. Практическая работа №4-«Изготовление образца изделия из лоскутков». |
2 |
|
|
||||
63-64 |
Технологии лоскутного шитья. Практическая работа №4-«Технология изготовления лоскутного шитья». |
2 |
|
|
||||
65-66 |
Защита творческого проекта. Творческий проект . «Прихватка». |
2 |
|
|
||||
VIII |
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» ( 4 часа) |
|
|
|||||
67-68 |
Выполнение проекта . |
2 |
|
|
||||
69-70 |
Технологии лоскутного шитья. Практическая работа №4-«Технология изготовления лоскутного шитья». |
2 |
|
|
||||
Итоговый творческий проект «Прихватка»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.