Основными задачами обучения чтению детей с нарушением интеллекта являются: улучшение успеваемости учащихся по другим предметам, подготовка к самостоятельной жизни, развитие умения ориентироваться в современном обществе, общаться со взрослыми и сверстниками, приобрести трудовые навыки.
Если устная речь формируется у ребенка в норме, в основном, в процессе естественного общения с окружающими их взрослыми, то письменная – появляется в результате специального обучения, в котором сначала усваиваются технические средства написания букв и слов, затем (значительно позднее) становятся средством выражения мыслей. Нужно подчеркнуть, что, письменная речь (в отличие от устной) изначально является сознательным произвольным действием. Дети с нарушением интеллекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия. Все перечисленное представляет трудности для обучения чтению.
Необходима систематическая, целенаправленная работа по развитию и совершенствованию навыка чтения от класса к классу. Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию, и связаны с различными причинами – речевыми, психологическими, операциональными.
конспект.docx
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального
обучения общеобразовательной школы, вследствие недостаточной сформированности
речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной
деятельностью.
Нарушение фонетикофонематического компонента речевой системы.
1.Дефектное произношение 25 звуков, распространяющееся на одну –две группы
оппозиционных звуков. У некоторых детей , прошедших дошкольное коррекционное обучение
, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным
(смазанным).
2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
недостаточная сфомированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и
синтеза звукового состава слов;
недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
трудности овладения письмом и чтением.
Нарушение лексикограмматического компонента речевой системы.
1.Лексический запас ограничен рамками обиходнобытовой тематики, качественно
неполноценен.
2.Грамматический строй речи недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные
синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях
простых и синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
недостаточное понимание учебных заданий, указаний учителя;
трудности овладения учебными понятиями , терминами;
недостаточное развитие связной речи;
Психологические особенности
1.Неустойчивое внимание.
2.Недостаточная работоспособность по отношению к языковым явлениям.
3.Недостаточное развитие способности к переключению.
4.Недостаточное развитие словеснологического мышления .
5.Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
6.Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений .Следствие:
недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению
полноценными навыками учебной деятельности;
трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы;
определение путей и средств достижения цели).
Основные направления работы.
1.Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом
составе слова развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза
слогозвукового состава слова.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса
как путем накопления слов, относящихся к различными способами словообразования;
уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и
совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми
словосочетаниями, связью слов в учениюпредложении.
3.Формирование связной речи:
развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и
смысловой культуры высказывания;
установление логики ;
4.Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности;
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приемов самоконтроля;
познавательной активности;
произвольности общения и поведения;
5. Формирование полноценных учебных умений:
предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала;
выделение главного );
6. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной
деятельности:
ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной
терминологии; ответы двумятремя фразами по ходу и итогам учебной работы;
применение инструкций при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам
учебной работы;
употребление усвоенной учебной задачи с использованием новой терминологии;
обращение к учителю или товарищу по группе за разъяснением;
пояснение инструкции , учебной задачи с использованием новой терминологии;
формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.