Программа по внеурочной деятельности по биологии 6 класс "Зеленая лаборатория".
Оценка 5
Образовательные программы
docx
биология
6 кл
12.11.2018
Программа внеурочной деятельности по биологии «Зеленая лаборатория» соответствует целям ФГОС. На изучение биологии в 6 классе выделен 1 час. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.
Программа «Зеленая лаборатория» предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий. Системно – деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности.
Программа внеурочной деятельности.docx
Программа внеурочной деятельности « Зеленая лаборатория»
6 класс ФГОС
Учителя Янчиковой Н.А.
1 Пояснительная записка.
Программа «Зеленая лаборатория» ориентирована на обучающихся 6 класса,
изучающих биологию в рамках ФГОС.
Программа внеурочной деятельности по биологии «Зеленая лаборатория»
соответствует целям ФГОС. На изучение биологии в 6 классе выделен 1 час. На
практическую часть программы выделено минимальное количество времени. Учащиеся
именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью,
готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате
внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и
развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых
знаний, умений, навыков. Предлагаемая программа направлена на формирование у
обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение
знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и
знания на практике.
Программа «Зеленая лаборатория» предусматривает наряду с изучением
теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий.
Системно – деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД.
Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской
деятельности.
На реализацию программы отводится 34 часа (1 час в неделю).
2.Структура программы:
Программа «Зеленая лаборатория» способствует более успешному усвоению знаний по
биологии. Происходит развитие общеучебных умений и навыков; навыков работы с
лабораторным оборудованием; умений применять полученные знания на практике.
Программа осуществляет расширение кругозора обучающихся.
Формы работы: лабораторные и практические работы, творческие проекты, мини
конференции с использованием электронных презентаций. Предусмотрена индивидуальная
и групповая работа.
3.Актуальность программы
Данная программа позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся в сфере
биологии, экологии и охраны здоровья человека, способствует формированию
коммуникативных качеств личности школьников, развитию их творческих способностей,
формированию метапредметных умений и навыков, универсальных учебных действий. Значительное количество занятий отводится на проектную деятельность, что в
значительной мере способствует формированию у школьников регулятивных,
коммуникативных, личностных УУД. В ходе работы в группах учащиеся формируют и
развивают способность определять траекторию своего развития, ставить цели, задачи,
намечать пути решения, осуществлять само и взаимопроверку. Работа над коллективными
проектами позволяет школьникам повышать коммуникативную компетентность. Они
учатся организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, работать
группами и в парах, находить общее решение, разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение.
Новизна программы проявляется в особенностях её планирования. Программой
предусмотрено чередование теоретических занятий с практическими, совместные акции,
экскурсии, выполнение творческих работ. Значительное количество времени отводится на
овладение учащимися технологии проектной деятельности.
4.Цель программы: создать условия для усвоения учащимися знаний о растениях как
части живой природы, как биосистеме, об их месте и роли в биосфере, о современном
состоянии окружающей среды; обобщить и углубить знания о взаимосвязи состояния
здоровья с условиями среды обитания; способствовать развитию у школьников умения
осуществлять познавательную, коммуникативную, практикоориентированную
деятельность. Развивать у учащихся навыки проектной деятельности.
5.Результаты обучения:
Личностные:
Формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к
саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению индивидуальной траектории образования;
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа
жизни и здоровьесберегающих технологий;
Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
экологического мировоззрения, экологической нравственности, гражданской
ответственности и неравнодушия к проблемам окружающего мира;
Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со
сверстниками педагогами;
Формирование универсальных учебных действий; развитию творческого мышления
учащихся.
Метапредметные: Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, описывать и
анализировать полученные данные, делать выводы из исследования;
Умение соотносить свои действия с планируемыми, осуществлять самоконтроль,
коррекцию своих действий в соответствии с изменившейся ситуацией;
Умение организовывать совместную деятельность в рамках учебного сотрудничества,
работать индивидуально и в группе;
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
Развитие навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития
процесса;
Формирование умений работать с различными источниками информации: печатными
изданиями, научнопопулярной литературой, справочниками, Internet, ЭОР; формирование
ИКТкомпетенции;
Развитие умения анализа статистических данных, их обработки, составления диаграмм,
таблиц, схем;
Формирование навыков адекватного использования речевых средств в ходе ведения
дискуссии, аргументированного отстаивания своей точки зрения; развитие
коммуникативных качеств личности школьников, навыков совместной деятельности в
коллективе;
Предметные:
Формирование и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и
функционирования клетки как структурной единице живого; особенностях клетки
растений;
Актуализация знаний по вопросам охраны природы; приобретение знаний о влиянии
деятельности человека на природу;
Систематизация знаний о растениях и их роли в сохранении здоровья человека;
Овладение учащимися методами биологической науки (наблюдение, описание
биологических объектов и процессов, постановка экспериментов и объяснение их
результатов);
Освоение учащимися приёмов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
растениями, обработке ран, остановке кровотечений, при простудных заболеваниях. 6.Методы и формы организации учебного процесса
Формы обучения:
индивидуальные (практические и творческие задания, консультации, беседы);
групповые (биологические эксперименты, конкурсы, экологические праздники, ролевые
игры, акции, выставки);
обучение в микрогруппах (проектная деятельность, создание компьютерных презентаций).
Методы обучения:
словесные (рассказ, беседа, лекция);
наглядные (наблюдение, показ, демонстрация);
проблемнопоисковые (исследовательская деятельность, проектная деятельность);
практические (акции, практические работы);
контрольнодиагностические (самоконтроль, взаимоконтроль, лабораторнопрактический
контроль, устный и письменный контроль динамики роста знаний, умений, навыков).
7.Типы и виды занятий:
Учебные занятия:
комплексное;
индивидуальные;
экскурсии;
полевой практикум;
лабораторные и практические работы.
Контрольные занятия:
выставка;
защита проекта;
конференции, круглые столы;
анкетирование;
викторины. 8.Основное содержание
6 класс 34 часа.
o Введение.
o Все о растениях
Кто наши соседи
Невидимое станет видимым
Как устроено растение
Эти замечательные листья
Узнай растение по листьям
Истории о деревьях
Странные растения.
Необычные растения
Зеленая аптека
Конкурс кроссвордов
«Зачем растению паспорт?»
Химический состав растений
Физиология растений
Этот прекрасный цветок
Раз цветок, два цветок
Легенды о цветах
Прорастание семян
o Многообразие растений
Чем занимается наука систематика?
Крестоцветные – кто вы?
Розоцветные – кто вы?
Пасленовые – кто вы?
Бобовые – кто вы?
Сложноцветные – кто вы
Лилейные – кто вы?
Злаковые – кто вы?
Заповедные растения Ленинградской области.
Загадки о растениях .
Угадай растение.
o Растения вокруг нас
Сбор гербария
Оформление гербария
Растения школьного двора
Защита проектов.
9.Тематическое планирование
№
Наименование темы
часов 1.
2.
3.
4.
Введение
Все о растениях
Многообразие растений
Растения вокруг нас
Итого
1
17
11
5
34
Информационнометодическое обеспечение
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
Методическая литература для учителя
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.. Биология: Растения. Бактерии.
Грибы. Пишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. М.: ВентанаГраф, 2005;
Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе,
2007. №6
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, т.1. М.: НИИ школьных
технологий, 2006.
Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое
сентября. Биология, 2003, №2728.
Литература для учащихся
Акимушкин И. И. Занимательная биология. М.: Молодая гвардия, 1972. 304с 6 ил.;
И. Акимушкин. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 2005 г.142 с.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М., Просвещение, 1994.
Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 511
классы / авт.сост. М.М. Боднарук, Н.В. , Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987.
Энциклопедя для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996.
Мультимедийная поддержка курса
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный ком
плекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «ВентанаГраф»,
2007
Интернетресурсы 1.
2.
3.
4.
5.
6.
http://schoolcollection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов»
http://www.fcior.edu.ru/
www.bio.1september.ru – газета «Биология»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.km.ru/education учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://video.edulib.net – учебные фильмы
Программа по внеурочной деятельности по биологии 6 класс "Зеленая лаборатория".
Программа по внеурочной деятельности по биологии 6 класс "Зеленая лаборатория".
Программа по внеурочной деятельности по биологии 6 класс "Зеленая лаборатория".
Программа по внеурочной деятельности по биологии 6 класс "Зеленая лаборатория".
Программа по внеурочной деятельности по биологии 6 класс "Зеленая лаборатория".
Программа по внеурочной деятельности по биологии 6 класс "Зеленая лаборатория".
Программа по внеурочной деятельности по биологии 6 класс "Зеленая лаборатория".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.