Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"
Оценка 4.9

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
история
9 кл—11 кл
15.05.2019
Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"
Модернизация – это ориентация на перемены, обновления. Человечество вступило в 21 век, происходит переход от индустриального общества к информационному, основанному на высоких технологиях. Реформы призваны нести блага обществу, но это происходит в разных странах по-разному. А в России реформы в основном имеют негативный характер, большинство людей ощущают перемены болезненно. Министерство образования Российской Федерации намечает ввести в учебный план Историю России или Историю России и мира. Программа спецкурса способствует формированию современного мировоззрения, что мир многополярный, макроэкономика, реформы оказывают влияние на развитие стран, продолжается процесс интеграции. В программе в сравнении показан опыт модернизации Стран Западной Европы, США, Японии, Китая и России.
Программа по всеобщей истории 11 класс.doc
Авторская педагогическая разработка  адаптационного типа «Россия и мир: опыт модернизации»  Программа спецкурса по истории для 11 классов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Автор: Каляцкая Нина Яковлевна                                                                      учитель истории и обществознания                                                                                                                                                                 МБОУ «СОШ № 40» г. Братск    Пояснительная  записка    количество  учебных  часов – 34 (1 час в неделю)   образовательная область – обществознание  тип программы – предметно­ориентированная  возрастная группа  9, 11 классы          Программа    спецкурса   «Россия и мир: опыт модернизации»  составлена на основе авторских программ по   всеобщей  истории    Н.В. Загладина,   М. «Просвещение» 2009 и В.И.   Уколова,     А.В.Ревякина,   М.   «Дрофа»   2009,   на   основе   материалов   учебников   по всеобщей истории и истории России, рекомендованных Министерством образования     и науки  Российской   Федерации.  Программа соответствует требованиям государственного образовательного стандарта, разработана для обеспечения  курса  школьного компонента учебного плана МБОУ «СОШ  № 40». Причины и условия адаптации программы:             Причины:  Разная трактовка причин  50­летнего отставания России от стран  Запада. Условия:                                                1.   Использование   теоретического   материала   из   учебников   всеобщей   истории   разных авторов:        1) Загладин Н.В. История России и мира в 20 веке для 11 класса, М. «Русское слово», 2009 ­ 473 с.            2) Загладин Н.В. Всемирная история 20 век для 11 класса  общеобразовательных учебных заведений, М. «Русское слово», 2009­396 с.        3) Уколова В.И., Ревякин А.В. Всеобщая история с древнейших времен до конца 19 века для 10 класса, М.  «Просвещение», 2009­366с.            4) Сороко ­ Цюпа О.С., Смирнов В.П., Строганов А.И. Мир в 20 веке учебник для общеобразовательных учреждений, М. «Дрофа», 2008 – 336 с 2. Использование фактического материала из АИФ и Интернета.    Отличительные особенности данной педагогической разработки по сравнению  с базовыми программами Н.В.Загладина,  В.И.Уколова,   А.В.Ревякина: По программе   Н.В. Загладина Западной   Россия   и опыт Страны   Европы, Япония:   модернизации   По программе Адаптированная программа В.И.Уколова, А.В.Ревякина Экономика   и   общество Возникновение     мирового   Общество   и рынка. экономика     «старого   Ремесло   и порядка».   из дополнительно В.М.Хачатуряна  «История   цивилизаций» Новое время. Пути утверждения мировых 2 социально   ­ Развитие индустриальных   стран в 1920­1930­е годы  Государства   демократии –   США,   Англия, Франция.   Основы   ориентированной рыночной   экономики. «Новый   курс»   Ф.Д. Рузвельта­   модель   для подражания последующими администрациями     в США       и       в     других странах     Запада.   Д.М. Кейнс.     Кейнсианская     теория­ стержень неолиберализма. Милитаризация экономики   в   Германии, Италии,  в   Японии.       Советское   общество   в 1920­е   годы.   СССР   в 1930­е годы.   опыт модернизации.       доктор Дополнительно  из АИФ за 2010 – 2012 гг.  фактический материал:   *Н.Кричевский, экономических    наук  «Стоит   ли   продавать госсобственность» № 15  2011 г.  *О.Герчиков,   журналист «Как   СССР   гнался   за американским   мясом   и молоком»   №17   2010   г. *В.Костиков,   журналист «Страна   делает   вид,   что работает»   №   7   2010   г. *Г.БОВТ, политолог «Чтобы понять:  в   пробуксовке   реформ виноват НЕ народ»    мануфактура. Промышленная   революция. Особенности промышленной   революции в других странах. Крупная машинная индустрия. Фондовый,   финансовый     и торговый рынки. Завершение   промышленной революции. Индустриальное общество.      Дополнительно по пособию  В.В.Кириллов   для учителей, учащихся  Попытки   модернизации советской   системы   в   50­ 90­е годы 20 века – 3 час. Противоречивое реформаторство Н.С.Хрущева. Экономическая   реформа А.Н.Косыгина. Попытки экономических  реформ в период  перестройки (1985­1991)  годы.  Попытки   модернизации советской   системы   в   50­ 90­е годы 20 века  Противоречивое реформаторство Н.С.Хрущева. Экономическая   реформа А.Н.Косыгина. Попытки экономических  реформ в период  перестройки (1985­1991)  годы.    Российские   реформы   на современном этапе:  Начало радикальных реформ   в   Российской Федерации.  Политическая   борьба   и издержки   современного капитализма:   Западная   Европа, Россия,   США.   Россия   и   США: страны   молодого    капитализма. Американское чудо.    Новое   время:   рождение индустриальной   цивилизации (19 начало 20 века)  «Железный»   век.   Страны «старого капитализма». Германский путь к модернизации.   Россия   и модернизация.   США:   путь   к лидерству.  дополнительно     –  О.С.Сороко­ Цюпа                  Страны   Европы,   США, Китай,     Япония   в   конце   19­ начале 20 века ­ 6 час. Новые   явления   в   развитии капитализма. Вторая революция. промышленная Смешанная рыночно­ государственная   экономика.   Буржуазный Великобритания. реформизм     Германия. Экономическое   развитие.   Отто фон   Бисмарк:   политика социальных   реформ   в   духе   реформизма. буржуазного   Франция,   США: «Прогрессивная   эра».   Т. Рузвельт.   Китай.  Суньятсенизм.  «Три  народных принципа». Япония.  Особенности японской  цивилизации и конфуцианской  культуры. Корпоративность,  склонность к заимствованию,  перениманию чужого опыта,  идей и знаний и способность  соединять их с национальными  традициями.  Технический   прогресс  и  новый  этап   индустриального развития.   Переход к индустриальному   производству.    3 реформирования России.  Современные   российские реформы:  промежуточные ошибки, перспективы.  Портрет реформатора. Е.Т. Гайдар.  итоги,     *А.Дынкин,  академик РАН «Мы после кризиса.В   какой   стране будем   жить через несколько лет?» № 2, 2012 г.  *В.Костиков,   журналист «Деньги   правят   бал   в   в   политике, бизнесе, 2011 морали»   г. *Е.Гонтмахер,   директор Института мировой экономики «Неприкасаемые   лишают Россию будущего» 2012 г.  *В.Костиков,   журналист «50 лет­ таково отставание России от Запада» 2012 г.           № 11 2010 г.  *Как отразится на нашей жизни вступление в ВТО? Точки зрения: А.Портанского, профессора   ВШЭ   и   Б. Кагарлицкого – директора   Института глобализации и социальных   движений,  № 5, 2012 г.  *В.Костиков,   журналист «Кто   и   как   бедет хоронить модернизацию?» № 4, 2012 г.  *Ю. Маленков,  специалист в области  управления «Три «Б»  против реформы»2000г  *А. Илларионов,  экономист «Куда Гайдар  гнал Россию» № 12, 2011  г.  *В.Костиков, журналист  «Шагай, Егор Тимурович  Гайдар, шагай?» № 9,  2012 г.  *В.Костиков, журналист  «Необходима  бюрократическая  революция»  2012 г.  *Д.Губин, публицист,  В.Мединский «Где наше место в мире­ среди   отсталых   или передовых   стран?   №   8, 2012 г.         Мир   во   второй   половине   20 века  Восстановление и модернизация экономики   стран   Запада. Завершение эпохи индустриального общества 1945­   Экономические   и 1970   гг.   НТР. структурные   кризисы. Формирование основ информационного общества 1970­2000   гг.   США.   Джон – Кеннеди сторонник   кейнсианской     теории,   его социально­экономическая программа   «новых   рубежей». Великобритания. Экономическая   политика   Э. Хита.   Политика   правительств Вильсона­ – «социальный   контракт».   «Эра Тэтчер»­ Маргарет монетаристская политика. «Новая   смешанная   экономика». Франция,   де   Голль   программа экономической   модернизации. Экономическое     развитие ФРГ.     «Социальное     рыночное хозяйство».   Китай.   Реформы Дэн   Япония. «Японское чудо».Модернизационные процессы   1980­1990­х   годов   в США и странах Европы.   Каллагэна   Сяопина.         Актуальность создания программы: Модернизация – это ориентация на перемены, обновления.  Человечество вступило в   21   век,   происходит   переход   от   индустриального   общества     к     информационному, основанному на высоких технологиях. Реформы призваны   нести блага обществу, но это происходит   в разных странах   по­разному. А в России    реформы   в основном имеют негативный   характер,   большинство     болезненно. Министерство   образования   Российской   Федерации     намечает     ввести   в   учебный   план Историю   России   или       Историю   России   и   мира.   Программа   спецкурса   способствует формированию   современного мировоззрения, что мир многополярный, макроэкономика, реформы   оказывают   влияние   на   развитие   стран,   продолжается   процесс   интеграции.     В программе   в   сравнении   показан опыт модернизации Стран Западной Европы,  США, Японии, Китая и России.   перемены     ощущают     людей     4 Новизна  авторской  разработки: Данная   программа  спецкурса  содержит  материал   по  истории России  и истории других     стран.   Проводя   сравнительный     анализ     модернизации, учащиеся овладеют знаниями,   которые   им   необходимы   для     правильного   понимания     итогов   реформ     в Российской Федерации, их значения. История показывает, что процветание отдельных лиц в условиях спада развития всего общества не может быть продолжительным. Если мы это осознаем, то получим шанс на спасение.    Методологические положения программы:                         В   старших классах     важно обратиться к более   глубокому изучению  опыта модернизации России и стран мира.  Всемирная история предстает перед учащимися как пестрая, красочная картина вариантов развития человечества, каждый из которых имеет свои   достоинства   и   недостатки,   но     ни   один   не   является   идеальным.   До   1917   года Российская империя  развивалась по пути капитализма. Большевики отвергли эту систему развития. С 1991 года в России опять вернулись к капитализму, почему   69 лет в нашей стране   не   было   института   частной   собственности?     Насколько   нужна   приватизация   в государстве, почему Россия выбрала путь развития  по рыночной экономике?                  История оказывает значительное   воспитательное воздействие на формирование личности, ценностей и идеалов человека, общественных групп и общества в целом. История выполняет важные социальные функции. Она является наиболее действенным средством познания обществом своего прошлого и   самого себя. Историческое сознание – одна и основополагающих частей  мировоззрения человека и общества. В 9­11классах  всеобщая история и история России изучается синхронно, учитывая  хронологию событий.            Исторический путь России  всегда  был своеобразен и отличался как от западного, так и от восточного цивилизационного  развития.  Для   понимания   процессов  общественного развития   и   прогноза    на  будущее   особое  значение   имеет   выявление определенных закономерностей     исторического   процесса,   которые   можно   рассматривать   как   циклы отечественной   истории.   Их   можно     представить   как   попытки   модернизации   России, носившие   циклический   характер   и   где   опорными   точками   выступали   реформы, контрреформы,   революции.   Феноменом   циклического     исторического   развития     по прогрессивным образцам (или наоборот отказ от них).          Исходный пункт цикла – это наличие кризисного состояния в тех или иных сферах жизнедеятельности  общества,  которое дает импульс реформам.                Именно   реформа     может   выступать   как   форма     социально­экономической   и политической трансформации общества, необходимая для предотвращения дестабилизации системы.   За     любой   попыткой     реформирования   стоят   различного   рода   общественные противоречия и конфликты социальных групп общества.          Борьба этих сил и определяет диалектику  исторического цикла через реформы или контрреформы,   или   революции.   Российские   модели   преобразований   имеют   ряд особенностей   и   отличаются   от   западных   прежде   всего   противоречивостью, незавершенностью   и     большим   радикализмом.   Реформы   часто   приобретают   черты «революций   сверху»,   и   в   низовых   движениях   крайне   сильны   радикально   ­   бунтарские тенденции.          Хронологически и типологически реформы и  контрреформы  в России условно можно подразделить:  5 1 период – 16­17 века – реформы и контрреформы  на основе традиционного развития России.               2 период – 18­20 века – реформы, контрреформы и революции, направленные на модернизацию общества и восприятие достижений более передовых стран.                                                                                 Цель  программы:  Знакомство обучающихся с историей России через призму российских реформ и реформ других стран.  Реализация   личностно   –   ориентированного   обучения,   направленного   на формирование   ключевых   компетенций   школьников   и   развитие   способностей осознавать события и определять своё отношение к ним.   Задачи  программы:  Проводя   исторический   анализ     развития     России   и   других   стран,   выделить   ряд общих   причин,  приближающих   к  пониманию   проблемы  перманентных  неудачных реформ в России.   Показать  на фактах, что любая реформа представляет собой сдвиг в человеческих ценностях, а не только создание новых организационных форм и условий.   На примере других стран показать, что реформы будут успешными прежде всего тогда, когда внедрение новых социальных и культурных ценностей будет носить опережающий   характер,   что   даст   возможность   возникновения   более   адекватных предпосылок для реального прогресса реформ.  Виды УУД,  формируемые у  обучающихся  в процессе реализации программы: 1.Умение осуществлять  комплексный поиск информации.  2. Сравнивать, анализировать, делать свои выводы.  3. Объяснять объективные и субъективные причины успехов и неудач модернизации в России и других странах.  4.   Участвовать   в   дискуссии,   давать   оценку   происходящих   событий   и   конкретных фактов.  5. Формировать у обучающихся толерантность, чувство патриотизма к своей стране и уважение к другим нациям. Формы, методы, приемы, технологии по формированию УУД:  Формы ведения занятий:   лекция семинар практикум дискуссия, «круглый стол» защита проектов  конференция                     Выполнению целей и задач должны способствовать следующие виды деятельности:  самостоятельная работа учащихся  анализ документов, фактов  проектирование и прогнозирование общественных отношений  дискуссия  реферативная работа  Приемы:  6       ролевая игра  «мозговая атака»  интервьюирование  незаконченное предложение  тренинги  использование кластеров Методы:  Методы формирования понятий (индуктивный, дедуктивный, ассоциативный)   Проблемно ­ поисковый   Информационно ­ развивающий   Частично­поисковый Технологии:   Интерактивные технологии (групповая работа, ролевые игры)   Проблемно ­ диалогическая  технология открытия знаний.           Формы   контроля   за   усвоением  программы  учащимися:  Опрос  Оценка фактов   Тестирование  Защита докладов, эссе, презентаций Оценивание   работ  учащихся  производится по пятибалльной системе. Ожидаемые результаты: Обучающиеся будут знать:      основные понятия    (реформа,   контрреформа,   революция, прогресс,  стагнация, цивилизация, модернизация, индустриальное, информационное общество, мировая экономика); объяснять их содержание и значение  в жизни общества;  даты  важных событий (революций, реформ), имена личностей – реформаторов; особенности   истории   как   науки,   понимать   взаимосвязь   и   особенности   России   и мира;  причины неудачных реформ в России;  какой опыт модернизации нужен нашей стране:     Обучающиеся будут уметь:        осуществлять комплексный поиск   информации;  характеризовать с научной позиции основные события; выявлять причины, сущность  и значение реформ;  анализировать, сравнивать, сопоставлять реформы в России и мире; критически осмысливать  факты, события;  иметь свою позицию к событиям, личности; Содержание   программы 1. Цивилизация в эпоху нового времени  (вторая половина 17 ­  18 века) – 4 час.  Новое время. Пути утверждения капитализма: Западная Европа,  Россия, США. Россия и США:   страны   молодого     капитализма.   Американское   чудо.   Экономика   и   общество. 7 Возникновение   мирового рынка. Общество и экономика   «старого порядка». Ремесло и мануфактура. Промышленная революция. Особенности промышленной революции в других странах.   Крупная   машинная   индустрия.   Фондовый,   финансовый     и   торговый   рынки. Завершение промышленной революции.  Индустриальное общество.    2. Новое время: рождение индустриальной цивилизации (19 начало 20 века) – 3 час. «Железный» век. Страны «старого капитализма». Германский путь к модернизации. Россия и модернизация. США: путь к лидерству.      Великобритания.  3. Страны Европы, США, Китай,  Япония в конце 19­начале 20 века ­ 6 час. Новые явления  в развитии  капитализма.  Вторая промышленная революция. Смешанная рыночно­государственная   экономика.   Буржуазный   реформизм Германия. Экономическое развитие. Отто фон Бисмарк: политика социальных реформ в духе    буржуазного   реформизма.   Франция,   США: «Прогрессивная эра».  Т.   Рузвельт. Китай.     Суньятсенизм.     «Три   народных   принципа».   Япония.   Особенности   японской цивилизации и конфуцианской культуры. Корпоративность, склонность к заимствованию, перениманию чужого опыта, идей и знаний и способность соединять их с национальными традициями.  Технический  прогресс  и  новый  этап  индустриального развития.  Переход к   индустриальному     производству.   Страны   Западной   Европы,   Россия   и   Япония:   опыт модернизации.     4. Развитие индустриальных стран в 1920­1930­е годы ­6 час. Государства демократии – США, Англия, Франция. Основы  социально ориентированной рыночной   экономики.   «Новый   курс»   Ф.Д.   Рузвельта­     модель     для     подражания последующими администрациями  в    США    и   в    других   странах   Запада.  Д.М. Кейнс. Его теория   Кейнсианская     ­   стержень   неолиберализма.     Милитаризация   экономики   в   Германии, Италии,  в   Японии.  Советское  общество  в  1920­е годы. СССР в 1930­е годы.     5. Мир во второй половине 20 века – 6 час. Восстановление   и   модернизация   экономики   стран   Запада.   Завершение   эпохи индустриального   общества   1945­1970   гг.   Экономические   и   структурные   кризисы.   НТР. Формирование основ информационного общества  1970­2000 гг. США. Джон Кеннеди  – сторонник     кейнсианской     теории,   его   социально­экономическая     программа   «новых рубежей».   Великобритания.   Экономическая   политика   Э.   Хита.   Политика   правительств Вильсона­ Каллагэна – «социальный контракт». «Эра Маргарет Тэтчер»­ монетаристская политика.   «Новая смешанная экономика». Франция, де Голль программа экономической модернизации.    Экономическое   развитие    ФРГ.   «Социальное   рыночное   хозяйство». Китай. Реформы Дэн Сяопина. Япония. «Японское чудо». Модернизационные процессы 1980­1990­х годов в США и странах Европы.   6. Попытки модернизации советской системы в 50­90­е годы 20 века – 3 час. Противоречивое   А.Н.Косыгина. Попытки  экономических  реформ  в  период перестройки (1985­1991) годы.      реформаторство     реформа   Н.С.Хрущева.     Экономическая   7. Российские реформы на современном этапе – 6 час.  Начало  радикальных    экономических   реформ   в  Российской  Федерации.   Современные  российские   реформы: промежуточные   итоги, ошибки, перспективы.   Е.Т.  8 Гайдар.  Куда Гайдар гнал Россию  (по  его оценкам  нынешнее   отставание   России  от      Запада  составляет  50  лет). Три     «Б»     против     реформы:     безответственность,     безнаказанность,     безразличие   ­ превращают  власть   в  России   в  аморфную   структуру.  Как   отразится   на нашей   жизни   вступление   в  ВТО?   Мы   после   кризиса.   В какой стране  будем  жить  через  несколько  лет?                                                                                9 1/1 Новое время.   Пути утверждения капитализма:   Западная Европа,  Россия, США.   Россия и США: страны  молодого   капитализма.     Американское чудо Экономика и общество.   Возникновение  мирового рынка.  Общество   и   экономика   «старого» порядка». 2/2 3/3 Промышленная революция.    Особенности промышленной революции.       Фондовый,   финансовый     и   торговый рынки. Завершение промышленной революции.    Индустриальное общество 1 1 1 1 4 часа  Урок­лекция проблемно­  поисковый работа с текстом устный опрос составление плана, решение проблемной задачи Мини­ лекция     беседа решение проблемной задачи информацион но­ развивающий тестовые задания моделирование ситуаций Практическая работа групповая работа частично­ поисковый иллюстратив­ ный материал оценка фактов Практическая          работа групповая         работа частично­ поисковый фактический материал оценка        фактов                                                                 Учебно­тематический план на  34 часа (1 час в неделю) №                                                             Наименование Темы курса Кол­ во часов  Форма занятия  Вид деятельности Методы обучения Средства его освоения Форма контроля Цивилизация в эпоху нового времени  (вторая половина 17 ­  18века) 4/4 5/1 6/2 7/3 Новое  время: рождение индустриальной цивилизации (19 начало   20 века) «Железный» век. Страны   «старого капитализма». Германский путь  к  модернизации. Россия и модернизация.  Реформы   П.А.Столыпина в Российской империи.  1 1 1 3 часа   Урок­лекция Практическая          работа Учебная конференция составление плана групповая         работа     доклады проблемно­ поисковый частично­ поисковый информацион но­  фактический    материал фактический материал справочная литература оценка        фактов оценка        фактов защита доклада США:  путь к лидерству. развивающий устный ответ Страны Европы, США, Китай, Япония  в конце 19­начале 20 века 8/1 Новые явления в развитии   капитализма.  Вторая промышленная  революция. Смешанная  рыночно­государственная   экономика 9/2 10/3 США: «Прогрессивная эра».       Ф.Д. Рузвельт. 11/4 Китай.  Суньятсенизм.   Япония.   Особенности  японской    цивилизации  и конфуцианской  культуры. 12/5 Технический  прогресс  и  новый  этап  индустриального развития.   13/6 Страны Западной Европы, Россия и  Япония: опыт модернизации.   1 1 1 1 1 1 6 часов Семинар Семинар Семинар Семинар Урок ­ лекция Урок­ лекция доклады доклады доклады доклады решение проблемной задачи решение проблемной задачи проблемно­ поисковый фактический     материал устный ответ проблемно­ поисковый проблемно­ поисковый проблемно­ поисковый проблемно­ поисковый проблемно­ поисковый фактический     материал фактический     материал фактический     материал  устный ответ устный ответ  устный ответ презентации устный ответ презентации  устный ответ Развитие индустриальных стран в 1920­1930­е годы 14/1 Основы  социально ­ ориентированной    рыночной экономики. 15/2 «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта­ модель   для подражания последующими    администрациями   в    США   в других  странах. 1 1 6 часов Учебная конференция     доклады Учебная конференция     доклады информацион но­  развивающий информацион но­  развивающий справочная литература справочная литература защита доклада устный ответ защита доклада устный ответ 11 16/3 Кейнсианская  теория­ стержень    неолиберализма.   17/4 Милитаризация экономики в Германии,    Италии,  в   Японии.   18/5 Советское  общество  в  1920­е годы. 19/6 СССР в 1930­е годы.   1 1 1 1 Учебная конференция     доклады Учебная конференция     доклады Круглый стол    Круглый стол регламентиро­ ванная дискуссия регламентиро­ ванная дискуссия информацион но­  развивающий информацион но­  развивающий информацион но­  развивающий информацион но­  развивающий справочная литература справочная литература проверочные  задания защита доклада устный ответ защита доклада устный ответ   эссе проверочные       задания            эссе Мир  во  второй половине  20  века 6 часов 20/1 Восстановление и модернизация   экономики стран Запада.   Завершение эпохи индустриального  общества 1945­1970 гг. 21/2 Формирование основ информационного  общества 1970­2000 гг. 22/3 США. Джон Кеннеди – сторонник        кейнсианской  теории, его социально­ экономическая  программа  «новых  рубежей». «Эра Маргарет Тэтчер»­ монетаристская  политика.   23/4 24/5 Франция, де Голль программа   1 1 1 1 1 Урок с элементами практической работы          Урок ­ лекция Урок­ презентация Урок­      презентация Урок­ решение проблемной задачи информацион но­  развивающий проверочные       задания    фишбоун решение проблемной задачи решение проблемной задачи решение проблемной задачи решение проблемно­ поисковый проблемно­ поисковый проблемно­ поисковый презентации  устный ответ работа с иллюстратив­ ным материалом работа с фактами представление презентации представление презентации проблемно­ работа с представление 12 экономической модернизации.     Экономическое   развитие    ФРГ.    25/6 Китай.  Реформы Дэн Сяопина.   Япония.  «Японское чудо».  Модернизационные процессы  1980­1990­х гг.в США и странах Европы.      презентация 1          Урок ­ лекция проблемной задачи решение проблемной задачи поисковый фактами презентации проблемно­ поисковый презентации  устный ответ Попытки модернизации советской системы в 50­90­е годы 20 века 26/1 Противоречивое   реформаторство  Н.С.Хрущева 27/2 Экономическая реформа А.Н.Косыгина. 28/3 Попытки экономических реформ в период перестройки (1985­1991) годы. 1 1 1 3 часа Учебная конференция     доклады Учебная конференция     доклады информацион но­  развивающий информацион но­  развивающий справочная литература справочная литература защита доклада устный ответ защита доклада устный ответ    Круглый стол регламентиро­ ванная дискуссия информацион но­  развивающий проверочные       задания            эссе Российские реформы на современном  этапе   развития 6 часов 29/1 Начало радикальных    экономических     реформ  в  Российской  Федерации 30/2 Современные российские реформы:   промежуточные итоги, ошибки,  перспективы. 31/3 Е.Т. Гайдар.   Куда Гайдар гнал  Россию? 32/4 Три «Б» против реформы:  1 1 1 1          Урок ­ лекция Практическая          работа решение проблемной задачи групповая         работа    Круглый стол регламентиро­ Практическая ванная дискуссия групповая проблемно­ поисковый презентации  устный ответ частично­ поисковый фактический материал оценка        фактов информацион но­  развивающий частично­ проверочные       задания           эссе фактический оценка 13 безответственность, безнаказанность,  безразличие – превращают  власть  в   России  в  аморфную структуру. 33/5 Как  отразится на  нашей  жизни  вступление в ВТО? 34/6 Итоговое занятие В какой стране будем жить через  несколько лет?          работа         работа поисковый материал        фактов 1 1 Практическая          работа    Круглый стол групповая         работа регламентиро­ ванная дискуссия частично­ поисковый информацион но­  развивающий фактический материал проверочные       задания оценка        фактов           эссе 14 Литература для учителя         1. Загладин Н.В. Всемирная история 20 век для 11 класса общеобразовательных учебных заведений, М. «Русское слово», 2009­396 с. 2. Загладин Н.В. История России и мира в 20 веке для 11 класса, М. «Русское слово», 2009­ 473 с. 3. Кириллов   В.В.Курс   истории   России   16­20   веков,   пособие   для   старшеклассников   и учителей, М. «Аквариум», 2008 г.­255 с. 4. Сороко­Цюпа   О.С.,Смирнов   В.П.,Строганов   А.И.   Мир   в   20   веке   учебник   для общеобразовательных учреждений, М.«Дрофа», 2008­336с 5. Уколова В.И., Ревякин А.В.Всеобщая история с древнейших времен до конца 19 века для 10 класса, М.  «Просвещение», 2009­366с. Литература для учащихся     1. Загладин Н.В. Всемирная история 20 век для 11 класса общеобразовательных учебных заведений, М. «Русское слово», 2009­396 с.  2. Уколова В.И., Ревякин А.В.Всеобщая история с древнейших времен до конца 19 века для 10 класса, М.  «Просвещение», 2009­366 с. ПРИЛОЖЕНИЕ Фактический материал Будут ли реформы или имитация реформ?      АИФ, 2012 –В.Костиков       Анализируя причины катастрофы 1917 года, известный русский философ Семен Франк писал: народ подался на соблазны большевизма, оттого что видел в дореволюционной элите власть господ. Не повторяется ли эта история снова?      Неготовность власти к переменам объясняют по­разному. Говорят, что элита  в первого романтического   (гайдаровского)   призыва   попросту   не   знала,   как   выводить   страну   из коммунизма.   Ведь   исторических     примеров   возвращения   в   «новое   прошлое»   не   было. Говорят, что пришедшие на смену гайдаровцам более ухватистое поколение управленцев было   на   корню   скуплено   олигархами.   Что,   не   имея   навыков   руководства   рыночной экономикой, но войдя во вкус красивой жизни, эта элита стала целенаправленно тормозить время   для   обустройства   личного   благополучия.   Что   свободная,   подконтрольная гражданскому обществу Россия ей, в сущности, была и не нужна. Свою судьбу, быт, отдых, образование своих детей обогатившаяся часть элиты связывала не с Россией, а с давно причесанной   Европой.   Нараставшее   отчуждение   активной   части   населения     от   власти какое ­ то время удавалось нейтрализовать ссылками на проклятие «лихих» 90­х годов.           В последние годы страна буквально тонула   в словесах о модернизации. Когда Егор Гайдар   незадолго   до   кончины   назвал   цифру   экономического   отставания   в   50   лет, верхущечная  Москва  заткнула ватой уши. Элита настолько заелась, обленилась, настолько увлеклась играми в «сувенирную демократию», что утратила даже чувство самосохранения и опасности. Был пропущен момент, когда власть стала отставать от собственной  нации.  Болотная   площадь,   проспект   Сахарова,   протестная   волна   в   многомиллионном   русском Интернете прозвучали как гром среди загульной ночи. Откуда? Кто спровоцировал? Как посмели?  Элита оказалась не готовой к столь резкому пробуждению общества. Спросонья власть даже объявила временный мораторий на  вранье.           В   ироническом   письме,   пришедшем   в   редакцию   АИФ,   автор   пишет:  «   Нельзя   ли продлить на месяц – другой предвыборную кампанию? Радостно слышать, как для народа открываются закрома и скважины Родины, как изгоняются проворовавшиеся губернаторы,   как   расцветают   политические   фиалки,   как       сдрейфили       чиновники, которых   припугнули  налогом на роскошь…»        А на самом деле: как долго продлится эта благодать?  Не начнут ли через месяц расти тарифы на ЖКХ и цены на гречиху?       16 В какой стране будем жить? АИФ, 1012, А. Дынкин, директор Института мировой экономики     Германия сокращает госрасходы и повышает налоги. Социально направленная политика Англии вылилась  в   огромный  госдолг.  По  миру  прошла   волна забастовок.  В мире наблюдается конец модели  социально  рыночного  хозяйства.  Если  говорить  о России,  то есть   признаки   оживления.   Доказательство   тому   рост   импорта   и   спроса   на   ипотеку. Инфляция  наконец  ­то стала однозначной.     Но мы по­прежнему зависим от цен на сырье и притока спекулятивного капитала. В этом, кстати, основное отличие от кризиса 1988 года ­выход  из него был связан с ростом спроса на отечественные товары и услуги. Рост экономики в РФ запланирован  в основном за счет монополий. В переводе на простой язык – за счет  кармана населения? Да тарифы действительно подрастут. Но ведь у каждой медали есть две стороны. У нас поддерживали предприятия,   сохраняли   стабильность.   Поэтому   мы   выходим   из   кризиса   с   той   же структурой, с которой и вошли. А другие страны поддержали не предприятия, а людей, стимулировали их переселение и переквалификацию.         Почему постоянно говорят, что нужно повышать уровень конкуренции? Потому что стране   нужны   новые   товары   и   услуги.   Чтобы   именно   с   их   помощью   стимулировать внутренний спрос. Конкуренция развивает экономику.  Это надо людям объяснять.         В 2011 году было около 30 тысяч митингов…    Митинги – это не плохо. Потому что власти надо шевелиться. Но таких вопиющих дел, как в Греции, не было. Наши  люди  уже показали себя более ответственными.      В оффшоры за 20 лет ушло более 2 трлн. долларов. И это только из России! Почему до сих пор это существует? Чей это бизнес? И какая выгода самому офшору?  ­ Это бизнес тех, кто там регистрирует свои компании. На встрече «двадцатки» мы как раз инициировали     ограничение     этой     деятельности     офшоров.   Но   Китай   и   США   не поддержали.   Теперь  о выгоде самого оффшора ,чтобы открыть там счет, скажем на 1 млн. долл., надо 20   тысяч   долл.   Отдать   в   его   бюджет.   А   оставшаяся   сумма   будет   подвержена налогообложению по минимуму. Наша особенность в том, что была абсолютно замкнутая экономика. И мы сделали ее открытой слишком быстро. Получилось, что другие страны сначала построили законодательные институты, а потом стали получать дивиденды с тех же нефти и газа. А у нас сначала появилась нефть, и уже на ней мы пытаемся строить институты.  70 лет у нас все было иначе чем в мире вокруг нас.         Двадцать лет наша экономика меняется. И нужно еще порядка двадцати, чтобы   она полностью встала на ноги.     Почему то, что хорошо людям – низкие кредиты и высокие цены на нефть, ­называют губительным для экономики?  ­ Потому что высокие цены на нефть приводят к тому, что прибыль в нашей экономике связана   только   с   добычей   нефти,   становится   неприбыльно   вкладывать   в   производство современных станков. Что касается кредитов, то до 2008 года был настоящий бум. Это 17 немного перегрело экономику, так как товары производились, если так можно выразиться, по несуществующие деньги.     Есть ли опыт антикризисного управления? Что бы сейчас сделали?  ­Пошел бы по пути массового масштабного заимствования технологий.   Чтобы выжить в этом мире, надо быть очень динамичным. Не отторгать зарубежный опыт.                                            Где наше место в мире – среди отсталых или передовых стран?     По уровню коррупции Россия в 2010 году опустилась со 146­го места на 154­е. Да и по остальным показателям ­ в экономике, медицине, безнадежно отстали от Запада, а в чем можем дать фору?                                                                          Дмитрий Губин, телеведущий, публицист                         Отстали уже навсегда.     Отстали от Европы навсегда. Частная собственность – европейская  штучка, в России всегда был деспотизм, а он право собственности презирал, выше ставя право государя и государство. Лучшая научная литература создается не в России, а на Западе. Причем по всем     дисциплинам,   включая   историю.   Главное   отставание   России   от   Европы   –   оно   в общественных отношениях. Формально Россия – это федеративная республика, но у нас нет ни федеративности, ни народоправия. В России  непопулярна главная христианская идея – равенства и братства. Русский человек не допускает и мысли, что царь, гаишник и алкаш имеют равные права, ибо они друг другу братья. А вся   Европа     со всей   своей индустрией,   с банками,   со     скоростными     поездами,   с   отличным     общественным транспортом,  с      бесплатным,   как во Франции, высшим образованием и бесплатными, как в Великобритании, музеями – вся   это   ее   надстройка   выросла   на   этом   идейном   бизнесе.     Равенство   и   братство подразумевают отношение к другому человеку как к себе самому, как к ровне. Мы  очень отсталая  именно в этом смысле страна, близость друг к другу мы все еще ощущаем лишь на уровне родни, клана, тейпа. А в Финляндии дом богатого отличается от дома среднего финна только по вертолетной площадке. Потому что финны воспринимают друг друга как равных, да и лютеранская культура осуждает кичливость.                                                                                          Мы чище, умнее, человечнее!  Владимир  Мединский, депутат Госдумы, автор  серии  книг   «Мифы  о    России». По   сравнению   с   Западом   Россия   сохранила   больше   нравственных   ориентиров, естественной, а не «политкорректной» терпимости. Западная цивилизация сначала сжигала на кострах красивых  женщин, объявляя  их ведьмами,  а  потом  на городских  площадях устраивала   фотосессии   с   участием     тысяч     голодных     людей.   Нашим   православным батюшкам пока еще не пришло в голову венчать в церкви гомосексуалистов, как это делает шведская церковь. Преимущество России – широкая образованность населения. На уровне общегуманитарной  эрудиции мы лучше образованы, чем средний европеец или американец. Но главное – Россия страна фанстастических   возможностей. Где еще в мире можно так быстро разбогатеть? Сделать карьеру? Прославиться?  А где в Европе  вы найдете 13% подоходный налог? Это предмет зависти всего мира. Или 6%­ный   налог с оборота на индивидуальных   предпринимателей.   Когда   император   Александр   Первый   спросил 18 Михаила Сперанского, где лучше­ в России  или во Франции, Сперанский  ответил:  «Во Франции лучше законы, но у нас лучше люди». Наша научная школа до 90­х была одной из лучших.                                                                                                           Куда Гайдар гнал Россию                  Экономист  Андрей Илларионов – о главных событиях и «героях» 90­х                АИФ  ­ 2012   (оба деда командовали карательными отрядами красных)   Ни   приватизацию,   ни   либерализацию   цен,   приведшую   к   обнищанию   миллионов   людей, россияне до сих пор не могут простить «либералам и демократам».                    Такие странные решения принимались по следующим причинам:   1) некомпетентность;      2) слабость;  3) сознательная политика;  Ельцин настоял на одномоментной либерализации цен 2 января 1992   года. Вместо  того, чтобы   отпустить   цены   на   нефть,   Гайдар   административно   повысил   их   в   6   раз.   Для покрытия огромного бюджетного дефицита была начата безудержная кредитная эмиссия, приведшая   к   гиперинфляции,   которая   уничтожила   сбережения   граждан   и   средства   на счетах предприятий, а экономика была брошена в свободное плавание.                                  В истории  с приватизацией тоже хватает странностей:  1)  В Польше приватизацию начали только через 6­7 лет после старта реформ.  2)   Гайдар   и   Чубайс   выбрали   самый   неудачный     ее   вариант,   вместо   именных приватизационных   счетов   ваучеры,   которые   люди   продавали   за   вещи   (хотя   Верховный Совет   уже   принял   закон   об   именных   чеках,   который   мог   сделать   приватизацию   более справедливой).   3)   Чубайс   и   Гайдар   обошли   закон   с   помощью   указов   президента   Ельцина,   утвердили ваучерную   модель, которая даже не обсуждалась депутатами. Это решение привело  к кровавым  событиям октября 1993 года. 4) Маргарет Тэтчер за 10 лет  премьерства  приватизировала 10­12 компаний, а Гайдар в 1 месяц приватизировал 4 тысячи.   19 Модернизация  в России АИФ, 2012 ­В Костиков                    Готова ли сама власть к реальной модернизации или это для нее пиар­проект, нацеленный на будущие выборы? Ведь модернизация (и об этом уже говорил президент)­ не просто внедрение технических новинок. Это вопрос выбора приоритетов, а следовательно, конкуренция идей. Это и вопрос о сохранении российских мозгов, которые продолжают утекать за границу. Но о какой конкуренции идей и интеллектуальной мобилизации может идти   речь,   если   страна   консервирует   политически   малопривлекательную   модель   и скатывается к однопартийности и все более жесткому контролю над СМИ. Конечно, и в условиях общинной демократии  возможен  модернизационный  прорыв.  Но он будет кратковременным и ограниченным по направлениям.  В истории советской России такие прорывы случались. Но успехи модернизации во многом были связаны с тем, что большевики не стояли за человеческой ценой. А оппозиция к началу 30—х годов 20 века была полностью подавлена.         В начале индустриализации 30­х годов большевистское правительство реквизировало у голодающего   крестьянства   пшеницу   и   на   вырученную   валюту   закупало   за   границей оборудование.   Им   оснастили   80%   пущенных   заводов.   После   окончания   Великой Отечественной войны за счет огромных   репараций из побежденной Германии(станками, машинами,   научным   оборудованием,   технологиями)   была   предпринята   попытка   второй советской   модернизации.   И   действительно,   Россия   быстро   восстановила   довоенный потенциал.   Но   и   здесь   финансовым   движком   модернизации   стало   резкое   снижение народного потребления и изъятие накоплений. К началу 50­х годов ресурсы модернизации от   ограбления   собственного   народа   были   исчерпаны.   Страна   стала   стратегически отставать. Чтобы предотвратить бегство из коммунистического рая в капиталистический ад, пришлось построить Берлинскую стену.  Не «прекраснодушие» М. Горбачева и не «злая воля» Б.Ельцина предопределили распад СССР в 1991 году. Его предопределило политическое, технологическое, интеллектуальное инфраструктурное,   бытовое   отставание.   Советский   Союз,   вызывавший   в   30­е   годы восхищение левых интеллектуалов Запада, стал непривлекательным не только для дальних 20 и ближних соседей, но и для собственного народа. И неудивительно, что «дружбы народов надежный оплот»  распался безо всякого сопротивления.          По оценкам Е.Гайдара, нынешнее экономическое и технологическое отставание России от Запада составляет 50 лет.         При   благоприятной   конъюнктуре   нефтегазового   экспорта   Россия,   конечно   же,   в состоянии купить на Западе сотню ­ другую современных технологий, привлечь западных спецов и создать видимость технологического прорыва. Но России нужен не эффектный и  кратковременный   прорыв,   приуроченный   к   грядущим   выборам.   Нужна перманентная модернизация.         Нужно, что в стране работали собственные мозги.   Для специалиста высшего класса важно осознание, что он живет в свободной   и   нравственно   привлекательной стране. В стране, где соблюдаются права гражданина и собственника. В стране, где в ходе выборов его голос не будет украден, а протест будет услышан. В стране, где закон и проезжая часть существуют для всех, а не только для обладателей «проблескового маячка»    Но есть ли такая страна на территории под географическим названием Россия?                                                                      Наука   управлять                         – Юрий Маленков, профессор Санкт­Петербурского университета                                                       Три «Б» против реформы       Безответственность, безнаказанность, безразличие – вот три «б» превращают власть в России в аморфную структуру.     Россия входит в 21 век с валовым национальным продуктом, эквивалентным  Финляндии.   Россия по экономическим показателям «на душу» населения отстает в 10 раз.   Еще в  Новом Завете сказано, что не следует наливать молодое вино в старые меха. В российской экономике, ее государственных  и предпринимательских структурах широко  распространилась  худшая   из  возможных  моделей   управления  ­  неономенклатурная.  Сформировался   замкнутый     устойчивый    социальный   слой,   облеченный     особыми  полномочиями.   Опираясь на личные связи, телефонное право, взаимные «услуги»  и даже  прямой подкуп,  номенклатурные структуры всесильны и бесконтрольны.   Сегодня в мире около 70% вновь созданных предприятий разоряется  по одной  причине –  неподготовленности руководителей в области менеджмента.  Надо реализовать в государственном масштабе принцип баланса власти и ответственности  Реальной ответственности за конечные результаты   работы предприятий и организаций, динамику   их   развития,   достижения   мировых   уровней   и   стандартов   по   ключевым направлениям.    В свое время Петр 1 сделал то, что не осмеливался никто, переломил стену боярской бюрократии. Основным орудием царя­реформатора была ставка на личность в управлении реализация   принципа   прямого   выдвижения   на   должности   –   вне   родственных   связей. Главным считалось способность решать сложные задачи новыми методами и добиваться успеха.  21 21 век   ­ это век   опоры на децентрализованные структуры управления, повсеместный переход к коллегиальному стилю, партнерству. Истории  показывает,  что  процветание   отдельных   лиц  в  условиях  спада  развития   всего общества не может быть продолжительным. Если мы это   осознаем, то получим шанс на спасение и дальнейшее развитие страны.                                                                                                       Необходима бюрократическая революция АИФ, 2012, В.Костиков                        Провал   многочисленных   проектов   модернизации,   о   которых   правительственные чиновники так художественно свистели последние 10­15 лет, в значительной мере связан с тем, что у нас не отлажен (а может быть и вовсе  отсутствует) механизм трансформации «партитуры»,   написанной   в   кабинетах   власти,   в   реальную   «музыку».  Хорошие   идеи остаются   бумажными   слонами.   У   власти   кормится   бездна   экономических   стратегов, мечтателей   и   финансовых   чревовещателей.   А   людей,   знающих,   как   запрячь   кобылу   в простую крестьянскую телегу, как преодолеть парадный бюджет в рабочую спецовку, днем с огнем   не ссыскать. На нынешней ступени, когда пройден опасный и непредсказуемый этап перехода от фальшивого социализма к зачаткам рыночной экономики, когда, наконец решена   задача   стабилизации,   России   нужны   не   «соловьи   либерализма»,     поющие   в Александровском саду, а управленцы с волей С. Орджоникидзе и А. Косыгина.                  Наша нынешняя   бюрократическая элита поражена тем же вирусом, что и элита горбачевских   времен:   она   остается   ноздревско­маниловской,   то   есть   по   преимуществу политической,  надстроечной. И в силу  этого (привычного для России)  стратегического недомогания   склонна  к   прекраснодушию,   самолюбованию   и   строительству   объектов   со сроком пуска «во второй половине века». Но добиться, чтобы «процесс пошел» здесь и сейчас, нынешние кадры, как и горбачевские  перестроечники, увы, не способны.  Доставшиеся   нам   от   эпохи   Ельцины   и   олигархические   по   происхождению   кадровые резервы слишком задержались у пультов управления. Они, может быть, и были полезны в период,   когда   стабильность,   удержание   власти   и   сохранение     неприкосновенности «либеральной   целки»   ценились   выше   императивов   развития.   Их   жесткая   политическая ангажированность  и  «личная  преданность»,  возможно,  и были исторически  допустимы. 22 Но сегодня они не обеспечивают ни потребностей роста, ни улучшения привлекательности российской   модели.   Напротив,   их   неспособность   обслуживать   потребности   реальной экономики,   их   раздражающее   словоблудие   уже   негативно   сказываются   на   настроениях населения, генерируют недоверие к власти, а следовательно, и новую нестабильность.          Широко критикуемый сегодня режим ручного управления – мера, безусловно, крайняя. Говорят, что она вынуждена остротой кризиса. Думается все же – не столько остротой кризиса, сколько импотенцией бюрократической вертикали. Но ни президент, ни премьер, как   бы   работоспособны   не   были,   не   смогут   освоить   и   охватить   всего   многообразия управленческих   процедур.     Тем   более   в   такой   махине,   как   Россия,   бюрократическая машина чрезмерно разрослась и утратила мобильность. Пораженная коррупцией и круговой порукой, отгороженная от общества занавесом непрозрачности, она становится опасной для России. Необходимо выстраивать новый бюрократический инструмент, заточенный на задачи модернизации. Стране нужна кадровая революция.   Неоолигархи. Чем грозит третья волна приватизации? АИФ, 2012 –Георгий БОВТ, политолог        Правительство начинает новую масштабную приватизацию. Цель не скрывается – казне нужны   деньги.  Неужели   появится     новое   поколение   олигархов?   В       народе       есть опасение,   что третья   волна  приватизации    породит    новую  поросль     неоолигархов разлива    21   века.     Британская Financial Times   пишет, что есть шанс привлечь не только капиталы, но и ноу­хау, однако предостерегает: «Как всегда в России, главное заключается в том,   как    все   это   будет сделано. Будущая    распродажа    акций    может    стать    повторение    сомнительных сделок    90­х годов».      К третьей  приватизации готовились несколько лет. Если мы не научимся привлекать в экономику «чистые деньги», не заполучим инвесторов, которые будут заинтересованы в том,   чтобы   компания,   акции   которой   они   купили,   развивалась,   принося   хорошие дивиденды.            А ведь российский фондовый рынок до сих пор остается лишь площадкой для простых  операций «купил дешевле – продал дороже», вместо того чтобы выполнять свою  классическую функцию по привлечению денег для развития компаний или предприятий.       Российская деловая пресса наперебой рассуждает: смогут – не смогут продать наши  предприятия   По справедливой цене, не продешевят ли. Это риск, конечно, есть. Но важнее другое: а куда намерены потратить деньги от приватизации? Та же европейская  пресса как о само 23 собой разумеющемся   пишет, что полученные в госбюджет дополнительные средства «… могут быть использованы, скажем, для стимулирования недоразвитого малого и среднего бизнеса».       Россия сейчас проедает   больше, чем зарабатывает. Президент В.Путин на заседании правительственной   комиссии   по   бюджетным   проектировкам   сообщил,   что   планируется сверстать федеральный бюджет на следующий 2013 год  с доходами в 8,6 трлн. руб.,  а расходами – 10,4 трлн. руб. То есть, почти на 2 трлн. руб. тратим больше, чем зарабатываем. А вся приватизация за 3 года даст лишь 1 трлн. рублей. Если эти деньги не пойдут именно «на курсы кройки и шитья», то хватит их всего на полгода.          Есть ли надежда, что акции не будут стоить столь баснословно дорого, что отсекут от приватизации свое население? Может, пора и нам, простым смертным, поучаствовать во владении родных заводов – фабрик?  Кто похоронил «гегемона»? Капитализм резко снизил статус рабочего класса АИФ, 2011, В.Костиков      Героями капиталистической стройки стали банкиры, брокеры, аудиторы, страховщики, биржевые  спекулянты,  менеджеры,  рэкетиры и те, кто дал им путевку в жизнь, а потом крышует.  Но главной особенностью социальной  структуры нынешней России стало разрастание и выдвижение   чиновничьего   сословия.   За   последние   10   лет   число   чиновников   в   стране возросло вдвое. Их особое место в нынешней России обусловлено тем, что они (особенно бюрократическая   верхушка)   получили   доступ   к   огромным   коррупционным   доходам. Коррупционный рынок России сопоставим по размерам с федеральным бюджетом. А по ряду экспертных оценок, вдвое превышает бюджет.           В   развитых   капиталистических   странах   –   в   США,   Японии,   Западной   Европе   – чиновничество   имеет   высокий   социальный   статус,   но   ведет   довольно     скромный   образ жизни, причисляя  себя по доходам к среднему классу. Высоко ценятся гарантированность дохода, защищенность от увольнений и хорошая пенсия (примерно 60­70% от заработка). Но со взятками и откатами не поиграешь: очень высокая мера наказания. Уличение во взятке   или   откате   означает   безусловный   коней   карьеры,   а   главное     –   потерю   пенсии. Жесткий контроль   доходов и постоянный мониторинг расходов вынуждают чиновников соотносить   свои   аппетиты   с   размером   официальной   зарплаты.   На   Западе   совершенно немыслима ситуация, когда чиновник средней руки строит себе дачу стоимостью в десяток миллионов евро, ездит на «Бентли» и покупает рубашки по 1000 долларов за штуку.  24 В СССР существовала определенная партийная дисциплина. Рассказывают, что на одном из совещаний в ЦК КПСС Е Лигачев предложил товарищам показать, у кого какие часы, и рассказать, откуда «ролексы». Сегодня нашим  партийцам, чиновникам и депутатам никто не задает неудобных вопросов. В мире бюрократии сложилась круговая порука «берущих»   в   новой   России   стал   безмерно   разросшийся   класс и   «тратящих». чиновников.   Гегемоном   Вопиющие   перекосы   в   распределении   общественного   богатства,   возникшие   после приватизации 90­х годов, привели к тому, что в России произошла серьезная перекройка значимости тех или иных «классов», тех или иных профессий. Молодые люди не хотят становиться учеными, математиками, исследователями. А тем более идти в ПТУ.     Перекосы социальных оценок, завышенная  роль денег при взвешивании счастья и успеха генерируют в обществе нездоровую атмосферу. Одни при минимуме общественного вклада ведут   себя   как   хозяева   жизни.   Другие   (прежде   всего   миллионы   рабочих   и   крестьян) чувствуют   себя   не   только   материально   ущемленными,   но   и   задвинутыми   на   задворки общества.   Это   таит,   особенно   в   условиях   кризиса   и   растущей   безработицы,   серьезную опасность.        Профсоюзы,  которые  на  Западе  одновременно  и   защищают   рабочий   класс,   и    сглаживают    социальные    конфликты,  в  России превратились в бутафорские   образования.   А возникшая   на  обломках    КПСС    «Единая Россия»    по   сути   дела,     действует   как  партия  «нового гегемона».  Михаил Веллер, писатель  – о том, чему учит история, АИФ 2012 г. Принуждение к реформам     В России методом классического терроризма решались экономические вопросы в 1990­е годы.   Самым   простым  было  убить  конкурента.  На этом построена  наша сегодняшняя экономика,  а  кладбища  заполнены людьми,  перестрелявшими друг друга ради  прибыли. Я думаю, что сегодняшняя власть с огромной осторожностью относится к возможностям терроризма. Больше ничем нельзя объяснить те беспрецедентные меры охраны лидеров государства, которые мы наблюдаем.  Побег  капитала Деньги  уходят из страны серыми тропами. Никита Кричевский, доктор экономических реформ, профессор АИФ­ 2012 г. Экономические  словари  гласят,  что  отток капитала – это деньги,  уходящие  в  другие страны в виде инвестиций, кредитов, ссуд,  лизинговых платежей, покупки валюты, иных реальных   и   финансовых   активов.   Например,   в   форме   вложений   в   иностранные предприятия,   приобретение   недвижимости,   пополнение   иностранных   счетов.   Причем   в основном деньги уводят на   Запад отнюдь не находящиеся под пристальным   надзором банкиры, а сплошь оффшорные хозяева реального сектора. В 2011 году банки вывели из страны 24, 2 млрд. долл., а предприятия в 2,3 раза больше – 56, 4 млрд.В этом (2012 году) тенденция усугубилась: в 1 полугодии банки отметились вывозом капитала, правда, всего 25 1,9 млрд. долл., а  бизнеса» увели аж 45, 3  млрд. долл. Помимо указанных выше «белых и пушистых» направлений отток капитала включает в себя итак называемые сомнительные операции,   например,   своевременно   неполученную   экспортную   выручку,   непогашенные импортные   авансы,   прочие   сделки,   отражаемые   Центробанком   как   «чистые   ошибки   и пропуски».   Отвратительное   качество   валютного   контроля   в   стране   лучше   всего характеризуют  показатели этих самых сомнительных операций. В 2011 году совокупный отток капитала составил 80,5 млрд. долл., а общая сумма сомнительных операций – 32,8 млрд. долл., или 40,1%.       Эти   40%  ушли  путями   малозаконными.            В общем, не так страшен отток капитала, как неуплаченные с выведенных средств налоги.     К   тому   же   с   нашими   третьими     международными     резервами   потребность   в иностранных   финансовых   инвестициях   не   выглядит   очевидной.   Россия   нуждается   не   в деньгах, а кадрах, знаниях, технологиях. А еще в порядке, в том числе финансовой сфере.  26

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"

Программа по всеобщей истории "Россия и мир: опыт модернизации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2019