Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»
Оценка 4.9

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
классное руководство
1 кл
28.02.2018
Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание ученых и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое месть выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание.подготовишки
прогрмма подготовки дощкольников к школе Солнышко.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»    Составительская программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко» Составила: учитель начальных классов МОУ  «СОШ  № 3» первая квалификационная категория Смирнова Н. В. г. Качканар, 2010 Пояснительная  записка Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по­ прежнему остается актуальной. Понимание проблемы подготовки детей к школе  постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание ученых  и  педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо  давать дошкольникам, то сейчас на первое месть выдвинут вопрос о том, какие  условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное  развитие ребенка, его успешное обучение и  воспитание.  Изучив вопросы теории по  обсуждаемой проблеме, я выделила наиболее приемлемые для развития нашей школы основополагающие идеи:    мотивации детей;  развитие   комплекса   показателей   функционального   развития,   которые  необходимы   для   успешного   обучения   в   школе.   Это   организация   внимания, мышления,   речи,   памяти,   зрительного   и   слухового   восприятия,   развитие   мелкой моторики;   создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;  формирование   познавательной   и   двигательной   активности   и   учебной формирование психологической готовности к школе.  В предлагаемой программе я сделала попытку объединить несколько задач по  подготовке детей к школе. Занятия направлены на развитие познавательной  активности, интеллекта, эмоционально­волевой и коммуникативной сфер  деятельности. Развивающие занятия проходят с элементами тренинга в отличие от  обычных занятий. Подбирая материал, я ориентировалась на оптимальное сочетание  игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных  математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления. Цель программы:  развитие познавательно­интеллектуальной, эмоционально­ волевой и коммуникативной сфер личности ребенка, позволяет ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.  Задачи:  снятие психологического стресса перед школой;  развитие любознательности как основы познавательной активности;  развитие интеллекта, творческого воображения;  формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками.      Излагаемая   программа   представляет   систему   взаимосвязанных   занятий, выстроенных   в   определенной   логике,   направленных   на   формирование   у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе. В программу включен цикл из 16 занятий, (каждое из которых состоит из трех блоков по 15­20 минут)   и дополнительный набор упражнений, который может быть использован в дальнейшей работе. Формы и режим занятий: в течение нескольких месяцев 1 раз в неделю дети посещают   1   вводное   и   15   основных   занятий.   Каждое   занятие   состоит   из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач. Структура занятия:  Приветствия  Разминка  Рефлексия прошлого занятия  Основное содержание  Рефлексия прошедшего занятия  Прощания        Каждое   занятие   включает   динамические   паузы,   проведение   пальчиковой гимнастики. Занятия проводятся по субботам. После завершения занятий родителям раздаются   показатели   готовности   детей   к   обучению   в   школе.   Для проведения занятий каждому ребенку необходима тетрадь в клеточку, тетрадь в линеечку,   простой   и   цветные   карандаши,   для   учителя   –   демонстрационный, раздаточный материал, презентации и интерактивные игры. Ожидаемые результаты и способы их проверки: На начальном этапе в ходе встречи с педагогом­психологом,   использую  дополнительно к портрету каждого ребенка информацию об итоговом  психологическом обследовании детей на предмет готовности ребенка к школе. После половины занятий  я провожу промежуточное родительское собрание с целью  получения обратной связи, корректирую занятия, организую консультацию для  родителей с целью формирования положительного мотива учения у детей. На этом  собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе.  В  конце подготовки проводится вторичная диагностика детей, и на завершающем этапе составляется сводная таблица результатов обучения. Опыт показывает, что у детей  улучшается внимание, память, логическое мышление, зрительно­моторная  координация. Они привыкают к школе, к учителю, узнают правила работы в группе.  Адаптационный период, о котором так много сейчас говорят, у наших малышей  проходит гораздо мягче и позволяет снять проблемы вхождения в условия школы  будущего первоклассника.  Курс занятий используется первый год. Результаты  контрольных срезов дают положительную динамику по наблюдаемым параметрам  готовности детей к школе (по методике «Графический диктант» Д.Б.Эльконина, по  методике «Определение мотивов учения старших школьников» М.Р.Гинзбург, по  методике «Беседы о школе» Т.А.Нежновой, по методике раннего прогнозирования  школьных трудностей у детей 6 – 7 лет М.М.Безруких, «Диагностика готовности  детей дошкольного возраста к обучению в школе»  Л.Е.Журовой, Е.Э.Кочуровой,  М.И.Кузнецовой).   Проучившись в школе на подготовительных курсах, сентябрь месяц 1­го класса,   процесс адаптации пройдет успешно.  Программа подготовки  детей к школе обеспечивает преемственность в дошкольном и начальном  образовании, психологически подготавливает к началу обучения. Диагностики  интеллектуальной готовности детей   к школе. Современная школа, ориентированная на развитие разностороннее развитие  личности с учетом индивидуализации учебного процесса, нуждается в грамотной  диагностике психологической готовности ребенка к школьному обучению.  Результаты различных многолетних исследований школьной готовности показали,  что фактор интеллектуального развития является хоть и недостаточным, но  бесспорно необходимым условием успешного перехода ребенка к школьному  обучению. Именно запрос на исследование интеллектуальной готовности и обусловил необходимость разработки различных методик для диагностирования этого аспекта  школьной зрелости. Методики определения уровня интеллектуальной готовности к школе. Диагностика мышления проводится по 4 основным параметрам: анализ и синтез,  сравнение, классификация, обобщение. Данное деление достаточно условно и  предлагаемые в соответствующих разделах методики затрагивают одновременно  целый ряд характеристик и свойств мышления. Методика «Четвертый лишний» (по Е.Л.Агаевой) Цель: определение уровня развития операции классификации  Оборудование: наборы картинок по классификациям ("Посуда", "Мебель",  "Игрушки", и т.д.), где один из предметов не может быть обобщен с другими по  общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”. Проведение: Ребенку предлагается 5 классификационных карт по разной тематике. «Посуда»: тарелка, кастрюля, чашка, утюг.  «Мебель»: стол, стул, телевизор, шкаф  «Игрушки»: кукла, портфель, мяч, пирамида. «Обувь»: сапоги, кепка, валенки, туфли «Птицы»: окунь, синица, соловей, ворона. Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Как  называются одним словом все остальные предметы? Обработка: Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции  классификации (обобщающее слово). Задания оценивается в баллах:  ­ обобщение по существенному признаку – 2 балла;  ­ употребление обобщающего слова – 1 балл. Максимальное число баллов – 15. Методика «Классификация по заданному принципу» Цель: определение уровня развития операции классификации  Оборудование: разрезанные наборы картинок по классификациям ("Посуда",  "Мебель", "Игрушки", и т.д.). Проведение: Ребенку предлагаются карточки с картинками, которые можно классифицировать  в  5 групп по разной тематике. Пр.: «Посуда», «Мебель», «Обувь», «Игрушки», «Птицы». Карточки: тарелка, синица, туфли,  кастрюля, пирамида,  чашка, сапоги, стул,  машинка, шкаф, валенки, ворона, кукла, соловей,  стол. Инструкция: «Картинки рассыпались. Внимательно рассмотри их и разложи так,  чтобы вместе оказались картинки, предметы на которых чем­то похожи, которые  можно назвать одним словом».  Обработка: Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции  классификации (обобщающее слово). В случае ошибки, экспериментатор предлагает  ребенку  найти и самостоятельно исправить ошибки. Группы разложены без ошибок: «+» Правильно разложены 3 группы: «±» Ошибки более, чем в 3 группах «­» Методика «Разрезные картинки». Цель: диагностика аналитико­синтетических характеристик мышления, выявление  особенности развития операции сравнения. Оборудование: Две предметные картинки или несложные открытки. Первая (более  простая) разрезана на 6 частей прямыми перпендикулярными линиями. Вторая  картинка разрезана на N частей под различным углом. Проведение: Ребенку предлагается собрать из частей две картинки. Изображение не  комментируется.  Инструкция: «Видишь, картинка сломалась, почини ее».  Обработка: В случае ошибки, экспериментатор предлагает ребенку  найти и  самостоятельно исправить ошибки. Обе картинки собраны правильно «+» Только одна сложена верно «±» Обе картинки собраны неправильно «­» Цель: определение уровня развития операции обобщения Методика «Назови  одним словом» Проведение: Ребенку предлагаются назвать одним словом группу предметов.  Проводится устно. 1. Троллейбус, автобус, трамвай ­ 2. Шкаф, тумбочка, кровать ­ 3. Волк, медведь, заяц ­ 4. Синий, красный, зелёный ­ 5. Каша, хлеб, конфеты ­ 6. Роза, гвоздика, ландыш –  7. Дуб, береза, липа –  8. Сыроежка, мухомор, подберезовик –  9. Сом, карась, окунь –  10.Капуста, картошка, лук –  11.Ручка, карандаш, фломастер –  12.Рука, нога, голова ­  Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай и скажи мне,  как можно назвать эти предметы одним словом?»: Обработка: Оценивается правильность обобщения, обозначения понятий. Задания  оценивается в баллах. Максимальное число баллов – 13. Выделяется 4 условных  уровня сформированности обобщения: I уровень – 13 баллов –высокий II уровень – 11­13 ­ средний III уровень – 7­11 ­ низкий  IV уровень – менее 7 – очень низкий Методика «Анализ образца» Цель: выявление уровня развития таких операций мышления как сравнение, анализ и  синтез. Оборудование: спички, образец человечка, сложенного из спичек. Проведение: На столе перед ребенком выкладывается фигура человека, сделанная из  спичек. Внимание ребенка на особенности образца не обращается. После выполнения  задания экспериментатор открывает образец и предлагает ребенку сравнить его с  тем, что получилось. В случае ошибки, экспериментатор предлагает ребенку  найти и самостоятельно исправить ошибки. При неполном исправлении ошибок,  проверяющий может задавать ему наводящие вопросы. Инструкция: «Я сделала человечка из спичек. Внимательно посмотри на него и  постарайся запомнить. Теперь я его закрою, а ты попробуй сделать точно такого же». Обработка: Оценивается правильность сложенной фигурки, учитываю то, в какую  сторону повернуты головки спичек. Образец воспроизведен  точно или ребенок самостоятельно нашел ошибки и исправил их ­ высокий уровень  Образец воспроизведен  с ошибками, ребенок исправил ошибки с помощью взрослого, который фиксирует внимание на особенностях образца – средний уровень Образец воспроизведен  с ошибками, ребенок не может исправить свои ошибки при  активной помощи взрослого – низкий уровень Методика «Последовательность событий» (предложена А.Н. Бернштейном) Цель: исследование развития логического мышления, речи и способности к  обобщению. Оборудование: три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в  неправильной последовательности. Проведение: Ребенок должен понять сюжет, выстроить верную последовательность  событий и составить по картинкам рассказ. Задание состоит из двух частей: 1)  выкладывание последовательности картинок; 2) устный рассказ по ним. Инструкция: "Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое­ то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять  цветами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки,  как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое  здесь изображено". Обработка: Необходимо обязательное фиксирование характера речи испытуемого. Высокий уровень выполнения задания  ­ ребенок сочиняет хороший, грамматически  верно построенный и логичный  рассказ; картинки выложены в правильной  последовательности Хороший уровень выполнения задания  ­ ребенок сочиняет логичную версию  рассказа, но картинки выложены в неправильной последовательности. Средний уровень выполнения задания ­ ребенок правильно нашел  последовательность, но не смог самостоятельно составить хорошего рассказа, но  справился с помощью наводящих вопросов. Неудовлетворительный уровень выполнения задания ­ ребенок правильно нашел  последовательность, но не смог составить рассказа даже с помощью наводящих  вопросов. Ребенок не справился с заданием, если: 1) не нашел последовательность картинок и не смог составить рассказ; 2) самостоятельно нашел последовательность, но составил нелогичный рассказ; 3) составленная последовательность не соответствует рассказу (наводящие вопросы  взрослого не помогли); 4) рассказывает отдельно по каждой картинке, не связано с остальными – рассказ не  получается; 5) на каждой картинке перечисляет только отдельные предметы. В рамках концепции дифференциации и индивидуализации процесса  образования,  педагогический подход к детям на основе объективных сведений об их  готовности к школе в целом и интеллектуальной готовности в частности, а также  уровне развития способности к обучению,  дает возможность учителю наилучшим  образом учесть индивидуальные особенности ребенка, построить учебный процесс  таким образом, чтобы определить дальнейший образовательный путь, в соответствии  с  зоной ближайшего развития:  подобрать систему коррекционных  упражнений для  детей с целью компенсации недостатков в развитии или наоборот, систему работы с  детьми  с высоким уровнем  развития для создания условий для личностного роста. Результаты исследования в выявлении особенностей интеллектуальной  готовности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, могут  быть использованы прежде всего для решения важной практической задачи ­   оптимизации процесса подготовки к обучению в школе, с целью создания  благоприятных условий для перехода ребенка на следующую ступень  образовательной системы. Речевая подготовка          К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов.         Речь ­ это форма мышления. Основная функция речи ­ общение, сообщение или,  как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к  обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем  лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет  чтением и письмом.          В связи с выше сказанным  учителям следует  обратить внимание на:       Приведенные на этой странице задания: проверка правильности звукопроизношения,   исследование слуховой дифференциации,   проверка связной речи,   исследование  словарного запаса,   дифференциация гласных,   дифференциация согласных звуков,   задания на выделение признаков предметов помогут учителям  выявить уровень  речевого развития ребенка.          правильность произношения звуков;  умение различать звуки речи на слух;  владение элементарными навыками звукового анализа слов;  словарный запас;  связную речь.  Дисграфия: Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди  других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ.          Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и  замены букв, а также неумение правильно применять при письме некоторые  грамматические правила. Проверка правильности звукопроизношения          Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук и обозначить его соответствующей буквой. Если ребенок не может различить звуки, при письме  возникают неизбежные затруднения.          Для выявления отклонений в речевом развитии дошкольника подберите  картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с, сь, з, зь, ц, щ, ж, ч, щ, р, рь, л, ль, й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребенка при произношении.  Забор, роза. Например: с Сахар, маска, соус. сь Сироп, кисель. з зь Зефир, козел. ц Цветок, блюдце, огурец ш Шоколад, шишка, душ. ж Желудь, ножик.         Для проверки парных звонких и глухих (з­с) коза ­ коса, (б­п) бочки ­ почка, (р­ л) рожки ­ ложки.  ч Чашка, ручка, ключ. щ Щенок, ящик, борщ. р Ранец, кровать, костер. рь Редиска, грибы, букварь л Лампа, половик, стул. ль Люстра, малина, соль. й Яйцо, майка, сарай. Исследование слуховой дифференциации         Покажите ребенку две картинки. Произнесите слово и попросите ребенка  показать названный предмет.  Пример: (з­с) коза ­ коса (с­т) санки ­ танки  (с­ш) мишка ­ миска  (р­л) рожки ­ ложки  (ш­щ) чашка ­ чаща (г­к) гости ­ кости  (д­т) плоды ­ плоты  (б­п) башня ­ пашня  (в­ф) сова ­ софа  (ж­ш) уши ­ ужи  (а­я) (о­ё) (у­ю) (ё­ю) завал ­ завял  нос ­ нес  лук ­ люк  ёж ­ юбка  Проверка связной речи Попросите ребенка рассказать, что он видит на картинке. Обратите внимание, что ребенок должен не только перечислить увиденные им  предметы, а назвать время суток, дать имена, объяснить, что делают люди.  Исследование словарного запаса  1. Название предметов, относящихся к разным группам, например: деревья, цветы,  овощи, мебель.  2. Нахождение общих названий для группы предметов (чашка, стакан, блюдце ­  посуда). 3. Подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый  (лимон).  4. Подбор действий к предмету (птица ..., собака ...). 5. Подбор предметов к действию (лает ..., мяукает ...). 6. Подбор слов, близких по значению: хороший ­ приятный.  7. Подбор слов противоположных по значению: хороший ­ плохой.  Дифференциация гласных Дифференциация а ­ я  Задание 1. Послушай слоги. Скажи, какой гласный ты слышишь.  ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва  мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, тя, фя, вя Задание 2. Сравни пары слов по смыслу. Придумай предложение с каждым  словом. мал ­ мял     рад ­ ряд     завал ­ завял     сад ­ сядь  Задание 3. Если Ваш ребенок знает буквы и умеет читать, то предложите ему  прочитать слоги парами. ма ­ мя     та ­ тя     ла ­ ля     ва ­ вя    да ­ дя па ­ пя      са ­ ся     ра ­ ря     ка ­ кя    ба ­ бя  Дифференциация ё ­ ю  Задание 1. Послушай слоги. Скажи, какой гласный ты слышишь.  мё, мю, нё, ню, сё, сю, лё, лю, рё, рю  юм, мю, ню, ён, ёр, рю, рё, юр, ёс  Задание 2. Послушай слова. Назови только гласную. Придумай предложение с  каждым словом. юг, еж, Юля, вел, все, юбка, орел Задание 3. Прочитай слоги.  ём ­ юм      мё ­ мю     тё ­ тю      ёт ­ ют      мю ­ мё ­ мю  Подобные задания можно предложить ребенку и для дифференциации звуков о­ ё, у­ю. Дифференциация согласных звуков Дифференциация з ­ с Задание 1. Послушай ряды слогов, запомни, повтори их в той же  последовательности.  за ­ со ­ за     зи ­ си ­ зи     су ­ зу ­ су     сю ­ зю ­ сю  са ­ за ­ са     си ­ зи ­ си     зу ­ су ­ зу     зю ­ сю ­ зю ся ­ зя ­ ся     зо ­ со ­ зо     зы ­ сы ­ зы     сё ­ зё ­ сё  каждым словом. зуб ­ суп,    роза ­ роса,    коза ­ коса,    Зоя ­ соя  Задание 3. Образуйте слоги. Прочитайте их.  Задание 2. Сравни пары слов по звучанию и смыслу. Придумай предложение с Дифференциация б ­ п  Задание 1. Послушай ряды слогов, запомни и повтори их в той же    Задание 2. Сравни пары слов по звучанию и смыслу. Придумай предложение с  последовательности.  па ­ ба ­ па     пу ­ бу ­ пу     па ­ ба ­ па ­ ба ба ­ пу ­ ба     бу ­ пу ­ бу     ба ­ па ­ бу ­ па      каждым словом. палка ­ балка, башня ­ пашня Задание 3. Образуйте слоги. Прочитайте их.  Задания на выделение признаков предметов 1. Что можно сказать о форме, цвете, вкусе лимона, арбуза, яблока, помидора,  груши.  2. Назови несколько признаков слов: телевизор, радио, диван, ручка, карандаш,  фломастер.  Читательские умения Для обучения чтению можно использовать следующие упражнения: а) развивающие четкость произношения (скороговорки, чистоговорки,  четкое чтение  абзаца, строфы); б) вырабатывающие внимание к слову и его частям,  как предпосылка правильного  чтения (чтение слов и словосочетаний на время ); в) развивающие оперативное поле чтения и память; г) развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча; д) направленные на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав  согласных (антиципация частей поговорок, например «Сделал дело ...», частей  диалога,  работа с решётками, чтение с «пленкой»). Итак, работа над техникой чтения должна вестись постоянно. Следует  интенсивно развивать и тренировать в школе, и дома чтение молча.  Ускорить обучение чтению молча можно путем специальных упражнений ,  влияющих на все задействованные в жизни анализаторы и расширения круга чтения  детей .А темп чтения для каждого индивидуален.  Готов ли ребенок к школе? Конечно же, родителям дошкольника хотелось бы знать, на сколько их ребенок  подготовлен к школе. Для выявления уровня такой подготовки проводим   небольшую беседу, в которую включаем приведенные ниже задания: беседа по  вопросам, собирание разрезных картинок, исследование восприятия, рассказ по  картинкам, понимание грамматической конструкции, нахождение лишнего предмета,  проверка мелкой моторики рук, проверка чтения.        Во время беседы четко формулируем вопросы, даем время для их обдумывания,  чаще хвалим ребенка, не ругаем его, если он не смог ответить или дал плохой ответ.       Первый раз такое собеседование желательно провести заранее, где­то за  полгода до поступления в школу (запись детей в школу начинается с 1  апреля). В этом случае у Вас будет возможность ликвидировать пробелы в  знаниях и повысить уровень готовности ребенка к обучению.  Беседа по вопросам Назови свою фамилию, имя, отчество.  Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.  Сколько тебе лет?  Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.  Кем работают твои родители?  У тебя есть сестра, брат?  Как зовут твоих друзей?  В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?  Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?  Назови дни недели, времена года.  Какое сейчас время года?  Чем отличается зима от лета?  В какое время года на деревьях появляются листья?  Каких домашних животных ты знаешь?  Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?  Ты хочешь учиться в школе?  Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?  Зачем надо учиться?  Какие профессии ты знаешь?  Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?        В начале беседы можно задать ряд вопросов, которые помогут определить, как  ребенок ориентируется в окружающем, определить его запас знаний и отношение к  школе.  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Оценка результатов. Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу:  Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович. Неправильными  считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.      Если ребенок ответил правильно на 20 – 19 вопросов, то это свидетельствует о  высоком уровне, на 18 – 11 – о среднем, на 10 и менее – о низком.  Рекомендации. Постарайтесь фиксировать внимание ребенка на том, что он видит  вокруг себя. Приучайте его рассказывать о своих впечатлениях. Добивайтесь подробных и развернутых рассказов. Чаще читайте ребенку детские книги и  обсуждайте с ним прочитанное.        Разрежьте картинку по одной из предлагаемых схем. Перемешайте полученные  части и предложите ребенку собрать сломанную картинку. При этом не надо  произносить название получаемого изображения.  Собирание разрезных картинок Вариант высокой трудности Упрощенный вариант Оценка результатов. Высокий уровень – все картинки собраны, средней уровень –  собрана вторая картинка (упрощенный вариант), низкий уровень – картинки собраны  неверно. Рекомендации. Привлекайте ребенка к занятиям рисованием, аппликацией, лепкой,  конструированием из различных «Конструкторов».  Исследование восприятия Из каких геометрических фигур составлены эти рисунки?        Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить  найти только круг, только треугольник.  Оценка результатов. Высокий уровень – ребенок правильно нашел и назвал все  фигуры, средней уровень – ребенок допустил 3­4 ошибка, низкий уровень – ребенок  допустил 5 и более ошибок.  Рассказ по картинкам       Положите перед ребенком в произвольном порядке 3 – 4 картинки, связанные  единым сюжетом. Затем предложите ему разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.  Пример 1. Пример 2. Оценка результатов. Высокий уровень ­ правильное расположение картинок и  правильное описание событий, средней уровень – ребенок правильно расположил  картинки, но не может составить грамотный рассказ, низкий уровень – случайная  последовательность картинок. Рекомендации. Для развития связной речи научите ребенка давать полный ответ на  поставленные вопросы, просите его пересказывать прочитанные ему рассказы,  сказки, просмотренные фильмы и мультфильмы.  Понимание грамматической конструкции      Произнесите предложение: «Девочка пошла гулять после того, как посмотрела  мультфильм». Затем задайте вопрос: «Что девочка делала раньше – гуляла или  смотрела мультфильм?»  Что лишнее?             Покажите ребенку карточку и задайте следующие вопросы:     Что здесь лишнее?  Почему?  Как одним словом можно назвать остальные предметы?  Карточка № 1 Карточка № 2 Проверка мелкой моторики рук Одной из предпосылок успешного обучения в школе является достаточно высокий  уровень развития мелких движений. У многих детей шести лет это умение  сформировано недостаточно. Для выявления уровня развития мелких движений  ребенку можно предложить следующее задание: ­ Велосипедисту нужно проехать к домику. Воспроизведи его путь. Проведи линию,  не отрывая карандаша от бумаги. Оценка результатов. Высокий уровень ­ отсутствуют выходы за пределы  "дорожки", карандаш не более трех раз отрывался от бумаги, отсутствуют нарушения линии. Низкий уровень – имеется три или более выхода за пределы "дорожки", а  также имеются ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия;  очень слабая или с очень сильным нажимом, рвущим бумагу). В промежуточных  случаях результат оценивается как средний.  Рекомендации. Для повышения уровня развития мелких движений полезны занятия  рисованием, лепкой аппликацией. Можно рекомендовать нанизывание бус,  застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.  Счет в пределах 10 1. Что больше 7 или 4, 2 или 5. 2. Посчитай от 2 до 8, от 9 до 4.  3. Мама испекла пирожки. Дима взял 2 пирожка с капустой и столько же с мясом.  Сколько пирожков взял Дима?  4. В гараже стояло 7 машин. Уехала 1 машина. Сколько машин осталось?  5. Дети надули 10 воздушных шариков. 2 шарика лопнули. Сколько шариков  осталось? Проверка чтения 1 вариант. Ребенок не умеет читать, но знает буквы. 1. Покажите ребенку карточку с буквой и спросите, какая это буква. 2. Положите перед ребенком несколько карточек с буквами. Назовите букву и  попросите показать нужную карточку.  3. Прочитай слоги.  та, то, ны, ни, ре, ку, по, бу.  2 вариант. Ребенок умеет читать. Попросите ребенка прочитать рассказ, а затем задайте ему несколько вопросов.  Воробей и ласточки.          Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на  помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.  ­ Кто свил гнездо? ­ Что сделал воробей?  ­ Кого позвала на помощь ласточка? ­ Что сделали ласточки?  Начало   школьного   обучения   ­   закономерный   этап   жизненного   пути   ребенка. Родителей   и   педагогов   будущих   первоклассников   беспокоят   разные   вопросы:   в какую школу отдавать ребенка?  В каком возрасте? Справится ли он со школьной нагрузкой?   Сможет   ли   хорошо   учиться?   Как  подготовить   ребенка   к   школе?   Как помочь маленькому ученику преодолеть первые школьные трудности? Озабоченность   родителей   и   педагогов   понятна:   ведь   от   того,   насколько будетуспешным   начало  школьного   обучения,   зависят   успеваемость   ученика   в последующие   годы,   его   отношение   к   школе,  к   учению   и,   в   конечном   счете   ­ благополучие в его школьной и взрослой жизни. Я,   обобщив   и   применив   на  практике   различные   формы   и   приемы   работы   с будущими   первоклассниками   и  их   родителями,  отобрала  ряд  материалов,  на  мой взгляд, самых удачных и необходимых. Собеседование с будущими первоклассниками Я  не согласна с проведением жесткого тестирования и отбора детей по уровню навыков и умений. Считаю, что это создает у родителей и в первую очередь у детей преждевременную тревогу и  негативное отношение к школе. Самое главное ­ при первой   встрече   настроить   ребенка   и   родителей  на   доброжелательные  отношения, снять напряжение, страхи, чтобы в дальнейшем формировать мотивацию к учению. Поэтому первая встреча с детьми и родителями проходит в форме беседы, которая проводится по предварительной записи, что позволяет педагогу и психологу уделить достаточное время каждой семье. Беседа   проходит   в   присутствии   родителей,   чтобы   ребенок   чувствовал   себя более   уверенно   и   свободно,   а   родители   имели   возможность   видеть   результаты собеседования. I. Определение типа ориентации в отношении школы и учения (уровень формирования у ребенка внутренней позиции школьника) Адаптированная стандартная беседа Т.А. Нежновой Интерпретация содержания ответов и критерии оценки. А  ­  ориентация на содержание учебной деятельности  (2 балла);  Б ­ ориентация на внешние атрибуты школьной жизни  (1 балл);  В ­ ориентация на внешкольные виды деятельности (0 баллов). Вопросы  1. Хочешь ли ты идти в школу?  Содержание ответов  А ­ очень хочу  Б ­ так себе, не знаю  В ­ не хочу  А ­ хочу научиться читать, писать, стать грамотным,  умным, много знать, узнать новое и т.д.  Б ­ нравятся новая форма, книги, ручки, карандаши, портфель и т.д.  В ­ в садике надоело, в школе не спят, там весело,  все дети идут в школу, мама сказала и А ­ занимаюсь в группе подготовки, с т.д.  мамой учим  буквы, решаем задачки и т.д.  Б ­ мне купили форму, школьные принадлежности  и др.  В (упоминает занятия, не относящиеся к школе)  А ­ писал(а) бы буквы, читал(а) и т.д.  Б ­ рисовал(а) бы, лепил(а), конструировал(а) и т.д.  2. Почему ты хочешь идти в школу?  3. Готовишься ли ты к ты готовишься (как тебя школе? Как  готовят) к  школе?  4. Если бы тебе не надо было ходить  в школу и в детский сад, чем бы ты  занимался дома, как проводил свой  Баллы  2  1  0  2  1  0  2  1  0  2  1  день?  В ­ играл(а) бы, гулял(а), помогал(а) по 0  дому,  ухаживал(а) за животными  Результат 7­8 баллов ­ внутренняя позиция школьника достаточно сформирована; 4­6 баллов ­ начальная стадия формирования внутренней позиции школьника; 0­3 балла ­ внутренняя позиция школьника не сформирована. С родителями необходимо обсудить результаты беседы, дать рекомендации. II. Диагностическое обследование, определяющее готовность детей к обучению в школе Составлено на основе инструктивно­методических рекомендаций Департамента  образования г. Москвы. ЗАДАНИЕ 1 Цель. Проверка состояния фонематического слуха восприятия. Текст задания. «Посмотри на расположенные на листке картинки. Видишь, под ними есть   небольшие   кружочки.   Тебе   нужно   будет   самостоятельно   назвать   каждую картинку. Если в названии картинки  есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Смотри, первая картинка ­ солнце. В слове  солнце  есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступай к самостоятельному выполнению задания». На листке изображены: солнце, собака, зонт, самолет, коса у девочки, слон, лиса, роза, цыпленок, ваза, кисточки, капуста. Критерии оценки выполнения задания 3 балла­правильное выполнение задания; 2 других звуков нет; 1 О баллов ­ отсутствие дифференциации звуков [с] ­ [з], [с] ­ [ц], [с] ­ [ш] или полное неприятие задания. балла ­ выделен звук только из позиции начала слова. Ошибочного выделения  балл — наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] — [з]); ЗАДАНИЕ 2 Цель.  Выявление   степени   овладения   звуковым   анализом   на   уровне   определения количества звуков в слове. Текст задания.  «Ты  видишь  домик с  тремя  окошками  и  рядом с ним  картинки. Каждое окошко домика ­ звук в слове. Назови все картинки и подумай, в каком слове три звука. Эту картинку линией соедини с домиком». На листке ­ домик с тремя окошками. Рядом с ним изображены: волк, жук, утенок. Критерии оценки выполнения задания 3 2 О баллов ­ задание не выполнено или отмечено слово утенок. балла — задание выполнено правильно; балла — отмечено слово волк', ЗАДАНИЕ 3 Цель. Анализ сформированного  графического навыка, мелкой моторики. Текст  задания. «Продолжи узор до конца строчки». Критерии оценки выполнения задания Параметры  Результат  Баллы 3. Форма элементов  4. Наклон  5. Отклонение от  строчки  строчки 6.  Последовательность  элементов  Соответствует образцу  Не соответствует образцу  Соответствует образцу  Не соответствует образцу  Незначительное (не более 30°)  Значительное (больше 30°)  Правильно воспроизведена последовательность  больших  и маленьких элементов Неверно воспроизведена последовательность  элементов  1 0 1 0 1 0 1 0 Результат 5­6 баллов ­ графи  ческий навык у ребенка сформирован  достаточно хорошо;  ть некоторые трудности в выполнении  3­4 балла ­ у  графических движений,  ребенка ее  необходимы упражне ния для совершенствования слабо развитых  составляющих;  0­2 ба  т,ла ­ графический навык развит очень слабо,  ш серьезные трудности при обучении письму.  ВОЗМОЖ1  ЗАДАНИЕ 4 Цель. Выявление умения выбирать и выполнять операции сложения и вычитания, в соответствии   с   правильным   пониманием   текста   задачи   переходить   от   числа   к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов). Текст задания. «Здесь ты будешь выполнять задание (указываетсяместо}. Посмотри  на свои лист ки. Внимательно слушай, аккуратно выполняй задания: 1. На полянке играли три девочки и два мальчика. Сколько детей играло на  полянке? Нарисуй столько кружков, сколько детей на полянке. 2. В автобусе ехали шесть человек. На остановке вышли двое. Рядом с кругами  нарисуй столько квадратов, сколько человек осталось в автобусе». (Тексты задач можно повторить} Критерии оценки выполнения задания. 3 балла ­ верно выполнены обе задачи; 2 число кругов или квадратов неверное; 1 нет; балл ­ выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу  балла — одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но  ' О баллов ­ есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов  неверное. ЗАДАНИЕ 5 Цель. Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), проверка умения пересчитывать клеточки. Текст   задания.  «Здесь   ты   будешь   выполнять   задание  (указывается   место). Внимательно слушай и аккуратно выполняй задание. 1. Возьми красный карандаш, отсчитай от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрась красным карандашом. 2. Возьми синий карандаш. От красной клетки отступи вниз две клеточки и третью закрась. 3. Возьми зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну  от нее, закрась. 4. Возьми оранжевый карандаш. Отсчитай от зеленой клетки вверх пять клеток и  шестую закрась». Критерии оценки выполнения задания 3 2 1 направлении, счете, на чале отсчета; 0 баллов ­ задание не выполнено. В случае если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится минус. балла ­ все выполнено верно; балла ­ выполнено верно 2­3 пункта задания; балл ­ выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в  ЗАДАНИЕ 6 Цель. Выявление умения принимать задачу и понимать ее. Текст задания. «Раскрась картинку так же, как у меня». Ребенку предлагаются картинки, на которых изображены два одинаковых контурных рисунка, один из которых заранее раскрашен в нетрадиционные цвета: дерево ­ красное, небо ­ зеленое, солнце ­ синее.  После того как задание выполнено, ребенка просят проконтролировать себя, сказать, все ли правильно сделано и похожа ли картинка на образец. Критерии оценки выполнения задания 3 балла ­  высокий результат. Ребенок принимает и понимает задачу, справляется  с заданием полностью, аргументирует свои действия: «Здесь небо зеленое, и у меня тоже зеленое», ­ и т.д.; 2 цвета, не соответствующие эталону, но при проверке замечает свои ошибки; 1 Предметы раскрашены частично или полностью, но не в соответствии с эталоном. При оценке своих результатов рассуждает о целесообразности: "так не бывает"; О баллов ­ результат низкий. Ребенок не принимает и не понимает задачу, выполняет задание   неправильно,   раскрашивает   картинку   в   те   цвета,   которые   нравятся,   не замечает своих ошибок, даже если его спрашивают о каждом предмете в отдельности. балла ­ средний результат. Ребенок принимает, но не понимает задачу, использует  балл ­ результат ниже среднего. Ребенок не принимает, но понимает задачу. ЗАДАНИЕ 7 Цель. Выявление навыка чтения (способ, правильность, темп, осознанность,  выразительность). Текст задания. «Прочитай, пожалуйста, этот текст. Расскажи, о чем ты прочитал». Ребенку предлагают карточку с небольшим текстом, набранным крупными  печатными буквами. Оценка   результатов.  Дается   характеристика   всем   компонентам   навыка   чтения. Окончательное  суждение   о   сформированности   навыка   чтения   выносят   только   по совокупности данных по каждому из компонентов. Отсутствие навыка чтения не является основанием для отказа в зачислении ребенка в первый класс. ЗАДАНИЕ 8 Цель.   Обследование   сформированности   связной   речи   ребенка   (анализ   словаря, грамматического строя речи). Текст задания. «Посмотри на картинки. Подумай, что произошло, что было сначала, как развивались  события и чем все закончилось. Разложи картинки по порядку и составь рассказ». Ребенку предлагают серию картинок (три­четыре) с развивающимся сюжетом. Оценка   результатов.  Дается   характеристика   всем   компонентам   навыка   связной речи   (словарь,  словоизменение,  словообразование,  понимание,  звукопроизношение, самостоятельность речи и др.). Окончательное суждение о сформированности навыка связной   речи   выносят   только   на   основе   совокупных   данных   по   каждому   из компонентов. Низкий уровень навыка связной речи не является основанием для отказа в   зачислении   ребенка   в   первый   класс.   Родителям   необходимо   дать   рекомендации направить ребенка к логопеду или другим специалистам. Пока с ребенком проводится диагностическая работа, родители заполняют  анкету и бланк заявления. Степень психосоциальной зрелости (кругозор) ­ тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым. 1. Ребенок должен ответить на следующие вопросы: 2. Назови свои фамилию, имя, отчество. 3. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы. 4. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей? 5. У тебя есть брат, сестра? Кто старше? 6. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? 7. Сейчас утро или вечер (день или утро)? 8. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или  днем? 9. Что бывает раньше – обед или ужин? 10.Где ты живешь? Назови свой домашний адрес. 11.Кем работает твой папа, твоя мама? 12.Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш) 13.Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так  считаешь? 14.Когда можно кататься на санках – зимой или летом? 15.Почему снег бывает зимой, а не летом? 16.Что делает почтальон, врач, учитель? 17.Зачем в школе нужна парта, звонок? 18.Ты хочешь пойти в школу? 19.Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши? 20.Каких животных ты знаешь? 21.Каких птиц ты знаешь? 22.Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха  или у собаки? 23.Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух. 24.Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь? Оценка ответов: За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за  исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы  ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает  инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”,  “Папа работает на работе”.  К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так: №5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет ­1 балл, называет год с учетом  месяцев – 3 балла. №8 – за полный домашний адрес с названием города­ 2 балла, неполный – 1 балл. № 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл. № 22 – за правильный ответ ­2 балла. № 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в  №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к  обучению в школе.  Оценка результатов: ребенок получил 24­29 баллов, он считается школьно­зрелым,  20­24 – средне­зрелым, 15­20 – низкий уровень психосоциальной зрелости. Разделы программы: 1. Вводное занятие  Цель: установить атмосферу взаимного доверия между учителем и детьми, вызвать интерес к занятиям, настроить детей на познавательную активность. Упражнения:      Материалы: мяч, лист бумаги, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.   Путешествие по школе со сказочной Феей.  Знакомство с учителем.  «Это я».  Игры: «Мой портрет. Разрешите представиться».  2. Развитие познавательных процессов, двигательной активности и личностной сферы Цели: формирование   общеинтеллектуальных   умений   (операционного   анализа, снятие   характерных   для   адаптационного   периода,   тревожности,   робости, формирование учебных мотивов, адекватной самооценки;  развитие внимания, памяти, пространственного восприятия, мелкой моторики  сравнения, обобщения, выделение существенных признаков);   агрессивно­защитных реакций;    руки, коммуникативных способностей.  Игры   и   упражнения  [Андрющенко   Т.Ю.,   Карабекова   Н.В.  Коррекционно­ развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 2004] (см. Приложение 2):  «Живая   страница»,     «Говори   наоборот»,   «Третий   лишний»,   «Назови   одним  словом»,  «Единственное и множественное число», «Магазин», «Четвертый лишний», «Какой фигуры не стало» и др.  «Пиктограммы»,  «Разрезные открытки»,  «Закончи фразу»,  «Живая страница»  и др. [Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.]   Приложение 4)   «Черепашка», «Солнце», «Дождик», «Кулак – ребро – ладонь» и др.  Графические диктанты  (см. Приложение 1)   Комплекс   общеразвивающих   упражнений,   физкультурных   развлечений   и  подвижных   игр   [Никитин   Б.П.  Развивающие   игры.   –   М.:   Знание,   2004.] (см. Приложение 3)     школу».  Материалы: дидактический (раздаточный) материал, шаблоны, тетрадь в клеточку, простой и цветные карандаши, музыкальное сопровождение.   Рисование на тему  «Школа моей мечты»,  «Мое настроение»  Экскурсия по школе, по городу.  Просмотр   мультфильмов   «12   месяцев»,     «Маугли»,     «Чебурашка   идет   в «Моя   семья»,  «Мой   город»,   «Времена   года»,   «Кто   кем   будет?»  и   др.  (см. Упражнения   на   развитие   мелкой   моторики   «Разминка»,   «Шалун»,   «Зайка», 3. Заключительное занятие Цели:     Дети выполняют любимые упражнения, рисуют коллективный портрет «Волшебный мир». подведение итогов;  укрепить в детях веру в свои силы и возможности;  показать детям перспективы их дальнейшего развития и успехов; Тематический план Цель занятия Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения №  занятия Занятие 1 Занятие 2 Стимулирование   внутригруппового   общения,  развитие   зрительной   и   слуховой   памяти,  внимания,   координации движения и графических навыков  Занятие 3 Развитие межличностного общения в группе, внимания, умения классифицировать предметы по определенным признакам,  механической зрительной памяти, мышления и пополнение словарного запаса Занятие 4 Развитие общения в группе, наблюдательности, слуховой памяти Занятие 5 Развитие образно­логического мышления и речи, слуховой памяти, зрительной памяти Занятие 6 Развитие   внимания,   зрительной   памяти,   логического   мышления,   умения   классифицировать,   внутреннего планирования. Занятие 7 Развитие   речи,   мышления   и   памяти,   пространственной   ориентации   и   умения   действовать   по   правилам, пространственного ориентирования, расширение словарного запаса детей Занятие 8 Развитие   произвольного   внимания,   наблюдательности   и   внимательности,   логического   мышления,   смысловой, зрительной и ассоциативной памяти Занятие 9 Развитие речи и мышления, зрительной памяти, сообразительности, речи и запаса знаний об окружающем мире  Занятие 10 Развитие зрительного восприятия, внимания, речи и вербального мышления, зрительно­слуховой и ассоциативной памяти Занятие 11 Занятие 12 Занятие 13 Занятие 14 Занятие 15 Занятие 16 Развитие мышления, речи и воображения, зрительно­ассоциативной памяти, коммуникативных способностей Развитие воображения, приемов последовательного запоминания слов, самоконтроля, внимания Развитие внимания, мышления и воображения, скорости  мышления Развитие активного внимания, памяти, сообразительности, логического мышления, речи, воображения Развитие внимания, пространственного воображения, мышления, памяти, способности к сосредоточению Развитие воображения, творческого мышления, наблюдательности, произвольного внимания, самоорганизации. К концу курса: Требования Организационные  умения Информационные  умения Познавательная  сфера Эмоционально­ волевая сфера Подготовка  к школе. Осознавать задачу и  пытаться решить ее в  группе с помощью  взрослого. Выделять новую  информацию (это я не знал раньше) и  соотносить ее с  Действовать по  образцу. Проводить  наблюдение и делать  выводы совместно со  Умение общаться  со своими  сверстниками и со взрослыми. Умение  сдерживать себя;  развивать  самоконтроль и имеющейся  информацией взрослым. саморегуляцию. Методическое обеспечение программы Приведенные   ниже   задания,   составляющие   основу   программы «Солнышко»   для   дошкольников,   классифицированы   по   основным  направлениям   программы.   Все   познавательные   процессы   (восприятие, мышление, память и т.д.) не существуют в «чистом» виде, а представляют собой   единую   систему   и   развиваются,   следовательно,   в   комплексе. Например,   упражнение «Графический диктант», отнесенное в силу своей специфики   к   заданиям   на   развитие   пространственной   ориентировки, эффективно   способствует   также   развитию   внимания,   памяти, самоконтроля, функций мелкой моторики руки, а игра «Угадай слово» при своей выраженной логической направленности требует от учащихся также концентрации   внимания   и   стимулирует   развитие   памяти. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Форма   проведения   занятий   разнообразна:   использование   на   занятиях экскурсий, развивающих игр и упражнений, творческих мастерских, тестов. Оказывает   благотворительное   влияние   на   развитие   не   только познавательная,   но   личностно­мотивационная   сферы   учащихся. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени   способствует   развитию   учебной   мотивации,   что   является необходимым условием эффективной адаптации дошкольника к условиям новой   для   него   среды   и   успешного   протекания   всей   последующей деятельности. Схема составления психолого­педагогической характеристики ребенка для поступления в школу. Типологические особенности:  1. Активный, подвижный, вялый, инертный, медлительный. Возбудимый,  неуравновешенный, спокойный, уравновешенный, заторможенный,  плаксивый. 2. Быстрота реакции на словесные раздражители, переключаемость. 3. Преобладающее настроение – жизнерадостное, подавленное, без особого  оттенка. Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня. 4. Проявляет ли настойчивость при встречающихся трудностях или  отступает перед ними. Обращается ли за помощью и использует ли ее. Характерологические особенности: 1. Общительность, замкнутость. Легко вступает в контакт, правильно  воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя, контакт и общение затруднены, понимание и реагирование на ситуацию не всегда  или не совсем адекватны, плохо вступает в контакт, испытывает  затруднение в общении, понимании ситуации. 2. Отношение к товарищам – дружелюбие, негативизм, доброта, грубость и  проч. 3. Отношение к лидерству – стремление к первенству, признают ли за  лидера другие. Проявляет ли организаторские способности, инициативу. 4. Отношение к взрослым. Отношение к поручениям, поощрениям,  порицаниям. 5. Каким видам деятельности отдает предпочтение. 6. Активность речевого общения – соответствует возрасту, повышена,  снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому  общению. 7. Поведение организовано, иногда не регулирует свое поведение,  необходим постоянный внешний контроль. Психологические особенности: 1. Слуховое запоминание, зрительное запоминание, тактильное  запоминание. Запоминает быстро или медленно, с трудом, переход в  долговременную память, объем оперативной памяти достаточный,  ограниченный, низкий. 2. Устойчивость внимания – способен к длительному сосредоточению или  быстро отвлекается. Характер отвлечения – отвлекается на раздражители,  в отсутствие внешних раздражителей. 3. Переключаемость внимания – легкая, быстрая, замедленная,  затрудненная. 4. Распределение внимания – достаточное, затруднено. 5. Общий уровень развития внимания – соответствует возрасту, низкий, не  сформировано. Уровень развития мыслительной деятельности: 1. Способность к сравнению, классификации, обобщению, умение выделить  существенный признак предметов, явлений.   2. умение использовать приемы для запоминания – опосредованность,  группировку, ассоциации. Развитие сенсорных функций: 1. Состояние анализаторов, наличие обобщающих представлений о форме,  величине, цвете, понятие относительности – соответствует возрасту, не  сформировано, нарушено.  Развитие воображения:  1. Яркость, живость, богатство фантазии, способность к оперированию  образами, в каких видах деятельности проявляется (музыка,  изодеятельность, математика, физкультура, речь, конструирование и т.п.) –  соответствует возрасту, чрезмерно, слабость процессов воображения. Вербальная часть: 1. Понимание рассказов со скрытым смыслом. 2. Парные аналогии. 3. Сюжетное рассказывание – номинативная и коммуникативная функции  речи. 4. Умение работать в режиме диалога. 5. Речевая деятельность – адекватна ситуации и возрасту, чрезмерная,  трудности инициации речевого высказывания, эмоциональная  неадекватность, проблемы развернутой речи, трудности  звукопроизношения, наличие заикания,  речевых штампов и т.д. Работоспособность на занятиях:  1. Отношение активное, заинтересованное, безразличное. 2. Во время занятий сосредоточен или часто отвлекается. 3. Быстро или медленно включается в работу. 4. Темп работы быстрый, средний, медленный. Причины замедленного  темпа работы – обдумывание, тщательность выполнения, снижение  психической активности – вялость, заторможенность, отвлекаемость и т.д. 5. Утомление проявляется в замедлении темпа, ухудшении качества или в  полном прекращении работы. 6. Субъективные и объективные признаки утомления – жалобы на  усталость, головную боль, вялость, сонливость, отвлекаемость пр. 7. Спад работоспособности в середине занятия, в конце занятия. 8. Умение следовать инструкции, способность удержания инструкции по  длительности. Произвольность деятельности: 1. Удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные  средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца. 2. В процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает  только при психологической поддержке, нуждается в частом ободрении. 3. Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия задачи  теряются, результат не проверяется, из­за трудностей прерывает  деятельность, помощь малоэффективна. Проводимая работа с ребенком: 1. Проводилась развивающе­коррекционная, сопровождающая работа на  протяжении какого времени, вид (по формированию пространственных  представлений, развитию познавательных процессов, эмоциональному  воспитанию и т.д.) рекомендации для дальнейшей работы (по  необходимости). 2. Результаты, ее успешность, формирование навыков – по возрасту, с  трудом, отсроченное. 3. Работа с родителями, семьей – отношение родителей, успешность,  систематичность и т.д Анкета для родителей Уважаемые родители! Будем вам очень признательны за ответы на  наши вопросы. 1.Фамилия, имя, дата рождения ребенка________________________________ 2.Чем интересуется ваш ребенок?_____________________________________ 3. Допишите предложения: Мой ребенок_____________________________________________________ Мой ребенок любит________________________________________________ Мой ребенок хочет_________________________________________________ Меня беспокоит__________________________________________________ Мне нравится____________________________________________________ 4. Из предлагаемых ниже задач отметьте четыре наиболее актуальных для вашего ребенка: • приобретение необходимой суммы знаний; • комфортное эмоциональное состояние; • чувство уверенности в своих силах; • умение высказать свою точку зрения; • умение самостоятельно нестандартно мыслить; • умение находить контакт и взаимодействие с окружающими; • умение точно выполнить поставленную задачу; • умение фантазировать, творческая активность; • умение учиться; • желание познавать новое, развитие познавательного интереса. 5. С какими психологическими особенностями вы сталкивались при  повседневном общении с ребенком? • Повышенная чувствительность к происходящему с ним; • повышенная тревожность, боязнь новых людей, событий; • повышенная чувствительность к прикосновениям, гипертонус; • повышенная ранимость, обидчивость; • неумение сопереживать; • отсутствие эмоционального отклика на происходящее с ним; • повышенная двигательная активность; • быстрая утомляемость; • пассивность. 6. Что вас особенно беспокоит в вашем ребенке?___________________ 7. Разрешаете ли вы психологу работать с вашим ребенком?__ Благодарим за помощь! Подпись Ориентационный тест школьной зрелости Керна ­ Йирасика выявляет   общий   уровень   психического   развития,   уровень   развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности. Тест состоит из 4­х частей:  тест “Рисунок человека”(мужской фигуры);  копирование фразы из письменных букв;  срисовывание точек;  опросник.  Тест “Рисунок человека” Задание “Здесь (показывается, где) нарисуй какого­либо дядю, как ты умеешь”. Во  время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать  уши”), взрослый молча наблюдает.  Оценивание 1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть  голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она  не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове –  волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки  имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки  как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.  2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа  рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не  нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано. 3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги  нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы,  одежда, пальцы на руках, ступни на ногах. 4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не  прорисованы, могут быть в виде одной линии. 5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей;  каракули.  Копирование фразы из письменных букв Задание “Посмотри, здесь что­то написано. Попробуй переписать так же здесь  (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.  На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная: Он ел суп. Оценивание 1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть  несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза  состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно  небольшое отклонение от горизонтали).  2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное  положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может  уходить вверх или вниз). 3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.  4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка. 5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.  Срисовывание точек Задание “Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.  В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по  вертикали и по горизонтали.  Оценивание 1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения  от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение. 2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу,  допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между  ними; точки могут быть заменены кружками. 3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не  превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не  соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7;  допустим разворот рисунка даже на 180 градусов. 4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу. 5 баллов: каракули, чирканье.  После оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок  набрал в сумме по всем трем заданиям: 3­6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе; 7­12 баллов – средний уровень; 13 ­15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в  дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.  ОПРОСНИК Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных   качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так:  “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если  ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими  наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем  суммируются.  Какое животное больше – лошадь или собака?(лошадь = 0  баллов;неправильный ответ = ­5 баллов) Утром мы завтракаем, а днем...(обедаем, едим суп, мясо = 0;ужинаем,  спим и другие неправильные ответы = ­3 балла) Днем светло, а ночью...(темно = 0;неправильный ответ = ­4) Небо голубое, а трава ...(зеленая = 0;неправильный ответ = ­4) Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?(фрукты = 1; неправильный  ответ = ­1) Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?(чтобы поезд  не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. =  0;неправильный ответ = ­1) Что такое Москва, Одесса, Санкт­Петербург? (назвать любые города) (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = ­1) Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных) (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3;не знает часов = 0) Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая  овечка – это...?(щенок, ягненок = 4;только один правильный ответ =  0;неправильный ответ = ­1) Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего? (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно  одного подобия) = 0;на кошку без объяснения = ­1 на курицу = ­3) Почему во всех автомобилях тормоза?(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1;одна причина = 0;неправильный ответ = ­1) Чем похожи друг на друга молоток и топор?(два общих признака: они из  дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть  рукоятки и т.д. = 3;одно подобие = 2; неправильный ответ = 0) Чем похожи друг на друга кошка и белка?(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они  могут лазить по деревьям и т.д. = 3;одно подобие = 2;неправильный ответ = 0) Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они  лежали перед тобой на столе? (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0) Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание ­ это... (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0) Какие ты знаешь транспортные средства? (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с  самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные  средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0) Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними  разница? (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит,  часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0 Почему люди занимаются спортом?  (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были  толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что­то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) =  0) Почему это плохо, когда кто­то отклоняется от работы? (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто­ то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0) Почему на письмо нужно наклеивать марку? (так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0) Суммируем баллы. Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор). Сумма от + 14 до 23 – выше среднего. Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта. От ­1 до – 10 – ниже среднего. От – 11 и меньше – низкий показатель. Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего,  необходимо дополнительное обследование нервно­психического развития  ребенка. Литература: 1. Список литературы, необходимой учителю и учащимся для её освоения: 2. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – 3. М.: Дрофа, 2000  Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2000  4. Коноваленко С.В.  Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М., 2000  5. Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. – М.: Эйдос, 2001.  6. Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 2001.  7. Тушканова О.И.  Подготовка к школе: развитие памяти. – Волгоград, 2004.  8. Черемошкина Л.В.  Развитие внимания детей. – Ярославль: Академия развития, 2003.  9. Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002.  10. Список литературы, использованной при составлении программы.  11. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционно­развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 2004.  12. Белая   А.Е.  Пальчиковые   игры   для   развития   речи   дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.  13. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Знание, 2004.  1. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной  педагогики (Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой) М. 1980  2. Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод. указания / Ин­т  "Открытое о­во"; Сост. Ю.В. Филиппова. ­ Ярославль, 2003.  3. Н.И.Гуткина Психологическая готовность к школе. (4 издание) Изд.Питер,  2004. 4. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. Челябинск: Изд­во ЮУрГУ, 2000. 5. Справочник дошкольного психолога.  под. Ред .Г.А.Широкова Ростов­на­ Дону, Феникс, 2007. 6. Безруких М.М. «Ступеньки к школе» Москва, Дрофа, 2002. 7. Гленн Доман "Гармоничное развитие ребенка" Москва, Аквариум ЛТД,  1996

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе «Солнышко»

Программа подготовки дошкольников к школе  «Солнышко»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018