Программа практики «Ознакомительная практика» /сост. Т.А. Магсумов. – Набережные Челны: НГПУ, 2019. – 11 с.
Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «История и Обществознание» утвержденного приказом Минобрнауки РФ от «22» февраля 2018 г. № 125.
Б2.О.01(У) Ознакомительная практика_РПП.doc
Министерство науки и высшего образования РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Набережночелнинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «НГПУ»)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
___________ А.М. Гайфутдинов
(подпись, расшифровка подписи)
«____»______________20__г.
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Ознакомительная практика
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(код) (наименование направления подготовки)
по направлению подготовки
профили История и Обществознание
(профиль)
____________________бакалавр_____________________
(наименование квалификации)
вид практики учебная
Набережные Челны,
2019 г. Программа практики «Ознакомительная практика»
/сост. Т.А. Магсумов. –
Набережные Челны: НГПУ, 2019. – 11 с.
Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое
образование (с двумя профилями подготовки) профили «История и Обществознание»
утвержденного приказом Минобрнауки РФ от «22» февраля 2018 г. № 125.
Составитель ____________________ Т.А. Магсумов
05 июня 2019 г. (подпись)
Программа практики одобрена на заседании кафедры Педагогики и
психологии им. З. Т. Шарафутдинова
протокол № ____ от «___» __________ 20___г.
Заведующий
кафедрой ПиП ___________________И.Н. Федекин __________________________
подпись расшифровка подписи дата
Директор библиотеки _________________М.Б. Ларионова ________________________
подпись расшифровка подписи дата
Магсумов Т.А., 2019
НГПУ, 2019
Содержание
Общие положения ………………………………………………………..
Вид практики, способ и форма (формы) ее проведения………………
Планируемые результаты обучения при прохождении практики……..
Место практики в структуре образовательной программы……………...
Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в
неделях либо в академических или астрономических часах…………
Содержание практики……………………………………….……………..
Формы отчетности по практике…………………………………………...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
обучающихся по практике…………………………………………………
Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет»,
необходимых для проведения практики…………………………………
Перечень информационных технологий, используемых при проведении
практики, включая перечень программного обеспечения…
Описание материальнотехнической базы,
необходимой для
проведения практики……………………………………………………….
Организация практик для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (при наличии)
4
4
5
5
6
6
8
9
9
10
10
11
3 1. Общие положения
Практика обучающихся является составной частью образовательной программы.
Система практического обучения способствует овладению предметными знаниями и
умениями, развитию мотивации к профессиональной деятельности. Кроме того, она
позволяет обучающемуся попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться
применять теоретические знания, полученные в ходе лекционных и практических
занятий.
Практика организуется и проводится с целью приобретения и
совершенствования практических навыков в выполнении обязанностей по должностному
предназначению, углубления и закрепления полученных знаний, умений и навыков.
Практика – особый вид деятельности, непосредственно ориентированный на
профессиональнопрактическую подготовку бакалавров.
Характеристика профессиональной деятельности
Области профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности,
в которых обучающиеся, осваивающих программу бакалавриата, могут осуществлять
профессиональную деятельность: 01 Образование и наука (в сфере основного общего,
среднего общего образования).
Объекты профессиональной деятельности – образовательный процесс в ООО, СОО.
Типы задач профессиональной деятельности
В рамках освоения программы бакалавриата обучающиеся готовятся к решению
задач профессиональной деятельности педагогического типа.
Целью учебной практики «Ознакомительная практика» является получение
первичных профессиональных умений и навыков путем погружения в профессиональную
среду, формирование способностей управлять своим временем, выстраивать и
реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей
жизни, осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными
правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.
Задачами учебной практики «Ознакомительная практика», в соответствии с
трудовыми функциями определенными профессиональным стандартом «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего,
среднего общего образования (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда
России от 18.10.2013 г. № 544н, являются:
1. осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов основного общего, среднего
общего образования;
2. ознакомление с нормативными документами по вопросам обучения и воспитания
формирование умения определять свои личные ресурсы, возможности и
ограничения для достижения поставленной цели;
детей и молодежи;
3.
4.
формирование умения создавать и достраивать индивидуальную траекторию
саморазвития при получении основного и дополнительного образования;
5.
формирование умения рационального распределения временных и
информационных ресурсов;
4 6.
формирование умения обобщать и транслировать свои индивидуальные
достижения на пути реализации задач саморазвития;
7.
ознакомление с нормативноправовыми актами в сфере образования и
нормами профессиональной этики;
2. Вид практики, способ и форма (формы) ее проведения.
2.1 Вид практики: учебная.
2.2 Способы проведения: стационарная, выездная.
2.3 Форма проведения практики: непрерывная.
3 Планируемые результаты обучения при прохождении практики
Практика направлена на формирование следующих компетенций выпускника:
УК6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать
траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.
Индикаторы достижения компетенций:
УК6.1 Определяет свои личные ресурсы, возможности и ограничения для
достижения поставленной цели.
УК6.2 Создает и достраивает индивидуальную траекторию саморазвития при
получении основного и дополнительного образования.
УК6.3 Владеет умением рационального распределения временных и
информационных ресурсов.
УК6.4 Умеет обобщать и транслировать свои индивидуальные достижения на пути
реализации задач саморазвития.
ОПК1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с
нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной
этики.
Индикаторы достижения компетенций:
ОПК1.1 Демонстрирует знания нормативноправовых актов в сфере образования и
норм профессиональной этики.
ОПК1.2 Строит образовательные отношения в соответствии с правовыми и
этическими нормами профессиональной деятельности.
В результате прохождения практики обучающиеся должны:
Знать: нормативноправовые акты в сфере образования и нормы профессиональной
этики.
Уметь: строить образовательные отношения в соответствии с правовыми и
этическими нормами профессиональной деятельности; определять свои личные ресурсы,
возможности и ограничения для достижения поставленной цели; создавать и достраивать
индивидуальную траекторию саморазвития при получении основного и дополнительного
образования; обобщать и транслировать свои индивидуальные достижения на пути
реализации задач саморазвития.
Владеть: умением рационального распределения временных и информационных
ресурсов.
4. Место практики в структуре образовательной программы
4.1 Требования к предварительной подготовке обучающегося
Для прохождения учебной практики «Ознакомительная практика» обучающиеся
используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные
5 на предыдущем уровне образования.
4.2
Дисциплины и практики, для которых необходимо прохождение данного
типа практики
Проведение учебной практики «Ознакомительная практика»является необходимой
для изучения дисциплин: «Правоведение», «Образовательное право», «Организация
дополнительного образования (по первому профилю) Архивное дело в практике
краеведческой работы», «Организация внеучебной деятельности», «Организация
дополнительного образования (по второму профилю) Музейное дело в практике
культурнопросветительской работы», «Экономика», для выполнения курсовых работ
«Курсовая работа по истории России», «Курсовая работа по Всеобщей истории»,
«Курсовая работа по обществознанию», а также для прохождения практик «Практика по
воспитательной работе», «Педагогическая практика», «Культурнопросветительская
практика», для прохождения государственной итоговой аттестации в формах «Выполнение
и защита выпускной квалификационной работы», «Подготовка к сдаче и сдача
государственного экзамена».
5. Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях
либо в академических или астрономических часах
Практика проводится во 2 семестре 1 курса.
Общая трудоёмкость практики составляет 3 зачётных единицы, 108 часов,
продолжительность 2 недели, 2 часа контактной работы.
Форма промежуточной аттестации по практике – зачет с оценкой.
6. Содержание практики
№
п/п
Разделы (этапы)
практики
Виды деятельности на
практике, включая
самостоятельную работу
обучающихся
Трудоемк
Отчетные материалы
ость в
часах
1
2
Подготовительный
Ознакомитель
ный
1. Ознакомление с целями и
задачами практики, участие в
работе
установочной
конференции.
2. Вводный инструктаж по ТБ,
ознакомление с общими
правилами
внутреннего
распорядка.
1. Знакомство с организацией
базой
ее
руководством и руководителем
практики от образовательной
организации.
2. Ознакомление с нормативно
правовыми
актами,
регулирующими деятельность
образовательной организации
базы практики, в том числе с
актами,
регламентирующими
практики,
4
36
в
1.Участие
конференции
2. Лист инструктажа
по ТБ (для учебной
группы)
Краткая
Сведения об
1.
организациибазе
практики.
2.
характеристика
федерального
государственного
образовательного
стандарта основного
общего или среднего
общего образования
6 образовательные отношения.
истории
Составление
списка
учебно
изданий,
учителем
1.
Участие в работе
методического объединения
учителей
и
обществознания, ознакомление
с планом работы школьного
объединения, рассматриваемых
на
заседаниях вопросах,
предлагаемых путях решения
вопросов,
проблемных
актуальностью
решаемых
проблем.
2.
аннотированного
учебных
и
методических
используемых
истории и обществознания.
3. Законспектировать статью из
научного журнала (журнал по
выбору обучающегося) по
проблематике
построения
индивидуальных
образовательных траекторий
(маршрутов) обучающихся.
1.
своих
индивидуальных достижений
на пути реализации задач
саморазвития:
подготовка
отчета по итогам практики,
анализ
и корректировка
отчетной документации.
1.
конференции:
своих
достижений
реализации
саморазвития.
2. Сдача отчета и отчетной
документации.
Участие в итоговой
трансляция
индивидуальных
пути
задач
Обобщение
на
48
1. Дневник практики
2. Аннотированный
список учебных и
учебно
методических
изданий,
используемых
учителем истории и
обществознания.
3. Конспект научной
статьи.
12
Написание отчета
8
Доклад, презентация
7
3
Основной
4
Аналитический
5
Заключительный ИТОГО
108
Руководитель практики от профильной организации:
несет ответственность за проведение практики в профильной организации;
соблюдает согласованные с Университетом календарные графики прохождения
практики;
согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты
практики;
предоставляет обучающимся возможность пользоваться лабораториями,
кабинетами, мастерскими, технической и другой документацией, имеющейся учебной,
научной, технической и другой профессиональноориентированной литературой,
библиотекой;
предоставляет обучающимся право ознакомления с документами, не
составляющими служебной и коммерческой тайны;
проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны
труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего
трудового распорядка;
несет полную ответственность за несчастные случаи с обучающимися,
проходящими практику в организации;
обеспечивает и контролирует соблюдение обучающимися правил внутреннего
трудового распорядка, установленных в данной организации;
дает отзыв обучающимся по итогам практики, содержащие данные о выполнении
обучающимися программы практики и индивидуальных заданий, об отношении
обучающихся к выполнению должностных обязанностей.
Руководитель практики от организации:
составляет рабочий график (план) проведения практики;
разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период
практики;
участвует в распределении обучающихся по рабочим местам и видам работ в
организации;
осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и
соответствием ее содержания требованиям, установленным ОПОП ВО;
оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими
индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к выпускной квалификационной
работе в ходе преддипломной практики;
оценивает результаты прохождения практики обучающимися.
7. Формы отчетности по практике
Основной итог практики (указывается вид практики согласно учебному плану) –
это выполнение календарного графика ее прохождения и составление отчета.
По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру (руководителю
практики от университета):
1. Дневник практики – с момента прибытия и до конца пребывания на практике
обучающийся обязан вести «Дневник практики», который является составной частью
отчета о практике и используется при его написании. В дневник практики необходимо
ежедневно записывать краткие сведения о проделанной в течение дня работе. В дневнике
необходимо также отразить встретившиеся в работе затруднения, их характер, какие меры
8 были приняты для их устранения. Записи о выполняемой работе должны быть
конкретными. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью
руководителя профильной организации и печатью.
В дневнике руководитель практики дает отзыв о прохождении практики
(выполнении программы практики, отношении к порученной работе, собранных
материалах) и выставляет оценку за практику.
2. Индивидуальное задание – определяется руководителем практики от
университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации.
Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и
подписывается руководителем практики от университета, руководителем от профильной
организации, и обучающимся.
Методика выполнения индивидуальных заданий определяется руководителем
практики. Для успешного выполнения индивидуального задания по практике обучающиеся
должны использовать все возможности осуществления сбора, систематизации, обработки и
анализа информации, статистических данных и т.п. материалов.
Задание должно быть составлено так, чтобы выполнение его расширяло кругозор
обучающегося, требовало от него применения на практике полученных в университете
теоретических знаний в решении реальных задач. Желательно, чтобы оно содержало
элементы исследования.
Результаты работы,
представляются в виде отчета.
заданием на практику.
выполненной в процессе прохождения практики,
Содержание отчета определяется индивидуальным
3. Отзыв руководителя практики от профильной организации о работе
обучающегося в период практики с оценкой уровня и оперативности выполнения им
заданий по практике, отношения к выполнению программы практики в которой
указываются виды, объем и качество выполнения работ обучающимся, отношение
обучающегося к работе, дисциплинированность, теоретическая подготовка и полученные
практические умения и навыки. Отзыв должен быть заверен подписью руководителя
практики от профильной организации и печатью.
4. Отчет обучающегося по практике – отражает решение предусмотренных
программой практики задач. Отчёт составляется индивидуально каждым обучающимся и
должен отражать его деятельность в период практики. В отчете обобщаются результаты
проделанной работы, делаются выводы и предложения по совершенствованию практики.
Письменный отчёт по практике содержит:
место и время прохождения практики;
описание выполненной работы по отдельным разделам с указанием объема работы;
анализ наиболее сложных и интересных дел, изученных обучающимся на практике;
знания и навыки, приобретенные обучающимся на практике;
указания на затруднения, которые встретились при прохождении практики.
К защите допускаются обучающиеся, выполнившие программу практики,
написавшие отчет и подготовившие презентацию. Защита отчета по практике проводится в
установленные сроки на итоговой конференции.
Результат защиты практики учитывается наравне с экзаменационными оценками по
теоретическим курсам, проставляется в зачетную книжку и аттестационную ведомость, и
учитывается при подведении итогов общей успеваемости обучающихся.
При неудовлетворительной оценке обучающемуся назначается срок для повторной
защиты отчета по практике. При невыполнении обучающимся программы практики он
должен пройти её повторно или отчисляется из вуза.
Форма, примерное содержание и структура дневника прохождения практики,
9 структура письменного отчёта определяются выпускающей кафедрой.
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
обучающихся по практике (представлен в приложении 1)
9. Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для
проведения практики
а) основная литература
1. Старикова, Л. Д. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для
вузов / Л. Д. Старикова, М. Л. Вайнштейн. — 2е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2019. — 125 с. — (Университеты России). — ISBN 978553407379
9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio
online.ru/bcode/434153 (дата обращения: 15.07.2019).
б) дополнительная литература:
1. Менеджмент в образовании : учебник и практикум для бакалавриата и
магистратуры / С. Ю. Трапицын [и др.] ; под редакцией С. Ю. Трапицына. — Москва :
Издательство Юрайт, 2019. — 413 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). —
ISBN 9785534003642. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://biblioonline.ru/bcode/433372(дата обращения: 15.07.2019).
2. Педагогические технологии в 3 ч. Часть 2. Организация деятельности : учебник и
практикум для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.] ; под редакцией Л.
В. Байбородовой. — 2е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. —
234 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 9785534063257. — Текст : электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblioonline.ru/bcode/441783 (дата обращения:
15.07.2019).
3. Образовательное право : учебник для академического бакалавриата / А. И.
Рожков [и др.] ; под общей редакцией А. И. Рожкова. — 3е изд., перераб. и доп. — Москва
: Издательство Юрайт, 2019. — 349 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 9785
534087093. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio
online.ru/bcode/433082 (дата обращения: 15.07.2019).
в) ресурсы сети «Интернет».
1.
Образовательный интернетпроект в России «Инфоурок»: [сайт]. – Москва,
2.
2015 – . – URL: https://infourok.ru/ (дата обращения: 13.02.2019). – Текст: электронный.
Педагогическая библиотека: сайт. – Москва, 1990. – . – URL: http://pedlib.ru/
(дата обращения: 13.02.2019). – Режим доступа: для авторизированных пользователей. –
Текст: электронный.
3.
Российское образование: федеральный образовательный портал: [сайт]. –
Москва. Обновляется в течение суток. – URL: http://www.edu.ru/ (дата обращения:
13.02.2019). – Текст: электронный.
10. Перечень информационных технологий, используемых при проведении
практики, включая перечень программного обеспечения и информационных
справочных систем
При проведении производственной практики «Преддипломная практика»
используется следующее программное обеспечение:
10 1. Microsoft Office Professional Plus 2007
2. Windows Professional 7 Russian Upgrade OLP
http://www.garant.ru/ – (дата обращения: 13.02.2019).
Информационные справочные системы:
1. Информационная правовая система Гарант: [сайт]. – Москва, 2003 – . – URL:
2. Национальная электронная библиотека (НЭБ). URL: https://нэб.рф/ – (дата
обращения: 13.02.2019). – Режим обращения: для зарегистрир. пользователей. – Текст:
электронный.
3. eLIBRARY.RU : научная электронная библиотека : сайт. – Москва, 2000 – . –
https://elibrary.ru – (дата обращения: 13.02.2019). – Режим обращения: для
URL:
зарегистрир. пользователей. – Текст: электронный.
4. Электроннобиблиотечная система (ЭБС) IPRbooks. URL: www.iprbookshop.ru
– (дата обращения: 13.02.2019). – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст:
электронный.
5. Электронная библиотека Юрайт.
https://biblioonline.ru/ – (дата
обращения: 13.02.2019). – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст:
электронный.
URL:
11. Описание материальнотехнической базы, необходимой для проведения
практики
Практика организуется в закрепленных за педагогическим университетом базовых
муниципальных образовательных организациях на основе договоров о проведении практики
между ФГБОУ ВО НГПУ и этими организациями.
При прохождении практики в профильной организации обучающимся
предоставляется возможность пользоваться кабинетами, библиотекой, педагогической,
психологической и другой документацией в подразделениях организации, необходимыми
для успешного освоения обучающимися программы практики и выполнения ими
индивидуальных заданий.
Каждый обучающийся обеспечен доступом к электроннобиблиотечной системе
(электронной библиотеке) университета, которая содержит различные издания по
основным изучаемым дисциплинам и сформирована по согласованию с
правообладателями учебной и учебнометодической литературы.
Электронно
библиотечной система (электронная библиотека) университета обеспечивает
возможность индивидуального доступа каждого обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к сети Интернет.
Место прохождения практики соответствует действующим санитарно
эпидемиологическим требованиям, противопожарным правилам и нормам охраны здоровья
обучающихся.
Помещение для самостоятельной работы обучающихся в НГПУ (читальный зал
библиотеки, центр информационных технологий), оснащенный компьютерной техникой с
подключением к сети "Интернет" и с доступом в электронную информационно
образовательную среду организации.
Оборудованные аудитории в школе: специально оборудованные аудитории с
мультимедийным проектором и экраном или интерактивной доской.
Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения: персональные
компьютеры; локальное сетевое оборудование, выход в сеть Интернет, мультимедиа
проектор и экран, интерактивные доски, сканер, принтер, оборудование для
воспроизводства аудио и видеоинформации.
11 Наглядные пособия – комплекты учебных картин, слайдов, видеофильмы,
презентации.
12. Организация практик для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (при наличии)
Образовательные организации, являющиеся базами проведения практик, оснащены
пандусами и лифтом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и в
частности, заболеваниями опорнодвигательного аппарата.
В случае заболеваний, связанных с органами зрения, во избежание дополнительной
нагрузки при подготовке отчетной документации обучающимся предоставляется
возможность в качестве портфолио предоставить видеоотчет, сделанный с помощью
сокурсников, а также выступить на итоговой конференции в устной форме.
12
Программа практики «Ознакомительная практика»
Программа практики «Ознакомительная практика»
Программа практики «Ознакомительная практика»
Программа практики «Ознакомительная практика»
Программа практики «Ознакомительная практика»
Программа практики «Ознакомительная практика»
Программа практики «Ознакомительная практика»
Программа практики «Ознакомительная практика»
Программа практики «Ознакомительная практика»
Программа практики «Ознакомительная практика»
Программа практики «Ознакомительная практика»
Программа практики «Ознакомительная практика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.