Программа прикладного курса "Биотехнологии и безопасная среда"
Оценка 4.8
Научные работы
docx
биология
10 кл—11 кл
10.04.2018
Программа прикладного курса "Биотехнологии и безопасная среда" предназначена для дополнительного и углубленного изучения базового предметного образования по биологии в общеобразовательной школе.
Программа курса, опираясь на знания учащихся о вирусах, бактериях, генной инженерии и др. включает новые научные знания, вызывая познавательный интерес к предмету.
Освоение разделов программы предлагает сочетание теории и практики обобщение результатов и выводов. Курс рассчитан на 34 учебных часа
образец книжки (1) - копия.docx
СолтүстікҚазақстан облысы
Тайынша ауданы
Тайынша қаласы
№4 орта мектебі
СевероКазахстанская область
Тайыншинский район
КГУ « Средняя школа № 4
г. Тайынша»
ПРОГРАММА
прикладного курса по биологии
«Биотехнология и безопасная среда»
11 класс 2017ж.
Программа прикладного курса по биологии «Биотехнология и
безопасная среда» для 11 класса естественноматематического
направления
Составитель: Солонарь А.А.
«Биотехнология и безопасная среда». Данная программа
предназначена для дополнительного и углубленного изучения
базового предметного образования по биологии в
общеобразовательной школе.
Программа курса, опираясь на знания учащихся о вирусах,
бактериях, генной инженерии и др. включает новые научные
знания, вызывая познавательный интерес к предмету.
Освоение разделов программы предлагает сочетание теории и
практики обобщение результатов и выводов.
\ Келісемін
Согласовано
С районным метод.
Кабинетом
Зав РМК
Бекітемін
Утверждаю
Директор СШ №4
г.Тайынша
Килыбаева А.Д.
Қаралды
Рассмотрено на
Заседании МО
Протокол №
Зам.дир. по УР
Лепешкина В.В.
«___»______2017г.
«___»______2017г.
«___»_______2017г.
ПРОГРАММА
прикладного курса по биологии
«Биотехнология и безопасная среда»
11 класс Пояснительная записка
11 класс
Биотехнология – это наука о методах и технологиях производства
различных веществ и продуктов с использованием природных
биологических объектов и процессов. Люди с древнейших времен
выступали в роли биотехнологов: пекли хлеб, варили пиво, получали
молочнокислые продукты, вино. При этом они использовали различные
микроорганизмы, даже не подозревая об их существовании. Сегодня
биотехнология – это интегральная наука, определяющая научно
технический прогресс. Биотехнология – единственная дисциплина,
объединяющая фундаментальную и прикладную науку, а также
производство.
В 21 веке получение огромного числа продуктов с помощью специально
сконструированных живых организмов будет наиболее дешёвым и
экологически безопасным способом производства большинства
лекарств, пищевых компонентов, ряда химических веществ, в том числе
имеющих массовое бытовое применение.
В глобальном масштабе биотехнологии должны обеспечить постепенный
переход к использованию возобновляемых природных ресурсов,
включая использование солнечной энергии для получения водородного
и жидкого углеводородного топлива. Биотехнологические методы
открывают новые возможности в таких областях, как добыча полезных
ископаемых, утилизация отходов и защита среды обитания. Этот ряд
вопросов, которые исследуются в современной науке и широко освещаются в средствах массовой информации (например,
клонирование), включены в содержание курса.
Прикладной курс предназначен для учащихся 11 классов. Его изучение
поможет проверить целесообразность выбора профиля и
профессиональной деятельности выпускника школы. Курс опирается на
знания и умения,
полученные учащимися при изучении биологии, так же реализуются
межпредметные связи с химией.
Основной целью курса является создание условий для развития
творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять
свои знания через содержание курса и применение новых
педагогических технологий.
Цели и задачи:
расширить и углубить знания фундаментальных основ и общими
направлениями биотехнологии, путей её применения в народном
хозяйстве;
вооружить учащихся умениями готовить питательные среды и
ставить опыты, проводить наблюдения, работать с микроскопом;
формировать навыки сотрудничества в процессе совместной
работы, уважительного отношения к мнению оппонента в
процессе дискуссии;
удовлетворить интересы учащихся, увлекающихся
биотехнологией, помочь учащимся в подготовке к поступлению
в ВУЗы.
Прикладной курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Материал курса разбит на два блока:
Теоретические основы биотехнологии
Биотехнология в народном хозяйстве
В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта
поиска
информации по предполагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют
умения
подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам.
Ведущими формами занятий в этом курсе являются интерактивные занятия, применение компьютерных технологий, семинары,
лабораторные и практические работы, моделирование и т. д.
Предполагаемые результаты
Учащиеся должны знать:
химический состав клеток;
особенности строения клеток бактерий и грибов;
роль биотехнологии в развитии промышленности, сельского хозяйства,
медицины, охране окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
планировать и проводить лабораторные опыты;
готовить и описывать микропрепараты;
делать обработку результатов исследований, формулировать выводы;
сравнивать биологические объекты;
работать самостоятельно и в группе;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в
различных
источниках (учебных текстах, справочниках, научнопопулярных
изданиях,
компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять её в
собственных
исследованиях;
использовать приобретённые знания для оценки этических аспектов
некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,
искусственное оплодотворение).
Главная мотивация работы – это познавательный интерес. Проверка
знаний
осуществляется с помощью тестирования, зачётов, защиты проектных
работ. Итогом выполнения лабораторных работ являются отчёты с
выводами.
В профильных классах повысить образовательную активность
школьников может введение портфолио, что способствует осознанию
учащимися своих целей и возможностей, и делает выбор их дальнейшего
направления и форм обучения более ответственным.
Портфолио работ представляет собой собрание различных творческих
и проектных работ ученика, его индивидуальных достижений в определённый период его обучения, а также описание основных форм и
направлений его учебной и творческой активности.
Прохождение прикладного курса отражается в портфолио работ
учащегося.
Содержание программы
Раздел 1. Введение – 1 час
Основные понятия биотехнологии. Введение понятия биотехнология,
специфика биотехнологии, задачи биотехнологии в области медицины,
сельского хозяйства, промышленности.
Раздел 2. История биотехнологии 4часа
Открытие нового мира. Научные открытия А. Левенгука и Р. Гука.
Пивоварение, хлебопечение, виноделие наших предков. Биологическая
сущность процесса брожения (научные исследования Л. Пастера и Ю.
Либиха).
Гриб Флеминга открытие пенициллина
Развитие биотехнологии в 20 веке. Биотехнологические и генно
инженерные компании, и их разработки.
Раздел 3. Теоретические основы биотехнологии – 8 часов
Клетка основной структурный компонент всего живого. Химический
состав клетки.
Органические и неорганические вещества клетки
Распространение бактерий на Земле, их происхождение, значение.
Бактерии, их строение, жизнедеятельность и использование в народном
хозяйстве.
Влияние внешних факторов на жизнедеятельность бактерий.
Грибы, строение, жизнедеятельность. Грибы организмыэукариоты.
Актиномицеты. Дрожжи. Строение грибной клетки.
Процессы жизнедеятельности. Синтез белка.
Раздел 4. « Генная и клеточная инженерия» 6 часов « Лестница жизни». Строение и функции ДНК.
Генная и клеточная инженерия. Генная инженерия раздел
молекулярной биологии и генетики.
Методы генной инженерии. Клеточная инженерия
Этапы генного синтеза. Возможности и практические результаты генной
инженерии.
Метод выращивания клеток животных. Питательная среда для
выращивания клеток живого организма. Методы клеточной инженерии,
используемые в селекции
сельскохозяйственных животных.
Улучшение растений и животных на основе
клеточных технологий.
Клонирование.
Раздел 5. Биотехнология и сельское хозяйство – 4 часа
Биотехнология и растениеводство.
Биотехнологические пути защиты растений от вредителей.
Биологические (бактериальные) удобрения.
Биотехнология и животноводство. Производство кормовых белков на
базе различных микроорганизмов: бактерий, грибов, водорослей
Профилактика инфекционных заболеваний у животных.
Раздел 6. Биотехнология и медицина – 4 часа
Биотехнологические разработки в области медицины. Антибиотики:
действие на организм, классификация.
Гормоны: соматотропин, инсулин, тироксин получение, действие на
организм.
Интерферон первое лечебное средство против вирусов.
Модифицированные интерфероны достижение генной инженерии.
Вакцинация. Ферменты медицинского назначения.
Молекулярная медицина диагностика, лечение, профилактика
наследственных и ненаследственных болезней на генном уровне. Генная
терапия.
Раздел 7. Биотехнология и промышленность 4 часа
Использование биотехнологических продуктов в пищевой
промышленности. Технология производства пищевых продуктов (хлеба,
пива, спирта, сыра)
Экскурсия: « Изучение технологии производства хлеба»
Пластмассы, текстильные изделия в результате деятельности
микробов. Бактерии в производстве пластмасс и текстильных изделий
технологии и перспективы.
Технологическая биоэнергетика. Получение этанола как топлива. Получение метана и других углеводородов. Получение водорода как
топлива будущего.
Раздел 8. Биогеотехнология 3 часа
Микроорганизмы в недрах Земли Выщелачивание металлов из руд с
помощью бактерий. Очистка сточных вод от нефтяных примесей.
Изучение технологии очистки воды».
Итоговое занятие. Биотехнология вклад в решение
глобальных проблем.
В курс включена и практическая часть: 15 лабораторных опытов.
Календарнотематическое планирование
№
Содержание учебного
материала
Лабораторные
работы
Раздел 1. Введение – 1 час
1
Основные понятия
биотехнологии. Введение
понятия биотехнология,
специфика биотехнологии,
задачи биотехнологии в
области медицины, сельского
хозяйства, промышленности.
Раздел 2. История биотехнологии – 4 часа
ы
с
а
Ч
»
А
«
1
1
а
т
а
Д
»
Б
«
1
1
а
т
а
Д
1 2
3
4
5
6
7
8
Открытие нового мира.
Научные открытия А.
Левенгука и Р. Гука.
Пивоварение, хлебопечение,
виноделие наших предков.
Биологическая сущность
процесса брожения (научные
исследования Л. Пастера и
Ю. Либиха).
Гриб Флеминга открытие
пенициллина
Развитие биотехнологии в 20
веке. Биотехнологические и
генноинженерные компании,
и их разработки.
Раздел 3. Теоретические основы биотехнологии –
8 часов
Клетка основной
структурный компонент всего
живого. Химический состав
клетки.
Органические и
неорганические вещества
клетки
Распространение бактерий на
Земле, их происхождение,
значение.
Л/о 1. Осаждение
белков.
Л/о 2.
Растворимость
жиров.
Л/о 3. Влияние
температуры и рН
среды на действие
фермента –
амилазы.
Л/о 4.
Приготовление
культуры сенной
палочки и
рассматривание ее
под микроскопом.
1
1
1
1
1
1
1 9
1
0
1
1
1
2
1
3
Бактерии, их строение,
жизнедеятельность и
использование в народном
хозяйстве.
Влияние внешних факторов
на жизнедеятельность
бактерий.
Грибы, строение,
жизнедеятельность. Грибы
организмыэукариоты.
Актиномицеты. Дрожжи.
Строение грибной клетки.
Процессы
жизнедеятельности. Синтез
белка.
Л/о 5. Окрашивание
и изучение спор
сенной палочки.
Молочнокислое
брожение.
Л/о 6. Действие
фитонцидов на
бактерии.
Л/о 7. Влияние
концентрации
поваренной соли на
развитие бактерий.
Л/о 8. «Изучение
плесневых грибов
(белая и сизая
плесень)».
Л/о 9. Изучение
дрожжей.
Размножение и
старение дрожжей.
Л/о 10.
Приготовление
питательной среды,
её стерилизация.
Посев бактерий и
подсчёт колоний.
Л/о 11. Влияние
антибиотиков на
жизнедеятельность
бактерий.
Раздел 4. « Генная и клеточная инженерия»
6 часов
1
4
« Лестница жизни». Строение
и функции ДНК.
1
1
1
1
1
1 1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
Генная и клеточная
инженерия. Генная
инженерия раздел
молекулярной биологии и
генетики.
Методы генной инженерии.
Клеточная инженерия. Этапы
генного синтеза.
Возможности и практические
результаты генной
инженерии.
Метод выращивания клеток
животных. Питательная среда
для выращивания клеток
живого организма. Методы
клеточной инженерии,
используемые в селекции
сельскохозяйственных
животных.
Улучшение растений и
животных на основе
клеточных технологий.
Клонирование. История
появления на свет овцы
Долли.
Взгляд оптимиста и скептика
на генномодифицированные
продукты питания.
Л/о 12. «Пищевые
продукты и
здоровье человека».
1
1
1
1
1
Раздел 5. Биотехнология и сельское хозяйство –
4 часа
Биотехнология и
растениеводство.
Биотехнологические пути
защиты растений от
вредителей. Биологические
(бактериальные) удобрения.
Биотехнология и
животноводство.
Производство кормовых
1
1
1 2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
белков на базе различных
микроорганизмов: бактерий,
грибов, водорослей
Профилактика
инфекционных заболеваний у
животных.
Раздел 6. Биотехнология и медицина – 4 часа
Биотехнологические
разработки в области
медицины. Антибиотики:
действие на организм,
классификация.
Гормоны: соматотропин,
инсулин, тироксин
получение, действие на
организм.
Интерферон первое
лечебное средство против
вирусов. Модифицированные
интерфероны достижение
генной инженерии.
Вакцинация. Ферменты
медицинского назначения.
Молекулярная медицина
диагностика, лечение,
профилактика
наследственных и
ненаследственных болезней
на генном уровне. Генная
терапия.
1
1
1
1
1
Раздел 7. Биотехнология и промышленность
4 часа
Использование
биотехнологических
продуктов в пищевой
промышленности.
Технология производства
пищевых продуктов (хлеба,
1
Л/о 13.
«Органолептическая
оценка качества
молочнокислых
продуктов» 2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
3
4
Л/о 14. «Оценка
качества
хлебобулочных
изделий»
пива, спирта, сыра)
Экскурсия: « Изучение
технологии производства
хлеба»
Пластмассы, текстильные
изделия в результате
деятельности микробов.
Бактерии в производстве
пластмасс и текстильных
изделий технологии и
перспективы.
Технологическая
биоэнергетика. Получение
этанола как топлива.
Получение метана и других
углеводородов. Получение
водорода как топлива
будущего.
Раздел 8. Биогеотехнология 3 часа
Микроорганизмы в недрах
Земли. Выщелачивание
металлов из руд с помощью
бактерий.
Очистка сточных вод от
нефтяных примесей.
Изучение технологии очистки
воды.
Итоговое занятие.
Биотехнология вклад в
решение
глобальных проблем.
Л/о 1. «Основные
способы очистки
сточных вод»
1
1
1
1
1
1
Рекомендуемые темы рефератов и проектов для учащихся: Сообщения:
1) История биотехнологии.
2) Ученые занимавшиеся изучением новых биотехнологий.
Работы исследовательского характера:
1) «Положительное и отрицательное в биотехнологии».
2) «Биотехнология в быту».
3) «Клонирование за или против?».
4) «Польза от лекарств, полученных биотехнологическими методами»
Перечень проектов для самостоятельной деятельности:
1. Генная инженерия: перспективы развития.
2. Организмы – доноры и реципиенты целевых генов.
3. Биологическая война – опасность для человечества.
Список использованной литературы:
1 « Биотехнология: что это такое?» Вакула В.Л,, Москва, Молодая
гвардия « 1989г.
2 « Биотехнология проблемы и перспективы» Егоров Н.С., Москва, «
Высшая школа» 1987г.
3» Биотехнология: свершения и надежды» Сассон А, Москва, « Мир»
1987г.
4 «Путешествие в страну микробов» Бетина В., Москва, Мир 1976г.
5 « Охотники за микробами» Де Крюи, Москва, молодая гвардия 1987 г. 6 « Теоретические основы технологии микробиологических
производств» Манаков М.Н.,Победимский Д.Г., М. Агропромиздат
1990г.
7 « Технология микробиологического синтеза» Яковлев В.И., Л. Химия
1987г.
8 « Новые профессии микробов» Голомзик А.М., Свердловск Ср
Уральское издво 1974г.
9 « Биология в познании человека» Карпинская Р.С., Москва, Наука
1989г.
10 « Концепция современного естествознания» Дубнищева Т.Я.,
Новосибирск, ЮКЗА, 1997г.
11 « Наука и жизнь», №9/2000г. 12 « Наука и жизнь», №3/1999г.
Программа прикладного курса "Биотехнологии и безопасная среда"
Программа прикладного курса "Биотехнологии и безопасная среда"
Программа прикладного курса "Биотехнологии и безопасная среда"
Программа прикладного курса "Биотехнологии и безопасная среда"
Программа прикладного курса "Биотехнологии и безопасная среда"
Программа прикладного курса "Биотехнологии и безопасная среда"
Программа прикладного курса "Биотехнологии и безопасная среда"
Программа прикладного курса "Биотехнологии и безопасная среда"
Программа прикладного курса "Биотехнологии и безопасная среда"
Программа прикладного курса "Биотехнологии и безопасная среда"
Программа прикладного курса "Биотехнологии и безопасная среда"
Программа прикладного курса "Биотехнологии и безопасная среда"
Программа прикладного курса "Биотехнологии и безопасная среда"
Программа прикладного курса "Биотехнологии и безопасная среда"
Программа прикладного курса "Биотехнологии и безопасная среда"
Программа прикладного курса "Биотехнологии и безопасная среда"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.