Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
труд +1
Взрослым
03.11.2018
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый" разработана на основе системного анализа квалификационной характеристики профессии. Содержание программы состоит из блоков: оказание первой доврачебной помощи, психолого-педагогические основы деятельности вожатого, имидж современного вожатого, игровая деятельность, тренинги. Программой предусмотрена учебно-производственная практика, которая способствуют формированию умений осознанно принять полученные знания на практике.образовательная программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый" социально-педагогической направленности
вожатый 2018-2019.doc
Управление образования Артёмовского городского округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр образования и профессиональной ориентации»
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол №___ от «_»______2018 г.
«Утверждаю»:
Директор МАОУ ДО «ЦОиПО»
__________ Н.А. Холоткова
Программа профессионального обучения
по направлению: «Профессия служащих: вожатый»
Код профессии 20434
Программа адресована детям 14 18 лет
Срок реализации программы 1 год (объём 260 часов)
Составитель:
Аргучинская О. А.,
преподаватель, 1 кв. категория п. Буланаш,
2018
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………………….......
3
1.1. Актуальность программы ……………………………………………….……….…… 3
1.2. Направленность программы………………………………………………….………..
4
1.3. Новизна…………………………………………………………………….…………… 4
1.4. Адресат программы…………………………………………………….……………… 4
1.5. Объем и срок освоения программы…………………………………….…..................
4
4
1.6. Формы обучения…………………………..………........................................................
5
1.7. Особенности организации образовательного процесса, состав группы……………
1.8. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий ………………....….
6
6
1.9. Нормативноправовые основания разработки ДООП…………………………….….
7
1.10. Цель и задачи программы…………………………………………………….……....
7
1.11. Квалификационная характеристика …………………………………………….…..
2. Учебный план…………………………………………………..……………………..… 9
3. Содержание программы профессионального обучения……………….…………..
12
4. Планируемые результаты ……………………………………………………………..
16
5. Условия реализации программы…………………………………...………………… 17
5.1. Материальнотехническое обеспечение……………………………………................
17
5.2. Информационное обеспечение …………………………………………….………….
18
5.3. Кадровое обеспечение……………………………………………………….………… 18
6. Учебнометодический комплект программы…..…………………...……………… 19
6.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов …………….…… 19
6.2. Оценочные материалы……………………………………………………….………...
20
7. Список литературы………………………………………………………………..…… 21
23
Аннотация…………………………………………………..……..……………...………...
Приложение………………………………………………………………………………...
24
Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы
На заседании «Форума действий. Регионы» в апреле 2016 года В.В.
Путин отметил, что считает важным вернуть в школы трудовое воспитание.
Проект «Профессиональное обучение без границ» не только возвращает
трудовое воспитание, но и дает возможность школьникам, обучаясь в школе и
2 посещая студии в учреждении дополнительного образования получить
профессию, что сделает их более мобильными, независимыми, и поможет
быстрее социализироваться в современных социальноэкономических
условиях. Программа предназначена для профессионального обучения детей
старшего школьного возраста (14 – 18 лет).
Целью профессионального обучения старших школьников 8 – 11
классов по направлению «Вожатый» является формирование знаний, умений и
навыков по изучаемой профессии.
Программа профессионального обучения включает пояснительную
записку, квалификационную характеристику, тематический план, перечень
знаний и умений, формируемых у обучающихся, содержание теоретического и
практического обучения, связующим звеном которого являются практические
работы, список литературы, учебнонаглядные средства обучения, а также
экскурсии на предприятия, с целью наглядного ознакомления с профессией,
условиями труда, оборудования.
Вожатый – это профессия для тех, кто вырос, но не распрощался с
детством. Это образ мыслей и особое состояние души, которое позволяет
понимать ребят, быть им другом, давать советы и помогать в трудных
ситуациях. Чтобы стать вожатым, надо быть дисциплинированным,
ответственным, знать психологию детей, уметь переключать их на различные
виды деятельности, пользоваться педагогическими приёмами в обучении
групповой работе, иметь опыт организаторской деятельности.
Вожатый для детей не только старший товарищ, но и авторитет: он
может успокоить неугомонных воспитанников, призвать к ответу обидчиков и
забияк; его слушаются на прогулках и при вылазках в лес, купании на море и в
реке, он отвечает за безопасность подопечных в летнем лагере. Настоящего
вожатого отличает умение найти правильные слова в разных ситуациях,
поддержать и вселить уверенность. Он должен обладать чувством такта и
бережно относиться к доверию ребят.
С целью повышения эффективности занятий, воспитания у
старшеклассников интереса к профессиональной деятельности обучающиеся
привлекаются к участию в творческих разработках, самостоятельное изучение
материала.
Обучающиеся,
должны в
установленном порядке сдать экзамен в соответствии с квалификационной
характеристикой на профессию и получить разряд.
успешно освоившиеся программу,
1.2. Направленность программы
Программа «Вожатый» социально педагогическая и практико
ориентированная, дает возможность детям старшего школьного возраста
применять полученные знания с первых дней посещения занятий.
3 1.3. Новизна программы состоит в том, что для обучающихся впервые
будут рассматривать квалификацию «вожатый». Чтобы стать вожатым, надо
быть дисциплинированным, ответственным, знать психологию детей, уметь
переключать их на различные виды деятельности,
пользоваться
педагогическими приёмами в обучении групповой работе, иметь опыт
организаторской деятельности. Перед обучающимися стоит задача: овладеть
знаниями и умениями, согласно тарифноквалификационной характеристике.
Уникальность данной программы заключается в том, что предполагается
комплексный подход в ходе изучения разделов программы. Для закрепления
пройденного теоретического материала в течение учебного года
предусмотрены учебная и производственная практики.
1.4. Адресат программы
Программа адресована обучающимся старшего школьного возраста от
14 до 18 лет, в том числе детям с ОВЗ.
Объем и срок освоения программы
1.5.
Объем программы составляет 260 часов, из которых 54 часа отводится
на учебнопроизводственную практику в течении учебного года, 26 часов –
самостоятельное изучение материала, 40 часов проектной деятельности, 4
часа – квалификационный экзамен. Срок освоения программы один учебный
год.
1.6. Формы обучения
На занятиях используются формы обучения:
•
–
–
–
По количеству детей, участвующих на занятии:
фронтальная, в зависимости от изучаемой темы;
индивидуальная – каждый ребенок работает над заданием;
групповая или парная – подготовка презентации по выбранной
темы и защита.
•
По дидактической цели – занятия по углублению знаний и
практические занятия.
По внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:
•
беседа;
рассказ;
инструктаж;
демонстрация;
упражнения;
решение задач;
работа с книгой.
•
– словесные;
По источнику получения знаний:
4 – наглядные;
– практические задания.
•
По степени активности познавательной деятельности
обучающихся:
– объяснительный;
– иллюстративный;
– проблемный;
– частичнопоисковый;
– исследовательский.
•
По логичности подхода:
– аналитический;
– сравнительный.
Методы обучения:
лекции (изложение педагогом предметной информации);
презентация (публичное представление определенной темы или предмета);
объяснительноиллюстративный (дает знания за пределами программного
материала, тренирует память и решает задачу интеллектуального и духовного
развития личности обучающегося);
частичнопоисковый метод (заключается в подготовке презентации по
выбранным темам с использованием ИКТ при самостоятельной работе
обучающихся);
практикоориентированный метод (направлен на использование знаний и
умений на практике).
1.7. Особенности организации образовательного процесса, состав
группы
Отличительной особенностью данной образовательной программы
профессионального обучения заключается в том, что объединяет несколько
тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу. Все
образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических
знаний, но и формирование практикоориентированного опыта. Практические
задания (75% от общего объёма программы) способствуют закреплению
полученных знаний и навыков. Основной задачей практического обучения
является формирование профессиональных умений и навыков при
выполнении упражнений и дальнейшее их закрепление в процессе
производственной практике. В процессе профессионального обучения
необходимо широко использовать групповые формы организации труда,
конкурсы профессионального мастерства, методы морального поощрения.
Методика организации образовательного процесса представлена
следующим образом:
1 этап – получение теоретических знаний;
2 этап – формирование и овладение практическими навыками;
3 этап – прохождение учебнопроизводственной практики;
5 4 этап – сдача выпускного квалификационного экзамена.
Состав группы не менее 12 обучающихся старшего школьного возраста.
В состав группы могут входить как девушки, так и юноши.
1.8. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Данная программа составлена в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся и рассчитана на проведение занятия 1 раз в
неделю по 3,5 часа, из расчета 45 минут занятие.
1.9. Нормативноправовые основания разработки ДООП
– – "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
– Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
– Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 N 729р (ред. от 28.01.2017)
«Об утверждении плана мероприятий на 2015 2020 годы по реализации
Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённое
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726р»;
– Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей»;
– Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. №
582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте
образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети
«Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 18 апреля 2013 г. N 292 г. Москва "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным программам профессионального обучения";
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2
июля 2013 г. № 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих,
должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное
обучение»;
– Единый тарифноквалификационный справочник работ и профессий
рабочих (ЕТКС), с дополнениями и изменениями к ОК 01694 и ЕТКС,
утвержденными постановлениями Минтруда России в 19922004 гг.;
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41"Об утверждении СанПиН 2.4.4.317214 "Санитарно
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
6 режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей";
– Постановление Правительства Свердловской области от 26 февраля 2013 г.
№223ПП «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты»)
«изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение
эффективности образования» в Свердловской области на 20132018 годы»;
– Постановление Свердловской области от 21.10.2013 № 1262ПП «Об
утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие
системы образования в Свердловской области до 2020 года»;
– Лицензия МАОУ ДО «ЦОиПО» на право осуществления образовательной
деятельности № 17416 от 19 августа 2013 г.;
– Устав МАОУ ДО «ЦОиПО».
1.10. Цель и задачи программы
Цель программы создание педагогических условий, способствующих
социальному и профессиональному самоопределению подростка.
Задачи программы:
формирование готовности подростков к проектированию своего
освоение необходимых психологопедагогических знаний;
обучение конкретным технологиям педагогической деятельности,
•
профессионального жизненного пути;
•
овладение современными практическими умениями и навыками по
организации разнообразной деятельности детей и подростков в каникулярный
период;
•
•
умению их применить в различных ситуациях;
•
коммуникативных умений;
формирование положительной мотивации на предстоящую
•
деятельность, чувства коллективизма, гордости за причастность к общему
делу.
развитие
профессионально
значимых качеств вожатого,
1.11. Квалификационная характеристика вожатый второго разряда
Квалификационная характеристика составлена в соответствии с
Единым тарифноквалификационным справочником работ и профессий
рабочих.
Профессия: вожатый; квалификация: 2 разряд
Должностные обязанности:
способствует развитию и деятельности детских общественных организаций,
объединений, помогает в разработке и реализации программ их деятельности
на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма
с учетом инициативы,
интересов и потребностей обучающихся
(воспитанников, детей);
7 создает благоприятные условия,
в соответствии с возрастными интересами обучающихся (воспитанников,
детей) и требованиями жизни организует их коллективнотворческую
деятельность, способствует обновлению содержания и форм деятельности
детских общественных организаций, объединений;
обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся
(воспитанников, детей) о действующих детских общественных организациях,
объединениях;
позволяющие обучающимся,
воспитанникам, детям проявлять гражданскую и нравственную позицию,
реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их
развития проводить свободное время;
осуществляет заботу о здоровье и безопасности обучающихся
(воспитанников, детей);
организует, участвует в организации каникулярного отдыха, изучая и
используя передовой опыт работы с детьми и подростками;
обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей)
во время образовательного процесса;
выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность, физкультурнооздоровительную деятельность;
Конвенцию о правах ребенка;
возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену,
закономерности и тенденции развития детского движения;
педагогику;
детскую возрастную и социальную психологию;
индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, воспитанников,
детей;
специфику работы детских общественных организаций, объединений,
развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников;
методику поиска и поддержки талантов;
организация досуговой деятельности;
основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами,
электронными таблицами),
электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с
обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их
заменяющими), педагогическими работниками;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения;
8 основы экологии;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
правила по охране труда и пожарной безопасности.
2. Учебный план
№
п/п
Темы
Количество учебных часов Используемое
оборудование
Теория Практика
С/м
работа
1
Вводное занятие.
2 Оказание первой
3
доврачебной помощи.
Универсальный алгоритм
оказания первой помощи.
Блок 1. Психолого
педагогические основы
деятельности вожатого.
Раздел 1. Особенности
возрастного развития
детей
Тема 1. Особенности работы
с детьми младшего
школьного возраста.
Тема 2. Особенности работы
с детьми подросткового
возраста
Тема 3. Особенности работы
с детьми старшего
школьного возраста.
Раздел 2. Психологические
механизмы возникновения
конфликтов и способы их
разрешения.
Тема 1. Типология
конфликтов в детском
коллективе.
Тема 2. Стресс у вожатого.
6
1,5
0,5
компьютер
0,5
компьютер
0,5
Презентация,
компьютер
2
0,5
0,5
Презентация,
компьютер
Презентация,
компьютер
1
1
1
12,5
21
3
1
1
1
5
1
1
3
1
1
1
4,5
1
1
9 Тема 3. Варианты
психологопедагогических
действий по
предупреждению и
разрешению конфликтов.
Тема 4. Аддикции и
девиации в детской среде.
Тема 5. Рефлексия.
Раздел 3. Игры и тренинги
Тема 1. Игры на выявление
лидера.
Тема 2. Деловая игра.
Тема 3. Тренинг и методы
тренинга.
Раздел 4. Невербальный
язык тела.
Тема 1. Невербальное
общение.
Тема 2. Основы социальной
перцепции.
Тема 3. Выступление на
публике.
Блок 2. Основы
деятельности вожатого.
Раздел 1. Имидж
современного вожатого.
Раздел 2. «Игра – дело
серьёзное».
Тема 1. Игры на знакомство.
Тема 2. Игры с залом (с
командами, болельщиками,
участниками)
Тема 3. Игры на
взаимодействие (общение,
сплочение)
Тема 4. Сюжетноролевые
игры
Тема 5. Игры на местности
Тема 6. Игры на внимание
4
1
1
0,5
2,5
1
0,5
1
2,5
1
1
0,5
17
1
6
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
8,5
4
1,5
3
4,5
2
1
1,5
72,5
2
32
5
6
5
6
5
5
0,5
Презентация,
компьютер
0,5
1
0,5
0,5
1,5
0,5
1
20
2
1
1
Презентация,
компьютер
Презентация,
компьютер
Презентация,
компьютер
Презентация,
компьютер
Презентация,
компьютер
Презентация,
компьютер
Презентация,
компьютер
компьютер
компьютер
компьютер
компьютер
компьютер
компьютер Раздел 3. Оформление
уголка.
Раздел 4. Отрядный огонёк
(свечка)
Раздел 5. Групповая
дискуссия
Раздел 6. Мозговой штурм
Раздел 7. Современные
формы работы вожатого
Тема 1. Организация работы
творческих площадок
Тема 2. Технология
проведения мастерклассов
Тема 3. Проведение
современных командных игр
Тема 4. Танцевальные
интерактивы, флешмобы,
баттлы.
Тема 5. КТД
Тема 6. Разработка сценария
мероприятия.
Раздел 8. Создание
творческих проектов
Тема 1. Работа над проектом
в группах.
Тема 2. Разработка проекта
Тема 3. Социальное
проектирование
Раздел 9. Актерское
мастерство вожатого
Тема 1. Основы актерского
мастерства
Тема 2. Театральные жанры.
Экономический блок. Расчет
сметы на проведения
мероприятия.
1
1
1
1
3
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
3
1
1
1
1
0,5
0,5
2
2
2
3,5
22
2
4
5
4
4
3
6
2
2
2
7
3
4
5 Учебнопроизводственная
практика
6 Проектная деятельность
94,5
54
40
31,5
11
компьютер
компьютер
компьютер
компьютер
компьютер
компьютер
компьютер
компьютер
компьютер
6
2
2
2
10
5
5
2
26 7 Консультации
8 Квалификационный
экзамен
10
4
ИТОГО: 260 часов
3. Содержание программы
1. Вводное занятие.
Правила внутреннего распорядка в кабинете и учреждении. Понятие о
трудовой, технологической дисциплине и культуре труда рабочего. Правила
техники безопасности, пожарной безопасности, ПДД. Квалификационная
характеристика «профессии служащий: вожатый».
2. Оказание первой доврачебной помощи.
Универсальный алгоритм оказания первой помощи.
3. Блок 1. Психологопедагогические основы деятельности
вожатого.
Раздел 1. Особенности возрастного развития детей.
Тема 1. Особенности работы с детьми младшего школьного
возраста. Прогнозируемые трудности в работе с младшими школьниками и
варианты решения. Методические рекомендации по работе с младшими
школьниками.
Тема 2. Особенности работы с детьми подросткового возраста.
Трудности в работе с подростками и варианты решения. Методические
рекомендации по работе со школьниками подросткового возраста.
Тема 3. Особенности работы с детьми старшего школьного
возраста. Прогнозируемые трудности в работе с ними и варианты решения.
Методические рекомендации по работе со старшими школьниками.
Социальный статус ребёнка
Раздел 2. Психологические механизмы возникновения конфликтов
и способы их разрешения.
Тема 1. Типология конфликтов в детском коллективе. Возможные
варианты педагогических действий по предупреждению и разрешению
конфликтов.
Тема 2. Стресс у вожатого. Общие понятия. Механизмы возникновения
и защиты. Синдром профессионального сгорания. Методы релаксации.
12 Тема 3. Варианты психологопедагогических действий по
Тема 4. Аддикции и девиации в детской среде. Условия
Проявления аддиктивного
предупреждению и разрешению конфликтов.
возникновения аддикций. Типы аддикций.
поведения. Профилактика аддиктивного поведения.
Тема 5. Рефлексия. Понятие. Задачи рефлексии. Рефлексия «Слушай
себя».
Раздел 3. Игры и тренинги
Тема 1. Игры на выявление лидера. Понятие лидер. Задачи игр на
выявление лидеров. Подбор игр для аудитории. Игры, пример: «Пальцы»,
«Большая семейная фотография», «Положи руку», «Полёт на Марс», «Ехали
цыгане», «Подводная лодка», «Будь лидером», «Верёвочка», «Карабас».
Тема 2. Деловая игра. Определение деловой игры. Понятие социальное
взаимодействие.
История возникновения. Принципы проведения деловой
игры. Признаки деловой игры. Структура деловой игры. Деловая игра
«Взаимодействие».
Тема 3. Тренинг и методы тренинга.
Понятия: «тренинг», «командообразование». Методы и приемы
тренинга: словесный, наглядный, игровой, беседа. Форма проведения: беседа в
сочетании с практической работой (пример: «Башня», «Пальцы», «Печатная
машинка»,
«Портрет отряда»).
Интерактивные методы взаимодействия. Определение понятия. Игры как
интерактивный способ взаимодействия. Работа в микрогруппах. Мозговой
штурм. Аквариум. Технология открытое пространство
«Электрическая цепь»,
«Узелки»,
Раздел 4. Невербальный язык тела.
Тема 1.
Значимость
невербального общения. Освобождение от мышечных зажимов. Проработка
невербальных средств общения. Тренинг «Кто рядом со мной».
Невербальное общение. Определение.
Тема 2. Основы социальной перцепции.
Понятие социальной
перцепции. Особенности межличностного восприятия, взаимопонимания и
оценивания. Фактор отношения к нам. Портрет человека. Опрос «Каким я
вижу соседа».
Тема 3. Выступление на публике. Взаимодействие с аудиторией в
форме – Диалог и монолог. Активизировать зрителя, вовлекать в свои
выступления. Пример: упражнение «Печатная машинка», «Кто во что горазд»,
«Путаница», «Студент», «Слепые котята». Тест «Конструктивный рисунок
человека».
4. Блок 2. Основы деятельности вожатого.
13 Раздел 1. Имидж современного вожатого.
История пионерского движения. Введение понятия «вожатый». Каким
должен быть вожатый. Алгоритм успеха вожатого. Умения и навыки
вожатого. Техника безопасности в работе вожатого. Игра «Кто такой
вожатый». Игры на знакомство, самопрезентация.
Раздел 2. «Игра – дело серьёзное».
Понятие игры. Типы игр. Технология проведения игр. Способы разделения
участников на команды.
Тема 1. Игры на знакомство.
Игры на знакомство. Пример: «Снежный ком», «Ассоциации», «Дружба»,
«Слева, справа, раз, два, три», «Имя в центре», «Назовись», «Досчитай до
тридцати», «Имя и фрукт, «Дрозд», «Я знаю 5 имён», «Рукопожатие»,
«Великолепная Валерия». Игры «Бинго», «Мы идём в поход», «Молекула
хаос», «Я умею, могу научить, хочу научиться», «Клубочек», «Любимое
занятие». Выявление интересов команды.
Тема 2. Игры с залом (с командами, болельщиками, участниками)
Особенности игр с залом. Типы игр с большой аудиторией. Игры с залом,
пример: «Два гнома», «Охотники», «Колпак», «Шар», «Эхо», «Дождик»,
«Джон Браун Бой», «Мы на ярмарку ходили». Разработка игр с аудиторией.
Игры с болельщиками команд. Игры «Покупки бабушки», «Колокольный
звон», «Ёжики». Игры с участниками команд, пример: «Кавалерия», «Гол,
мимо, штанга», «Апчхи».
Тема 3. Игры на взаимодействие (общение, сплочение)
«Клоун»,
«Репка»,
Задачи игр на сплочение коллектива. Создание дружной команды. Развитие
коммуникативных навыков. Разработка блока игр, на взаимодействие между
членами отряда,
пример: «Тройки», «Гусеница», «Карусель», «Цвета»,
«Топотушки», «Люди к людям», «Узел», «Яблочко», «Сандалик», «Тукан»,
«Паровозик»,
«Нанизанные люди»,
«Гиппопотам» и т.д.
«Клубок».
Тема 4. Сюжетноролевые игры
Ролевые игры средство для осмысления человеческой деятельности,
человеческих отношений. Необходимости выработки собственной позиции.
Игры: «Планета людей», «Живое кольцо», «Видение других», «Мир
профессий».
Тема 5. Игры на местности
Задачи проведения игр на местности. Особенности проведения игр на
местности, пример: «По следам и приметам». «Светофор», «12 секретных
пакетов», «Казаки и разбойники».
Тема 6. Игры на внимание
14 Задачи игр на внимание. Подвижные игры. Игры за столом. Игры: «Великаны
лилипуты», «Телеграмма», «Моргалочки», «Пожалуйста». «Морковка и
капуста», «Летел лебедь», «Нос, нос, нос, рот…».
Раздел 3. Оформление уголка.
Командная игра «Каким должен быть уголок объединения». Типы уголков.
Способы оформления уголка. Тематика уголков. Возможные рубрики для
уголка. Работа творческой мастерской «Наш уголок».
Раздел 4. Отрядный огонёк (свечка)
Понятие. Условия, необходимые для проведения огонька. Огоньки
организационного периода, огонёк – анализ дела, тематический огонёк,
прощальный огонек. МК по проведению огонька.
Раздел 5. Групповая дискуссия
Группы дискуссий.
Структурированная дискуссия.
Понятие.
Неструктурированная дискуссия. Навыки совместного обсуждения проблем.
Дискуссия как метод группового взаимодействия. Групповая дискуссия
«Права и обязанности обучающихся».
Раздел 6. Мозговой штурм
История. Этапы и правила проведения мозгового штурма. Постановка
проблемы. Генерация идей. Группировка, отбор и оценка идей. Преимущества
мозгового штурма. Проведение мозговой атаки. Разделение команды на
группы. Мозговой штурм «Банк идей».
Раздел 7. Современные формы работы вожатого
Тема 1. Организация работы творческих площадок
Определение. Способы организации работы творческих площадок. Участники
площадок. Временные рамки работы площадки. Подготовка раздаточных
материалов. Способы привлечения внимания к работе творческой площадки.
Работа творческой площадки «Наши таланты».
Тема 2. Технология проведения мастерклассов
История. Понятие. Разновидности МК. Участники МК. Время проведения.
Подбор тематики МК. Подбор материалов МК. Подготовка к проведению
МК. Работа в группах. Проведение МК «Покормите птиц зимой».
Тема 3. Проведение современных командных игр
Понятие командной игры. История возникновения. Задачи проведения
командных игр. Современные виды командных игр. Проведение квест игры.
История возникновения. Разработка сценария квест игр. Работа в командах.
Ответственность всех членов команды.
15 Тема 4. Танцевальные интерактивы, флешмобы, батлы.
Понятие танцевальный интерактив. Задача проведения ТИ. История
возникновения. Разновидности ТИ. Участники ТИ. Дистанционная подготовка
к ТИ с помощью социальной сети ВКонтакте. Разучивание ТИ «Друзья».
Разучивание ТИ «Новое поколение». Участие в мероприятиях.
Тема 5. КТД.
Определение. История происхождения. Автор методики КТД. Стадии
организации КТД: предварительная работа, планирование, подготовка,
проведение, подведение итогов. Алгоритм КТД. Разработка коллективного
творческого дела. Реализация КТД.
Тема 6. Разработка сценария мероприятия.
Понятие сценарий. Роль грамотно составленного сценария. Особенности
составления сценария. Типы сценариев. Подготовка участников. Разработка
сценариев к календарным мероприятиям
Раздел 8. Создание творческих проектов
Тема 1. Работа над проектом в группах.
Разбивка на группы. Назначение командиров групп. Разграничение
обязанностей между членами групп. Проведение планерок с участием всех
групп. Взаимодействие между группами. Социальное партнерство. Работа с
социальными партнерами. Подготовка раздаточного материала.
Тема 2. Разработка проекта.
Реализация основных пунктов проекта. Способы подведения итогов. Виды
проектов, этапы реализации проектов.
Тема 3. Социальное проектирование
Определение. Суть социального проектирования. Субъекты социального
проектирования. Типы проектов. По характеру. По направлению
деятельности. По особенностям финансирования. По сроках реализации.
Выбор темы направления проекта. Технология проведения акций. Технология
проведения операций. Реализация проекта «Мир не без добрых людей».
Оформление материалов социального проекта.
Раздел 9. Актерское мастерство вожатого
Тема 1. Основы актерского мастерства
Методика организации и режиссура массовых мероприятий. Актерское
мастерство вожатого. Принципы разработки сценария и проведения массовых
мероприятий с детьми. Режиссура массовых мероприятий. Советы и правила
по организации и проведению детских праздников, шоу, конкурсов,
фестивалей, концертов и т. д. Нетрадиционные праздники в лагере. Игра
«Крокодил», «Угадай кто».
Тема 2. Театральные жанры.
16 Использования приемов театральных жанров в деятельности вожатого. Драма.
Водевиль. Комедия. Мелодрама. Монодрама. Мистерия. Мюзикл. Пародия.
Трагедия. Трагикомедия. Фарс. Исполнение этюдов.
5. Учебнопроизводственная практика
Освоение технологических знаний, технологической культуры; овладение
обще трудовыми и специальными умениями (Приложение 5).
6.
7.
Проектная деятельность
Разработка и реализация проектов.
Консультации
Повторение пройденного материала. Подготовка к квалификационному
экзамену. Психологическая помощь обучающимся.
4. Планируемые результаты
В результате профессионального обучения по направлению: «Вожатый»
возрастает её популярность среди детей и подростков, общественности.
В перспективе:
изучение государственного и социального заказа в дополнительном
образовании: разработка и реализация инновационных проектов, авторских
форм работы;
отбор и апробирование эффективных социальнопедагогических и
психологических методик, ориентированных на развитие личности подростка,
оценка достижений, обучающихся;
укрепление материальнотехнической базы;
обобщение опыта работы через методические семинары, издание сборников
методических материалов из опыта работы, публикации педагогического
опыта.
5. Условия реализации программы
5.1. Материально–техническое обеспечение
Реализация программы осуществляется в учебном кабинете
теоретического обучения.
№
п.п.
1
2
3
Наименование
Количест
Доска ученическая
Компьютер в сборе
Музыкальный центр
17
во
1
1
1 Стол ученический
Стул ученический
Цифровой фотоаппарат
4
5
6
7 Шкаф
Наименование
Практические занятия проводятся в актовом зале.
№
п.п.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Компьютер в сборе
Мяч резиновый большой
Мяч резиновый малый
Обруч
Скакалка
Стол ученический
Стул мягкий
Трибуна
Экран
8
20
1
1
Количест
во
1
1
2
3
3
2
40
1
1
5.2. Информационнометодическое обеспечение
Мультимедийные презентации:
«История возникновения профессии «Вожатый»;
«Жесты в нашей жизни»;
«Оказание первой доврачебной помощи»;
«Аддикции детей и подростков»;
«Разработка сценария мероприятия».
Методическое пособие:
Агрессивность. Причины возникновения и способы преодоления:
методическое пособие, Штырц Н.А. Екатеринбург: Объединение «Дворец
молодежи», 2002. 72 с.
Сборник диагностических методик для специалистов системы
дополнительного образования детей, ГАУДО СО "Дворец молодёжи", 2005,
Екатеринбург
20 тематических смен для пришкольного и загородного лагеря, 2007, Ростов
наДону
Организация отдыха и досуговой деятельности детей, 2006, Москва
Развитие личности подростка: программа практических занятий, 2007,
СанктПетербург
Педагогическая диагностика самосознания учащихся, 2000, Екатеринбург
18 Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых. Актуальные проблемы
летней оздоровительной кампании для детей и подростков, 2017,
Екатеринбург
5.3. Кадровое обеспечение
Сведения о работе:
Сведения об образовании:
Курсы повышения квалификации:
Аргучинская Ольга Александровна, преподаватель первой квалификационной
категории
•
общий трудовой стаж: 18 лет
стаж педагогической работы: 8 лет
в данном образовательном учреждении с 15.09.2009г.
•
2016 год – окончила ФГБОУ ВО «Уральский государственный
педагогический университет» по направлению «Психологопедагогическое
образование», профиль «Психология и социальная педагогика».
2016 год – профессиональная переподготовка по программе дополнительного
профессионального образования «Специальное
(дефектологическое)
образование по профилю «Организация и содержание логопедической
работы», г. Пермь, АНО ДПО «УрИПКиК», 580 часов.
•
2013 год – «Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования: идеология, содержание, технологии
введения», г. Екатеринбург, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет», 108 часов;
2014 год – «Психологопедагогические технологии работы с детьми,
имеющими задержку психического развития», г. Нижний Тагил, ФГБОУ ВПО
«Нижнетагильская государственная социальнопедагогическая академия, 72
часа;
2015 год – «Формирование профессиональных компетенций педагогов в
использовании средств компьютерной графики», г. Екатеринбург, ГАОУ ДПО
СО «ИРО», 120 часов;
2016 год – семинарпрактика «Профилактика эмоционального выгорания
педагога в условиях инклюзивного образования», ГАУ ДО СО «Дворец
молодежи», 8 часов;
2017 год – «Учебнометодический комплекс в дополнительном образовании
детей: назначение и технология разработки», ИРО, г. Екатеринбург, 24 часа;
2017 год – семинар ИРО: «Ресурс дополнительного образования для развития
универсальных учебных действий обучающихся», 8 часов;
Сведения о публикации:
2017 год – публикация на официальном сайте Всероссийского
образовательнопросветительского издания «Альманах педагога» учебно
19 методического материала «Трудовое обучение как важнейшая составная
часть воспитания подрастающего поколения»;
2017 год – публикация на портале педагоги.онлайн учебнометодического
материала «Использование артзанятий для профилактики агрессивного
поведения».
6. Учебнометодический комплект
6.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
После каждой темы обучающимся будет задана внеаудиторная
самостоятельная работа, направленная на расширение кругозора по изучаемой
теме. Обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания,
предусмотренные рабочей учебной программой учебного предмета. Форма
итоговой аттестации обучающихся для определения результатов освоения
программы профессионального обучения является квалификационный
экзамен (Приложение 6).
6.2. Оценочные материалы
Все вопросы, тесты, практические работы оцениваются по пяти бальной
системе.
Оценка «5» – Ставится за полное, правильное, последовательное и логичное
изложение материала. Владение профессиональными терминами свободное.
Оценка «4» – Ставится за правильное, последовательное и логичное
изложение
Владение
профессиональными терминами свободное.
Оценка «3» – Ставится за неполный ответ, непоследовательность изложения
материала с наводящими вопросами.
Оценка «2» – Ставится за неправильное изложение материала, отсутствие
последовательности. Не владеет профессиональными терми
наводящими вопросами.
материала
с
Список литературы
Список литературы (для педагога)
1. Абраменко В.И., Алексеев А.А. Практикум по общей психологии. – М.,
2000.
2. Берштейн А. Школьный блюз. Автопортрет на фоне профессии. – М., 2006.
3. Большаков В.Ю. Психотренинг. – СПб., 2014.
4. Борытко Н.М., Соловцова И.А., А.М. Байбаков А.М. Педагогические
технологии. Волгоград, 2006. 60 с.
5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное
руководство. М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2003. 160 с
20 6. Вожатому «Орленка». – Центр. метод. кабинет, 1984.
7. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. – М., 2011.
8. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1990.
9. Игры для скаутов. – Петрозаводск, 2016.
10. КанКалик В.А. Грамматика общения. – М., 2005.
11. Картотека коллективных познавательных игр и ролевых игр. – М., 2015.
12. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться
успеха. – Ижевск, 2006.
13. Леви В. Нестандартный ребенок. – М., 2006.
14.Лобачева С. И., Жиренко О. Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2007.
192с.
15. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 2016.
16. Найк Анита. Практическая психология для девочек, или Как относиться к
себе и мальчикам. – М., 2007.
17. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. – М., 2013.
18. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб: Издательство Михайлова
В.А., 1999. 55 с.
19. Родчанин Е.Г., Зюнин И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах
В.А. Сухомлинского. – М., 2011.
20. Рудестам Ньелл. Групповая психотерапия. – М.,2000.
21. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти
свое место в жизни. – М., 2007.
22. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. –
Петрозаводск, 2007.
23. Уайтсайд Р. О чем говорят лица. – СПб.,2006.
24. Штырц Н.А. Агрессивность. Причины возникновения и способы
преодоления: методическое пособие. Екатеринбург: Объединение «Дворец
молодежи», 2002. 72 с.
25. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Избр.
психологические труды. М.: Педагогика, 1996 г. С. 241252
Список литературы (для обучающихся)
1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное
руководство. М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2003. 160 с
2. Кульневич С.В., Лакоценин Т.П. Воспитательная работа в современной
школе. Воронеж, 2006г.
3. Лобачева С. И., Жиренко О. Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2007.
192с
4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Москва. Просвещение, 1996г.
5. Нечаев М.П. «Диагностика воспитанности» Москва, 2006г.
21 6. Пружинская В.Б., Фёдорова Л.Ф. Вожатому летнего оздоровительного
лагеря. Сыктывкар, 2001г.
7. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб: Издательство Михайлова
В.А., 1999. 55 с.
8. Ромашина Л.А. Летний отдых и оздоровление детей и подростков в
Тамбовской области, 2001г.
Аннотация
Рабочая программа профессионального обучения по направлению
«Школа вожатых: вожатый 2 разряда», код профессии 20434, предназначена
для освоения основного вида профессиональной деятельности в учреждении
дополнительного образования с целью реализации подготовке
квалифицированных вожатых по профессии.
22 Направленность программы: социальнопедагогическая.
Срок обучения 1год, объем 260 часов.
Цель и задачи программы
1. Знание практики и теории вожатского дела.
2. Владение методикой КТД, тренинговыми методиками.
3. Усвоение знаний по технике реализации мероприятий, социальных
проектов, акций.
В результате освоения программы подростки приобретают:
опыт совместной деятельности по реализации возрастных интересов и
решению социальных проблем;
возможность самоутверждения в активной социальной роли, проявление
ее в ходе реализации программы;
возможность получения собственного опыта в социальнозначимой
деятельности и его рефлексия;
развития лидерских качеств;
навыки коммуникации в разновозрастной группе как одного из средств
поддержки собственной активности;
опыт самостоятельной проектной деятельности по решению значимых
жизненных задач.
ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
(методика М. И. Рожкова)
23
Приложение 1 Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и
нравственной воспитанности обучающихся.
Ход опроса
Обучающимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень
своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 всегда;
3 почти всегда;
2 иногда;
1 очень редко;
0 никогда.
1. Стараюсь слушаться во всем своих педагогов и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чемто отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10.Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11.Если я чтото задумал, то обязательно сделаю.
12.Мне нравится помогать другим.
13.Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14.Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15.Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16.Переживаю неприятности других, как свои.
17.Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18.Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны
окружающие.
19.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20.Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для
каждого обучающегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1
2
3
4
5
6
7
8
13
14
15
16
Обработка полученных данных
9
10
11
12
17
18
19
20
Среднюю оценку социальной адаптированности обучающихся получают при сложении
всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности
высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной
активности с третьей строчкой. Оценка приверженности подростков гуманистическим
нормам жизнедеятельности (нравственности) с четвертой строчкой. Если получаемый
коэффициент больше трех,
можно констатировать высокую степень
социализированности обучающегося, если же он больше двух, но меньше трех, то это
свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент
окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный подросток (или
группа подростков) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
то
Приложение 2
24 МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Авторыразработчики Л.В. Байбородова, Л.И. Ченявская)
Цель: выявление мотивов участия обучающихся в различной деятельности.
Обучающимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в
совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала:
3 привлекает очень сильно;
2 в значительной степени;
1 привлекает слабо;
0 не привлекает совсем.
Вопросы:
1. Интересное дело.
2. Общение с разными людьми.
3. Помощь товарищам.
4. Возможность передать свои знания.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность руководить другими.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение товарищей.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
Обработка результатов
коллективистические мотивы (п. 3, 4, 8, 10);
личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);
престижные мотивы (п. 7, 9, 11).
Для удобства подсчета можно пользоваться таблицей, предложенной для ответов
учащимся.
Сравнение итоговых оценок по каждому блоку позволяет определить
преобладающие мотивы участия школьников в той или иной деятельности.
Затем производится подсчет числа обучающихся в группе с преобладанием
коллективистических, личностных, престижных мотивов.
25 Анкета обучающимся по выявлению уровня самооценки
(по Р.В. Овчаровой)
Приложение 3
Цель: выявить уровень самооценки обучающихся.
2 – да; 1 – трудно сказать; 0 – нет.
Вопросы:
1. Мне нравится создавать фантастические проекты.
2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
5. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
6. Мне нравится находить причины своих неудач.
7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
8. Могу обосновать: почему мне чтото нравится или не нравится.
9. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
10. Убедительно могу доказать правоту.
11. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
12. У меня часто рождаются интересные идеи.
13. Мне интереснее работать творчески, чем подругому.
14. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
15. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.
Результат:
2432 балла – высокий уровень;
1224 балла – средний;
012 баллов – низкий.
26 Приложение 4
«Определение уровня воспитанности» (анкета)
Цель: выявить уровень воспитанности обучающихся.
Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них,
оценивая себя по 5балльной шкале.
“0” всегда нет или никогда.
“1” очень редко, чаще случайно.
“2” чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
“3” чаще да, чем нет, иногда забываю.
“4” всегда да, постоянно.
Анкета обучающегося _________________________________________
Долг и ответственность
1 Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса
работал лучше.
2 Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
3 Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
4 Участвую в подведении итогов работы класса, в определении
ближайших задач.
Бережливость
1 Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.
2 Бережно отношусь к школьной мебели (не рисую, не черчу на партах.
4
4
4
4
4
4
3 Бережно отношусь к своей одежде (слежу за чистотой и опрятностью). 4
4 Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу до
конца использую тетради,).
Дисциплинированность
1
Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.
2 Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения
учителя.
4
4
4
3
3
3
3
3
3
3
3
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
3
3
2
2
1
1
0
0
27 3 Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе в
школе).
4 Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе
класса.
Ответственное отношение к учебе
1 Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.
2 При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи
взрослых.
3 Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами
Интернета).
4 Аккуратен, исполнителен, точен.
Отношение к общественному труду
1 Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.
2 Принимаю участие в трудовых рейдах (уборке класса, школы,
пришкольного участка, сборе макулатуры).
3 Выполняю трудовые поручения родителей.
4 Добросовестно выполняю все поручения.
Коллективизм, чувство товарищества
1 Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.
2
3
4
Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других
коллективах и общественных организациях.
Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание
или поручения взрослых.
Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы
своих товарищей.
Доброта и отзывчивость
1 Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении
трудностей, возникающих перед ними.
2 Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.
3 Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях,
помогаю младшим.
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
28 4 Ко мне всегда можно обратиться за помощью.
4
3
2
1
0
Честность и справедливость
1 Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.
2 Честно сознаюсь, если чтото натворил.
3 Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке
товарища без его присутствия при разговоре.
4 Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.
Простота и скромность
1
Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.
2 Понимаю, что человека уважают не за деньги.
3 Иногда люблю похвастаться.
4 Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности
Культурный уровень
1 Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.
2 Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные
фильмы (из жизни растительного и животного миров, передачи,
посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…)
Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и
классическую.
3 Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии
говорили грубо, некорректно, нецензурно.
4 Соблюдаю правила поведения в общественных местах (в том числе
транспорте)
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Расчет делать по каждому пункту.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное колво баллов)
(3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9.
( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9
0,6 уровень воспитанности ниже среднего
0,7 0,8 средний уровень воспитанности
До 0,5 – низкий уровень воспитанности
До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
1 высокий уровень воспитанности
Результат:
29 Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое
регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и
побудителями, самоорганизации и саморегуляцииситуативны.
Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и
саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении,
общественная позиция ситуативна.
Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и
поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Приложение 5
Рабочая программа
Учебнопроизводственной практики
к программе профессионального обучения
по направлению: «Профессия служащих: вожатый».
Код профессии: 20434
Объем программы: 54 часа
30
Составитель: Аргучинская О. А.
преподаватель специальных дисциплин,
первая квалификационная категория
п. Буланаш,
2018 2019 уч. год
Содержание
1. Пояснительная записка …………………………………………… 31
2. Учебный план ……………………………...………………………
32
3. Учебнометодический комплект учебнопроизводственной
практики……………………………………………………………..
3.1. Формы отслеживания и фиксации результатов…………….
3.2. Оценочные материалы………………………………………..
34
34
34
31 1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебнопроизводственной практики является частью
образовательной программы производственного обучения детей старшего
школьного возраста по направлению «профессия служащих: вожатый», код
профессии 20434.
Учебнопроизводственная практика, вид учебной деятельности,
обеспечивающий целостный подход в профессиональной деятельности,
гармоничное владение теоретическими и практическими аспектами
профессии. Направлена на решение ряда важнейших проблем в освоении
рабочей профессии, знакомства с трудовой деятельностью, практическими
навыками. Освоение профессиональной этики, умение наблюдать и
анализировать практическую деятельность.
Цели и задачи учебнопроизводственной практики:
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для
поиска и использования информации, проектирования и создания продуктов
труда;
развитие познавательных интересов, пространственного воображения,
интелектуальных,
коммуникативных и организаторских
способностей;
творческих,
32 воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности,
уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их
труда;
формирование навыков коллективизма, сотрудничество в коллективе;
соблюдение правил безопасности на рабочем месте.
В результате прохождения учебнопроизводственной практики
обучающиеся должны знать:
В результате прохождения учебнопроизводственной практики
обучающиеся должны уметь:
планировать свою работу;
создавать благоприятные условия,
позволяющие обучающимся,
воспитанникам, детям проявлять гражданскую и нравственную позицию,
реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их
развития проводить свободное время;
осуществлять заботу о здоровье и безопасности обучающихся
(воспитанников, детей);
организовать каникулярного отдыха, изучая и используя передовой опыт
работы с детьми и подростками;
выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность, физкультурнооздоровительную деятельность;
возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену,
закономерности и тенденции развития детского движения;
индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, воспитанников,
детей;
специфику работы детских общественных организаций, объединений,
развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников;
организация досуговой деятельности;
основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами,
электронными таблицами),
электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с
обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их
заменяющими), педагогическими работниками;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
правила по охране труда и пожарной безопасности.
33 Этика вожатого
Знакомство с учреждениями образования
Вводное. План прохождения практики.
№
п.п.
1
2 Профессии педагогической направленности
3 Условия труда вожатого
4
5 Оказание первой медицинской помощи
6
7 Мастеркласс по снятию эмоционального напряжения
8 Игры на знакомство
9 Игры на свежем воздухе
10 Игры на внимание
11 Оформление отрядного уголка
12
13
14
15 Выступление на публике
16 Оформление презентаций
17 Самостоятельная работа. Работа с литературой.
18 Флешмоб
19 Составление сюжетноролевых игр
20 Подбор музыкальных произведений для детей
Разработка игр для лагеря дневного пребывания
Разработка тематических квестигр
Разработка тематических мероприятий
Колво
часов
1
2
1
1
1
4
2
3
3
2
2
4
4
6
4
2
4
2
4
2
54
Рекомендуемое количество часов на освоение учебнопроизводственной
практики – 54 часа.
Программа
учебнопроизводственной практики
адресована
обучающимся старшего школьного возраста с 14 18 лет.
2. Учебный план
Тема
Итого:
3.1. Формы отслеживания и фиксации результатов
Форма аттестации обучающихся для определения результатов освоения
учебнопроизводственной практики профессионального обучения по
направлению: «Профессия служащих: вожатый» является анализ выполненной
работы.
Выполнение заданий учебнопроизводственной практики оценивается по пяти
бальной системе.
3.2. Оценочные материалы
34 материала
Оценка «5» – Ставится за полное, правильное, последовательное и логичное
изложение материала. Владение профессиональными терминами свободное.
Оценка «4» – Ставится за правильное, последовательное и логичное
изложение
Владение
профессиональными терминами свободное.
Оценка «3» Ставится за неполный ответ, непоследовательность изложения
материала с наводящими вопросами.
Оценка «2» Ставится за неправильное изложение материала, отсутствие
последовательности. Не владеет профессиональными терминами.
наводящими вопросами.
с
Приложение 6
Управление образования Артёмовского городского округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ»
_____________________________________________________________________________
623794, Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Коммунальная 10
тел. (34363)54900
УТВЕРЖДАЮ
. Директор МАОУ ДО «ЦОиПО»
_______________Н.А. Холоткова
35 Методические рекомендации
по выполнению
выпускной квалификационной работы
по программе профессионального обучения
по направлению:
«Профессия служащих: вожатый»
Код профессии 20434
Разработала:
Аргучинская Ольга Александровна,
преподаватель, 1кв. категория
п. Буланаш
2018
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………...……………………… 36
37
1. Общие положения ………………………………………………………...
38
2. Организация разработки тематики и выполнения работ ……………….
3. Организация выполнения работы ………………………………………..
38
4. Структура выпускной экзаменационной работы ……………………… 39
5. Основные требования к оформлению выпускной экзаменационной
36 работы ……………………………………………………………………..
6. Подготовка и проведение защиты ……………………………………….
7. Порядок хранения экзаменационных работ …………………………….
Приложения………………………………………………………………..
39
41
42
43
Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению выпускной
квалификационной работы предназначены для выпускников по программе
профессионального обучения для обучающихся по профессии 20434
«Вожатый».
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
предусматривают выполнение выпускной экзаменационной работы.
37 Цель настоящих методических рекомендаций – оказание методической
помощи выпускникам в подготовке и успешном выполнении экзаменационной
работы.
В данных рекомендациях четко определена структура текстовой части
пояснительной записки по программе профессионального обучения по
профессии 20434 «Вожатый»; подробно описаны требования к каждому
структурному элементу: титульному листу, заданию, содержанию, введению,
основной части, заключению, литературе.
Также в данных методических рекомендациях рассмотрены критерии
оценивания экзаменационной работы.
В разделе «Приложения» представлены образцы: оформления
титульного листа, содержания.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии
с:
Комплектом учебнометодической документации по программе
профессионального обучения по направлению «Профессия служащих:
вожатый» (код профессии 20434);
Положением об итоговой аттестации выпускников МАОУ ДО «ЦОиПО».
1.2. Цель выполнения выпускной квалификационной работы –
систематизация теоретических знаний и практических навыков, полученных
обучающимися при изучении учебных дисциплин, а также определение
степени подготовленности выпускников к самостоятельной работе и
выполнению обязанностей в качестве квалифицированного рабочего в
соответствии с выбранной профессией.
1.3. К выполнению и защите выпускной квалификационной работы
допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в
полном объеме выполнившие учебный план по программе и успешно
прошедшие учебную и производственную практики.
1.4. Выпускная экзаменационная работа – это итоговая аттестационная,
самостоятельная работа обучающегося, выполненная и оформленная с
соблюдением необходимых требований и представленная по окончании
обучения к защите перед квалификационной экзаменационной комиссией.
2. Организация разработки тематики и выполнения работ
2.1. Выпускная экзаменационная работа представлена составлением
сценария мероприятия, игры, режимом дня, освещается на основе анализа
теоретических источников и другой литературы.
38 2.2.
По завершении выполнения обучающимся выпускной
квалификационной работы руководитель работы подписывает ее.
2.3. Решение о допуске работы к защите принимается на заседании
Методического совета МАОУ ДО «ЦОиПО» и оформляется
соответствующим протоколом.
3. Организация выполнения работы
3.1. Основные этапы выполнения работы:
выбор темы, получение задания на выполнение работы;
подбор и изучение литературы, других источников, относящихся к теме
работы, а также, при необходимости, практических материалов;
сбор материалов, составление плана работы;
обработка и анализ собранного материала;
написание работы;
формулирование выводов,
которые должны быть дополнены
практическими рекомендациями;
оформление работы в соответствии с установленными требованиями;
представление работы руководителю на проверку.
3.2.
Обучающийся обязан регулярно посещать консультации
руководителя, представлять ему материал, согласовывать содержание и ход
выполнения работы, способы интерпретации и оформления полученных
данных, устранять указанные руководителем недостатки.
3.3. Основные функции руководителя работы:
знакомит обучающегося с требованиями, предъявляемыми к работе;
совместно с обучающимся разрабатывает задание на выполнение работы;
оказывает помощь в окончательном формулировании темы, составлении
плана работы;
проводит регулярные консультации и собеседования по вопросам
содержания и последовательности выполнения работы;
оказывает помощь обучающемуся в подборе необходимой литературы;
оказывает организационную и методическую помощь обучающемуся;
подписывает работу, дает гарантию ее соответствия предъявляемым
требованиям по качеству содержания и оформления и допускает
выпускника к защите;
консультирует обучающегося при подготовке доклада для защиты.
4. Структура выпускной экзаменационной работы
39 4.1. Структура выпускной экзаменационной работы определяется
требованиями Комплекта учебнометодической документации.
4.2. Структура работы отражает основные положения, раскрываемые в
работе, и должна быть согласована с темой, целью и задачами излагаемого
труда. Объем письменной экзаменационной работы для обучающихся – не
менее 15 листов формата А4 без учета приложений.
4.3. Текстовая часть работы должна содержать следующие структурные
титульный лист;
содержание;
введение;
элементы:
основная часть;
охрана труда и техника безопасности;
заключение;
список литературы.
5. Основные требования к оформлению выпускной экзаменационной
работы
5.1. Титульный лист
Титульный лист на выпускную экзаменационную работу заполняется по
установленной форме (Приложение 6.1) и включает в себя следующие
реквизиты:
наименование образовательной организации;
наименование и код профессии;
наименование темы выпускной экзаменационной работ;
Фамилия и инициалы выпускника;
номер группы;
Ф.И.О. руководителя работы и его подпись;
5.2. Содержание
Первой страницей пояснительной записки является титульный лист. Номер
страницы проставляется в низу по середине. На титульном листе номер
страницы не ставится.
Нумерация страниц проставляется с листа «Содержания», начиная с
порядкового номера «2» (Приложение 6.2).
5.3. Введение
Во введении автор должен обосновать актуальность своей темы, сущность и
социальную значимость профессии, обозначить цели и задачи написания
экзаменационной работы.
5.4. Основная часть
Состоит из следующих разделов:
40 разработка мероприятия согласно выбранной темы из списка (Приложение
6.3);
охрана труда и техника безопасности;
разработка одного вида игры;
составление режима дня в лагере.
5.5. Список литературы
Список литературы завершает выпускную экзаменационную работу. Он
отражает ту литературу, которую изучил и использовал обучающийся в
процессе ее подготовки. Вся используемая литература должна иметь учебно
методическую актуальность.
При оформлении списка используемой литературы необходимо
соблюдать требования, предъявляемые к оформлению библиографического
аппарата.
5.6. Основные требования к оформлению работы
5.6.1 Объем выпускной экзаменационной работы для обучающихся не менее
15 листов без списка литературы и приложений. Работа должна быть
выполнена на стандартных листах белой бумаги формата А4. Выпускная
квалификационная работа представляется в папке.
5.6.2. Текст работы должен быть набран на компьютере с использованием
современного текстового редактора. Размер левого поля — 30 мм, правого —
10 мм, размер верхнего и нижнего определяется рамкой. При использовании
текстового редактора Microsoft Word рекомендуется использовать следующие
параметры: тип шрифта: «Times New Roman», размер шрифта: 14,
междустрочный интервал: полуторный. Весь текст работы выравнивается по
ширине страницы.
5.6.3. Нумерация страниц – сквозная. Первой страницей является титульный
лист, второй — содержание и т. д.
5.6.4. Выпускная квалификационная работа должна быть написана
грамматически правильным, грамотным литературным языком. Как в
текстовом изложении, так и в таблицах, графиках или диаграммах нельзя
допускать произвольного сокращения слов. Изложение материала должно
вестись логически последовательно.
5.6.5. Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Все заголовки
иерархически нумеруются арабскими цифрами. Номер подраздела состоит из
номера раздела и подраздела, разделенных точкой. Номер помещается перед
названием. Такие разделы, как, «Список литературы», «Приложения» не
нумеруются. Заголовки должны быть сформулированы кратко. Заголовки
разделов оформляют по центру страницы, печатаются строчными буквами
полужирным шрифтом (первая заглавная), заголовки подразделов оформляют
с абзаца, печатаются также строчными буквами (первая заглавная). Заголовки
и подзаголовки не подчеркиваются, в конце их точки не ставятся
41 5.6.6. Необходимым элементом работы, способствующим более полному
раскрытию ее содержания, придающим изложению ясность и наглядность,
является иллюстративный материал — фотографии, графики, схемы,
чертежи. Их количество и состав определяются особенностями работы, но во
всех случаях они должны быть органически увязаны с текстом, грамотно
выполнены и правильно оформлены. Все иллюстрации именуются рисунками и
нумеруются последовательно арабскими цифрами. Каждый рисунок должен
сопровождаться содержательной подписью, которая располагается под
рисунком в одну строку с номером. Рисунки должны размещаться сразу
после ссылки на них в тексте работы. При ссылке на рисунок указывается его
порядковый номер, а слово «рисунок» пишется в сокращенном виде,
например: (Рис.1). Повторные ссылки на рисунки следует давать с
сокращенным словом «смотри», например: (см. рис. 1).
5.6.7. Все таблицы и рисунки должны иметь нумерационный и тематический
заголовки. Нумерация рисунков, таблиц и формул может быть либо сквозной
по всему тексту, например, «Таблица 7», «Рис. 2», либо по разделам,
например, «Таблица 1.7», «Рис. 2.5», (т.е. рисунок 5 в главе 2).
5.6.8. Каждый рисунок должен иметь название, состоящее из слова «Рис.»,
номера рисунка с точкой и текстовой части. Название таблицы состоит из
слова «Таблица» (правый верхний угол стр.), номера таблицы без точки и
ниже текстовой части, т.е. названия таблицы. Точки после текстовой части не
ставятся.
5.6.9. В работе должен быть приведен список использованной (изученной)
автором литературы. В начале списка приводятся законодательные акты
Российской Федерации. Далее в алфавитном порядке фамилий авторов
располагаются все остальные источники. Если авторы работы не указаны, то
сведения о ней в списке литературы располагаются в алфавитном порядке,
соответствующем ее заглавию.
6. Подготовка и проведение защиты
6.1. Законченная экзаменационная работа подписывается выпускником и
После просмотра и одобрения
представляется руководителю.
экзаменационной работы руководитель подписывает работу.
6.2.
Подготовив письменную экзаменационную работу к защите,
выпускник готовит выступление (доклад) и другой материал — для
использования во время защиты.
6.3. Дата защиты выпускной квалификационной работы устанавливается
графиком, утвержденным директором МАОУ ДО «ЦОиПО».
6.4. Защита экзаменационной работы происходит публично перед
квалификационной экзаменационной комиссией по защите экзаменационной
работы.
42 6.5. Процедура защиты состоит из выступления обучающегося, который
должен в течение 5 – 10 минут кратко изложить результаты работы, а затем
ответить на дополнительные вопросы.
6.6. По результатам выступления обучающегося, его ответов на вопросы,
ознакомления с содержанием работы, выступлений других участников защиты
квалификационная экзаменационная комиссия оценивает экзаменационную
работу.
6.7.
Экзаменационные работы оцениваются квалификационной
экзаменационной комиссией по следующим критериям:
соответствие теме, направлению профессиональной подготовки;
умение систематизировать и обобщать факты и достижения конкретной
работы, самостоятельно решать конкретные производственные задачи;
использование современных информационных технологий и способность
применять их в работе;
структура работы и культура ее оформления, последовательность,
логичность, завершенность изложения, наличие справочного материала,
стиль изложения.
свободное владение терминологией;
умение аргументировано излагать свою точку зрения, обосновывать
выводы.
материала
Оценка «5» (отлично) – ставится за полное, правильное, последовательное и
логичное изложение материала. Владение профессиональными терминами
свободное.
Оценка «4» (хорошо) – ставится за правильное, последовательное и логичное
изложение
Владение
профессиональными терминами свободное.
Оценка «3» (удовлетворительно) – ставится за неполный ответ,
непоследовательность изложения материала с наводящими вопросами.
Оценка «2» (неудовлетворительно) – ставится за неправильное изложение
материала, отсутствие последовательности. Не владеет профессиональными
терминами.
наводящими вопросами.
с
7. Порядок хранения выпускных экзаменационных работ
7.1. По окончании защиты экзаменационная работа, комплект документов,
заключения о сдаче выпускной квалификационной работы, дневник учета
производственного обучения и практики, сдается в архив учебного заведения
на хранение.
7.2. Выполненные обучающимися выпускные экзаменационные работы
хранятся после их защиты в образовательном учреждении не менее 3 лет.
43 7.3. Лучшие работы, представляющие учебнометодическую ценность,
могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах МАОУ ДО
«ЦОиПО».
Приложение 6.1
Управление образования Артёмовского городского округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ»
_____________________________________________________________________________
623794, Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Коммунальная 10
__
тел. (34363)54900
Название работы
Выпускная квалификационная работа
по программе профессионального обучения
по направлению: «Профессия служащих: вожатый»
Код профессии 20434
Исполнитель:
__________________________,
обучающий(ая)ся группы _______
_______ _________________
дата подпись
44 Руководитель:
___________________________,
преподаватель,
______ ____________________
дата подпись
п. Буланаш
2018
Содержание
Приложение 6.2
1. Пояснительная записка…………………………………….……….…
1.1. Обоснование выбора темы……….………………………..………
1.2. Характеристика профессии вожатый…….………………..…..….
2. Описание мероприятия ………………………………………..……….
2.1. Целевая аудитория ………………………. …………………….…..
2.2. Материалы необходимые для проведения мероприятия…………
3. Охрана труда и техника безопасности………………………………
4. Игра дело серьезное ………………………………………………….
5. Режим дня в лагере ………………………………………...…………..
6. Список литературы………………………..……………………...........
7. Приложения……………………………….…………..…..……………..
45 Приложение 6.3
Список тем для написания выпускной квалификационной работы
по программе профессионального обучения
по направлению: «Профессия служащих: вожатый»
1. Сценарий Новогоднего представления
2. Сценарий открытия смены лагеря дневного пребывания детей
3. Сценарий закрытия смены лагеря дневного пребывания детей
4. Сценарий праздника 23 февраля
5. Сценарий «День Нептуна»
6. Сценарий «Оранжевое настроение»
7. Сценарий «Путешествие по сказкам, или Проделки Бабы – Яги»
8. Праздник в летнем лагере «Здравствуй лето»
9. Сценарий «День пирата»
10. Сценарий «Веселый светофор»
11. Сценарий «У меня растут года…»
12. Сценарий «Зеленая планета»
13. Сценарий «Родными дорогами»
14. Сценарий «День объятий и улыбок»
15. Сценарий «Фото день»
16. Сценарий «Мисс и мистер лагеря»
17. Сценарий «Родина наша Россия»
18. Сценарий «День мультфильмов и детского кино»
19. Сценарий «День наоборот»
20. Сценарий «Музыкальный небосклон»
21. Сценарий «День смеха»
22. Сценарий «День защиты детей»
23. Сценарий «Разные профессии»
24. Сценарий «Мы против СПИДа»
25. Сценарий «Спартакиада здоровья»
26. Сценарий «День самоуправления»
27. Сценарий «Русский день»
46 28. Сценарий «Туристическая эстафета»
29. Сценарий мероприятия «Ярмарка»
30. Сценарий дня «Следствие вели»
31. Сценарий «День гостей или Гостевания»
32. Сценарий мероприятия «Родной город»
33. Сценарий «Вожатский экспромт»
34. Сценарий «Весь мир театр»
35. Сценарий «Родительский день»
47
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Программа профессионального обучения по направлению: "Профессия служащих: вожатый"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.