Программа профилактики насилия в образовательном учреждении
Оценка 5

Программа профилактики насилия в образовательном учреждении

Оценка 5
Работа в классе +2
pdf
математика +1
Взрослым
07.04.2019
Программа профилактики насилия в образовательном учреждении
В работе даются методические рекомендации по профилактике насилия в образовательных учреждениях. Эта тема актуальна для образовательных учреждений. В программе даются методические рекомендации по профилактике насилия, и занятия с педагогами, родителями и обучающими. Также предлагаем вашему вниманию методику проведения анализа ситуации в ОУ.
Программа Колледж без насилия.pdf

 

Романова Любовь Ивановна

Преподаватель

ГБПОУ Лермонтовский региональный многопрофильный колледж

Г. Лермонтов Ставропольский край Программа "Колледж без насилия"  (реализуется на постоянной основе) Анотация: в статье рассматриваются методические рекомендации по проведению диагностики и путей решения с одной стороны, передать сторонам конфликта ответственность за его разрешение, а с другой – помочь конструктивно поговорить (невзирая на эмоции и предубеждения) и найти несиловой способ выхода из ситуации. В программе предлагаются разработки занятий с обучающимися, преподавателями и родителями. Ключевые слова: среднее профессиональное образование, конфликт, насилие, суицид, профилактика насилия. Актуальность:

     В колледже, где обучаются дети из разных социальных слоев, неминуемо возникает много конфликтов, противоречий, проявлений напряжения и агрессии. Если к этому добавить тот факт, что учащиеся из разных школ и регионов, плюс  максимализм подросткового возраста и борьбу ребят за свой статус – то получается "гремучая смесь", разбираться с которой приходится администрации колледжа. Но на данную ситуацию можно посмотреть и с другой стороны.

       В большинстве случаев конфликты устраняются сразу "на месте" преподавателями, но самые болезненные или затянувшиеся, мешающие учебному процессу, поступают "наверх" – к директору, завучу, в Совете по профилактике. Там к нарушителям применяют административные меры, объясняют им возможные негативные последствия, обращаются за помощью к родителям, а в исключительных случаях используют наказание (например, направляют в Комиссию по делам несовершеннолетних).

При этом следует обратить внимание на несколько моментов. 

1.      Конфликт считается негативным явлением, мешающим учебе. Поэтому колледж старается его "заглушить", чтобы он не разросся и не вышел за его границы. А решением проблемы считается ситуация, когда больше нет помех учебе и порядку в колледже, а не когда все участники радостны и довольны.

2.      Поскольку в  деятельности колледжа доминирует процесс обучения, конфликты (на рефлексии которых можно было бы строить процесс воспитания) считаются вредными и воспринимаются как нарушение порядка, хулиганство, правонарушение. Исправить же такие ситуации пытаются административными методами воздействия или коррекционной работой, а не переговорами.

3.      Основной способ воздействия взрослых – поучение, угроза наказанием или наказание (в более мягкой или более жесткой форме), поиски виноватого, формальное "замирение" сторон.

       Где тот путь, который поможет, с одной стороны, передать сторонам конфликта ответственность за его разрешение, а с другой – помочь конструктивно поговорить (невзирая на эмоции и предубеждения) и найти несиловой способ выхода из ситуации? Поскольку в жизни ЛРМК, в настоящее время, по данным исследований, одной из причин понижения эмоционального состояния педагогов и снижения значимости самой профессии являются конфликты (на разбор которых порой уходит большая часть внеучебного времени педагога), мы считаем нужным ввести в колледже службу примирения, которая будет заниматься большей частью решения этих самых конфликтов и тем самым освободит педагогов от некоторых стрессовых ситуаций и даст возможность установить между субъектами образовательного процесса отношения, основанные на понимании другого человека (будь то педагог или ученик). Работать в этой службе примирения  медиаторами будут учащиеся старших курсов, прошедшие подготовку по программе “Колледж без насилия”

Цель программы: повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса: сверстников, преподавателей, родителей в рамках обучения работе медиаторами с целью дальнейшего посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную ситуацию.

Задачи: 

       формирование ценностей и ориентация на здоровый образ жизни; 

       повышать адаптивность учащихся исходя из их социального опыта, возможностей и психического состояния; 

       формировать позитивные отношения подростка к самому себе и окружающему миру в прошлом, настоящем, будущем;

       развивать коммуникативные, интерактивные и перцептивные стороны общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров; 

       расширить круг видения проблемы за счет мнений других; 

       развить способности к адекватной оценке фрустрационной ситуации и умения находить конструктивные пути выхода из нее; 

       обучить приемам снятия эмоционально-волевого напряжения; 

       развить терпимость к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий;

       формировать готовность в оказании помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций. 

Структура Программы.

1-й блок – диагностический (комплектование тренинговой группы, выявление лидеров). 2-й блок – теоретический с элементами практики (знакомство с понятиями конфликта, спора, дискуссии. Изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий протекания конфликта, стратегии поведения в конфликтной ситуации и пр. Подростки на практике учатся находить адекватные выходы из предлагаемых тренером часто встречающихся конфликтных ситуаций в подростковой среде по ранее собранной проблематике) 3-й блок – отработка навыков ведения медиативных процедур

Численность группы. Оптимальной является группа из 16–18 человек (количество участников желательно, чтобы было четное для работы в парах и в то же время делилось на четыре для обсуждения ситуаций в четырех группах). 

Целевая группа: учащиеся ГБОУ СПО ЛРМК.

Приложение 1

Содержание программы:

 

 

 

НАЗВАНИЕ БЛОКА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ТЕМА

1

Введение

2

Что такое медиация?

2

Диагностический

1

Какой я? (тесты Баса-Дарки, Кеттела, Томаса)

3

Мой стиль поведения в конфликте

4

Эмоции

7

Особенности эмоционального общения. Тренинг положительного эмоционального контакта

5

Как развить навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми

6

Эмоции и чувства

7

Психические состояния и их свойства

8

Как управлять своим состоянием и как его изменить

9

Стресс

10

Трудные ситуации и развитие

11

Невербальная коммуникация

5

Что такое невербальная коммуникация.

12

Зоны общения

13

Жесты руками

14

Жесты кистями и руками

15

Мошенничество, сомнение, ложь

16

Толерантность

4

Понятие толерантности

17

Толерантная личность

18

Границы толерантности

19

Барьеры в общении

20

Конфликты

6

Понятие “конфликт”

23

Основные стадии протекания конфликта.

24

Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации

25

Взаимодействии в конфликте

26

Самоконтроль в общении.

27

Анализ и разрешение конфликтных ситуаций

32

Практические занятия

3

Отработка навыков ведения медиативных процедур

33

34

 

Обучающий курс занятий по программе «Колледж без насилия».

Методические рекомендации

      Предварительная подготовка специалиста (преподавателя, социального педагога, классного руководителя) к проведению групповых занятий по программе «Колледж без насилия».

Основными целями обучающего курса являются:

1.                  Обеспечение подростков и взрослых знаниями о том, как противостоять манипулированию и насилию над личностью.

2.                  Информирование учащихся, преподавателей, родителей, представителей сообщества о проблеме насилия и жестокого обращения с детьми и подростками, их последствиях для ребенка.

3.                  Изучение механизмов по предотвращению насилия и созданию благоприятного безопасного образовательного пространства для учащихся. Прежде чем приступить к проведению занятий, необходимо:

1.                  Прочитать основной материал, чтобы иметь представление о содержании темы и лучше понять научную основу занятия.

Примечание: сложная информация должна быть изложена в соответствии с уровнем подготовленности и способностями участников.

2.                  Обратите внимание на время, отведенное для выполнения заданий. Группа, с которой вы работаете, события в день проведения занятия, ваш педагогический профессионализм - все это факторы, оказывающие влияние на продолжительность занятия. Длительность этапов занятия отмечена в пособии. Но, поскольку, одинаковых групп не существует, вы сами можете более точно определить их необходимую продолжительность, исходя из сложности материала, способностей и интересов ваших взрослых участников и учащихся.

Примечание: умейте отклоняться от своих планов занятий и изменять сценарий, если участники готовы воспринять больше информации, чем у вас отведено по плану. Не забывайте, что самым важным является активность подростков и взрослых в процессе обучения.

3.                  Оптимальное количество участников группового занятия 12-16 человек. Обычно, чем больше группа, тем сложнее создать атмосферу доверия и проводить занятия, и тем меньше вы сможете уделить внимания каждому из участников группы. Если в вашей группе более 16 человек, то вам необходимо следить за тем, чтобы у каждого участника была возможность поделиться своим мнением во время обсуждений. При этом каждому участнику необязательно высказываться во время обсуждений на всех занятиях, но важно, чтобы они имели возможность для выражения своих мыслей. Кроме того, во время работы с большой группой можно легко упустить из виду участников, которые отличаются молчаливостью, замкнутостью, и зачастую не участвуют в обсуждениях.

Если вы работаете с малочисленной группой, то можете столкнуться с отсутствием разнообразия мнений, необходимых для интересного обсуждения, вам чаще придется высказывать свое мнение и предлагать свои варианты решения проблемы. В случае работы с большой группой будет сложнее уложиться в отведенные временные рамки, а работа с маленькой группой участников, напротив, может занять меньше времени. В итоге, у вас может остаться свободное время в конце занятия.

Примечание: неизменность количественного состава группы – желательно, чтобы группа начала свою работу и закончила в одном составе. Это связано с тем, что появление нового члена группы формирует у участников необходимость возвращения к пройденным этапам группового процесса. Отсутствие одного из членов группы разрушает чувство стабильности.

4.                  Продумайте место для проведения занятий. Участники должны чувствовать себя свободно, и в достаточной мере раскрепощено.

Примечание: реализация программы не требует дополнительных материальных затрат и специального оборудования.

5.                  Изучите программу обучающего курса, упражнения и приложения, чтобы иметь в арсенале дополнительный материал, необходимый для проведения занятий.

Примечание: подготовьте заранее дополнительный комплекс упражнений.

6.                  Для того чтобы начать групповую работу динамично и эффективно, необхо- димо внутренне настроиться самому на работу с группой.

Примечание 1: существуют различные способы внутренней настройки учителя на работу с группой. Например, за 15 минут до начала занятия рекомендуется пройтись по коридору или улице, стараясь завязывать с встречными людьми непродолжительные разговоры по незначительным поводам. Еще одним эффективным способом является воспоминание о чем-то приятном и радостном, чтобы сформировать оптимистический настрой перед занятием.

Примечание 2: будьте готовы в случае необходимости применить релаксационные упражнения на занятиях для снижения у участников уровня стресса.

Структура группового занятия (ход занятия)

Структура группового занятия включает в себя следующие этапы:

1.                  Приветствие. Этот этап подготавливает участников группы к работе. Приветствие необходимо для создания позитивной, доброжелательной и доверительной атмосферы, способствующей сплочению группы, и организации участников на дальнейшую совместную деятельность во время занятия.

2.                  Основная часть. На данном этапе рассматриваются актуальные вопросы по теме занятия. Он нацелен на переосмысление жизненных позиций и мировоззренческих установок участников.

Примечание: следует учитывать чередование умственной и физической активности во время групповой работы: в начале группа «не разогрета», но нет усталости; ближе к концу группа более открыта, готова к сотрудничеству, но появляется утомление.

3.                  Групповая работа. Групповое обсуждение играет немаловажную роль в работе, дает участникам дополнительный стимул задуматься о пройденном материале и закрепить его.

4.                  Обратная связь. Обратная связь необходима для обеспечения поддержки участника. Любая обратная связь должна информировать личность, что он действует правильно и, следовательно, может продолжать в том же направлении.

Примечание 1: обратная связь эффективна только в том случае, когда человек действительно готов к ней и уверен, что все члены группы изначально питают к нему самые хорошие чувства и, если говорят не очень приятные вещи, то с единственным желанием - искренне помочь ему.

Примечание 2: если групповая рефлексия прошла напряженно и переросла в дискуссию, которая обнаружила противоположные точки зрения, необходимо провести упражнение, способствующее объединению группы.

5.                  Завершение работы. На заключительном этапе работы логично организовать обмен мнениями по поводу занятия и выразить благодарность за поддержку.

Примечание: завершением занятия может быть принятый группой ритуал прощания или какое-либо короткое упражнение (1-3 минуты) на доверие, сплочение команды, снятие напряжения или выражение благодарности за проведенное вместе время и плодотворную совместную работу.

Для успеха обучающего процесса важна психологическая атмосфера. Ее создают: соблюдение правил поведения, отсутствие оценочного отношения друг к другу, использование различных методов обучения в группе.

Правила. 

Для достижения положительной психологической атмосферы на занятиях вводятся правила поведения. Правил, как минимум, четыре:

1.  внимательно слушай говорящего;

2.  не критикуй говорящего, что бы он ни сказал;

3.  если не хочешь говорить, то можешь промолчать;

4.  относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

Правило 1. «Внимательно слушай говорящего». Правило заключается во внимательном отношении участников занятий к тому, что говорят и чувствуют другие. Если правило соблюдается, каждый будет уверен в том, что остальные его услышали и поняли.

Правило 2. «Не критикуй говорящего, что бы он ни сказал». Правило означает, что к каждому члену группы относятся доброжелательно, уважают его мнение и ценят вклад в общую дискуссию. Выполнение этого правила позволяет избежать в ходе занятий отрицательных оценок, обидных прозвищ, недружелюбных поступков и жестов. В результате слушатели получают возможность высказываться открыто и честно, не опасаясь критики и насмешек.

Правило 3. «Если не хочешь говорить, то можешь промолчать». Правило предоставляет свободу участия в дискуссии, способствует осторожному обращению с чувствительными людьми.

Правило 4. «Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе». Правило говорит о признании ценности, уникальности каждого, уважительном отношении друг к другу. В случае уважительного отношения конфликты, возникающие в группе, разрешаются конструктивно, а конструктивные и доброжелательные высказывания одного партнера по взаимодействию в адрес другого (обратная связь) способствуют личностному росту. При необходимости преподаватель может установить одно-два дополнительных правила, выполнение которых, по его мнению, будет полезным для данной группы. Однако правил не должно быть много. Принципиально важно, чтобы им следовали все участники занятий. Ошибки. Преподаватель должен конструктивно относиться к ошибкам. Ошибки - неизбежное, нормальное явление нашей жизни. Каждый имеет право совершать ошибки и исправлять их. На ошибках люди учатся. Главное, чтобы, учитывая прежние ошибки, участники старались их больше не делать.

Оценки. Положительной психологической атмосфере в группе очень способствует отсутствие оценок знаний на занятии. Но при этом важным элементом обучения является оценка занятий участниками. Она позволяет понять, насколько слушатели вовлечены в процесс и как они усвоили материал. Для преподавателя такая обратная связь очень важна. Он может получить ее, просмотрев оценку занятий участниками в анкетах, в рабочих тетрадях (если преподаватель посчитает необходимым их наличие на занятиях). Роль преподавателя.

Преподавателю приходится брать на себя выполнение различных ролей во время проведения занятий по программе «Колледж без насилия», это такие роли, как докладчик, участник обсуждения, руководитель, возможно – образец для подражания.

Докладчик: как докладчик, предоставляет участникам информацию по теме занятия, активно используя наглядные материалы (фразы, схемы, рисунки, и т.д.).

Участник обсуждения: для активизации участников прподаватель может поделиться своими мыслями и мнением. Однако он должен знать меру и стимулировать участников к дискуссии, к выражению ими своих мыслей.

Руководитель:  умело руководит занятием, контролирует поведение учащих- ся, умеет создать благоприятный психологический климат.

Образец для подражания: преподаватель сам умело использует информацию и навыки, полученные в рамках занятия. Поведение преподавателя должно соответствовать ценностям и навыкам программы «Колледж без насилия».

Работа в подгруппах.

Во время проведения занятий по программе «Колледж без насилия» предполагается, что участники будут часто работать в подгруппах.

Æ Работа в подгруппах расширяет возможности участников быть услышанными.

Æ Некоторым участникам легче выражать свои мысли в небольших группах, чем высказаться перед всеми участниками занятий.

Æ Работа в подгруппах позволяет отдельным участникам применять свои навыки на практике и совершенствоваться.

Для того чтобы работа в подгруппах проходила эффективно необходимо учитывать следующие моменты:

1.                  Идеальное количество участников в подгруппе – от двух до четырех человек. Это будет способствовать более интенсивной работе команды при выполнении задания. Активность участников повышается.

2.                  Чтобы все участники лучше узнали друг друга, необходимо менять состав подгрупп в ходе каждого занятия.

При выполнении некоторых заданий работа подгрупп будет более эффективной, если разные роли распределятся между участниками. Например:

 Лидер (ведущий): Руководит работой группы над заданием и стимулирует к активности.

 Докладчик: Знакомит участников с содержанием обсужденного задания.

 Хронометрист: Следит за тем, чтобы группа завершила выполнение задания в указанное время.

 Секретарь: Собирает весь материал, необходимый для выполнения задания: маркеры, бумага и др. Фиксирует результаты обсуждения задания в подгруппе.

3.                  Подготовьте материал, необходимый для работы группы. Это маркеры, бумага формата А4 или флип-чарт, скотч, карандаши, краски и т.д., а также раздаточные материалы, если в них есть необходимость.

Во время обсуждения и даже перед началом упражнений у участников могут возникнуть мысли о бессмысленности процедуры, предложенной учителем. Работа над упражнением может также привести к усилению тревоги и возникновению сопротивления со стороны участников. В такой ситуации преподаватель может предложить сомневающемуся пока не участвовать, побыть в роли наблюдателя. Однако это не должно стать практикой для участников.

Примечание: Можно использовать прием «Запрещающий знак». Учитель и участники группы заранее договариваются о возможности пользоваться в особых, строго оговоренных случаях знаком, свидетельствующим, что к данному участнику обращаться нельзя. Следует обращать особое внимание на детей, часто использующих подобные знаки, поскольку они нуждаются в специальной подготовке. Как правило, это дети с низкой самооценкой, неуверенные в себе. Их целесообразно выявлять заранее, для того, чтобы во время занятий оказывать им психологическую поддержку. Эффективным приемом в таких ситуациях выступает демонстрация упражнения или игры самим учителем: «Начнем с меня!».

Тематика занятий подобрана в соответствии со спецификой возрастных особенностей участников и изложена в содержании.

Как подготовиться к занятиям?

План занятия.

Преподавателю необходимо ознакомиться со всеми предложенными материалами по занятию, приложением; определить оптимальный объем информации, соотнести его с возможностями участников и их пожеланиями; внести корректировки в предложенную структуру занятия. Подготовка к занятию.

Во время подготовки к проведению занятий необходимо изучить следующие разделы и их содержание:

æ Слово дня: В данном разделе даются определения основных понятий по теме занятия, которые раскрывают суть изучаемой проблемы (по мере необходимости). Определения взяты из словарей, справочников (психологических, философских, педагогических, правовых и др.).

æ  Цели занятия: Цели обучения сформулированы для каждого занятия и направлены на расширение представлений участников об изучаемом явлении или проблеме.

æ Задачи занятия: В данном разделе представлены шаги, необходимые для достижения поставленной цели занятия.

æ Оборудование: Этот раздел содержит список основных материалов, которые необходимо предварительно подготовить к занятиям.

æ Продолжительность занятия: В данном разделе указаны временные рамки занятия. В обучающем курсе программы предполагается по одному академическому часу (45 минут) на каждое занятие.

æ План занятия: Здесь представлен алгоритм действия преподавателя на занятии.

æ Поддерживающая информация для преподавателя: Раздел содержит ключевую информацию по теме занятия. (Для данного раздела использованы исследования ученых: педагогов, психологов и других специалистов в области изучения личности человека, его социализации, развития в правовом поле. Список литературы, которая использовалась при подготовке курса, прилагается в конце пособия).

Программа занятий для учащихся.

«Мы учимся не для колледжа, а для жизни». Латинская пословица

В современном колледже, где обучаются дети из различных социальных слоев, этнических групп, возникает много конфликтов и проявлений агрессии и напряжения. Основная задача обучающего курса для  заключается в содействии физическому, психологическому, духовному, социальному, эмоциональному, познавательному и культурному развитию детей, как приоритетному направлению Стратегии образования в Российской Федерации.

Цели:

@ Повышение информированности учащихся в вопросах психологии личности, общения, конфликтологии, правовых вопросов и т.д.

@ Обучение мирному взаимодействию, как способу успешной социализации учащихся.

@ Создание доброжелательного климата в ГБОУ СПО ЛРМК.

Задачи:

ÿ Развитие навыков, позволяющих принимать решения в кризисных ситуациях, при угрозе насилия.

ÿ Стабилизация адекватной самооценки, укрепления структур «Я - взрослый». ÿ Развитие адаптивных навыков поведения.

Данный курс рассчитан на 12 занятий и может быть реализован в рамках воспитательной работы колледжа. Занятия целесообразно проводить раз в неделю.

Занятие № 1.

Тема занятия: Вводный блок. Знакомство с обучающим курсом занятий по программе «Колледж без насилия».

Занятие № 2.

Тема занятия: Какой «Я»?

Занятие № 3.

Тема занятия: Я и мои права.

Занятие № 5.

Тема занятия: Умение сказать «нет».

Занятие № 6

Тема занятия: Как преодолеть стереотипы?

Занятие № 7.

Тема занятия: Конфликты в жизни человека.

Занятие № 8.

Тема занятия: Конфликты и способы их преодоления.

Занятие № 9.

Тема занятия: Что такое насилие?

Занятие № 10.

Тема занятия: Насилие и его последствия.

Занятие № 11.

Тема занятия: Мир вокруг нас.

Занятие № 12.

Тема занятия: Заключительное занятие. Я и общество.

 

 

 

 

            Литература 

1.      Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб, “Речь”, 2002.

2.      Коновалов А.Ю. Служба примирения в системе школьного самоуправления. // Журнал “Директор школы” 9 – 2008, с.12–20

3.      Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия “Главный учебник”). – СПб.: прайм_ЕВРОЗНАК, 2002.

4.      Шамликашвили Ц. Явные и незаметные преимущества медиации// Журнал “Медиация и право” , М.. 2 (12) – 2009.

5.      Макартычева Г.И. Тренинr для подростков: профилактика асоциальноro поведения.

СПб.: Речь, 2007,. ..... 192 с.

 

Романова Любовь Ивановна Преподаватель

Романова Любовь Ивановна Преподаватель

Где тот путь, который поможет, с одной стороны, передать сторонам конфликта ответственность за его разрешение, а с другой – помочь конструктивно поговорить (невзирая на эмоции…

Где тот путь, который поможет, с одной стороны, передать сторонам конфликта ответственность за его разрешение, а с другой – помочь конструктивно поговорить (невзирая на эмоции…

Численность группы . Оптимальной является группа из 16–18 человек (количество участников желательно, чтобы было четное для работы в парах и в то же время делилось…

Численность группы . Оптимальной является группа из 16–18 человек (количество участников желательно, чтобы было четное для работы в парах и в то же время делилось…

Конфликты 6 Понятие “конфликт” 23

Конфликты 6 Понятие “конфликт” 23

Оптимальное количество участников группового занятия 12-16 человек

Оптимальное количество участников группового занятия 12-16 человек

Приветствие. Этот этап подготавливает участников группы к работе

Приветствие. Этот этап подготавливает участников группы к работе

Правило 2. «Не критикуй говорящего, что бы он ни сказал»

Правило 2. «Не критикуй говорящего, что бы он ни сказал»

Во время проведения занятий по программе «Колледж без насилия» предполагается, что участники будут часто работать в подгруппах

Во время проведения занятий по программе «Колледж без насилия» предполагается, что участники будут часто работать в подгруппах

Тематика занятий подобрана в соответствии со спецификой возрастных особенностей участников и изложена в содержании

Тематика занятий подобрана в соответствии со спецификой возрастных особенностей участников и изложена в содержании

Задачи: ÿ Развитие навыков, позволяющих принимать решения в кризисных ситуациях, при угрозе насилия

Задачи: ÿ Развитие навыков, позволяющих принимать решения в кризисных ситуациях, при угрозе насилия

Коновалов А.Ю. Служба примирения в системе школьного самоуправления

Коновалов А.Ю. Служба примирения в системе школьного самоуправления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2019