Цели программы
Задачи программы
Сроки реализации программы
Основные исполнители
Законодательная база для разработки программы
Органы контроля Создание условий для целостной систематической работы со слабоуспевающими, повышение их уровня обученности и обучаемости.
Создать условия для эффективного обучения и развития обучающихся с низкими учебными возможностями, освоения базовых программ (управленческая задача).
Обеспечить психологический комфорт обучающихся, ситуацию успеха в обучении.
Формировать позитивную учебную мотивацию
Реализовывать дифференцированный подход в педагогическом общении и деятельности на уроках и во внеклассной работе.
Сформировать умения и навыки учебной деятельности у обучающихся с низкими возможностями, развивать навыки самообучения, самовоспитания, самореализации.
Составить индивидуальную программу обучения для слабоуспевающего ученика с учетом его индивидуальных и личностных особенностей
Отслеживать динамику развития слабоуспевающих обучающихся.
Корректировать индивидуальную программу с учетом изменений.
2006-2009
Классные руководители
Учителя - предметники
Психолог
Социальный педагог
Логопед
Заместители директора по УВР
Конституция РФ ст. 43
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ст. 10 п. 3
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", ст. 14
Закон РФ " Об образовании" ст. 17
Положение о работе с обучающимися, неуспешными в учебной деятельности.
Промежуточный контроль: методические объединения учителей - предметников, административный совет
Итоговый контроль: педагогический совет школы
Программа профилактики неуспеваемости и индивидуальной помощи
слабоуспевающим обучающимся
Цели программы
Задачи программы
Сроки реализации
программы
Основные исполнители
Законодательная база для
разработки программы
Органы контроля
Создание условий для целостной систематической работы со
слабоуспевающими, повышение их уровня обученности и
обучаемости.
Создать условия для эффективного обучения и развития
обучающихся с низкими учебными возможностями, освоения базовых
программ (управленческая задача).
Обеспечить психологический комфорт обучающихся, ситуацию
успеха в обучении.
Формировать позитивную учебную мотивацию
Реализовывать дифференцированный подход в педагогическом
общении и деятельности на уроках и во внеклассной работе.
Сформировать умения и навыки учебной деятельности у
обучающихся с низкими возможностями, развивать навыки
самообучения, самовоспитания, самореализации.
Составить индивидуальную программу обучения для
слабоуспевающего ученика с учетом его индивидуальных и
личностных особенностей
Отслеживать динамику развития слабоуспевающих обучающихся.
Корректировать индивидуальную программу с учетом изменений.
20062009
Классные руководители
Учителя предметники
Психолог
Социальный педагог
Логопед
Заместители директора по УВР
Конституция РФ ст. 43
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации", ст. 10 п. 3
Федеральный закон "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", ст. 14
Закон РФ " Об образовании" ст. 17
Положение о работе с обучающимися, неуспешными в учебной
деятельности.
Промежуточный контроль: методические объединения учителей предметников, административный совет
Итоговый контроль: педагогический совет школы
Основные мероприятия:
Направление
Мероприятия
Предполагаемый
Ответственные
Обучение в соответствии
с принципами
индивидуальности
Психолог,
заместители
директора по
УВР, НМР
результат
Методическая
помощь педагогам в
организации работы
со
слабоуспевающими
Ликвидация
педагогических
затруднений.
Создание банка
данных:
Индивидуальные
когнитивные
способности
учителей
Учебные
возможности
обучающихся
Диагностика
индивидуальных когнитивных
способностей учителей и
учебных возможностей
обучающихся, выбор
технологий обучения в
соответствии с
доминирующими
способностями обучающихся.
Педагогический совет
"Приемы
дифференцированного
обучения"
Психологический тренинг
для педагогов.
Дни педагогической
поддержки.
Выпуск методического
бюллетеня по вопросам
работы со слабоуспевающими
обучающимися.
Педагогический семинар для
учителей "Индивидуальные и
психофизиологические
особенности в процессе
обучения", "Система работы
со слабоуспевающими
обучающимися".
Организация
индивидуальных занятий,
консультаций со
специалистами, учителями
предметниками.
Создание памяток и
рекомендаций по работе со
слабоуспевающими
обучающимися.
Создание памяток и
алгоритмов деятельностиобучающихся.
Создание методической
папки "Коррекционная работа
со слабоуспевающими
обучающимися".
Организация
внутришкольного контроля по
теме "Предупреждение
неуспеваемости"
Диагностика
индивидуальных
особенностей познавательных
процессов обучающихся с
низкими учебными
возможностями.
Педагогические консилиумы.
Психокоррекционная работа.
Уроки консультации и
индивидуальные
рекомендации для родителей.
Педагогический совет.
Дифференцированный
подход к обучению.
Технология полного
усвоения знаний
Создание ситуаций успеха на
уроках и во внеклассной
деятельности
Использование на уроке
алгоритмов помощи
неуспевающим и
индивидуальной помощи
слабоуспевающим
обучающимся
Создание системы
индивидуальных занятий,
факультативных занятий по
учебным предметам.
Создание системы
дополнительного
образования, кружков,
секций, дополнительных
платных образовательных
услуг в соответствии с
Организация обучения с
учетом индивидуальных
психофизиологических
особенностей
Создание механизмов для
формирования
механизмов
самообучения и мотивов
учебной деятельности
Обеспечение
возможностей для
самореализации
обучающихся
Повышение
психологической
мотивации к учению,
мышлению,
вниманию и развитию
памяти.
Психолог,
заместители
директора по
УВР, логопед
Формирование
механизмов
самообучения,
мотивов учебной
деятельности
Заместители
директора по
УВР, учителя
Определение
личностных
интересов и
увлечений.
Заместители
директора по
УВР, ВР,
классные
руководителиСоздание условий для
понимания
обучающимися своих
индивидуальных
особенностей и их
коррекция
Обеспечение
психологической
комфортности
обучающимся в процессе
обучения (атмосфера
открытости,
взаимопонимания,
психологической
защищенности.
индивидуальными
способностями и
склонностями обучающихся.
Обеспечение возможностей
для самоактуализации в
рамках учебного процесса
Вовлечение в активную жизнь
класса.
Посильные поручения,
повышающие статус ребенка в
коллективе.
Проведение смотров знаний
Организация
психологических тренингов,
семинара, серии классных
часов, службы
психологического
консультирования
обучающихся
Психокоррекционная работа
Составление индивидуальной
программы педагогической
поддержки каждого
неуспевающего ученика.
Семинары по психологии
общения для обучающихся и
родителей
Выявление неблагоприятных
факторов социальной среды
(семьи, школы),
травмирующие ребенка,
нарушающие развитие
личности обучающегося и ее
социальную адаптацию
Диагностика психических и
личностных нарушений.
Профилактические беседы
обучающихся с социальным
педагогом.
Индивидуальная
психотеропия детей группы
"риска".
Информирование
обучающегося о позитивных
достижениях каждого
Коррекция
психологических
затруднений
обучающихся
Психолог,
классные
руководители
Создание
индивидуальных
маршрутов
обучающихся, карт
педагогической
поддержки
Заместители
директора по
УВР, психолог,
социальный
педагог, классные
руководители,
учителя
предметники,
врач
психотерапевтученика в рамках различных
видов деятельности
Индивидуальные беседы
обучающихся со
специалистами.
Контроль посещаемости
занятий
Организация помощи
одноклассников.
Классные часы "Учись
учиться"
Разработка карт
педагогической поддержки
обучающихся
Наблюдения за
неуспевающим обучающимся
во время посещения уроков.
Организация внеклассной
работы по приобщению
обучающихся духовной
культуре и общечеловеческим
ценностям общества.
Вовлечение ученика в
проведение внеклассных
мероприятий, обеспечение
занятости
Создание условий
развития социальной
компетентности,
формирование
механизмов
самовоспитания
Усвоение
общечеловеческих
норм и ценностей.
Заместитель
директора по ВР,
классные
руководители,
педагоги
предметники
Методики исследования обучающихся, отстающих в обучении.
1. Обучающий эксперимент на материале Коса.
2. Диагностика словесно логического мышления (на материале теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра,
модифицированного Л.И.Переслени)
3. Методика диагностирования этапов развития ВПД
4. Образец и правило (методика А.Л.Венгера)
5. Корректурная проба. Тест Бурона.
Методики исследования обучающихся, отклоняющихся в поведении.
1. Самооценка психических состояний личности Г.Айзенка.
2. Графический тест "Рисунок класса.
3. Детский личностный опросник Кателла.
4. Определение положительных и отрицательных эмоций по отношению к школе.