Программа профориентационной работы МБОУ «СОШ №77».
Оценка 4.7
Работа в классе
doc
психологическая работа +1
Взрослым
20.06.2018
Программа профориентационной работы МБОУ «СОШ №77». Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Разнообразить систему профинформирования через организацию профориентационной работы с учреждениями профессионального образования; через встречи с представителями профессий, востребованных рынком труда; через уроки географии, права, обществознания, элективные курсы по профессиональному и правовому информированию; обеспечить удовлетворение учащихся в углубленном изучении предметов через организацию профильного обучения в старшей школе.Программа профориентационной работы МБОУ «СОШ №77». Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Разнообразить систему профинформирования через организацию профориентационной работы с учреждениями профессионального образования; через встречи с представителями профессий, востребованных рынком труда; через уроки географии, права, обществознания, элективные курсы по профессиональному и правовому информированию; обеспечить удовлетворение учащихся в углубленном изучении предметов через организацию профильного обучения в старшей школе.
Программа по профориентационной работе.doc
Программа профориентационной работы
МБОУ «СОШ №77»
Цель программы:
Создание условий для формирования обоснованных профессиональных
планов выпускников.
Приведение образовательных потребностей учащихся в соответствие с
рынком труда на основе личностно ориентированного подхода.
Задачи программы:
скоординировать работу учителей предметников по выявлению, развитию
способностей;
скоординировать работу классных руководителей по преемственности
профориентационной работы между ступенями образования, по организации
индивидуальной работы с учащимися и их родителями для формирования
обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической
коррекции через работу МО классных руководителей;
разнообразить систему профинформирования через организацию
профориентационной работы с учреждениями профессионального
образования; через встречи с представителями профессий, востребованных
рынком труда; через уроки географии, права, обществознания, элективные
курсы по профессиональному и правовому информированию;
обеспечить удовлетворение учащихся в углубленном изучении предметов
через организацию профильного обучения в старшей школе.
сформировать положительное отношение к труду;
научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с
индивидуальными качествами;
научить анализировать свои возможности и способности,
сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей
своей личности.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ
УЧАЩИХСЯ Реформа российского общества предъявляет новые требования к системе
образования: необходимо не только организовать образовательный процесс и
дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и
профессиональной работе в новых экономических условиях.
В системе образования заметно усилился процесс реорганизации — идет
работа над образовательными стандартами, изменяется структура и спектр
специальностей.
Однако, больше внимания уделяется получению академических знаний и
значительно меньше — овладению практическими навыками работы в
условиях изменяющейся экономики. Выпускники общеобразовательной
школы страдают от неопределенности своей будущей карьеры. Многие из них
нуждаются в специальном консультировании и психологической помощи.
Поэтому особое значение приобретает помощь учащимся в выборе профессии.
Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека
является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в
жизни.
Всё это убеждает нас в необходимости реформирования системы
профориентации. Задача сегодняшнего дня — помочь учащимся не только
выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований
рынка труда.
В поиске направлений совершенствования профориентационной работы
значительная роль принадлежит идее построения такой школы, которая
ориентирована на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов
учащихся, решает проблему их профессионального самоопределения.
Профориентационная работа должна охватывать всех педагогических
работников школы.
Обязанности директора:
∙ направлять работу педагогического коллектива в осуществлении основных
направлений государственной политики образования;
∙ создать и организовать работу школьного совета профориентации;
∙ постоянно знакомиться с инструкциями, приказами, решениями по
профессиональной ориентации, с научной и методической литературой;
∙ учитывать предъявленные в документах требования и рекомендации при
составлении соответствующих разделов общешкольного плана
профориентационной работы;
∙ контролировать и анализировать всю профориентационную работу в школе;
∙ в начале каждого учебного года обновлять и утверждать план работы школы
по профориентации;
Обязанности заместителя директора по учебновоспитательной работе: ∙ разработать и осуществлять план работы школы по профориентации;
∙ организовывать и проверять деятельность классных руководителей по
профессиональной ориентации;
∙ организовать лекторий для родителей по проблемам профориентации;
∙ организовать проведение профориентационной работы с родителями
школьников;
∙ привлекать родителей к проведению профинформационных встреч,
экскурсий с учащимися о профессиях и к участию в других
профориентационных мероприятиях школы;
∙ осуществлять тесную связь с выпускниками школы, учёт итогов
трудоустройства;
∙ организовывать встречи с работниками профессиональных учебных
заведений, успешными студентамивыпускниками школы, представителями
различных профессий;
∙ способствовать активному участию учащихся в работе предметных и
технических кружков, групп по интересам и вовлечению в них учащихся;
∙ организовать знакомство учащихся школы с новыми, популярными
профессиями, информацией по профессиональному выбору, применением
достижений науки и производства через использование ИКТ.
Обязанности классного руководителя:
∙ глубоко и всесторонне изучать формирующуюся личность учащегося, его
склонности, интересы, способности через совместную работу с педагогом
психологом, беседы с учителямипредметниками, родителями с помощью
анкетирования и систематически проводимого наблюдения с заполнением
личной карточкихарактеристики школьника;
∙ на основе изучения личности учащегося проводить целенаправленную
профориентационную работу по определенной программе во время часов
классного руководства, факультативных занятий, предпрофильной
подготовки, экскурсий;
∙ работу по профессиональной ориентации проводить в тесном контакте с
родителями учащихся, выявлять позицию родителей относительно
дальнейшего профессионального пути их ребёнка; ∙ проводить анкетирование учащихся с целью выявления их жизненных
планов;
∙ обеспечить посещение всеми учащимися профориентационных мероприятий,
организуемых в школе и в городе, Дней открытых дверей, организуемых
профессиональными учебными заведениями.
Обязанности учителейпредметников:
∙ предусмотреть в календарнотематических планах ознакомление учащихся с
профессиями и отраслями народного хозяйства в процессе изучения
программного материала и во внеурочной работе;
∙ изучать и развивать интересы, склонности и способности каждого ученика;
∙ использовать во внеклассных мероприятиях элементы профориентационной
работы.
Обязанности библиотекаря школы:
∙ регулярно подбирать литературу для учителей и учащихся в помощь выбору
профессии;
∙ изучать читательские интересы учащихся и рекомендовать им литературу,
помогающую в выборе профессии;
∙ организовывать выставки книг, посвящённые профессиям и читательские
диспутыконференции на темы выбора профессии.
Профессиональная ориентация в школе это система учебно
воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого
объёма знаний о социальноэкономических и психофизических
характеристиках профессий.
В школе профориентационная работа проводится под руководством зам.
директора по воспитательной работе классными руководителями, школьным
психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинского работника.
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
Профессиональная информация.
Профессиональное воспитание
Профессиональная консультация
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,
личностных и профессионально важных качествах человека, существенных
для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения
профессии, о потребностях общества в кадрах. Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и
профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы
по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать
учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной
работы, общественнополезному и производственному труду, к активной
пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои
склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности,
а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии
профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых
различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование изучение личности учащегося и на
этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная
консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Классный руководитель может использовать такие методы работы как
наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их
учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого
педагогических характеристик учащихся.
Формы работы:
профориентационные уроки;
экскурсии;
классный час по профориентации;
встречи со специалистами;
родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Принципы профориентационной работы:
1)Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в
зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от
различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня
успеваемости.
2)Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм
профориентационной работы с учащимися и родителями.
3) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных за
ведений, центров профориентации молодежи, службы занятости,
общественных молодежных организаций.
4)Связь профориентации с жизнью (органическое единство с
потребностями общества в кадрах).
Модель работы с учащимися Активизация интереса к выбору профессии, формирование правильного
911кл.
понимания сущности профессии и самоопределение, компьютерная
диагностика профессиональной предрасположенности, уточнение сведений
об учебных заведениях, об ошибках в выборе профессий. . Работа с родителями
Общешкольные родительские собрания
(информационное обеспечение о перспективах развития рынка труда, о
нормативноправовой базе получения среднего, профессионального
образования, об ошибках в трудоустройстве учеников, о роли родителей в
профориентации учащихся разных ступенях образования. )
Классные родительские собрания.
Формирование профессиональных планов, работа с типичными ошибками в
выборе профессий (9кл.).
Формирование профессиональной подготовки в старшем школьном
возрасте(10кл.).
Самовоспитание школьника как важнейшее условие его подготовки к
профессиональному труду. Самоопределение школьников(11кл.).
Работа с
родителями
учащихся по
профессиональному
самоопределению.
Индивидуальные
консультации родителей о
перспективах развития
рынка труда, о правилах
приема в профессиональные
заведения, о контрактно
целевой подготовке кадров.
Участие родителей в
профессиональном
информировании учащихся
выступления о своих
профессиях.
911 классы 1. Познай самого себя.
2. Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор
профессии. Анкетирование.
3. Профориентация и медицинская профконсультация.
4. Мотивы выбора профессии.
5. Психологические характеристики профессий.
6. Они учились в нашей школе.
7. Выпускники школыучителя.
8. Профессии с большой перспективой.
9. Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека.
10. Что век грядущий нам готовит?
11. Труд и творчество как главный смысл жизни.
12. Сотвори свое будущее.
13. Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая
печать и литература.
Примерный план профориентационной работы в 910 классе
Сентябрь «Право выбора». Беседа психолога
Октябрь Трудовое право статьи Конституции. Трудовой десант.
Ноябрь Производство и дисциплина труда. Обсуждение статей
Конституции
Декабрь Экскурсия в городской Центр занятости
Январь
Февраль Экскурсии в профессиональное училище №26, 11, 55
Экскурсия в химикотехнологический техникум (УХТТ)
Экскурсия в профессиональное училище № 29
Март
Апрель Экскурсия в педагогическое училище
Примерный план профориентационной работы в 11 классе
Сентябрь «Право выбора». Беседа психолога
Октябрь Трудовое право статьи Конституции. Трудовой десант.
Ноябрь Производство и дисциплина труда. Обсуждение статей
Конституции
Декабрь Экскурсия в городской Центр занятости
Январь
Февраль Экскурсии в БГУЭП, ИГУ
Экскурсия в ИРКУПС
Экскурсия в ИГТУ (усольский филиал)
Март
Апрель Экскурсия в медицинское училище Список литературы
1. Немова Н.В. Управление системой профильного обучения в школе: Метод.
пособие / Н.В. Немова. –М.: «Сентябрь». – 2006. – 160 с.
2. Профессиональная ориентация учащихся. /Сост. О.А. Хаткевич. Мн.: Изд. ООО
«КрасикоПринт». 2004. – 176 с.
3. Профориентация старшеклассников: сб. учебнометодических материалов/ сост.,
ред. и коммент. Т. В. Черниковой. – Волгоград: учитель, 2007. – 120 с.
4. Профориентология: теория и практика: учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер,
А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. — М.: Академический Проект; Екатеринбург:
Деловая книга, 2006. — 192 с.
5. Профориентация старшеклассников: сборник учебнометодических материалов /
сост., ред. и коммент. Т.В.Черниковой. – Волгоград: Учитель, 2006. – 160 c.
6. Прошицкая. Е.Н. Выбирайте профессию: учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. /
Е.Н. Прошицкая. – М.: Просвещение, 1991. – 156 с.
7. Пряжников Н. С. Профоринтация в школе: игры, упражнения, опросники (811
классы). – М.: ВАКО, 2005. – 288с.
8. Резапкина Г. В. «Отбор в профильные классы». – М.: издво «Генезис», 2005. – 176 с.
9. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной
подготовки. – М.: издво «Генезис», 2006. – 124 с.
10. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника /
Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005. – 140 с.
11. Селевко Г. К., Соловьёва О. Ю. Найди свой путь: учебное пособие для
предпрофильного обучения / Г. К. Селевко, О. Ю. Соловьёва. – Ярославль ИРО, 2006. –
160 с.
12. Тесты для выбирающих профессию / сост. А.М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова.
– Мн.: «Соврем. Слово», 2005. 287 с.
13. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов высших учебных
заведений / А.М. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Мн.: Современное слово, 2006.
– 544 с.
14. Чистякова С.Н., Родичев В.Ф. Профессиональное самоопределение. – М.: ОИЦ
«Академия, 2010. – 176 с.
Программа профориентационной работы МБОУ «СОШ №77».
Программа профориентационной работы МБОУ «СОШ №77».
Программа профориентационной работы МБОУ «СОШ №77».
Программа профориентационной работы МБОУ «СОШ №77».
Программа профориентационной работы МБОУ «СОШ №77».
Программа профориентационной работы МБОУ «СОШ №77».
Программа профориентационной работы МБОУ «СОШ №77».
Программа профориентационной работы МБОУ «СОШ №77».
Программа профориентационной работы МБОУ «СОШ №77».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.