Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.
Оценка 5

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Оценка 5
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
7 кл—8 кл
20.06.2018
Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.
Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни, корректировать поведение через анализ чувств и поступков. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни, корректировать поведение через анализ чувств и поступков. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
я и другие.docx
Программа  «Я и другие» Пояснительная записка Особенности подросткового возраста, а также сложные условия, в которых происходит   взросление   современной   молодежи:   нестабильность   семейного института,   размытость   моральных   ценностей,   которые   уже   не   являются твердой   опорой   для   выстраивания   собственной   личности,   диктуют необходимость   специальных   мер   для   развития   и   усиления   «Я»   подростка, формирования   жизнеспособной   личности,   обладающей   достаточными ресурсами для успешной социализации в обществе.  Цель программы:  Создать условия для личностного роста подростков.  Задачи программы:  1.   Создать   условия   для   формирования   стремления   к   самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.  2. Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития   способности   безоценочного   их   принятия,   формирования   умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.  3.   Способствовать   формированию   навыков   общения,   умения   слушать, высказывать   свою   точку   зрения,   приходить   к   компромиссному   решению   и пониманию других людей.  4.   Способствовать   осознанию   своей   жизненной   перспективы,   жизненных целей, путей и способов их достижения  Целевая группа:  Участники программы – подростки в возрасте 14­16 лет.   Оптимальная численность группы 10­15 человек;  Группы должны комплектоваться на добровольной основе;  Предпочтительно   проводить   занятия   с   разнополой   группой,   но   достаточно допустимы и гомогенные группы;  Желательно включать в группу участников с небольшой разницей в возрасте.  Место проведения:  Зал для проведения тренингов, аудитория.  Форма проведения:  Групповые   занятия.   Рекомендуемая   частота   занятий   –   один   раз   в   неделю. Каждое занятие состоит из трех частей:  1. Вводная часть (разминка). 2. Основная часть (рабочая).  3. Завершение.  Тренинг   рассчитан   на   6   занятий   по   2   академических   часа   (общая продолжительность 12 часов).  Вводная часть и завершение обычно занимают примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени чаще всего уделено собственно работе.  Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно­два   разминочных   упражнения.   В   начале   каждого   занятия   психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать   план   работы   на   день.   В   этом   могут   помочь   вопросы   к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые   произошли   между   нашими   встречами?»,   «Что   запомнилось   с предыдущего занятия?» и т. п. В качестве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе   в   группе,   активизироваться,  настроиться   на   дальнейшую   работу   по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой обычно не обсуждаются.  На   первом   занятии   вводная   часть   занимает   больше   времени,   расширена, поскольку   необходимо   объяснить   правила,   уделить   внимание   мотивации участников  и  рассказать, в чем  будет  заключаться  работа.  Первое  занятие группы   имеет   решающее   значение   для   выработки   групповых   норм, мотивирования   и   включения   участников   в   работу,   а   также   определения дальнейшего направления движения.  Успех   тренинга   в   большой   степени   определяется   соблюдением специфических принципов работы группы:  ­ принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в различные   действия   —   игры,   а   также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;  ­ принцип   исследовательской  позиции  участников:  участники  сами  решают коммуникативные проблемы, а тренер лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;  ­   принцип   объективации   поведения:   поведение   участников   группы переводится   с   импульсивного   уровня   на   объективированный;   при   этом средством   объективации   является   обратная   связь,   которая   подается   с помощью видеотехники, а также других участников группы, сообщающих свое отношение к происходящему;  ­ принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов   всех   участников,   признания   ценности   личности   каждого   из   них, равенства   их   позиций,   а   также   соучастия,   сопереживания,   принятия   друг друга (не позволяется наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т.п.);    упражнения,   дискуссии, ­   принцип   «здесь   и   теперь»:   члены   группы   фокусируют   свое   внимание   на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту;  ­   принцип   конфиденциальности:   «психологическая   закрытость»   группы уменьшает риск психических травм участников.  Средством   решения   задач   тренинга   служат   групповые   дискуссии,   ролевые игры,   психогимнастика.   Их   удельный   вес   меняется   в   зависимости   от специфики   целей   группы.   Именно   эти   приемы   позволяют   реализовать принципы   тренинга,  в  основе   которых   лежит   активный,  исследовательский характер поведения участников.  Так,   в  ходе   групповой   дискуссии   участники   обучаются   умению   управлять групповым   процессом   обсуждения   проблемы,   а   также   выступать   в   роли рядового участника дискуссии: коммуникатора, генератора идей, эрудита и т.д. В процессе такой активной работы приобретается целый ряд групповых коммуникативных навыков.  В   ролевой   игре   упор   уже   делается   на   межличностное   взаимодействие. Высокая обучающая ценность ролевой игры признается многими психологами. В   игре   участники   «проигрывают»   роли   и   ситуации,   значимые   для   них   в реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов   поведения,   дает   простор   для   творчества.   Следующий   за   игрой тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером,   усиливает   обучающий   эффект.   Нормы   и   правила   социального поведения,   стиль   общения,   разнообразные   коммуникативные   навыки, приобретенные   в   ролевой   игре   и   скорректированные   группой,   становятся достоянием личности и с успехом переносятся в реальную жизнь.  Психогимнастика   включает   разнообразные   упражнения,   направленные   на формирование   комфортной   групповой   атмосферы,   изменение   состояния участников   группы,   а   также   на   тренировку   различных   коммуникативных свойств,   в   первую   очередь   на   повышение   чувствительности   в   восприятии окружающего   мира.   Повышение   такого   рода   чувствительности,   лежащей   в основе   способности   человека   понимать   других   людей,   иногда   является основной целью тренинга.  Программа занятий  1­е занятие ­ «На старте», посвящено знакомству и установлению контакта ведущего   и   группы,   снятию   барьеров,   созданию   атмосферы   доверия   и сплочению группы.  2­е занятие – «В мире людей», посвящено дальнейшему сплочению группы, повышению   коммуникативной   грамотности   участников,   обучению   навыкам конструктивного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.  3­е занятие – «В море эмоций», посвящено расширению знания участников о чувствах и эмоциях, для развития способности безоценочного их принятия, обучению   навыкам   выражения   собственных   эмоций   и   чтения   их   у   других людей.  4­е   занятие   –   «В   глубине   души»,   посвящено   созданию   условий   для самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем. 5­е занятие – «Прошлое, настоящее, будущее», посвящено созданию условий способствующих осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.  6­е   занятие   «Финал»,   посвящено   подведению   итогов,   закреплению достигнутых результатов, завершению групповой работы, выходу из контакта. УПРАЖНЕНИЯ РАЗМИНКИ  «Ассоциация со встречей»  Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. К примеру : «Если бы наша встреча была животным, то это была бы... собака».  «Прогноз погоды»  Инструкция.   «Возьмите   лист   бумаги   и   карандаши   и   нарисуйте   рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у   вас   сейчас   "плохая   погода"   или   "штормовое   предупреждение",   а   может быть, для вас солнце уже светит во всю».  «Печатная машинка»  Участникам   загадывается   слово   или   фраза.   Буквы,   составляющие   текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.  «Карлики и великаны»  Все   стоят   в   кругу.   На   команду:   «Великаны!»   –   все   стоят,   а   на   команду: «Карлики!»   –   нужно   присесть.   Ведущий   пытается   запутать   участников   – приседает на команду «Великаны».    «Сигнал» Участники стоят пв кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто­ то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору.   В   виде   усложнения   можно   посылать   несколько   сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.  «Посылка»  Участники   сидят   в   кругу,   близко   друг   к   другу.   Руки   держат   на   коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и вернться по   кругу   к   своему   автору.   Возможны   варианты   сигналов   (различное количество или виды движений).  «Меняющаяся комната»  Инструкция:  Давайте сейчас будем медленно ходить по комнате… А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и вы продираетесь сквозь нее… А теперь комната стала оранжевой – оранжевые стены. Пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми и легкими как пузырьки в «Фанте»… А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печально, грустно, усталые…  «Ревущий мотор»  Инструкция:  Вы   видели   настоящие   автомобильные   гонки?  Сейчас   мы   организуем   нечто вроде   автогонок   по   кругу.   Представьте   себе   рев   гоночного   автомобиля   – «Рррмм!» Один из вас начинает, произнося «Рррмм!» и быстро поворачивает голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же «вступает   в   гонку»   и   быстро   произносит   свое   «Рррмм!»,   повернувшись   к следующему   соседу.   Таким   образом,   «рев   мотора»   быстро   передается   по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?  УПРАЖНЕНИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ  «Аплодисменты по кругу»  Инструкция:  Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой   аплодисменты   сначала   звучат   тихонько,   а   затем   становятся   все сильнее и сильнее.  Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.  «Подарок»  Участники встают в круг  Инструкция:  Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой­то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)  «Спасибо за приятное занятие»  Инструкция:  Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо   за   приятное   занятие!».   Оба   остаются   в   центре,   по­прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все   держат   друг   друга   за   руки.   Когда   к   вашей   группе   присоединится последний   участник,   замкните   круг   и   завершите   церемонию   безмолвным крепким троекратным пожатием рук.  ЗАНЯТИЕ №1 «На старте» «Баранья голова»  Инструкция:  ­ Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и   запомнить   имена   друг   друга.   В   тренинге   нам   представляется   шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, ­ выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому­то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого­ то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля». Есть люди, которые в детстве имели забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы и ведущий в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.  А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом,должен назвать   имена   всех   членов  группы,  сидящих  перед  ним.  Записывать   имена нельзя   –   только   запоминать.   Эта   процедура   называется   «Баранья   голова». Почему?   Если   вы,   называя   своих   партнеров,   забыли   чье­то   имя,   то произносите «баранья голова», конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли.   Дополнительное   условие   –   называя   имя   человека,   обязательно посмотреть ему в глаза.  «Заключение контракта»  Выработка   правил   группы   производится   с   помощью   мозгового   штурма, следует записать все выработанные правила на доске или листе ватмана.  1. Закон «ноль­ноль» (о пунктуальности).  2. Правило поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, остальные молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку.  3. Без оценок: принимаются различные точки зрения, никто друг друга не оценивает,   критика   должна   быть конструктивной.  4.   Конфиденциальность:   то,   что   происходит   на   занятии,   остается   между участниками.  5. Правило «Стоп»: если обсуждение какого­то личного опыта участников становится   неприятным,   тот,   чей   опыт   обсуждается,   может   закрыть   тему, сказав «Стоп».  6.   Активность:   чаще   всего   ,   те,   кто   проявляют   активность   на   занятиях приобретают   по   окончании   курса   больше,   чем   те,   кто   был   пассивен   на занятиях. И др. правила.  «Дигикон»  Порядок действий:    обсуждаем   только   действия: В   соответствии   с   замыслом   игры   участники   должны   исполнять   роли «узников» и «роботов» (то есть тех, кто ведет себя подобно механизмам). На каждую «камеру» с 3­7 «узниками» положено по одному «роботу». Таким образом, из 12 участников можно сформировать 3 «камеры» по 3 «узника» в каждой и к ним 3 «роботов». Снабдите каждого бумагой и карандашом.  1. Разбейте игроков на группы любой численности от 4 до 8 — размеры могут варьировать.  .2.   В   каждой   группе   попросите   одного   добровольца   сыграть   робота. Предложите   «роботам»   представить,   что   они   являются   механическими рабами, которые обязаны повиноваться своим хозяевам. Они могут видеть, слышать, двигаться и реагировать, но не умеют говорить.  3.   Сообщите   остальным,   что   они   являются   «узниками»,   заключенными   в камеры, и поместите каждую группу в угол или возле стены, отгородив ее столами и стульями, чтобы получилась «камера».  Расположите   «камеры»  как   можно   дальше   друг   от   друга. «Роботы»  стоят снаружи, перед камерами своих хозяев, и ждут начала деятельности.  4. Обратите общее внимание на большой дверной ключ, который вы положите у всех на виду.  5. Ознакомьте всех со следующим сценарием. По ходу чтения он покажется сложным, но разъяснения займут всего несколько минут, и управлять игрой будет трудно лишь в первый раз. С каждым последующим разом она будет проходить   все   легче,   и   вы   даже   начнете   украшать   ее   всякими фантастическими подробностями.  Сценарий  Вы все являетесь героями научно­фантастического рассказа. Одни — при­ шельцы из космоса, а другие — роботы. Земляне заключили всех пришельцев в тюрьму и заперли в камеры. Стража в любой момент может увести их на казнь.   Единственная   возможность   для   пришельцев   убежать   —   приказать роботам принести ключ (лежит на виду), который подходит к двери каждой из камер.   Но   необходимо   спешить,   потому   что   неизвестно,   кем   окажутся пленники в других камерах — друзьями или врагами.  Те, кому удастся бежать, могут либо выпустить остальных, либо убить их.  Роботы могут заходить куда угодно, кроме камер. До того, как узники смогут воспользоваться услугами своих роботов, им придется создать их «память» и отдать   последним   ряд   команд,   которые   нужно   записать.   К   сожалению, «память» роботов способна удержать лишь 10 команд, каждая из которых состоит максимум из двух слов. Это единственные звуки, на которые роботы могут реагировать. Более того — команды не могут отдаваться на каком­либо известном   языке;   они   должны   состоять   из   бессмысленных   слов:   например «зин» —«иди вперед» или «чат» ~ «иди назад». Это продиктовано тем, что в каждой камере сидят представители различных цивилизаций, у которых нет общего языка, и потому им приходится его изобретать. В   каждой   камере   группа   заключенных   должна   выработать   свои   условные команды   и  занести   их   в  «справочные   таблицы»  соответствующих   роботов, чтобы затем им можно было приказать пойти, взять ключ и принести его в камеру.   Таким   образом   роботы   реагируют   на   ряд   заранее   определенных команд.  Эти   команды,   когда   их   усвоят,   можно   повторять   и   отдавать   в   любой последовательности.   Однажды   сформированную   память   роботов   нельзя изменить.  Когда вы покончите с объяснениями, кратко ответьте на вопросы и убедитесь, что все понимают, что им нужно делать. Затем дайте «узникам» 5 минут на формирование   «памяти»   «роботов».   Каждая   «камера»   должна   обсудить, какие «слова» будут означать команды для «роботов», и записать их вместе с переводом   на   «нормальный»   язык.   Вы   же   продолжаете   следить   за   ходом работы, никоим образом не вмешиваясь и тем более не встревая со своими предложениями.   Если   вы   играете   с   международной   группой,   то   почти наверняка   обнаружите,   что   как   минимум   одна   из   команд   берет   слова   из реально существующего — непонятного другим — языка, на котором говорит кто­либо'   из   ее   членов:   например,   баскского   или   тамильского.   Такое разрешается.  По истечении 5 минут удалите всех роботов из комнаты.  7. 8. После   этого   объявите,   что   стражники   сделали   в   тюрьме   кое­какие перестановки, и ненемало сдвиньте мебель — например, перетащите стол на середину комнаты и скажите, что это туннель, по которому роботам придется ползти   за   ключом.   Добавьте   еще   несколько   препятствий,   чтобы   роботам пришлось,   например,   через   что­то   перелезать.   Если   хотите,   можете перекладывать ключ с места на место, а если вы играете в «Дигикон» с очень умной группой, то можете позволить себе настоящую «подлость» и положить ключ туда, где «роботам» будет трудно его увидеть.  После такого отдельные «узники» придут в полное смятение, поскольку им наверняка и в голову не приходило ввести в «память» роботов слова «ползти» или «перелезать». Успокойте их и посоветуйте «стараться изо всех сил».  После   того   как   «пленники»   уяснят   последовательность   действий,  которые необходимо   выполнить   их   «роботам»,   чтобы   добыть   ключ,   пригласите «роботов» подойти к вам, заберите у них «шпаргалки», перемешайте их и снова   раздайте   так,   чтобы   ни   у   одного   из   них   не   оказалось   в   руках первоначального   варианта.   Это   наверняка   посеет   панику   как   в   рядах «роботов», так и «пленников». Вы же прокомментируйте свои действия тем, что   роботы   —   всего   лишь   машины,   и   неважно,   чьим   командам   они подчиняются.  10. Объявите, что теперь «роботы» готовы к действию. В первый момент все игроки будут в замешательстве, но спустя время кто­ либо из «узников», а может быть, сразу несколько, начнут  выкрикивать   команды   из   своих   списков.   «Роботы»   примутся   лихорадочно изучать собственные списки, чтобы выяснить, чьи в них проставлены команды и что они означают. В конце концов кто­нибудь из них узнает «свою» команду и   отреагирует   на   нее,   что   подстегнет   других   игроков,   и   начнется   гонка. Может подняться страшный шум, на «роботов» посыплются приказы, брань и одобрительные возгласы. В общей суматохе и напряжении играющие могут ненемало подзабыть правила, так что сохраняйте бдительность и держите в узде наиболее ретивых игроков. Возможно, вам придется заталкивать людей назад в «камеры», проверять «словари», если у вас возникло подозрение, что «роботы»   откликаются   более   чем   на   10   командных   слов,   и   запрещать команды,   заставляющие   «роботов»   нападать   друг   на   друга.   При   работе   с молодежной   группой   лучше   всего   предупредить,   что   если   один   «робот» дотронется   до   другого,   то   оба   немедленно   «замрут»   до   тех   пор,   пока   не поступит команда разойтись.  Возможно, что непосредственно вам придется подать сигнал об окончании игры,   поскольку   игроки   в   пылу   борьбы   могут   не   заметить,   что   один   из «роботов»   уже   захватил   ключ,   и   его   команда   побеждает,   а   даже   если   и заметят, то, часто , войдя в раж, продолжают «направлять» своих «роботов», полагая,   что   именно   трудности   по   преодолению   препятствий   —   наиболее важная часть игры. Или, наоборот: некоторые игроки могут сдаться задолго до  финала, расценив  свой «словарь»  как  никуда  не годный. Однако такое решение   может   быть   опрометчивым,   поскольку,   при   наличии   творческого подхода,   даже   очень   бедный   словарный   запас   можно   использовать   самым удивительном образом.  ЗАНЯТИЕ №2 «В мире людей»  «Рекламный ролик»  Инструкция:  ­ Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим   рекламные   ролики   на   экранах   телевизоров   и   имеем   представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для  того,  чтобы создать  свой  собственный  ролик для какого­то товара.   Наша   задача   –   представить   этот   товар   публике   так,   чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все – как в обычной деятельности рекламной службы.  Но   один   маленький   ньюанс   –   объектом   нашей   рекламы   будут   являться… конкретные   люди,   сидящие   здесь,   в   этом   кругу.   Каждый   из   вас   вытянет карточку,   на   которой   написано   имя   одного   из   участников   группы.   Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного!   Значит,   вам   придется   рекламировать   самого   себя.   В   нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого­то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?  Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и – истинные   –   достоинства   рекламируемого   объекта.   Длительность   каждого рекланемало ролика – не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.  При   необходимости   можете   использовать   в   качестве   антуажа   любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.  Время на подготовку – десять минут.  «Говорю, что вижу»  Инструкция:  Описание   поведения   означает   сообщение   о   наблюдаемых   специфических действиях   других   людей   без   оценивания,   то   есть   без   приписывания   им мотивов   действий,   оценки   установок,   личностных   черт.   Первый   шаг   в развитии   высказываться   в   описательном   ключе,   а   не   форме   оценок   – улучшение   умения   наблюдать   и   сообщать   о   своих   наблюдениях,   не   давая оценок. Описательные высказывания, в отличие от оценочных высказываний, вызывают   у   партнера   общения   большее   желание   понять   и   изменить   свое поведение. К примеру : «Лена – ты неряха» – это оскорбление, оценка. «Лена, ты не убрала свою постель» – описание поведения.  Сидя в круге, сейчас вы  наблюдаете  за поведением  других и, по  очереди, говорите,   что   в   видите   относительно   любого   из   участников.   К   примеру   : «Коля сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается».  Информация для ведущего:  Ведущий   следит   за   тем,   чтобы   не   использовались   оценочные   суждения   и умозаключения.   После   выполнения   упражнения   обсуждается,   часто   ли наблюдалась   тенденция   использовать   оценки,   было   ли   сложным   это упражнение, что чувствовали участник.  «Официант, в моем супе муха»  Участникам   группы   предлагается   поучаствовать   в   конфликтной   ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах.  Дайте каждому из участников по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться.  Объясните, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения.  Попросите двух исполнителей выйти и австать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начните игру. После   проигрывания   ситуации   следует   обсудить   впечатления,   мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов   группы.   Если   позволит   время   и   найдутся   желающие,   упражнение можно повторить, но с другими участниками.  РОЛЬ А  Вы   путешествуете   по   чужой   стране.   Сегодня,   обедая   в   весьма   дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.  РОЛЬ Б  Вы   —   управляющий   очень   хорошим   рестораном.   Цены   могут   показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня   в   ваш   ресторан   пришел   пообедать   иностранец,   и   один   из   новых официантов подал ему суп. Возникли какие­то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.  Анализ:  1. Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?  2. Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?  3.   Удалось   ли   сторонам   дать   объяснения,   воспринять   их   и   разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?  4. Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно? Ролевая игра может быть использована   для   демонстрации   культурной   специфики   в   человеческом поведении: К примеру : одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу?  Завершение:   Никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.  ЗАНЯТИЕ №3 «В море эмоций»  «Называем чувства»  Инструкция:  Давайте посмотрим, кто может назвать больше слов, обозначающих разные чувства. По очереди называйте слова и записывайте их на лист ватмана  Информация для ведущего:  Целью является обогащение словаря эмоций у участников. Можно проводить это   упражнение   как   соревнование   между   двумя   командами   или   же   как общегрупповой «мозговой штурм». Результат работы группы – лист ватмана с написанными   на   нем   словами   можно   использовать   на   протяжении   всего занятия. По ходу работы в этот список можно вносить новые слова – это словарь, отражающий эмоциональный опыт группы.  Обсуждение:  Какое из названных чувств тебе нравится больше других? Какое, по­твоему, самое неприятное чувство? Какое из названных чувств знакомо тебе лучше (хуже) всего?  «Шурум­бурум»  Водящему   предлагается   загадать   чувство,   а   затем   только   с   помощью интонации, отвернувшись от круга и, произнося только слова «шурум­бурум», показать задуманное им чувство.  «Бумажные мячики (Снежки)»  Материалы:  Старые  газеты  или  что­то  подобное;  клейкая  лента, которой  можно  будет обозначить линию, разделяющую две команды.  Инструкция:  ­ Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника.  Игроки   каждой   команды   стремятся   как   можно   быстрее   забросить   мячи, оказавшиеся   на   их   стороне,   на   сторону   противника.   Услышав   команду «Стоп!»,   вам   надо   будет   прекратить   бросаться   мячами.   Выигрывает   та команда,   на   чьей   стороне   оказалось   меньше   мячей.   И   не   перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.  ЗАНЯТИЕ №4 «В глубине души»  «Волшебная рука»  Каждый   участник   группы   на   листе   бумаги   сверху   пишет   свое   имя,   затем обводит  свою руку  карандашом. На  каждом  пальце предлагается  написать какое­либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем «ладошки»   пускаются   по   кругу   и   другие   участники   между   пальцев   могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка.  Обсуждение:  Что нового ты узнал о себе? Акцент при обсуждении ставится на том, что есть доля правды о нас и в том, как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас другие люди.  «Волшебная лавка»  Участники   могут   сосредоточиться   на   представлении   о   себе,   о   своих особенностях и на их анализе, обдумывании, чтобы им хотелось изменить. Упражнение позволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что­то новое, нам всегда   приходится   платить.   Также   участники   могут   задуматься   о существенных для них жизненных целях.  Инструкция: ­   Я   хочу   предложить   вам   упражнение,   которое   даст   вам   возможность посмотреть   на   самих   себя.   Устройтесь   поудобнее.   Несколько   раз   глубоко вдохните и выдохните и полностью расслабьтесь. Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие запахи вы ощущаете? Что вы чувствуете? Внезапно тропинка поворачивает   и   выводит   вас   к   какому­то   старому   дому.   Вам   становится интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите полки, ящики. Повсюду стоят сосуды,   банки,   коробки.   Это   –   старая   лавка,   причем   волшебная.   Теперь представьте,   что   я   –   продавец   этой   лавки.   Добро   пожаловать!   Здесь   вы можете приобрести что­нибудь, но не вещи, а черты характера, способности – все,   что   пожелаете.  Но   есть   еще   одно   правило:   за   каждое   качество,   ваше желание,   вы   должны   отдать   что­либо,   другое   качество   или   от   чего­то отказаться.   Тот,   кто   пожелает   воспользоваться   волшебной   лавкой,   может подойти ко мне и сказать, чего он хочет. Задам вопрос: «А что ты отдашь за это?» он должен решить, что это будет. Обмен состоится, если кто­либо из группы   захочет   приобрести   это   качество,   способность,   умение,   то,   что отдается, или если мне, хозяину лавки, покажется этот обмен равноценным, понравится эта способность, умение. Через некоторое время ко мне может подойти следующий член группы. В заключение мы обсудим, что каждый из нас пережил.  ЗАНЯТИЕ №5 «Прошлое, будущее, настоящее»  «Автобиография»  Инструкция:  Цель автобиографии  Основная   цель   этого   задания   —   ощутить,   каким   образом   наше   прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влияние продолжает сказываться до сих пор, чтобы освободиться от него и от тех стереотипов поведения, которые уже   не   соответствуют   нашим   сегодняшним   интересам.   Нас   здесь   будет интересовать   не   столько   перечень   внешних   событий   как   таковых,   сколько внутренняя   история   нашей   жизни,   исследований   тех   условий,   событий   и людей,  которые   повлияли  на  нее,  и  то  как   происходило   взаимодействие  с ними. Для того, чтобы люди, которые, возможно, будут читать вашу биогра­ фию, понимали о чем идет речь, следует вкратце остановиться на каких­то существенных   внешних   событиях   вашей   жизни,   таких   как   время   и   место рождения,   национальность,   социально­экономическое   положение   вашей семьи, количество братьев и сестер и каким по счету родились вы, общие социальные   условия,   в   которых   вы   жили,   и   какие   природные   условия   вас окружали.   Постарайтесь   у   казать   влияние   всех   этих   факторов   на   ваше развитие, и, вообще, если вы ссылаетесь на какие­то внешние обстоятельства своей   жизни,   объясните,   какое,   по   вашему   мнению,   влияние   они   на   вас оказали.  Стиль Излагать   свою   биографию   можно   по­разному.   Некоторые   делают   это   в хронологическом порядке, рассказывая о своей жизни год за годом; другие предпочитают   начинать   с   того   места   в   своей   жизни,   которое   по   каким­то причинам привлекает их больше всего. Каждый из этих подходов может при­ меняться достаточно успешно. Иногда хорошо их сочетать, набросав вначале общий   план   основных   событий   в   хронологическом   порядке,   а   потом останавливаясь   подробно   на   том,   что   в   данный   момент   больше   всего привлекает, а затем вновь возвращаясь к плану, чтобы проверить не выпали ли из рассказа какие­то существенные моменты. Пишите так, чтобы вам было легко,   даже   если   при   этом   ваше   изложение   будет   грешить   против грамматических  и  стилистических  правил. Самое важное — начать писать любым способом. Попробуйте излагать мысли в виде потока сознания, и не страшно, если важные вопросы и проблемы проявятся не сразу, но лучше, чем заранее ограничивать изложение жесткими рамками плана.  Списывая свою жизнь, будьте как можно более откровенны и беспристрастны, не пытайтесь подвергать цензуре те места, которые могут, по вашему мнению, представить вас в невыгодном свете. Наоборот, вы почувствуете, что обращая внимание на те моменты своей жизни, которых вы стесняетесь, вы узнаете немало полезного для себя. Постарайтесь указать в чем заключаются ваши «больные места». Стремясь достичь наиболее объективной и честной позиции во взгляде на свою жизнь, вы сможете лучше ее осознать и в дальнейшем предпринимать более конструктивные шаги.  Если   вы   обнаружите,   что   ваша   биография   оказалась   слишком   длинной   и бессвязной,   хорошо   вдобавок   к   ней   написать   более   короткий   и   четко организованный вариант, который поможет вам лучше увидеть собственные стереотипы. Длинный вариант послужит тому, чтобы вы почувствовали себя свободнее   и   отобрали   материал;   он   важен   для   вашего   внутреннего использования.   Короткий   вариант   поможет   рассказать   о   себе   другим   и организует ваши собственные мысли.  Ваше развитие в целом  Каким человеком вы были в разные периоды своей жизни? Как вы изменились с тех пор? Воспринимали ли вас окружающие так же, как вы воспринимали себя? Какие маски вы носили? Как искажали свою истинную натуру, чтобы быть принятым окружающими; чтобы защититься от них? Проиллюстрируйте все это своими рисунками.  Опишите любые кризисы развития или поворотные моменты вашей жизни, во время   которых   происходили   изменения   в   вашем   отношении   к   жизни   или уровне осознания. Такие события часто переживаются как «испытание» или «инициация» и могут проходить как кризис или проверка на прочность.  Какие стереотипы вы замечаете в своей жизни? Существуют ли какие­нибудь определенные   конфликты,   которые   повторялись   в   различных   ситуациях? Вынесли ли вы из своего жизненного опыта какие­то уроки? Конкретные вопросы  Опишите ваши самые ранние воспоминания, и неважно, действительно вы это помните или это плод воображения. Опишите свои повторяющиеся детские сны.   Укажите   любые   травмировавшие   вас   события,   например,   болезни, несчастные случаи, смерти, расставания, насилие, сексуальные оскорбления и т.д. Как это повлияло на вас?  Характер жизни в целом и ее значение  Рассказывая о своей жизни, подумайте, какой, как вам кажется, она отражает архетип? Придумайте миф или сказку о своей жизни.  Запишите   ее   и   проиллюстрируйте   рисунками,   на   которых   основные действующие лица будут представлены в виде каких­то архетипов.  Если   бы   вам   пришлось   ее   озаглавить,   какие   бы   названия   (название)   и подзаголовки вы использовали? Принимаете ли вы свой жизненный опыт или относитесь к нему отрицательно?  В чем, как вы полагаете, состоит более глубокое значение и предназначение вашей жизни?  «Планирование будущего»  Инструкция:  Предлагаю написать вам приблизительный план своего будущего. Для начало необходимо   выделить   основные   сферы,   присутствующие   в   жизни   каждого человека: семейная, профессиональная, досуговая.  В   каждой   сфере   необходимо   наметить   главные   достижения   которых   вы хотели бы добиться, события, которые могут произойти или вы бы хотели, чтобы они произошли. Постарайтесь поставить более менее реальные цели и спрогнозировать реальные события.  Теперь   нужно   выделить   ближние   и   ближайшие   цели,   как   этапы   и   пути достижения дальних целей.  Можно   расположить   их   в   хронологическом   порядке   и   даже   написать приблизительные   даты.   Обратите   внимание,   нет   ли   противоречия   между целями и событиями из разных областей вашей жизни? Может они помогают друг другу, или не оказывают друг на друга никакого влияния. Постарайтесь согласовать их.  Оцените   свои   собственные   достоинства   и   недостатки,   которые   могут повлиять на успешность достижения различных целей.  Определите пути преодоления этих недостатков.  Отметьте все внешние препятствия на пути к вашим целям.  Определите пути преодоления внешних препятствий.  Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни (на случай непреодолимых препятствий или глубокого противоречия между целями из разных сфер жизни).  С каких целей вы начнете практическую реализацию своего плана. Укажите конкретную дату. ЗАНЯТИЕ №6 «Финал»  «Розовый куст»  Инструкция:  Введение  ­ С древних времен и на Востоке и на Западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого "Я". В Китае таким цветком был «Золотой цветок", в Индии и на Тибете — лотос, в Европе и Персии — роза. Примером этому могут служить «Песнь о розе» французских трубадуров, «вечная роза», так замечательно  воспетая  Данте, роза,  изображенная  в  середине  креста  и являющаяся символом целого ряда духовных традиций.  Обычно Высшее «Я» символизируется уже распустившимся цветком, и хотя этот   образ   по   своей   природе   статичен,   его   визуализация   может   служить хорошим стимулом и пробуждать силу. Но еше более стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ цветка — развитие от бутона до раскрывшейся розы.  Такой   динамический   символ   соответствует   внутренней   действительности, которая   лежит   в   основе   развития   и  раскрытия   человека   и  всех   процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящее изнутри человека, которое велит ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила и есть то средство, которое полностью высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего Высшего «Я».  Порядок выполнения  1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.  2.   Представьте   себе   розовый   куст   с   большим   количеством   цветов   и нераспустившихся   бутонов...   Теперь   переведите   свое   внимание   на   один   из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом его верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре вашего осознавания.  3. Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что  она   состоит  из  отдельных  чаше  листиков, которые  постепенно  отходя друг от друга, загибаются книзу, открывая розовые лепестки, которые все еще остаются   закрытыми.   Чашелистики   продолжают   раскрываться,   и   вы   уже видите весь бутон целиком.  4.   Теперь   уже   и   лепестки   тоже   начинают   раскрываться   медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью расцветший цветок...   Постарайтесь   почувствовать   как   пахнет   эта   роза,   ощутите   ее характерный, только ей одной присущий аромат.  5. Теперь представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает ей свое тепло   и   свет...   В   течение   некоторого   времени   продолжайте   удерживать   в центре своего внимания розу, освещенную солнцем. 6. Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.  7. Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняясь спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие­то жизненные проблемы, вопросы  выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо. (Здесь даже можно прерваться и записать то, что вы узнаете. Попытайтесь развить и углубить те откровения, которые были вам даны).  8. Теперь отождествите себя с розой. Представьте себе. что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок... Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими­то их качествами. Символически — вы и есть эта роза, этот цветок. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что из нее исходит.  «Чемодан в дорогу»  Группа садится по кругу.  Инструкция:  Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.  Коммуникативный тренинг для подростков 9­12 лет  Тренинги для подростков "Дорога к взрослению!" Задачи тренинга: Развитие навыков выражения своих чувств и мыслей. Расширение поведенческого репертуара,  коррекция эмоционально­неуравновешенного поведения детей. Тренировка  навыков   саморегуляции, умения  контролировать   импульсивные действия. Активизация творческого потенциала.             Возрастной   период   9­12   лет   характерен   переходом   от   младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями, как для учащихся, так и для их родителей. У учащихся  пятых классов меняется их социальное окружение   (новый   состав   класса   и/или   учителей)   и   система   деятельности (содержание   новой   ступени   образования).   Резкая   смена   условий   обучения, разнообразие   и   качественное   изменение   требований   предъявляемых   к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе   на   «самого   маленького»   в   средней   —   всё   это   является   довольно серьёзным испытанием для психики ребёнка.            Такое   состояние   часто   сопровождается   внутренней   напряженностью, иногда   затрудняющей   принятие   как   интеллектуальных,   так   и   личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным,  безответственным,  отстает   в  учебе,   быстро   утомляется   и уже не хочет идти в школу.        Чтобы процесс социальной адаптации прошёл наименее болезненно нами был составлен тренинг для подростков развития коммуникативных навыков для школьников.            Перешагнув младший школьный возраст, где ведущим видом деятельности была   учебная,   младший   подросток   включается   в   новую   систему взаимоотношений с окружающими, занимая среди них новое место, выполняя новые   функции.Это   требует   от   него   поиска   своего   места   в   обществе, личностного самоопределения, участия в деятельности и общении различных групп, умения входить в новую социальную среду и адаптироваться к ней. Одновременно   с   этим   происходит   морфологическая   и   физиологическая перестройка  организма.  Изменяется  и поведение  подростка:   он  становится раздражительным,   эмоционально   нестабильным,   легко   возбудимым, непослушание, обидчивым,   неловким;   снижается   работоспособность   и   повышается утомляемость.В   младшем   подростковом   возрасте   резко   увеличивается количество   отрицательных   поступков:   упрямство, бравирование   своими   недостатками,   драчливость.Кроме   того,   дети   в   этом возрасте   очень   заинтересованно   относятся   к   своей   внешности,   иногда   это приводит к застенчивости.В отношениях со старшими подросток претендует на   равноправие   и   ,нередко   идёт   на   конфликт,   отстаивая   свою   позицию. Чувство   взрослости   проявляется   в   стремлении   к   самостоятельности,     в желании   оградить   себя   от   вмешательства   других   людей.   Появляются собственные   вкусы,   взгляды,   собственная   линия   поведения,   и   желание   их отстаивать.   Это   часто   приводит   к   возникновению   конфликта   между взрослыми и детьми из­за расхождения представлений взрослого и подростка о характере прав и степени самостоятельности подростка. Только понимая трудности   развития   в   подростковом   возрасте   взрослый   сможет   правильно отреагировать на поведение подростка.В этот период ребёнку как никогда важно понимание со стороны родителей и безусловное принятие.        Система   отношений   со   сверстниками   тоже   изменяется.Если   младшему школьнику достаточно было просто играть вместе, о подросток стремится занять   определённое   место   в   группе   сверстников,   стать   значимым, популярным,   принятым.Они   стремятся   строить   свои   отношения   с ровестниками   без   вмешательства   взрослых.Происходит   проверка   своей независимости   и   способности   формировать   отношения   с   друзьями,   поиск новых   вариантов   поведения.Взрослый,   заметив   проблему,   связанную   с популярностью   подростка,   должен   быть   предельно   тактичным   и внимательным.        Если подросток страдает от того, что не получил признания в группе, важно понять,   почему   это   происходит.   Помочь   подростку,   не   приводя   его   в смущение.Подростку   необходимо   утвердить   себя,   как   личность,   среди товарищей.Значимость мнения сверстников для него ни с чем не сравнима. Сам факт неучастия подростка в деятельности группы часто означает наличие у него эмоциональных проблем и необходимости их решения. Занятие   длится   90   минут,   включает   в   себя   психогимнастические   этюды, ролевые игры, релаксацию, подвижные игры. Тренинг "Путь к успеху"    Базовый   тренинг   для   подростков,   на   котором   происходит   знакомство   с базовыми   понятиями   психологии:   отношение   к   себе   и   к   другим,   позиция ответственности,   работа   с   негативными   эмоциями   и   др.   Тренинг   поможет поверить в себя, научиться лучше понимать других людей, грамотно ставить свои собственные цели и достигать их. Тренинг   проходит   в   атмосфере   тепла   и   доверия,   позволяющей   подростку раскрыться, не испытывая привычных страхов, попробовать и освоить новый опыт поведения.   Цели тренинга:   •повысить самооценку, стать более уверенным, научиться относиться к себе уважительно и поверить в свои силы;   •изменить   отношение   к   ошибкам,   научиться   воспринимать   отрицательный опыт как обратную связь;   •научиться сознавать и брать на себя ответственность;   •потренироваться в бесконфликтном общении, научиться договариваться со сверстниками и взрослыми;   •стать более осознанным и начать планировать свою жизнь уже сейчас;   •другими глазами посмотреть на себя и других, изменить свое отношение к себе и окружающим.    Формы работы на тренинге:   •ролевые, подвижные игры;   •общение в малых группах и общегрупповые дискуссии;   •теоретический материал;   •практические и психологические упражнения.  Подростковый   возраст   ­   это   не   просто   один   из   самых   сложных   периодов нашей   жизни,   это   очень   важный   возраст,   который   иногда   определяет   всю дальнейшую жизнь. Зачастую многие наши комплексы, страхи тянутся именно из этого времени.   Этот   тренинг   дает   возможность   подросткам   поверить   в   себя,   в   свои возможности, в то, что мы сами создаем свою жизнь.   Продолжительность тренинга Список литературы 1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. ­ М , 1994. 2. Кардашина О.В. Особенности организации групповой тренинговой работы с дезадаптивными подростками // Вестник психосоциальной работы. ­ 1997. ­ № 4. 3. Клюева   Н.В.,   Свистун   М.А.   Программы   социально­ психологического тренинга. ­ Ярославль, 1992.  4. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. ­ М., 2001. 5. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. ­ М., 1991.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.

Программа психологического тренинга «Я и другие» для 7-8 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2018