Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса
Оценка 4.6

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
1 кл
19.06.2017
Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса
В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении детей с ОВЗ являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Программа С.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Санаторно­лесная школа» УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «Санаторно­лесная школа» Н.В.Ушкова «____»____________2016 г.                                        Программа  психолого­педагогического сопровождения  учащегося 1 класса   С. 2016 год Пояснительная записка. Содержание и формы работы  детей с ОВЗ направлены на создание системы  комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего  образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии  обучающихся,  их социальную адаптацию. В основе этой   работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка  плана  решения   проблемы,   помощь  на  этапе  решения   проблемы.   Основными принципами содержания   и форм   работы в образовательном учреждении   детей   с ОВЗ являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер. Психолого­педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют психолог, классный руководитель, воспитатель. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. В системе  работы следующие формы:          посещение   семей, проведение   индивидуальной   работы   с   учащимися   и   их   родителями: тематические   беседы,   подготовка   рекомендаций, характеристик на ПМПК; проведение  малых педагогических советов, административных советов; ведение карт наблюдений динамики учебных навыков; посещение,   взаимопосещение   уроков,   анализ   уроков   с   точки   зрения здоровьесбережения; разработка методических  рекомендаций учителю; анкетирование учащихся, диагностика; обследование школьников  по запросу родителей; Содержание и формы работы        школьным наблюдение   за   учениками   во   время   учебной   и   внеурочной   деятельности (ежедневно); поддержание   постоянной   связи   с   учителями­предметниками, психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями; составление   психолого­педагогической   характеристики   учащегося   с   ОВЗ   при помощи   методов   наблюдения,   беседы,   экспериментального   обследования,   где отражаются   особенности   его   личности,   поведения,   межличностных   отношений   с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка: составление   индивидуального   маршрута   сопровождения   учащегося   (вместе   с психологом,   учителем   и   воспитателем),   где   отражаются   пробелы   знаний   и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы; контроль успеваемости и поведения учащихся в классе и во внеурочное время;   формирование   такого   микроклимата   в   классе,   который   способствовал   бы   тому,   чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно; ведение   документации   (психолого­педагогические   дневники   наблюдения   за учащимися и др.); организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие. Для   повышения   качества   коррекционной   работы   необходимо   выполнение следующих условий: 2  формирование УУД на всех этапах учебного процесса;  обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять; побуждение   к   речевой   деятельности,   осуществление   контроля   за   речевой деятельностью детей; установление   взаимосвязи   между   воспринимаемым   предметом,   его   словесным обозначением и практическим действием; использование   более   медленного   темпа   обучения,   многократного   возвращения   к изученному материалу;      максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;  разделение   деятельности   на   отдельные   составные   части,   элементы,   операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу; использование   упражнений,   направленных   на   развитие   внимания,   памяти, восприятия. Организация     групповых   и   индивидуальных   занятий,   которые   дополняют коррекционно­развивающую   работу   и   направлены   на   преодоление   специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ. В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:  Сбор   сведений   о   ребенке   у   педагогов,   родителей.   Ежегодно   в   первую   неделю сентября   психологом   и   логопедом  с   целью   выявления   группы   риска   школьной дезадаптации   изучаются   медицинские   карты     первоклассников.   С   1­го   октября проводится   наблюдение   за   процессом   адаптации   первоклассников,   используются методы:   Анкета   Н.Г.Лускановой   «Школьная   мотивация   и   учебная   активность» (приложение № 1), методика Гинзбурга «Изучение мотивов учения» (приложение № 2).  Также   используются   анкета   №1   (приложение   №   3)  для   изучения   социально­ психологической адаптации к школе учащегося с ограниченными возможностями здоровья, и анкета № 2 (приложение № 4) для изучения психологического климата в коллективе   и   эффективности   учебно­воспитательного   процесса.   Важно   получить факты   жалоб,   с   которыми   обращаются.   При   этом   необходимо   учитывать   сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.  Изучение   истории   развития   ребенка.   Психолог   методами   анкетирования (приложение  № 5) и бесед с родителями  выявляет обстоятельства, которые могли повлиять   на   развитие   ребенка   (внутриутробные   поражения,   родовые   травмы, тяжелые   заболевания   в   первые   месяцы   и   годы   жизни).   Имеют   значение наследственность   (психические   заболевания   или   некоторые   конституциональные черты), семья, среда, в которой живет ребенок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).  Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).  Обследование   ребенка   по   окончании   адаптационного   периода   проводится,   если ребенок   не   справляется   с   программным   материалом,   где   психолог   использует следующие   методики:   просмотр   письменных   работ,   моторные   пробы, классификация,   4­лишний,   последовательные   картинки,   тест   Тулуз­Пьерона, кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память. Беседует с целью   уточнения     запаса   представлений   об   окружающем   мире,   уровня   развития речи. Заполняется протокол первичного обследования ПМПК  (приложение № 6) и дневник динамического наблюдения (приложение № 7)  Анализ   материалов  обследования.   Психолог   анализирует     полученные  о  ребенке сведения   и   данные   собственного   обследования,   выявляются   его   резервные 3 возможности. В сложных дифференциально­диагностических  случаях проводятся повторные обследования.  Выработка  рекомендаций по обучению и воспитанию.  Характеристика С. С. воспитывается в доброй и заботливой приемной семье. В семье еще три ребенка, в том числе его родная сестра. У мальчика есть все необходимые принадлежности для  учебной работы. Мальчик ухоженный, чистый, приучен к гигиеническим процедурам. Он  имеет все виды одежды: школьный костюм, спортивный костюм, одежду для прогулок.  Опекун интересуется успехами С, посещает родительские собрания, занимается с  мальчиком дома. С. имеет диагноз: F 90.0 – нарушение активности и внимания и F 90.1 –  гиперкинетическое расстройство поведения.  Мотивация на обучение низкая. Речь быстрая, невнятная. В разговоре  переключается с одного на другое.   Движения быстрые, порывистые. Часто забывает о  том, что начал делать или то, о чём хочет сказать. Мальчик общительный, иногда бывает очень навязчивым. Наблюдаются   следующие   трудности   в   усвоении   норм   поведения:   бессмысленное упрямство,   полное   отсутствие   эффекта   от   бесед;   неустойчивое   поведение; недисциплинированность,   непредсказуемость;   немотивированная   грубость;   злобность   по отношению к детям; быстрая смена настроения.  С. беспокойный, не может сидеть на одном месте, ему постоянно куда­то надо идти (при быстрой ходьбе широкими шагами, размахивает во все стороны руками, выкрикивает непонятные   фразы).   Во   время   учебных   занятий   в   школе   прячется   в   коридорах,   под лестницей,  чтобы не ходить на уроки. Когда за руку приводят в класс, мальчик начинает капризничать,   ложится   на   парту   и   отказывается   выполнять   задания,   плачет,   мешает заниматься другим детям.   Ворует у детей их личные вещи, не признаётся в воровстве,   не может объяснить, почему он это делает, на все вопросы отвечает, что это не он. Когда слышит, что кому­то из детей что­то дали, угостили,  начинает требовать, чтобы ему тоже дали, потому что он хочет.  Постоянно приподнятое настроение, чрезмерная подвижность, предприимчивость, взрывчатость. Нарушены взаимоотношения с другими воспитанниками: мешает другим,  подсмеивается над ними, обижает более слабых. Не упускает случая толкнуть, ущипнуть, наступить на ногу, стукнуть. Стремится причинить душевную и физическую боль окружающим. Отличается   постоянно   приподнятым   настроением,   активен,   энергичен,   очень общителен, но несколько поверхностно, легко знакомится, чувствует себя непринужденно в любой обстановке, быстро забывает обиды и огорчения. Проявляет   упрямство   и   своеволие.   Делает   все   по­своему,   не   признает   никаких авторитетов и уговоров. Постоянно уходит из класса, с занятий по дополнительному образованию. Бегает по коридорам, заглядывает во все двери. Во   время   тихого   часа   не   дает   спать   детям.   Кричит,   дразнит,   будит,   сдергивает одеяло. Бегает по кроватям, хватает чужие вещи. При   возникновении   конфликтной   ситуации   залезает   под   стол,   кровать,   кричит матом оттуда. 4 ученика   ___________________________________________________   класс Содержание программы Ф.И. ____________ Направление работы  Цели задачи  Формы, приемы, методы работы Ожидаемый результат Требования   к реализации программы * Образовательный компонент (учитель  ­ предметник) Образовательный   компонент,   в   котором   раскрывается   содержание   образования   на определенном   году   обучения   с   включением   календарно­тематического   планирования, критериев оценивания достижений по учебным областям и др. Образовательный компонент является   обязательным   для   содержательного   наполнения,   если   в   индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план. Содержательное наполнение данного компонента дублирует содержание рабочей программы по предмету. Коррекционный   компонент   (психолог/логопед/педагог   ЛФК/   врач/   учитель   – предметник**) Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы,  методы и формы. В коррекционном блоке следует предусмотреть   раздел   учителя­дефектолога,   учителя­логопеда,   педагога­психолога,   а также,   что   немаловажно,   раздел   учителя,   который   имеет   возможность   реализовывать приемы   и   методы   коррекционной   работы   с   обучающимся   в   урочной   и   внеурочной деятельности   по   предмету.   В   силу   того,   что   у   учителей­предметников,   воспитателей образовательных   учреждений   возникают   серьезные   трудности   при   проектировании направлений   и   методов   коррекционной   работы,   данный   раздел   могут   содержательно наполнять учителя­дефектологи. Воспитательный   компонент***   (классный   руководитель/   воспитатель/   педагог доп.образования/ родитель) Воспитательный   компонент   содержит   раздел   классного   руководителя,   воспитателя, педагога   дополнительного   образования,   а   также   раздел,   реализуемый   родителями обучающихся, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого­педагогического сопровождения обучающегося. Цели и задачи воспитательного компонента (работа воспитателя) ЦЕЛЬ:      ­ предупредить дальнейшее отклонения в поведении; помочь изменить свое  поведение ЗАДАЧИ:    ­ приобрести необходимые знания ­ достичь нормальных отношений с педагогами, сверстниками; ­ сформировать  творческие увлечения; 5 ­ увеличить степень самостоятельности первоклассника, его способности                 контролировать свое поведение и более эффективно разрешать                 возникающие проблемы;                     Ожидаемые результаты, их социальная эффективность  Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям.     Формирование у ученика нравственных качеств, чувства  эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях.    Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в классе и во взаимоотношениях с детьми.    Увеличение степени самостоятельности, его способности                  контролировать свое поведение и более эффективно разрешать  возникающие проблемы Алгоритм реализации Первый этап  ­  организационный  (сентябрь) ­ анализ  ситуации,  изучение   подростка   и окружающей его среды, непосредственное планирование.  Второй этап ­ деятельностный (декабрь ­ апрель) ­ координация действий, осуществление  запланированных мероприятий. 1. обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию     беседы;  вхождение в доверие к ребенку;  пробуждение интереса к деятельности. 2. копилка мальчика (стимулирование положительных качеств характера, воздействие  в группе, тренинги)       положительные качества;  поступки;  поощрение ребенка;  важно чтобы ученик сам мог оценивать свои поступки;  ориентация на идеал с помощью педагога. Третий этап ­ итоговый (май) ­ анализ и подведение итогов работы. Кадровое обеспечение программы ­ воспитатель  ­ социальный педагог  ­ психолог  ­ врач­педиатр школы ­ врач­психиатр  Формы и методы работы Методы: В   работе   я   стараюсь   применять   разнообразные   методы   (вовлечение   в   деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т. д.), но наиболее  эффективными считаю следующие: ­ метод переубеждения  (предоставление ученикам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков); ­ метод переключения  (занятие ребенка трудом, учебой,  спортом, новой общественной деятельностью, кружками дополнительного образования). 6 Формы: ­ групповая работа; ­ тренинг поведения; ­ личностный тренинг; ­ дискуссии; ­ беседы, встречи; ­ лекции; ­ ролевые игры; ­ психогимнастика; ­ индивидуальные консультации; ­ тесты; Содержание программы 1. Организационный этап. Дата Сентябрь Мероприятия  (название, цель, краткое содержание)  Анкета Н.Г. Лускановой «Школьная  мотивация и учебная активность» Сентябрь Анкета по изучению развития ребенка Сентябрь Методика исследования мотивации  учения у первоклассников Сентябрь Работа с документами. Сбор информации: изучение  интересов подростка, личным делом,  медицинской картой. Сентябрь Диагностика коллектива группы:  Сентябрь «Социометрия». Выявить межличностные  взаимоотношения группы. 3. Диагностика нравственной  воспитанности: (выявляется уровень  самооценки, отношение к жизненным  ценностям и нравственной  мотивации). Результаты Исполнители Воспитатель Психолог Социальный педагог Воспитатель Воспитатель Психолог Воспитатель Воспитатель Воспитатель Сентябрь Планирование коррекционной работы. Воспитатель Определение целей работы.  Составление плана работы. Консультации со специалистами:  психологом, психиатром, наркологом Сентябрь Анкета  для изучения психологического  климата в коллективе и  эффективности учебно­ воспитательного процесса   /заполняется родителями/ Воспитатель 7 Сентябрь Протокол первичного обследования  ПМПК   Учитель Воспитатель 2. Деятельный этап Дата. Сроки Октябрь Беседа с С., по полученным  Мероприятия (название,  цель, краткое содержание) результатам диагностики. Октябрь Праздник «Посвящение в  первоклассники» Октябрь Анкета  для изучения социально­ психологической адаптации к  школе учащегося с ограниченными возможностями здоровья             Результаты Исполнители Воспитатель Учитель Воспитатель Воспитатель Психолог Октябрь Назначение общественного  Воспитатель воспитателя. Это было сделано с  целью коррекции поведения и  воспитания  Выставка­конкурс «Самая красивая  буква Ё» Ноябрь Декабрь Изготовление елочных игрушек Декабрь Городская акция «Подарок с  любовью», сбор подарков для  домов престарелых и инвалидов Январь Январь Февраль Март Март Март Апрель Беседа с классным  руководителем. Составление  плана исправления пробелов  знаний  Праздник «Страна чистюль» Тренинговые упражнения с  коллективом «Что значит быть  порядочным человеком»  Проводятся с целью  формирования отношения  школьника к категории  «порядочность».  Битва хоров Индивидуальная беседа «Человек  среди людей». Проводится с  целью определения затруднений и  проблем в процессе выстраивания  взаимоотношений с окружающими. Праздник «Прощание с Азбукой» Подготовка открытого занятия  «Праздник весны». Развитие организационных  способностей и  Воспитатель Учитель  Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Учитель  Воспитатель Воспитатель Учитель Воспитатель 8 Апрель Апрель Апрель Сроки самостоятельности. Всероссийский конкурс рисунков  «Животные Красной книги  России» Фотокросс «Чудеса природы» Операция «Добрый дом» Воспитатель Воспитатель Воспитатель Мероприятия (название,  цель, краткое содержание) 3. Итоговый этап Результаты Исполнители Май 2016 Круглый стол «Кодекс семейного  воспитания»  Изучение сотрудниками школы  педагогической информации,  применение полученных знаний в  процессе воспитания ребенка.  Май 2016 Повторная диагностика  «Диагностики нравственного  развития  ребенка». Сравнительный анализ «Показатели  волевого развития ребенка»  (построение сравнительной  диаграммы). Май 2016 Повторная диагностика коллектива  группы: «Социометрия». Выявить межличностные  взаимоотношения класса. Май 2016 Тренинговые упражнение «Моя  самооценка». Определение  самооценки мальчика,  определение понятия идеала, уровня  критичности ребенка. Май 2016 Подведение итогов. Выводы,  результаты. Директор Зам. директора по ВР Зам. директора по  УВР  Воспитатель Психолог Социальный педагог  Педиатра Невролог Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель 9 Анкета Н.Г. Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность» Приводим   текст   опросника   (10   вопросов)   и   инструкцию   к   нему.   Вопросы зачитываются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а подростки должны записать те ответы, которые им подходят.  Приложение № 1 Инструкция:  «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение   к школе. Послушайте их внимательно. К каждому Вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».  1.  Как ты чувствуешь себя в школе?  1. Мне в школе нравится.  2. Мне в школе не очень нравится.  3. Мне в школе не нравится.  2. С каким настроением ты идешь утром в школу?  .1 С хорошим настроением.  .2 Бывает по­разному.  .3 Чаще хочется остаться дома.  3.     Если   бы   тебе   сказали,   что   завтра   в   школу   не   обязательно   приходить   всем ученикам, как бы ты поступил?  1. Пошел бы в школу.  2. Не знаю.  3. Остался бы дома.  4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?  1. Мне не нравится, когда отменяют уроки.  2. Бывает по­разному.  3. Мне нравится, когда отменяют уроки.  5. Как ты относишься к домашним заданиям?  1. Я хотел бы, чтобы домашние задания были.  2. Не знаю, затрудняюсь ответить.  3. Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.  6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?  1. Нет, не хотел бы.  2. Не знаю.  3. Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.  7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?  1. Рассказываю часто.  2. Рассказываю редко.  3. Вообще не рассказываю.  8. Как ты относишься к своему классному руководителю?  1. Мне нравится наш классный руководитель.  2. Не знаю, затрудняюсь ответить.  3. Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.  9. Есть ли у тебя друзья в классе?  1. У меня много друзей в классе.  2. У меня мало друзей в классе.  3. У меня нет друзей в классе.  10. Как ты относишься к своим одноклассникам?  1. Мне нравятся мои одноклассники.  2. Мне не очень нравятся мои одноклассники.  10 3. Мне не нравятся мои одноклассники.  Обработка результатов  Проводится как количественная, так и качественная обработка результатов.  Количественный анализ  Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:  ответ ребенка, свидетельствующий  о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;  нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по­разному и т.п.) оценивается в 1 балл;  ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0  баллов.  Максимально возможная оценка равна 30 баллам.  Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.  5­й   уровень.   25­30   баллов   (максимально   высокий   уровень   школьной   мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением   успешно   выполнять   все   предъявляемые   школой   требования.   Они   очень четко   следуют   всем   указаниям   учителя,   добросовестны   и   ответственны,   сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.  4­й   уровень.   20­24   балла   (хорошая   школьная   мотивация).   Подобный   показатель имеют   учащиеся,   успешно   справляющиеся   с   учебной   деятельностью.   При   ответах   на вопросы   проявляют   меньшую   зависимость   от   жестких   требований   и   норм.   Подобный уровень мотивации является средней нормой.  3­й   уровень.  15­19  баллов   (положительное   отношение   к   школе,   но   школа привлекает больше внеучебными сторонами). Такие дети достаточно хорошо чувствуют себя   в   школе,   однако   чаще   их   привлекает   возможность   пообщаться   с   друзьями, учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует.  2­й   уровень.10­14   баллов   (низкая   школьная   мотивация).   Подобные   школьники посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.  1­й   уровень.   Ниже   10  баллов   (негативное   отношение   к   школе,   школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с   учебной   деятельностью,   испытывают   проблемы   в   общении   с   одноклассниками,   во взаимоотношениях   с   учителем.   Школа   воспринимается   ими   как   враждебная   среда. Ребята   переживают,   плачут,   могут   проявлять   агрессивные   реакции,   отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения психического здоровья.  11 Приложение  № 2 Методика исследования мотивации учения у первоклассников (Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок ­ в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.) Форма проведения: индивидуальная. Оборудование: стимульный материал к методике. Инструкция:  "Сейчас я прочитаю тебе рассказ". №1.   "Мальчики   (девочки)   разговаривали   о   школе.   Первый   мальчик   сказал:   "Я   хожу   в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил". На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.) №2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2­ фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.) №3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.) №4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким".  Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.) №5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься ­ и можешь стать, кем захочешь". Психолог   выкладывает   карточку   с   рисунком   №   5:   фигурка   с   портфелем   в   руках направляется к зданию. (Социальный мотив.) №6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.) После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы: А как, по­твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I) С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2) С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3) Дети   последовательно   осуществляют   три   выбора.   Если   содержание   недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок. Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает. Выборы Мотивы, № 12 1 2 3 4 5 6 I выбор II выбор III выбор Контрольный выбор Внешний мотив ­ 0 баллов; учебный мотив – 5 баллов; позиционный мотив ­ 3 балла; социальный мотив – 4 балла; отметка ­ 2 балла; игровой мотив ­ 1 балл; Необходимо   подсчитать,   сколько   баллов   набрано   отдельно,   по   каждому   мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора. Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе   с   тем,   ребёнок   может   руководствоваться   и   другими   мотивами.   О несформированности   мотивации   учения   свидетельствует   отсутствие   предпочтений,   т.е. различные подходы во всех ситуациях. 13 Приложение  № 3 для изучения социально­психологической адаптации к школе учащегося с Анкета №1 /заполняется классным руководителем, обрабатывается педагогом­психологом/ ограниченными возможностями здоровья Фамилия, Имя, Отчество _______________________________________________________ Возраст_______________________________________________________________________ Дата заполнения _______________________________________________________________ 1. Успешность выполнения школьных заданий:  5 баллов ­ правильное, безошибочное выполнение заданий; 4 балла ­ небольшие помарки, единичные ошибки; 3 балла ­ редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой; 2 балла ­ плохое усвоение материала по одному из основных предметов, частые ошибки,  неаккуратное выполнение заданий; 1 балл ­ плохое усвоение материала по всем предметам.  Кол­во баллов:_______________________  2. Степень усилий, необходимых учащемуся для выполнения заданий:  5 баллов ­ учащийся работает легко, свободно, без напряжения; 4 балла ­ выполнение заданий не вызывает у учащегося особых трудностей; 3 балла ­ иногда учащийся работает легко, в другое время проявляет упрямство;  выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения; 2 балла ­ выполнение заданий осуществляется с сильным напряжением; 1 балл ­ учащийся отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.  Кол­во баллов:________________________  3. Самостоятельность при выполнении школьных заданий:  5 баллов ­ учащийся всегда самостоятельно справляется с заданиями; 4 балла ­ работает самостоятельно, иногда обращается к помощи взрослого; 3 балла ­ иногда работает самостоятельно, но чаще обращается за помощью; 2 балла ­ предпочитает работать с помощью взрослого, даже если может сделать задание  самостоятельно; 1 балл ­ для выполнения школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный  контроль со стороны взрослого.  Кол­во баллов:________________________  4. Эмоциональное отношение к школе:  14 5 баллов ­ учащийся приходит в школу с хорошим настроением, улыбается, смеется. 4 балла ­ учащийся спокоен, деловит, нет проявлений пониженного настроения; 3 балла ­ иногда учащийся приходит в школу с плохим настроением; 2 балла ­ у учащегося случается проявление негативных эмоций (тревожность, огорчение,  иногда страх), обидчивость, вспыльчивость, раздражительность; 1 балл ­ преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).  Кол­во баллов:________________________  5. Взаимоотношения со сверстниками:  5 баллов ­ ребенок общительный, инициативный, имеет много друзей; 4 балла ­ ребенок не проявляет инициативу общения самостоятельно, но легко вступает в  контакт, когда к нему обращаются другие дети; 3 балла ­ сфера общения ребенка ограничена, общается только с некоторыми детьми; 2 балла ­ предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт; 1 балл ­ ребенок замкнут, изолирован от детей, предпочитает находиться один, либо  инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к другим детям:  ссорится, дразнится, дерется.  Кол­во баллов:________________________  6. Отношение к учителю:  5 баллов ­ ребенок проявляет дружелюбие по отношению к учителю, охотно обща­ется с  ним; 4 балла ­ дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его  требования, тревожится, если делает что­то не так; в случае необходимости ребенок может обратиться к учителю за помощью. 3 балла ­ старается выполнить все требования учителя, но за помощью обращается к  одноклассникам. 2 балла ­ выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним,  старается быть незаметным для него; 1 балл ­ избегает контакта с учителем, при общении с ним испытывает робость или  отрицательные эмоции.  Кол­во баллов:________________________  Общее кол­во баллов:_______________  Классный руководитель:                            /______Ф.И.О.________  Интерпретация результатов: 1 уровень (ВЫСОКИЙ) ­ 26­30 баллов; 2 уровень (ВЫШЕ СРЕДНЕГО) ­ 18­25 баллов; 3 уровень (СРЕДНИЙ)­ 12­17 баллов; 4 уровень (НИЖЕ СРЕДНЕГО) ­ 6­11 баллов; 5 уровень (НИЗКИЙ) ­ 1­5 баллов;  Вывод об уровне социально­психологической  адаптации:_______________________________ 15 Приложение  № 4 для изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно­ Анкета №2 воспитательного процесса  /заполняется родителями/ Фамилия, Имя, Отчество  _______________________________________________________ Возраст_________________________Дата заполнения _______________________________ 1. Часто ли Ваш ребёнок рассказывает дома о школе? Что именно?  2. Какие чувства преобладают в его рассказе? а) положительные б) отрицательные в) когда­как г) не знаю  3. С каким настроением Ваш ребёнок идёт в школу? а) с радостью б) с неохотой в) по­разному г) не знаю  4. Комфортно ли Вашему ребёнку в классе? а) да б) он чувствует себя плохо в) когда­как г) не знаю  5. (Если ребёнок чувствует себя плохо): Почему плохо (когда­как)? а) неуверенность в знаниях б) плохая оценка в) агрессия других детей г) (Ваш ответ)_______________________________________________________________  6. Устает ли Ваш ребёнок в школе? а) да 16 б) нет в) не замечаю  7. Какие изменения произошли в Вашем ребёнке? а) положительные б) отрицательные в) положительные и отрицательные  8. Оказала ли школа влияние на эти изменения? а) да б) нет  9. Есть ли у Вашего ребёнка среди одноклассников друзья? а) да, есть один друг б) да, есть много друзей в) нет, у моего ребёнка нет друзей  10. Какие ещё дополнительные занятия нужны Вашему ребёнку в школе? (нужное подчеркнуть) А)нужны: по предметам, кружки, ЛФК, Иностранный язык, психолог, психотерапевт,  массаж, другое  Б) Не нужны  11. Посоветовали бы Вы знакомым отдать ребёнка в нашу школу? Почему? а) Да б) Нет  11. Что запомнилось ребёнку из школьной жизни?  12. Что запомнилось Вам из школьной жизни?  Анкета по изучению развития ребенка Приложение  № 5 Дата обследования___________________________ Фамилия, имя  ребенка_____________________________________________________________ Дата рождения: год__________________  месяц________________________________________ Школа __________________________________  класс__________________________________ При наполнении анкеты, пожалуйста, выполните следующие инструкции:  нимательно прочитайте каждый из предложенных вопросов и подчеркните то, что считаете  нужным, по возможности допиши те недостающие сведения. СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ 1. Год рождения: мать ______________________________   отец_________________________ 2.ОБРАЗОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ: мать ­ высшее, среднее ­ специальное, ПТУ, среднее;  отец ­ высшее, среднее—специальное, ПТУ, среднее. 3. В МОМЕНТ ОБСЛЕДОВАНИЯ: мать работает (профессия) __________________ не работает отец работает (профессия) ___________________ не работает 4. БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ: отдельная квартира ­ общая квартира. Ребенок имеет отдельную комнату ­ не имеет. 5.СОСТАВ СЕМЬИ: (проживающие вместе)  _________________________________________ 17 6. ИМЕЛ ЛИ МЕСТО РАСПАД СЕМЬИ ( да, нет), когда ребенку было ___________ лет,  когда поя вился отчим,  мачеха______________________________________________________ 7. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ: хорошие – холодные ­ напряженные ­ частые  конфликты ­ ссоры. 8. УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ: иногда ­ несколько раз в неделю; с резким изменением поведения (отец, мать). 9.СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РОДИТЕЛЕЙ: мать ­ здорова, отец — здоров; наличие хронических заболеваний: мать ________________________________________________________________________ отец ________________________________________________________________________ 10. НАЛИЧИЕ НЕРВНО­ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В СЕМЬЕ родственников с тяжелым характером, а также лиц, которым очень трудно давалась учеба в школе: со стороны  матери________________________________________________________________ со стороны  отца__________________________________________________________________ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ 11. КАКИМ ПО СЧЕТУ  РОДИЛСЯ_________________________________________________ 12. ТЕЧЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ: нормальное, тошнота, рвоты (до какого  месяца_____________) белок в моче, повышение давления, судороги, обмороки (на каком  месяце ) лежала на сохранении ( сколько времени ___________) травмы физические,  нервные потрясения, переживания (какие)  _____________________________________________ Инфекции: простудные заболевания: краснуха, корь, другие инфекционные  заболевания. Резус в крови у матери (+ ­), отца (+ ­), ребенка (+ ­), меры по поводу резус­ конфликт_____________________________________________________________________ 13.РОДЫ: нормальные – преждевременные ­  переношенные – быстрые – «штурмовые» (1­2 часа от начала болей) ­ затяжные (больше суток от начала болей). Какого рода помощь  оказывалась во время родов: уколы, кислород, стимуляция, наркоз, наложение щипцов,  вакуум, другие виды  помощи______________________________________________________ 14.ВЕС ПРИ РОЖДЕНИИ________________________ 15. ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ: ребенок родился с кожными покровами  нормального цвета  ­ красным – синим ­ белым;  закричал сразу ­ не дышал некоторое время ­ его хлопали опускали в ванночку ­ ему делали уколы ­ на коже лица и головы была  опухоль или кровоподтек; врачи, говорили о родовой травме, асфиксии, слабости ребенка. Приложен к груди на _____________ день. Сосал хорошо ­ слабо. Была желтуха новорожденных — не было желтухи. Был в первые недели и месяцы  нормальным ­ очень вялым — очень беспокойным. 16. ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ: вывих бедра ­ порок сердца, косоглазие ­ парез (слабость  ручки, ножки). 17.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ: а) моторное развитие: головку держал с______ месяцев, сидел с _______________месяцев,  стоял с ______месяцев, ходил с _______месяцев__________лет; б) речь: отдельные слова до одного года ­ после года; фразы до полутора  лет_________________ до двух лет___________после двух с половиной лет. Особенности  18 речи в детстве: нормальная заикание – картавость – шепелявость ­ косноязычие (до какого  возраста_____________________). 18. ЗАБОЛЕВАНИЯ ДО ОДНОГО ГОДА (сколько раз): грипп_________________ простудные (ОРЗ)  __________ангина_________________________ воспаление среднего уха (отит) ______ воспаление легких _________________ диспепсия  _______ложный круп____________ травмы головы _________________  судороги__________ 19.ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОСЛЕ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ РЕБЕНКА (в каком возрасте, легко ­ тяжело ­ с осложнениями)  Рахит _______________________ диатез__________ простудные заболевания  _____________ воспаление легких___________________ воспаление среднего уха  (отит)__________________ дизентерия ______________ гастрит_______ язва воспаление  желчного пузыря (холецистит) _____желтуха _______________ воспаление мочевого  пузыря (цистит) ___________ воспаление почек________ Инфекционные заболевания: корь ________ краснуха_________ скарлатина  _________свинка ______________ветряная оспа_________ хронический тонзиллит  _______________ туберкулез __________ Операции по поводу: аппендицита_______ хронического тонзиллита ___________  другие____________________________________________ Общий наркоз (в связи с чем) ____________________________________________________ 20. СОСТОЯЛ НА УЧЕТЕ У ВРАЧА: инфекциониста – туберкулезника – окулиста ­  отоларинголога (ушного) – ревматолога –  психоневролога ­ логопеда. 21. ГДЕ ВОСПИТЫВАЛСЯ ОБСЛЕДУЕМЫЙ РЕБЕНОК: а) до трех лет: в семье — в однодневных яслях ­ в круглосуточных яслях — в доме  ребенка; б) до школы: в семье — в однодневном саду ­ в круглосуточном детском саду. Перед поступлением в школу ребенок умел: читать, писать, считать знал буквы. В школе посещал группу продленного дня ________________не посещал. 22.ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ ( для подростков).  У девочек: в каком возрасте начали формироваться грудные железы  _________________________ в каком возрасте появилось оволосение подмышечной  области, лобка__________ в каком возрасте появилась первая менструация _______были  ли перерывы в менструальном цикле более одного месяца (да ­ нет). Как протекает менструация (боли, нарушения настроения, обильно, длительно). У мальчиков: в каком возрасте стал ломаться голос; появилось оволосение подмышечной области ___________________ лобка ______________________ лица_____________ возраст появления поллюций (семяизвержения)  ______________________________________ 23. АППЕТИТ: нормальный, повышенный, пониженный, избирательный. 24.СОН: засыпает быстро; засыпает не сразу; спит спокойно, спит чутко, беспокойно;  бывают ночные страхи, страшные сны, ходит во сне, говорит во сне; просыпается легко,  просыпается с трудом; нуждается в дневном сне. 25. НАСТРОЕНИЕ: преобладает хорошее ­ преобладает пониженное – ровное,  преобладания не отмечается; настроение устойчивое – неустойчивое, легко меняется от  незначительных причин. 19 26. ПОВЕДЕНИЕ: ровное, спокойное ­ неровное. бывает вспыльчивым, капризным; при  раздражении теряет самоконтроль, кричит, топает ногами, может нагрубить, ударить;  после обиды успокаивается быстро ­ долго не может успокоиться. 27. УТОМЛЯЕТСЯ часто ­ утомляется редко. Утомляется от физических нагрузок ­ от  общения ­ при умственных нагрузках. При утомлении: нарушается внимание, появляется головная боль, снижается аппетит,  нарушается сон, появляется раздражительность, физическая вялость. 28. ЧАСТЫЕ ЖАЛОБЫ: головные боли ­ головокружение ­ повышенная потливость ­ плохо переносит жару ­ плохо  переносит езду в транспорте ­ повышенная обидчивость ­ плаксивость ­ капризность –  заикание –тики – лишние, навязчивые движения ­ склонность к страхам ­ кусает ногти ­  мочится (днем, ночью) – тошноты ­ боли в суставах ­ боли в животе – обмороки ­ другие  жалобы (кроме перечисленных)  ___________________________________________________ В настоящий момент: плохое зрение ­ слабый слух ­ недостатки в произношении отдельных  звуков ­ плохая координация движений, неловкий ­ слишком маленький рост ­ чрезмерная  полнота. 29. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ: 1) Общителен и активен в общении, сам выбирает друзей ­ в дружбе пассивен,  общается с теми, кто к нему обращается; мало общителен, избегает общения. 2) Застенчив и робок, не смущается со знакомыми ­ раскован и смел в любой  обстановке. 3) Задирист, драчлив, первый не задирается, но может за себя постоять, избегает  ссор, труслив. 4) Ласков, не любит выражать свои чувства, холодный, неласковый. 5) Болтливый, охотно разговаривает, молчаливый. 6) Чрезмерно подвижен, быстр, двигательная активность умеренная, мало подвижен; движения ловкие, движения неловкие. 7) Спокойный, легко волнуется, быстро раздражается, теряет контроль над  поведением, «нервный». 8) Собранный, внимательный, рассеянный,  невнимательный, внимателен только при  интересном занятии. 9) Самолюбив, склонен к борьбе за первенство, самолюбие не выражено. 10) Имеет любимое занятие (какое  именно)_____________________________________ всем любит заниматься понемногу, самостоятельно не может найти себе занятия. 11) Находчив, догадлив, с трудом находит ответ. 12) Легко принимает решение сам, может его отстоять, склонен к сомнениям,  охотно принимает советы окружающих. 13) Обостренное чувство ответственности с оттенком тревожности, ответственен,  добросовестен,  недостаточно ответственен. 14) Доброжелателен, справедлив, завистлив, мстителен. 15) Память хорошая, память плохая, забывчив. 16) Учится отлично, хорошо, удовлетворительно, с трудом, самостоятельно,  нуждается в помощи; охотно­неохотно. Итоговые оценки по основным предметам: русский язык _______математика____________ чтение (литература) __________ Русский  язык является родным ­ не родным языком. 30. ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ: 20 1) Кто преимущественно занимается воспитанием  ребенка______________________________ 2) Ваши принципы воспитания: строгое воспитание, требование безусловного выполнения  просьб, решений старших, мягкое воспитание, уговоры, исполнение желаний ребенка. 3) Наказывался ли ребенок, как  часто________________________________________________ 4) Как ребенок проводит свободное  время:___________________________________________ один, с товарищами, с родителями. 5) Дополнительные нагрузки у  ребенка______________________________________________ 31. ЖАЛОБЫ В НАСТОЯЩИЙ  МОМЕНТ__________________________________________ 32. ВАШ РЕБЕНОК ПРАВША – ЛЕВША – ОБЕИМИ  РУКАМИ ВЛАДЕЕТ В  ОДИНАКОВОЙ СТЕПЕНИ. С какого возраста проявилось левшество и в каких  действиях____________________ Проводилось ли переучивание на действия правой рукой (да ­ нет); каким  образом: насильственно — незаметно; в каком возрасте______________________________________  отразилось ли это на здоровье – поведении ­ обучении; как именно ___________________ участились жалобы  (какие)_____________________________________________________________  ___________ Как ребенок воспринимает свое левшество: довольно спокойно — сильно  переживает. Отмечаются ли у ребенка при рисовании и письме перевернутые в обратную сторону фигуры, буквы (да — нет; часто — редко). Наличие левшества среди ближайших и отдаленных родственников: да — нет; кто  именно ______________________________________________________________________ Оказывается ли леворукому ребенку помощь: со стороны родителей — со стороны  учителя; какая  __________________________________________________________________ Приложение  № 6 Протокол первичного обследования ПМПК   1. Ф.И.О.   ученика ____________________________________________________________ 2. Год   рождения   ___________________________Класс _____________________________ 3. Дата   обследования _________________________________________________________ 4. До   поступления   в   школу   посещал:   ДОУ   (массовый,   спец., реч.)____________________ 5. Характер   проблем,   имеющихся   у   ребенка ______________________________________ __________________________________________________________________________ ___ 21 __________________________________________________________________________ ___ 6. Сведения о семье     Состав семьи: полная / неполная воспитанием Фактически __________________________________________ Количество __________________________________________________________ Родители (Ф.И.О., год рождения, образование, место работы) отец____________________________________________________________________ __ мать _____________________________________________________________________ Социальный статус семьи: благополучная /неблагополучная занимается детей   7. Сведения о здоровье (хронические заболевания, травмы,  операции)________________ 8. Результаты психологического обследования: Осведомлённость_________________________________________________________ __ _______________________________________________________________________ ___ Временные  представления___________________________________________________ Легко ли вступает в контакт, понимает ли обращённую  речь______________________ Понимает ли содержание текста, сюжетной  картинки___________________________ ­ причинно­следственные связи  __________________________________________             Особенности  восприятия____________________________________________________             Особенности внимания:                     ­устойчивость__________________________________________________________                     ­переключаемость_______________________________________________________             Особенности памяти:                    ­ объём произвольной  памяти_____________________________________________                    ­ быстрота  запоминания__________________________________________________                    ­качество  воспроизведения_______________________________________________             Особенности мышления:                    ­  классификация________________________________________________________                    ­  обобщение___________________________________________________________                    ­ сравнение  ____________________________________________________________ 22 ­ аналитико­синтетическая  деятельность____________________________________              Эмоционально­волевая  сфера________________________________________________ 9. Результаты педагогического обследования:             Сформированность учебных навыков (соответствование требованиям программы,              характерные ошибки):               ­ письмо _______________________________________________________________        ­ математика ___________________________________________________________         ­ чтение________________________________________________________________        ­ другие предметы  ________________________________________________________  10.Сформированность школьно­значимых функций:           ­ целенаправленность  _____________________________________________________           ­ усидчивость, работоспособность  __________________________________________           ­ темп деятельности  _____________________________________________________     Отношение к школе и учебной деятельности (желание ходить в школу, учебные            мотивы,  интересы)________________________________________________________        11. Результаты логопедического обследования: Родной язык  ______________________________________________________________ Словарный запас  ___________________________________________________________ Связная речь  ______________________________________________________________ Грамматический строй речи  ________________________________________________ Звукопроизношение  _______________________________________________________ Фонематическое восприятие  _________________________________________________ 13. Общее  заключение______________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _ 14. Рекомендации  ____________________________________________________________ Дата__________________ Председатель ПМПк ________________________________________________  Педагог­психолог ___________________________________________________ Учитель ___________________________________________________________  Учитель­логопед ____________________________________________________  Врач ______________________________________________________________  23 24

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса

Программа психолого-педагогического сопровождения учащегося 1 класса

Программа  психолого-педагогического сопровождения  учащегося 1 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2017