Программа "Путь к выбору профессии".
Оценка 4.7

Программа "Путь к выбору профессии".

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
Взрослым
31.03.2018
Программа "Путь к выбору профессии".
Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин.optacio — желание, избрание). Когда-нибудь каждый из учеников встанет перед важным вопросом в жизни : «Куда после школы идти учиться, какую профессию выбрать?» От выбора зависит будущее ученика. Ведь правильный выбор профессии повлияет на все сферы его жизни. Это и материальное положение и то, насколько интересна и содержательна будет его будущая работа. «Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений!»-так говорил Д.Рокфеллер, американский миллиардер. Конечно, когда человек знает много профессий, интересуется, читает о них, то у него выбор более осознанный и точный, меньше вероятность, что в дальнейшем он разочаруется в своей профессии.Программа направлена на создание системы по формированию внутренней готовности учащихся с ОВЗ к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке и реализации своих профессиональных планов.
Программа Путь к выбору профессии..doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ                 С. МАЛЫЙ ТОЛКАЙ. «Путь к выбору профессии» Программа по профессиональной ориентации для учащихся 1­ 10 классов. Составитель:  Ширшова Н.И. 2016 год. Содержание . 1. Пояснительная записка. ­ Актуальность программы ­ Цель и задачи программы по профессиональной ориентации «Путь к выбору  профессии». ­ Нормативно – правовое обеспечение программы. ­ Принципы построения программы. ­ Основные направления системы программных мероприятий. ­ Механизм реализации программы. ­ Финансирование программы. ­ Участники программы. 2. Этапы реализации программы.  ­ 1 этап (1­4 классы).  «Человек славен трудом».   ­  2 этап (5­7 классы).  «В мире профессий».  ­  3 этап ( 8­10 классы).  «Ищу работу».  3.  Тематическое планирование 9. Оценка эффективности программы. 10. Использованная литература  и интернет ­ ресурсы. Пояснительная записка.       Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от  латин.optacio — желание, избрание).      Когда­нибудь       каждый из учеников     встанет перед важным  вопросом  в  жизни : «Куда  после школы  идти  учиться,  какую профессию выбрать?» От  выбора  зависит будущее ученика. Ведь  правильный выбор  профессии  повлияет на все сферы его  жизни. Это и  материальное  положение и то, насколько  интересна и содержательна будет его  будущая  работа. «Ваше  благополучие  зависит от  ваших  собственных   решений!»­так  говорил  Д.Рокфеллер, американский  миллиардер.  Конечно,  когда  человек знает много  профессий, интересуется,  читает о них, то у него  выбор более осознанный и точный, меньше вероятность, что в дальнейшем он  разочаруется в своей профессии.          Актуальность данной  программы в том, что она позволяет детям  задуматься над этой  проблемой и   помочь в будущем выборе профессии.      Профориентация ­ это научно обоснованная система  социально­ экономических, психолого­педагогических, медико­биологических и   производственно­технических мер по оказанию молодежи личностно­ ориентированной помощи  в выявлении и  развитии способностей,      склонностей , профессиональных и  познавательных  интересов в выборе  профессии, а также  формирование потребности и  готовности к труду в   условиях рынка, многоукладности форм собственности и  предпринимательства. Она реализуется через учебно­воспитательный процесс, внеурочную и  внешкольную  работу  с  учащимися. В  различных видах  деятельности  ( познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой,  производительном  труде).  Профориентационное  направление  прослеживается  в  плане  работы каждого классного руководителя, воспитателей, социального  педагога, педагога­психолога,  учителей  трудового обучения , в  процессе   работы  школьной  библиотеки, медработника.           Умственно ­ отсталые дети – особая категория школьников, которых  отличает инфантилизм, искаженное формирование образа себя и значимых  взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая  готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень  самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.  Выпускникам   коррекционных   школ   трудно   адаптироваться   в   обществе, поскольку они характеризуются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением,  непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Не умеют и не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте. Можно выделить ряд типичных моделей поведения выпускников коррекционной школы:     переход   после   окончания   первого   профессионального   училища   во второе (не для получения новой профессии, а для того чтобы находиться на полном   государственном   обеспечении);   вместо   устройства   на   работу   ­ обращение   на   биржу   труда,   где   выплаты   по   безработице   выше   возможного заработка.                       Кроме того, незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников наших школ. Поэтому проведение профориентационной работы в период нахождения ребенка в школе­интернате повышает   его   шансы   на   успешную   адаптацию   в   обществе.            В нашей школе­интернате обучаются умственно ­ отсталые дети, имеющие отставание в развитии наглядно­образного и словесно­логического мышления, затруднения   в   процессе   восприятия,   недостаточную   сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, бедность словарного   Часто   при   выполнении   заданий   внеучебного   характера   воспитанники обнаруживают   отсутствие   готовности   к   интеллектуальному   усилию, необходимому   для   успешного   решения   поставленной   перед   ними   задачи; испытав   малейшую   трудность,   отказываются   от   выполнения   поставленной задачи.                     Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение   актуализировать   свои   способности   для   успешного   выполнения задания.   Они   нуждаются   в   помощи   со   стороны   взрослого,   в   постоянном подбадривании. В связи со всем выше сказанным, становится очевидной необходимость создания системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения  воспитанников школы­интерната 8 вида, которая будет включать в себя как  получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение  знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.     Профориентация ­ это  многоаспектная  система , включающая  в  себя   просвещение, воспитание, изучение психофизиологических  особенностей,  проведение  психодиагностики.                                                                     запаса.               Вопросы профориентационной работы рассматривались отечественными  учеными ­ К.М. Гуревичем, А.Е. Голомштоком, Т.В. Кудрявцевым, Б.Ф.  Ломовым, А.К. Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых,  В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой и др.                 По  мнению  большинства  исследователей,  важнейшим  социальным институтом  профориентации  является  школа,  где  готовится  наибольшее  количество  молодых  людей,  выбирающих  профессию.            Чистякова С. Н определяют  профориентацию  как  «...научно практическую систему подготовки учащихся к свободному сознательному  выбору  профессии» .            Профессор Батышев С. Я считает целенаправленную  деятельность,  связанную с  формированием  у  подрастающего  поколения  профессиональных  интересов  и  склонностей  в  соответствии  с  личными  способностями, потребностью общества и пригодностью к той или иной  профессии.              С позиции социологии и экономики «профориентация – это совокупность  социально­ экономических отношений между обществом и его членами по  вопросу  формирования  специализированной  рабочей  силы  с  учетом  общественных потребности в ней» (Э.Р.Саруханов, С.И.Сотникова).             В.Д.  Симоненко  объясняет  подобное  разнообразие  понятийного   аппарата тем,  что  «...профориентация  является  педагогической  по  методам,  социальной  по  содержанию,  экономической  по  результатам  и  государственной по организации работы».              Программа по профориентации разработана на основе требований  Федерального стандарта образования в специальных (коррекционных)  образовательных учреждениях VIII вида.             Цель:  создать систему по формированию внутренней готовности  учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии,  корректировке и реализации своих профессиональных планов            Задачи:  Изучить   динамическую   структуру   личности   учащегося   с   целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определения наиболее подходящей сферы деятельности.  Всесторонне изучить профессионально­трудовые возможности учащихся и оказывать  содействие их развитию. Готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения.  Решить   личностные   проблемы   учащихся,   препятствующие   правильному выбору профессии и успешной социально­трудовой адаптации.   Уделить   особое   внимание   работе   с   семьёй,   вести   разъяснительную пропаганду,   оказывать   правовую   и   моральную   поддержку   детям   из неблагополучных семей. Координировать родителей при выборе профессии, рекомендовать   обращать   внимание   на   тот   или   иной   вид   деятельности воспитанника, нацеливание самого ребёнка и родителей на развитие навыка.  Расширить представления учащихся о мире профессий и их особенностях;  Информировать учащихся о профессиональных учебных заведениях и рынке труда в Самарской  области. Нормативно­правовое обеспечение программы.               Программа разработана в соответствии со следующими нормативными  правовыми актами: ­ Концепцией  Модернизации российского образования; ­ Концепцией  профильного обучения на всех ступенях специального  (коррекционного) образования. ­Трудовой кодекс РФ. ­Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка». ­Конвенция о правах ребёнка. Принципы построения программы.  Принцип сознательности в выборе профессии.    Принцип   соответствия   выбираемой   профессии   интересам, склонностями,   способностями   личности   и   одновременно   потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии.   Принцип   активности   в   выборе   профессии   характеризует   тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме)   периодической печати и другой литературы.  Самарской области.    Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников – это  принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация  приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от  практики, от общих задач трудового и профессионального становления  личности;  Принцип преемственности. Работа с учащимися 1 ­ 10 класса при условии   обязательной   преемственности   этой  работы   из   класса  в  класс. Взаимосвязь   школы,   семьи,   профессиональных   учебных   заведений   и общественности   в   профориентации   учащихся   предусматривает   тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. Принцип связи профориентации с потребностями рынка труда  в Основные направления системы программных мероприятий.                  Для повышения эффективности системы профориентации учащихся  ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности: Диагностика и консультирование  с целью формирования у  Взаимодействие с предприятиями  с целью объединения усилий  Профпросвещение  педагогов, родителей, учащихся через учебную и 1. внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке  труда. 2. подростков осознанного выбора профессии. 3. заинтересованных ведомств для создания эффективной системы  профориентации в ОУ. 4. содействия занятости и трудоустройству молодежи. Механизм реализации программы. Профадаптация  с целью обеспечения функционирования системы              Главным исполнителем программы является администрация школы.  Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, педагоги­ предметники, психолог школы, социальный педагог.   Финансирование программы.             Финансирование Программы осуществляется за счет средств школы,  добровольных взносов родителей. Участники программы. Директор школы  контроль   работы педагогического коллектива в осуществлении основных  направлений государственной политики образования и анализ   профориентационной работы в школе;  ознакомление с инструкциями, приказами, решениями по  профессиональной ориентации, с научной и методической литературой;    заместитель директора по учебно­воспитательной работе:  создание учебно­методической базы по профориентации;  организация и проверка деятельности педагогов  по профессиональной  ориентации;  сбор, обобщение и систематизация передового опыта  педагогов; Заместитель директора по воспитательной работе выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных   за осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического поддержание   связей   образовательного   учреждения   с   социальными  педагогическую поддержку самоопределения школьников  партнёрами, влияющими на самоопределение учащихся  планирование   работы   педагогического   коллектива   по готовности   учащихся   к   профильному   и формированию   профессиональному самоопределению в соответствии с образовательной программой учреждения  коллектива по данному направлению  организация летней трудовой практики  осуществление   контролирующих   функции   работы   классных руководителей,   учителей­предметников,   школьного   психолога   по проблеме профессионального самоопределения учащихся  обобщение и распространение передового опыта  профориентационной работы классных руководителей;  трудоустройства; осуществление  связи с выпускниками школы, учёт итогов  Классный  руководитель, воспитатель глубокое и всестороннее изучение  формирующейся личности  организация  индивидуальных, групповых профориентационных  педагогическое наблюдение склонностей учащихся оказание школьному психологу помощи в проведении   бесед,   анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения  учащегося, его склонности, интересы, способности через совместную  работу с педагогом­психологом, беседы с учителями­предметниками,  родителями с помощью анкетирования и систематически проводимого  наблюдения с заполнением личной карточки­характеристики школьника;  целенаправленной профориентационной работы по данной  программе во  время часов классного руководства, воспитательских занятий,  кружковой работы,  предпрофильной подготовки, экскурсий;  контакте с родителями учащихся, выявлять позицию родителей  относительно дальнейшего профессионального пути их ребёнка; проведение работы по профессиональной ориентации в тесном  на основе изучения личности учащегося проведение   учитель­предметник  развитию познавательного интереса, творческой направленности личности  школьников, используя разнообразные методы и средства  обеспечение профоориентационной направленности уроков,  формирование у учащихся общетрудовых умений и навыков  формирование у учащихся адекватной самооценки  наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся  изучение  и развитие интересов, склонностей и способностей каждого  ученика;  использование  во внеклассных мероприятиях элементы  профориентационной работы. библиотекарь школы: подбор литературы для учителей и учащихся в помощь выбору   профессии;  конференции на темы выбора профессии.  потребности в кадрах региона. организация выставки книг о профессиях и читательские диспуты­ систематизация методических материалов, справочных данных о  Социальный педагог формирование у школьников  адекватной самооценки педагогическая поддержка учащихся  в процессе их    профессионального самоопределения  консультации  обучающихся по социальным вопросам Школьный психолог изучение профессионального  интереса и склонностей учащихся осуществление мониторинга готовности учащегося к  проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся проведение бесед, психологическое просвещение для родителей и    профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и  родителей   педагогов школы на тему выбора  особенностей учащихся   учащихся формированию адекватной самооценки школьников помощь классному руководителю в анализе и оценки интересов  психологическое консультирование с учётом возрастных  Медицинский работник  формирование у школьников установки на здоровый образ жизни консультации по проблеме влияния состояния здоровья на   профессиональную карьеру, помощь классному руководителю,  социальному педагогу, школьному психологу в анализе деятельности  учащихся.  Этапы реализации программы. Программа реализуется в три этапа: 1 этап (1­4 кл) – «Человек славен трудом» 2 этап (5­7кл)­ «В мире профессий». 3 этап (8­10 кл)­ «Ищу работу». Оценка эффективности реализации программы. Исполнители программы принимают меры по своевременному выполнению  запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: ­ повысить мотивацию молодежи к труду; ­ оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе  будущей профессии; ­ обучить подростков основным принципам построения профессиональной  карьеры и  навыкам поведения на рынке труда; ­ сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных  социальных  условиях.   С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно  выделить следующие этапы  содержания профориентационной работы в школе.  На каждом периоде школьного этапа необходима реализация различных целей  профориентационной работы: 1этап  (1­4 классы) «Человек трудом славен» (34 часа, 1 раз в неделю) Особенности работы: Дети далеки еще от выбора профессии, но правильно  поставленная среди них предпрофориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и  намерения детей . Есть качества личности, необходимые для всех профессий:  трудолюбие, уважение к людям труда всех профессий, осознание  необходимости трудиться, умение планировать и контролировать свою работу,  организовать свое рабочее место, аккуратность, точность в работе, усидчивость,  настойчивость, умение выбрать наиболее рациональный способ выполнения трудового задания, экономия материалов, времени и т.д. Все эти качества нужно формировать и воспитывать  в 1­4 классах.   Направления работы: Знакомство с профессиями родителей. Изучение  способностей учащихся. Вовлечение учащихся во всевозможные  трудовые  действия, экскурсии,  сюжетно­ролевые  игры. Цель:  формирование   у   младших   школьников     положительного   отношения   к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно­познавательной   деятельности,   основанной   на   посильных   практических умениях, включающих  различные их виды, в том числе социальные, трудовые, игровые, исследовательские. Задачи: 1. труда в жизни человека. 2. промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. 3. людям, привитие навыков самообслуживания. 4. Знакомство   с   наиболее   популярными   профессиями   в Расширение   представлений о труде взрослых, понимание значения Формирование первых умений и навыков общего труда на пользу Воспитание уважения к людям труда. 1. Общие сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина Содержание материала РФ      ­ (1 час) Содержание материала: Свидетельство о рождении Уточнение знаний учащихся по записям своего документа. Учащиеся должны знать: название документа и его содержание, условия  хранения документа,  фамилию, имя, отчество ученика, дату рождения, название страны, где ученик родился,  сведения о родителях, название учреждения  выдавшего документ.  2. Сведения о самообслуживающем труде.   (10 часов)  «Что ты должен делать сам?». 3. Сведения о общественно­полезном труде.  (8 часов) «Белоручек нам не надо, мастера везде нужны» 4.Сведения о бытовом труде.    (8 часов) «Мой труд дома» 5. Знакомство с миром профессий.  (7 часов) 1. «Кто работает в нашей школе?» (экскурсия по школе) 2.  Экскурсия по селу (знакомство с профессиями людей, работающих  в селе) 3.  Профессии наших родителей.  4. «От зернышка до булки» 5. «Кто построил мой дом?» (строительные профессии) 6. «Путешествие в читай­город» (рассказ о людях, чьим трудом создаются  книги, экскурсия в библиотеку) 7. «Письма, телеграммы  в дом приносит  славный почтальон» (экскурсия на  почту) 8. Знакомство с работой цветовода (беседа­практикум по уходу за цветами) 9. Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин. Знакомство с  профессией продавца. 10. Экскурсия в школьные учебные мастерские. Беседы о профилях трудового  обучения в школе. Итоговое занятие «Все профессии нужны, все профессии важны» 6. Практическая часть «Делу время – потехе час» (практикум – сервировка стола, уборка   посуды со стола, мытье посуды)     Конкурс «Лучший рисунок о труде» Выставка изделий учащихся и родителей. Труд на пришкольном участке. Организация дежурства в классе, группе. 7. Диагностика. 1. Анкета «Мой труд дома» 2. Рисунок «Мои родители на работе» 3. Методика «Моё любимое дело» 4. Анкета «Мои желания» 5. Игровая методика «По морю любимых занятий» 6. Методика выбора школьных предметов «Почему я тебя выбрал» 7. Анкета «Что я умею делать сам» 8. Диагностика сформированности трудовых навыков. 8. Исследовательская деятельность Проект “Профессии родителей глазами детей» Участие в проекте  предусматривает: беседы с родителями, экскурсии к ним на  работу, выпуск газеты “Наши родители на работе” с фотографиями, рисунками,  краткой информацией о том, что они делают, чем занимаются на работе, какое  значение имеет их работа для них самих и для других людей.  Учащиеся заранее придумывают вопросы, которые будут задавать родителям о  профессии. Учитель поручает детям пригласить своих пап и мам в школу  и  рассказали о своей работе. Вместе с родителями разрабатываются план  выступления и последующая организация одного из этапов конкурса умельцев.  Родители приносят на выставку изделия, которые они сделали сами. Тематическое планирование. № Тема занятия,  Ответственный I 1. 2. 3. содержание Общественно –полезный труд (8часов) Воспитательное занятие Тема: «Что такое труд?» Организация дежурства в классе, в группе.  Воспитательное занятие Тема: «Труд людей осенью». Воспитательное занятие Тема: «Что      растет      в огороде?»   Воспитатель, кл. рук. Учитель, воспитатель. Учитель, воспитатель. 4­5. Трудовой час (уборка урожая, сбор семян). 6­7. Практическое занятие Учитель, воспитатель. Учитель, воспитатель. Тема: «Весна на участке». «Посев семян цветов  для рассады» Практическое занятие Тема: «Озеленение пришкольного участка» Мир профессий. (7 часов) Воспитательское занятие «От зернышка до булки» Учитель, воспитатель. Воспитательское занятие «Кто построил мой  Учитель, воспитатель. дом?» Учитель, воспитатель. 8. II 1. 2. 3­5. Практическое занятие Тема: «Озеленение пришкольного участка» Учитель, воспитатель. 6­7. Экскурсия в школьные мастерские. Практическая  Учитель, воспитатель. III 1. IV работа по уходу за растениями. Общие сведения о документах. (1час) Знакомство с документом, удостоверяющим  личность гражданина РФ Бытовой труд. (8 часов) 1­2. Воспитательное занятие Тема: «Мой дом,  моя семья».  Анкета «Мой труд дома». Запуск проекта «Профессии родителей глазами  детей». Воспитательное занятие Тема: «Как убирать дом?» (составить алгоритм  уборки   жилых комнат) 3. Соц. педагог, учитель,  воспитатель Учитель, воспитатель,  психолог Учитель, воспитатель. 4­6. Практическое  занятие Учитель, воспитатель. Тема: «Как убирать дом?»           ( уборка  спальной комнаты) 7­8. Воспитательное занятие V. 1. Тема: «Помощники в доме» Самообслуживающий труд. (10 часов) Воспитательное занятие Тема: «Одежда; виды ухода за одеждой» 2­3. Практическое  занятие Тема: «Уход за одеждой: ручная стирка»     4­5. Практическое занятие Тема: «Уход за одеждой: глажка»   6­7. Практическое занятие Тема: «Мелкий ремонт одежды»     Воспитательное занятие Тема: «Обувь: виды обуви» Практическое занятие Тема: «Уход за обувью»     8. 9­ 10. VII 1. 2. 3. 4. 5. VI. Исследовательская работа  (долгосрочный  проект) «Профессия родителей глазами  детей» Диагностика.  Анкета «Мой труд дома» Рисунок «Мои родители на работе» Методика «Моё любимое дело» Анкета «Мои желания» Игровая методика «По морю любимых занятий» Учитель, воспитатель. Учитель, воспитатель. Учитель, воспитатель. Учитель, воспитатель. Учитель, воспитатель. Учитель, воспитатель. Учитель, воспитатель. Учитель, воспитатель Учитель, воспитатель,  психолог. Учащиеся должны знать:  ­ название документа «Свидетельство о рождении» , его содержание, условия  хранения документа,  фамилию, имя, отчество ученика, дату рождения, название страны, где ученик родился,  сведения о родителях, название учреждения,  выдавшего документ; ­ знать правила личной гигиены и гигиены внешнего вида, правила ухода за  одеждой и обувью ­ значимость бытового и общественно – полезного труда как неотъемлемое  условие жизнеобеспечения; ­ занятия людей ближайшего окружения. Учащиеся должны уметь:  ­  одеваться и обуваться по сезону, аккуратно складывать и вешать одежду,  ставить обувь на свое место, своевременно приводить в порядок одежду и обувь, правильно пришивать пуговицы и вешалку; ­ ухаживать за комнатными растениями, поддерживать чистоту и порядок в  классе и в спальне, уметь протирать пыль на подоконниках, мебели, аккуратно  заправлять кровать, накрывать и убирать со стола; ­ уметь различать профессии людей ближайшего окружения и рассказать о них. 2 ступень (5­7 классы) "В мире профессий"(34 часа, 1 час в неделю) Особенности: На данном возрастном этапе важно подготовить учащихся к  труду и выбору профессии, через уточнение знаний детей о мире профессий,  пропаганду профессий, доступных для  детей с проблемами в развитии.  Знакомство с огромным миром профессий возможно в 5­7  классах путем  использования различных форм и методов: рассказ, беседа, встречи, экскурсии,  просмотр д/фильмов, к/фильмов, альбомов. Воспитывать качества личности,  необходимые при организации трудовой деятельности.  Направления работы: Знакомство с миром профессий. Активизация интереса к выбору профессии, формирование правильного понимания сущности профессии  и самоопределение. Изучение профессиональных намерений, интересов. Цель: подготовить учащихся к профессиональному самоопределению ,  расширить  представление о многообразии мира профессий с учётом желаний и  возможностей школьников .  Формирование  представлений о значении  труда в жизни человека,  Задачи: 1. привитие  любви и уважения  к людям труда. 2. добросовестного  отношения  к порученному делу. 3. психофизическим возможностям.  4. (характеристика, значение, деятельность, требования к личности, условия работы, необходимые знания, умения и навыки, перспективы, оплата  труда,  место, где можно получить специальность). Знакомство  учащихся с профессиями, соответствующими их  Выработка  навыков и привычек  к труду, воспитание   Сообщение  элементарных   сведений  о профессиях   1. Общие сведения о документах, удостоверяющий личность гражданина Содержание материала. РФ ( 2 часа) Паспорт гражданина РФ.  2. Знакомство с миром профессий (15 часов) Почему люди работают?  Хочу» и «надо» в твоей учёбе и поведении. Многообразие мира профессий. Знакомство со страной профессий. Чем различаются разные профессии?  Профессии и их классификация. Правило правильного  выбора профессии ("хочу" ­ "могу" ­ "надо") Мир профессий и твое место в нем. «Что я знаю об избранной мной профессии?» (рассказы детей) Мое любимое занятие в свободное время.  Всякий труд у нас в почете «Дорога в рабочие» «Кем я хочу быть и почему?» «Чтобы люди сказали: «Спасибо» (труд на радость людям, встреча с ветеранами  труда)  Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке школы.  Знакомство с профессией дворника. Работа на пришкольном участке в разные  сезонные периоды.  Встреча с электриком  школы и беседа о соблюдении правил безопасности при  работе с электрическими приборами.  Встреча с сантехником школы.  Знакомство с профессиями портного, швеи, закройщика (уроки швейного дела  на базе школьной мастерской) Знакомство с профессией столяра, плотника  (уроки столярного дела на базе  школьной мастерской) Знакомство с профессией повара, кулинара, кухонного рабочего (уроки  кулинарии на базе школьной столовой,  практическая работа  на уроках СБО,  кружках, воспитательных занятий ) Знакомство с профессий цветовода (на занятиях кружка, практических  воспитательных занятиях). Индивидуальная трудовая деятельность  на уроках и во внеурочное время. «Кто строит дома?» (беседа о строительных профессиях, заочные экскурсии на  стройку) Знакомство с профессией грузчика . Профессии сферы обслуживания. Лес. Работники лесничества. Экскурсия в автомастерские.   Знакомство с профессиями сельского хозяйства (овощевод, животновод,  садовод, полевод) 3. Практическая часть  (15 часов) «Всё делать своими руками»   Отчёты о выполнении поручения. Дежурство по школе и классу. Конкурсы прикладного творчества. Конкурс стихов и песен «Много профессий хороших и разных» Конкурс рисунков «Землю красит солнце, а человека – труд» 5. Диагностика (2 часа). Тест «Мои  потребности в труде» Творческая работа «Реклама профессии» Методика «Что я учитываю, выбирая профессию» Диагностика сформированности трудовых навыков Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития. 6. Исследовательская деятельность (долгосрочные проекты) Проект «Мир профессий», «Кто готовит нам обед», «Мой папа хлебороб» .  Предполагаемые продукты проекта:  презентация «Мир профессий», выставка  изделий учащихся, конкурс творческих работ «Моя любимая профессия»  (рисунки, сочинения), реклама рабочих мест. Тематическое планирование. Содержание Ответств. Кл. рук., соцпедагог Кл. рук., соцпедагог Воспитатель, кл.рук Воспитатель, кл.рук Воспитатель, кл.рук Воспитатель, кл.рук,  психолог Воспитатель, кл.рук Воспитатель, кл.рук № I 1. 2. II 1. Общие сведения о документах, удостоверяющих  личность гражданина ( 2 часа). Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина РФ Знакомство с миром профессий (15 часов) Почему люди работают? «Хочу» и «надо» в твоей учёбе и  поведении. 2. Многообразие мира профессий. Профессии и их классификация. 3. Правило правильного  выбора профессии ("хочу" ­ "могу" 4. ­ "надо")   Работа технического персонала школы. Оказание помощи  в уборке школы.  Знакомство с профессией дворника. Работа на  пришкольном участке в разные сезонные периоды. 6. 5. Встреча с сантехником школы.  Знакомство с профессиями портного, швеи, закройщика  (уроки швейного дела на базе школьной мастерской) Воспитатель, кл.рук Воспитатель, кл.рук,  учителя ­ предметники 7. 8. 9. Знакомство с профессией столяра, плотника  (уроки  столярного дела на базе школьной мастерской) 10. Знакомство с профессией повара, кулинара, кухонного  рабочего (уроки кулинарии на базе школьной столовой,   практическая работа  на уроках СБО, кружках,  воспитательных занятий ) 11. Знакомство с профессий цветовода (на занятиях кружка,  12. практических воспитательных занятиях).  «Кто строит дома?» (беседа о строительных профессиях, заочные экскурсии на стройку) 13. Экскурсия на ФАП 14. Экскурсия в автомастерские.   15. Знакомство с профессиями сельского хозяйства  (овощевод, животновод, садовод, полевод) Воспитатель, кл.рук,  учителя ­ предметники Воспитатель, кл.рук,  учителя ­ предметники Воспитатель, кл.рук,  рук. кружка. Воспитатель, кл.рук,.  Воспитатель, кл.рук,  медсестра Воспитатель, кл.рук,  учителя ­ предметники Воспитатель, кл.рук,  учителя ­ предметники III . 1. Практическая часть.(15 часов) «Всё делать своими руками»  (самообслуживающий труд) Воспитатель, учитель­ 2. Отчёты о выполнении поручения. 3. 4. Дежурство по школе , классу, спальне. Конкурсы прикладного творчества. 5. 6. Конкурс стихов и песен «Много профессий хороших и  разных» Конкурс рисунков «Землю красит солнце, а человека –  труд» 7. Акция «Чистое село» 8. Мое любимое занятие в свободное время. 9. (занятия в кружках) «Чтобы люди сказали: «Спасибо» (труд на радость  людям, встреча с ветеранами труда)  предметник Кл.рук, воспитатель Воспитатель, кл.рук. Воспитатель, кл.рук,  учителя ­ предметники Воспитатель, кл.рук,  учителя ­ предметники Воспитатель, кл.рук,  учителя ­ предметники Воспитатель, учителя ­  предметники Руководители кружков,  воспитатель Воспитатель, кл.рук,  учителя ­ предметники 10. Обучение заполнению деловых бумаг по образцу,  Воспитатель, кл.рук.  связанных с профориентацией (заявление) 11. Шефская помощь престарелым пенсионерам. 12. Шефская помощь младшим школьникам. 13. Акция «Чистый двор». 14. Сезонные работы в огороде, в саду, в теплице 15. Генеральная уборка спален и классных комнат «Создадим уют в своем доме» IV. Диагностика (2 часа) 1. Диагностика сформированности трудовых навыков 2. Диагностика   индивидуальных   особенностей,   интересов, склонностей,   мотивации   к   учебной   деятельности   и социальной сфере, мотивов саморазвития. V. Исследовательская   деятельность   (в   течение   уч. года) Проект «Мир профессий» (5 класс). Проект «Кто готовит нам обед» (6 класс). Проект «Мой папа хлебороб» (7 класс). 1. 2. 3. Воспитатель, кл.рук,  Воспитатель, кл.рук.  Воспитатель, кл.рук.  Воспитатель, кл.рук,  учителя ­ предметники Воспитатель, кл.рук. Психолог, кл.рук,  воспитатель Психолог, кл.рук,  воспитатель Кл.рук, воспитатель,  библиотекарь. Кл.рук, воспитатель,  библиотекарь. Кл.рук, воспитатель,  библиотекарь. Учащиеся должны знать: ­ содержание записей в документе, условия его получения и хранения; ­ многообразие мира профессий; ­ требования, предъявляемые профессией к человеку. Учащиеся должны уметь: ­ ориентироваться в документе «Паспорт », находить требуемые сведения,  заполнять анкету.  ­ соотносить свои возможности с требованиями профессии; ­ выбирать профессию в соответствии со своими способностями и  возможностями; 3 ступень (9­10 класс) «Ищу работу» Особенности:  будущему   выпускнику   необходима   помощь   в  формировании правильного понимания сущности профессии и самоопределения,  адекватного принятия   решения   о   выборе   профессии,   соответствующего   интересам   и ценностным   ориентациям. способностям,  Обучение   действиям   по самоподготовке   и  саморазвитию,  формирование   профессиональных   качеств   в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.  Направления работы: уточнение сведений об учебных заведениях, о  возможных  ошибках в выборе профессий,  углубленная  профессиональная  подготовка,  экскурсии на производства, анкетирование, встречи с центром  занятости населения. Цель: актуализация процесса профессионального и личностного  самоопределения учащихся 9­10  классов на основе получения знаний о себе, о  мире профессионального труда, соотнесения и сопоставления этих двух типов  знаний. Задачи:  1.  Дальнейшее ознакомление учащихся с миром профессий и его особенностями в  соответствии с запросами рынка труда  данного региона. 2. Повышение уровня психологической компетентности учащихся. 3. Формирование способности соотносить свои индивидуально­ психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой  профессии. Общие сведения о документах, удостоверяющий личность гражданина РФ Содержание программы: (2 часа) Содержание материала: страховой полис, пенсионное удостоверение  инвалида, СНИЛС, трудовая книжка. Роль данных  документов, заполнение необходимых сведений по своему  документу по образцу. Практическая работа: обучение заполнению деловых бумаг по образцу  связанных с профориентацией.   Профориентационная работа по самоопределению (32 часа) 1. Несколько слов о взрослой жизни, или добро пожаловать в мир труда Содержание материала: роль труда в жизни людей, анализ нравственных  ценностей труда. Практическая работа: анкета «Как ты относишься к труду?» (упражнение  «Закончи предложения») 2. Твои требования к профессии Содержание материала: формулирование трёх главных требований к выбору  профессии: профессия должна быть интересной, профессия должна быть такой, чтобы можно было найти работу по специальности, профессия должна  соответствовать собственным возможностям. Практическая работа: анкета «Мой выбор» (умение анализировать  собственный выбор в соответствии со своими возможностями и способностями) 3. Самый надежный способ выбора профессии  Содержание материала: самый надежный способ выбора профессии выглядит  так: ХОЧУ + МОГУ +  НАДО, отработка последовательности действий при  выборе профессии, анализ ошибок при выборе профессии. Практическая работа: анализ проблемных ситуаций, поиск и устранение   ошибок  4. Профессиональные интересы ("хочу") Содержание материала: знакомство с профессиональным выбором учащихся,  рассказ о своей любимой профессии.  Практическая работа: анкета «Ориентация ­ 1», изучение профессиональных  желаний учащихся, составление профессиограммы любимой профессии. 5. Возможности личности в профессиональной деятельности ("могу") Содержание материала: рассказ о профилях трудового обучения в школе и  оценка степени освоения трудовых навыков, анализ медицинских  противопоказаний врачом школы, оценка личных достижений учащихся. Практическая работа: анкета «Мои способности», «Моё здоровье»,  анкета  «Ориентация ­ 2» (соответствие выбора профессии «Хочу» и «Могу») 6. Современный рынок труда ("надо"). Содержание материала: знакомство с  многообразием форм занятости,   рассказ как работает рынок профессий и что такое рынок рабочих мест. Практическая работа: анкета «Ищу работу в своём регионе»,   Ознакомительная экскурсия: в территориальное отделение службы занятости  по поиску подходящей работы в банке вакансий. 7. Куда пойти учиться?  Содержание материала: знакомство с  «рынком образовательных услуг»,  определение роли профессионального образования, знакомство с формами  получения профессионального образования, возможности выпускника школы  для поступления в ПУ, условия приёма в училище, учебный процесс в ПУ,  профессии, полученные по окончании училища, трудоустройство по полученной  профессии  Практическая работа: анкета «Как получить профессию»,  заполнение  документов для поступления в ПУ (тренировка по заполнению образцов  заявлений и анкет), встречи с выпускниками, закончившие  профессиональные  училища и курсы профессиональной переподготовки. Ознакомительные экскурсии: в профессиональные училища и Центры  занятости. 8. Куда пойти работать? Содержание материала: знакомство с вариантами поиска работы. Знакомство  с содержанием рекомендательного письма. Знакомство с содержанием  объявлений о вакансиях  в газетах и на информационных стендах. Практическая работа: ролевая игра по отработке навыков общения с  работодателями о трудоустройстве, составление обращения с просьбой о  трудоустройстве к родителям, родственникам, знакомым, встречи с  работающими выпускниками, работодателями, поиск работы по объявлению Ознакомительная экскурсия: экскурсии на производства    9. Надомный труд и совместительство. Содержание материала: перечень работ для надомников, что такое работа по  совместительству.  Практическая работа: беседа с работниками социального обеспечения Ознакомительная экскурсия: общество инвалидов 10. Производство, дисциплина труда.  Содержание материала: знакомство с нормативно­правовыми документами  (Устав, Трудовой договор и т.д.), определение качеств делового человека,  работа  с  деловыми бумагами.  Практическая работа: самооценка своих профессиональных качеств,  оформление деловых бумаг, необходимых на работе (заявление, объяснительная записка, расписка и т.д.) Ознакомительная экскурсия: встреча с работодателем (директор школы или  предприятия) 11. Трудовое законодательство. Содержание материала: знакомство с законами РФ (Конституция, Трудовой  кодекс), правами в трудовой деятельности. Практическая работа: работа с официальными документами, встреча с  социальным педагогом. 12. Индивидуальная ситуация выбора профессии. Содержание материала: знакомство со схемой выбора профессии "Восемь  углов" профессионального самоопределения Практическая работа: составление личного профессионального плана  «Мой  жизненный путь» 3. Исследовательская деятельность Проект «Мой выбор» Участие в данном проекте способствует целенаправленному  формированию у старшеклассников способностей, актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, повышению социальной  активности. Цель данного проекта – развитие у учащихся потребности в  обоснованном выборе профессии.  Выпускниками школы разрабатывается  личный план подготовки к избранной профессии о профессиях и  профессиональной деятельности. Тематическое планирование. Содержание  Ответственный Общие сведения о документах,  удостоверяющий личность гражданина  РФ (2 часа) Содержание материала: страховой полис,  пенсионное удостоверение инвалида, СНИЛС,  трудовая книжка. Роль данных  документов, заполнение  необходимых сведений по своему документу  по образцу. Практическая работа: обучение заполнению  деловых бумаг по образцу связанных с  профориентацией.    Профориентационная работа по  самоопределению       ( 32часа) «Несколько слов о взрослой жизни, или добро  пожаловать в мир труда» Содержание материала: роль труда в жизни  людей, анализ нравственных ценностей труда. Практическая работа: анкета «Как ты  относишься к труду?» (упражнение «Закончи  предложения») «Твои требования к профессии» Содержание материала: формулирование  трёх главных требований к выбору профессии:  профессия должна быть интересной,  профессия должна быть такой, чтобы можно  было найти работу по специальности,  профессия должна соответствовать  собственным возможностям. Практическая работа: анкета «Мой выбор»  Соцпедагог,  кл. руководитель Воспитатель, психолог,  учитель Кл. руководитель,  психолог, воспитатель № I. 1 2 II. 1. 2 1. 2. (умение анализировать собственный выбор в  соответствии со своими возможностями и  способностями) «Самый надежный способ выбора профессии»  Содержание материала: самый надежный  способ выбора профессии выглядит так:  ХОЧУ + МОГУ +  НАДО, отработка  последовательности действий при выборе  профессии, анализ ошибок при выборе  профессии. Практическая работа: анализ проблемных  ситуаций, поиск и устранение  ошибок  «Профессиональные интересы ("хочу")» Содержание материала: знакомство с  профессиональным выбором учащихся, рассказ о своей любимой профессии.  Практическая работа: анкета «Ориентация ­  1», изучение профессиональных желаний  учащихся, составление профессиограммы  любимой профессии.  «Возможности личности в профессиональной  деятельности ("могу")» Содержание материала: рассказ о профилях  трудового обучения в школе и оценка степени  освоения трудовых навыков, анализ  медицинских противопоказаний врачом школы, оценка личных достижений учащихся. Практическая работа: анкета «Мои  способности», «Моё здоровье»,  анкета  «Ориентация ­ 2» (соответствие выбора  профессии «Хочу» и «Могу»)  «Современный рынок труда ("надо")». Содержание материала: знакомство с   многообразием форм занятости,  рассказ как  работает рынок профессий и что такое рынок  рабочих мест. Практическая работа: анкета «Ищу работу в  своём регионе»,   1. 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2. Психолог, воспитатель,  кл.руководитель Психолог, воспитатель,  кл.руководитель Психолог, воспитатель,  кл.руководитель соцпедагог, воспитатель,  кл.руководитель соцпедагог, воспитатель,  кл.руководитель Учитель, соцпедагог,   кл. руководитель. Ознакомительная экскурсия: в  территориальное отделение службы занятости  по поиску подходящей работы в банке  вакансий. «Куда пойти учиться?»  Содержание материала: знакомство с   «рынком образовательных услуг», определение роли профессионального образования,  знакомство с формами получения  профессионального образования, возможности  выпускника школы для поступления в ПУ,  условия приёма в училище, учебный процесс в  ПУ, профессии, полученные по окончании  училища, трудоустройство по полученной  профессии  Практическая работа: анкета «Как получить  профессию»,  заполнение документов для  поступления в ПУ (тренировка по заполнению  образцов заявлений и анкет), встречи с  выпускниками, закончившие   профессиональные училища и курсы  профессиональной переподготовки. Ознакомительные экскурсии: в  профессиональные училища и Центры  занятости. «Куда пойти работать?» Содержание материала: знакомство с  вариантами поиска работы. Знакомство с  содержанием рекомендательного письма.  Знакомство с содержанием объявлений о  вакансиях  в газетах и на информационных  стендах. Практическая работа: ролевая игра по  отработке навыков общения с работодателями  о трудоустройстве, составление обращения с  просьбой о трудоустройстве к родителям,  родственникам, знакомым, встречи с  работающими выпускниками, работодателями,  поиск работы по объявлению Ознакомительная экскурсия: экскурсии на  1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 1. 2. производства  «Надомный труд и совместительство». Содержание материала: перечень работ для  надомников, что такое работа по  совместительству.  Практическая работа: встреча с работником  социального обеспечения Ознакомительная экскурсия: общество  инвалидов «Производство, дисциплина труда».  Содержание материала: знакомство с  нормативно­правовыми документами (Устав,  Трудовой договор и т.д.), определение качеств  делового человека, работа  с  деловыми  бумагами.  Практическая работа: самооценка своих  профессиональных качеств, оформление  деловых бумаг, необходимых на работе  (заявление, объяснительная записка, расписка  и т.д.) Ознакомительная экскурсия: встреча с  работодателем (директор школы или  предприятия) «Трудовое законодательство». Содержание материала: знакомство с  законами РФ (Конституция, Трудовой кодекс),  правами в трудовой деятельности. Практическая работа: работа с  официальными документами, встреча с  социальным педагогом. «Индивидуальная ситуация выбора  профессии». Содержание материала: знакомство со  схемой выбора профессии "Восемь углов"  профессионального самоопределения Практическая работа: составление личного  профессионального плана  «Мой жизненный  путь» Соцпедагог, учитель,  кл.руководитель Соцпедагог, учитель,  кл.руководитель Соцпедагог, учитель,  воспитатель Соцпедагог, воспитатель,  кл.руководитель воспитатель,  кл.руководитель III. Исследовательская деятельность Проект «Мой выбор» Участие в данном проекте способствует  целенаправленному формированию у  старшеклассников способностей,  актуальных для дальнейшей  профессиональной судьбы, повышению  социальной активности. Цель данного  проекта – развитие у учащихся  потребности в обоснованном выборе  профессии.  Выпускниками школы  разрабатывается личный план подготовки к избранной профессии о профессиях и  профессиональной деятельности. Учащиеся должны знать: ­ перечень личных правовых документов и их назначение; ­ перечень профессий, которые можно получить в  профессиональных  училищах  нашего региона; ­ должностные обязанности данных профессий (специальностей) – общие  сведения; ­ как поступить в профессиональное училище; ­ как искать работу и трудоустроиться; ­ как обращаться в различные учреждения, работать с различными  документами, общаться с работодателями и членами трудового  коллектива. Учащиеся должны уметь: ­ ориентироваться в  личных правовых документах; ­ работать с деловыми бумагами; ­ соотносить свое «хочу » и «могу» с общественным рынком труда; ­ соотносить свои возможности с выбранной профессией; ­ соблюдать имидж соискателя; ­соблюдать этику служебных отношений; ­ обращаться в государственную службу занятости Ожидаемый результат: Реализация  программы профориентационной работы «Путь к выбору  профессии» 1. 2. конкретизирует цели профориентационной работы; способствует  социализации  учащихся; позволяет развить способности, актуальные для дальнейшей  создаёт  систему работы педагогического коллектива по  повышает  интеллектуальное, культурное, физическое,  3. профессиональной судьбы; 4. данной проблеме; 5. нравственное развитие учащихся; 6. миром профессий,  7. 8. развитию системы, обеспечивающей  целенаправленное формирование у воспитанников  способностей, актуальных для дальнейшей  профессиональной судьбы, повышению социальной активности.  позволяет создать условия для преемственности поколений; выполнение программы приводит  к  совершенствованию и  даёт учащимся возможность деятельностного ознакомления с  К основным результативным критериям и показателям эффективности  профориентационной работы, прежде всего, относятся: 1. достаточная информация о профессии и путях ее получения; 2. потребность в обоснованном выборе профессии; 3. уверенность школьника в социальной значимости труда;  4. степень самопознания школьника;  5. наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Выпускники, вступая в самостоятельную жизнь, после обучения по данной  программе   1.  должны стать более уверенными в профессиональном  самоопределении;   2. владеть информацией об окружающей действительности и хорошо  ориентироваться в выборе профессии, основываясь на свои знания, умения и способности;             3. знать, как поступить в профессиональное училище;             4. знать и уметь, как искать работу и трудоустроиться;             5. знать и уметь, как обращаться в различные учреждения, работать с  различными документами;             6. знать и уметь, как общаться с работодателями и членами трудового  коллектива Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению. Цели: содействовать формированию у родителей представлений о роли семьи в  трудовом воспитании и профессиональной ориентации детей. Задачи: Основными направлениями работы школы с семьей являются:  общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты,  родительский всеобуч, Дни открытых дверей, праздники труда, конкурсы  профессионального мастерства, встречи с семейными трудовыми династиями,  работодателями, представителями профессиональных учебных заведений,  службами занятости населения, индивидуальные консультации. Информационное обеспечение: ­ о роли родителей в профориентации учащихся на разных ступенях  образования; ­ о нормативно­правовой базе получения профессионального образования детей  с проблемами в развитии; ­ о трудоустройстве и ошибках в трудоустройстве выпускников школы; ­ о перспективах развития рынка труда, о рабочих местах города, о правилах  приема в профессиональные заведения. Практическое направление: 1. Участие в профессиональном информировании учащихся – выступления ­  рассказы  о своих профессиях. 2. Участие в профессиональном самоопределении учащихся совместно с  классными руководителями: участие во внеклассных мероприятиях,  организация экскурсий на предприятия города 3.Участие в коррекции профессиональной подготовки выпускников в  соответствии с материальным положением семьи, рынком труда, возможностями личности.  Классные родительские собрания: 1 класс – Трудовые поручения в семье и школе. 2 класс ­ Воспитание желания трудиться. 3 класс – О роли семьи в трудовом воспитании младших  школьников. 4 класс – Профили трудового обучения в среднем звене. Экскурсия в школьные  мастерские. 5 класс – Трудовое воспитание и профессиональная ориентация подростков. 6 класс ­ Роль родителей в формировании профессиональных намерений  учащихся. 7 класс ­ Склонности и интересы подростков в выборе профессии. 8 класс ­ Профессии, которые выбирают наши дети. Ошибки выбора. 9 класс ­ Самовоспитание школьника как важнейшее условие его подготовки к  профессиональному труду. 10 класс ­  Формирование профессиональных планов, работа с типичными  ошибками в выборе профессий. Общешкольные родительские собрания: 1­ 4 классы – Проблемы трудового обучения  и воспитания в семье и школе» 5 ­8 класс –  «Роль родителей в формировании профессионального интереса  ребёнка» 9 ­11 класс ­  «Куда пойти учиться и работать», «Профессиональная ориентация  и социальная адаптация». Литература: Голубева Я.В. “Проблемные классные часы”. 2003 г. Климов Е.А. “Психология профессионального самоопределения”.  Кривцова С.В. “Подросток на перекрестке эпох”. 1997 г. Прудченков А.С. “Трудное восхождение к себе: методические  Резапкина Г.В. “Я и моя профессия. Программа профессионального  1. 2. 1996 г. 3. 4. разработки и сценарии занятий социально – психологических тренингов”.  1995 г. 5. самоопределения для подростков”. 2000 г. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Климов Е.А. “Как выбирать профессию”. 1990 г. 12. Климов Е.А. “Психология профессионального  самоопределения”.1996 г. Трошихина Е.Г. “Тренинг развития жизненных целей”. 2001 г. Герасимова В.А. “Классный час играючи”. 2004 г. Коротаева Е.В. “Хочу, могу, умею”. 1997 г. Прошицкая Е.Н. “Практикум по выбору профессии” 1995 г. Ашихмина Л.П. “Найди себя в мире людей и профессий”2001 г. 13. Копылова Т.Г. Система профориентационной работы в коррекционной  школе 8 вида, ж­л «Дефектология», № 5 , 2006 год.  14.Мирский С. Л. Методика профессионально­трудового обучения во  вспомогательной школе, Москва , 1988 год;  15. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Москва, 2005 г.  16. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного  самоопределения. Москва­Воронеж, 2003 г.  17. Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений  YIII вида , 1­4 классы, Москва,  2011 год;       18. Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений  YIII вида , 5­9 классы, сборники 1­2, Москва,  2011 год;  19. Пряжников Н.С.,Профориентация в школе: игры, упражнения,  опросники. Москва,2006 г.  20. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального  развития, Москва, 2000 год;  21. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального  самоопределения для подростков. Москва, 2000 г. 22. Родионов В.А. «Я и другие» тренинги социальных навыков, Ярославль,  2001 год;  Интернет – ресурсы: profshkolnik.rusedu.net›post/1631/32521 proforientator.ru 40424s001.edusite.ru›DswMedia…proforientaciya.doc www.proforientator.ru www.e­xecutive.ru/career/trades www.abiturcenter.ru www.5ballov.ru gmohimic86.jimdo.com›…профориентация­школьников/ ucheba.ru›prof infourok.ru›user/proforientaciya…i­shkolnikov proshkolu.ru›user/medved56/blog/410557 moeobrazovanie.ru›partners_proforientacionnie… ProfGuide.ru›proforientation­school/ szn.gossaas.ru› Тесты по профориентации prevolio.com› Тест на профессию nazyascool.ucoz.ru›index/proforientacija/0­16

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".

Программа "Путь к выбору профессии".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018