Семья - важный социальный институт, это первая в жизни человека социальная общность, где он осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения.
Цели программы: максимальное сближение интересов родителей
и педагогов по формированию развитой личности учащихся; повышение роли заинтересованности семьи в воспитании детей, осуществление педагогического сопровождения семейного воспитания; разработка системы единых требований и согласования основных направлений школьного и домашнего воспитания; формирование активной педагогической позиции родителей.
Программа.doc
ПРОГРАММА
работы с родительской
общественностью в условиях
общеобразовательного учреждения
«Я – с семьёй, она – со мной, вместе мы –
со школой»
На 20172018 г.
Автор: классный руководитель 1Б класса
Нефедова Наиля Равильевна
1 г. Ульяновск, 2018
Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для
родителей.
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Проблема взаимодействия семьи и школы возникла, прежде всего, как проблема
практическая. Отрыв детей от семьи, семейного быта и родительской опеки изначально
поставил ряд сложных задач перед учреждениями образования. Чем сложнее становилось
учение, расширялась сеть учебных заведений, возникала система образования, тем сложнее
становились взаимоотношения семьи и школы, семьи и общества в деле воспитания и
социализации детей и подростков.
Научное осмысление проблемы началось относительно недавно и первоначально носило
форму методического обеспечения этих взаимоотношений. Уже в XX веке возникла
необходимость целостного видения проблемы, анализа сложнейших процессов,
происходящих в данном сегменте социума. Появилось осознание того, что без глубокого и
всестороннего изучения проблемы, выработки научных критериев и методов совместной
работы школы и семьи добиться значительных успехов в деле воспитания и социализации
школьников невозможно. С решением этих проблем связаны перспективы социального,
экономического и духовного развития страны, стабильности общества и государства,
свободы личности
Семья важный социальный институт, это первая в жизни человека социальная
общность, где он осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного
поведения. Семья является неотъемлемым фактором развития, воспитания и социализации
ребенка.
С поступлением ребенка в школу именно общеобразовательное учреждение становится
для него одним из важнейших социальных институтов после семьи. Семья начинает
разделять свою социализирующую функцию со школой. Взаимодействие семьи и школы как
важных субъектов социума является главным условием успешного развития личности.
Семья в настоящее время испытывает огромные трудности. Ритм жизни по сравнению
даже с прошлым десятилетием ускорился до максимума. Родители заняты на работе, а
дети чаще всего представлены сами в себе и несколько часов в день проводят в
виртуальном мире. Происходит подмена ценностей и в этой ситуации крайне важно
сохранить связь семьи с ребёнком и школы с семьёй.
Цели программы: максимальное сближение интересов родителей
и педагогов по формированию развитой личности учащихся; повышение роли
заинтересованности семьи в воспитании детей, осуществление педагогического
сопровождения семейного воспитания; разработка системы единых требований и
2 согласования основных направлений школьного и домашнего воспитания; формирование
активной педагогической позиции родителей.
Задачи программы:
развить у родителей (законных представителей) навыки и умения, связанные с
конструктивным взаимодействием в системе родительребенок;
создать благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление
конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащегося в системе «учительученик
родитель»;
организовать целенаправленное просвещение родителей (законных представителей)
по вопросам воспитания детей с использованием активных форм просветительной
деятельности, научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать
положительные отношения к ним;
сформировать психологическую и практическую готовность к их реализации;
выработать способность родителей к анализу своей воспитательной деятельности и
объективной оценке ее результатов;
сформировать у учащихся устойчивую ориентацию на здоровый образ жизни;
повысить авторитет родителей через их участие в родительских формированиях
( родительский комитет);
1.
2.
1.
участие родителей в работе родительского комитета.
I.
Реализация программы
Психологопедагогический всеобуч родителей
Совместная деятельность родителей и учащихся
Содержание программы
Пути установления тесных взаимосвязей семьи и школы
1. Сбор информации о семьях. Эту информацию можно получать разными путями, но
более точный и полноценный заполнение социального паспорта семьи.
2. Анализ информации. Социальный педагог и классный руководитель должны знать
поимённо:
а) многодетные семьи.
б) неполные семьи.
в) семьи с инвалидами.
г) семьи с одним ребёнком.
д) неблагополучные семьи.
3 е) семьи безработных.
ж) семьи с низким материальным достатком.
3. Организация работы родительского комитета. Регулярно проводить родительские
собрания, конференции.
4.Почтительное, уважительное отношение к семье в школе. Никогда,
ни в какой форме не говорить о семье плохо, какой бы она не была.
5. В школе оформить уголок семьи.
6. Проводить открытые уроки для родителей.
7. Сделать традиционным праздник или день семьи.
8. Увеличить количество массовых мероприятий, проводимых совместно с
родителями.
9. Возродить тимуровскую работу в школе.
10. Устраивать вечера пап и мам.
11. Разработать образец благодарственного письма родителям, практиковать
вручение их на классных праздниках, собраниях.
12. Практиковать проведение семейных конкурсов, выставок.
Родительские собрания
Классные родительские собрания проводятся 5 раз в год. Тема собрания должна быть
важной для родителей. Обязательна информация о работе класса школы, об успеваемости,
об участии в мероприятиях, о проблемах и сложностях, решаемых педагогическим
коллективом. Только открытость и честность вызовет желание помочь.
К собранию следует, по возможности, готовить выставки или концерт. Чем больше
учащихся в них примет участие, тем многолюднее будет собрание.
В самом начале учебного года следует договориться с родителями о праздновании
дней рождений детей. Установить день, в который всегда будет праздноваться день
рождения детей, родившихся в этом месяце. Дни рождения должны быть праздником души,
а не желудка.
На классных родительских собраниях должны быть встречи с врачом, психологом,
руководителями кружков и секций.
Классный руководитель должен продумать, как найти возможность сказать о каждом
ученике чтонибудь доброе, а уж потом посетовать на какието проступки. Об
успеваемости конкретных учеников лучше не говорить. К собранию учащиеся могут
сделать таблицу с общей успеваемостью класса.
К собранию можно попросить отдельных родителей прочитать подборку статей по
проблеме, а затем обсудить всем вместе. Родителей следует привлекать к проведению
различных конкурсов в классе. Организовать работу так, чтобы родители почувствовали
себя коллективом.
4 2.
Тематика классных родительских собраний
1. Как подготовить ребёнка к 1 классу.
2. Как помочь школьникам учиться.
3. Роль режима в состоянии здоровья и успеваемости детей.
4. Роль книги в воспитании и развитии детей.
5. Дети и Интернет.
6. Нужны ли детям электронные гаджеты?
7. Семья и спорт.
8. О культуре поведения.
9. О привитии детям гигиенических навыков.
10. Воспитание разумных потребностей у учащихся.
11. Воспитание нравственных чувств у детей.
12. Роль поощрения и наказания в воспитании детей.
13. Дети и природа.
14. Организация досуга детей.
15. Праздники в доме. Какими им быть?
16. Взаимоотношения детей с друзьями и приятелями.
17. Связь поколений и её значение в воспитании детей.
18. Конфликты в семье и искусство их преодоления.
19. Как предотвратить проблемы в воспитании собственных детей.
20. Дружба в жизни старших и младших членов семьи.
21. Как воспитать в ребёнке ответственность за свои слова и поступки?
22. Права и обязанности ребёнка в семье.
23. Здоровый образ жизни. Как к нему приобщать школьников.
24. Воспитание в семье бережного отношения к природе.
25. Воспитание разумных потребностей у детей.
26. Чтобы не случилось беды.
27. Профилактика употребления алкоголя, наркотиков и курения у подростков.
3.
Тематика встреч с родителями в рамках формирования культуры
принадлежности к образовательному пространству школы
5
Праздник рождения класса.
Встреча с администрацией школы и социальнопсихологической службой.
Экскурсия – знакомство со школой и школьными службами.
«День открытых дверей в классе» демонстрация достижений учащихся.
Выпуск собственной родительской газеты силами родителей и детей.
Организация и проведение родительских уроков.
Встреча родителей «Традиции класса, которым быть».
1.
Открытые уроки для родителей
Эта форма занятий будет полезна в начале учебного года для ознакомления
родителей с одноклассниками ребёнка, педагогами и формирования нормального
психологического фона в классном коллективе.
Вопервых, многие родители оказывают помощь своим детям в учебе, но мало
знакомы с современными методами, требованиями по оформлению работ, посещение
открытых уроков даст некоторые знания родителям, побудит проконсультироваться у
учителей, т.е. усилит взаимосвязи.
Вовторых, посещение урока родителями поможет им помочь понять личность
учителя, которая и раскрывается глубже всего на уроке.
Втретьих, родители могут увидеть своего ребёнка с новой для них стороны, сравнить
его подготовку с подготовкой товарищей.
Вчетвёртых, учащиеся на присутствие родителей реагируют большей собранностью,
ответственностью.
К родителям нужно обращаться с просьбой, посетить уроки с целью ознакомления с
особенностями современного урока. Ни в коем случае нельзя ни говорить, ни грозить
учащимся или родителям: "Вот покажешь свои "знания" на уроке". Сам открытый урок
должен быть построен динамично, показать разные виды работы всех учащихся класса,
нельзя выделять никого из учащихся. Родители сами увидят объективную картину. После
урока можно побеседовать с родителями или дать ответить письменно на вопросы:
1. Что для вас было нового?
2.Что порадовало?
3. Что огорчило?
4.Если бы учителем были Вы, чтобы Вы изменили в работе с классом?
Следует поблагодарить всех присутствующих, сказать, что они Вам очень помогли.
Помощь родителей обязательно будет ощутима, но не сразу.
2.
Перечень дел, которые могут организовать родители для учащихся класса.
6 1. Принять участие в проведении урока или серии уроков.
2. Проведение экскурсий.
3. Организация встречи с интересными людьми.
4. Проведение бесед.
5. Походы в театр, кинотеатр.
6. Подготовка мероприятий.
7. Спортивные соревнования.
8. Изготовление поделок для выставок и конкурсов.
9. Подготовка и проведение коллективного дня рождения учащихся.
3.
Мероприятия с родителями
1. День матери.
2. День семьи.
3. Папа, мама, я спортивная семья.
4. Конкурс домашних рецептов.
5. Выставка "Умелые руки".
6. Чьи корни глубже.
4.
Родительские вечера
Форма работы, которая сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера
проводятся в классе 12 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.
Родительский вечер – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это
праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов
на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.
Какими могут быть темы родительских вечеров? Самыми разнообразными. Главное, в
ходе вечера родители должны учиться слушать и слышать друг друга, самого себя, свой
внутренний голос. Темы родительских вечеров могут быть следующие:
• Будущее моего ребёнка. Каким я его вижу?
• Друзья моего ребёнка.
• Праздники нашей семьи.
• «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
• День рождение нашей семьи. Как мы его празднуем?
• Песни, которые пели мы в своём детстве, и песни сегодняшнего детства.
7 • Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.
• Вопросы детей, которые ставят взрослых в тупик.
• Как научиться говорить «спасибо» своему ребёнку.
5.
Лекции
Форма психологопедагогического просвещения, раскрывающая сущность той или
иной проблемы воспитания. Лучший лектор – сам классный руководитель, знающий
интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции научный анализ
воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений,
условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его
психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить
план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий
лекции опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции
непринужденный разговор,
заинтересованных
единомышленников.
задушевная беседа,
диалог
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для
родителей, например:
• «Режим дня школьника».
• «Что такое самовоспитание?».
• «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном
воспитании».
• «Ребёнок и природа».
• «Половое воспитание детей» и т.д.
6.
Индивидуальные тематические консультации
Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь
непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с
родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное
представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же необходимые ему
сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию
относительно конкретных форм родительского содействия.
В общении с родителями необходимо проявлять максимум тактичности.
Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по
отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит
общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно
важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки.
Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от
дальнейшего сотрудничества.
8 Принципы успешного консультирования
взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
доверительные отношения,
7.
Посещение семьи
Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении
семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями
о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе,
информирует родителей об успехах их ребёнка, даёт советы по организации выполнения
домашних заданий и т.д.
8.
Переписка с родителями.
Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается
извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление
родителей с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие
переписки – доброжелательный тон, радость общения.
Календарно тематическое планирование
№п\п
Мероприятие
Сроки
выполнения
ответственные
20172018 учебный год
Экскурсия. Знакомство со школой и
школьными службами
Родительское собрание «Как подготовить
ребенка к школе»
Индивидуальные беседы с родителями
Родительское собрание «Учимся преодолевать
конфликты»
Посещение семей учеников
Новогодний праздник. Классное мероприятие
«Снежная королева»
Родительское собрание «Трудности
адаптационного периода у первоклассника»
Классный час «Папа может…»
Экскурсия. Посещение Музея выставочного
комплекса
Индивидуальные встречи с родителями
Родительское собрание «Научим учиться»
День здоровья в семье (посещение Парка
военной техники)
сентябрь
Кл.рук.
сентябрь
Кл.рук., родители
октябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
Кл.рук.
Кл.рук., родители
Кл.рук.
Кл.рук., родители
январь
Кл.рук., родители
февраль
март
апрель
апрель
май
Кл.рук., родители
Кл.рук., родители
Кл.рук.
Кл.рук., родители
Кл.рук., родители
Ожидаемые результаты работы с родителями (законными представителями)
Умение ставить и реализовать поставленные воспитательные задачи.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1.
9 Умение прогнозировать и анализировать свой опыт и результаты воспитательной
2.
работы.
3.
4.
5.
6.
Умение менять свое поведение в зависимости от поведения ребенка.
Умение учитывать потребности ребенка, спокойствие и уверенность.
Адекватная самооценка.
Применение нестандартных приемов в воспитании ребенка.
Активность, участие в совместной деятельности, осуществление постоянных
7.
контактов.
Литература
1. Байбаков А. М. Классные часы 511 классы , Волгоград: Учитель, 2007
2. Дереклеева Н. И. Родительские собрания. Средняя и старшая школа 511
классы М: «ВАКО» 2005
3. Лозинский В.М. 50 сценариев классных часов, М: Центр «Педагогический
поиск» 2002
4. Плинер Я.Г. Воспитание личности в коллективе, М: Центр «Педагогический
поиск» 2000
5. Родительский всеобуч. Выпуск 2, издательство «Здоровье и Общество»
2004
6. Рождественская А. А. Спутник классного руководителя Центр
«Педагогический поиск» 2002
10
Программа работы с родительской общественностью.
Программа работы с родительской общественностью.
Программа работы с родительской общественностью.
Программа работы с родительской общественностью.
Программа работы с родительской общественностью.
Программа работы с родительской общественностью.
Программа работы с родительской общественностью.
Программа работы с родительской общественностью.
Программа работы с родительской общественностью.
Программа работы с родительской общественностью.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.