Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"
Оценка 4.7

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
19.06.2018
Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"
Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию. Для этого и была разработана программа воспитания семейных ценностей в условиях детского дома.Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию. Для этого и была разработана программа воспитания семейных ценностей в условиях детского дома.
программа в кругу семьи.docx
Краевое государственное казенное учреждение для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 8» Утверждена и введена в действие приказом №___ от____________ Директор  КГКОУ Детский дом 8 Рябова Е.А___________________ «____»_______________ 2018. Принята  на педагогическом совете протокол №____  «____» _______________2018г. Программа развития группы семейного типа «В кругу семьи» (рассчитана на детей 1­11 классов) Срок реализации 2018­2023 годы Тимофеева Л.С., Воспитатель 1 кв.категории г. Комсомольск­на­Амуре Пояснительная записка.     Семейное воспитание детей в условиях детского дома ­ это одна из наиболее  важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Семья является  для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются  основы будущей личности. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким  влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека,  она является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. В семье  формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не  могут. Кроме того, семья осуществляет социализацию личности, является  концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и  трудовому воспитанию. Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.     Дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеют опыта проживания в семье, у них не сформировано понятие о полноценной семье, как правило, отсутствует  положительный пример родителей, нравственный опыт взаимоотношений в семье.  Семья для них не является актуальной ценностью, существенно деформирована  сфера нравственных ценностей.     Подготовка воспитанников детских домов к семейной жизни должна  способствовать семейной социализации воспитанников, освоению ими социальных  ролей в семье. Под семейной социализацией воспитанников понимается такое их  социальное развитие, в процессе которого они:  ­ осваивают и учатся применять культурно­исторический и социальный опыт  семейных отношений (знание семейной организации и культуры семейных отношений, умение понимать социальные ситуации, владение нормами коллективных отношений,  коммуникативные умения); ­ осознают и принимают собственную полоролевую идентичность, приобретают опыт  поведения в семье; ­ приобретают качества и навыки зрелого семьянина, нравственное сознание которого имеет гуманистическую направленность; ­ учатся устраивать семейный быт (оформлять уютные интерьеры жилых помещений,  планировать семейный бюджет, создавать «атмосферу семьи»).     Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной  социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей­ сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей,  существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных  детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт  семейной жизни. Они создают свой, часто неверный образ той или иной роли.  Счастлив тот ребенок, который родился в хорошей, доброй, умной семье. А как быть  сотням детей, которые не по своей воле лишены очага родной семьи, любви матери и  заботы отца? Как вырастить из таких детей хороших отцов и матерей, способных в  дальнейшем создать свою нормальную семью? Ведь для тех, кто провел свое детство  2 в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи,  оказываются неспособными создать благополучную семью, сохранить ее, если она  возникает.      Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в  систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая  работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том  числе ­ работа по семейному воспитанию. Для этого и была разработана программа  воспитания семейных ценностей в условиях детского дома.  Цель программы: способствовать формированию у воспитанников детского дома  понятия «семейные ценности» и подготовка их к будущей семейной жизни. Задачи:  1.Воспитывать у подростков позитивное отношение к благополучной семье. 2.Формировать у ребят традиционное представление о семейных ролях, функциях  семьи и ее ценности. 3.Развивать умение и навыки правильного построения внутрисемейных  взаимоотношений. 4.Корректировать у воспитанников взгляды на семейное благополучие. Концепция программы: Разрабатывая программу «В кругу семьи» для всестороннего гармоничного развития воспитанников группы семейного типа принималось во  внимание, что такое развитие возможно только при комплексном подходе:  невозможно, к примеру, сегодня заботиться об умственном, а завтра – об  эстетическом развитии ребенка. Все грани этого процесса тесно взаимосвязаны  между собой, и, развиваясь, ребенок учится постигать и гармонию физических  движений, и логичность нравственных постулатов, и красоту и мудрость  созидательного труда. Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей, и  подготовку их к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках детского  дома. В каждой такой семье 8 – 10 детей, некоторые из которых связанны  родственными отношениями. Они проживают в условиях, приближенных к  домашним.  Программа рассчитана на долгосрочное пользование. Четко определен круг  вопросов, которые детям необходимо освоить за время пребывания в детском доме  (содержание программы охватывает все стороны развития и воспитания ребенка, его  3 подготовку к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках детского  дома).   Программа включает в себя 7 теоретико – практических блоков: 1 блок ­«Духовно ­ нравственные основы семьи»; 2 блок ­ «Семья и закон»; 3 блок – «Здоровье семьи»; 4 блок ­ «Психология взаимоотношений»; 5 блок ­ «Самосовершенствование личности»; 6 блок ­ «Домашний труд и экономика в семье»; 7 блок ­ «Семейный досуг». В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий,  которые реализуются  в течение всего периода реализации программы.  Представлен  механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указанно как  их решать). Программа циклична, ребенок находясь в детском доме, осваивает ее дважды:  в младшем возрасте – в простой, доступной форме и в старшем – более глубоко и  основательно.                                                    Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю  по каждому из блоков программы.  Блок «Самосовершенствование личности», строится на основе курса разработанный  Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности» в соответствии с возрастными  особенностями детей. Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и  индивидуальной форм работы с воспитанниками. В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование  следующих методов и форм работы:  Беседы;  Рассказы воспитателя;  Работа с пословицами о семье, семейных отношениях;  Семейные чтения;  Разбор ситуации на определенную тему;  Дискуссия диспут;  Устный журнал;  Разговор за семейным столом;  Демонстрация фильмов; 4  Выставка высказываний на определенную тему;  Практические занятия;  Составление рукописной семейной газеты;  Сочинение детей на заданную тему;  Домашний «Эрмитаж» (рисунки на определенную тему или рукодельные  изделия для украшения комнат и пр.);  Создание семейных фильмов;  Оформление рукописного журнала (Сказки для малышей, придуманные  старшими).  Семейные походы, экскурсии.  Встречи с интересными людьми и специалистами разных областей.  Семейные вечера на выбранную тему.  Развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, пение песен, инсценирование сказок, чтение стихов т.д.).  Семейные игры.  Анкеты, тесты.  Час семейного отдыха.  Методологическими основами программы являются: o идеи «природосообразности воспитания... как гармонично воздействующего на  ум, сердце и руку и вызывающего стремление к совершенству и  совершенствованию человеческих сил» (Г. Песталоцци); o «нравственного образования» как «отмены принуждения» (С.И. Гессен); o «педагогического процесса как усовершенствования личности» (П.Ф.Каптерев) и др.; o основные идеи теории семейного воспитания (Т.А. Марковой), родительства  (И. Кон), деятельности детей в семье (Г.Н. Гришиной, Д.О. Дзинтаре); o основы идей семейного воспитания (Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С.  Макаренко, В.А Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили); o положения педагогики саморазвития о характеристиках, структуре, особенностях становления процессов саморазвития личности (Л.Н. Куликова,  Г.К. Селевко), o концепция гуманистических воспитательных систем (Л.Н. Новикова, Н.Л.  Селиванова, Е.Е. Степанов и др.); o «свободного воспитания» как содействия саморазвитию и формированию  творческой личности ­ индивидуальности» (К.Н. Вентцель); o основные положения синергетического подхода, рассматриваемые в контексте  проблематики педагогических явлений и позволяющие увидеть феномен  воспитательной системы как неравновесной, нелинейной, имеющей «зоны  неопределенности ­ неупорядоченности» с определенностью в параметрах  порядка (А. Венгеров, И.А.Еаин, Е.Н. Князева, СП. Курдюмов, И.Пригожий,  Г.Хакен и др.). 5 Выбор программного обеспечения основывается на педагогическом наследии  Л.С. Выготского, на психологических идеях А.Запорожца, А.Н.Леонтьева, а также  теории личностно­ориентированного обучения и воспитания И. С. Якиманской.  Основные принципы воспитания: Личностный Средовой Природосообразный Деятельностный Культуросообразный Признание личности развивающегося человека высшей  социальной ценностью. Учет, использование в процессе воспитания социальной  среды (семьи). Учет в работе с детьми половозрастных, психофизических особенностей. Организация деятельности с детьми на основе ведущей  для данного возраста: воспитанников основной школы ­  общении; старшеклассников ­ учебно­профессиональной  деятельности. Опора в воспитании на национальные традиции народа;  его культуру, духовность. Дифференцированный Отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей  Человековедческий Эмоциональный Отношенческий групп (семей) и каждого воспитанника. Не только на специальных занятиях, но и в повседневные  игры, беседы и др. включать материалы, помогающие  детям понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим; помогать воспитаннику в создании "Я ­  Концепции". Опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на  его чувства. Разумное сочетание в воспитательной работе антиподов:  коллективности­индивидуальности; традиции­новации;  общения­обособления; поощрения­наказания; управления­ самоуправления; воспитания­самовоспитания. Методы и приемы реализации программы: ­ стимулирование активности  воспитанников в учебной и вне учебной деятельности; ­ поощрение; ­ личный пример; ­ порицание; ­ убеждение; 6 ­ коррекция; ­ создание воспитывающих ситуаций; ­ требование коллектива; ­ помощь; ­ положительное подкрепление; ­ упражнения Ожидаемый результат:   дальнейшее развитие познавательной активности, повышение уровня  общеобразовательной подготовки, усиление мотивации воспитанников к  учёбе;   формирование у воспитанников сознательной дисциплины, навыков  культурного поведения;   вовлечение всех воспитанников в активную деятельность группы и  детского дома, развитие ученического самоуправления.   формирование социально активной личности, удовлетворяющей  потребностям общества.     Воспитанники   должны   овладеть  понятием   «семья»,   понимать   её значение в жизни человека, понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребёнка; навыками ведения домашнего хозяйства.     Воспитанники  должны  знать  основные  родственные   связи   в   семье, основные   обязанности   членов   семьи;   уметь   различать   близких   и   дальних родственников;  соблюдать   основные   этические   правила   взаимоотношений между юношей и  девушкой, основные нравственные правила поведения людей в   ситуациях   конфликта;   понимать   важность   такого   шага   как   создание собственной семьи, важности планирования семьи; знать основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребёнка,   основные   статьи   доходов   и   расходов   семьи;   как   организовать семейный досуг. Воспитанники   должны   уметь  определять   основные   обязанности родителей   по   отношению   к   своим   детям,   объяснять,   какие   условия необходимы для вступления в брак. Этапы программы: 1.Диагностический     Проводится анкетирование «Что такое семья», тестирование «Метод  незаконченных предложений», использование проективных рисуночных  тестов для выявления всевоз­можных проблем, связанных с семьёй, для  оценивания знаний о семье и о самом себе. 2. Основной      Даётся полный объём знаний, предусмотренный программой, освещение  вопросов, интересующих детей. Воспитанники обучаются анализировать   взаимоотношения с собственной семьёй, с окружающими. Проводится  коррекция взаимоотношений друг с другом, формирование у подростков  культуры взаимодействий между полами, иден­тификация себя по половой принадлежности. Практические занятия помогут почув­ствовать собственную значимость в обществе, ориентировать ребёнка на сохранение  семейных ценностей.  3.Оценочный      Оценивается качество полученных знаний. Анкетирование,  тестирование и опрос помогут выявить у детей объём знаний и качество  полученной информации. Методы оценки эффективности программы: ­ анализ работы; ­ социометрия (исследование сплоченности коллектива); ­ анализ вовлеченности воспитанников в жизнь детского дома (оценка  занятости ребенка в кружках и секциях, участия ребенка в мероприятиях); ­ анализ психологического климата в группе воспитанников; ­ анализ уровня развития самоуправления в коллективе; ­ анализ уровня социализированности воспитанников; Методики для оценки эффективности программы «В кругу семьи» приведены в Приложении 1. Приложение СОЦИОМЕТРИЯ Цель методики:  ­ Измерение уровня сплочённости ­ разобщённости в группе. ­ Определение   «социометрических   –   статусов»   ­   соотносительного уровня   авторитетности   каждого   члена   группы   по   принципу   симпатии   – антипатии   к  его  персоне   со  стороны  группы.  Человек, которому  наиболее симпатизируют,   будет   носить   статус   «лидера»   группы,   в   то   время   как   не прижившиеся члени коллектива, будут относиться к «отвергаемым». ­ Определение внутри коллективных сплочённых подсистем, в которых так же могут быть свои неформальные «лидеры». Задавались вопросы:  ­ С кем ты хочешь делать уроки? Почему? ­ Кому бы ты доверил тайну? Почему? ­   Кого   из   детей   ты   бы   хотел   пригласить   к   себе   на   день   рождения? Почему? Социоматрица   представляет   собой   специальную   таблицу,   где фиксируются   результаты   социометрического   опроса.   Используется   как основа расчета индексов, построения социограмм и графиков. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ (шкала опросника Ф. Фидлера) Назначение   методики:  исследование   особенностей   психологической (эмоциональной) атмосферы в группе.  Материал: бланк шкалы Ф. Фидлера.  Ход обследования: испытуемому предъявляется бланк шкалы опросника с   инструкцией.   Обследования   может   проводиться   как   в   группе,   так   и индивидуально.  Диагностическая шкала опросник Ф. Фидлера. Инструкция   испытуемому:  прочитайте   ниже   противоположные   по смыслу пары слов. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поместите   знак   (+),   тем   более   выражен   будет,   по   Вашему   мнению,   этот признак в группе, членом которой вы являетесь. Для атмосферы вашей группы характерны: 1 2 3 4 5 Дружелюбие Согласие Удовлетворённость Увлечённость Взаимная поддержка Теплота Сотрудничество Взаимовыручка Занимательность успешность Враждебность Несогласие Неудовлетворённость Равнодушие Недоброжелательность Холодность Отсутствие сотрудничества Отсутствие взаимовыручки Скука Неуспешность Обработка результатов. Чем левее расположен знак «+» в каждой паре слов, тем благоприятнее атмосфера в группе. Итоговый показатель колеблется от 50 (наиболее +) оценка до 10 баллов (самая   неблагоприятная).   Вычислив   средние   оценки   можно   на   сводном графике представить оценки психологической атмосферы в группе. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ Назначение   методики:  исследование   особенностей   психологического   климата   в (по А.Н. Лутошкину) коллективе методом обобщения независимых характеристик. Материал: бланк опросника, Ход   обследования.  Оно   может   проводиться   как   индивидуально,   так   и   в   группе, Испытуемые наполняют бланк опросника в соответствии с инструкцией. Инструкция испытуемому: Прочитайте сначала суждения слева, а затем — справа, знаком   «X»   отметьте   в   средней   части   листа   оценку,   которая   наиболее   соответствует истине относительно изучаемого коллектива. Оценки означают:  Бланк опросника +3 — свойство проявляется в коллективе всегда;  +2 — свойство проявляется в большинстве случаев;  + 1 — свойство проявляется часто;  О — оба противоположных свойств проявляются или не проявляются в одинаковой степени;  ­1 — часто проявляется противоположное свойство;  ­2 — противоположное свойство проявляется в большинстве случаев; ­ 3 — противоположное свойство проявляется всегда. Качества, характеризующие благоприятный психологический климат   жизнерадостное Преобладает   доброе, настроение Во   взаимоотношениях   преобладают доброжелательность, симпатии В   отношениях   между   существуют расположение, понимание Членам коллектива нравится быть вместе, совместно работать и отдыхать группами   сопереживание, Успехи   или   неудачи   членов   коллектива вызывают   участие остальных Преобладают   поддержка   одобрение; упреки   и   критика   высказываются   с добрыми побуждениями Члены   коллектива   уважают   мнение   друг друга В     минуты   коллектив объединяется по принципу: один за всех и все за одного Коллектив активен, полон энергии Коллектив участливо относится к новым своим членам, помогает им освоиться трудные Шкала оценок Качества, характеризующие неблагоприятный психологический климат + + + 0 3 0 2 1 ­ 1 ­ 2 ­ 3 Преобладает   подавленное   настроение, пессимистический тон В   отношениях   преобладают   конфликты, агрессивность, антипатии Группировки конфликтуют между собой   не Члены   коллектива  безразличны  к   тесному общению,   любят   совместную деятельность Успехи или неудачи членов коллектива не трогают   остальных,   иногда   вызывают зависть и злорадство Критические   замечания   носят   характер явных и скрытых выпадов Каждый считает свое мнение главным и не терпим к мнению других В   трудные   минуты   коллектив   теряется, возникают споры, взаимные обвинения Коллектив пассивен инертен Новички чувствуют себя чужими, нередко к ним проявляется      враждебность Коллектив   быстро   откликается,   если нужно сделать полезное дело В коллективе царит справедливость, здесь поддерживают слабых защищают их У членов коллектива проявляется чувство гордости   за   свой   коллектив,   если   их хвалит администрация высоко   ценится В   коллективе принципиальность, честность, бескорыстие;   велико   желание   трудиться коллективно.       разделен Коллектив   трудно   поднять   на   полезное дело каждый думает лишь своих интересах Коллектив на привилегированных»   «пренебрегаемых», здесь   презрительно   относятся   слабым, высмеивают их К похвалам и поощрениям коллектива здесь относится равнодушно   Принципиальность, честность, бескорыстие не   в   почете;   нет   стремления   к коллективному труду. Обработка результатов.  Общая характеристика психологического климата коллектива определяется суммой положительных и отрицательных оценок:      благоприятный психологический климат — от +28 до +42 баллов; скорее благоприятный, чем неблагоприятный — от +14 до +27 баллов; трудно сказать — от +14 до ­14 баллов; скорее неблагоприятный, чем благоприятный — от ­14 до ­28 баллов; неблагоприятный психологический климат — от ­29 до ­42 баллов. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЁННОСТИ  (методика Сишора) Групповая   сплочённость   –   это   чрезвычайно   важный   параметр, показывающий степень интеграции не только путём расчёта соответствующих социометрических   индексов.   Значительно   проще   это   сделать   с   помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.   Ответы   кодируются   в   баллах   согласно   приведённым   в   скобках значениям (mах­19, min­5). В ходе опроса баллы указывать не нужно. I. Как оценили бы вы свою принадлежность к группе?  1. Чувствую себя её членом, частью коллектива (5) 2. Участвую в большинстве видах деятельности (4) 3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3) 4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2) 5. Живу и существую отдельно от неё (1) 6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1) II.   Перешли   бы   вы   в   другую   группу,   если   бы   представилась   такая возможность? 1. Да, очень хотел бы перейти (1) 2. Скорее перешёл бы, чем остался (2) 3. Не вижу никакой разницы (3) 4. Скорее всего, остался бы в своей группе (4) 5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5) 6. Не знаю, затрудняюсь сказать (1) III. Каковы взаимоотношения в вашей группе? 1. Лучше чем в большинстве коллективов (3) 2. Примерно такие же в большинстве коллективов (2) 3. Хуже чем в большинстве коллективов (1) 4. Не знаю, трудно сказать (1) IV. Какие у вас взаимоотношения с воспитателями, учителями? 1. Лучше чем в большинстве коллективов (3) 2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2) 3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1) 4. Не знаю, трудно сказать (1) V. Каково отношение к делу в вашем коллективе? 1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3) 2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2) 3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1) 4. Не знаю (1) МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по Л.В. Байбородой) Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности. Ход   проведения:  учащимся   предлагается   определить,   что   и   в   какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала: 3 – привлекает очень сильно; 2 – привлекает в значительной степени; 1 – привлекает слабо; 0 – не привлекает совсем. Цифровые коды 4 3 4 3 4 3 4 3 4 3 4 3 4 3 4 3 4 3 4 3 4 3 4 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Что привлекает в деятельности?   1. Интересное дело. 2. Общение с разными людьми. 3. Помощь товарищам. 4. Возможность передать свои знания. 5. Творчество. 6. Приобретение новых знаний, умений. 7. Возможность руководить другими. 8. Участие в делах своего коллектива. 9. Вероятность заслужить уважение товарищей. 10. Сделать доброе дело для других. 11. Выделиться среди других. 12.   Выработать   у   себя   определенные   черты характера. Обработка и интерпретация результатов Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки: а) коллективные мотивы (п. 3, 4, 8, 10); б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12); в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11). Сравнение   средних   оценок   по   каждому   блоку   позволяет   определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ (методика М. И. Рожкова) Цель исследования: определить уровень развития ученического самоуправления. Ход   проведения.  Каждый   ребёнок   заполняет   бланк   со   следующими   цифровыми   кодами   и предложениями. Цифровые коды 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Вопросы 1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего     класса     работал лучше 2. Вношу предложения по совершенствованию работы группы 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе 4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач 5. Считаю, что мой класс способен к дружным самостоятельным действиям. 6. У нас в классе все обязанности четко и равномерно распределяются между ребятами 7.   Выборный   актив   в   нашем   классе   пользуется   авторитетом   среди   всех   членов коллектива 8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями. 9. Считаю, что ребята нашей группе добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей. 10. Своевременно   и   точно   выполняю   решения,   принятые   собранием   или   активом группы. 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены. 12.   Готов   ответить   за   результаты   своей   работы   и   за   результаты   работы   своих товарищей. 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы. 14. Учащиеся   моего   класса   часто   участвуют   в   организации   разнообразных мероприятий. 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении  проблем, стоящих перед коллективом школы 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами 18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. 19. Мы стремимся помочь друг другу, в разрешении трудностей 20. Считаю,   что   ребята,   избранные   в   органы   самоуправления   школы,   пользуются заслуженным авторитетом. 1 0 2 2 2 1 1 1 0 0 0 21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов школьного самоуправления всего коллектива 22. Мы стремимся к тому, чтобы наш класс достиг более высоких результатов. 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива в других коллективах и общественных организациях. 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего коллектива класса. 2 На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 – «Да»,  3 – «Скорее да, чем нет»,  2 – «Трудно сказать»,  1 – «Скорее нет, чем да»,  0 – «Нет». Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). 4 4 4 4 3 3 3 3 Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления: 1) включенность учеников в самоуправленческую деятельность (предложения 1–4); 2) организованность группового коллектива (5–8); 3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9–12); 4) включенность группы в дела всего коллектива (13–16); 5) отношения класса с другими общностями(17–20); 6) ответственность учащихся класса за дела всего коллектива школы (21–24). По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий. Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний, если больше 0,85 – высокий. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ (СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ, АКТИВНОСТИ, АВТОНОМНОСТИ, НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ) ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ (по М.И. Рожкову) Цель:  выявить   уровень   социальной   адаптированности,   активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Ход   проведения:  учащимся   предлагается   прочитать   (прослушать)   20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко; 0 – никогда. Стараюсь слушаться во всём своих учителей и родителей. Считаю, что всегда надо чем­то отличаться от других. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха. Я умею прощать людей. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи. Мне хочется быть впереди других в любом деле. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие. Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение. Если я что­то задумал, то обязательно сделаю. Мне нравится помогать людям. Мне хочется, чтобы со мной все дружили. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать. Переживаю неприятности других, как свои. Стремлюсь не ссориться с товарищами. Стараюсь   доказать   свою   правоту,   даже   если   с   моим   мнением   не   согласны окружающие. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца. Стараюсь защитить тех, кого обижают. Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.                               1      5      9      13      17                                     2      6      10    14      18                               3      7      11    15      19                               4      8      12    16      20 Обработка   полученных   данных.  Среднюю   оценку   социальной адаптированности   учащихся   получают   при   сложении   всех   оценок   первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на   основе   аналогичных   операций   со   второй   строчкой.   Оценка   социальной активности   –   с   третьей   строчкой.   Оценка   приверженности   детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой.   Если   получаемый   коэффициент   больше   трех,   то   можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше   двух,   но   меньше   трех,   то   это   свидетельствует   о   средней   степени развития   социальных   качеств.   Если   коэффициент   окажется   меньше   двух баллов,   то   можно   предположить,   что   отдельный   учащийся   (или   группа учеников) имеет(ют) низкий уровень социальной адаптированности.

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"

Программа развития группы семейного типа "В кругу семьи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2018