программа развития классного коллективаПеревалова С.В..doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 124» г. Перми
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
«Мы разные, но мы
вместе»
(59 класс)
Классный руководитель Перевалова Светлана Викторовна ПЕРМЬ
Пояснительная записка.
Человек идёт туда, где слышна речь, пусть даже там абсолютная тьма.
С этими качествами человек никогда не заблудится в окружающем мире.
В связи с внедрением ФГОС сформулированы изменённые цели образования и воспитания
Результатами образования, сегодня являются не просто знания, умения и навыки, а нечто большее.
Это воспитание и развитие свободной жизнелюбивой талантливой личности, обогащённой научными
знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному
поведению.
В числе приоритетов воспитательной стратегии выделено направление,
ориентированное на формирование коммуникативной компетенций.
Коммуникативная компетентность это способность понимания чужих и порождение
собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения. Нет
сомнения, что одной из характеристик личности ученика является его коммуникабельность, самое
главное гармоничное строение своих отношений с окружающими людьми.
В работе по развитию коммуникативной компетенции учащихся возраст 11 – 15 лет
является продуктивным периодом для развития коммуникативных способностей.
Для плодотворного обучения в классе необходимо свести противоречия в процессе
взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация
отношений в классе способствуют развитию сотрудничества. Именно этому важно научить
ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны
критически относиться к своим собственным взглядам. Наиболее благоприятной для
формирования коммуникативных навыков является коллективная творческая деятельность с
общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое
личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели могут быть
использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на
формирование нравственных взаимоотношений между людьми.
При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей
общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными
группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников,
учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации
намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать
оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность,
общение детей способствуют формированию сотрудничества, если дети при этом приобретают
опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и
младшими.
Цель программы:
Формирование классного коллектива и создание в нём эмоциональноблагоприятной
атмосферы общения.
Развитие коммуникативной компетенции в свете новых требований к воспитательному и
образовательному процессу.
Задачи программы:
Организовать работу по дальнейшему сплочению коллектива на основе сотрудничества и
коллективного общения.
Формировать у детей культуру общения в системе учительученик, ученикученик,
взрослый ребёнок.
Воспитывать у учащихся эмоциональноэстетическую отзывчивость, духовнонравственных
ценностей в связи с развитием у них коммуникативных умений.
Характеристика классного коллектива:
В 5 «Г» классе обучается 21 учащихся: 11 мальчиков, 10 девочек. В коллективе в основном
сформирован познавательный интерес к учебному процессу. Свидетельством тому является
ответственное отношение к учению.
Интеллектуальный уровень класса средний. Учащиеся работоспособны, активны,
инициативны, самостоятельны в учебной и внеурочной деятельности. Ответственно относятся к
выполнению домашнего задания. С интересом и с ответственностью готовятся к общественным
мероприятиям. Болеют и переживают за честь класса.
В классе есть ребята, которые являются надежными помощниками классного руководителя:
Субботина Полина, Юдинцева Дарья, Бабаева Валя, Карсакова Влада, Городилова Вероника.
Дети проявляют активность в общественной жизни школы и класса. В большинстве случаев
хорошо и в срок выполняют любую работу.
Класс имеет средний творческий потенциал. Основной вид деятельности – учеба, но не все
учащиеся заинтересованы в получении новых знаний из различных предметных областей.
Успеваемость в классе – средняя.
В результате наблюдения за поведением обучающихся, индивидуальных бесед с детьми и
родителями, анкетирования, можно сделать вывод, что у детей высокая мотивация к учению,
адекватная самооценка.
В классе преобладает хорошее настроение, позитивное отношение к учебе. На уроках дети
усидчивы, активны. Успешно сотрудничают друг с другом. Отличаются старательностью и
аккуратностью Субботина Полина и Осетров Максим. Обладают высокой работоспособностью
Астахов Сергей и Субботина Полина. Способны, но не уверены в себе Юдинцева Дарья, Бабаева
Валя, Гаренских Женя, Потемкин Ян, Якимова Аня. Не могут самостоятельно организовать
учебную работу Белоусов Никита, Маматова Динара, Султанов Арсений.
Среди обучающихся расширенным кругозором и повышенной любознательностью
отличаются Астахов Сергей и Субботина Полина. Пользуются авторитетом в классе: Бабаева Валя
и Карсакова Влада, к их мнению прислушиваются, с ними хочет дружить большинство учащихся
класса.
Поведение, в целом, в классе хорошее. Общий эмоциональный фон – ровный и спокойный.
Дети сдружились между собой, стали терпимее друг к другу, готовы прийти на помощь. Но
сплоченного коллектива еще нет. Недостаточно развита самокритика, обучающимся бывает трудно
оценить свои возможности, они более требовательны к другим, чем к себе.
В плане поведения класс очень непрост. Дети, обучаясь в начальной школе, привыкли
рассуждать вслух, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Но так как «искусству
спора» их не научили, то любое мнение отстаивается без аргументации и, главное, без
выслушивания мнения другого. Дети не привыкли считаться с мнением другого, они просто не
слышат того, о чем говорит их товарищ. И, как правило, дискуссия (а дискутировать они любят)
переходит в общий шум. Таким образом, выносить на обсуждение класса какойлибо вопрос
приходится очень осторожно.
В классе имеется структура с распределением и выполнением обязанностей, не сформирован
актив, поэтому решением проблемных вопросов и организационными моментами занимаются все
или тот, кого назначит классный руководитель. Микрогруппы образовались на основе симпатий, а также общности интересов. Отношения
между учащимися можно назвать дружелюбными и доверительными, т.к. они всегда могут
положиться друг на друга и не боятся отвечать за чужие поступки. Их мнения всегда и во всем
совпадают. В классе есть соревнования между учащимися, они стараются казаться лучше всех.
Дети любят, как работать, так и отдыхать вместе. В центре, как правило, школьники,
обладающие привлекательными для всех умениями или интересами.
Большая часть детей проявляют стремление к поддержанию порядка вокруг себя, заботятся
о своем внешнем виде, содержат в надлежащем порядке свои учебные принадлежности. Всегда
пытаются помочь друг другу, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
В классе доминируют индивидуальная направленность личности. Поступки учащихся
определяются потребностью в общении, стремлением поддержать хорошие отношения с
товарищами. Проявляют интерес к совместной деятельности. Деловая направленность отражает
преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности,
бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно учащиеся
стремятся сотрудничать с коллективом и добиваются наибольшей продуктивности группы и
поэтому стараются доказать свою точку зрения, которую считают полезной для выполнения
поставленной задачи перед классом.
У каждого ученика имеется свободная моральнопсихологическая позиция, т.е какаялибо
удовлетворенность классом, его успехами. Учащиеся всегда свободно выражают свои мнения.
Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают.
Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие. Учащиеся постоянно
осуществляют свои интересы на деле. Класс пытается коллективно планировать общие дела.
Высшим органом самоуправления является классное собрание, планирующее, обсуждающее
и оценивающее работу как класса в целом, так и работу каждого ребенка. Такая организация дает
почувствовать каждому ученику свою принадлежность к коллективу класса, учит
самостоятельности и ответственности.
К внеклассным мероприятиям дети относятся с большим интересом: с удовольствием и
готовят их, и принимают в них участие. Приятно отметить, что много детей в классе любят читать,
но с приходом компьютерных технологий, интерес детей к чтению значительно снижается.
Поручения распределяются между всеми учащимися. Самым ответственным учащимся
поручаются наиболее сложные дела, т.е. дела распределяются с учетом индивидуальных
особенностей учащихся.
Общий уровень дисциплины в классе – допустимый. Дети частенько отвлекаются во время
учебных занятий на посторонние дела(особенно Крепс Герман) и стараются отвлекать друг друга.
Неадекватно ведет себя на уроках Выдрин Вова, так как не может контролировать свое поведение.
Каждый из учащихся не совсем комфортно чувствует себя в классе. Конфликтные ситуации
между учащимися класса возникают. Разрешение этих конфликтов пытаются решить сами
учащиеся с помощью классного руководителя и родителей.
Класс нельзя назвать замкнутым. Дети очень общительны и заинтересованы в общении с
другими классами. У каждого из учащихся есть товарищи из других классов. У них общие
интересы. Учащиеся 5 класса очень хорошо относятся к окружающим: и к педагогам, и к другим
детям. Они всегда приветствуют учителей и друг друга. Культура поведения и общения учащихся
соответствует нормам.
Класс как коллектив пока не сформирован, есть отвергаемые ученики – Выдрин Владимир.
Есть микрогруппы, ребята пока дружат по интересам, хотя кажутся сплочёнными. Единодушным
голосованием командиром выбрана Бабаева Валя. (голосование проводилось через существующую
группу в контакте; в голосовании принимали участие не только дети, но и родители)
В коллективе отсутствует общая тревожность и закрытость учащихся. У всех развито
чувство сопереживания, доброжелательности. Учащиеся класса умеют сотрудничать и
взаимодействовать с одноклассниками и педагогами. Средний уровень воспитанности.
Ребята получают дополнительные образования, посещают музыкальную и художественную
школы, танцевальный кружок, спортивные секции: Крепс Герман, Потемкин Ян, Бабаева валя, Юдинцева Даша, Городилова Вероника, Осетров Максим, Субботина Полина, Маматова Динара,
Астахов Сергей, Гаренских Женя.
Условия проживания детей удовлетворительные. Большинство родителей интересуются
учебными успехами своих детей. Взаимоотношения между детьми и родителями спокойные,
ровные. У всех ребят класса есть личные портфолио, помощь по организации оформления
поротфолио были со стороны классного руководителя начальной школы Приходченко О.Б. и
родителей. Работа с портфолио будет продолжаться.
Большую помощь в организации работы класса оказывают родители (причем не только члены
родительского комитета). Родительский же комитет работает очень хорошо: любой вопрос, любая
просьба не остаются без внимания, а тут же ищутся пути решения. Много внимания уделяют
родители своим детям и дома. Наиболее активные родители Астахова Н.Н., Медведева Т.Н.,
Выдрина С.В., Осетрова(Кочетова О.Н.), Субботина В.И.
Классный коллектив дружный, отзывчивый, готовый прийти на помощь. Отношения между
ребятами дружелюбные (открытой агрессии, практически, не проявляется), но чувство
соперничества, очень сильно развитое у части ребят, невольно ведет к обидам.
По всему вышесказанному можно определить следующие рекомендации по развитию
коллектива:
• проведение мероприятий по темам: «Основные этические принципы взаимоотношений»,
«Поведение в конфликтной ситуации: умения и ценности».
Участники реализации программы:
Принципы
реализации
Программы: Программа выстроена на основании общих принципиальных положений теории
воспитания:
принципа ценностной ориентации, предполагающего в процессе взаимодействия с
детьми обеспечение акцента на ценностях жизни;
принципа деятельностностного подхода воспитывает не педагог, не нравоучения, а
организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого
воспитанника; чем богаче классная деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души
детей;
принципа целостности в воспитании, предполагающего, что нужно научиться понимать и
принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального
и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального;
эгоцентрированного принципа, означающего отношение к ребёнку как к неповторимой,
уникальной личности;
возрастного принципа, который предполагает знание половозрастных особенностей детей;
коллективного сотворчества, на которое ориентирует программа, ставит ученика перед
необходимостью прислушиваться к мнению друзей, вырабатывает умение терпимо
относиться к ошибкам других, радоваться успехам одноклассников;
воспитание на принципах нравственности – это организация отношений на принципах
миролюбия, толерантности, через активизацию социальной деятельности и творческой
активности личности;
принципа природосообразности и развития, предполагающего учет закономерностей
природного развития ребенка, опирающегося на психологопедагогические диагностики,
обеспечивающего развитие творческой, мыслительной деятельности ученика, его
самообразование, позволяющего развивать разнообразные навыки и способы деятельности.
Педагогические
технологии, лежащие
в основе:
1. Здоровьесберегающия технология направлена на сохранение и укрепление здоровья
(игровые технологии оздоровительной и профилактической направленности, введение
диагностики заболеваний детей, беседы с обучающимися и родителями медицинским
работником и другое.)
2. Технология воспитания экологической культуры направлена на создание условия
подрастающего поколения к жизни в этом мире; развитие равновесия и гармонии
в отношениях " человекприрода", ориентация обучающихся на бережное отношение к
природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре, фауне.
3. Технология накопительной оценки "Портфолио" дает представление о результатах
индивидуального развития ученика, его творческой активности, интересов.
4. Проектная технология способствует формированию исследовательских умений
обучающихся, направлена на организацию их самостоятельной деятельности. В основе
метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно
конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять
компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
5. Технология сотрудничества совместная деятельность классного руководителя и
учеников, ученика и учеников, классного руководителя и родителей (дискуссии, беседы,
обсуждение проблемных вопросов, тесты, анкетирование, диагностика учащегося).
6. Коллективная технология предусматривает взаимосвязанную деятельность классного
руководителя и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации
и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей,
диалогического общения.
Методы:
научноисследовательский;
метод проектов;
коммуникативная методика;
личностноориентированный метод;
метод креативного мышления;
социальное партнерство;
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
тренинги, занятия;
конкурсы, викторины, игры, праздники, походы (культурологические), представления,
выступления, фестивали;
дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции, встречи с интересными людьми.
Содержание программы:
Деятельность классного руководителя по реализации программы: Направления работы:
Духовнонравственное
оказание помощи ребенку в обретении подлинных способов социального
Цель: Формирование духовнонравственного развития ребенка в контексте его всестороннего
развития.
Задачи:
самоутверждения;
формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие
трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;
сознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание
бережного отношения к собственной жизни;
воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и
заботливом отношении к членам своей семьи;
формирование патриотического сознания и самосознания;
Общеинтеллектуальное
Цель: Формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания.
Задачи: обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами;
- способствовать формированию мировоззрения, функциональной грамотности;
формировать мотивацию к учению через внеурочную деятельность;
формировать умение самостоятельно применять изученные способы, аргументировать
свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.
Общекультурное
Цель: Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических
идеалах и ценностях.
Задачи: развитие эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих способностей;
формирование коммуникативной общекультурной компетенций;
овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной
деятельности;
овладение навыками межличностного общения;
формирование интереса к творческим профессиям.
Цель: Создание условий для перевода ребенка в позицию активного члена гражданского общества,
способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели,
разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты.
Социальное
Задачи: формирование позитивного отношения к базовым ценностям;
формирование навыков труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;
выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;
стремление активно участвовать в общих интересах в делах класса, школы, города.
Спортивно – оздоровительное
Цель: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие
валеологической культуры.
Задачи: научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих
сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на её основе
самостоятельно поддерживать своё здоровье; формировать представление:
о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
о негативных факторах риска для здоровья детей;
о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и
других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от
общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
научить составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
Пути реализации программы:
и организационнопедагогические условия реализации Программы :
Этапы
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности
ребёнка через становление и развитие детского самоуправления, разработана по циклическому
принципу для обучающихся и рассчитана на пять лет.
5 класс
успешная адаптация к новым школьным условиям, связанным с переходом в
среднее звено;
эмоциональная устойчивость обучающихся;
создание условия для развития классного коллектива;
поддержание активного участия родителей в жизни класса, школы.
6
класс
устойчивые положительные результаты обучения;
активное участие детей в жизни класса, школы;
формирование негативного отношения к вредным привычкам; совершенствование органов классного самоуправления.
7
класс
проявление интеллектуальных способностей на муниципальном и региональном
уровне;
знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города и края;
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
ощущение ответственности за совершаемые поступки.
8
класс
развитие методов самовоспитания, самоконтроля;
проявление самостоятельной творческой активности;
умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной
направленности;
готовность к самоопределению в социуме.
обеспечение гармонии взаимоотношений в классном коллективе.
9
класс
совершенствование методов самовоспитания, самоконтроля;
систематическое проявление самостоятельной творческой активности;
совершенствование умения самостоятельно организовывать и проводить
мероприятия разной направленности;
готовность к профессиональному самоопределению.
обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
Формы сотрудничества с родителями:
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения
родителей в учебновоспитательный процесс, что предполагает организацию различных
кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители
настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания
не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку.
Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно
с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
Система работы с родителями предусматривает вовлечение их в школьное
самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще
коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной
работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь
возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни.
Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных,
инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет
работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным
руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную ра
боту по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию
помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества
школы и семьи.
Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в родительский совет.
Это прежде всего координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями,
объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.
Чтобы направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были
эффективны, необходимо использовать коллективные, индивидуальные и групповые формы
взаимодействия.
Все эти активные формы взаимодействия с родителями являются важными условиями для
раскрытия творческого потенциала семьи. Хочется остановиться более подробно на некоторых формах работы с родителями, которые
использую в своей практической деятельности.
Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя
с родителями является родительское собрание.
Темы родительских собраний могут быть самыми разнообразными:
«Трудности адаптации пятиклассника»
«Семья – опора счастья»
«Единство семьи и школы»
«Роль самооценки в формировании личности»
«Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка» и др.
Тематика родительских собраний планируется исходя из состава класса, уровня обученности и
воспитанности учащихся.
Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребенке
необходимо проводить индивидуальные консультациисобеседования с родителями. Для
консультаций, определяется заранее ряд вопросов, ответы на которые помогают в планировании
воспитательной работы с классом, даю родителям возможность рассказать об их ребёнке всё то, с
чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке:
особенности здоровья ребенка;
его увлечения, интересы;
предпочтения в общении в семье;
поведенческие реакции;
особенности характера;
мотивация учения;
моральные ценности семьи.
Тематические консультации
проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с
какойлибо проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Если
проблема общая, она выносится на собрание, если индивидуальная, то организуется встреча, на
которой даются советы к кому обратиться, у которых аналогичная ситуация уже разрешена. Из
опыта работы с семьёй предлагаются следующие темы консультаций для родителей:
Адаптация пятиклассника.
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
Как развивать плохую память ребенка?
Как развивать внимание и внимательность?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
Грубость и непонимание в семье.
Правда и ложь.
При сотрудничестве классного руководителя с семьёй большое воспитательное значение имеет
беседа. Беседы используются в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания
взаимоотношений между родителями, детьми и учителем. При работе с родителями проводятся
беседы по следующим темам:
Если ребёнок лжёт?
Детская неблагодарность.
Мой ребёнок и его друзья.
На чём основано взаимопонимание.
Детская агрессия.
Тревожность детей. К чему она может привести?
Что нужно знать о леворукости ребёнка?
Важной формой просвещения родителей являются конференции, которые расширяют,
углубляют и закрепляют знания родителей о воспитании детей по какойто узкой тематике.
Конференции для родителей проводится не более одного раза в год, так как требуют серьезной и
тщательной подготовки. К Конференции готовится с ребятами фотовыставки, книжные выставки
по теме конференции, выставки работ учащихся, музыкальные программы, разрабатываются и раздаются родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать
в воспитании своих детей. Темы конференций:
Игра в жизни ребенка. (5 класс)
Культура общения со сверстниками и взрослыми. ( 6 класс)
Физическое здоровье ребенка – залог успешности учебной деятельности. (7 класс)
Вредные привычки и как с ними бороться. ( 8 класс)
Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме и другие. ( 9 класс)
Важной и продуктивной формой при работе с родителями являются лектории, которые
способствуют повышению педагогической культуры родителей, выработке единых подходов семьи
и школы к воспитанию детей. Тематика лекториев:
Воспитание сознательной дисциплины и ответственности у детей. (56 класс)
Как помочь ребёнку учиться. (78 класс)
Семейные традиции и праздники. (57 класс)
Трудовое воспитание в семье. (89 класс)
Хорошей дискуссионной формой просвещения родителей являются диспуты. Проведение
диспутов в школе просто необходимо, так как многие родители уже в начальной школе проявляют
категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая возможности и
способности своих детей. Диспуты проводятся с той целью, чтобы родители могли убедиться в
правоте своих методов воспитания, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они
делают правильно, а что не совсем так. Темы диспутов:
О разумной родительской любви.(5 класс)
Как вырастить ребёнка нравственным. (6 класс)
Режим дня в жизни школьника.(7 класс)
Поощрение и наказание как методы воспитания. (8 класс)
Нужно ли воспитывать в ребёнке патриотизм? ( 9 класс)
Эти темы диспутов позволяют включить родителей в обсуждение важнейших вопросов по
проблемам воспитания детей.
Не менее важная форма взаимодействия семьи и классного руководителя – это ежедневная связь
с родителями, которую осуществляю по телефону.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение
родителей в учебновоспитательный процесс, во внеурочную деятельность. Главная задача
воспитательной работы классного руководителя — это реализация планов по организации
совместных дел родителей и детей. Эта форма сотрудничества эффективна, ведь во время
подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей для общения детей и
родителей. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно влияют на
формирование личности.
Формы познавательной деятельности:
Праздники знаний и творчества.
Совместные олимпиады.
Формы трудовой деятельности:
Оформление кабинета.
Благоустройство и озеленение школьной территории.
Выставки "Мир наших увлечений" и др.
Формы досуга:
Совместные праздники.
Подготовка концертов, спектаклей.
Соревнования.
Конкурсы.
Экскурсионные поездки и др.
Широкое распространение получили семейные праздники:
День матери.
День именинника и многие другие.
Игровые и спортивные семейные конкурсы: "Папа, мама и я спортивная семья".
"Нам вместе весело".
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать
родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и
полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с
педагогами, которые помогают вырастить физически и социально здорового младшего школьника.
Прогнозируемые результаты:
К концу 5 класса ученики видятся личностью:
духовной;
активной;
творчески подходящей к решению возникающих жизненных вопросов;
способной соотносить свои действия с планируемыми результатами.
свободно владеющей видами общения;
способной работать индивидуально и в группе.
К концу 5 класса классный коллектив представляется так:
коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности,
уважении, понимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи;
коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса:
учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители.
К концу 6 класса ученики видятся личностью:
инициативной;
способной ориентироваться по обстановке, делать выбор на основе усвоенных нравственных
ценностей;
способной к саморазвитию, самовоспитанию.
свободно владеющей умениями самостоятельно определять цели своего обучения;
способной ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности.
способной находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций
и учёта интересов.
К концу 6 класса классный коллектив представляется так:
коллектив, в котором развиты навыки самоуправления и сотрудничества;
коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса:
учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители на более высоком уровне.
К концу 7 класса ученики видятся личностью:
инициативной и творческой;
способной организовать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
способной оценивать правильность выполнения учебной задачи и нахождении собственных
путей её решения;
свободно владеющей умениями активно использовать существующие ресурсы для
достижения поставленной цели.
К концу 7 класса классный коллектив представляется так:
коллектив, в котором развиты навыки самоуправления и сотрудничества на более высоком
уровне;
коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса:
учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители на более высоком уровне.
К концу 8 класса ученики видятся личностью:
активной и творческой;
способной самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
способной продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
свободно владеющей умениями учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты.
К концу 8 класса классный коллектив представляется так:
коллектив, в котором развиты навыки самоуправления и сотрудничества на более высоком
уровне;
коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса:
учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители на более высоком уровне.
К концу 9 класса ученики видятся личностью:
активной и творческой;
способной самостоятельно оценивать и принимать решения, определять стратегию
поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;
способной определять назначение и функции различных социальных институтов;
свободно владеющей навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
К концу 9 класса классный коллектив представляется так:
коллектив сформирован на высоком уровне, развиты навыки самоуправления и
сотрудничества на высоком уровне;
коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса:
учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители на высоком уровне.
Оценка
эффективности
Программы:
Основными критериями оценки эффективности работы по Программе «Мы разные, но мы все
вместе» являются:
Повышение уровня воспитанности учащихся класса;
Личностный рост и развитие творческого потенциала каждого ребёнка;
Степень сформированности классного коллектива.
Нормативно правовое обеспечение программы:
Нормативную основу Программы составляют следующие документы:
Международный уровень
Женевская декларация о правах ребёнка
Делегация прав ребёнка, принятая Генеральной ассамблеей ООН
Конвенция ООН «О правах ребёнка»
Уровень федерации
Конституция РФ Законы РФ : «Об образовании»
Семейный кодекс
Концепция Модернизации российского образования 2010г
ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ»
Национальная доктрина образования до 2025 г. (№751 от 04. 10. 2000г.)
Письмо Министерства образования «О повышении воспитательного потенциала
образовательного процесса в ОУ» (№135128\13 от 02.04.02г.)
Письмо Министерства образования России «Минимальный объём социальных услуг по
воспитанию в ОУ общего образования» (3051914\16 от 15.12.02г.)
Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя
педагогическими работниками государственных ОУ, субъектов РФ и муниципальных ОУ»
(92006г.)
Письмо Министерства образования РФ «Методические рекомендации по психолого
педагогическому сопровождению обучающихся в учебно воспитательном процессе в
условиях модернизации образования» (от 27. 06.03г)
Типовое положение об ОУ, утверждённое постановлением правительства РФ (от 19.03.01
№196)
Уровень ОУ
Устав ОУ
Правила внутреннего трудового распорядка
Должностные инструкции классного руководителя
Локальные акты (положения)
Работа с детьми «группы риска»:
Социально – педагогическая работа имеет две основные составляющие:
выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;
непосредственная индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска».
Работа классного руководителя:
выявление детей группы риска;
диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей;
составление определенной программы профилактики или коррекции;
воплощение программы в жизнь;
подведение итогов, коррекция полученных результатов.
Основными принципами организации квалифицированной педагогической помощи ребенку
«группы риска» и его семье, которыми необходимо руководствоваться классному руководителю,
выступают:
эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;
заинтересованность;
содействие;
доверие.
Этапы работы: 1 этап Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива:
личные дела учащихся;
результаты медицинского обследования;
психологопедагогические характеристики;
результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;
результаты диагностирования педагогапсихолога;
жизнедеятельность учащихся в ДОУ, вне школы;
в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и
картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем).
2 этап Выявление учащихся группы риска:
составляет карту класса по выявлению детей группы риска;
выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией;
составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.
3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем, причем важнейшим
инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое
предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально
педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога:
личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»; изучает и
оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины
неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей;
выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
4 этап Составление программы профилактической работы с детьми «Группы риска»:
классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с
учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При
планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: педагогом
организатором, психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями
предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем
(формы библиотечного воздействия).
В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления:
перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей
среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью
создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать
взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над
собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);
воспитание нравственноправовой убежденности;
формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;
развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой,
адекватно реагировать на педагогические воздействия; включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном
ребенком виде деятельности;
организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги,
другие взрослые);
предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации
характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.);
обеспечение благоприятного социальнопсихологического климата;
способствование заполнению пробелов в знаниях.
Программа индивидуального сопровождения ребенка группы социального риска может включать в
себя:
взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социальноэмоциональной
компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим
людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;
организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и
т.д.);
помощь в преодолении учебных затруднений;
помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;
сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);
организацию и предоставление бесплатного питания в школе;
обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов
материальной и социальной помощи;
защиту прав ребенка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и
представителей ближайшего окружения.
5 этап Реализация плана профилактических мероприятий:
классный руководитель сопровождает и координирует выполнение мероприятий плана
профилактической деятельности с учащимися «группы риска», подводит итоги за
определенный период времени (срок устанавливает администрация образовательного
учреждения).
На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются:
1. Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с
целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение,
побуждение, поощрение, порицание
2. Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно
включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод
обеспечивает у людей развитие общечеловеческих моральноэтических качеств
3. Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в
соответствии с его интересами и потребностями
4. Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида
5. Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение
В своей работе по оказанию помощи учащимся «группы риска « и их семьям, классный
руководитель взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного
сопровождения, прежде всего, социальным педагогом, педагогомпсихологом, учителями,
медицинской службой и представителями администрации.
6 этап Подведение итогов, коррекция полученных результатов:
классный руководитель представляет социальному педагогу (администрации) данные об
учащемся «группы риска» по следующим позициям:
участие учащегося в общественной жизни класса;
приемлемые (позитивные) качества личности;
взаимоотношения со сверстниками;
досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время);
каково влияние семьи;
имеют ли место конфликты в классе и их причины;
эффективность или неэффективность проведенных профилактических мероприятий
(причина неэффективности).
Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется
профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она
живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи.
Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по
воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный
достаток.
Далеко не все дети, находящиеся в зоне риска и имеющие подобные проблемы переходят в
группу риска! Предотвратить переход детей из зоны риска в группу риска можно при наличии
специально созданных условий, главное из которых – сопровождение каждой проблемной детской
группы особой программой социальнопедагогической поддержки.
Фамилия, имя ребенка
Белоусов Никита Станистлавович
Богомолова Алена Андреевна
Внутских Владимир Михайлович
статус
не полная семья
не полная семья
не полная семья
Маматова Динара Руслановна
Осетров Максим Витальевич
не полная семья
опекаемый
Субботина Полина Аркадьевна
малоимущая
Султанов Арсений Романович
Юдинцева Дарья Юрьевна
Гаренских Евгений Андреевич
не полная семья
многодетные
многодетные
Выдрин Владимир Алексеевич
неуравновешенное
поведение
родители
Екатерина Валерьевна мама
Юлия Александровна мама
Никитина Тамара
Владимировна мама
Наиля Наилевна мама
Валентина Ильинична мама
Кочетова Ольга Николаевна –
бабушка (опекун)
Валентина Ивановна (бабушка)
Аркадий Владимирович папа
Елена Павловна мама
Инна Васильевна мама
Медведева Татьяна Николаевна
мама
Светлана Владимировна мама № Тема раздела
Тема классного часа
Содержание
Тематика классных часов
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.
"Друг
познаётся в
беде"
2.
"Учимся
общаться"
3.
"Весёлый
этикет"
1. Нет друга ищи, а
нашёл береги
2. Легко ли быть
настоящим другом
3. Учимся слышать и
слушать другого
4. Я+ТЫ=МЫ
5.Верность другу, слову и
обещанию
1. Общение. Умение
слушать.
2. Как преодолеть
трудности общения?
3. Как я справляюсь со
своим гневом?
4. Как я разрешаю
конфликты?
5. Полезные привычки
6. Учимся прощать
1. Вежливая просьба
2. В общественном
транспорте
3. Приветствия
4. Поведение в кафе
5. Поведение в театре
Воспитание у детей чувства товарищества и
позитивных межличностных отношений
Развитие духовного здоровья воспитанников и
анализ уровня социализации каждого
воспитанника в коллективе.
Развитие основ культуры общения соблюдение
этических норм речевого поведения 6. Разговор на улице с
незнакомцем
7. Разговор с младшим.
Как сильный со слабым
8. Обращение к
взрослому знакомому
9. Разговор по телефону
10. Общение виртуальное
и реальное
11. Что есть добро?
№
1.
Коммуникативные тренинги
Тема
Содержание
"Комплимент" Формирование толерантного отношения к себе и другим, укрепление
позитивных межличностных связей в коллективе с помощью игровых
упражнений.
Содержание:
Упражнение "Ах, какой ты молодец раз!"
Упражнение "Доброта"
Упражнение "Комплимент в диалоге"
Упражнение "Нравится не нравится"
Упражнение "Комплимент"
2
"Диалог в
семье"
Формирование понятий "сотрудничество", "согласованность", "семейная
атмосфера" и др.; развитие умений и навыков ведения диалога в семье,
цивилизованных способов убеждения другого.
Содержание:
Упражнение "Мяч кому хочу"
Упражнение "Азбука качеств"
Упражнение "Обмен ролями"
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
1. Физическое и психическое развитие ребенка. Режим дня
2. Умеем ли мы общаться со своими детьми?
3. Методы воспитания ребенка в семье и их влияние на результаты его учебной деятельности 4. "Мы вместе" Собрание по итогам года и планирование работы на следующий
5. Новые стандарты в обучении и воспитании. Как помощь детям адаптироваться к ним.
6. Первые проблемы в общении в подростковом возрасте".
7. Поговорим о способностях. Каждый ребенок уникален посвоему
8. "Ждёт нас чтото новое, ждут нас перемены"
Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе:
Предмет изучения
Методы и приёмы изучения
Педагогическое изучение семьи
анкетирование
опрос родителей и учащихся
Самочувствие ребёнка в классном коллективе.
Уровень развития классного коллектива
Изучение интересов и потребностей учащихся
Изучение уровня воспитанности, личностного
роста обучающегося
Изучение уровня коммуникативных навыков
учащихся
социометрия
анкетирование
тест "Оценка отношений ребёнка с классом"
диагностика "Психологический климат в
классном коллективе"
наблюдение, беседы
составление карты интересов
анкетирование "Чем я занят в свободное
время?"
анкетирование "Изучение мотивации и
отношения к учебным предметам".
диагностика по самооценке
диагностика "Уровень воспитанности
школьников"
ученического портфолио
анкетирование "Общение"
социометрия "Методика незаконченное
предложение"
"Методика столкновения взглядов, позиций"
социометрия
тест "Поймём друг друга"
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.