Цели слишком общие, не конкретные
Выделение большого количества задач,
Неопределенность ресурсного обеспечения,
Размытость результатов программы,
Отсутствие описания механизмов достижения цели,
Алогичность в структуре материала,
Отсутствие диагностического инструментария к измерению результатов
Это требующий решения вопрос, возникающий тогда, когда имеется противоречие между желаемым и действительным состоянием.
Например:
Каковы эффективные способы достижения нового качества образования, обеспечивающие возможность ученикам самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности?
rogramma_OU.ppt
Программа развития образовательного учреждения
Программа развития
образовательного
учреждения
Теоретические подходы
Программа развития образовательного учреждения
Программа
Образовательная программа школы – документ,
описывающий образовательную систему школы в
период ее текущего функционирования
(традиционная идеология).
Комплексно-целевая программа школы - перечень
документов, рассчитанный на решение конкретных,
болевых проблем школы, на совершенствование
каких-то участков её работы.
Программы локальных или модульных изменений.
Программа ОЭР – направлена на разработку и
апробацию способов внедрения научного знания.
Программа НИР – направлена на получение нового
знания и разработку технологий его внедрения.
Программа как особо крупный проект
Программа развития образовательного учреждения
Программа развития образовательного
учреждения
документ, отражающий системные, целостные
изменения в образовательном учреждении
(инновационный режим), сопровождающиеся
программно-целевым управлением.
Обеспечивает новое качественное состояние
образовательной системе.
Модель желаемого инновационного процесса
Признаки:
Стратегический характер
Инновационная направленность
Прогностичность, направленность на будущее
Идеология системного, программно-целевого
управления.
Программа развития образовательного учреждения
Логика
Логика
выстраивания
выстраивания
программы
программы
3.Определени
3.Определени
е стратегии и
е стратегии и
тактики
тактики
изменений
изменений
2.Определение
2.Определение
желаемого будущего
желаемого будущего
1.Констатация
1.Констатация
существующего положения
существующего положения
дел
дел
Программа развития образовательного учреждения
Ошибки разработчиков программ
развития
Смешение программы с концепцией
(концепция – система взглядов, не
предполагающая конкретного плана действий)
Описание частных нововведений без
стратегического замысла преобразований
Прогноз результатов деятельности учреждения
Избыточная информация о текущем
функционировании образовательного
учреждения
План деятельности носит бесструктурный,
сумбурный характер
Отсутствие целостности и комплексности
программы
Программа развития образовательного учреждения
Цели слишком общие, не конкретные
Выделение большого количества задач,
Неопределенность ресурсного
обеспечения,
Размытость результатов программы,
Отсутствие описания механизмов
достижения цели,
Алогичность в структуре материала,
Отсутствие диагностического
инструментария к измерению
результатов
Программа развития образовательного учреждения
Требования к разработке программ
развития
Актуальность программы, нацеленность на решение
основных проблем школы.
Стратегичность программы (от концептуализации к
детализации).
Индивидуальность программы (решение
специфических проблем школы).
Ценностно-целевая согласованность программы.
Полнота, системность и логичность построения.
Контролируемость программы.
Реалистичность и реализуемость программы.
Нацеленность на максимально возможные
результаты при рационально используемых ресурсах.
Программа развития образовательного учреждения
Требования к разработке программ
развития
Интегрирующая, консолидирующая
направленность программы.
Привлекательность программы.
Культура оформления программы.
Программа развития образовательного учреждения
Структура программы развития
образовательного учреждения
(А.Моисеев)
Краткая аннотация (паспорт) документа
Краткая информационная справка об
образовательном учреждении
Аналитическо-прогностическое обоснование
Концептуальный проект желаемого
будущего
Стратегия и тактика перехода школы в
новое состояние
Приложения.
Программа развития образовательного учреждения
Структура программы развития
образовательного учреждения (В.Сериков)
Аналитическая часть (анализ состояния
образования, характеристика достижений,
характеристика затруднений и нерешенных
проблем, обобщенная справка о состоянии
ОУ).
Концептуально-прогностическая часть
(концепция, планируемые нововведения,
результаты, план действий).
Ресурсное обеспечение программы развития
Приложение (диагностический
инструментарий)
Программа развития образовательного учреждения
Структура программы развития
образовательного учреждения (В.Лазарев)
Проблемы, на решение которых ориентирована
Новшества, за счет которых решаются
проблемы
Проект желаемого будущего (совокупность
новшеств)
Стратегия осуществления изменений
Цель программы
План действий
Инновационные проекты осуществления
частных изменений
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение программы
Экспертиза программы
Программа развития образовательного учреждения
Проблемноориентированный
анализ педагогической системы
школы
Требования:
Операциональность (количественная и
качественная шкала).
Полнота выявления недостатков и
ограничений.
Обоснованная оценка значимости проблем.
Прогностичность.
Программа развития образовательного учреждения
Проблема
Это требующий решения вопрос,
возникающий тогда, когда имеется
противоречие между желаемым и
действительным состоянием.
Например:
Каковы эффективные способы
достижения нового качества
образования, обеспечивающие
возможность ученикам самостоятельного
решения проблем в различных сферах
деятельности?
Программа развития образовательного учреждения
Признаки наличия проблемы:
Затруднения практики
Анализ практики на предмет
выявления требуемых знаний
Недостаток в результатах работы
системы
Неясность причин и способов
устранения недостатков
(недостаток проявляется на основе
сравнения реального положения
дел с требуемым-желаемым).
Программа развития образовательного учреждения
Формулировка проблемы:
1. Актуальность
«Уже
проблема»
не
«Актуальная
проблема»
«Еще
проблема»
не
на
не
организации
все
для
Влияние
результаты
высокие.
В
имеются
необходимые
средства
решения
проблемы
Сильное
отрицательное
влияние
на
результативност
ь организации.
Объективно есть
средства
для
решения
но
проблем,
пока их нет в
организации.
Незначительное
на
влияние
результаты
работы
учреждения.
Средств
решения
проблем
недостаточно
или
отсутствуют.
вовсе
для
Программа развития образовательного учреждения
Проблема может
формулироваться в виде:
Проблемной ситуации – описание
ситуации конкретного
образовательного учреждения, в
которой обнаружены
отрицательные признаки процесса,
требующие решения. Например, на
основе проблемно-
ориентированного анализа, для
определения содержания…
Программа развития образовательного учреждения
Проблемного вопроса – это вопрос,
поставленный относительно
возможности исследовать тот или
иной предмет познания. Выражается
вопросительным предложением, в
котором фиксируется предмет
исследования. Часто начинается со
слов, «КАКОВЫ, КАК, В КАКОЙ МЕРЕ» и
др. Например, каковы педагогические
условия отбора содержания и
реализации регионального компонента
подготовки педагогических кадров.
Программа развития образовательного учреждения
Проблемной задачи – это
обозначение
предполагаемого результата
исследования. Проблемная
задача формулируется как
обыкновенная цель – «найти
способы связи компонентов
системы …», «определение
комплекса условий …».
Программа развития образовательного учреждения
Задание: Сформулируйте проблему, следуя
Противор
предложенной цепочке действий
ечия
Проблем
а
Признаки
негативно
-го
состояния
Пробле
м-ная
ситуаци
я
Логическая подсказка для формулирования проблемы
Потребности,
Желания,
Необходимость
Требования
социального
заказа,
Новые задачи,
стоящие перед…
Прот
иворе
-чия
межд
у …
Недостаточная разработанность
этой области знаний, Низким
уровнем,
Невысоким качеством,
Нереализованными
возможностями,
Отсутствием адекватного
содержания,
Неразработанностью
необходимых методик
(технологий, техник,
Программа развития образовательного учреждения
Противоречие между имеющимися
программами и методиками обучения
детей в образовательном
учреждении и индивидуальными
особенностями одаренных детей.
Проблема несоответствия
содержания программ, методики
обучения и индивидуальными
особенностями одаренных детей.
Как преодолеть несоответствие
содержания программ, методик
обучения и индивидуальных
особенностей одаренных детей?
Программа развития образовательного учреждения
Тема
«Свернутое» в одно предложение
содержание локальная формулировка,
выражающая главную идею, мотив, пафос
изучаемой проблемы.
Требования к формулировке темы:
Актуальность.
Значимость темы.
Конкретность, точность.
Проблемность.
Прогностичность.
Самостоятельность выбора темы
Неординарность.
Грамотность, осторожно пользоваться
терминами-понятиями.
Программа развития образовательного учреждения
1. Концептуальный проект
(концепция)
Проектирование миссии образовательного
учреждения (приоритетных интересов),
целей и принципов построения.
Поиск, изучение и оценка новшеств.
Предварительный выбор идей.
Формирование образа будущего.
Программа развития образовательного учреждения
Цель – это желаемый результат
деятельности достигнутый в пределах
некоторого интервала времени.
Требования к постановке целей
Реалистичность, посильность, достижимость.
Контролируемость
Однозначность, представлять в обобщенном
виде конечный продукт исследования.
Проверяемость цели, ее контролируемость, в
отдельных случаях диагностируемость.
Определенность во времени (определены
сроки проведения проекта, практичность).
Операциональность (цель распределена на
задачи).
Программа развития образовательного учреждения
Задание
Исходя из проблемной ситуации,
сформулируйте проблему, тему, цель .
Тема - Совершенствование структуры
управления школой
Противоречие - Между существующей
структурой и возникшими новыми функциями
управления
Проблема - Каковы пути совершенствования
структуры управления школой на основе учета
новых функций управления
Цель - Разработать новую структурно-
функциональную модель управления школой.
Программа развития образовательного учреждения
Гипотеза – это предположение, которое
формулируется с целью последующей
проверки.
При формулировании гипотезы речь идет о
постановке вопроса и формулировке
предположений, которые должны быть
решены и объяснены данным
исследованием.
В процессе построения гипотезы создаются
представления о возможных связях между
исследуемыми явлениями.
Программа развития образовательного учреждения
Требования к гипотезе
Соответствие фактам
Проверяемость
Приложимость к большому кругу
явлений
Возможная простота
Непротиворечивость
Программа развития образовательного учреждения
Алгоритмы формулирования
гипотез
« возможно, если в качестве условий
будут Б,В,Г…». Б,В,Г - педагогические
условия. Модификации гипотезы – «если
будут Б,В,Г, то возможно А», «…
возможно в случае…», «…возможно при
условии…», «возможно при наличии…».
«А есть В». НАПРИМЕР,
индивидуализация обучения есть
эффективное средство реабилитации
учебных возможностей учащихся.
«чтобы получить А, надо взять В и
совершить по отношению к нему
действия С, С1, С2…»
Программа развития образовательного учреждения
Гипотеза Индивидуализация обучения
одаренных детей будет более
эффективной, если:
1) создать вариативные программы
обучения;
2) принять в качестве ведущей стратегии
обучения исследовательскую
деятельность детей;
3) разработать индивидуальные
«маршруты» учащихся.
Программа развития образовательного учреждения
Задача – желаемый результат
деятельности,достижимый за намеченный
интервал времени и характеризующийся
набором количественных данных и параметров
этого результата.
Задачи конкретизируют цель и дают
представление о том, в каких направлениях
должно идти исследование.
Программа развития образовательного учреждения
Классы задач
Связанные с изучением состояния
практики и проявлением предмета
исследования: охарактеризовать
содержание и методы деятельности
учителей по…», «описать опыт
использования теории в практике….»,
«определить роль и место
использования технических
средств…».
Программа развития образовательного учреждения
Связаны с экспериментом:
«экспериментально проверить и
установить общие и специфические
условия оптимальной реализации
разработанной модели…»,
«экспериментально изучить…», «опытно-
экспериментальным путем проверить
эффективность…».
Разработка на протяжении всего проекта
методических рекомендательных
материалов: «разработать программы
профессиональной ориентации…»,
«разработать комплекс заданий…»,
«составить рекомендации по
использованию…».
Программа развития образовательного учреждения
2. Стратегическое
планирование
Переход от замысла к плану
действий.
Разработка приоритетных направлений
изменений (задачи)
Операциональное определение целей
каждого этапа
Составление плана реализации
Программа развития образовательного учреждения
Образец календарного плана
Описание
работы
Этапы
реализации
1.Выбор темы 1.Обсуждение
темы в
пед.коллективе
2.Утверждение
темы в
управлении
образованием
Время
(месяц)
Май
Время
(год)
2001
август
2001
Ожидаемые
результаты
Предваритель
ная
формулировка
темы
2.Ознакомлен
ие с
проблемой
посредством
литературных
источников
3.Ознакомлен
ие с
педагогическ
им опытом по
исследуемой
Программа развития образовательного учреждения
Образец этапов РАБОТЫ:
Сроки Прогнозир
у-емые
результат
ы
Прогнози
-руемые
продукты
Этап
(Направл
ения и
задачи
изменени
й)
Программа развития образовательного учреждения
Показатель – наблюдаемый и
поддающийся фиксированию результат
Критерий – признак, на основании
которого производится оценка,
определение или классификация
чего-либо; мерило оценки.
Критер
ии
Показател
и
Метод
ы
Методик
и
Программа развития образовательного учреждения
Ожидаемые результаты
Критери
и
Показате
-ли
методы методик
и
Предпочит
аемый
способ
учебной
деятельнос
ти
Удовлетворен
ность при
разных
способах
организации
учебной
деятельности
Стремление к
продолжению
исследования
вне урока
Проективн
ые и др.
Анкетировани
е, беседа,
наблюдение,
анализ
детских
работ
Программа развития образовательного учреждения
Условия успешного осуществления
программы развития
Условия социально-
политического плана.
Организационно-
управленческие условия:
изменение штатного расписания в
сторону увеличения;
изменение организационной
структуры.
Программа развития образовательного учреждения
3. Организационно-методические условия:
Наличие "лидера" (группы), вооруженного
идеями преобразования и способного их
генерировать;
Осмысление реальных трудностей,
противоречий, перспектив развития;
Достаточно высокий общекультурный
уровень педколлектива.
Высокий престиж учреждения, доверие к
нему родителей и общественности;
Благоприятный психологический климат в
коллективе;
Не очень большое число учащихся (до 500-
700);
Занятие в одну смену;
Резерв свободного времени у участников
эксперимента, дающих возможность думать,
составлять проекты и т.д.;
Контакты с научными коллективами.
Программа развития образовательного учреждения
Финансовые и материально
технические условия
Наличие материальных
средств;
Финансовое и материально-
техническое обоснование
эксперимента и его программы.
Программа развития образовательного учреждения
Кадровое обеспечение
Наличие квалифицированных кадров,
владеющих ведущими видами
исследовательской деятельности
(достаточно высокая инновационную
готовность: исследовательская и
методическая подготовка);
Руководство школы способно
выполнять менеджерские функции
по отношению к организации и
проведению научного исследования.
Научное руководство исследованием
осуществляет квалифицированный
ученый-исследователь
Программа развития образовательного учреждения
Нормативное обеспечение
Переработка нормативных внутришкольных актов.
ОЭР фиксируется в основных документах:
• Педагогическая концепция.
• Проект или программа, где отражены вопросы
организационного, кадрового, материального
обеспечения поиска, факторы риска и способы
компенсации, форма представления
результата, а также содержание и способы
управления ОЭР.
подразделениях.
оригинальные).
комплектовании, об оплате труда и т.д.
разрабатываемые в ходе эксперимента.
• Устав учреждения, положения о
• Учебные планы и программы (авторские,
• Штатное расписание и положение о
• Смета расходов и другие документы,
Программа развития образовательного учреждения
Экспертиза программы
может проводится по следующим критериям:
1. Качество подготовки проблемы
2. Качество проработки содержания
(операциональность, обоснованность,
четкость, конкретность)
нововведений (конкретность, детальность,
достаточность)
(достаточность, контролируемость)
(достаточность, контролируемость,
ресурсность, реалистичность)
5. Общие требования к программе: ценностно-
целевая согласованность, гуманитарность,
инновационность …
3. Качество определение ожидаемого результата
4. Качество проработки плана реализации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.