Программа развивающих занятий для младших школьников :"Радость познания"
Оценка 4.8
Документация +2
doc
Междисциплинарный 4
Все классы
07.08.2018
В данном материале содержится программа развивающих занятий для младших школьников "Радость познания", которая включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование и краткое содержание курса для 1, 2, 3 и 4 классов. Цель развивающих занятий- создание условий для познания ребёнком своего внутреннего мира, способов самовыражения и контролирования своих эмоций и чувств, для успешной адаптации в микросреде школьного коллектива. Данные занятия можно использовать во время внеурочной деятельности, при проведении внеклассных мероприятий.Текстовой документ
радость познания.doc
Программа развивающих занятий
для младших школьников
«Радость познания»
Возраст участников:
611 лет.
СОДЕРЖАНИЕ: 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
3.1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ 1 КЛАССА «УЧИСЬ
УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ».
3.2 .СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ 2 КЛАССА «УЧИСЬ
УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ».
3.3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ 3 КЛАССА «ЧЕРЕЗ
САМОПОЗНАНИЕК САМОВЫРАЖЕНИЮ».
3.4.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ 4 КЛАССА «ЧЕРЕЗ
САМОПОЗНАНИЕК САМОВЫРАЖЕНИЮ».
4. ОБОРУДОВАНИЕ
5. ЛИТЕРАТУРА 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из острых проблем обучения в начальной школе является проблема сдерживания
активности спонтанного, подвижного, эмоционального ребенка и, наоборот, активизация
инертных, пассивных и малоподвижных детей. В результате, учитель стремится сформировать
некий оптимальный для учебной деятельности уровень активности ребенка.
Анализ состояния образовательного процесса в начальной общей школе; инновационного
педагогического опыта; научных работ и психологопедагогических исследований;
актуализировал ряд противоречий в педагогической теории и практике, относящихся к
психосоциальным аспектам здоровья школьников.
Первая группа противоречий характеризуется тем, что учебная деятельность порождает
достаточно много напряженных (стрессовых) ситуаций, требующих от ребенка адекватности и
произвольности в ситуативном реагировании, требует необходимости управлять своим
эмоциональным самочувствием и состояниями, а условий для воспитания этих навыков в
процессе учебной деятельности, явно недостаточно.
Вторая группа противоречий порождается тем, что самовыражение и самопознание
эмоций в речи, в действиях и в общении, предоставляют значительный ресурс для развития
личности ребенка, а в качестве механизма саморазвития не рассматриваются.
Третья группа противоречий обусловлена рассогласованием спонтанной природы эмоций
у младших школьников и рациональной концепцией образовательного процесса.
Естественно, что осознание ребенком своих эмоциональных и регулятивных резервов,
управления ими, обогащение субъектного опыта личности, овладение способами разумного
использования возможно только при эффективном взаимодействии с педагогом.
Современные позиции политики образования в России при определении приоритетов
начального общего образования, выводят на первый план развитие и формирование
позитивного отношения учащегося к самому себе, к учебной деятельности и окружающему
миру. Особое значение при этом, имеет освоение социального опыта, в результате чего
формируется субъектный опыт школьника.
Теоретические положения о возрастных закономерностях психосоциального и
эмоционального развития личности (Л. С. Выготский, Г. Дюпон, Д. Ловингер, В. И.
Слободчиков, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон) раскрывают появление в младшем школьном
возрасте таких новообразований, как компетентность, умелость, стремление к самопознанию
и открытость новому эмоциональному опыту. Д. Б. Эльконин обосновал необходимость
развития рефлексии у младших школьников. Все это позволяет сделать вывод о том, что,
данный возрастной период является сензитивным для воспитания навыков саморегулирования
эмоций.
Программа «Радость познания», включает не только элементы психогимнастики, но и
элементы тренинга навыков самовыражения в ситуациях общения и взаимодействия, как в
учебной, так и во внеучебной деятельности младших школьников.
В программе «Радость познанния» выделены два этапа , подобная градация обусловлена
возрастными особенностями физического, психического и социального развития младших школьников:
1 этап обусловлен необходимостью адаптации ребенка к школьному обучению.
Поскольку оно насыщено напряженными, постоянно меняющимися и необычными
условиями жизнедеятельности ребенка, создавая тем самым стрессогенность, как в
ситуациях школьного, так и внешкольного взаимодействия. Ситуативный стресс
порождает рост напряжения в самочувствии младших школьников. Поэтому для
учащихся 12х классов разработана программа развивающих занятий «Учись управлять
собой»;
2 этап обусловлен завершением периода адаптации ребенка к школе. Для детей 910
лет характерно относительно спокойное и равномерное физическое развитие.
Учащиеся 34х классов достаточно жизнерадостны, уравновешены, эмоциональны,
активны в общении, любознательны, живо интересуются всем, что их окружает.
Поэтому для учащихся 34х классов разработана программа развивающих занятий
«Через самопознание к самовыражению».
Главная функция программы «Радость познания» обеспечение условий для познания и
усвоения ребенком способов выражения своих мыслей, чувств и переживаний, создание
условий для продуктивной адаптации ребенка в микросреде школьного социума, что создает
благоприятные условия для формирования общих учебных навыков.
Следует отметить, что знания о человеке, как объекте самопознания, рассредоточены в
школьной программе по разным предметам, в рамках которых, ребенок не может получить
тех знаний, которые бы помогли ему составить психологический портрет самого себя: каков
он, каковы его возможности, каков творческий потенциал, по каким психологическим законам
он развивается. Младших школьников интересуют вопросы построения взаимоотношений
между людьми: как познать окружающих людей и своё отношение к ним, как понять и
разобраться в своих чувствах, как реагировать в трудных ситуациях.
В программу развивающих занятий с учащимися первых и вторых классов, заложена
система воспитания навыков саморегулирования эмоций в учебной деятельности на основе
синтеза психологии и различных видов искусств. Система развивающих занятий дает
возможность практически реализовать разработанные нами педагогические условия, что
обеспечивает эффективное решение поставленной проблемы.
Работая с младшими школьниками, в начальной школе мы руководствуемся следующими
соображениями.С поступлением в школу внутренний мир ребенка меняется. Ведущим
становится мотив долженствования, хотя мотив желание еще очень сильны у многих.
Конфликт мотивов «Хочу Надо» может вызвать у ребенка как проявление негативизма и
агрессии («Я больше не пойду в школу, мне там не нравиться!»), так и тяжелые
внутриличностные конфликты, болезненные эмоции, страхи («У меня ничего в школе не
получиться, я не справлюсь, я боюсь...»). Этот конфликт может изменить личность ребенка.
Отношение младшего школьника к себе и окружающему миру нестабильно, оно зависит от
множества непрогнозируемых им факторов: слов учителя и детей, советов родителей,
школьных норм, личных успехов и неудач. Эти особенности психологической атмосферы
пребывания ребенка в школе и сформировали наши подходы к взаимодействию и
взаимоотношениям с учащимися.Обучение школьников способам осознания своего
внутреннего мира, убедит их в том, что они способны сами строить свое будущее, и, со
временем не будут нуждаться в помощи взрослых. Анализ типологических особенностей, показал, что у детей младшего школьного возраста
доминируют преимущественно потребности в саморазвитии, игре и подражании, а так же
вспомогательные потребности в свободе выбора и вооруженности (опытности). В связи с чем,
ведущими видами деятельности для них являются разнообразные игры, ручное и вербальное
творчество. Таким образом, все содержание 1 этапа «Радость познания», является лишь
средством достижения игровых и творческих целей.
Игры являются той формой активности, которая лучше всего разрешается с детства, так как
объект игр непременно связан с реальностью, хотя и не состоит всецело из нее.
Второй этап «Радость познания» для учащихся 34 классов представлен программой
развивающих занятий «Через самопознание к самовыражению» и является попыткой
восполнить отсутствие необходимых знаний у ребенка о себе и своих взаимоотношениях с
окружающим миром. Следует отметить, что к 910 годам дети очень любят действовать
сами. Они с удовольствием играют в подвижные, ролевые и дидактические игры; участвуют в
играхдраматизациях; поют и танцуют; мастерят различные поделки, с особым удовольствием
рисуют, поэтому в занятиях со школьниками 34х классов так много игр, упражнений, этюдов,
элементов тренинга и сочетающих различные виды деятельности: познавательную,
изобразительную, исполнительскую, коммуникативную.
Концепция программы базируется на взглядах, имеющих принципиальное значение:
знания, усваиваемые ребенком, должны иметь личностный смысл, который связан с
переживанием знаний;
«переживание» является основным дидактическим принципом преподавания;
учет индивидуальных особенностей каждого ребенка должен охватывать «зоны актуального
и ближайшего развития» (Л.С. Выготский).
Цель курса «Радость познания» создать условия, способствующие самораскрытию и
самовыражению, и, как следствие, самопринятию младшего школьника.
Задачи курса:
самопознанию.
Формировать систему знаний школьника о самом себе и побуждать его к
Способствовать развитию умения адекватно воспринимать окружающий мир, людей,
себя, разумно реагировать и управлять собой в процессе социального взаимодействия.
Создать условия для развития грамотной речи, расширения словарного запаса, учить
пользоваться своим голосовым аппаратом.
Создать условия для воспитания социально адаптированной личности.
Научить детей осознанно действовать в ситуации выбора, быть уверенным в себе,
ощущать свою значимость.
Способствовать совершенствованию коммуникативных навыков в деловом и личном
общении со сверстниками и взрослыми.
Содержание занятий включает небольшой по объему, но занимательный теоретический
материал, психотехнические игры, упражнения, элементы тренинга, диагностические,
интеллектуальные и оздоровительные игры, различные виды деятельности: познавательную,
коммуникативную, исполнительскую, игровую и изобразительную.
Занятия проводятся еженедельно на классных часах, общий объем времени 32 часа в
учебном году. 2. Тематическое планирование курса
Тема
1 класс
Колво часов
«Путешествие в психологию»
«Сказка про меня самого»
Я хочу здоровым быть:
«Путешествие в страну Сообразилию»:
«Путешествие в страну Чувствилию»
Как я выражаю свои мысли и чувства
Мир, в котором я живу:
«Сочиняем сказку...»
Итого 31
2 класс
Самосознание и образ «Я»
Самооценка
Мир наших чувств
Как я воспринимаю других людей?
Что такое саморегуляция?
Мир моих мыслей
«Жилибыли второклашки...
Итого 32
3 класс
Знаешь ли ты себя?
Темперамент. Что это такое?
Что такое память?
Мозг главный командный пункт организма.
Зачем нужно внимание?
Мозг и органы чувств: Как мы воспринимаем
мир?
«Зачем человеку сон?»
2
5
2
10
4
3
4
1
6
3
6
5
6
5
2
3
3
3
5
3
3
3
№
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7 8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Эмпатия
Общение
Как могу я выразить себя?
Итого 32
4 класс
Что мы знаем о себе? (Повторение)
Фантазия
Мир знаков и образов
Выразительность
Средства выразительности
Психическая энергия и биополе
Что такое способности?
Уникальность и неповторимость каждого
человека
«Путешествие в Сообразилию»
Твои возможности, человек
Итого 32
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
4
5
2
3
3
3
3
3
3
4
2
4
4
3.1. Содержание курса «Учись управлять собой»для 1 класса
Тема 1. «Путешествие в Психологию».
Занятие 1. «Познакомимся друг с другом».
Установление контакта. Как меня зовут? Как бы я хотел, чтобы меня называли? Что я люблю?
беседа по кругу.
Психогимнастика:
1. «Мы такие разные, разные, разные ...»
2. Этюд «Цветочек».
Эмоции: «Передай улыбку по кругу».Цель: освоение коммуникативных умений.
Общение: игра «Комплименты» Цель: овладение вербальными и невербальными средствами
общения.
Поведение: Что делать, если я заблудился в школе? моделирование ситуации.
Цель: Овладение навыками самостоятельного вхождения в контакт с незнакомыми людьми в
школе, умением регулировать свои поведенческие реакции.
Заключение: введение группового правила: «Встречаемся и прощаемся с улыбкой». Песня
Шаинского «Улыбка».Цель: закрепление положительного эмоционального настроя.
Занятие 2. «Веселое путешествие ...»
Занятие проходит в форме сюжетноролевой игры, в ходе которой педагог ведет свой рассказ
легенду и постепенно вводит понятия: наука, Психология, миф о Психее, душа, внутренний мир человека, мысли, чувства, действия. На "веселых остановках" проводятся игры,
упражнения.
Тема 2. «Сказка про меня самого».
Занятия 15. Я сам; Кто Я?; Какой Я?; Я знаю ...; Я умею ...; Я хочу ...; Я могу ...; Я
человек.
Постепенно, в игровой форме, дети усваивают и осознают основные понятия, что у каждого
человека есть:
«внутренний мир» это мои мысли, чувства, желания;
«внешний мир» это мое поведение, действия, общение с другими людьми; к внешнему миру
также относится «мир вокруг меня» это то, что меня окружает природа, вещи, люди.
особенности человека: речь, мышление, смех, плач, доброта, работа, семья и др. Дети
постепенно осознают свою половую принадлежность и соответствующие ей социальные роли.
Тема 3. Я хочу здоровым быть!
Занятие 1. Зачем человеку отдых?
Какой бывает отдых, как восполнить силы? Биологические ритмы в природе.
Занятие 2. «Сон приходит на порог ...» Сколько времени нужно спать? Как засыпать и
просыпаться? Что такое «Заячий синдром» и почему он вреден?
Тема 4. «Путешествие в страну Сообразилию».
Занятия 1 2. «Путешествие на остров Внимание».
Учимся сосредотачивать и направлять свое внимание. Постепенно дети знакомятся с тем, как
улучшить свое внимание. Все игры и упражнения носят развивающий и диагностический
характер.
Занятия 3 4. «Путешествие в царство Мнемозины».
Миф о Мнемозине. Тренинг мнемических способностей. Помимо игр, включаются рассказы
по кругу, рассказывание сказок «наоборот» с конца.
Занятия 4 6. «Путешествие на остров Фантазия».
Сочиняем сказку «Чего на свете не бывает?» Детям предлагается тема для рисования:
«Волшебный лес» и «Несуществующие животные». В этюдах на психогимнастике они
изображают фантастических персонажей и т.д.
Занятия 7 8. «Путешествие на остров Мышление».
Детям дается понятие мышления и представление о том, как оно функционирует: мышление
это умственные способности человека, которые у всех людей имеют свои особенности. Детям
предлагается ряд игр, упражнений и испытаний на развитие логического мышления и
познавательных способностей. Используются игры настольные и подвижные, соревнования в
командах, с мячом и т.д.
Занятия 9 10. Волшебные секреты. Сообщая основные моменты темы, повторяются и
закрепляются приемы эффективной мыслительной деятельности, приемы запоминания и
управления информацией.
Тема 5. «Путешествие в Чувствилию».
Занятие 1. «Путешествие на остров чувств». Мир мы познаем благодаря органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию, вкусу. Все занятие построено на поочередном
акцентировании каждого чувства в играх, упражнениях, этюдах.
Занятие 2. «Путешествие на остров эмоций». Какие бывают эмоции? Как их различать?
Почему мы обижаемся? Вредные и полезные эмоции.
Занятие 3. «Путешествие в долину Настроения». Что такое настроение? У кого оно
бывает? Какое бывает настроение? Могут ли предметы, которые меня окружают, изменить
мое настроение?
Занятие 4. Волшебные секреты. Что делать, когда мне тревожно, страшно или боязно? Как
изменить плохое настроение? Как овладеть элементами аутотренинга.
Тема 6. Как я выражаю свои мысли и чувства?
Занятие 1. "Ты мне слов не говори, ты мне слово покажи".
Овладение навыками невербального общения, языком тела и жестов. В занятия включаются
этюды, игры, упражнения, основанные на пантомиме. Рассказываются стихи руками.
Занятие 2. «Про улыбку и многое другое».
Незаконченная история «Про улыбку» Г. Абрамовой. Игры, песни, рисование. Данное занятие
должно помочь детям осознать важность положительного настроя для того, чтобы быть
успешным.
Занятие 3. Три подружки.
«Злюка», «Плакса», «Резвушка». Как музыканты и художники передают характер, настроение
в своих произведениях, какие средства выразительности для этого используют?
Тема 7. Мир, в котором я живу.
Занятие 1. "Я" и моя семья. Зачем человеку семья? Кто "Я" в семье? Как сберечь семью?
Культура чувств. Рисуем: «Моя семья».
Занятие 2. Я и мои друзья. Что такое дружба? Какие чувства испытываем мы по
отношению к друзьям? Кого можно назвать настоящим другом? Диагностическая игра
«Секрет».
Занятие 3. Я в школе. Мои проблемы в школе: с учителями, одноклассниками, уроками. Мое
настроение в школе и после нее. Что делать, если не хочется идти в школу?
Занятие 4. Я и другие. Люди, которые окружают меня. Правила поведения в общественных
местах, проблемные ситуации социального взаимодействия. Чужие секреты. Как вести себя с
незнакомыми людьми? Как появляются друзья и знакомые?
Тема 8. «Сочиняем сказку...».
Обобщение того, что дети узнали о себе, об особенностях человека, его чувствах, мыслях,
поведении и общении, о том, как можно управлять своими мыслями, чувствами и действиями.
«Жилибыли первоклашки...» это диагностический обобщающий урок, где при помощи игр,
Про себя и многое другое... рисунков, методики «незаконченных предложений», упражнений («Эмоциональный
термометр») и т.п. педагог получает информацию о том, каково эмоциональное самочувствие
ребенка, находится он в состоянии эмоционального комфорта или дискомфорта
3.2 Содержание курса «Учись управлять собой» для 2 класса
Тема 1. Самосознание и образ "Я".
Занятие 1. О букве «Я». Кто Я? Какой Я? Зачем Я? внутренний мир человека. Чем
отличается человек от животных, а мальчик от девочки? Почему у каждого есть свои
неповторимые особенности?
Занятие 2. Я думаю, чувствую, действую. Моя душа разнообразный мир чувств, эмоций,
грез, фантазий. Чувствами можно управлять. Что бывает, когда чувства управляют людьми?
Как можно выразить свои чувства, мысли? (словом, жестом, мимикой, в танце, в мелодии, в
живописи и т.д.)
Занятие 3. Мое тело, душа, дух. Тело физическое состояние, его можно увидеть, потрогать,
ощутить это наш «биоскафандр». Душа это то, что мы чувствуем, понимаем, осмысляем...
А дух это наши взгляды, убеждения и сила воли.
Занятие 4. Я человек, личность единственный, неповторимый и уникальный.
Обобщающий урок. В групповой дискуссии ребята размышляют о том, что они знают о себе,
чем они отличаются от своих одноклассников, сверстников, взрослых людей. Вводится
понятие «опыт», «жизненный опыт», «личный опыт». Рисуем «Автопортрет».
Тема 2. Самооценка. Что такое самооценка? Где начинается самооценка? Кто оказывает
влияние на нашу самооценку? Как стать человеком, который может оценить себя сам?
Тема 3. Мир наших чувств.
Занятие 1. Как появляются чувства? Причины появления чувств. Как научиться понимать
наши чувства?
Занятие 2. Как меняются чувства? Почему? Как научиться управлять нашими чувствами?
Занятие 3 4. Мы можем научиться понимать наши чувства.
Если будем различать два вида боли: физическую и эмоциональную. Причины их
возникновения. (Решение простейших логических ситуаций, см. Джилл Андерсон «Думай,
пытайся, развивайся».) Язык ключ к нашим чувствам.
Занятие 5 6. Мы можем научиться управлять нашими чувствами. Если научимся
осознавать причину возникновения отрицательных эмоций. Что такое «умственный мусор» и
как от него избавиться?
Тема 4. Как я воспринимаю других людей?
Занятие 1. Что нужно, чтобы люди понимали друг друга? Овладение вербальными и
невербальными средствами. Доверительность, открытость, внимание и любовь людей друг к
другу. Овладение приемами активного слушания. Игры, драматизации, ситуации. Занятие 2. Можем ли мы понимать чувства других людей?
Способы выражения чувств: агрессивный, сдержанный, миролюбивый. Овладение
конструктивными приемами общения. Какие чувства испытывает добрый человек? Зло и
Добро.
Занятие 3. Как выбирать друзей? Что такое настоящая дружба? Какие отношения должны
быть между друзьями? Всякий ли человек может быть другом? Друзей выбирают или ими
становятся? Важные качества настоящего друга: верность, внимание, требовательность,
бескорыстие.
Занятие 4. Надо уметь сдерживать себя. Что является причиной невыдержанности?
Капризные дети. Как к ним относятся взрослые и другие дети? Как воспитывать в себе
сдержанность? Что бывает, когда чувства руководят нашими мыслями и действиями?
Тема 5. Что такое Саморегуляция?
Занятие 1. О вреде и пользе чувств. Положительные и негативные эмоции. Стресс.
Эмоциональное поле человека, как оно влияет на людей, которые нас окружают. Значимость
положительных эмоций на работоспособность и успешность в деятельности.
Занятие 2. Как помочь себе, если испортилось настроение?
Овладение элементами аутотренинга. Переключение на приятное дело. Анализ причины
«боли», устранение «умственного мусора».
Занятие 3. Как вести себя, если чтото болит? Как ведут себя дети, когда у них чтото
болит? Всегда ли дети чувствуют боль от полученной травмы, когда заняты игрой?
Внутренняя боль и ее опасность. Что помогает превозмочь боль? К кому обратиться за
помощью?
Занятие 4. Что делать, если не хочется в школу? Почему детям иногда не хочется идти в
школу? Что они в этом случае придумывают? Что
надо делать, чтобы дети охотно ходили в школу? С кем можно посоветоваться?
Занятие 5. Наука отдыхать. Надо ли планировать свой отдых? Как быстро и хорошо
выполнять домашние задания? Как проводить время после школы, в выходной, на каникулах?
Тема 6. Мир моих мыслей.
Занятие 1. Я знаю ... Игры на развитие логического мышления, развитие познавательных
способностей.
Занятие 2. «Чего на свете не бывает?» Фантазия что это такое? Развитие у детей в играх и
упражнениях творческого воображения. Рисование сказки ...
Занятие 3. Путешествие в «Цветной город». Развитие пространственных отношений,
владение соответствующей лексикой, приобретение детьми опыта свободной
пространственной ориентировки в умственном плане.
Занятие 4. «Лабиринты». Игры на развитие логического мышления, пространственного
воображения, ориентации в пространстве. Использование настольного и напольного лабиринтов.
Занятие 5. «Волшебные секреты». Дети рассказывают о том, какие способы снятия
умственного напряжения они знают, как можно развивать свои познавательные процессы.
Обобщающий урок «Жилибыли второклашки» диагностический. Сценарий урока
включает игры, изобразительную деятельность, методику «незаконченные предложения»,
упражнение («Эмоциональный термометр»), игровое моделирование с элементами
драматизации: «Сочиняем сказку про нас, про второклашек».
Педагогическая цель получение информации об эмоциональном самочувствии
второклассников, степени их адпированности к школьному обучению, определение степени
социальной адаптированности в социуме.
3.3 Содержание курса«Через самопознание к самовыражение», 3 класс
Тема 1. Знаешь ли ты себя?
Занятие 1.Что мы знаем о себе? Беседа о единстве тела, души и духа, краткий рассказ
педагога, самодиагностика, игры
Занятие 23. Где живет душа моя? дискуссия. Упражнения на осознание единства мыслей,
чувств и действий. Игровое моделирование ситуаций на темы «Я в школе», «На улицах
города», «Иногда мне бывает грустно...», «Если радость вдруг пришла».
Тема 2. Темперамент. Что это такое?
Занятие 1. Учение Гиппократа о темпераменте. Теория великого Павлова о
темпераменте рассказ учителя, беседа, игровое моделирование, игры, упражнения на
определение темперамента (по рисунку, описанию, музыке).
Занятие 23. Способы проявления темперамента в речи, движениях чувствах. Игровое
моделирование: «В гости к нам пришел флегматик...», «В гости к нам пришел сангвиник...»,
«В гости к нам пришел холерик», «В гости к нам пришел меланхолик...»
Тема 3. Что такое память?
Занятие 1. «Воспоминания о путешествии в царство Мнемозины» Миф о Мнемозине.
Тренинг мнемических способностей. Воспоминания школьников о путешествии в 1 классе,
беседа, психологические опыты, самодиагностика, советы психолога.
Занятие 2. Какая бывает память? Рассказ по Н. Коростелеву, психологические игры,
опыты, элементы самодиагностики.
Занятие 3. Тайны хорошей памяти беседа. Способы развития памяти. Тренинг
мнемических способностей.
Тема 4. Мозг главный командный пункт организма.
Занятия 1 2. «Мозг главный командный пункт организма» беседа, чтение и
обсуждение рассказов А. Дорохова: «Мозг», «Нервы».
Дискуссия: «Что я узнал о себе». «Что есть познание?» Занятие 3. Все ли умеют думать? Что значит разумно мыслить? Беседа, практические
советы психолога, игры, упражнения
Занятие 4. Как я осознаю самого себя? Игры, упражнения по Дж. Скотт «Техника силы
ума».
Занятие 5. Учусь управлять своими мыслями. Тренинг, психологический опыт
«Маятник».
Тема 5. Зачем нужно внимание?
Занятие 1. Слушать и слышать. Внимание это направленность и соредоточенность на
объекте. Как можно овладеть способами развития сосредоточенности и направленности
внимания?.
Занятие 2. Что может улучшить внимание? Беседа, психотехнические игры на
овладение способами развития сосредоточенности и направленности внимания.
Занятие 3. Развиваю внимание: упражнения, тренинг рефлексивного и нерефлексивного
слушания
Тема 6. Мозг и органы чувств: Как мы воспринимаем мир?
Занятие 1. «Мир звуков» аудиальное восприятие мира. Развиваю аудиальное восприятие и
слуховые ощущения.
Занятие 2. «Мир красок и форм» визуальное восприятие мира. Развиваю свои ощущения.
Иллюзии визуального восприятия.
Занятие 3. Можно ли увидеть звуки и услышать предметы?" синестезия. Краткий
рассказ педагога, беседа (наглядный материал), самодиагностика, музыкотерапия,
эстетотерапия, выставка детских рисунков «Я вижу музыку», игры, упражнения, тренинг
сенсорной сферы
Тема 7. «Зачем человеку сон?»
Занятие 1. Умеешь ли ты отдыхать? Дискуссия, игры, рисование своих снов,
психологический опыт, советы психолога.
Занятие 2. Какие сны ты видишь? О чем говорят сны... Игра «Если бы это был мой сон, то я
бы подумал..., почувствовал..., решил... »
Занятие 3. Влияет ли настроение на наши сны? Можно ли управлять настроением во сне.
Сон это информация о чем?
Тема 8. Эмпатия.
Занятие 1. Можно ли чувствовать дерево? дискуссия. Упражнения эмоциональные
этюды с последующей рефлексией чувственного опыта.
Занятие 2. Может ли другой человек чувствовать мое настроение? Как я чувствую
настроение другого человека? Рисование, игровое моделирование, упражнение «Скульптура» с последующей обратной связью участников.
Занятие 3. Эмпатия сопереживание Другому, беседа, чтение художественной
литературы, этюды, тренинг на развитие эмпатических чувств, сопереживания.
Занятие 4. «Чем я могу помочь другу, если у него случилась беда». Трудная жизненная
ситуация что это такое. Как правильно помочь пережить трудную ситуацию. Трудные
чувства бывают? Что делать если очень тяжело, как пережить боль? Сопреживание это
понимание чувств другого, сочувствие ему и способность помочь.
Тема 9. Общение.
Занятие 1. Общение это когда я передаю и получаю информацию, воспринимаю другого
человека и пытаюсь его принять, взаимодействую с ним. Коммуникативные игры: на
установление, поддержание и завершение контакта.
Занятие 2. Роли, которые мы играем в жизни. Может ли ребенок быть в роли взрослого...,
а родителя..? дискуссия, психотехничес4кие игры. Моделирование ситуаций общения с
позиций состояний «Я» взрослый, родитель (критичный, кормящеезаботливый), ребенок
естественный, «бунтарь», «послушный».
Занятия 3 4. Каким я бываю? Игры, психотехнические игры, игровое моделирование:
ситуации типа "В магазине", "В библиотеке", "В театре", "Ссора во дворе", "Беда в дороге";
тренинг коммуникативных умений, а также действий в экстремальной ситуации
Обобщающий урок «Как могу я выразить себя?» дискуссия, игры, тренинг «Ступени
моего роста».
3.4.Содержание дисциплины «Через самопознание к самовыражению», 4 класс
Тема 1. Что мы знаем о себе? (Повторение).
Занятие 1. Как я познаю мир? Как я чувствую мир? Зачем нужен мозг и что такое нервы?
Беседа, диагностика, психотехнические и развивающие игры по Никитиным.
Занятие 2. Как темперамент влияет на мое поведение? викторина, психологические
опыты. Тренинг позитивного самовнушения в напряженной ситуации.
Занятие 3. Можно ли управлять своими мыслями, чувствами и действиями?
психологические опыты. Кинестетические упражнения на выражение мыслей и чувств. Метод
аутотренинга «Я вырастаю здоровым, крепким и уверенным».
Тема 2. Фантазия.
Занятие 1. Мои фантазии рассказ педагога, придумывание сказок и историй. Рисование на
тему: «Мои фантазии». Может ли фантазия превратиться в реальность? беседа. Может ли
фантазия быть полезной? дискуссия.
Занятие 2. Мир реальный и выдуманный, «Моя сказка», «Чего на свете не бывает?»,
тренинг воображения.
Занятие 3. Путешествие в пространстве и времени. «Машина времени» прошлое, настоящее, будущее, где полезнее находится?
Тренинг навыков пространственного воображения и ориентирования в пространстве. Техника
направленной визуализации К. Фопеля «Радуга».
Тема 3. Мир знаков и образов
Занятие 1. Мир знаков и образов. Рассказ педагога об ассиметрии мозга правом и левом
полушарии. Как выглядят знаки и чем они отличаются от образов? беседа, игры.
Занятие 2. Иероглиф это знак или образ? беседа, рисование красками. Игра «Ты мне
слов не говори, ты мне «знаком» подскажи».
Занятие 3. Синестезия. Можно ли петь руками и говорить взглядом? «Расскажи мне музыка
сказку» кинестетические этюды, импровизации на музыку Э.Грига «В пещере горного
короля».
Тема 4. Выразительность
Занятие 1. Выразительность в позах, жестах, мимике, речи. Рассказ педагога, игры,
упражнения, игрызагадки, шарады, тренинг
Занятие 2. «О чем говорит тело» язык тела, открытые и закрытие жесты. Жести принятия
и жесты угрозы. Как «говорит» тело. Упражнения по А. Пизу.
Занятие 3. Жесты народов мира. Кинестетические упражнения на распознавание языка
жестов. Жесты народов мира в живописи. Язык жестов в танцевальном искусстве Индии.
Язык жестов и взглядов в Японии. Зачем народы придумывали язык жестов? дискуссия.
Тема 5. Средства выразительности
Занятие 1. Интонация и тембр беседа, чтение фрагментов художественных произведений,
слушание музыкальных произведений, элементы музыкотерапии и терапии искусством.
Выставка работ детей.
Занятие 2. Ритмы нашей жизни. Биологические ритмы жизни. Психологические ритмы
души. Ритмы слова, ритмы стиха, ритмы музыки, ритмы действий. Метод эйвритмии
развитие чувства ритма в движении.
Занятие 3. Выразительные и изобразительные средства музыки, живописи,
литературы. Тренинг «Образы моего Я» с использованием элементов
музыкотерапии и искусствотерапии.
Тема 6. Психическая энергия и биополе.
Занятие 1. Психическая энергия и биополе. Рассказ педагога,
психологические опыты; психотехники: «волевое тепло», самовнушение.
Занятие 2. Можно ли передать мысли без слов? Что такое телепатия. Игра «Послание
другу» передача мыслей и чувств через прикосновение.
Занятие 3. Воздействие предметов на человека беседа «Как на нас влияет цвет?», психофизические свойства цвета психологические опыты, тренинг цветовосприятия..
Тема 7. Что такое способности?
Занятие 1. Какие бывают способности? общие и специальные. Способный человек может
быть «мастером», «талантом» или «гением» рассказ, чтение отрывков литературных
произведений о жизни знаменитых людей «маленький гений». Игра «Обнаружь способности
у одноклассника».
Занятие 2. «Чудочадо» как распознать свои способности? Каждый человек уникален и
имеет индивидуальные способности дискуссия, игры, упражнения, тренинг способностей:
коммуникативных, когнитивных, мнемических, деловых и т. д.
Занятие 3. Я развиваю свои способности, самодиагностика. Тренинг навыков восприятия
информации органами чувств и передачи их в мимике, жестах, действиях. «Как навыки
вырастают в способности» игра.
Тема 8. Уникальность и неповторимость каждого человека обобщающий урок. Почему мы
такие разные? это хорошо или плохо? дискуссия. Коллаж «Образы моего «Я». Скульптура
моего «Я».
Тема 9. «Путешествие в Сообразилию»
Занятие 1. Развиваю внимание игры, психотехнические упражнения, тренинги, советы
психолога (как учить уроки; как составить план ответа и т. д.). Самодиагностика «Правильно
ли я учу уроки?» тест.
Занятие 2. Развиваю память и воображение. Тренинг мнемических способностей.
Воспоминания школьников о путешествии в «Царство Мнемозины в первом, во втором и в
третьем классах» беседа, психологические опыты, упражнения, самодиагностика, советы
психолога.
Занятие 3. Учусь разумно мыслить. Развиваю мышление (приемы логического мышления:
анализ, синтез, сравнение, обобщение и др., а также гибкость, пластичность)
Тема 10. «Как могу я выразить себя?» твои возможности, человек.
Занятие 1. Способы самовыражения мыслей обобщающий урок. Повторение способов
самовыражения в письменной и устной речи: в стихах, в прозе, в эссе, в сочинении, в письме, в
монологе, диалоге, полилоге. Викторина. Способы самовыражения мыслей в общении.
Правила хорошего тона.
Занятие 2. Способы самовыражения чувств обобщающий урок. Повторение способов
самовыражения чувств в речи, в жестах, в движениях, в рисунке, в музыке и т.п. Викторина.
Способы самовыражения чувств в общении и поведении. Как можно улучшить настроение?
Занятие 3. «Радость познания до свиданья»! Чему я научился в , что полезного я узнал.
4.1. Учебнонаглядный материал:
4.Оборудование репродукции картин известных художников;
демонстрационные картины (жизненные ситуации, в транспорте, игры детей и т.п.)
сюжетные, парные и серии из 4х5 картинок (по сказкам, бытовым ситуациям, сюжеты из
жизни животных, людей, праздники и т.п.)
4.2. Театры:
настольный плоскостной 4 комплекта;
театр картинок 2 комплекта.
4.3. Атрибуты, элементы костюмов:
сказочные персонажи).
4.4. Аудиоаппаратура:
диски с детскими песенками, фрагменты музыкальных произведений к этюдам и
упражнениям;
набор аудиозаписей по программе "Музыка в школе и музыка в детском саду";
музыка психотерапевтического характера (релаксация, активизация).
4.4 Магнитная доска
4.6Компьютер, мультимедийный проектор, экран
4.7. Зеркала 15 ´ 20 15 шт.
4.8. Мячи резиновые:
диаметр 2025 см 1;
диаметр 1012 см 2;
диаметр 68 см 5.
4.9 Конструкторы, мозаика:
геометрические объемные;
плоскостные.
4.10 Игрушки:
куклы из полимерных материалов персонажи литературных произведений: Красная шапочка,
Буратино, Гномик и т.п.
домашние животные, лесные звери и т.п.
5.Учебнометодические пособия
5.1. Альманах психологических тестов, М.,КСП, 1995.
5.2. Ванюхина Г. Речецветик. Занимательное пособие. Екатеринбург, 1993.
5.3. Белкин А., Зимина И., Яковлев В. Технология развивающих игрзанятий у детей младшего
школьного возраста, методические рекомендации., Екатеринбург, "Иноземье", 1996. 5.4. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. М., Прл., 1982
5.5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению, популярное пособие для педагогов и
родителей. Ярославль: Академия развития. 1996
5.6. Лобова А.Ф. Уроки самовыражения. Свердловск,1992
5.7. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста (тексты)
кн. для воспитателя детского сада., М., Пре, 1986
5.8. Психолог в начальной школе. Учебнопрактическое пособие / Г.С. Абрамова, Г.П.
Гаврилова, А.Н. Лидерс и др., под. ред. Т.Ю. Андрущенко. Волгоград, Перемена, 1995
5.9. Самоукина М.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные
программы., М., Новая книга., 1993
5.10. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и
педагогов., Ярославль., "Академия развития", 1996
5.11 Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для
родителей и педагогов., Ярославль., "Академия развития", 1996
5.12 Чейпи Дж. Готовность к школе. /пер. с английского. М., Педагогика Пресс, 1992
5.13. Час игры. Сборник игр для детей., Челябинск., "Металл", 1994
5.14 Учимся думать. Серия книг с игровыми заданиями /сост. Н. Касолари, под ред. С.
Американер, Энн Лейнер, Спб, "Сова", 1993
Программа развивающих занятий для младших школьников :"Радость познания"
Программа развивающих занятий для младших школьников :"Радость познания"
Программа развивающих занятий для младших школьников :"Радость познания"
Программа развивающих занятий для младших школьников :"Радость познания"
Программа развивающих занятий для младших школьников :"Радость познания"
Программа развивающих занятий для младших школьников :"Радость познания"
Программа развивающих занятий для младших школьников :"Радость познания"
Программа развивающих занятий для младших школьников :"Радость познания"
Программа развивающих занятий для младших школьников :"Радость познания"
Программа развивающих занятий для младших школьников :"Радость познания"
Программа развивающих занятий для младших школьников :"Радость познания"
Программа развивающих занятий для младших школьников :"Радость познания"
Программа развивающих занятий для младших школьников :"Радость познания"
Программа развивающих занятий для младших школьников :"Радость познания"
Программа развивающих занятий для младших школьников :"Радость познания"
Программа развивающих занятий для младших школьников :"Радость познания"
Программа развивающих занятий для младших школьников :"Радость познания"
Программа развивающих занятий для младших школьников :"Радость познания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.