ПРОГРАММА "СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА."

  • Образовательные программы
  • doc
  • 09.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Курс «Семейная экономика» входит в образовательную область «Технология». Значительная часть курса уделена изучению основ семейной экономике - знание основ домашней экономики особенно важно в условиях рыночных отношений. К жизни в условиях жестокой конкуренции на рынке труда, потребительских товаров и услуг, информации и т. п. необходимо готовить себя со школьной скамьи. Как зарабатывать и рационально тратить деньги, умело использовать рабочее время не только в общественном производстве, но и в домашнем хозяйстве, распределить все нелегкие домашние работы и обязанности, организовать наилучшим образом досуг и отдых всех членов семьи?
Иконка файла материала программа Семейная экономика.doc
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «МУНИЦИПВЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА № 3» Г.БЕЛОЯРСКИЙ                                                                                                                                                                 ПРОГРАММА                                                      СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА    (Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9­х классов, 12 часов)                                                                                                                                                                                      Составитель программы:                                                                                             учитель технологии                                                                                             Трапезникова Г.Н.Белоярский  2006                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                        Курс   «Семейная   экономика»   входит   в   образовательную   область   «Технология». Значительная   часть   курса   уделена   изучению   основ   семейной   экономике   ­   знание   основ домашней экономики особенно важно в условиях рыночных отношений. К жизни в условиях жестокой конкуренции на рынке труда, потребительских товаров и услуг, информации и т. п. необходимо готовить себя со школьной скамьи. Как зарабатывать и рационально тратить деньги, умело использовать рабочее время не только в общественном производстве, но и в домашнем   хозяйстве,   распределить   все   нелегкие   домашние   работы   и   обязанности, организовать наилучшим образом досуг и отдых всех членов семьи?    Цель курса: формирование  учащихся 9 классов первоначальных экономических знаний и умение применять их  в семейной экономике;     ­ вооружить учащихся знаниями о домашней экономике, сформировать   навыки ведения домашней   финансовой документации; ­   воспитать   уважение   к   собственности,   ответственность,   экономность,   сформировать экономическое мышление, культуру потребления.  Задачи:  познакомить       учащихся   с   экономической   жизнью   семьи,   правилами   ведения домашнего   хозяйства,   семейным   бюджетом,   источниками   дохода,   рациональным расходованием средств; ­   развивать   целостность   взглядов   на   семью,   ее   роль   в   обществе,   ее   экономические, социальные и нравственные устои и традиции; ­ раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства; ­ научить осуществлять несложные экономические расчеты и в первую очередь определять затраты на услуги (воду, газ, тепло, канализацию, уборку), продукты питания, одежду и др.; ­ сформировать экономическую культуру, экономическое мышление; ­   воспитывать   у   учащихся   бережное   отношение   к   ресурсам,   трудолюбие,   гуманность, порядочность. Как известно, первоначальные понятия о домашней экономике учащиеся осваивают в семье, школе, окружающей среде. Семья­это общество в миниатюре, она развивается по тем же экономическим   законам,   что   и   общество,   а   поэтому,   освоив   домашнюю   экономику, учащиеся   осознанно   будут   изучать   другие   составляющие   экономики,   а   также   основы предпринимательства. Особенность программы заключается в предоставлении учащимся возможности овладения достаточно большим объемом реально значимых теоретических и практических знаний и умений за короткий промежуток времени. При   разработке   содержания   курса   в   качестве   исходных   предпосылок   были   приняты следующие:  продолжительность реализации учебной программ­12 часов; 2максимальная направленность занятий на практическое применение полученных знаний и умений;                                                                                                                                                           преподавание по семейной экономике  для большей доступности, должно быть основано на игровых моментах, с использованием активных средств обучения (деловые игры, групповые формы работы, дискуссии); Требования к уровню образованности учащихся по данному курсу на конец обучения   по разработанной программе:  иметь представление: об экономической связи семьи с другими семьями, предприятиями, государством, обществом.    Знать:  ­ цели и значение домашней экономики; ­ общие правила ведения домашнего хозяйства; ­  составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей; ­ элементы семейного маркетинга и самоменеджемента; ­ роль членов семьи в формировании семейного бюджета;  Уметь:  ­ анализировать семейный бюджет; ­ определять прожиточный минимум семьи; ­ осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности;  ­ выдвигать деловые игры, разрабатывать бизнес­план.   Из форм обучения рекомендуется применять рассказ, объяснение, беседу, диспут, деловые игры, деловые игры, самостоятельную работу учащихся. Особое внимание следует уделить ЭВМ, моделирующим различным этапам экономической деятельности. Межкурсовые связи: математика, обществознание, история.                                3Учебно­тематический план образовательной программы          Разделы и темы Семья в экономической  структуре общества 1.Что такое семья? Цели и   задачи семейной экономики. 2.Семья и ее потребности.  Ресурсы семьи, их  воспроизводство.         Бюджет и расходы   семьи 1.Доходы и расходы семьи. 2.Финансовая документация  семьи                                  3..Планирование расходов на  питание для семьи. 4.Способы удовлетворения  потребности в жилье.         5.Налоги. Ссуды и кредиты.        6.Накопления и сбережения.        .       Семейный менеджмент 1.Понятие о семейном  менеджменте. 2.Организация труда в семье.        Маркетинг в домашней  экономике. 1.Понятие о маркетинге.  Маркетинг в домашнем  хозяйстве.      Правовые основы  семейных отношений. 1.Семейное законодательство.  Семья и государство. Предпринимательство в  семейной экономике 1.Принципы и формы  предпринимательства. Технология создания  предприятия. Итого: Количество часов       2 Формы  занятий         1       1       6              1       1          1        1              1       1     Урок Урок­  диспут Урок Урок Урок Урок Урок Урок Формы проведения итогов Сочинение­размышление на  тему «Нужно ли изучать  экономику и для чего?». Кроссворд­пирамида на  экономическую тему.    Тест: Умеем ли мы тратить  деньги? Тест: Умеете ли вы считать  семейные деньги? Решение экономических задач. Решение экономических задач.        1      1      1      1      1            1      1           1                      12       Урок Решение экономических задач Урок Решение экономических задач Урок­  беседа Сообщение о защите семьи в  статьях уголовного кодекса. Деловая игра. « Деловой план».  Урок  ­делова я игра 4Семейная экономика                                                          Программа курса Семья в экономической структуре общества Цели и задачи экономики. Семья   ­   первичная   социально­экономическая   ячейка   общества.   Состав   семьи. Экономические связи в семье. Семья с точки зрения социологии. Семья и ее потребности. Становление семейных отношении. Ресурсы семьи.  Бюджет и расходы семьи Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода бюджета   семьи:   заработная   плата   и   пенсия,   доход   на   капитал,   ценные   бумаги,   от приусадебного участка, предпринимательской деятельности. Постоянные   и   переменные   расходы.   Финансовая   документация   семьи.   Распределение бюджета. Бюджет школьника. Организация рационального питания. Организация семейных праздников. Расходы на оплату коммунальных услуг. Рациональные вещевые потребности. Обязательные платежи. Семейный менеджмент Понятие   о   семейном   менеджменте.   Осуществление   учета,   планирование,   организация контроль в семейной экономике. Самоменеджмент каждого члена семьи ­ залог его успеха в жизни. Забота каждого члена семьи о благополучии всех.     Маркетинг в домашней экономике Понятие о  маркетинге. Экономические возможности и экономические потребности семьи. Правила покупки товаров и услуг. Анализ рекламы. Изучение конъюнктуры рынка. Защита прав потребителей. Методика поиска рынков сбыта товаров и услуг. Прямые и косвенные затраты.        Правовые основы семейных  отношений Семейное законодательство. Семья и государство. Забота государства о семье. Семейный кодекс Российской Федерации. Предпринимательство в семейной экономике История предпринимательства в России. Поиск своего дела. Предпринимательство как вид деятельности.   Организационно­   правовые   формы   предпринимательства   в   России: индивидуальное   частное   предпринимательство   с   ограниченной   ответственностью, акционерные   общества   закрытого   и   открытого   типа.   Нравственные   и   деловые   качества 5предпринимательства.   Основные   сферы     предпринимательской   деятельности:   финансы, торговля,   производство,   услуги.   Предприниматели   –   творцы   бизнеса,   организаторы   и производители товаров и услуг.                                                                                                                                                                                                                                                    Содержание курса Занятие 1. Что такое семья. Цели и задачи семейной экономики.    Семья – первичная социально – экономическая ячейка общества. Психологические  аспекты семейных отношений. Экономические связи в семье. Основные цели и задачи  экономики семьи.    Понятия: «социология», « психологически аспект», « экономика».   Практическая работа. Сочинение – размышление на тему: «Нужно ли изучать экономику  и для чего?». Занятие 2. Семья и ее потребности. Ресурсы семьи, их воспроизводство.    Семья и ее потребности. Становление семейных отношении. Ресурсы семьи. « Пирамида потребностей», ограничение потребностей отдельного члена семьи или общества в целом. Технологические ресурсы каждого из членов семьи.   Понятия: «потребность», «ресурсы». Практическая работа. Кроссворд ­ пирамида  на экономическую тему. Занятие 3.Доходы и расходы семьи.    Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода  бюджета семьи: заработная плата и пенсия, от приусадебного участка,  предпринимательской деятельности. Постоянные и переменные расходы. Формировать  культуру потребления, экономическое мышление. Понятия: « доход», « пособия», «облигация», «акция», «расходы», «бюджет». Практическая работа. Тест: «Умеем ли мы тратить деньги?» Занятие 4.Финансовая документация семьи.   Осуществление учета, планирования, организации и контроля в семейной экономике. Виды бухгалтерских книг семьи. Понятия: « хозяйственная книга». 6Практическая работа. Тест:  «Умеете ли вы считать семейные деньги?» Занятие: 5. Планирование расходов на питание для семьи.   Организация рационального питания. Биологические требования к семейному питанию.  Составление меню. Организация семейных праздников. Понятия: «калорийность рациона»,  «сбалансированность питания».                                                                                                                                                              Занятие: 6. Способ удовлетворения потребности в жилье.   Современная рациональная потребность в жилье. Обеспечение людей жильем. Основные  требования к современному жилищу. Понятия: « интерьер», «композиция интерьера». Практическая работа. Решение экономических задач. Занятие: 7. Налоги. Ссуды и кредиты.   Обязательные платежи. Основные объекты налогообложения в семье. Достоинства и  недостатки потребительского кредита. Понятия: «налог», «подоходный налог», «кредит». Практическая работа. Решение экономических задач. Занятие: 8. Накопления и сбережения.   Способы сбережения денежных ресурсов семьи. Забота государства о семье и ее бюджете.  Воздействие инфляции на экономическое состояние семьи. Понятия: « инфляция», «сберегательные счета». Практическая работа. Решение экономических задач. Занятие: 9. Понятие о семейном менеджменте. Организация труда в семье.      Осуществление  учета, планирования,  организация и контроль в семейной  экономике. Самоменеджмент каждого члена семьи ­ залог его успеха в жизни.     Производство товаров и услуг в условиях семьи. Рациональное использование ресурсов семьи. Физический и интеллектуальный труд. Забота каждого члена семьи о благополучии всех. Защита прав потребителей. Инструкции пользования товарами и услугами. Вложение семейных средств в банки, ценные бумаги и т. п.   Понятия: « менеджмент», «НОТ». 7Практическая работа. Решение экономических задач. Занятие.10. Понятие о маркетинге. Маркетинг в домашнем хозяйстве. Понятие о маркетинге. Методика поиска рынков сбыта товаров и услуг. Прямые и  косвенные затраты. Виды рекламы. Достоинства и недостатки воздействия рекламы на  потребителя. Понятия: « маркетинг», «реклама». Практическая работа. Решение экономических задач.                                                                                                                                                                Занятия:11.Семейное законодательство. Семья и государство. Принципы   семейной   политики   нашего   государства.   Семейный   кодекс   Российской Федерации.    Понятия: «брачный контракт». Практическая   работа.  Подготовка   сообщения   о   защите   семьи   в   статьях   уголовного кодекса. Занятие:12. Принципы и формы предпринимательства. Технология создания предприятия.  Нравственные и деловые качества предпринимательства. Стратегия предпринимательства. Организационно – правовые формы предпринимательства в России: индивидуальное частное предпринимательство с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого и   открытого   типа.   Основные   сферы   предпринимательской   деятельности:   финансы, торговля, производство, услуги. Понятия: «предпринимательство», «патент». Практическая работа. Деловая игра «Деловой план».                            8МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Изучение курса рассчитано на 12 учебных часов, продолжительность занятия – 45 минут, структура занятия близка к традиционным урокам. 2.   Применение   тестирования   позволяет   разнообразить   содержание   занятия   и   помогает учащимся оценить свои возможности.   3. Максимальная направленность занятий на практическое применение полученных знаний и умений. 4. Образование школьников для большей доступности должно быть основано на игровых моментах, с использованием активных форм обучения (деловые игры, дискуссии, беседы и т. п.)   5. Итоговой работой учащихся по окончанию курса является реферат. Ориентировочная тематика: « Основные преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства», «Великая реформа и становление современного делового человека», «Налоговая система и налоговое законодательство в России», «Нужен ли менеджмент в семейной экономике?»,« Значения маркетинга в семейной экономике» и т.д.      9ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  УЧИТЕЛЯ В.Д.Симоненко « Семейная экономика». – издательство ВИТА пресс Москва 2002 Е.Ю.Фрейнкман «Экономика и бизнес» ­ начала пресс Москва 1995 Методические   рекомендации   для   практических   занятий   по   курсу   «Элементы   домашней экономики и основы предпринимательства». – Ханты – Мансийск.2002 10ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ В.Д. Симоненко «Технология» Учебник 8­10 класс.­ «Вента­Граф». 2002 11