Курс «Семейная экономика» входит в образовательную область «Технология». Значительная часть курса уделена изучению основ семейной экономике - знание основ домашней экономики особенно важно в условиях рыночных отношений. К жизни в условиях жестокой конкуренции на рынке труда, потребительских товаров и услуг, информации и т. п. необходимо готовить себя со школьной скамьи. Как зарабатывать и рационально тратить деньги, умело использовать рабочее время не только в общественном производстве, но и в домашнем хозяйстве, распределить все нелегкие домашние работы и обязанности, организовать наилучшим образом досуг и отдых всех членов семьи?
программа Семейная экономика.doc
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«МУНИЦИПВЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА № 3»
Г.БЕЛОЯРСКИЙ
ПРОГРАММА
СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА
(Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9х классов, 12 часов)
Составитель программы:
учитель технологии
Трапезникова Г.Н. Белоярский 2006
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Семейная экономика» входит в образовательную область «Технология».
Значительная часть курса уделена изучению основ семейной экономике знание основ
домашней экономики особенно важно в условиях рыночных отношений. К жизни в условиях
жестокой конкуренции на рынке труда, потребительских товаров и услуг, информации и т.
п. необходимо готовить себя со школьной скамьи. Как зарабатывать и рационально тратить
деньги, умело использовать рабочее время не только в общественном производстве, но и в
домашнем хозяйстве, распределить все нелегкие домашние работы и обязанности,
организовать наилучшим образом досуг и отдых всех членов семьи?
Цель курса: формирование учащихся 9 классов первоначальных экономических знаний и
умение применять их в семейной экономике;
вооружить учащихся знаниями о домашней экономике, сформировать навыки ведения
домашней финансовой документации;
воспитать уважение к собственности, ответственность, экономность, сформировать
экономическое мышление, культуру потребления.
Задачи: познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения
домашнего хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным
расходованием средств;
развивать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, ее экономические,
социальные и нравственные устои и традиции;
раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства;
научить осуществлять несложные экономические расчеты и в первую очередь определять
затраты на услуги (воду, газ, тепло, канализацию, уборку), продукты питания, одежду и др.;
сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;
воспитывать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность,
порядочность.
Как известно, первоначальные понятия о домашней экономике учащиеся осваивают в семье,
школе, окружающей среде. Семьяэто общество в миниатюре, она развивается по тем же
экономическим законам, что и общество, а поэтому, освоив домашнюю экономику,
учащиеся осознанно будут изучать другие составляющие экономики, а также основы
предпринимательства.
Особенность программы заключается в предоставлении учащимся возможности овладения
достаточно большим объемом реально значимых теоретических и практических знаний и
умений за короткий промежуток времени.
При разработке содержания курса в качестве исходных предпосылок были приняты
следующие:
продолжительность реализации учебной программ12 часов;
2 максимальная направленность занятий на практическое применение полученных знаний и
умений;
преподавание по семейной экономике для большей доступности, должно быть основано на
игровых моментах, с использованием активных средств обучения (деловые игры, групповые
формы работы, дискуссии);
Требования к уровню образованности учащихся по данному курсу на конец обучения по
разработанной программе:
иметь представление: об экономической связи семьи с другими семьями, предприятиями,
государством, обществом.
Знать:
цели и значение домашней экономики;
общие правила ведения домашнего хозяйства;
составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей;
элементы семейного маркетинга и самоменеджемента;
роль членов семьи в формировании семейного бюджета;
Уметь:
анализировать семейный бюджет;
определять прожиточный минимум семьи;
осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности;
выдвигать деловые игры, разрабатывать бизнесплан.
Из форм обучения рекомендуется применять рассказ, объяснение, беседу, диспут, деловые
игры, деловые игры, самостоятельную работу учащихся. Особое внимание следует уделить
ЭВМ, моделирующим различным этапам экономической деятельности.
Межкурсовые связи: математика, обществознание, история.
3 Учебнотематический план образовательной программы
Разделы и темы
Семья в экономической
структуре общества
1.Что такое семья? Цели и
задачи семейной экономики.
2.Семья и ее потребности.
Ресурсы семьи, их
воспроизводство.
Бюджет и расходы
семьи
1.Доходы и расходы семьи.
2.Финансовая документация
семьи
3..Планирование расходов на
питание для семьи.
4.Способы удовлетворения
потребности в жилье.
5.Налоги. Ссуды и кредиты.
6.Накопления и сбережения.
.
Семейный менеджмент
1.Понятие о семейном
менеджменте.
2.Организация труда в семье.
Маркетинг в домашней
экономике.
1.Понятие о маркетинге.
Маркетинг в домашнем
хозяйстве.
Правовые основы
семейных отношений.
1.Семейное законодательство.
Семья и государство.
Предпринимательство в
семейной экономике
1.Принципы и формы
предпринимательства.
Технология создания
предприятия.
Итого:
Количество
часов
2
Формы
занятий
1
1
6
1
1
1
1
1
1
Урок
Урок
диспут
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Формы проведения итогов
Сочинениеразмышление на
тему «Нужно ли изучать
экономику и для чего?».
Кроссвордпирамида на
экономическую тему.
Тест: Умеем ли мы тратить
деньги?
Тест: Умеете ли вы считать
семейные деньги?
Решение экономических задач.
Решение экономических задач.
1
1
1
1
1
1
1
1
12
Урок
Решение экономических задач
Урок
Решение экономических задач
Урок
беседа
Сообщение о защите семьи в
статьях уголовного кодекса.
Деловая игра. « Деловой план».
Урок
делова
я игра
4 Семейная экономика
Программа курса
Семья в экономической структуре общества
Цели и задачи экономики.
Семья первичная социальноэкономическая ячейка общества. Состав семьи.
Экономические связи в семье. Семья с точки зрения социологии. Семья и ее потребности.
Становление семейных отношении. Ресурсы семьи.
Бюджет и расходы семьи
Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода
бюджета семьи: заработная плата и пенсия, доход на капитал, ценные бумаги, от
приусадебного участка, предпринимательской деятельности.
Постоянные и переменные расходы. Финансовая документация семьи. Распределение
бюджета. Бюджет школьника. Организация рационального питания. Организация семейных
праздников. Расходы на оплату коммунальных услуг. Рациональные вещевые потребности.
Обязательные платежи.
Семейный менеджмент
Понятие о семейном менеджменте. Осуществление учета, планирование, организация
контроль в семейной экономике. Самоменеджмент каждого члена семьи залог его успеха в
жизни. Забота каждого члена семьи о благополучии всех.
Маркетинг в домашней экономике
Понятие о маркетинге. Экономические возможности и экономические потребности семьи.
Правила покупки товаров и услуг. Анализ рекламы. Изучение конъюнктуры рынка. Защита
прав потребителей. Методика поиска рынков сбыта товаров и услуг. Прямые и косвенные
затраты.
Правовые основы семейных отношений
Семейное законодательство. Семья и государство. Забота государства о семье. Семейный
кодекс Российской Федерации.
Предпринимательство в семейной экономике
История предпринимательства в России. Поиск своего дела. Предпринимательство как вид
деятельности. Организационно правовые формы предпринимательства в России:
индивидуальное частное предпринимательство с ограниченной ответственностью,
акционерные общества закрытого и открытого типа. Нравственные и деловые качества
5 предпринимательства. Основные сферы предпринимательской деятельности: финансы,
торговля, производство, услуги. Предприниматели – творцы бизнеса, организаторы и
производители товаров и услуг.
Содержание курса
Занятие 1. Что такое семья. Цели и задачи семейной экономики.
Семья – первичная социально – экономическая ячейка общества. Психологические
аспекты семейных отношений. Экономические связи в семье. Основные цели и задачи
экономики семьи.
Понятия: «социология», « психологически аспект», « экономика».
Практическая работа. Сочинение – размышление на тему: «Нужно ли изучать экономику
и для чего?».
Занятие 2. Семья и ее потребности. Ресурсы семьи, их воспроизводство.
Семья и ее потребности. Становление семейных отношении. Ресурсы семьи. « Пирамида
потребностей», ограничение потребностей отдельного члена семьи или общества в целом.
Технологические ресурсы каждого из членов семьи.
Понятия: «потребность», «ресурсы».
Практическая работа. Кроссворд пирамида на экономическую тему.
Занятие 3.Доходы и расходы семьи.
Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода
бюджета семьи: заработная плата и пенсия, от приусадебного участка,
предпринимательской деятельности. Постоянные и переменные расходы. Формировать
культуру потребления, экономическое мышление.
Понятия: « доход», « пособия», «облигация», «акция», «расходы», «бюджет».
Практическая работа. Тест: «Умеем ли мы тратить деньги?»
Занятие 4.Финансовая документация семьи.
Осуществление учета, планирования, организации и контроля в семейной экономике. Виды
бухгалтерских книг семьи.
Понятия: « хозяйственная книга».
6 Практическая работа. Тест: «Умеете ли вы считать семейные деньги?»
Занятие: 5. Планирование расходов на питание для семьи.
Организация рационального питания. Биологические требования к семейному питанию.
Составление меню. Организация семейных праздников.
Понятия: «калорийность рациона», «сбалансированность питания».
Занятие: 6. Способ удовлетворения потребности в жилье.
Современная рациональная потребность в жилье. Обеспечение людей жильем. Основные
требования к современному жилищу.
Понятия: « интерьер», «композиция интерьера».
Практическая работа. Решение экономических задач.
Занятие: 7. Налоги. Ссуды и кредиты.
Обязательные платежи. Основные объекты налогообложения в семье. Достоинства и
недостатки потребительского кредита.
Понятия: «налог», «подоходный налог», «кредит».
Практическая работа. Решение экономических задач.
Занятие: 8. Накопления и сбережения.
Способы сбережения денежных ресурсов семьи. Забота государства о семье и ее бюджете.
Воздействие инфляции на экономическое состояние семьи.
Понятия: « инфляция», «сберегательные счета».
Практическая работа. Решение экономических задач.
Занятие: 9. Понятие о семейном менеджменте. Организация труда в семье.
Осуществление учета, планирования, организация и контроль в семейной экономике.
Самоменеджмент каждого члена семьи залог его успеха в жизни.
Производство товаров и услуг в условиях семьи. Рациональное использование ресурсов
семьи. Физический и интеллектуальный труд. Забота каждого члена семьи о благополучии
всех. Защита прав потребителей. Инструкции пользования товарами и услугами. Вложение
семейных средств в банки, ценные бумаги и т. п.
Понятия: « менеджмент», «НОТ».
7 Практическая работа. Решение экономических задач.
Занятие.10. Понятие о маркетинге. Маркетинг в домашнем хозяйстве.
Понятие о маркетинге. Методика поиска рынков сбыта товаров и услуг. Прямые и
косвенные затраты. Виды рекламы. Достоинства и недостатки воздействия рекламы на
потребителя.
Понятия: « маркетинг», «реклама».
Практическая работа. Решение экономических задач.
Занятия:11.Семейное законодательство. Семья и государство.
Принципы семейной политики нашего государства. Семейный кодекс Российской
Федерации.
Понятия: «брачный контракт».
Практическая работа. Подготовка сообщения о защите семьи в статьях уголовного
кодекса.
Занятие:12. Принципы и формы предпринимательства. Технология создания предприятия.
Нравственные и деловые качества предпринимательства. Стратегия предпринимательства.
Организационно – правовые формы предпринимательства в России: индивидуальное частное
предпринимательство с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого
и открытого типа. Основные сферы предпринимательской деятельности: финансы,
торговля, производство, услуги.
Понятия: «предпринимательство», «патент».
Практическая работа. Деловая игра «Деловой план».
8 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Изучение курса рассчитано на 12 учебных часов, продолжительность занятия – 45 минут,
структура занятия близка к традиционным урокам.
2. Применение тестирования позволяет разнообразить содержание занятия и помогает
учащимся оценить свои возможности.
3. Максимальная направленность занятий на практическое применение полученных знаний и
умений.
4. Образование школьников для большей доступности должно быть основано на игровых
моментах, с использованием активных форм обучения (деловые игры, дискуссии, беседы и
т. п.)
5. Итоговой работой учащихся по окончанию курса является реферат. Ориентировочная
тематика: « Основные преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства»,
«Великая реформа и становление современного делового человека», «Налоговая система и
налоговое законодательство в России», «Нужен ли менеджмент в семейной экономике?»,«
Значения маркетинга в семейной экономике» и т.д.
9 ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
В.Д.Симоненко « Семейная экономика». – издательство ВИТА пресс Москва 2002
Е.Ю.Фрейнкман «Экономика и бизнес» начала пресс Москва 1995
Методические рекомендации для практических занятий по курсу «Элементы домашней
экономики и основы предпринимательства». – Ханты – Мансийск.2002
10 ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
В.Д. Симоненко «Технология» Учебник 810 класс. «ВентаГраф». 2002
11
ПРОГРАММА "СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА."
ПРОГРАММА "СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА."
ПРОГРАММА "СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА."
ПРОГРАММА "СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА."
ПРОГРАММА "СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА."
ПРОГРАММА "СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА."
ПРОГРАММА "СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА."
ПРОГРАММА "СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА."
ПРОГРАММА "СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА."
ПРОГРАММА "СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА."
ПРОГРАММА "СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.