Программа "Школа будущего первоклассника"
Оценка 4.7

Программа "Школа будущего первоклассника"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
чтение +1
Взрослым
01.10.2018
Программа "Школа будущего первоклассника"
Дополнительная образовательная программа «Школа будущего первоклассника» составлена на основе программы «Предшкольная пора» (под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М., 2005.), в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа России», предназначена для раннего развития творческих способностей детей дошкольного возраста, подготовки дошкольников к систематическому обучению в школе. Основная цель данной программы – обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования, подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка. Реализация цели предполагает решение ряда задач. 1. Создание развивающей среды. 2. Разработка содержания, обеспечивающего развитие личностных качеств ребенка, а также его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы. 3. Формирование опыта самопознания. 4. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности. 5. Развитие у детей способности к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении работы. 6. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремление оказать друг другу помощь. 7. Подготовка детей к изучению предметов в школе: развитие фонематического слуха и умения проводить звуковой анализ; совершенствование всех сторон речи; углубление представлений детей об окружающей действительности; обучение называнию чисел в прямом и обратном порядке. Закрепление понимания отношений между числами натурального ряда. 8. Развитие у ребенка наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движении рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Программа Школа будущего первоклассника.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4" ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА «Школа будущего первоклассника» 1 2 3 4 Наименование программы Основание для разработки  программы Основные разработчики  программы Основная цель программы 5 Задачи программы г. Покачи,  2017 год ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ  «Школа будущего первоклассника»  Программа подготовки будущих первоклассников к  школьному обучению Демакова С.С., заместитель директора Волкова Н.Н., учитель начальных классов Обеспечение преемственности дошкольного и школьного  образования, подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в  новой для него социальной среде, развитие и коррекция  познавательных и коммуникативных способностей ребенка в соответствии с концепцией Образовательной системы  «Школа России».  1. Создание развивающей среды. 2.   Разработка   содержания,   обеспечивающего   развитие личностных   качеств   ребенка,   а   также   его   мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы. 3. Формирование опыта самопознания. 4. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных   интересов   и   стимулирование   желания учиться   в   школе,   воспитание   устойчивого   внимания, наблюдательности, организованности.  5. Развитие у детей способности к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении работы.  6.   Воспитание   у   детей   коллективизма,   уважения   к старшим, стремление оказать друг другу помощь.  7.   Подготовка   детей   к   изучению   учебных   предметов   в школе. 8. Развитие у ребенка наглядно­образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно­слухового восприятия,   мелкой   моторики   и координации   движении   рук,   умения   ориентироваться   в пространстве и во времени.  Организация обучения дошкольников.   воображения, 6 7 8 9 10 Условия достижения цели и задач программы Основные направления программы Адаптация к школьному обучению проходит через:  формирование базовых умений, необходимых для  обучения в школе;  расширение знаний об окружающем предметном  мире, природной и социальной среде;  обогащение активного словаря ребенка, связной  речи;  логическая и символическую пропедевтика. От 2017 года Дети 6­летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс  обеспечение стартовых возможностей будущих  Сроки реализации программы Пользователи мероприятий программы Ожидаемые результаты   основных первоклассников,  развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,   формирование его готовности к обучению в школе I. Пояснительная записка В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится вопрос предшкольного образования детей. Значимостью и важностью решения данной проблемы   является   обеспечение   равных   стартовых   возможностей   для   всех   детей, поступающих в начальную школу. Целенаправленная и системная работа с ребенком перед   школой   должна   быть   этапом   всестороннего   развития   ребенка   ­   личностного, социального, когнитивного. Дополнительная образовательная программа  «Школа будущего первоклассника» составлена   на   основе программы   «Предшкольная   пора»   (под   редакцией   Н.Ф. Виноградовой,   М.,   2005.),     в   соответствии   с   концепцией   Образовательной   системы «Школа России», предназначена для раннего развития творческих способностей детей дошкольного   возраста,   подготовки   дошкольников   к   систематическому   обучению   в школе.  Основная цель данной программы – обеспечение преемственности дошкольного и школьного   образования,   подготовка   ребенка   к   школьной   жизни,   новой   ведущей деятельности,   снятие   трудностей   адаптации   в   новой   для   него   социальной   среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка. Реализация цели предполагает решение ряда задач. 1. Создание развивающей среды. 2.   Разработка   содержания,   обеспечивающего   развитие   личностных   качеств ребенка, а также его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы. 3. Формирование опыта самопознания. 4.   Формирование   навыков   учебной   деятельности,   развитие   познавательных интересов   и   стимулирование   желания   учиться   в   школе,   воспитание   устойчивого внимания, наблюдательности, организованности. 5. Развитие у детей способности к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении работы.  6. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремление оказать друг другу помощь.  7. Подготовка детей к изучению предметов в школе: развитие фонематического слуха   и   умения   проводить   звуковой   анализ;   совершенствование   всех   сторон   речи; углубление   представлений   детей   об   окружающей   действительности;   обучение называнию чисел в прямом и обратном порядке. Закрепление понимания отношений между числами натурального ряда.  8. Развитие у ребенка наглядно­образного и логического мышления, произвольного внимания,   зрительно­слухового   восприятия,   воображения,   мелкой   моторики   и координации движении рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.  Программа общего развития дошкольников и формирование компонентов учебной деятельности строится с учетом следующих содержательных линий:   Раннее развитие творческих способностей дошкольников.  Развитие познавательных способностей детей.   Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.   Подготовка детей к обучению грамоте, математике.   Расширение знаний об окружающем мире.   Развитие коммуникативных способностей ребенка.  II. Принципы построения программы 1. Личностно – ориентированные принципы.   Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного   детства,   обеспечивающей   гуманный   подход   к   развивающейся   личности ребенка. Принцип развития. Это целостное развитие дошкольника и готовность личности к дальнейшему развитию. Принцип   психологической   комфортности.   Предполагает   психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации. 2. Культурно – ориентированные  принципы.    Принцип  целостности  содержания  образования.  Представление  дошкольника  о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Принцип   смыслового   отношения   к   миру.   Образ   мира   для   ребенка   –   это   не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир   вокруг   меня:   это   мир,   частью   которого   я   являюсь   и   который   так   или   иначе переживаю и осмысляю для себя. Принцип   систематичности.   Предполагает   наличие   единых   линий   развития   и воспитания. Принцип   ориентировочной   функции   знаний.   Содержание   дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной в соответствии   с   «научными»   представлениями.   Задача   дошкольного   образования   – помочь   формированию   у   ребенка   ориентировочной   основы,   которую   он   может   и должен   использовать   в   различных   видах   своей   познавательной   и   продуктивной деятельности.   Знание   и   есть   в   психологическом   смысле   не   что   иное,   как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими. Принцип   овладения   культурой.   Обеспечивает   способность   ребенка ориентироваться   в   мире   (или   в   образе   мира)   и   действовать   (или   вести   себя)   в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей. 3.  Деятельностно­ориентированные  принципы.   Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация   такой   детской   деятельности,   в   процессе   которой   они   сами   делают открытия,   узнают   что­то   новое   путем   решения   доступных   проблемных   задач. Необходимо,   чтобы   творческий   характер   приобрели   специфические   детские   виды деятельности   –   конструирование,   элементарное   музицирование.   рисование, Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться   на   предшествующее   спонтанное   (или,   по   крайней   мере,   прямо   не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие. Креативный   принцип.   В   соответствии   со   сказанным   ранее   необходимо   учить творчеству,   т.е.   «выращивать»   у   дошкольников   способность   переносить   ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.  Программа рассчитана на детей  6­летнего возраста. Она предполагает развитие  ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Концепция программы  подготовки будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника» основана на  следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим  определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей. III. Организация учебных занятий группы формируются из детей 6­летнего возраста;   продолжительность обучения составляет 12 недель (февраль ­ апрель)   общее количество занятий ­ 24. Курс "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте " –12 часов. Курс "Введение в математику "– 12 часов. IV. Расписание занятий 12.00 ­ 12.40 – первое занятие 12.50 – 13.30 – второе занятие Еженедельно в субботу по 2 занятия в день.  Длительность занятий  ­ 40 мин. Перерыв между  занятиями ­ 10 мин. V. Педагогические требования к проведению занятий  Учёт возрастных и физиологических особенностей детей шестилетнего возраста.  Чередование видов деятельности.  Наличие физминуток и динамических пауз.  Выполнение  гигиенических требований к помещению и материалам.  Обеспечение временного режима. VI. Работа с родителями  Консультации с родителями по итогам работы "Школа будущего первоклассника".  Проведение родительских собраний.  Проведение дня открытых дверей для родителей будущих первоклассников.  Привлечение родителей как социальных партнёров. VII. Этапы реализации программы 1 этап. Подготовительный. Ноябрь ­ январь  (ежегодно). Цель:  определение   условий   организации   учебно­воспитательного   процесса, способствующие   обеспечению   преемственности   дошкольного   и   начального   общего образования. Содержание деятельности:  Изучение   индивидуальных   психологических   особенностей   будущих первоклассников, потребностей участников воспитательного процесса.  Проведение   мероприятий   по   организации   взаимодействия   между   участниками программы в рамках эффективного учебно­воспитательного процесса.  Проведение   организационных   мероприятий   по   разработке,   обсуждению   и принятию программы со всеми участниками учебно­воспитательного процесса, формированию мотивационной готовности к реализации программы. 2 этап. Основной. Февраль ­ апрель (ежегодно). Цель: реализация деятельности по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования.  Содержание деятельности: Организация системы мероприятий со всеми участниками учебно­воспитательного процесса,   способствующих   формированию   у   старшего   дошкольника   готовности   к обучению в начальной школе. 3 этап. Итоговый. Апрель (ежегодно) Цель:   анализ эффективности учебно­воспитательной работы в рамках программы и   внесение   необходимые   коррективов   для   дальнейшей   работы   по   формированию   у старшего дошкольника готовности к обучению в начальной школе Содержание деятельности:  Оценка   эффективности   взаимодействия   участников   учебно­воспитательного процесса   и   внесение   коррективов   в   организацию   деятельности   по   подготовке детей к школе при необходимости.  Информирование   участников   воспитательного   процесса   о   результатах   учебно­ воспитательной деятельности в рамках работы программы.  VIII. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  программы.           Программа   «Школа   будущего   первоклассника»   нацелена   на   подготовку старшего   дошкольника   к   достижению     следующих   личностных,   метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов. Личностными   результатами   дошкольной   подготовки   является   формирование следующих умений: ­ определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы); ­ в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие   для   всех   простые   правила   поведения,  делать   выбор,   как   поступить   (при поддержке учителя); ­   при   поддержке   учителя   и   окружающих  давать   оценку    своим   поступкам   и поступкам других людей; ­  понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей; ­ выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы; ­ понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; ­  высказывать  свое   отношение   к   героям   литературных   произведений,   их поступкам; ­ объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему. Сформированность  положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» ­ самый желаемый планируемый  личностный результат.  Метапредметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Регулятивные УУД: ­ учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; ­ учиться работать по предложенному учителем плану; ­ учиться проговаривать последовательность действий на занятии; ­   учиться  высказывать  свое   предположение   (версию)   на   основе   работы   с материалом (иллюстрациями) учебного пособия; ­ учиться отличать верно выполненное задание от неверного; ­   учиться   совместно   с   учителем   и   другими   ребятами  давать  эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса; ­ учиться оценивать результаты своей работы. Познавательные УУД: ­   учиться   ориентироваться   в   своей   системе   знаний:  отличать  новое   от   уже известного; ­  учиться  ориентироваться  в  учебном  пособии (на развороте,  в  оглавлении,  в условных обозначениях); ­ учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях; ­ сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки); ­ классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта; ­ учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем; ­ учиться  преобразовывать  информацию из одной формы в другую (составлять математические   рассказы   на   основе   предметных   рисунков   и   простейших   моделей, заменять слово, предложение схемой). Коммуникативные УУД: ­ называть свои фамилию, имя, домашний адрес; ­ слушать и понимать речь других; ­ учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения; ­ учиться оформлять свои мысли в устной форме; ­ строить понятные для партнера высказывания; ­ уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности; ­ совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им; ­ сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов; ­ учиться выполнять различные роли при совместной работе. Предметными   результатами   дошкольной   подготовки   является   формирование следующих умений.  Развитие речи и подготовка к обучению грамоте: ­ отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения; ­  задавать  свои   вопросы     по   содержанию   услышанного   литературного произведения; ­ рассказывать наизусть небольшое стихотворение; ­ конструировать словосочетания и предложения; ­ определять количество слов в предложении; ­ составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; ­  выделять  отдельные   звуки   в   словах,  определять  их   последовательность, подбирать слова на заданную букву; ­ делить слова на слоги, выделяя ударный слог; ­ различать звуки и буквы; ­ узнавать и различать буквы русского алфавита; ­ правильно держать ручку и карандаш; ­ аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру. Введение в математику: ­ продолжать заданную закономерность; ­ называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; ­ вести счет предметов в пределах 10; ­ соотносить число предметов и цифру; ­ сравнивать группы предметов  с помощью составления пар; ­  составлять  математические   рассказы   и   отвечать   на   поставленные   учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?; ­ классифицировать  объекты  по форме, цвету, размеру, общему названию;  ­ устанавливать пространственно­временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра; ­  распознавать  известные геометрические фигуры   (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности; ­  обводить  заданные   геометрические   фигуры   на   листе   бумаги   в   клетку     и изображать простейшие фигуры «от руки»; ­ ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги. IX. Тематический план занятий  курса «Введение в математику» № п\п Кол­во  часов 1 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1 1 1 1 1 1 1 1 10. 1 Тема занятия Счёт на слух, счёт по осязанию.  Отсчитывание предметов с  открытыми и закрытыми глазами. Измерение длины, ширины, высоты,  окружающих предметов с помощью  условной мерки.  В  стране  геометрии Представления об элементарных  геометрических фигурах. Ориентировка на листе бумаги в  клетку (левее, правее, выше, ниже,  от, до, над, под). Установление последовательности  событий.  Последовательность дней в неделе. Сравнение количества предметов на наглядной основе. Прямой и обратный счет в пределах 10.  Составление фигур из частей и  деление фигур на части. Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. Основные виды деятельности  дошкольников Выражение в речи признаки  сходства и различия  отдельных  предметов и совокупностей. Объединение группы предметов,   устанавливать взаимосвязь между частью и целым. Исследование предметов  окружающего мира,  сопоставление с  геометрическими формами,  характеристика свойств  геометрических фигур, сравнение фигур по форме, цвету, размеру. Знать  названия геометрических  фигур и уметь их отличать. Пространственное   ориентирование по клеткам. Ориентировка во времени. Соотношение количества  предметов  между двумя  группами. Порядковый и ритмический счет. Конструирование фигур по  заданному образцу. Соотношение количества  предметов между разными  группами. 11. 1 12. 1 Установление равночисленности  двух групп с помощью составления  пар (равно – не равно). Группировка предметов по одному  признаку. Сравнение предметов в группах  разного количества. Объединение предметов в  группы, выделение предметов из  группы по заданным свойствам. X. Тематический план занятий курса    «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» № п\п   Кол­ во  часов 1 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема занятия Ау нас сегодня ­ капустник!  Штриховка (овощи). Знакомство с разлиновкой  тетради. Узкая строка. Письмо  прямых, коротких линий.  Считалки. Письмо коротких линий с  закруглением внизу. Игры со  звуками Письмо коротких линий с  закруглением вверху. В мире  звуков и букв. Письмо прямой длинной линии с  петлёй внизу. Русские былички,  бывальницы и сказки о  мифологических персонажах.  Домовой. Письмо коротких линий с  наклоном. Игра «Найди букву». Ориентировка на линованной  бумаге. Игра « Путь к домику». Речь (устная и письменная) ­  общее представление.  Штриховка­копирование. Предложение и слово. Игра  «Слова бывают разные». Слогоударная структура слова  Основные виды деятельности  дошкольников Знакомство с правилами  штриховки. Развитие правильного дыхания  при разговорной речи,  знакомство с линовкой. Развитие фонематического  слуха и зоркости Соотношение звуков и знаков. Знакомство с русским  фольклором. Продолжение  штриховки. Развитие пространственного  представления на линованной  бумаге. Определение правой и левой  сторон предмета. Уточнение, обогащение и  активизация словаря детей. Развитие у детей внимания к  звуковой стороне слышимой  речи (своей и чужой.)  Определение количества 11. 12. 1 1 Звуковая структура речи. Слово. Семья. слогов в слове, ударного слога. Различение гласных и согласных звуков, нахождение слов с  заданным звуком. Совершенствование общих  речевых навыков: обучение  неторопливому темпу и ритму  речи, правильному речевому  дыханию, умеренной громкости  и правильному интонированию. XII. Литература 1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Играем и фантазируем. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.  М., 2008. 3. ВенгерЛ.А.,   Дьяченко   М.О.   Игры   и   упражнения   по   развитию   умственных способностей у детей дошкольного возраста. ­ М., 2007. 4. Владимирова Т.В. Познаем мир. 5. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. ­ М., 2005. 6. Волина В.В. Учимся играя. ­ М., 2006.  7. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. ­ М., 2008. 8.   Власова Г.М., Пфафенродт. А.Н. Фонетическая ритмика. Пособие для учителя. Изд. 2­ е, перераб.­ М., 2010.  Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. ­ СПб., 2005. 9. 10. А.В. Горячев, Н.В. Ключ. Все по полочкам. Методические рекомендации. 11.Грейс К. Психология развития. СПб.: Питер, 2008. 12.  Давайте   поиграем.   Математические   игры   для   детей   5­6   лет.   Под   ред.   А.А. Столяра. – М., 2010. 13. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. Изд. 2­е. ­ М.,2006. 14. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2009. 15. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. ­ М., 2007. 16. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. ­ М., 2009. 17. Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1­го дня жизни до 6­ти лет. С­Пб., 2007. 18. Карпенко М. Т. Сборник загадок. ­ М., 2010. 19. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. ­ М., 2004. 20. Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке: Методические рекомендации к ч. 1­2 и 3­4. 21. Курцева З.И. Ты ­ словечко, я ­ словечко...: Пособие по риторике для детей 5­6 лет (под ред. Т.А. Ладыженской). ­ М., 2006. 22.  Куревина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное: Пособие по синтезу искусств для детей 3­6 лет (ч. 1, 2, 3).­ М., 2008. 23.  Куревина   О.А.,   Селезнева   Г.Е.   Путешествие   в   прекрасное:   Методические рекомендации.­ М., 2005. 24. Литвинова М.Ф. Подвижные игры.­ М., 2007. 25.  Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. ­М., 2009. 26. Маршак С.Я. От одного до десяти. Веселый счет. ­ М., 2011. 27. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М. ТЦ Сфера. 2007.  28. Петерина С.В. Мир социальных отношений. ­ М., 2007. 29. Учимся общаться с ребенком /В.А. Петровский, А.М Виноградова, Л.М. Кларина и др. М., 2010.

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"

Программа "Школа будущего первоклассника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2018