Методический материал "Причины трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике"
Оценка 5

Методический материал "Причины трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
04.05.2017
Методический материал "Причины трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике"
Материал предназначен для учителей начальной школы, родителей, логопедов и школьных психологов. В данном материале раскрыты причины трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике. А так же в статье даны рекомендации по устранению причин данных трудностей. Данная работа прошла экспертную оценку и получила положительное заключение.
Трудности в обучении.docx
Причины трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике. В педагогической деятельности каждого учителя возникают проблемы при обучении слабоуспевающих учеников .Без выявления причин этих трудностей невозможна эффективная работа по их преодолению и повышение успеваемости у этих учеников. Причины, вызывающие отставание в учении , многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. Необходимо учитывать, что в основе одной и той же трудности могут лежать различные причины, а в основе разных трудностей может быть одна и та же причина. В большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учениками – дополнительные занятия, состоящие, в основном, в повторении и дополнительном объяснении учебного материала. Эта работа .как показывает практика ,не всегда даёт желаемый результат. На занятиях детям нужно предлагать специальные задания. На первом этапе они должны нести диагностический характер, с целью выявления причин отставания, а на втором этапе эти же задания можно использовать в качестве коррекции недостатков. Для осуществления такой деятельности учителю необходимо иметь описание трудностей и их причин. Основные группы трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению. 1.Трудности в написании букв . ( нестабильность графических форм, неправильное начертание букв, отсутствие связных движений при письме) 2.Замена близких по акустическим или артикулярным признакам букв, пропуск букв при письме, не дописывание слов и предложений, замена и удвоение слогов, количественные ошибки при написании букв. 3.Очень медленный темп письма, сильный тремор. 4.Трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов 5.Неправильное чтение похожих по начертанию букв. 6.Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова. Анализ причин, лежащих в основе этих трудностей, позволило выделить три группы нарушений письма. 1группа. Нарушение письма и чтения, связанные с несформированностью зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений. Для этих детей характерна нестабильность графических форм(нарушение высоты, ширины, наклона букв). Они с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение частей, их расположение на строке. У таких детей часто встречается так называемое «зеркальное письмо», сращивание и расчлинение слов, слитное написание слов с предлогами , замена букв по пространственному сходству(б-д),при письме высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы выходят за рабочую строку ,при списывании (чтении) буквы располагаются в обратной последовательности(вместо «на» пишет «ан»).При чтении имеет место повторное считывание той же строки, пропуск строки. Нарушение моторики часто сопровождается медленным темпом письма и тремором при написании букв и слов .Дети пишут с большим напряжением, при незначительном увеличении скорости письма почерк резко ухудшается. Медленный темп письма может быть следствием разных причин. Одна из них – инертность нервных процессов как индивидуально – типологическая особенность высшей нервной деятельности ученика. Природная медлительность ребёнка приводит к тому, что он, не успевая за темпом работы класса, всё время торопится, что сказывается на качестве письма ,появление таких ошибок, как пропуск букв, слогов, недописывание слов и предложений. Медлительных детей нельзя подгонять, им нужно дать возможность работать в доступном для них темпе. Одновременно необходима специальная тренировка по выработке скоростных качеств – выполнять задания за определённый промежуток времени. Медленный темп письма может быть из-за недостаточного развития мелкой моторики, и трудности в произвольном управлении тонкокоординированными движениями. 2 группа. Нарушения письма и чтения ,связанные с недостаточным развитием процессов звуко - буквенного анализа,фонематического восприятия. Звуко – буквенный анализ предполагает наличие следующих умений: а) способность расчленять неприрывный поток устной речи на отдельные части; б) умение выделять устойчивые смыслоразличительные признаки-фонемы из звукового потока слов; в) овладение действием последовательно выделять все звуки, входящие в состав слова; г) умение синтезировать выделенные звуки. У этих учеников не сформировано умение выделять отдельные звуки из слова, находить их место в звуковом ряду ,различать между собой на слух некоторые звуки. Часто дети не различают шипящие и свистящие звуки(с-ш),звонкие и глухие (б-п), твёрдые и мягкие звуки. Это ведёт к смешению значений слов. Задание подобрать слова, начинающиеся на определённый звук, выполняется с ошибками. Так, на звук «з» подбираются такие слова, как «жаба», «жук»; на звук «г»- «корабль», «кукла». Процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с правильным артикулярным произношением звуков. Недостатки произношения сигнализируют о неблагополучии в сфере звукового анализа. 3 группа. Нарушение письма и чтения, связанные с недостатками в развитии познавательных процессов и процессов саморегуляции и самоконтроля. Недостаточность зрительного анализа может проявляться в смешении сходных по начертанию букв (б-в, н-п, м-л), в зеркальном написании букв , в увеличении или уменьшении количества элементов буквы Недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечётком знании всех букв алфавита, в плохом запоминании прозы, стихотворений, ограниченном словарном запасе. Недостаточность развития мыслительной деятельности проявляется в искажении смысла слов, непонимании смысла слов и фраз; в склонности к дословному пересказу текста; в затруднениях при употреблении заглавной буквы. Недостаточность развития у школьников процессов произвольного внимания является причиной многих трудностей при обучении русскому языку и чтению .При чтении теряют строку, повторно считывают строку, не дочитывают слова, придумывают лишние слова, пропуски букв при списывании, перестановка слогов в словах. Возрастание ошибок к концу работы, выполнение требований учителя не в полном объёме могут быть следствием недостаточного развития процессов саморегуляции и самоконтроля. Основные трудности при обучении школьников математике. Здесь можно выделить следующие группы; 1.Отсутствие сформированных навыков счёта. 2.Незнание отношений между соседними числами. 3.Трудности перехода из конкретного плана в абстрактный. 4.Нестабильность графических форм (понятий «рабочая строка», зеркальное написание цифр). 5.Неумение решать задачи. 6.Тугодумость. На основании анализа причин неуспеваемости, можно выделить следующие группы: 1группа.Трудности при усвоении математики, связанные с несформированностью понятия числового ряда и его свойств. Школьники, у которых не сформировано понятие числового ряда, с трудом определяет местонахождение числа в натуральном ряду, затрудняются со счётом в обратном порядке. В процессе овладения школьниками числового ряда можно выделить несколько уровней: а) уровень «верёвки» ( не может продолжить счёт с заданного числа); б) уровень «разбиваемой цепочки» (не может присчитывать по одному в прямом и обратном порядке с заданного числа); в) уровень «считаемой цепочки» ( не может выполнить задания типа: «считай с 2 до тех пор, пока не станет на 7 больше»); Чем на более низком уровне находится ученик, тем более значительнее трудности при обучении математике он испытывает. 2 группа. Трудности, связанные с несформированностью зрительно – моторных координаций, асоциативных связей и пространственных представлений. Эти причины лежат в основе таких затруднений, как зеркальное написание цифр, трудности при переводе из словесной формы в цифровую. Большое значение имеет развитие пространственных представлений. Недостаточное их развитие ведёт к затруднению в счёте, при сложении и вычитании с переходом через десяток, несоблюдение «рабочей строки». Большое количество ошибок может возникать из-за нарушение направленности считывания материала слева направо и размещение учебного материала сверху вниз. 3 группа. Трудности, связанные с недостаточным развитием мыслительной деятельности и индивидуально - психологических особенностей учащихся. Трудности в формулировании правил на основе анализа нескольких примеров, плохое запоминание плана рассуждений при решении задач- основа этих затруднений лежит недостаточное развитие такой мыслительной операции, как обобщение. Недоразвитие операции абстрагирования проявляется в трудности перехода из конкретного в абстрактный план действий. Огромное значение имеет умение сравнивать. Слабоуспевающие ученики могут сравнивать предметы, но плохо сравнивают выражения, не умеют при сравнении устанавливать взаимооднозначные соответствия. Однолинейность и инертность .Однолинейность мышления приводит к неумению видеть и удерживать в сознании одновременно разные стороны, различные признаки одного и того же предмета, к неумению оперировать одновременно всеми нужными для решения данными, что приводит к решению задач только одним способом. Инертность мыслительной деятельности приводит к образованию шаблонов в мышлении, к стереотипности действий, несмотря на изменение условий. Тормозить переход от прямого способа действий к обратному. Медлительность, тугодумость, могут свидетельствовать о замедленном протекании умственной деятельности. Мы рассмотрели причины трудностей в обучении младших школьников русскому языку, чтению ,математике и на основании этого можно сделать вывод о том ,что учитель должен на первом этапе проанализировать причины плохой успеваемости учеников, а потом на основе результатов подобрать такие формы и методы работы, которые помогут эффективно преодолеть трудности в обучении младшим школьникам.

Методический материал "Причины трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике"

Методический материал "Причины трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике"

Методический материал "Причины трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике"

Методический материал "Причины трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике"

Методический материал "Причины трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике"

Методический материал "Причины трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике"

Методический материал "Причины трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике"

Методический материал "Причины трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике"

Методический материал "Причины трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике"

Методический материал "Причины трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике"

Методический материал "Причины трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике"

Методический материал "Причины трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике"

Методический материал "Причины трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике"

Методический материал "Причины трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017