Программа "Школа родителей – будущих первоклассников", предназначена для работы с родителями будущих первоклассников.
Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптимальных условий для адаптации будущих первоклассников, по созданию системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних.Программа "Школа родителей – будущих первоклассников", предназначена для работы с родителями будущих первоклассников.
Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптимальных условий для адаптации будущих первоклассников, по созданию системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних.
Программа "Школа родителей – будущих первоклассников"
Программа предназначена для работы с родителями будущих первоклассников.
Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности
детского сада и начальной школы с целью создания оптимальных условий для
адаптации будущих первоклассников, по созданию системы профилактики
асоциального поведения несовершеннолетних.
Пояснительная записка
Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей.
Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному
физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.
Важную роль здесь играет семейное воспитание. Зная особенности своего
ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать
наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В их
силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно
вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций,
тем самым создавая оптимальные условия для адаптации ребенка к школе, устраняя
как внешние, так и внутренние причины проявления асоциального поведения детей:
предупреждение неуспеваемости, отставания школьников в обучении, школьного
невроза, агрессивного поведения, социальнопедагогической запущенности и других
проявлений асоциального поведения.
Программа предназначена для родителей, дети которых пойдут в первый класс,
и для родителей, дети которых уже обучаются в первом классе.
Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности
детского сада и начальной школы с целью создания оптимальных условий для
адаптации будущих первоклассников.
Структура программы предусматривает как теоретические,
так и
практические, интерактивные формы работы с родителями: клубные заседания,
гостиные, тренинговые занятия, лектории и т.д.
Программа рассчитана на учебный год. Занятия проводятся 2 раза в месяц
(кроме декабря), длительность занятий может варьироваться от 1ч. 30 мин. до 3
часов.
Программу ведут специалисты начальной школы и детского сада: психологи,
воспитатели, учителя начальных классов, социальные педагоги, методисты,
медицинские работники (медсестра, педиатр и др.), учителя физической культуры.
При подготовке к занятиям проводятся мониторинговые исследования в
соответствии с темой занятия: стартовый мониторинг и итоговый. Цель
мониторинговых исследований: отслеживание эффективности проводимых занятий.
Анкеты составляются и обрабатываются специалистами ОУ совместно с педагогом
– психологом.
Занятия могут проводиться как на базе образовательного учреждения, так и на
базе ДОУ.После каждого занятия проводится рефлексия (самоанализ), и следующее
занятие строится с учетом итогов проведенного анализа.
К тематическому плану представлена подборка методических материалов,
которые могут быть применены с целью разработки и проектирования системы
профилактики асоциального поведения детей младшего школьного возраста.
В силу особой значимости отдельные положения, концепции изложены без
существенного сокращения.
Цель программы:
Повышение педагогической культуры родителей обучающихся.
Коррекция детскородительских отношений.
Создание условий для адекватного развития ребенка, профилактика
асоциального поведения детей младшего школьного возраста.
Адаптация ребенка к школе.
Ожидаемые результаты:
Уменьшение факторов риска школьной дезадаптации, оптимальная
адаптация детей к школе.
Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных
поведенческих стратегий у родителей и детей.
Развитие системного подхода к профилактике асоциального поведения
несовершеннолетних.
Создание условий для адекватного развития ребенка.
Овладение
родителями методикой определения уровня
сформированности психических процессов своего ребенка, методами
контроля за динамикой развития детей в домашних условиях.
Тематическое планирование
Методические рекомендации к проведению занятий
Создание системы профилактических мероприятий подразумевает ведущую
роль школы и других образовательных учреждений в профилактической
деятельности. В соответствии с международной практикой, это подразумевает
следующее. Школа основное звено в профилактике проблем, связанных с
проявлением асоциального поведения несовершеннолетних, учреждение, одной из
главных целей которого является развитие личности и укрепление физического и
психического здоровья школьника.
Школа и родители должны быть партнерами. Родители, следовательно, должны
понимать философию, объём и организацию санитарного просвещения в школе и
необходимость открытого диалога со своими детьми и школой по вопросам
здоровья детей. В школах предоставляется информация для родителей по
вопросам, влияющим на их собственное здоровье и здоровье их детей. Цель
предоставления этой информации состоит в том, чтобы помочь понять влияние
определенного поведения на их детей.В профилактических целях должны использоваться разные формы работы:
встречи, листовки, видео и другие средства. Все эти формы могут использоваться
для обучения и информирования родителей не только о том, как в школе видят и
проводят санитарное просвещение, но также по отдельным вопросам здоровья,
например, курение родителей и здоровье их детей. При этом особое внимание
уделяется сложившимся формам участия родителей в школьной жизни:
родительский совет, осуществляющий общее участие и связь между
школой, родителями и сообществом;
деятельность, способствующая пониманию, например, опросы, вечера
дискуссии и другие мероприятия;
письма родителям с последней информацией по общим вопросам,
связанным с сохранением и укреплением здоровья их детей и
профилактической работой школы;
дни открытых дверей и экскурсии для родителей, учителей и учеников;
список родителей, обладающих специальными познаниями и навыками
по вопросам здоровья и использование их, как консультантов;
советы родителям по поводу курсов, имеющихся в местных колледжах
и университетах по вопросам здоровья, навыкам общения и другим
соответствующим предметам;
предоставление доступа родителям к литературе, аудио/видео
оборудованию, памяткам, листовкам по вопросам здоровья, общения и других
жизненных навыков.
Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.Бондарь