Программа "школьный чум"
Оценка 5

Программа "школьный чум"

Оценка 5
Образовательные программы +4
doc
воспитательная работа +2
Детсад—11 кл
24.01.2017
Программа "школьный чум"
Программа «Школьный чум», как форма образовательной и воспитательной работы, создавалась по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Она возникла как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково – сибирательной и исследовательской деятельности. Участвуя в данной программе учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного селькупского края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебным подразделением школы, школьный чум выступают как своеобразная часть воспитательной системы школы.Программа «Школьный чум», как форма образовательной и воспитательной работы, создавалась по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Она возникла как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково – сибирательной и исследовательской деятельности. Участвуя в данной программе учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного селькупского края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебным подразделением школы, школьный чум выступают как своеобразная часть воспитательной системы школы.
программа Школьный чум.doc
Программа дополнительного развивающего образования детей  «Школьный чум»  Возраст участников:11­17 лет Программа рассчитана на 1 год Толька 2016          Содержание 1. Паспорт программы…………………………………………………………....3 2. Введение………………………………………………………………………..4 3. Цели и задачи программы……………………………………………………..5 4. Ресурсное обеспечение программы…………………………………………...6 5. Социальные функции школьного чума……………………………………...6 6. Принципы работы школьного чума……………………………………….....7 7. Формы работы в школьном чуме………………………………………….....7 8. Перечень мероприятий и работ по реализации программы  «Школьный чум»………………………………………………………………8 9. Содержание программы…………………………………………………….....9 10.Учебно­тематический план к программе «Школьный чум»…………....10 11. Программа курса «Школьный чум»……………………………………..12 12. Ожидаемые результаты……………………………………………………..16 13. Список  литературы…………………………………………………………………….....17 2 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Название программы: «Школьный чум» Автор: Кушов Замба Эренженович Организация­исполнитель: МОУ ТШИ СОО Целевые группы: учащиеся 5­11 классов школы (11­17 лет). 1. 2. 3. 4. Цель  программы:  создание   условий   для   развития   программы  «Школьный 5. чум» в образовательном пространстве поселка Толька. 6. 7. 8. Направленность: краеведение Срок реализации программы: 1 год Вид программы: модифицированная 3 Введение Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся.   Ныне   эта   черта   личности   подвергается   серьёзным   испытаниям.   Существенно изменилось   Отечество.   Пересматривается   его   прошлое,   тревожит   настоящее   и   пугает   своей неопределённостью будущее. Важнейшая   миссия   педагога   –   воспитать   у   юного   поколения   патриотизм,   т.е.   уважение   к предкам,  любовь к Родине, своему  народу, сохранять традиции  своей  страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо. У   истинного   патриота   развито   чувство   долга   перед   Родиной.   Народом,   выражающееся   в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость. С этими задачами прекрасно справляется наша программа « Школьный чум» .   Чум – место, где мы  занимаемся собиранием, изучением, хранением и показом предметов , характеризующих развитие природы и селькупского общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Детская   аудитория   традиционно   является   приоритетной   категорией   включения   их   в программу   «Школьный   чум».   Кроме   того,   сейчас   уже   ни   у   кого   не   вызывает   сомнения,   что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира. Школьный   чум,   безусловно,   можно   отнести   к   одному   из   замечательных   феноменов национальной селькупской культуры . Наш школьный чум стал как межпредметный кабинет для хранения учебно­ наглядных пособий по истории, культуре и природе родного селькупского края: собрания   оформленных   учащимися   краеведческих   материалов   –   гербариев,   разработок внеклассных мероприятий, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов.  Программа   «Школьный   чум»,   как   форма   образовательной   и   воспитательной   работы, создавалась по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Она возникла как   ответ   на   социальный   заказ,   который   поступает   образовательному   учреждению   от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково – сибирательной и исследовательской деятельности. Участвуя в данной 4 программе учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников   истории,   культуры,   природы   родного   селькупского   края,   различных   предметов   и документов.   Являясь   неформальными   учебным   подразделением     школьный   чум выступают как своеобразная часть воспитательной системы школы.    школы,   Цели и задачи Целью данной программы является  создание условий для развития программы «Школьный музей»  в образовательном пространстве  поселка Толька Красноселькупского района ЯНАО. Целью создания и деятельности программы «Школьный чум» является всемерное содействие развитию   коммуникативных   компетенций,   навыков   исследовательской   работы   учащихся, поддержке   творческих   способностей   детей,   формированию   интереса   к   родной   культуре   и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Школьный чум должен стать   не   просто   особым   учебным   кабинетом   школы,   но   одним   из   воспитательных   центров открытого образовательного пространства. Цель программы – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры родного края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности   к   прошлому   и   настоящему   малой   Родины.   Школьный     чум,   являясь   частью открытого   образовательного   пространства,   призван   быть   координатором   нравастенно   – патриотической деятельности образовательного Учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Для достижения цели программы «Школьный чум» решаются следующие задачи: ­активация   работы   школьного   чума,   расширение   сферы   и   методов   использования   его воспитательного потенциала; ­поддержка воспитательных и   образовательных программ, направленных на формирование патриота и гражданина; ­ углубленное изучение и использование во всех формах работы школьного чума современных информационных технологий; ­   организация   творческого   досуга   детей   и   учащейся   молодёжи,   привлечение   к   участию   в культурных программах  сельского, районного,  регионального, всероссийского и международного уровней; ­выявление   и   дальнейшее   развитие   творческих   способностей   юных   исследователей, экспозиционеров, экскурсоводов; ­повышение статуса педагога дополнительного образования, работающего в школьном чуме, распространение передового опыта и повышение их профессионального мастерства. ­укрепление   связей   между   образовательными   учреждениями,   учреждениями   культуры, общественными   организациями   для   решения   задач   воспитания   у   детей   и   учащейся   молодёжи чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной и русской   культуре,   воспитания   толерантности   по   отношению   к   иным   культурам   и   традициям, народам, введения в состав основополагающих понятий молодёжи термина «культура мира». Одной   из   основных   задач   школьного   чума   является   воспитание   патриотического   сознания школьников. Как известно, школьный чум осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность   сделать   своими   союзниками   в   организации   учебно   –   воспитательного   процесса поколения   тех,   кто   жил   до   нас,   воспользоваться   их   опытом   в   области   этнокультуры, этнопедагогики. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств   своего   существования   в   виде   памятников   материальной   и   духовной   культуры селькупского народа, которые хранит  и пропагандирует школьный чум. Стержнем   школьного   чума   является   история   быта   и   культуры   селькупского   народа.   Это история семьи, рода, местности, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких 5 свидетельств отражается какая – то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история развития селькупского народа. Основополагающим   для   программы   «Школьный   чум»     является   принцип   историзма.   Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их   взаимосвязи;   оценка   явлений   и   предметов   с   точки   зрения   их   места   в   общеисторическом, цивилизационном   процессе;   изучение   истории   развития   селькупского   народа   в   свете современности. Постоянное увеличение потока информации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно   с   освоением   определённого   запаса   знаний,   удовлетворяют   потребности   в самостоятельном «написании» истории.  Ресурсное обеспечение программы. Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет руководитель и   Совет школы Совет школы: ­   периодически   рассматривает   ожидаемые   результаты,   уточняет   механизм   реализации Программы;  ­ координирует взаимодействие исполнителей Программы и обмен опытом их работы; ­   разрабатывает   рекомендации   и   предложения   по   уточнению   Программы   и   повышению эффективности ее реализации. Социально ­ экономическая эффективность программы. Количественное и качественное развитие школьного чума. Социальные функции школьного чума               Школьный   чум   обладает   практически   неограниченным   потенциалом   воспитательного воздействия   на   умы   и   души   детей   и   подростков.   Участие   в   поисково­собирательной   работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья, род и школа. Это воспитывает уважение   к   памяти   прошлых   поколений,   бережное   отношение   к   культурному   и   природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к мало родине. Школьный   чум   даёт   возможность   детям   попробовать   свои   силы   в   разных   видах   научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники   получают   физическую   закалку,   учатся   жить   в   автономных   условиях.   Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно ­ исследовательской деятельности программы. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, предметы быта и культуры, составлять факты. В процессе работы учащиеся получают практические навыки по строительству чума,   овладевают   навыками   выделки   и   обработки   шкуры   животных,   изучают   национальный орнамент и особенности покроя национальной одежды, умеют ставить запруды для ловли рыбы, силки для охоты на птиц, владеют приемами национальных игр и т.д. Школьный  чум – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся и их родителей. 6 Краеведческая работа в рамках программы «Школьный чум» – своего рода социальное сито, в процессе   которой   дети   познают   важность   коллективной   деятельности,   учатся   выбирать   и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный чум позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета программы, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам   навыки   управленческой   деятельности,   воспитывает   чувство   сопричастности   с происходящими событиями. Овладение   основами   национального   ремесла,   знакомство   со   спецификой   различных профессий,  народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся Принципы работы школьного чума Практика   работы   школьного   чума   выявила   необходимость   соблюдения   в   данном   виде деятельности следующих принципов. Систематическая  связь с уроками, со всем учебно­воспитательным  процессом.  Проведение научного   и   учебно­исследовательского   поиска,   включающего   в   себя   краеведение   как   базу развития и деятельности школьного чума. Использование в учебно­воспитательном  процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы на базе школьного чума, школьных лекций, семинаров, научно­практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др. Самостоятельность,   творческая   инициатива   учащихся,   выступающая   важнейшим   фактором создания и жизни школьного чума. Помощь руководителю школьного чума, Совету школы со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда. Связь   с   коренными   жителями,   носителями   национальной   традиции   и   обычаев,   с общественностью,   с   ветеранами   войны   и   труда,   ветеранами   локальных   войн,   ветеранами педагогического труда. Обеспечение   единства   познавательного   и   эмоционального   начал   в   содержании   экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности школьного чума. Строгий  учёт, правильное  хранение и  экспонирование  собранных материалов.  Организация постоянных связей с учителями ­ предметниками, классными руководителями, музеем, их научно­ методическая помощь. Формы работы в школьном чуме Учебная работа: Воспитательная работа: ­ практическая работа на местности; ­ кружки, экскурсии, походы; ­ учебные экскурсии вне  чума; ­ туристические поездки; 7 ­ уроки в чуме; ­ экскурсии в чуме; ­ встречи, читательские конференции      вне чума; ­ самостоятельное изучение. ­ встречи, сборы, собрания; ­ экскурсии, встречи в чуме Перечень мероприятий и работ по реализации программы «Школьный чум» 1. Работа по нормативно ­ правовому и организационно ­ методическому обеспечению развития 1. Организация работы Методического совета чума  школьного чума в поселке Октябрь  2. Подготовка и издание локальных актов управления  образования регламентирующих работу школьного чума 3. Разработка и утверждение программ по работе с  активом школьного чума  4. День методиста в чуме  Сентябрь  Октябрь  По плану   Администрация школы­ интерната  Администрация школы­ интерната  Администрация школы­ интерната, МСЧ  Руководитель МСЧ 2. Научно­методическое обеспечение музейно­педагогической деятельности 1. Выпуск  программы дополнительного образования  «Школьный чум»  2. Выпуск рекомендаций по созданию на базе школьного чума этнографических, исторических и иных выставок  (экспозиций).  Ноябрь  Декабрь  Администрация школы­ интерната, МСЧ Администрация школы­ интерната, МСЧ 3. Информационно ­ аналитическое обеспечение работы школьных музеев  1. Выпуск сборника нормативно ­ правовых документов по деятельности школьного чума  2. Размещение на портале презентации школьного чума.  В течение периода  В течение года 4.  мероприятия, конкурсы, смотры школьного чума  действия программы 1. Конкурс «Юный экскурсовод»  2. Конкурс «Хранители  селькупской культуры» 3. Конкурс «Тенысымый, орсымый Ийяя2017»   и             «Сома тенысымый  Нетая 2017» Ноябрь Декабрь ­ март Февраль­март Администрация школы­ интерната, МСЧ Администрация школы­ интерната, МСЧ Администрация школы­ интерната, МСЧ Совет чума и  руководитель школьного  чума 4.Общепоселковый конкурс «Мистер­ Этно Толька  2017» 3. День открытых дверей в школьном чуме 4.  Олимпиада по краеведению 5 Акции в школьном чуме 6. Участие в региональных, всероссийских и  международных конкурсах по направлению  апрель Февраль  Февраль, май В течение периода  действия программы Рук­ли школьного чума Администрация школы­ интерната, МСЧ Администрация школы­ интерната, МСЧ 8 Содержание программы «Школьный музей» Программа   «Школьный   чум»   предполагает   обучение   учащихся   МОУ   ТШИ   СОО   основам краеведения  в процессе создания и обеспечения деятельности школьного чума. Курс рассчитан на один год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в   учебно­тематическом   плане.   Специфика   организации   занятий   по   программе   заключается   в параллелизме   и   взаимосвязанности   краеведческой     и   исследовательской   составляющих   курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края исследовательско­краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт   возможность   обучающимся   получать   знания   и   представления   по   истории,   культуре,   и природе   родного   края,   выявлять   темы   и   проблемы,   требующие   краеведческого   исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время. Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для: ­ реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения; ­ осуществления краеведческих исследований как формы дополнительного образования; ­   организации   систематической   деятельности   школьного   чума   как   учебно­воспитательного   и досугового центра школы­интерната. Программа «Школьный чум» осуществляется как учебно­деятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения, но и включение их в конкретную краеведческую деятельность, что позволяет активу школьного чума принимать участие в научно­ практических   конференциях,   краеведческих   олимпиадах   и   других   мероприятиях, предусмотренных программой «Школьный чум». Особым компонентом программы может быть постоянно действующая научная экспедиция учащихся школы по изучению и охране историко­культурного и природного наследия родного края краеведческими средствами. В экспозиции могут принимать посильное участие все учащиеся школы.   Организационно­методическим   центром   этой   экспедиции   может   выступать   Совет школьного чума. Таким образом, фонд школьного чума и его информационно­краеведческая база смогут пополняться не только в результате деятельности актива самого школьного чума, но и других учащихся школы. Научная   экспедиция   включается   в   сетку   учебно­тематического   плана   только   в   той   мере, которая   необходима   Совету   школьного   чума   для   осуществления   функций   организации   и координации деятельности экспедиционных групп (отрядов) для реализации своих краеведческих задач. Таким образом,   программа «Школьный чум» предполагает осуществление трёх социально­ культурных функций: 1. краеведения . Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами Организация деятельности школьного чума как научно­исследовательского, учебно – воспитательного и досугового центра. 2. 3. Организация   участия   обучающихся   в   туристско­краеведческих   движениях, федеральных, региональных и местных программ краеведческими средствами. В   процессе   обучения   по   программе   учащиеся   получают   возможность   специализации   в исполнении различных ролевых функций и в тематике краеведческих исследований. Руководитель программы может варьировать последовательность изучения тем краеведческой составляющей   курса.   Для   проведения   занятий   по   отдельным   темам   могут   привлекаться специалисты в данной области. Каждая учебная тема программы снабжена списком рекомендуемой специальной литературы. Для  программы  в  целом  составлен  общий  список   рекомендуемой  литературы.   Однако  если  у руководителя программы нет возможности использовать какие­либо     рекомендованных из 9 изданий, он может заменить их теми, которые изданы в регионе, либо воспользоваться помощью местных специалистов краеведения . Учебно­тематический план к программе «Школьный чум» № п/п Содержание программы 1. Наследие в школьном чуме 2. Организация школьного чума 3. Комплектование фондов школьного чума 4.Изготовление, оборудование и установка чума 5. «Чум – традиционное жилище селькупов», «Обычаи и  традиции селькупского народа», «Игры и игрушки  селькупских детей», «Традиционная селькупская пища». 6. Обслуживанию школьного чума ­ ремонт и изготовление  летних и зимних нюков, постельных принадлежностей,  тканевых пологов от комаров. 7. Этническое домоводство: пошив для школьных  праздников суконные цветные ягушки и сорочки для  мальчиковых малиц, а также и традиционную национальную одежду для тундры. 8.Подготовка к обязательным в северных территориях  праздникам: Дню оленевода и Дню рыбака 9. Культурное наследие родного края 10. Учёт и описание  предметов чума 11. Тексты в экспозиции  чума 12. Экскурсионная работа в школьном чуме 13.Координация и консультирование написания  исследовательских работ учащимися на базе школьного  чума                                                                                 Итого: Теоретические занятия (кол­во часов) 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 Практические  занятия (кол­во часов) 1 2 3 3 4 5 2 1 1 1 1 Всего 1 2 4 4 4 5 6 3 1 2 1 1 1 11 24 35 Программа курса «Школьный музей» Тема 1. Наследие в школьном чуме (1 часа) Теоретические занятия (1час) Понятие   об   историко­культурном   и   природном   наследии.   Формы   бытования   наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия.  Творческое сочинение учащихся «Наследие, которым я дорожу» Тема 2. Организация школьного чума (2 часа) Теоретические занятия (1 час) Школьный  чум как общественное учебно­исследовательское объединение учащихся. Профиль и название чума. Формы организации, ролевые  функции,  права и обязанности актива школьного чума. Учредительные документы школьного чума. Практические занятия  (1 час) Подготовка проектов, обсуждение и принятие Положения и концепции школьного чума. Выборы исполнительных органов школьного чума: Совета школьного чума, руководителя школьного чума, формирование   рабочих   групп,   выборы   их   руководителей.   Обсуждение   функций   Совета содействия (попечителей) школьного чума и утверждение его состава. 10 Тема 3. Комплектование фондов школьного чума (4 часа) Теоретические занятия (2 часа) Организация   поисково­собирательской   работы.   Выбор   темы   краеведческого   исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов   имеющих   значение   для   чума.   Сбор   дополнительной   информации   об   исторических событиях,   природных   явлений   и   предметах.   Назначение   полевой   документации.   Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий. Практические занятия (2 часа) Разработка   и   обсуждение   концепции   комплектования   собрания   школьного   чума.   Определение объектов   и   источников   комплектования.   Составление   планов   поисково­собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково­собирательной работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций. Тема  4. Изготовление, оборудование и установка чума (4 часа) Теоретические   занятия   (1   час)  Внутреннее   устройство   чума   у   селькупов,   обстановка   чума, правила жизни в чуме и вокруг чума, установка и разборка чума. Практические занятия (3 часа)  Заготовка   и   изготовление   жердей   для   каркаса   чума   .   Всего   для   этого   нужно   36­40   шестов. Изготавливаются они из стволов ели длиной около 5 м (бывают до 7­8 м). Все шесты в нижней части   заостряются.     От   числа   шестов   зависят   размеры   чума   –   чем   больше   шестов,   тем вместительнее чум. Шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур.  Для покрытия чума шкуры сшиваются в сплошные полотнища, они сшиты нитками из оленьих сухожилий. Шкуры – двойные, мехом и внутрь, и наружу. Зимой для покрытия чума требовались шкуры 60­70 оленей. Тема     5.   «Чум   –   традиционное   жилище   селькупов»,   «Обычаи   и   традиции   селькупского народа», «Игры и игрушки селькупских детей», «Традиционная селькупская пища».  Знакомство   с   особенностями   селькупского   чума.   Общее   и Теоретические   занятия.(1   час)  отличное в традициях и обычаях селькупов и других народов Севера. Значение игрушки в жизни селькупских детей. Практические занятия (3 часа)   Внутреннее устройство чума, обстановка чума, правила жизни в чуме и вокруг него. Установка и разборка чума. Тема  6. Обслуживанию школьного чума ­ ремонт и изготовление летних и зимних нюков, постельных принадлежностей, тканевых пологов от комаров.(5 часов) Теоретические занятия ( 1 час)  Из каких материалов изготавливались необходимые детали чума, их назначение и связанные с ними правила.  Практические занятия (4 часа)  Ремонт чума, подготовка к зиме и к лету,  Тема     7.  Этническое   домоводство:  пошив  для   школьных   праздников   суконные  цветные ягушки и сорочки для мальчиковых малиц, а также и традиционную национальную одежду для тундры.(6 часов) Теоретические   занятия   (   1   час)   Особенности   пошива   национальной   одежды   и   знакомство   с национальным орнаментом  Практические занятия   (5 часов). Пошив для школьных праздников суконные цветные ягушки и сорочки для мальчиковых малиц, а также и традиционную национальную одежду для тундры. Тема 8. Подготовка к обязательным в северных территориях праздникам: Дню оленевода и Дню рыбака ( 3 часа) Теоретические занятия (1 час) Особенности  празднования Дня оленевода и Дня Рыбака, значение оленеводства  и рыболовства в жизни селькупов. 11 Практические занятия (2 час) Подготовка детского чума к празднику, организация выставки работ учащихся. Тема 9. Культурное наследие родного края (1 час) Теоретические занятия (1часа) Понятие   о   культурном   наследии.   Материальные   и   духовные   объекты   культурного   наследия. Живая культура. Разнообразие объектов культурного наследия на территории края. Основные приёмы   выявления,   учёта   и   описания   объектов   культурного   наследия.   Мониторинг   объектов культурного наследия. Выявление и пилотажное обследование объектов культурного наследия на территории   родного   края.   Игра­практикум   по   составлению   паспортов   объектов   культурного наследия. Тема 10. Учет и описание предметов чума (2часа) Теоретические занятия (1час) Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки. Практические занятия (1 часа) Ролевая   игра­   практикум   по   разработке   системы   документов   учёта   и   описания   музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов. Тема 11. Тексты в экспозиции чума ( 1 час) Теоретические занятия (1 час) Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих  и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции. Игра­практикум   по   составлению   этикетажа   к   экспонатам.   Приёмы   размещения   текстов   в экспозиции. Тема 12. Экскурсионная работа в школьном музее (1 час) Теоретические занятия (1 час) Экскурсия как форма популяризации историко­культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием   опубликованных   источников,   научной   и   популярной   литературы,   материалов музейного   собрания.   Мастерство   экскурсовода:   речь,   внешний   вид,   свободное   владение материалом,   этика.   Игра­практикум   по   разработке   текстов   экскурсий   по   выбранной   теме. Репетиции экскурсий. Тема 13. Координация и консультирование написания исследовательских работ учащимися на базе школьного чума (1 час) Ожидаемые результаты. Для программы «Школьный чум»: 1)  оптимизация деятельности школьного чума в русле основного направления программы; 2)  совершенствование содержания деятельности школьного чума; 3)  рост профессионального мастерства юных экскурсоводов; 4)  укрепление материальной базы школьного чума. 5)   реализация   проекта   дала   возможность   создать   развивающую   образовательную   среду   для развития   проектно­исследовательской,   творческой   деятельности,   мотивации   обучающихся   к саморазвитию,   что   является   одним   из   требований   федерального   государственного образовательного стандарта. 12 Для учащихся: 1)   воспитательном   плане   предполагаются   позитивные   изменения   духовно   –   нравственного развития школьников. Учащиеся школы, проживающие в поселке   узнают подробно о том, что лучше чума не придумано никакое другое  жилище, что древний человек, не зная законов физики, смог   создать   уникальное   жилище,   которое   при   метелях   и   ветрах   остаётся   устойчивым. Заинтересуются культурой и бытом коренных народов Ямала 2) в ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться культурно­ историческое сознание. 3)   Включение   школьников   в   реализацию   проекта   способствует   повышению   их   национального самосознания,   формированию   национально­культурной   идентичности;   становлению   личности   с ответственным отношением к родному языку, знающей его основы, способной аккумулировать национальные и общечеловеческие ценности. Программы, используемые при реализации проекта, ведут к расширению кругозора, повышению познавательных интересов, развитию творческого и интеллектуального потенциала, становлению толерантной личности, понимающей и уважающей людей   других   культур,   национальностей   и   вероисповеданий,   успешной   социализации   и профессиональному самоопределению подростков. 4)   Использование   этнического   жилища   в   рамках   проведения   воспитательных   мероприятий   и учебных   занятий   позволило   достичь   необходимого   психологического   комфорта   для   детей тундровиков. Список литературы 1.В.В.   Быконя,   А.А.Ким,   Ш.Ц.   Купер   Шёшкуй   букварь.   Т.:   Изд­во   научно­технической литературы, 1996. 2.Земля Колпашевская; сборник научно­популярных очерков; ред. Я.А.Яковлева; Т.:ТГУ,  2000.  3. Газета Советский Север №23 от 26.02.2013, «В мире традиций» 4.Газета Томская неделя № 4 от 22.01.2004, «Исчезнут селькупы – мир станет менее   ярок». 5. Газета Томская неделя № 38 от 19.09. 2002, стр.21 «Опасная коллекция» 6.Газета Томская неделя №3 от 16.01.2003.  7.Гашилов А.И. Тематический словарь селькупского языка. Спб.: Дрофа 2008. 13 8.Лезова С.В. Жилище северных селькупов.//Экспериментальная археология.Тобольск,1991, вып.1 9. Народы Томской области. Т.: Дайджест, 2004. 10.Северная книга; ред. Е.В. Осокин; Т; 1993. 11.Селькупская мифология; сост. Г.И.Пелих; Т.: НТЛ, 1998. 12.Томская область. Исторический очерк; ред.В.П. Зиновьева; Т; 1994. 13.Тучков   А.Г.   История   и   культура   народов   Сибири;  Т;   2003.  14.Т.1.Тюмень:Издательство Тюменского государственного университета, 2004.368 С 15. Ямал:Энциклопедия Ямало­Ненецкого автономного округа,  16.Ямал – грань веков и тысячелетий. Народы Ямала. Энциклопедия. 14

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"

Программа "школьный чум"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017