Программа спецкурса "Живое слово"
Оценка 4.9

Программа спецкурса "Живое слово"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русская литература
5 кл—8 кл
15.04.2019
Программа спецкурса "Живое слово"
Программа «Живое слово» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе обеспечения деятельности школьного музея «Абрамовская горница». Специфика организации занятий по программе заключается том, что это кабинет – музей литературного профиля, центр культуры для учащихся в школе. Проведение занятий в кабинете – музее даёт возможность обучающимся получать знания и представления о нашем писателе - земляке как носителе национальной культуры и как гражданина и патриота многонациональной страны – Российской Федерации.
Живое слово.docx
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по внеурочной деятельности детей «Живое слово»   Составитель Бебякина Наталья Владимировна,  учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория. Программа курса «Живое слово» Пояснительная записка Рабочая   программа   по   внеклассной   деятельности   «Живое   слово» разработана в соответствии с:   1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  2. ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ».  Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15­ФЗ, от 22.08.2004 N 122­ФЗ, от 26.06.2007 N 118­ФЗ, от 23.07.2008 N 160­ФЗ, от 08.05.2010 N 83­ФЗ, от 23.02.2011 N 19­ФЗ) 3. Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28­51­181/16 «О деятельности музеев в ОО» 4. Приложение   к   письму     Департамента   молодежной   политики, воспитания   и   социальной   защиты   детей   Минобрнауки   России   от   12 января 2007 г. № 06­11 «Методические рекомендации по организации деятельности   школьных   музеев   и   развитию   детских   краеведческих объединений». Программа   «Живое   слово»   предполагает   обучение   детей   основам краеведения   и   музейного   дела   в   процессе   обеспечения   деятельности школьного музея «Абрамовская горница» Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка   отражены   в   учебно­тематическом   плане.   Специфика   организации занятий   по   программе   заключается   том,   что   это   кабинет   –   музей литературного   профиля,   центр   культуры   для   учащихся   в   школе. Проведение занятий     в кабинете – музее   даёт возможность обучающимся получать знания и представления  о нашем писателе ­  земляке  как носителе национальной   культуры   и   как   гражданина   и   патриота   многонациональной страны – Российской Федерации. Программа  рассчитана на обучающихся 11­15 лет.  Школьный   музей   в   соответствии   со   своим   профилем   расширяет   и углубляет знания обучающихся.  Он развивает чувство причастности к судьбе 2 малой родины,    воспитывает  у  школьников  любовь  и уважение к  родному краю, своей стране, к литературному прошлому и настоящему Архангельской области.  Музей  выступает важным фактором формирования общественной активности   учеников,   способствует   сохранению   и   укреплению   школьных традиций.         Работа   школьного   музея   способствует   реализации     компетентностного подхода   в   воспитании   и   предполагает   формирование   у     школьников следующих ключевых компетенций: ­ценностно­смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение  осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и  смысловые установки, принимать решения; ­ общекультурных: духовно­ нравственные основы жизни и человечества,  культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и  традиций, компетенции в бытовой и культурно ­ досуговой сфере,  самовыражение личности;   ­ сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;      ­  информационных: владение современными средствами информации и информационными   технологиями,   формирование   умений   самостоятельно искать,   отбирать   и   анализировать   необходимую   информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.      ­ коммуникативных:  владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными   ролями   в   коллективе,   развитие   и   формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе. ­ личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие,   культура   мышления   и   поведения.  учебно–познавательных:   владение   способами   анализа,   синтеза,   самопознание,                          Планируемые  результаты.   1. Наличие программной  деятельности школьного музея.                                     2. Систематизация работы  школьного музея.                                                          3. Получение целостной картины по литературной жизни  школы  и города. 4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского  воспитания.                                                                                                                  5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными  общественными организациями. 6. Организация экскурсионно­массовой работы: экскурсии, уроки,  индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи.  7. Повышение  уровня  мотивации обучающихся к изучению истории региона,  города  8. Приобщение школьников к исследовательской работе. 3 приобщение   школьников   результаты:                                                  Цели и результаты деятельности программы           Цель: увековечить память великого писателя – земляка Ф.А.Абрамова  Результаты деятельности: ­Предметные результаты: изучать и пропагандировать творчество северных писателей; ­Метапредметные   к исследовательской   деятельности,   развитие   познавательного   интереса   к изучению истории своего края, развитие творческих способностей;  ­Личностные результаты: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры,     формирование   национальной   терпимости,   активной   жизненной позиции. Принципы реализации программы: ­ деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности; ­ принцип обеспечения успешности;  ­ принцип дифференциации; ­ компетентностный подход – воспитание направлено на формирование  ключевых компетенций личности ребенка.  Педагогические технологии Работа музея строится на использовании педагогических технологий,  обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и  воспитании:  ­ метод проекта;  ­ ученического исследования; ­ образовательных путешествий; ­ технологии коллективных творческих дел; ­ технологии проблемного обучения. Ведущие направления деятельности: 1. Организационная и методическая работа. 2. Поисково­исследовательская работа. 3. Экспозиционная и учетно­хранительная работа. 4. Экскурсионно­массовая работа. 5. Учебно­образовательная и внеклассная. 6. Работа с фондами. 7. Информационно­технологическая работа. Данные направления реализуются на различных уровнях:  4 ­ урочном;                                                                                                                    ­ внеурочном                              Формы работы в школьном музее Урочная работа: учебные экскурсии вне  музея; ­ уроки в музее внеурочная работа:   ­ литературные игры,  ­ экскурсии в музее        ­ изучение исторических событий. ­ экскурсии, встречи в музее. Формы контроля: - Тесты - Контрольные вопросы -  Экскурсии. Нормативно­локальная база деятельности  школьного музея: ­ Устав школы; ­ Программа деятельности  школьного  музея; ­ Программа развития школы; ­ План работы школы на учебный год; ­ План работы музея на учебный год;   Документация музея: ­ инвентарная книга; ­ журнал регистрации посещений. Управление  реализацией программы: ­ директор школы; ­ руководитель музея; ­ заместитель директора школы по воспитательной работе; ­ совет музея.      Учебно­тематический план к программе «Живое слово» №  п/п. 1 2 3 4 Содержание программы Теоретические занятия Практические занятия Всего Цели и задачи курса. Вводный  инструктаж Наш край в устном народном  творчестве  Народные таланты нашего края  Родной край в истории государства 1 1 1 1 1 1 1 2     1 5 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 19 20 21 Российского.  Литературный музей в школе, его  задачи и значение.  Роль и место литературы в жизни  народа.   Писатели и другие деятели  культуры и наш край  Современная литературная жизнь  нашего города Поэты северного края. Знакомство  с творчеством Поэты нашего города. Знакомство  с творчеством  Страницы из жизни Ф.Абрамова Подготовка к обзорным и  тематическим экскурсиям по  экспозициям музея «Абрамовская  горница»  Подготовка к обзорной экскурсии  «Литературный Север»  Подготовка к городским играм­ конкурсам по творчеству  Ф.А.Абрамова   Экскурсионная и  просветительская  работа    школьного  музея.   Итоговое занятие  Заседание   актива школьного  музея  Областные, городские    мероприятия Индивидуальные консультации Итого: 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 ­ 1 1 1 1 1 1 1 2 8   По плану 1 2 2 2 2 2 2 2 2 4 9  1 35               Содержание программы курса «Живое слово» Тема 1 Цели и задачи курса. Вводный инструктаж Теоретические занятия. Инструктажи (1 час ) Цели, задачи, участники музейного движения.      Тема 2. Наш край в устном народном творчестве (1 час ) Теоретические занятия (1 час) Понятие   об   устном   народном   творчестве.   Знакомство   с   произведениями северных сказителей.  Тема 3.  Народные таланты нашего края Теоретические занятия (1 час) 6 Знакомство с именами талантливых людей и их творчеством Тема 4 Родной край в истории государства Российского Теоретические занятия (1 час ) Практическое занятие (1 час) Значение северного края в развитии российского государства, имена. Тема 5. Литературный музей в школе, его задачи и значение. Теоретические занятия (1 час ) Школьный   музей как общественное учебно­исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея.   Тема 6. Роль и место литературы в жизни народа.  Теоретические занятия (1 час) Практическое занятие (1 час) Значение   литературы   в   духовном   наследии   народов.   Знакомство   с произведениями Ф.Абрамова, С.Писахова, Б Шергина. Тема 7. Писатели и другие деятели культуры и наш край Теоретические занятия (1 час) Практическое занятие (1час) Знакомство с жизнью С.Писахова, Б.Шергина, Н Рубцова. Чтение сказок и стихов. Тема  8. Современная литературная жизнь нашего города Теоретические занятия (1час) Практическое занятие (1час) Обзор событий литературной жизни нашего города. Встреча с участниками  литературного городского клуба. Тема 9 Поэты северного края. Знакомство с творчеством Теоретические занятия (1час) Практическое занятие (1час) О.Фокина – наша землячка. Чтение стихов поэтессы. Тема 10 . Поэты нашего города. Знакомство с творчеством Теоретические занятия (1час) Практическое занятие (1час) Знакомство со стендом «Литературный Север». Чтение стихов. Тема 11.  Страницы из жизни Ф.Абрамова Теоретические занятия (1час) Практическое занятие (1час) Школьные годы Ф.Абрамова, Веркола – родина Ф.Абрамова. Тема   12.Подготовка   к   обзорным   и   тематическим   экскурсиям   по экспозициям музея «Абрамовская горница» Теоретические занятия (2часа) 7 Тема   14.    Подготовка   к   городским   играм­конкурсам   по   творчеству Практическое занятие (2часа) Подготовка экскурсоводов по музею. Тема 13 Подготовка к обзорной экскурсии «Литературный Север» Теоретические занятия (1час) Практическое занятие (1час) Знакомство с содержанием экскурсии. Подготовка экскурсоводов.   Ф.А.Абрамова Теоретические занятия (2часа) Практическое занятие (2часа) Обсуждение материалов, составление конкурсных вариантов, проведение игр. Тема 15 Экскурсионная и просветительская  работа  школьного музея.  Теоретические занятия (1час) Практическое занятие (8часов) Организация и проведение в школе декады по творчеству Ф.Абрамова среди  2­11 классов. Экскурсии по плану  для учащихся 3­5 классов.  Игры,  конкурсы знатоков по  рассказам писателя, проведение литературных игр. Календарно­тематический  план к программе внеурочной деятельности детей  «Живое слово» №  п/п . Дата проведения план факт Содержание программы Теоретичес кие  занятия Практи­ ческие  занятия Всег о 1 2    3 4           Знакомство     Цели и задачи курса. Вводный  инструктаж   Наш   край   в   устном   народном творчестве Понятие   об   устном   народном творчестве. с произведениями северных сказителей  Народные таланты нашего края     именами талантливых   людей   и   их творчеством  Родной край в истории  государства Российского   Значение   северного   края   в развитии российского государства, имена. Знакомство   с 1 1 1 1 1 1 1 1 2 8 5   6 7  8  9  10 11 12 13                   Литературный   музей   в   школе, его задачи и значение.   музей   как   Школьный   общественное   учебно­ исследовательское   объединение учащихся.   Профиль   и   название   Формы   организации, музея. ролевые   функции,   права   и обязанности   актива   школьного музея.     Роль   и   место   литературы   в жизни народа.    Значение  литературы  в  духовном наследии   народов.   Знакомство   с произведениями   Ф.Абрамова, С.Писахова, Б Шергина.   Писатели   и   другие   деятели культуры и наш край Знакомство   с   жизнью   С.Писахова, Б.Шергина,   Н   Рубцова.   Чтение сказок и стихов.   Современная   литературная жизнь нашего города Обзор событий литературной жизни нашего города. Встреча с  участниками литературного  городского клуба.   Знакомство с творчеством  О.Фокина – наша землячка. Чтение стихов поэтессы.  Поэты нашего города.  Знакомство с творчеством  Знакомство со стендом  «Литературный Север». Чтение  стихов.  Страницы из жизни Ф.Абрамова Школьные годы Ф.Абрамова,  Веркола – родина Ф.Абрамова.   Подготовка   к   обзорным   и тематическим   экскурсиям   по экспозициям музея «Абрамовская горница» Подготовка экскурсоводов.   Подготовка   к   обзорной экскурсии «Литературный Поэты   северного   края.   1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 2 1 2   2 2 2 4 2 9 14 15             Север» Знакомство с содержанием  экскурсии. Подготовка  экскурсоводов.   Подготовка к городским играм­ конкурсам   по   творчеству Ф.А.Абрамова Обсуждение материалов,  составление конкурсных вариантов, проведение игр.  Экскурсионная и  просветительская  работа   школьного музея.  Организация и проведение в школе  декады по творчеству Ф.Абрамова  среди 2­11 классов. Экскурсии по плану  для учащихся  3­5 классов.  Игры,  конкурсы  знатоков по рассказам писателя,  проведение литературных игр. Итоговое занятие  Индивидуальные консультации по  темам проектов Заседание Совета и актива  школьного музея    Городские и   школьные,  областные    мероприятия Итого: 2 2 1 8 4 9   35                                       Список литературы: 1. Актуальные вопросы деятельности общественных  музеев. М., 1980. 2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание   истории в школе №2, 2003 г. 3. Методика   историко­краеведческой   работы   в   школе,   под   ред.   Н.С. 4. 5. Борисова. М., 1982  Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002   Краеведение   в   школе.   ­   Педагогическая   энциклопедия,   т.   2,   М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518­520. 6. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. – Москва,  2010. – 199 с. 7. Рубан Н.И. Музеология. Учебное пособие. Издание третье. Хабаровск,  2007  10 11

Программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса "Живое слово"

Программа спецкурса "Живое слово"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2019