Управление образования администрации муниципального района
Муниципальное учреждение дополнительного образования
МБОУ ДОД «Михневский районный ДЮЦ
Ступинский муниципальный район
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
Методического(педагогического) совета Директор МБОУ ДОД
От «___» _______________ 2017г. «Михневский районный ДЮЦ»
Протокол № __________________ ___________________/ф.и.о./
«___» _____________ 2017г.
Дополнительная образовательная программа
туристскокраеведческого объединения «38 Меридиан2»
возраст обучающихся 1315 лет
(базовый уровень, первый год обучения)
Срок реализации: 2 года
Автор составитель:
Кизилов Владимир Александрович
педагог дополнительного образования
с. Ивановское 2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Туризм — один из наиболее массовых видов спорта. Несмотря на сложную внутриполитическую и
экономическую обстановку в стране, тысячи туристов ежегодно выходят на свои маршруты. Правда,
туризм сегодня не только самый массовый вид, но и один из наиболее дорогих. Но люди находят
средства и способы хотя бы на неделюдве вырваться из плена городов и окунуться в чарующий мир
первозданной природы.
Но там же и подстерегают опасности, от которых нас отучил комфорт. Не только путешественник,
любой человек может оказаться в экстремальной ситуации, например, заблудиться в лесу.
Экстремальность ситуации — понятие субъективное. Одна и та же ситуация может быть экстре
мальной для городского жителя и обыденной для таежного охотника, и наоборот. Поэтому можно
утверждать, что любой конфликт человека с природой всегда возникает по вине человека, поскольку
природа беспристрастна и ведет себя одинаково со всеми. Сейчас не часто человеку приходится
сталкиваться с действительно первобытной природой, однако для современного городского жителя
может стать экстремальным даже поход за грибами в пригородный лесопарк, если при этом возникнут
непредвиденные обстоятельства, например: резкое ухудшение погоды, лесной пожар, потеря
ориентировки, укус змеи, травма и т.п.
В повседневном быту городского жителя навыки выживания в природе тоже далеко не лишние. Вот
лишь некоторые случаи, когда мы остро ощущаем свою зависимость от повседневных благ
цивилизации: перебои с водой, газом, электроэнергией, отоплением; техногенные аварии, стихийные
бедствия в условиях населенной местности и т.п. Во всех этих случаях лучше обратиться к природе,
покинув на время, ставшую враждебной, привычную среду обитания.
К сожалению, современное узкоспециальное и теоретизированное образование в большинстве
случаев не дает ответа на конкретные вопросы, связанные с выживанием человека в той или иной
ситуации. А занятие туризмом позволяет на практике отработать возможные непредвиденные
ситуации.
Но туризм — это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек
знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки,
на практике знакомится с бытом и традициями народов России. И в один прекрасный момент он
задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается патриотизм — с отождествления
себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями.
Актуальность программы
Воспитание молодого поколения в духе патриотизма — это первоочередная задача современного
образования. Беда нашей страны — растущее число малолетних преступников, наркоманов, ранняя
алкоголизация населения. Современный ребенок стремится к тому, что он получает с экранов
телевизоров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия».
Отсюда идет и массовое ухудшение здоровья детей — слабая физическая активность, интенсивные
информационные нагрузки, и, как итог, психические расстройства, доводящие многих до девиантного
поведения. Активизировать познавательную деятельность молодежи, оздоровить молодое поколение
как морально, так и физически — вот еще важнейшие задачи современного образования. Туризм
позволяет реализовать все эти задачи в полном объеме через путешествия, знакомящие с культурой,
историей, природой родной страны. Но, к сожалению, на сегодняшний день в системе дополнительного образования не существует
определенной ясности на преподавание туризма. Сотни энтузиастов туризма, работающих в сфере
образования, сталкиваются с серьезной проблемой отсутствия программы. Да, видов туризма
достаточно много, у каждого педагога свои взгляды на туризм и свой профиль. Один, в силу своего
небольшого опыта или здоровья, ходит только по Самарской области, другой стремиться воспитать
покорителей Эвереста, третий не мыслит себе жизни без бурной воды, закручивающей каяк в «бочку»
и так далее. Есть и такие туристыуниверсалы, которые летом ходят в горы, зимой на лыжах, а
весной окунаются в бурную воду на своих судах.
В походе турист имеет возможность вплотную наблюдать жизнь различных экосистем. Занимаясь
пешеходным туризмом, ребенок знакомится с природой равнин и среднегорья, путешествуя на
байдарках, он вплотную сталкивается с жизнью водоемов и на практике знакомится с некоторыми
законами гидродинамики. Отправляясь зимой на лыжах в поход, ребенок получает возможность
изучить жизнь экосистем в холодное время года и так далее. Таким образом, многопрофильность
программы, связанная с разделами краеведения и экологии, является одним из средств, позволяющих
реализовать основные цели программы.
Предлагаемая программа есть первая попытка собрать воедино несколько видов туризма и
предложить их для системы дополнительного образования — туристских клубов, секций,
кружков, групп.
Опыт убедил, что, приходя в туристское объединение в возрасте 1113 лет, ребенок продолжает
занятия не только до окончания школы (1617 лет), но и после совершеннолетия. Таким образом,
фактическая продолжительность обучения составляет не менее 45 лет. На сегодняшний день,
практически, не существует программы единого долгосрочного курса по туризму. Все имеющиеся
программы ограничены максимально 4летним сроком.
Актуальность данной программы также в том, что это попытка предложить долгосрочный
курс обучения в области спортивного и краеведческого туризма.
Структура программы позволяет спланировать курс максимально на срок 68 лет. Последние
ступени обучения, по сути, являются подготовкой инструкторских туристских кадров. При
апробации программы, в нее будет добавлен еще один модуль — Инструкторский, включающий
основы педагогики, психологии и методики преподавания.
Основная концепция программы.
Если говорить об основной идее, концепции программы, то она достаточно проста и строится из
трех взаимосвязанных линий.
Первое и основное — идея гносеологической спирали (спирали познания) Остапца
Свешникова, т. е. развитие от простого к сложному. Конечная цель каждого года обучения —
летний зачетный поход. С каждым годом сложность походов возрастает, соответственно с каждым
годом углубляются и расширяются знания учащихся по тем или иным вопросам. Т. е. все
планирование в течение года привязано к конечной цели — дать то, что понадобится в зачетном
походе.
Для возможности реализации такого «наслоения» материала все разделы программы разделены на
профильные модули, а каждый модуль — на тематические блоки. У педагога есть возможность
строить планирование на несколько лет вперед, добавляя в программу каждого года все новые и
новые разделы программы, закрепляющие и обобщающие ранее изученный материал. Модульность
программы — это вторая идея, на которой построена данная программа. Деление на модули
позволяет также более четко отслеживать межпредметные связи при разработке планирования,
привязывать изучение различных блоков программы к конкретным разделам школьных предметов.
Но постепенное изложение материала, также, создает простор для творческого поиска учащихся, т. е.
активизирует познавательную деятельность учащихся. Они пытаются самостоятельно искать пути
решения различных проблем, восполняя пробелы за счет учебнопопулярной туристской,
краеведческой литературы. Для поддержания этой творческой активности мною был использован так
называемый метод проектов. По завершении очередного «витка спирали», детям предлагается зачетная курсовая работа по самостоятельной разработке маршрута. Здесь от них требуется
применить все ранее полученные знания и навыки на практике, а также реализовать свою
познавательную активность, изучая район будущего похода. И с каждым «витком спирали» сложность
заданий, как и походов, увеличивается. Третья идея — применение инновационного метода
проектов при итоговой оценке знаний,
умений и навыков — позволяет в полном объеме реализовать познавательную активность
учащихся, а использование дифференцированных заданий (маршруты сложнее, проще) дает
возможность самовыражения и реализации своих идей даже отстающим. Ведь, зачастую, в туризм идут
дети с проблемами в общении, из неблагополучных семей и т.п. И здесь нужно не отсеивать по
успеваемости («У тебя двойки, а мне двоечники не нужны»), а воспитывать познавательный интерес,
желание учиться, узнавать новое. Сложность зачетных заданий можно варьировать, добавляя или
исключая из них различные блоки программы.
Основные цели
Основные цели, которых хотелось бы добиться при обучении детей по предлагаемой программе, я
вижу в следующем:
– физическое и духовное развитие личности;
– воспитание в ребенке любви к окружающему миру и родной стране;
– формирование чувства патриотизма и гражданственности;
– уточнение, подтверждение полученных и приобретение новых знаний по предметам школьной
программы, взаимосвязанных с туристскоспортивной и туристскокраеведческой деятельностью1;
– выявление и развитие творческих интересов школьников через общение с природой и культурными
памятниками родной страны;
– формирование личности, способной творчески адаптироваться к жизни, ее изменениям, в том числе
агрессивным проявлениям, путем усвоения специально разработанной системы навыков и взглядов
(системы выживания);
– овладение ребенком основными спортивнотехническими профессиональными навыками в данной
области;
социализации;
– развитие способности к принятию творческих решений в нестандартных жизненных ситуациях на
основе имеющегося багажа практического опыта, т.е. переход количества практического опыта и
знаний в качество оригинальных решений;
– социальная адаптация детей и подростков из неблагополучных семей и детей с отклонениями в
– воспитание в школьниках основных человеческих качеств: взаимовыручки, дружбы, честности,
бескорыстия, самостоятельности, отзывчивости.
Структура программы.
Предлагаемая программа имеет блочномодульную структуру, позволяющую составлять наиболее
удобное планирование в соответствии с нагрузкой педагога, профилем его кружка и личным опытом,
а также опираясь на принцип постепенного изложения материала от простого к сложному.
Программа состоит из двух блоков. Первый блок часть теории и практика, второй блок
практический.
1 Базовый модуль (Базис)
Туризм — дисциплина комплексная, включающая в себя ряд разделов. Принято рассматривать не
просто туризм, а его отдельные виды: туризм пешеходный, горный, водный, лыжный, парусный,
спелео, вело и т.д. Но во всех видах туризма обучение новичка идет по одному и тому же пути:
сначала даются определенные базовые знания, общие для всех видов туризма и лишь потом
начинается специализация.
Таким образом, в туризме можно выделить несколько разделов, общих для всех видов. Эдакий
ликбез, азбука туризма. Именно эти разделы были вынесены в Базовый модуль и, на мой взгляд,
являются обязательными для изучения начинающими туристами. Без знания этих разделов туристской
жизни нельзя говорить о подготовленности туриста.
Следует обратить внимание на разделы экологической и краеведческой подготовки туриста. Эти
разделы недаром включены в Базовый, то есть обязательный для всех, модуль. Именно через
экологическую и краеведческую работу возможно достижение основных целей данной программы.
Путешествуя, ребенок знакомится с окружающим миром, на практике постигает его законы, и задача
руководителя — всеми способами способствовать развитию этого интереса. Через краеведческую
работу ребенок знакомится с культурой, географией, историей родной страны. Через экологическую
работу детям прививается бережное отношение к природе. А это и есть решение основной задачи
программы — воспитание в детях чувства патриотизма и привитие основных человеческих качеств,
както: взаимовыручки, дружбы, честности, бескорыстия, самостоятельности, отзывчивости. Следует
обратить внимание, что на изучение этих разделов отведено максимальное количество учебного
времени. Это объясняется тем, что изучение этих блоков должно идти в течение всего времени
занятий туризмом, т.е. в планирование каждого года следует включать блоки краеведческой и
экологической подготовки. Это и понятно, ведь каждый раз, собираясь в поход, туристу приходится
тщательно изучать район путешествия, а это и есть одна из форм краеведческой работы.
Раздел Базис может быть почти полностью использован при планировании курса «Юный турист» для
учащихся 56 классов. После изучения Базового модуля, учащиеся уже имеют представление о
туризме вообще и могут выбирать для себя интересующий их профиль. Но это хорошо, когда есть из
чего выбирать. А если педагог один? В этом случае, он планирует весь курс обучения на несколько
лет, включая в свой план те разделы, которые удовлетворяют его опыту, перемешивая Базовый
модуль и Основной. При этом желательно, чтобы Базовый модуль был изучен в течение первых двух
трех лет, а в последующие годы шло бы уже совершенствование мастерства по выбранному профилю.
Условия для реализации программы.
1. Опыт педагога. Для реализации программы необходимо, чтобы педагог (руководитель
туристской группы) имел туристскую квалификацию, соответствующую той спортивной программе,
которую он для себя наметил. Так, для подготовки группы только по Базовому модулю педагогу
достаточно иметь опыт участия в пеших или водных туристских походах 1 категории сложности.
Для работы по Пешеходному профилю необходимо иметь опыт руководства походом и звание
Инструктора детскоюношеского туризма или Инструктора туризма.
2. Материальнотехническая и учебнометодическая база. Требования к материально
техническому оснащению учебного процесса зависят от используемых модулей. Для реализации
одного Базового модуля достаточно иметь небольшое помещение для занятий с группой, комплект
группового снаряжения для непродолжительных походов по Средней полосе, рассчитанный на
количество занимающихся в группе и комплект наиболее дорогостоящего личного снаряжения, как
то: рюкзаки, спальные мешки, штормовки. Впоследствии дети приобретут себе личное снаряжение,
но на первых порах целесообразнее ходить с казенным — не у каждой семьи есть возможность
единовременно экипировать ребенка для похода. Для реализации профильных модулей требуется
уже специальное снаряжение, как личное, так и групповое. Помимо снаряжения хорошо бы иметь
наглядные пособия по топографии, медицине, полезно самостоятельно вместе с детьми сделать
стенд по туристским узлам. Это позволит детям более подробно изучить используемые в туризме узлы. Для размещения всего этого хозяйства хорошо бы иметь небольшое подсобное помещение под
склад и классную комнату с доской для постоянных занятий группы, где бы можно было разместить
наглядные пособия, фотоотчеты о походах, сделанные ребятами и т.п.
3. Технические средства обучения. Оправляясь в поход, туристы обычно, помимо фотоаппарата,
берут еще и видеокамеру. Поэтому полезно время от времени устраивать на занятиях групповые
просмотры походных видео дневников или слайдов. Для этой цели необходимо иметь
видеомагнитофон или видеоплеер с телевизором и слайдпроектор. Очень полезным может оказаться
персональный компьютер, с помощью которого подготавливаются отчеты о походах, а выход в сеть
Интернет позволяет находить оперативную информацию о районах путешествий, отчеты о походах
других групп, связываться с туристами и туристскими организациями из других городов.
4. Связь с туристскими организациями. Педагогу, работающему в области туризма, следует
наладить связь с вышестоящими туристскими и образовательными организациями. Такими
организациями могут быть районное управление образования, Областной центр детского туризма.
5. Финансирование походов. Очень многие, особенно дальние, походы невозможно будет
реализовать без финансирования со стороны Комитета образования. Поэтому педагогу следует
своевременно подавать заявку на проведение походов с детьми в Сеть оздоровительных
мероприятий Комитета образования. Возможна помощь муниципалитетов и управ, а также
привлечение спонсорских средств.
Прогнозируемые результаты
При изучении Базового модуля учащиеся могут сдать нормативы на 1, 2 и 3й юношеские
спортивные разряды по туризму, а также на значки «Юный турист России» и «Турист России»;
При изучении профильных модулей, в соответствии с Инструкцией МДО и Разрядными
требованиями, учащиеся имеют возможность сдать нормативы вплоть до 1го взрослого разряда по
спортивному туризму.
Качество практических навыков проверяется на соревнованиях, проводимых ЦДЮТ и краеведения
Самарской области. Улучшение результатов команды — критерий спортивнотехнического роста
учащихся. Возможна сдача нормативов на спортивные разряды по туристскому многоборью.
Основные цели
Основные цели, которых хотелось бы добиться при обучении детей по предлагаемой программе, я
вижу в следующем:
– физическое и духовное развитие личности;
– воспитание в ребенке любви к окружающему миру и родной стране;
– формирование чувства патриотизма и гражданственности;
– уточнение, подтверждение полученных и приобретение новых знаний по предметам школьной
программы, взаимосвязанных с туристскоспортивной и туристскокраеведческой деятельностью2;
– выявление и развитие творческих интересов школьников через общение с природой и культурными
памятниками родной страны;
– формирование личности, способной творчески адаптироваться к жизни, ее изменениям, в том числе
агрессивным проявлениям, путем усвоения специально разработанной системы навыков и взглядов
(системы выживания);
2 – овладение ребенком основными спортивнотехническими профессиональными навыками в данной
области;
– развитие способности к принятию творческих решений в нестандартных жизненных ситуациях на
основе имеющегося багажа практического опыта, т.е. переход количества практического опыта и
знаний в качество оригинальных решений;
– социальная адаптация детей и подростков из неблагополучных семей и детей с отклонениями в
социализации;
– воспитание в школьниках основных человеческих качеств: взаимовыручки, дружбы, честности,
бескорыстия, самостоятельности, отзывчивости.
Задачи, раскрывающие цели
Поставленных целей можно добиться, решая основные воспитательные, познавательные и
оздоровительные задачи, а именно:
— пропаганда туристскоспортивной и туристскокраеведческой деятельности;
— пропаганда здорового образа жизни через занятие спортом;
— участие в туристских соревнованиях, проводимых районном, областью;
— формирование из числа старших и наиболее опытных учащихся инструкторского звена,
помогающего в реализации данной программы;
— привлечение наиболее опытных выпускников к работе в должности педагога дополнительного
образования;
— изучение культуры и природы России через туристские походы, посещение памятников истории и
природы.
Критерии оценки результатов
Положительными результатами работы педагога по данной программе можно считать:
— сохранение контингента учащихся на всем протяжении обучения (состав группы изменился менее
чем на 10%);
— рост уровня спортивных достижений команды (выступление на соревнованиях, слетах);
— сохранение и повышение уровня успеваемости по предметам школьной программы;
— привлечение старших воспитанников к работе в должности педагога дополнительного образования
для дальнейшей реализации данной программы.
Способы оценки результатов.
Для оценки качества знаний, умений и навыков учащихся следует проводить различного рода
контрольнопроверочные мероприятия. Так, в конце каждого года обучения следует проводить зачет
по теоретическому курсу с проверкой знаний по изученным дисциплинам.
По завершении изучения стартового курса учащиеся должны уметь самостоятельно разрабатывать
маршруты походов по равнинной части до 1 категории сложности, составлять и рассчитывать
продуктовую раскладку, перечень группового и личного снаряжения, рассчитывать вес рюкзака.
В связи с этим целесообразно контроль практических навыков в этой области провести с
использованием так называемой Проектной методики. Т.е. предложить учащимся самостоятельно
разработать маршрут похода по заданному району и в заданные сроки. Нет большей награды, чем
практическая реализация того проекта, который ты сам разработал. Не следует забывать, что педагог
работает не для себя, а для детей, поэтому желательно, чтобы районы походов предлагались самими детьми. А для того, чтобы они имели представление о том, куда и как можно пойти в поход, следует
в рамках изучения темы «Краеведческая подготовка» провести семинар по районам путешествий.
Причем, важно, чтобы дети самостоятельно подготовили сообщения о выбранных районах, а помощь
педагога заключалась бы в подборе иллюстративного и демонстрационного материала и в небольших
дополнениях к сообщению.
Уровень технического мастерства проверяется на соревнованиях, которые проводят местные и
районные туристские организации.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Название раздела, тема
Блок 1
Введение в туризм. Организационная
деятельность.
Краеведение. История развития туризма в
России.
Техника пешеходного туризма.
Этапы подготовки туристского
путешествия. Стратегия и тактика
походов.
Туристическая техника. Материально –
техническая база походов.
Элементы топографии и ориентирования.
Топографическая подготовка
Практическое занятие. Разработка
маршрута похода
Питание в турпоходе.
Опасности в походе, первая медпомощь.
Основы медицинской подготовки.
Экологические вопросы при проведении
туристических походов
10.
11.
Общая физическая подготовка.
Безопасность в походах.
Итого:
Количество часов
Всего
2
Теория
2
Практика
6
18
20
41
44
26
17
16
26
4
216
6
6
4
6
10
8
2
4
4
48
12
16
35
34
18
15
12
26
168
Форма аттестации/
контроля
Беседа
Беседа
Беседа, практика,
поход выходного
дня (зачет)
Беседа, практика,
поход выходного
дня (зачет)
Беседа, практика,
поход выходного
дня
Беседа, практика
(зачет)
Беседа, практика,
поход выходного
дня (зачет)
Беседа, практика
(зачет)
Беседа, практика,
поход выходного
дня (зачет)
Практика (зачет)
Беседа (зачет)
Содержание занятий 2 год обучения216 часа. База 1
1. Введение. Организационная деятельность. 2. Введение в туризм
3. История развития туризма в России
4. Этика туризма.3аконы туристов.
5. Этапы подготовки туристского путешествия. Стратегия и тактика походов
6. Основные туристские обязанности
7. Практическое занятие Разработка маршрута похода
8. Местность, основные понятия и определения.
9. Топографическая подготовка
10. Топографическая карта
11. Ориентирование
12. Работа с компасом и картой
13. Ориентирование на маршруте
14. Практические занятия по ориентированию и топографии.
15. Работа с компасом, определение азимутов, движение по заданным азимутам.
16. Решение задач по карте местности;
17. Работа с картой и компасом (ориентирование карты, способы ориентирования карты),
определение точки стояния, сличение карты с местностью;
18. Движение на местности с помощью карты (подготовка маршрута, составление планаграфика
движения.)
19. Определение расстояний на местности.
20. Составление плана местности.
2.Техника пешеходного туризма.
1.Теория: Значение туризма в жизни юношества. Этапы подготовки туристского путешествия.
2.Стратегия и тактика походов. Виды туризма. Классификация некатегоричных походов.
3.Обязанности участников туристского похода. Определение похода выходного дня. Его значение.
4.Практика: Составление плана похода выходного дня.
3. Элементы топографии и ориентирования.
1.Теория: Топография как учебный предмет. Карты и схемы походов выходного дня. Основные
условные обозначения. Понятие об ориентирах и ориентирования на местности.
2. Практика: Компас. Его устройство. Определение сторон горизонта. Определение азимута.
3.Движение по азимуту.
4.Туристическая техника.
5.Теория: Общие сведения по туртехнике. Назначение и виды туристских узлов.
6.Практика: Установка палатки. Укладка рюкзака. Принципы укладки. Подгон лямок.
7.Туристические узлы. Туристический шаг. Техника преодолений простейших препятствий.
8.Траверс, подъём, спуск.
5.Питание в турпоходе.
1.Теория: Туристские биваки и требования к ним. Подбор продуктов питания в походе выходного
дня. Бивачные работы, принципы организации и проведения.
2.Практика: Костры для приготовления пищи. Костровые принадлежности. Оборудование
кострища.
6.Опасности в походе, первая медпомощь.
1.Теория: Меры безопасности в пешем туризме. Личная гигиена. Раны и кровотечения. Основные
виды травм. Характерные заболевания в походе и их профилактика. Походная, групповая и
личная аптечки.
2. Практика: Пищевые отравления. Солнечные ожоги.
3.Тепловой и солнечный удар. Размещение участников в палатке. 4.Бытовые травмы на привалах: ожоги, порезы.
7.Общая физическая подготовка.
1. Практика: Систематические занятия физическими упражнениями. Упражнения на развитие
координации. Утренняя зарядка Специальные упражнения, лазание по бревну с грузом.
2.Спортивные игры баскетбол, волейбол, футбол.
3.Теория: Техника безопасности на занятиях. Знакомство на каждом занятии.
8. Безопасность в походах.
1.Инструктаж по ТБ в туристском походе. Обеспечение безопасности в походе и причины аварий.
Меры безопасности при работе с топором. Сигналы бедствия и взаимодействие со спасателями.
9. Основы медицинских знаний
1.Гигиена туриста
2.Раны и кровотечения
3.Основные виды травм
4.Характерные заболевания в походе и их профилактика
5.Уход за больным в походе
6.Походная, групповая и личная аптечки.
7.Практические занятия по теме "Основы медицинских знаний":
8.Оказание первой помощи при ранениях;
9.Оказание первой помощи при травмах.
10. Подведение итогов похода.
1.Теория: Правильность составления отчета. Ознакомление с точностью заполнения.
2.Практика: Ежедневное подведение итогов дня. Отчеты каждого о проделанной работе.
3.Проведение итогового собрания и туристического вечера.
Прогнозируемые результаты.
В конце первого года обучения учащиеся должны научиться:
составлять план путешествия,
разрабатывать маршрут,
вести наблюдения за погодой,
ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты и компаса,
делать пешие походы с грузом,
оказывать первую доврачебную помощь,
ставить палатку, разводить костер, готовить пищу,
изготовлять простейшее туристское оборудование.
Умения и навыки, приобретенные учащимися, проверяются на практике, т.е. в одно и двухдневных походах,
туристических слётах. Календарный учебный график туристскокраеведческого
объединения «38 Меридиан2» База 1
№
п/п
мес
яц
число
Тема занятия
Кол
во
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Вводное занятие.
Туристические путешествия
история развития туризма
Туристические путешествия
история развития туризма.
Личное и групповое
туристическое снаряжение.
Личное и групповое
туристическое снаряжение.
Личное и групповое
туристическое снаряжение.
Организация туристического
быта привалы и ночлеги.
Организация туристического
быта привалы и ночлеги.
Организация туристического
быта привалы и ночлеги.
Организация туристического
быта привалы и ночлеги.
Организация туристического
быта привалы и ночлеги.
Организация туристического
быта привалы и ночлеги.
Подготовка к походу
путешествию.
Организация туристического
быта привалы и ночлеги.
Подготовка к походу
путешествию.
Место
провния
Форма
контроля
Спортзал Опрос
Спортзал Опрос
Спортзал Опрос
Спортзал,
территори
я школы
Спортзал,
территори
я школы
Спортзал,
территори
я школы
Спортзал,
территори
я школы
Спортзал,
территори
я школы
Спортзал,
территори
я школы
Спортзал,
территори
я школы
Опрос,
зачет
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос,
зачет
Опрос,
зачет
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Время
провед
ения
15.20
17.20ч.
15.00
17.00ч
15.00
17.00ч
15.20
17.20ч
15.00
17.00ч
15.00
17.00ч
Форма
занятий
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Практи
ка
Беседа
Беседа
09
01
09
04
09
06
09
08
09
11
09
13
09
15
15.20
17.20ч
Практи
ка
09
18
15.00
17.00ч
Практи
ка
09
20
15.00
17.00ч
Беседа
Практи
ка
10
09
22
15.20
17.20ч
Беседа
2
11
09
30
10.00
16.00ч.
Практи
ка
6
Подготовка к походу
путешествию. Меры
Спортзал,
территори
Опрос,
зачет 12
10
02
13
10
04
14
10
06
15
10
09
16
10
11
17
10
13
18
10
16
19
10
18
20
10
20
15.00
17.00ч
15.00
17.00ч
15.20
17.20ч
15.00
17.00ч
15.00
17.00ч
1520
17.20ч
15.00
17.00ч
15.00
17.00ч
15.20
17.20ч
Беседа
Практи
ка
Беседа
Практи
ка
Беседа
Беседа,
практик
а
Беседа
Беседа
2
2
2
2
2
2
Беседа
2
Беседа
Беседа
2
2
6
2
2
21
10
28
10.00
16.00ч.
Практи
ка
22
10
30
23
11
01
15.00
17.00ч
15.00
17.00ч
Беседа
Беседа
безопасности в пешем туризме.
Личная гигиена.
я школы
Подготовка к походу
путешествию. Назначение и
виды туристских узлов.
Подготовка к походу.
Назначение и виды
туристических узлов.
Подготовка к походу.
Назначение и виды
туристических узлов.
Питание в туристическом
походе
Питание в туристическом
походе
Питание в туристическом
походе Определение похода
выходного дня. Его значение.
Питание в туристическом
походе. Туристические
должности в группе
Питание в туристическом
походе. Туристические
должности в группе.
Питание в туристическом
походе. Туристические
должности в группе.
Питание в туристическом
походе. Туристические
должности в группе.
Спортзал,
территори
я школы
Спортзал,
территори
я школы
Опрос,
практика
Опрос,
практика
Спортзал,
территори
я школы
Опрос,
практика,
зачет
Окрестно
сти с.
Ивановск
ое
Опрос,
практика,
зачет
Спортзал,
территори
я школы
Опрос,
практика,
зачет
Спортзал,
территори
я школы
Опрос,
практика,
зачет
Спортзал,
территори
я школы
Опрос,
практика,
зачет
Спортзал,
территори
я школы
Опрос,
практика,
зачет
Спортзал,
территори
я школы
Опрос,
практика,
зачет
Зачетный
поход
Окрестно
сти с.
Ивановск
ое
Туристические должности в
группе. Техника и тактика в
туристическом походе.
Спортзал,
территори
я школы
Опрос,
практика,
зачет
Туристические должности в
группе. Техника и тактика в
туристическом походе.
Спортзал,
территори
Опрос,
практика, 24
11
03
25
11
06
15.20
17.20ч
15.00
17.00ч
Беседа
Беседа
26
11
08
15.00
17.00ч
Практи
ка
27
11
10
28
11
13
15.20
17.20ч
15.00
17.00ч
Беседа
Беседа
29
11
15
15.00
17.00ч
Беседа
Практи
ка
2
2
2
2
2
2
30
11
17
15.20
17.20ч
Беседа
2
31
11
25
10.00
16.00ч.
Практи
ка
32
11
27
33
11
29
34
35
12
01
12
04
15.00
17.00ч
15.00
17.00ч
15.20
17.20ч
15.00
17.00ч
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
6
2
2
2
2
Практические занятия по
ориентированию и
топографии.
я школы
зачет
Спортзал,
территори
я школы
Опрос,
практика,
зачет
Туристические должности в
группе. Техника и тактика в
туристическом походе.
Спортзал,
территори
я школы
Тесты
Практические занятия по
ориентированию и
топографии.
Техника и тактика в
туристическом походе.
Обеспечение безопасности в
туристическом походе.
Причины возникновения
аварийных ситуаций в походе
и меры их предупреждения.
Психологические аспекты
взаимоотношений в группе.
Топография как учебный
предмет. Карты и схемы
походов выходного дня.
Основные условные
обозначения
Туристские биваки и
требования к ним. Подбор
продуктов питания в походе
выходного дня. Бивачные
работы, принципы
организации и проведения.
Карты и схемы походов
выходного дня. Понятие об
ориентирах и
ориентирования на
местности.
Причины возникновения
аварийных ситуаций в походе
и меры их предупреждения.
Действия группы в
аварийных ситуациях.
Подведение итогов
туристического путешествия
Подведение итогов
туристического
путешествия.
Подведение итогов
туристического путешествия.
Обязанности туриста
Спортзал,
территори
я школы
Опрос,
практика,
зачет
Спортзал,
территори
я школы
Опрос,
практика,
зачет
Спортзал,
территори
я школы
Опрос,
зачет
Спортзал,
территори
я школы
Опрос,
практика,
зачет
Спортзал,
территори
я школы
Опрос,
практика,
зачет
Зачетный
поход
Окрестно
сти с.
Ивановск
ое
Спортзал,
территори
я школы
Опрос,
практика,
зачет
Спортзал
Тесты
Спортзал Опрос,
зачет
Спортзал Опрос,
зачет 36
12
06
15.00
17.00ч
Беседа
2
38
12
08
15.20
17.20ч
Беседа
2
39
12
11
15.00
17.00ч
Беседа
2
40
41
12
13
12
15
15.00
17.00ч
15.20
17.20ч
Беседа
Практи
ка
42
12
18
15.00
17.00ч
Практи
ка
43
12
20
44
12
22
15.00
17.00ч
15.20
17.20ч
2
2
2
2
Беседа
Практи
ка
Беседа
2
45
12
30
10.00
16.00ч.
Практи
ка
46
01
10
15.00
17.00ч
Практи
ка
6
2
47
01
12
15.20
17.20ч
Беседа
2
48
01
15
15.00
Беседа 2
проводника
Подведение итогов
туристического путешествия.
Обязанности туриста
проводника
Виды туризма.
Классификация
некатегоричных походов.
Обязанности участников
туристского похода.
Географическое положение.
Краеведческая работа в
туристском походе. Работа
над краеведческими
заданиями, изучение районов
походов.
Подведение итогов
туристического путешествия.
Карты и схемы походов
выходного дня. Основные
условные обозначения.
Компас, работа с компасом.
Топографическая и
спортивная карта. Компас,
работа с компасом.
Топографическая и
спортивная карта. Компас,
работа с компасом.
Топографическая и
спортивная карта. Компас,
работа с компасом.
Укладка рюкзака. Принципы
укладки. Подгон лямок.
Туристические узлы.
Инструктаж по ТБ в
туристском походе.
Обеспечение безопасности в
походе и причины аварий.
Меры безопасности при
работе с топором. Сигналы
бедствия и взаимодействие
со спасателями.
Туристские биваки и
Спортзал Опрос,
зачет
Спортзал Опрос,
зачет
Спортзал Опрос,
зачет
Спортзал Опрос,
зачет
Спортзал Опрос,
практика
зачет
Опрос,
практика
зачет
Опрос,
практика
зачет
Опрос,
практика
зачет
Зачетный
поход
Спортзал,
территори
я школы
Спортзал,
территори
я школы
Спортзал,
территори
я школы
Окрестно
сти с.
Ивановск
ое
Спортзал
Спортзал
Спортзал Опрос, 17.00ч
Практи
ка
15.00
17.00ч
15.20
17.20ч
Беседа
Беседа
49
01
17
50
01
19
51
01
27
10.00
16.00ч.
Практи
ка
52
01
29
15.00
17.00ч
Практи
ка
53
01
31
15.00
17.00ч
Практи
ка
55
02
02
15.20
17.20ч
Практи
ка
56
02
05
57
02
07
58
02
09
59
02
12
60
02
14
61
02
16
15.00
17.00ч
15.00
17.00ч
15.20
17.20ч
15.00
17.00ч
15.00
17.00ч
15.20
17.20ч
Беседа
Практи
ка
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
2
2
6
2
2
2
2
2
2
2
2
2
требования к ним. Подбор
продуктов питания в походе
выходного дня.
Туристские биваки и
требования к ним. Подбор
продуктов питания в походе
выходного дня.
Компас, работа с компасом.
Способы ориентирования.
Измерение расстояний.
Способы ориентирования в
походах.
Измерение расстояний.
Способы ориентирования.
Компас, работа с компасом.
Способы ориентирования.
Ориентирование по местным
предметам, действия в
случае потери.
Способы ориентирования.
Ориентирование
по местным предметам,
действия в случае
потери.
Личное и групповое
туристическое снаряжение
Организация туристического
быта привалы и ночлеги.
Способы ориентирования.
Ориентирование по местным
предметам, действия в
случае потери.
Личное и групповое
туристическое снаряжение.
Организация туристического
быта привалы и ночлеги
Костры для приготовления
пищи. Костровые
принадлежности.
Оборудование
Организация туристического
быта привалы и ночлеги
практика
зачет
Спортзал Опрос,
практика
зачет
Опрос,
практика
зачет
Зачетный
поход
Опрос,
практика
зачет
Опрос,
практика
зачет
Опрос,
практика
зачет
Спортзал,
территори
я школы
Окрестно
сти с.
Ивановск
ое
Спортзал,
территори
я школы
Спортзал,
территори
я школы
Спортзал,
территори
я школы
Спортзал Опрос,
практика
зачет
Спортзал Опрос,
практика
зачет
Спортзал Опрос,
практика
зачет
Опрос,
практика
зачет
Спортзал,
территори
я школы
Спортзал Опрос,
практика
зачет
Способы ориентирования.
Ориентирование по местным
Спортзал,
территори
Опрос,
практика 62
02
24
10.00
16.00ч.
Беседа
63
02
26
64
02
28
15.00
17.00ч
15.00
17.00ч
Беседа
Практи
ка
Беседа
65
03
02
15.20
17.20ч
Практи
ка
66
03
05
15.00
17.00ч
Беседа
67
03
07
68
03
12
69
03
14
70
03
16
71
03
19
72
03
21
73
03
23
15.00
17.00ч
15.00
17.00ч
15.00
17.00ч
15.20
17.20ч
15.00
17.00ч
15.00
17.00ч
15.20
17.20ч
Беседа
Практи
ка
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Практи
ка
6
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
предметам, действия в
случае потери.
Организация туристического
быта привалы и ночлеги
Техника и тактика в
туристическом походе.
Костры для приготовления
пищи. Костровые
принадлежности.
Оборудование.
Туристские биваки и
требования к ним. Техника и
тактика в туристическом
походе.
Краеведческая работа в
туристском походе. Работа
над краеведческими
заданиями, изучение районов
походов.
Способы ориентирования.
Ориентирование по местным
предметам, действия в
случае потери.
Туристские биваки и
требования к ним. Подбор
продуктов питания в походе
выходного дня. Бивачные
работы, принципы
организации и проведения.
Ориентирование по местным
предметам, действия в
случае потери.
Ориентирование по местным
предметам, действия в
случае потери.
Ориентирование по местным
предметам, действия в
случае потери.
Ориентирование по местным
предметам, действия в
случае потери. Соревнование
по ориентированию.
Ориентирование по местным
предметам, действия в
случае потери. Соревнование
я школы
зачет
Спортзал,
территори
я школы
Спортзал,
территори
я школы
Спортзал,
территори
я школы
Спортзал,
территори
я школы
Зачетный
поход
Тесты
Опрос,
практика
зачет
Опрос,
практика
зачет
Спортзал Опрос,
зачет
Спортзал,
территори
я школы
Спортзал,
территори
я школы
Опрос,
практика
зачет
Опрос,
практика
зачет
Спортзал,
территори
я школы
Спортзал,
территори
я школы
Спортзал,
территори
я школы
Спортзал,
территори
я школы
Опрос,
практика
зачет
Опрос,
практика
зачет
Опрос,
практика
зачет
Опрос,
практика
зачет
Спортзал,
территори
Опрос,
практика 74
03
31
10.00
16.00ч.
Практи
ка
75
04
02
15.00
17.00ч
Практи
ка
76
04
04
77
04
06
78
04
09
79
04
11
15.00
17.00ч
15.20
17.20ч
15.00
17.00ч
15.00
17.00ч
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
80
04
13
15.20
17.20ч
Практи
ка
81
04
16
15.00
17.00ч
Беседа
6
2
2
2
2
2
2
2
82
04
18
15.00
17.00ч
Беседа
2
83
04
20
15.20
17.20ч
Беседа
84
04
28
10.00
16.00ч.
Практи
ка
2
6
по ориентированию.
я школы
зачет
Ориентирование по местным
предметам, действия в
случае потери. Соревнование
по ориентированию.
Окрестно
сти с.
Ивановск
ое
Зачетный
поход
Туристические возможности
родного края, обзор
экскурсионных объектов,
музеи.
Туристические возможности
родного края, обзор
экскурсионных объектов,
музеи.
Туристические возможности
родного края, обзор
экскурсионных объектов,
музеи
Изучение района
путешествия.
Изучение района
путешествия.
Изучение района
путешествия.
Изучение района
путешествия.
Изучение района
путешествия.
Общественно полезная
работа в путешествии, охрана
природы и памятников
культуры.
Изучение района
путешествия.
Общественно полезная
работа в путешествии, охрана
природы и памятников
культуры.
Общественно полезная
работа в путешествии, охрана
природы и памятников
культуры.
Общественно полезная
работа в путешествии, охрана
природы и памятников
культуры. Основные приемы
Спортзал Опрос,
практика
зачет
Спортзал Опрос,
практика
зачет
Спортзал Опрос,
практика
зачет
Спортзал Опрос,
практика
зачет
Спортзал Опрос,
практика
зачет
Спортзал Опрос,
практика
зачет
Спортзал Опрос,
зачет
Спортзал Опрос,
зачет
Спортзал Опрос,
зачет
Окрестно
сти с.
Ивановск
Зачетный
поход 85
05
04
15.20
17.20ч
Беседа
2
86
05
07
15.00
17.00ч
Беседа
2
87
05
11
15.20
17.20ч
Беседа
2
88
05
14
89
05
16
15.00
17.00ч
Беседа,
практик
а
15.00
17.00ч
Практи
ка
90
05
18
91
05
26
15.20
17.20ч
10.00
16.00ч.
Беседа
Практи
ка
Беседа
Практи
ка
91
05
28
15.00
17.00ч
Практи
ка
2
2
2
6
2
92
05
30
15.00
17.00ч
Практи
ка
2
по оказанию первой
доврачебной помощи.
Личная гигиена туриста,
профилактика заболеваний.
Походная медицинская
аптечка, использование
лекарственных растений.
Личная гигиена туриста,
профилактика заболеваний.
Походная медицинская
аптечка, использование
лекарственных растений.
Личная гигиена туриста,
профилактика заболеваний.
Походная медицинская
аптечка, использование
лекарственных растений.
Основные приемы по
оказанию первой
доврачебной помощи.
Основные приемы по
оказанию первой
доврачебной помощи.
Приемы транспортировки
пострадавших.
Основные приемы по
оказанию первой
доврачебной помощи.
Основные приемы по
оказанию первой
доврачебной помощи.
Приемы транспортировки
пострадавших.
Краткие сведения о строении
и функциях организма
человека и влияние на него
физических упражнений.
Врачебный контроль,
самоконтроль,
предупреждение спортивных
травм на тренировках.
Итоговое занятие.
ое
Спортзал Опрос,
практика
зачет
Спортзал Опрос,
практика
зачет
Спортзал Опрос,
практика
зачет
Спортзал Опрос,
практика
зачет
Спортзал Опрос,
практика
зачет
Спортзал Опрос,
практика
зачет
Окрестно
сти с.
Ивановск
ое
Зачетный
по
хо
д
Спортзал Опрос,
практика
зачет
Спортзал,
территори
я школы
216
часов
Планграфик прохождение программы. Количество часов
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
26
26
26
26
20
24
24
26
май
18
Б1
месяц
План
часов
Факт
часов
Оборудование: Веревка диаметр 6мм., для вязания узлов, веревка диаметр 10 мм., для переправ,
страховочный системы, карабины, веревочная лестница, ромб, костровое и кухонное оборудование,
компас, карты, палатки, спортивное оборудование.
Список литературы для составления программы:
«Спортивноприкладной туризм». Составитель В.А. Шкенев. Издательство Волгоград. 2009г.
«Туристскокраеведческие кружки в школе». Авторы: И.А. Верба, Я.Б. Галкин, А.П. Радищев Издательство
«Просвещение» 1988г.
«Туризм в школе» Авторы: И.А. Верба, С.М. Галицын, Е.Г. Рубов. Издательство «Физкультура и спорт» 1983г.
Алешин В. М. Карта в спортивном ориентировании. — М.: ФиС, 1983.
Самодельное туристическое снаряжение. / Сост. Лукоянов П. И. — Н. Новгород: Нижегородская ярмарка,
1997г.
Условные знаки топографических карт СССР: Справочник. — Издание 5е испр. и доп. — М.: Редакционно
издательский отдел ВТС, 1966г.
Елисеев О. М., Чазов Е. И. Справочник по оказанию скорой и неотложной помощи. — М.: Медицина, 1998г.
Беккер И. Л. Туристские вечера. Организация, подготовка, проведение. — Пенза, 1997г.
Программа туристско-краеведческого объединения «38 Меридиан-2»
Программа туристско-краеведческого объединения «38 Меридиан-2»
Программа туристско-краеведческого объединения «38 Меридиан-2»
Программа туристско-краеведческого объединения «38 Меридиан-2»
Программа туристско-краеведческого объединения «38 Меридиан-2»
Программа туристско-краеведческого объединения «38 Меридиан-2»
Программа туристско-краеведческого объединения «38 Меридиан-2»
Программа туристско-краеведческого объединения «38 Меридиан-2»
Программа туристско-краеведческого объединения «38 Меридиан-2»
Программа туристско-краеведческого объединения «38 Меридиан-2»
Программа туристско-краеведческого объединения «38 Меридиан-2»
Программа туристско-краеведческого объединения «38 Меридиан-2»
Программа туристско-краеведческого объединения «38 Меридиан-2»
Программа туристско-краеведческого объединения «38 Меридиан-2»
Программа туристско-краеведческого объединения «38 Меридиан-2»
Программа туристско-краеведческого объединения «38 Меридиан-2»
Программа туристско-краеведческого объединения «38 Меридиан-2»
Программа туристско-краеведческого объединения «38 Меридиан-2»
Программа туристско-краеведческого объединения «38 Меридиан-2»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.